Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовой статус иностранных граждан

Административно правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданст

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Курсовая работа по административному праву РФ на тему:

“ Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства”

Оглавление

Глава 1. Административно правовой статус иностранцев в РФ

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Глава 2. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан

Глава 3. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания.

Список используемой литературы

Актуальность темы исследования. Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Без гражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное без гражданство — без гражданство с момента рождения. Относительное без гражданство — без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Объектом исследования являются иностранные лица и лица без гражданства.

Предметом исследования являются административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Цель исследования всесторонне изучить административно-правовой статус иностранных лиц, лиц без гражданства.

Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

— изучить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

— рассмотреть административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;

— выявить выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан;

— рассмотреть ответственность иностранных граждан.

Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.

Глава 1. Административно правовой статус иностранцев в РФ

1.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России.

Понятие «иностранец» существует в юридической и повседневной лексике практически с момента появления письменности. Иностранец — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или не имеет гражданства ни одного государства.

Это понятие является более общим по отношению к понятию » иностранный гражданин «, т.к. последнее обозначает лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства. Так, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с последующ. изм.) в ст. 2 закреплено: «иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Однако в этой же статье сказано: «в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».

А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ, имеют право на охрану здоровья.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России.

А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей.

В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.

Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.

Несмотря на предоставление по Конституции РФ всех личных прав каждому, законодательство об иностранцах регламентирует некоторые из них более подробно. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 11 определяет, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом, за исключением посещения определенных территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Такими территориями являются территории закрытых административно-территориальных образований, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны экологического бедствия и др.

Кроме того, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено это проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Что касается иностранных граждан, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в Российской Федерации иностранными журналистами, то им предоставляется право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе принципа взаимности , за исключением посещения тех же определенных территорий.

«Иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом». Ограничения в данном случае касаются, прежде всего, разрешительного порядка на привлечение и использование труда иностранных работников и ограничений на осуществление определенных видов работ.

Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же как и к гражданам России.

Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ от 15.08.1996 г

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въез­да в Российскую Федерацию» и международными договорами и соглашениями и ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом по­ложении иностранных граждан». Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеет свои осо­бенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие — на основании положений, указанных в международных догово­рах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Фе­деральным законом или международными соглашениями. Ино­странные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной правосубъектно­сти, чем граждане РФ. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связа­на с принадлежностью к гражданству РФ или связана с государ­ственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в це­лях обеспечения государственной безопасности. На иностран­ных граждан и лиц без гражданства не распространяется дей­ствие законодательства о воинской обязанности и военной службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кро­ме того, к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жи­тельства в РФ или проживание по недействительным докумен­там, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выез­да по истечении срока пребывания, несоблюдение правил тран­зитного проезда через территорию РФ. В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Ад­министративное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавли­вается и назначается судьей, а в случае совершения админис­тративного правонарушения при въезде в РФ — соответству­ющими уполномоченными должностными лицами. Иностранные граждане, обладающие дипломатическим им­мунитетом, в соответствии с международными договорами не подпадают под действие административной юрисдикции, а при­знанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, имеют особый административный статус. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, действуют правила международного договора. Должностные лица, по вине которых нарушены права граж­данина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из РФ и (или) въезд в РФ, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действия­ми (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установ­ленном законодательством РФ.

Читать еще:  Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина

24) Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функ­ционирования.

Органы исполнительной власти: понятие, виды, система.Орган исп. власти — это организация, кот., являясь частью гос. аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деят-ти, образована в соотв. с зак-вом, наделена правом выступать по поручению гос-ва, призвана в порядке исп. и распорядит. деят-сти осуществлять повседневное рук-во хоз., соц-культурной, адм.-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн. власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в связи с их упразднением. Образование, структура, порядок деят-сти и компетенция орг. исп. власти (их задачи, функции, права и обяз-сти, формы и методы деят-сти) определены и закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах. Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б) наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся вышестоящ. органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти. Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта состоит из след. блоков: целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти; организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность); компетенционного — совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т.д.). Виды:1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают: а) федеральные органы исп. власти; б) органы исп. власти субъектов РФ. 2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции: органы общей компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей их сферы деят-сти; органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое (функциональное) или смешанное управление; органы отраслевой компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или отраслями управл-я. органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств); органы межотраслевой (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер упр-я; органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деят-сти. 3. В завис-стиот организац.-правовой формы. Организац.-правовая форма – признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, гл. управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д. 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исп. власти подраздел-ся: а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю; б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот. принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В колл. органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной отв-стью за их исполнение, за рук-во порученными участками войны.

25) Президент РФ: полномочия в сфере исполнительной власти. Адми­нистрация Президента РФ: правовое положение, задачи, структура, орга­низация, функции.

Президент РФ как субъект административного права в сфе­ре исполнительной власти имеет исключительные полномочия. В гл. 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем полномочий в сфере исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреп­лены в гл. V Федерального конституционного закона от 17.12. 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Президент России обеспечивает согласованное функциони­рование и взаимодействие Правительства России и других ор­ганов государственной власти, руководит деятельностью ФОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. В соответствии со ст. 80 Конституции Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод чело­века и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и обращается к Федеральному Собранию (обеим палатам — парламенту страны) с ежегодны­ми посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Россию внут­ри страны и в международных отношениях. Президент России (ст. 83 Конституции): а) назначает с согласия Государственной Думы Председа­теля Правительства; б) имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства; в) принимает решение об отставке Правительства;=; д) по предложению Председателя Правительства назнача­ет на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назна­чения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Гене­рального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назнача­ет судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет безопасности; з) утверждает военную доктрину России; и) формирует Администрацию Президента; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента; л) назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил; Президент РФ вправе приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ в случае противо­речия этих актов Конституции и федеральным законам, между­народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответству­ющим судом. Указы и распоряжения Президента обязательны для испол­нения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. Президент по согласованию с органами законодательной власти назначает на должность глав исполнительной власти (гу­бернаторов) субъектов РФ. Администрация Президента РФ в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, подготовка соответствующих докладов Президенту РФ; обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и органов государственной власти субъектов РФ; обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы; обеспечение систематизации нормативных правовых актов РФ, включая международные договоры РФ; обеспечение единства информационного и правового пространства Российской Федерации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Административно — правовой статус граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

  • комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
  • гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

. от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;

. от юридической силы – на законы и подзаконные акты;

. от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей,

отраслевой и межотраслевой компетенции.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав

и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность

частной жизни, свобода совести и др.)

Однако, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде

всего на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При

этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение,

когда они находят своё отражение в административно-правовых.

Права и обязанности граждан по содержанию можно

подразделить на две группы:

статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре

адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

Административное право влияет на осуществление

конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В

повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо

правоотношений. Однако, равенство административной правоспособности граждан

России, как общей способности иметь права, нести обязанности, не означает,

что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных

прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Административная дееспособность гражданина – признаваемая

за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и

обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая

дееспособность включает также способность гражданина лично нести

ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими

Вся система административно-правовых отношений,

субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной

правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражданами своих

субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе,

так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного

управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в

осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации

устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть

узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных

обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе

вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других

Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) «О

беженцах» определяет основания и порядок признания беженцем на территории

Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые

гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации.

Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) «О вынужденных

переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает

экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных

интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного

права и международными договорами Российской Федерации.

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: ”Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ“.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;

они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;

иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

на них не распространяется воинская обязанность;

они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);

для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);

Читать еще:  Фиктивная регистрация иностранных граждан судебная практика

они обязаны подчиняться законам Российской Федерации;

по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;

иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регламентируется Законами Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” то 28 ноября 1991 г., “О беженцах” от 19 февраля 1993 г., Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 24 июня 1981 г. и рядом других российских и союзных актов.

По времени пребывания на территории Российской Федерации всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на :

проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства — вид на жительство. Он выдается ОВД не гражданам Российской Федерации, достигшим 16 — летнего возраста на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Административно — правовой статус граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Административно — правовой статус граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Административно — правовой статус граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Общая характеристика административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Глава 1. Источники, регламентирующие административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 5

1.1. Понятие иностранного гражданина и лиц без гражданства как субъектов административного права 5

1.2. Правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 7

Глава 2. Понятие и структура административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 13

2.1. Понятие административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 13

2.2. Структура административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 16

Список использованных источников 27

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что административно-правовые аспекты пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России традиционно вызывают интерес у современных исследователей. Однако в правовой литературе можно констатировать недостаток работ, посвященных комплексному анализу соответствующего административно-правового режима. В связи с этим представляет интерес анализ некоторых тенденций законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, что позволит выявить ключевые положения их административно-правового статуса в нашей стране.

Особое значение для данного исследования имеют труды авторов, непосредственно занимавшихся исследованием особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе развития российского законодательства, таких как: Л.В. Андриченко, И.С. Искевич, С.С. Купреев, С.Н. Лебедев, Б.В. Россинский, А.В. Сахаров, С.А. Трыканова, Т.У. Хакимов и др., работы которых были использованы при написании данной курсовой работы.

Целью данной работы является исследование особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству РФ.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. определение понятия иностранного гражданина и лиц без гражданства как субъектов административного права;
  2. рассмотрение источников, регламентирующих административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
  3. раскрытие понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
  4. исследование структуры административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
  5. составление обобщающих выводов по итогам исследования.

Объектом исследования является совокупность административно-правовых отношений, складывающихся в процессе реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и обязанностей как субъектами административного права.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе развития отечественного законодательства.

В ходе проведения данного исследования автором применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, а именно: сравнительный, системный метод, методы анализа и синтеза.

Теоретическая и нормативная база исследования представлена анализом законодательства РФ, регламентирующим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, работами ученых по выбранной теме исследования.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, объединяющих 4 параграфа, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются источники, регламентирующие административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Во второй главе раскрывается понятие и структура административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. В заключении даны обобщающе выводы по выбранной теме исследования.

По итогам проделанного исследования были сделаны следующие выводы. Среди субъектов российского административного права особое место занимают иностранцы, т.е. иностранные граждане и лица без гражданства. Учитывая, что правовое положение лиц без гражданства по своему содержанию практически совпадает со статусом иностранных граждан, в литературе и правоприменительной практике термин «иностранцы» используется для обеих указанных категорий субъектов административного права, подразумевая под ним как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

С целью обеспечения внутренней и внешней безопасности, защиты своих граждан от возможных угроз современное суверенное государство не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за пребывающими на ее территории иностранными гражданами, позволяющий обеспечить неукоснительное соблюдение ими законности и правопорядка. С этой целью вводится разумный административно-правовой режим пребывания иностранцев, а также осуществляются изменения данного режима, в соответствии с потребностями исторического момента, коренными интересами государства и его граждан.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства является достаточно сложной и собирательной категорией, поскольку такие лица как субъекты права могут участвовать в самых разнообразных правоотношениях. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав, свобод и обязанностей, регулируемых соответствующими нормами административного права, которые реализуются в административно-правовых отношениях.

Содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов административного права включает такие составляющие как:

  1. комплекс закрепленных соответствующими нормами административного права прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства;
  2. гарантии реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере административного права, в том числе включая охрану таких прав законом и механизм защиты данных прав органами власти.

Среди ключевых элементов административно-правового статуса иностранцев в Российской Федерации можно назвать:

  1. порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России;
  2. порядок пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в России;
  3. миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства;
  4. порядок реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства отдельных прав и свобод на территории Российской Федерации;
  5. система мер административного воздействия, применяемых в отношении их в случае нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации.

Подводя итог всему сказанному можно заметить, что в случае отсутствия российских федеральных законов, регламентирующих правовой статус иностранцев, следует ориентироваться на международные нормы, закрепленные в фундаментальных конвенциях о правах человека.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. — 10.12.1998.
  2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12.
  3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12.
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 22.01.1969 г. №3534-VII // Действующее международное право. — в 3 т., том 2, — М.: МНИМП, 1997 г.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) // СЗ РФ. — 2001. — №2. — Ст. 163.
  6. Конвенция о статусе апатридов (Заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954 г.) // Действующее международное право. Т.1. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — С. 230 — 243.
  7. Конвенция о сокращении безгражданства (Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961) // Действующее международное право. Т. 1. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — С. 247 — 255.
  8. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, — М., 1956, с. 14 – 47.
  9. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. — 2014. — №31. — Ст. 4398.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // СЗ РФ. – 1994. — №32. — Ст. 3301.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 1.
  12. Федеральный закон от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. — 1996. — №34. — Ст. 4029.
  13. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — №30. — Ст. 3032.
  14. Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2006. — №30. — Ст. 3285.
  15. Указ Президента РФ от 09.08.1994 г. №1668 (ред. от 13.06.1996 г.) «О Федеральной миграционной программе» // СЗ РФ. — 1994. — №18. — Ст. 2065.
  16. Указ Президента РФ от 05.06.2012 г. №777 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан — владельцев карт для деловых и служебных поездок в страны — участницы форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» // СЗ РФ. – 2012. — №24. — Ст. 3136.
  17. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1306 (ред. от 30.12.2014 г.) «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // СЗ РФ. — 2014. — №2 (часть I). — Ст. 130.
  18. Приказ ФМС России от 28.06.2010 г. №147 (ред. от 12.03.2015 г.) «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — №34.
  19. Приказ ФМС РФ от 23.09.2010 г. №287 (ред. от 15.08.2011 г.) «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — №49.
  20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета. — №282. — 13.12.2013.
  21. Адмиралова И.А. Статус граждан как субъектов административного права и роль полиции в его обеспечении // Административное и муниципальное право. – 2014. — № 5. — С. 430 — 439.
  22. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. — 2014. — №12. — С. 5 — 15.
  23. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 921 с.
  24. Искевич И.С., Сахаров А.В. Международно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — №2. — С. 21 — 24.
  25. Купреев С.С. О содержании административно-правового статуса иностранцев в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2014. -№ 8. — С. 49 – 52
  26. Лебедев С.Н. Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. — М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. — 764 с.
  27. Марков А.В. Правовой статус субъекта правоотношений как юридическая категория // Научные труды. Российская академия юридических наук. — М.: Юрист, 2011. Выпуск 11. – С.361-365.
  28. Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: монография / Е.Л. Писаревский. — М.: Юрист, 2011. — 496 с.
  29. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2010. – 928с.
  30. Трыканова С. А. Сравнительный анализ зарубежной организационно-правовой практики создания и функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации // Миграционное право. -2015. — № 3. — С. 3 -4.
  31. Хакимов Т.У. О некоторых исторических тенденциях становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России // Административное и муниципальное право. — 2014. — №7. — С. 700 — 706.
  32. Шаргородский В.В. Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. — 2009. — №4. — С.82-86.
Читать еще:  Оспаривание сделок в банкротстве гражданина судебная практика

Готовые работы

  • География (5)
  • Гидравлика (8)
  • Делопроизводство (2)
  • История (10)
  • Маркетинг (22)
  • Математика (896)
  • Менеджмент (47)
  • Механика (2)
  • Педагогика (25)
  • Производство (10)
  • Прочие дисциплины (7)
  • Психология (8)
  • Сельское хозяйство (18)
  • Сервис и туризм (13)
  • Социология (3)
  • Физика (550)
  • Физкультура (2)
  • Филология (17)
  • Философия (3)
  • Химия (149)
  • Экономика (84)
  • Юриспруденция (48)

Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Граждане РФ и их административно-правовой статус

Каждому гражданину рано или поздно приходится участвовать в общественных отношениях, где одной из сторон выступает государство или его представители (государственные органы). В этих, как и в любых других отношениях, обе стороны неминуемо должны обладать взаимными правами и обязанностями друг к другу. Комплекс этих прав и обязанностей определяет административно-правовой статус граждан РФ. Он в обязательном порядке должен быть отражен в отечественном законодательстве и является важнейшей частью общего правового статуса россиянина. Рассмотрим его подробнее.

Гражданство РФ: что это и как его получить

Для начала определим, что такое гражданство РФ. Им является устойчивая политико-правовая связь между самой РФ и ее гражданами, выраженная во взаимных правах, обязанностях и ответственности. В силу этой связи, со своей стороны государство обязуется контролировать реализацию прав и свобод индивида на своей территории, за что каждый гражданин РФ обязуется соблюдать внутреннее российское законодательство и иные предписания. В свою очередь, гражданин РФ может претендовать на покровительство и защиту со стороны российского государства, где бы он в данный момент ни находился.

Существует несколько оснований, по которым лицо может стать гражданином:

  • по рождению от россиян или на территории России;
  • в результате постоянного проживания в РФ и натурализации;
  • в результате восстановления в гражданстве бывших граждан;
  • в силу оптации или трансферта, связанных с изменением госграниц.

Объем прав и обязанностей россиян всегда одинаков независимо от способа приобретения гражданства.

Административно-правовой статус

Административно-правовой статус, как уже было сказано, является важнейшей частью общего право-юридического положения гражданина. Но в отличие от последнего, первый призван конкретизировать и систематизировать тот спектр прав и обязанностей, которыми наделены граждане в сфере исполнительной власти и публичного управления. Рассматривая его в данном контексте, нужно иметь в виду, что административно-правовой статус в первую очередь определяется нормами права, а это значит, что правовое положение индивида в обществе и его взаимоотношениях с государством зависит от совершенства законодательства в сфере публичного управления.

Таким образом, административно-правовой статус человека и гражданина РФ – это спектр прав и обязанностей физлица, а также гарантий их реализации и ответственности за неисполнение в области госуправления, закрепленных российским административным законодательством.

Однако из-за несовершенства законодательства мы можем констатировать, что полноценное регулирование административного статуса имеет место лишь в части административной ответственности граждан (в частности, в КоАПе).

Что же касается административной правоспособности, то ее правовое регулирование далеко от совершенства, так как его особенности, в частности, состоят в том, что законодатель нередко связывает права и обязанности граждан с их положением в обществе или неким особым статусом участника отношений в области управления (например, отдельно для кандидатов на госслужбу, для абитуриентов, для водителей транспортных средств и так далее). При этом само законодательство в этой области лишено единого центра (например, полноценного Административного кодекса) и является фрагментарно разделенным по отраслям и взаимоотношениям с отдельными органами, чья деятельность регулируется десятками, если не сотнями порождающих права и обязанности нормативно-правовых актов.

Из-за этого понятие и содержание административно-правового статуса часто рассматривается как совокупность фрагментов прав и обязанностей индивидов в отдельных их отношениях, например, с органами здравоохранения, образования, судебными органами и так далее. Кстати, на основе этого критерия можно выделить несколько видов статусов.

Виды статусов

Исходя из состава субъектов, на которых распространяются отдельные нормативно-правовые акты, порождающие права и обязанности в области административного управления, можно выделить следующие виды административно-правового статуса граждан:

  • общий – положение, которое, в силу его закрепления в основополагающих нормативно-правовых актах (например, Конституции), распространяется на всех без исключения граждан;
  • специальный – положение, распространяемое на отдельные категории граждан (например, военнослужащие, водители, работники здравоохранения, пенсионеры, инвалиды и так далее);
  • индивидуальный – положение отдельного гражданина с учетом его индивидуальных особенностей, таких как возраст, дееспособность, семейное положение и так далее.

Элементы и принципы административного статуса

Обратим внимание, что отечественная юридическая наука рассматривает административно-правовой статус не только в качестве совокупности прав и обязанностей: это лишь один из ее элементов.

Структуру статуса составляют и такие его неотъемлемые элементы:

  • гражданство, фиксирующее устойчивую юридическую связь между субъектами административных правоотношений;
  • правосубъектность, определяющая возможность индивидов приобретать административные права и обязанности;
  • ответственность за нарушение возложенных административных обязанностей, регулируемая КоАП;
  • правовые гарантии соблюдения прав и обязанностей граждан;
  • принципы административно-правового статуса, на которых построены административное и иные отрасли законодательства, применяемого в административных правоотношениях.

Необходимо отметить, что в основе положения гражданина лежит последний указанный нами элемент, а по значению, вероятно, самый главный.

Принципы административно-правового статуса включают:

  1. Социальное равенство – закон один для всех, он не различает граждан по имущественному, национальному, этническому, конфессиональному или иному признаку. Из этого следует, что ни один их таких признаков не может быть причиной для ограничений в административных правах.
  2. Гуманизм – всем субъектам административных отношений Россия гарантирует соблюдение их прав и свобод, определенных международными нормативно-правовыми актами, начиная с Всеобщей конвенции прав человека.
  3. Демократизм – в качестве главного источника управления Россия признает народ: именно в его руках сосредоточена вся власть, которую он реализует через государственные органы.
  4. Законность – все участники административных правоотношений обязаны соблюдать российское законодательство.
  5. Презумпция невиновности. Никто не виновен в чем-либо до тех пор, пока судом не будет установлено обратное.

Не следует путать их с основами, на которых построено само гражданство. Рекомендуем ознакомиться детальнее с принципами гражданства РФ.

Конституционный статус и его особенности

В отличие от административного, конституционный статус человека и гражданина в России трактуется куда более широко, хотя и имеет с ним много общего. Единственным его нормативным источником, что очевидно, может быть лишь Конституция РФ, а она, как следует из ее содержания, признает человека и его права высшей ценностью, охрана которой – обязанность России (ст. 2 КРФ). Именно эта норма является стержнем, на котором построен конституционный статус и все взаимоотношения между государством и человеком. Главная идея, которая в них заложена, – «государство во имя человека», что принципиально отличает нынешнюю Россию от СССР.

Внесение в КРФ перечня личных прав и свобод (глава 2 КРФ) фиксирует статус личности в Российской Федерации. Важно понимать, конституции Советского государства рассматривали личные права как второстепенные. Нынешняя же Конституция видит человека в первую очередь как отдельно взятую личность, обладающую собственным объемом незыблемых прав и свобод, которые, согласно ст. 18 КРФ, определяют смысл и применение законодательства, работу законодательной и исполнительной власти и так далее. Проще говоря, права и свободы человека являются основой всей деятельности государства.

Но личные права и свободы представляют лишь основу, кроме них конституционно правовой статус гражданина РФ включает в себя:

  • политические, экономические, культурные, имущественные, трудовые и иные права;
  • обязанности, возложенные на человека Конституцией;
  • гражданство как основу возникновения конституционного статуса;
  • принципы права;
  • правосубъектность человека и гражданина и так далее.

Права и обязанности россиян

Права россиян, как уже стало понятно, в зависимости от их применения, могут быть поделены на несколько категорий:

  • личные – право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность частной жизни и жилища и т. д. (статьи 20-29 КРФ).
  • трудовые – право на труд, здоровые условия труда, зарплату и др. (ст. 37 КРФ);
  • экономические – свобода бизнеса, право на частную собственность, наследство, защиту частной собственности и т.д. (статьи 34-36 КРФ).
  • политические – право избирать и быть избранным, свобода политических объединений, общественной деятельности (статьи 30-33 КРФ).

Вместе с тем, на россиян возложен и ряд обязанностей:

  • налоговая;
  • воинская;
  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях;
  • забота об историческом и культурном наследии;
  • охрана природы и природных богатств и т.д.

Правовой статус граждан в России

Еще более широкое понятие – правовой статус гражданина Российской Федерации, под которым представляется всеобщая совокупность прав и обязанностей граждан РФ во всех сферах их жизни. По сути, общий правовой статус – это некое положение человека в обществе, обладающего гражданством данного государства, что и отличает граждан от всех других лиц, находящихся на его территории. Главное такое отличие – полнота и объем предоставленных прав, предпосылкой для чего, напомним, является гражданство.

Правовое положение граждан РФ на территории России регулируется в целом всем законодательством страны, которое в той или иной форме увеличивает объем прав гражданина по сравнению с иностранцами или апатридами. Оно включает в себя особенности административного, гражданского, семейного, уголовно-процессуального, трудового и всех других отраслей права без исключения.

Однако в первую очередь необходимо рассматривать Конституцию России, которой принадлежит ведущая роль, ведь именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. Особенность конституционного статуса еще и в том, что в подавляющем числе предусмотренных им прав и обязанностей они идентичны, как у иностранцев, так и у россиян, лишь за некоторыми исключениями.

Правовое положение иностранцев и апатридов

Так, Конституция гарантирует иностранцам и апатридам соблюдение всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, установленных международным правом и внутренним законодательством РФ. То есть иностранцам и апатридам гарантируется национальный правовой режим, из которого законодатель предусмотрел некоторые изъятия, выраженные в правах и обязанностях исключительно для граждан. Речь идет об избирательных, трудовых, некоторых имущественных ограничениях, воинской обязанности и прочем, что допустимо исключительно для правового положения россиян.

В зависимости от длительности нахождения в РФ и степени легализации отличается и объем прав иностранцев в РФ. Например, те иностранцы и апатриды, кто временно пребывает в РФ (до 90 дней), имеют ограниченный перечень прав и свобод по сравнению с иностранцами, обладающими разрешением на временное проживание. Те, в свою очередь, имеют меньше прав, чем обладатели вида на жительство, само наличие которого говорит о постоянном проживании в РФ.

Административная ответственность

Возвращаясь к административному статусу гражданина, напомним, что одним из ее элементов является административная ответственность. Под ней следует понимать обязанность россиян испытывать негативные ограничения личного, финансового или иного характера в силу совершенного ими административного проступка.

Случаи, порядок, особенности привлечения к административной ответственности, а также санкции для субъектов административных правоотношений регулируются КоАП РФ. Для привлечения к ответственности, в силу действия кодекса, лицо должно обладать деликтоспособностью – установленной законом возможностью отвечать за совершенные проступки.

Среди главных условий деликтоспособности:

  • достижение 16-летнего возраста (согласно ст. 2.3 КоАП);
  • вменяемость – способность отдавать отчет собственным действиям.

Гарантии административно-правового статуса

Правовые гарантии – последний элемент административно-правового статуса. Они представляют собой совокупность мер, средств и условий, направленных на защиту реализации прав и обязанностей, и привлечение к ответственности нарушителей в области публичного управления. При этом законодательство предусматривает как общие, так и более конкретные гарантии отдельных прав и свобод, основные из которых закреплены в Конституции (например, право на жизнь, право участвовать в выборах, право на медицинскую помощь и т.д.).

Теоретики делят правовые гарантии на несколько разновидностей, среди которых экономические, политические, социальные, идеологические и так далее. Все они в той или иной форме отражены в законодательстве.

Заключение

Таким образом, административно-правовой статус можно считать одним из основных элементов правового положения граждан РФ. Он касается взаимоотношений индивида и государства и проявляется в совокупности прав и обязанностей в сфере государственного администрирования. Административное положение лица определяется нормами законодательства, в зависимости от широты применения которого выделяют несколько форм статусов: общий, специальный, индивидуальный. Этими же нормами государство гарантирует соблюдение прав и обязанностей граждан в области публичного управления, за нарушение которых предусматривается ответственность.

Статус гражданина и человека в РФ: Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector