Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административный штраф за нарушение трудового законодательства

Виды ответственности и штрафы за нарушение трудового законодательства работодателем и работником в 2020 году

Лица могут привлекаться к ответственности за нарушение:

  • внутреннего трудового распорядка, дисциплины (локальных нормативных актов, утвержденных правил распорядка и т.д.);
  • имущественных интересов работника (группы работников) или работодателя (включая причинение ущерба имуществу);
  • административного порядка, действующих федеральных законов, гражданских прав и интересов.

Дисциплинарная ответственность

Меры дисциплинарной ответственности:

  • выговор;
  • замечание;
  • увольнение.

Важно, что применение определенной санкции работодателем по отношению к виновному работнику является не его обязанностью, а правом. Выбор определенной меры работодателем осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, степени вины сотрудника и характера последствий.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение норм в сфере трудового законодательства предусматривает наложение штрафов. Санкции применяются при наличии состава административного правонарушения судом или органами, осуществляющими надзор.

Таблица штрафов за нарушения трудового законодательства в текущем году:

Основание привлечения к административной ответственностиРазмер штрафной санкции (в руб.) для должностных лиц и индивидуальных предпринимателейРазмер штрафной санкции (в руб.) для работодателей-юридических лиц
Нарушение статей ТК РФ (кроме тех, по которым КоАП предусматривает отдельные меры ответственности)От 1000 до 5000От 30.000 до 50.000
Допуск к работе без получения согласия директора (иного уполномоченного лица)От 10.000 до 20.000———-
Отказ от подписания или заключения коллективного договора (по требованию работников)От 3.000 до 5.000От 3.000 до 5.000
Увольнение работников, участвующих в забастовке или трудовых спорахОт 4.000 до 5.000От 4.000 до 5.000
Невыдача средств индивидуальной защиты (масок, респираторов и др.), нарушение сроков и порядка их выдачи сотрудникамОт 20.000 до 30.000От 130.000 до 150.000
Невыплата заработной платы, несвоевременное начисление заработкаОт 10.000 до 20.000От 30.000 до 50.000

Штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы и другие санкции, перечисленные выше, применяются в 2-х кратном размере по отношению к виновным лицам при повторном нарушении норм (рецидиве).

Гражданская и уголовная ответственность

Про штрафы за нарушение трудового законодательства смотрите в ролике

Смягчающие обстоятельства

Размер штрафа может быть снижен при наличии смягчающих обстоятельств, к которым относится (ст. 4.2 КоАП РФ ):

  • раскаяние виновного лица;
  • добровольное прекращение противоправных действий;
  • содействие в установлении обстоятельств дела;
  • совершение деяния при стечении тяжелых жизненных обстоятельств;
  • несовершеннолетие, наличие малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет) и др.

По решению суда, иные обстоятельства также могут быть признаны смягчающими (например, преклонный возраст виновного лица). Штраф за нарушения должен быть выплачен в установленные инспектором или судом сроки.

Административная ответственность за нарушение трудового и налогового законодательства

В деятельности любой организации инспекторы (налоговые, трудовые) могут найти нарушения, за которые предусмотрены административные штрафы. Тогда к ответственности могут привлечь как организацию, так и ее руководителя (что не противоречит КоАП). Иногда наравне с директором штрафы грозят и главному бухгалтеру. В таблице мы собрали разные виды нарушений в сфере предпринимательской деятельности, о которых стоит знать, чтобы не допустить их в работе

Ответственность за нарушения налогового законодательства

В организации грубо нарушили правила ведения бухучета и бухгалтерской отчетности

Примечания:

1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

Ответственность за нарушения в сфере обязательного социального страхования

Ответственность за нарушения трудового законодательства
(в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ)

КоАП в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ, вступающей в действие 03.10.2016 предусматривает административную ответственность за:

фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель отказывается признать такие отношения трудовыми отношениями и (или) не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор (пункт 2 статьи 5.27 КоАП);

уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (пункт 3 статьи 5.27 КоАП);

нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ (пункт 1 статьи 5.27.1 КоАП);

нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (пункт 2 статьи 5.27.1 КоАП);

допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 5.27.1 КоАП);

необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (пункт 4 статьи 5.27.1 КоАП);

нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (пункт 1 статьи 14.54 КоАП);

невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункт 23 статьи 19.5 КоАП).

Нарушение законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4, 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП

предупреждение или наложение административного штрафа на:

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

наложение административного штрафа на:

наложение административного штрафа на:

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 5.27 КоАП, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

наложение административного штрафа на:

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством

влечет предупреждение или наложение:

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 5.27.1 КоАП

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

влечет наложение административного штрафа на:

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

влечет наложение административного штрафа на:

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Нарушение законодательства о привлечении иностранной рабочей силы

Ответственность за нарушения лицензионных требований

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 10.10.2014, 17.12.2014, 15.01.2016, 05.07.2016

Штрафы на кадровиков

Один из самых главных вопросов, которые волнуют многих кадровиков, штрафуют ли специалиста по кадрам или инспектора по кадрам за нарушения трудового законодательства вместо руководителя организации или начальника отдела кадров?

Читать еще:  Как подать иск в суд на алименты

С руководителем кадровой службы, понятно, он относится к руководителям структурных подразделений, которые хочешь и не хочешь, но относятся к должностным лицам. А как быть с рядовыми кадровыми сотрудниками? Являются ли они должностными лицами, подлежащим административной ответственности? Постараюсь пролить свет на эти вопросы.

Общие положения

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Должностное лицо

Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).

Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.

Для того, что более менее понимать, что к ним относится, некоторые суды приводят в пример выдержки из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Согласно указанным документам:

Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции — управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций (учреждений, воинских частей и подразделений), совершение иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.

Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.

Штрафы на кадровиков

Основной костяк штрафов на кадровых работников приходится по нарушениям трудового законодательства (статья 5.27 КоАП) и при работе с иностранными гражданами.

Потом уже идут остальные нарушения, касающиеся отсутствия уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего или предоставления той или иной установленной отчетности.

Здесь следует отступить и напомнить читателям 2kk.info, что по общему правилу, за все нарушения трудового законодательства, ответственным является руководитель организации и именно его чаще всего привлекает трудовая инспекция, как должностное лицо. Сложность в том, что руководитель организации может быть дисквалифицирован за повторные нарушения, о чем есть достаточно много судебной практики.

Дисквалифицировать работников кадровой службы в теории можно, если они относятся к категориям лиц, указанным в ст. 3.11 КоАП (государственные и муниципальные служащие, члены совета директоров, лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица и т.д.), но на практике я это еще не встречала. Кто знает о таких случаях, пожалуйста, напишите, в комментариях к этой статье или на почту.

Кроме того, к административной ответственности также привлекается и само юридическое лицо, т.к. штрафы по указанным статьям намного выше остальных категорий виновных.

Нарушение трудового законодательства

Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.

Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.

Специалист по кадрам – должностное лицо

Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).

Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Специалист по кадрам – не должностное лицо

За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.

Работа с иностранными гражданами

Очень сильно, не повезло кадровикам, работающим с иностранными гражданами.

По моим ощущениям из всей массы административных штрафов на кадровиков они лидируют либо встают наравне с общими основаниями по статье 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства». Причем основная масса судов, признают кадровиков должностными лицами.

Кадровиков, работающих с иностранными гражданами привлекают по:

  • ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – например, за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения или патента (штраф от 25 000 до 50 000 рублей) или за не уведомление (штраф от 35 000 до 50 000 рублей);
  • ст. 18.9 «Нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Инспектор по кадрам – должностное лицо

Инспектор по кадрам муниципальной организации была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП за не уведомление соответствующего территориального органа, о прекращении трудового договора с иностранным гражданином и подвергнута минимальному административному штрафу в размере 35 000 рублей.

Представитель организации попытался оспорить штраф заявив, что инспектор по кадрам не можется являться должностным лицом.

Суд с этим не согласился, сославшись на приказ о приеме на работу, должностную инструкцию, в соответствии с которой на работника была возложена обязанность по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о приеме и увольнении иностранных граждан.

Исходя из этого, инспектора по кадрам признали должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями.

Инспектор отдела кадров – должностное лицо

Инспектора отдела кадров привлекли к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП в виде штрафа в размере 42 000 рублей, за не уведомление об изменении срока пребывания в РФ иностранного гражданина, т.е. неисполнение принимающей стороной обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кадровик был признан должностным лицом в силу приказа об ответственности за регистрацию иностранных граждан. Ссылка в решение на должностную инструкцию отсутствует.

И только в одном судебном решение (а я их рассмотрела 50 штук) суд признал кадрового специалиста, работающего с иностранными гражданами, не должностным лицом.

Специалист отдела кадров – не должностное лицо

Суд в Амурской области не согласился с представителем МВД оштрафовавший специалиста отдела кадров по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без патента. Штраф по этой статье на должностное лицо от 25 000 до 50 000 рублей.

Инспектор МВД посчитал, что кадровик является должностным лицом в силу должностной инструкции, по которой работник является ответственным лицом за оформление иностранных граждан и направление уведомлений.

Суд в своем решении привел текст Постановлений ВС РФ, которые я указывала выше, а именно, что относится к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, а также на должностную инструкцию, в соответствии с которой специалист отдела кадров не относится к категории руководителей.

Не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Читать еще:  Сведения о собственнике квартиры из росреестра

За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).

Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.

Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.

Непредоставление первичных статистических данных

Есть такая статья 13.19 КоАП «Непредоставление первичных статистических данных», за нарушение которой предусматривается административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (для должностных лиц) и от 20 000 до 70 000 рублей (для юридических лиц).

Кадровые специалисты также привлекаются по этой статье.

Специалист отдела кадрового и правового обеспечения была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП в виде штрафа в размере 10 000 рублей (максимальный штраф 20 000 рублей), за непредоставление первичных статистических данных (формы № 1 кадры). Согласно приказу работник была назначена ответственным лицом за подготовку статистической отчетности.

Ответственность руководителя кадровой службы

Не секрет, что руководитель кадровой службы также является ответственным лицом за нарушения трудового законодательства, если не наравне с руководителем организации, то уж точно рядом.

В сегодняшней статье я делала акцент на обычных специалистах кадровых служб, почти не затрагивая руководящий состав, т.к. руководитель отдела кадров практически всегда признается должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В принципе, переложить эту ответственность на реального виновного, того же специалиста по кадрам в теории можно, тем более, судя по практике, их также признают должностными лицами, но следует знать, что встречаются решения судов, которые априори считают руководителей ответственными за работу своего отдела. И это, наверно, правильно, руководитель отвечает перед законом, подчиненный работник перед своим руководителем.

Начальник отдела кадров была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, за отсутствие подписи работника о получении экземпляра трудового договора.

Начальник отдела кадров попыталась обжаловать решение суда, сославшись на ненадлежащий субъект административного правонарушения, т.к. в момент проверки она находилась в ежегодном отпуске, поэтому подготовкой документов занимались руководитель охраны труда и специалист по кадрам.

Суд отметил, что руководитель отдела кадров, является ответственным лицом за ведение документации, руководит работниками своего отдела, ответственна за выполнение ими должных обязанностей.

Но, исходя из обстоятельств дела, судья признал нарушение малозначительным, заменив штраф 3000 рублей на устное замечание.

Ответственность юридического лица

А вот переложить всю ответственность за нарушения трудового законодательства с юридического лица на того же руководителя кадровой службы уже не получится, т.к. за указанные нарушения могут отвечать одновременно эти два субъекта (ст. 2.1 КоАП), а не только один руководитель. Тут уж зависит от настроения проверяющего. Тем более, штрафы на юридическое лицо – очень лакомый кусочек и вполне позволяют обеспечить соблюдение цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений.

ООО было привлечено к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Санкция данной статьи предусматривает для юридических лиц штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Организация попыталась оспорить постановление ГИТ, сославшись на виновность начальника отдела кадров (в трудовых договорах работников не были указаны обязательные условия).

Суд отметил, что даже при наличии состава административного правонарушения в действиях руководителя отдела кадров, это никак не может исключать ответственность юридического лица.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда.

Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам:

  • заключения
  • изменения
  • расторжения трудовых договоров
  • оплаты труда
  • включая факты задержки выплаты заработной платы
  • рабочего времени и времени отдыха
  • а также нарушения по вопросам охраны труда
  • в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и:

  • выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами

Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Так, в случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического , и юридического лица , за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ:

  • Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ)
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ)
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ)
  • Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ)
  • Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ)

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере — трехсот до пятисот рублей
  • на должностных лиц — пятисот до одной тысячи рублей
  • на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Читать еще:  Преимущественное право выкупа земельного участка собственником здания

Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных:

  • ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»
  • ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»
  • ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»
  • ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)»

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится:

  • определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет:

  • применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение , влечет:

  • дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом

Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками.

Так, в ходе проверки ООО «Р» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес руководителя данной организации Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. руководитель данной организации был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «С».

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

Ведение кадрового учета

Вы можете заказать услуги ведения кадрового учета, связавшись с нами по контактам ниже, или заполнив онлайн-форму:

За нарушения трудового законодательства штрафуют за каждого работника?

Риски: четкой позиции по данному вопросу в законодательстве нет, суды и контролирующие органы расходятся во мнениях. Также все зависит от конкретного нарушения, за которое работодателя привлекают к ответственности.

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, т.к. все зависит от конкретного нарушения.

1. Например, административная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В Письме от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3 Роструд разъяснил, что если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3 и 4 ст. 5.27.1 КоАП, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 1 и 2 ст. 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены – то есть штраф должен быть один за все выявленные нарушения.
Что касается судебной практики, то она также неоднозначна. В одних случаях судьи соглашаются с законностью штрафов за каждого водителя, который не прошел психиатрическое освидетельствование (Решения Мосгорсуда от 18.05.2016 N 7-5371/2016, от 18.05.2016 N 7-5372/2016). А в других аналогичных ситуациях (в случае штрафа по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП) отменяют десятки постановлений о штрафах и назначают (признают правомерным) один штраф за все нарушения. При этом они отмечают, что все постановления вынесены по результатам одной проверки за одни и те же нарушения, а значит, наказание должно быть одно. Вынесение постановления на каждого работника означало бы повторное наказание, а это недопустимо (Решения Мосгорсуда от 30.01.2017 N 7-2146/2017, от 08.02.2017 N 7-2056/2017; Забайкальского краевого суда от 16.05.2016 N 7-21-187/2016, от 16.05.2016 N 7-21-186/2016, от 16.05.2016 N 7-21-183/2016; Архангельского облсуда от 03.03.2016 N 7р-162/2016, от 03.03.2016 N 7р-161/2016, от 03.03.2016 N 7р-160/2016).
Таким образом, в суде исход дела точно предсказать нельзя, тем не менее положительных для работодателей решений довольно много. Так что, если по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП организацию наказали за каждого работника, то можно пытаться оспорить штраф в суде.
2. По ст.18.15 КоАП РФ наказывают за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (самые большие штрафы в области трудовых отношений). В примечании к данной статье четко указано, что административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина.
3. В Постановлении ВС РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16 сказано, что: «каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ». Например, если ГИТ выявила невыдачу расчетных листков, неуказание в трудовом договоре с работником обязательных условий и несоответствие ПВТР законодательству, то, оформив три отдельных протокола, может наложить на работодателя три отдельных штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (по 30 000 — 50 000 руб. каждый).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector