Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контрагент не отчитался по ндс что делать

Обнуление НДС

Обнуление деклараций НДС

В период с 10 июля 2018 по 2 ноября 2018 ФНС имела легальную возможность «обнулять» декларации НДС.

При обнулении деклараций фискалы руководствовались письмом собственного производства № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018.

Кстати, автор письма — Даниил Егоров, нынешний глава ФНС РФ.

Пользуясь служебным положением, фискалы получали ЭЦП проблемной компании и от их имени подавали корректировочную декларацию по НДС с нулевыми показателями. Как правило, фискалы получали ЭЦП и подавали такие декларации через систему «Тензор».

Как это происходило в жизни?

Ситуация 1. Обнулили у своей компании.

Сдали декларацию по НДС за 1 квартал 20** года, уплатили налог, ответили на требования, которые выставила налоговая. Через пару месяцев начали поступать жалобы от контрагентов, что мы не сдали декларацию и им присылают требования о разрывах. Сделали запрос в инспекцию на получение перечня предоставленной отчетности и увидели, что в мае от имени нашей компании подана уточненная декларация по НДС с нулевыми показателями.

Запросили акт технической экспертизы в ТКС, нам ответили, что такая декларация нами не подавалась.

Ситуация 2. Декларация обнулена у контрагента.

Сведения об этом отразятся в программе АСК НДС и система автоматически пришлет Вам требование о предоставлении пояснений.

Фискалы возьмут Вас в оборот и будут добиваться «добровольной» доплаты НДС.

Внимание! Письмо ФНС об обнулении деклараций отозвано письмом ФНС от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496.

Однако, обнуленные декларации фискалы восстанавливать, конечно, не будут.

Что делать, если в процессе налогового контроля Вашей компании Ваш контрагент оказался «обнулен»?

Наиболее простой вариант действий – тот, чья декларация обнулена, выполняет двухшаговую процедуру:

  1. Отзывает ВСЕ ЭЦП, кроме своего действующего
  2. Подает новую корректирующую декларацию с правильными показателями.

ВНИМАНИЕ! Самый простой вариант не является правильным!

Правильный вариант — не подавать уточненную декларацию за обнуленный период, а выполнить комплекс действий по отмене поддельно декларации

Обязательно дополните свои действия третьим шагом – направьте комплект жалоб в вышестоящую ФНС, Минфин и Прокуратуру.

Если контрагенту не удалось восстановить декларацию, то Вам следует ожидать:

  1. Психологического давления со стороны ФНС (вызовы для пояснений, комиссию по легализации и пр. – см. здесь)
  2. Доначислений при выездной проверке (подробнее в следующей статье)

Других методов воздействия на Вас пока не существует.

Несмотря на то, что Письмо ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 отменено, обнуление деклараций продолжает происходить.

Сложные налоговые разрывы по НДС

  1. Что такое сложный налоговый разрыв?
  2. Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?
  3. Примерная схема образования сложного налогового разрыва
  4. Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве
  5. Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Что такое сложный налоговый разрыв?

Большинство проблем предпринимателей с налоговой службой начинается с разрывов по НДС — выявлением расхождений между данными счетов-фактур у поставщика и покупателя.

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом.

В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями — контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций. По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливают организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?

В Налоговом кодексе Вы не найдете ничего о разрывах по НДС. Налоговики при отработке «сложных» расхождений руководствуются лишь внутренней инструкцией ФНС.

Действуют они по следующему принципу:

Отделы камеральных налоговых проверок расписывают роли, которые играют все участники цепочки. Результатом такой работы является заключение с отражением фирм-однодневок, транзитных организаций и выгодоприобретателей.

Потенциальным выгодоприобретателям направляют уведомление о необходимости явиться на рабочую группу (комиссию). Когда директор или представитель компании является в инспекцию, ему предъявляют контрагентов, которых инспекция считает фирмами-однодневками. После этого предлагают убрать из декларации вычеты по счетам-фактурам, которые выставили данные контрагенты, и добровольно доплатить НДС в бюджет.

Если предприниматель отказывается доплачивать налог, его начинают пугать — угрожают провести выездную тематическую проверку, выписать огромные штрафы, передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов и требований:

  • требование о представлении пояснений;
  • требование о представлении документов (информации);
  • уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
  • информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.

Примерная схема образования сложного налогового разрыва

Компания «Ромашка» реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет. Транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета. Между транзитной фирмой и компанией «Ромашкой» возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки. Тем самым выявляют конечного выгодоприобретателя.

Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве

  1. Формирование требований о расхождениях осуществляется автоматически. Разрывы выявляются при сверке Вашей книги покупок с книгой продаж Вашего контрагента, либо наоборот. Формирование списка организаций, имеющих расхождения в виде разрывов, осуществляется спустя 2-3 недели после предельного срока сдачи налоговой декларации по НДС. Ваша задача — не попасть в соответствующие списки.
  2. Устраняйте разрыв даже если Вам говорят, что в этом нет необходимости. Налоговые инспектора делят разрывы на технические (ошибки с номером счет-фактуры, датой, ИНН или суммами) и схемные, когда есть признаки ухода от налогов. Схемные в свою очередь делят на «разрывника» — это компании «Ромашки» или фирмы-однодневки, «транзитные организации» (технические организации) и «выгодоприобретатели«.

Выгодоприобретатели. Для полицейских — организации, которые с целью минимизации налоговых обязательств воспользовались необоснованными налоговыми вычетами по НДС. Для налоговиков — организации, которых будут побуждать к уплате суммы возникшего разрыва.

Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Самостоятельно устранить разрыв никогда не поздно. Вам будет проще решить, доплачивать налог или нет, если зададите себе три вопроса:

  1. Кто контрагент первого уровня и какова степень его надежности? Если контрагент первого уровня — реальный поставщик, то это одна ситуация, если же это «техническая» компания, то это совсем другая история.
  2. Какова сумма разрыва? Одно дело, когда это 100 000 руб., другое — 100 000 000 руб. При большой сумме разрыва значительно возрастает угроза того, что инспекция назначит тематическую выездную проверку по НДС.
  3. Сможете ли вы доказать реальность хозяйственных операций, их выполнение Вашим контрагентом?

В любой момент Вы можете убрать из декларации данные по счету-фактуре, в отношении которых у налоговиков возникли вопросы, произвести перерасчет обязательств по НДС и доплатить налог в бюджет. Частая практика налоговых инспекторов — приглашение предпринимателей на беседу в инспекцию или звонки с предложениями добровольной уплаты. «Или заплатите добровольно или проведем выездную налоговую проверку — Вы выгодоприобретатель». Рекомендуем придерживаться следующего принципа — «если налогоплательщик осознавал последствия своих действий, значит совершал их умышленно, если ошибка техническая — то и умысла не было.»

Сегодня такое общение с налоговыми инспекторами может заканчиваться не только пустыми угрозами, но и назначением тематической налоговой проверкой по НДС.

Рекомендуем к прочтению следующие статьи данной тематики (Разрывы по НДС):

Читать еще:  Возражение на исковое заявление о взыскании алиментов образец

ФНС рассказала, как будут выявлять фиктивных контрагентов и доначислять налоги

Налоговая служба выпустила письмо, посвященное практике применения положений новой статьи 54.1 НК РФ, которая содержит положения, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием фиктивных компаний и операций. Документ адресован нижестоящим налоговым органам, которые должны учитывать соответствующие рекомендации как при выявлении злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, так и при доначислении налогов.

Признаки искажения налоговых обязательств

Первым делом налоговая служба обращает внимание на то, что доначисления со ссылкой на ст. 54.1 НК РФ можно проводить не только в случае выявления фиктивных контрагентов. Эти положения действуют при любом искажении налогового обязательства, в т. ч. при дроблении бизнеса, сокрытии объектов налогообложения, искусственном создании условий для применения специального налогового режима и т. п. В качестве примера приводится неотражение эксплуатируемых объектов недвижимости в составе основных средств под предлогом недостроя или искажение данных о производимой продукции с целью вывести ее из категории подакцизной. Отдельный блок нарушений, как указывается в письме, составляют попытки уклониться от применения специальных положений НК РФ об учете доходов или расходов. К примеру, искусственное увеличение капитализации с целью учета процентов по контролируемой задолженности.

Подпадают под действие ст. 54.1 НК РФ и полностью фиктивные операции – те, которые в реальности не совершались, а отражены исключительно на бумаге. Как отмечается в письме, выявление такого факта уже само по себе дает ИФНС основания снять расходы и вычеты.

Что касается операций, имевших место в действительности, но данные о которых искажены, необходимо проводить дополнительные мероприятия. В частности, устанавливать, действительно ли контрагент или привлеченные им субподрядчики выполняли все обязательства по договору. Основная цель здесь – выявление так называемых технических компаний, которые существуют только на бумаге и включаются в цепочку для получения налоговой выгоды. Такие технические компании нужны исключительно для оформления от их имени документов, поясняется в письме. Они не осуществляют деятельность в своем интересе и на свой риск, не обладают необходимыми активами и не выполняют реальных функций.

О злоупотреблениях, указывается в письме, могут говорить факты обналичивания денег налогоплательщиком, его аффилированными или подконтрольными лицами, а также факты использования таких средств на нужды компании, ее учредителей или должностных лиц, а также их родственников. И вообще, отмечается в документе, финансовые потоки по техническим компаниям в большинстве случаев носят замкнутый характер и характеризуются полным или частичным возвратом денег налогоплательщику или связанным с ним лицам. На эту же чашу весов ложатся сведения об использовании одних IP-адресов, обнаружении печатей и документации контрагента на территории (в помещении) налогоплательщика.

Инструменты, используемые налоговиками, для выявления нарушений

Для выявления подобных злоупотреблений ФНС рекомендует инспекторам использовать весь имеющийся у них арсенал средств. В частности, следует проводить опросы и допросы всех лиц, участвующих в заключении и исполнении сделок, осмотры территорий и документов, а также сопоставление их результатов с указанными в документах объемами поставок, инвентаризацию имущества, анализ и восстановление товарного баланса и складского учета, истребование информации и выемки документов. Основная цель этих мероприятий – не только доказать, что для исполнения сделки были привлечены фиктивные контрагенты, но и доказать, что налогоплательщик не мог не знать о таком привлечении. Только этот факт сам по себе, как отмечают авторы письма, позволяет доначислять налоги на основании ст. 54.1 НК РФ.

Как ФНС рекомендует проверять контрагентов?

Отдельный раздел в комментируемом письме посвящен правилам проверки контрагента перед заключением сделки. Инспекторам рекомендуется уточнять, известны ли налогоплательщику основные данные о стороне сделки – где она находится, кто ее возглавляет, с кем конкретно, как и где проводились переговоры, откуда получена информация о контрагенте, проводилась ли преддоговорная проверка по открытым источникам и т. д. Также следует оценивать и сами договоры – насколько детально прописаны их условия, как они соотносятся с рыночными, установлена ли ответственность за нарушение, предпринимались ли реальные меры по защите нарушенных прав и проч. А в части исполнения сделки ФНС России рекомендует обращать внимание на факты использования неденежных способов оплаты (на перевод долга, уступку права требования), особенно если сами такие требования нельзя назвать ликвидными.

При этом ФНС напоминает: требования к проверке контрагента объективно не могут быть одинаковыми по всем сделкам. Очевидно, что при разовых закупках МПЗ они будут ниже, чем при заключении долгосрочных договоров или при приобретении дорогостоящего актива.

Разрывы по НДС и снятие расходов по прибыли

Не обошли стороной авторы документа и работу с разрывами по НДС. Здесь рекомендации следующие. Снимать вычеты у налогоплательщика, контрагент которого не заплатил налог в бюджет, можно, только если установлено, что налогоплательщик знал о таких нарушениях и извлекал из них выгоду. Одним из критериев такой выгоды, указывается в письме, является установление заниженной цены по договору. А факт осведомленности налогоплательщика о нарушениях контрагента может вытекать из взаимозависимости или иной подконтрольности, а равно из совершения заранее согласованных действий, направленных на неуплату налога.

Что же касается техники доначислений при выявлении злоупотреблений, то тут рекомендации следующие. Вычеты и расходы, которые заявлены по совершенным с привлечением фиктивных компаний операциям, снимаются в полном размере. При этом налогоплательщик вправе претендовать на учет соответствующих сумм на основе реального характера операций. Но для этого ему придется, что называется, раскрыть карты перед ИФНС и предоставить данные о том, кто и на каких условиях в действительности выполнял соответствующие действия вместо фиктивного контрагента. Без таких документов ни вычеты, ни расходы ИФНС определять расчетным методом не будет. Единственное исключение представляет собой ситуация, когда факт несения расходов очевиден и не может вызывать споров. В таком случае инспекторам рекомендуется применять расчетный метод, даже если налогоплательщик не предоставил соответствующие документы. Однако вычетов по НДС это не касается. Их расчетным методом ИФНС определять не будет ни при каких обстоятельствах.

Если контрагент не сдал декларацию по НДС – ваши действия

Популярен вопрос, что делать, если поставщик не сдавал декларацию по НДС. Этот документ является официальным заявлением плательщика о получаемых им за конкретный период доходах и льготах, которые на них распространяются. Предоставляются сведения в фискальные органы в соответствующей форме. Документация подается лицами, которые ведут предпринимательскую работу, ИП.

В РФ декларация подается в соответствии с НК. По некоторым тарифам документ подается не только за налоговый период, но и отчетный промежуток. Документация по НДС должна предоставляться каждый квартал, то есть, раз в три месяца.

Контрагент (поставщик) не сдал декларацию по НДС: ваши действия

После выполнения камеральной проверки есть риск, что фирма может получить требование по представлению СФ по операциям с конкретным поставщиком. Такая ситуация может возникнуть, если контрагент не сдал декларацию по НДС, в результате налоговая не может осуществить перекрестную проверку.

Если контрагент не является добросовестным плательщиком и не отчитался в фискальных органах по добавленной стоимости, это может привести к проблемам для его партнеров. Чтобы избежать подобных ситуаций, требуется тщательно подходить к выбору контрагентов.

В возникшей ситуации необходимо представить СФ и прочую документацию с пояснениями, которые были затребованы налоговиками. Согласно практике, если поставщик не вносил НДС, налоговики обычно снимают вычет и доначисляют сбор, пени. Это решение может быть оспорено в другой инстанции. Если оспорить принятое решение не получилось, плательщик имеет право обратиться в суд.

Добиться признания вычета сложно, но это возможно. Для этого потребуется представить доказательство того, что лицо не состоит в сговоре с неплательщиком, проверка контрагента при составлении контракта была выполнена. Необходимо собрать подробные данные о поставщике. Если сумма спорного вычета превышает сумму в пять миллионов рублей, можно обратиться в полицию. В случае если инспекция отказывается выполнять действия, можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

Читать еще:  Разница в оплате жилого и нежилого помещения

Какие пояснения необходимо предоставить в налоговую, если контрагент не сдал декларацию по НДС

Налоговики в процессе проверки документации, поданной плательщиком, могут обнаружить расхождения, если контрагент не платит налоги. Согласно положениям статьи 88 НК, в таком случае фискальные органы направляют плательщику требование об объяснении ситуации.

Это требование подается в электронном формате через ТКС, где указан список процедур, по которым выявлены несоответствия. По каждой из таких записей указывается код предполагаемой ошибки. Всего таких обозначений 9, и по каждому из них требуется сдавать разные объяснения.

Значение «1» предполагает, что запись об операции в документе контрагента не указана, контрагентом не был представлен документ за отчетный период, либо декларация подавалась с нулевыми показаниями, были допущены ошибки.

При получении требования первоначально нужно передать в инстанцию квитанцию о том, что оно было принято. На выполнение этого действия у плательщика есть 6 дней со времени отправки налоговиками запроса. После этого требуется изучить записи, которые отображены в требовании.

Необходимо выполнить проверку корректности оформления декларации, сверить записи в документе с СФ, установить правильность оформления реквизитов, по которым выявлялись расхождения. К ним относят расчеты сбора, ставки, стоимости операций и т.д. Особое внимание нужно уделить значениям вычета.

Если была найдена ошибка, которая привела к снижению суммы платежа, требуется подать уточненную декларацию, которая содержит достоверные данные. Если выявленная ошибка не влияет на размер сбора, предоставляются пояснения с указанием достоверных сведений. Однако в такой ситуации также рекомендуется подать уточненный документ, но это требование необязательно.

Если после проверки не было установлено ошибок, требуется уведомить об этом налоговую службу, предоставив пояснения. Они должны быть направлены в течение 5 суток со времени получения требования. Когда плательщик не отправляет квитанцию в налоговую службу, есть риск о приостановлении банковских операций плательщику.

Возмещение НДС: поставщик ликвидирован или не представляет данные при встречных проверках

В предпринимательской среде нередко происходит так, что поставщик налогоплательщика ликвидирован или по неизвестным причинам не представляет данные при встречных проверках. Тогда, как правило, инспекторы отказываются возмещать НДС, обвиняя бухгалтеров в желании получить необоснованную налоговую выгоду. Правомерны ли подобные претензии и есть ли шансы доказать свою невиновность?

Уплата НДС и применение вычета

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, необходимо рассмотреть саму суть уплаты НДС и суть применения вычета. «Добавленный» налог — это форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере его реализации. НДС является косвенным налогом, то есть налогом, устанавливаемым в виде надбавки к цене или тарифу. При расчете сумма налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, и суммой налоговых вычетов. Поэтому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные в ст. 171 НК РФ налоговые вычеты, порядок применения которых указан в ст. 172 НК. Например, применение вычета по «входящему» НДС — это налог, который предъявляется поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав дополнительно к цене покупателю.
Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает обычную сумму НДС, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Как правило, вышеприведенная ситуация возникает у предприятий:
— реализующих продукцию с применением ставки 10 процентов и при этом приобретающих товары (работы, услуги) по ставке 18 процентов;
— когда в течение налогового периода объемы реализованных товаров (работ, услуг) ниже объемов приобретенных товаров (работ, услуг);
— а кроме того, у компаний, которые занимаются экспортом.

Встречные проверки поставщика

В ст. 176 НК указано, что после представления организацией налоговой декларации, предусматривающей НДС к возмещению, налоговый орган имеет право провести камеральную проверку. Вследствие чего налоговики имеют право истребовать документы, подтверждающие правомерность примененных в декларации вычетов. При подаче заявления необходимо быть готовым к тому, что налоговая может отказаться принимать его, сославшись на одно или несколько обстоятельств, даже если налогоплательщик выполнил все требования, установленные ст. ст. 171 и 172 НК РФ. Здесь и возникают претензии инспекторов к компании в виде требований, которые первые предъявляют к поставщику налогоплательщика. На практике это выглядит так, что при проведении камеральной проверки налоговый орган часто прибегает к встречной проверке у поставщиков проверяемой компании. При встречных же проверках нередки случаи, когда инспекторы не получают результатов по операциям от поставщиков, либо проведение таких проверок невозможно по причине ликвидации предприятия поставщика. Вот в таких ситуациях налоговый орган зачастую и отказывает в вычете, так как в действиях налогоплательщика усматривают стремление к извлечению необоснованной налоговой выгоды.

Условия предоставления налоговых вычетов

Определение налоговой выгоды можно выделить из Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53: «. под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».
В данной спорной ситуации прежде всего налогоплательщик должен четко соблюдать ряд условий, необходимых для предоставления налоговых вычетов. Все они даны в п. 2 ст. 171 и в п. 1 ст. 172 НК:
— товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для операций, подлежащих обложению НДС;
— товары (работы, услуги), имущественные права необходимо оприходовать (принять к учету);
— счета-фактуры поставщика должны иметь надлежащее оформление;
— следует иметь соответствующие первичные документы.
В обязательном порядке должны иметься заключенные договоры и сопроводительные документы к ним (копия устава, выписка из ОГРН, ИНН, ксерокопии документов, удостоверяющих личности руководителей).
Соблюдение перечисленных условий позволит избежать претензий со стороны налогового органа к правильности оформления счетов-фактур для вычета, кроме того, позволит доказать, что поставщик на момент совершения сделки являлся реально существующей и действующей организацией, зарегистрированной в установленном порядке в ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган (ч. 1 ст. 65 АПК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. N 18162/09, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53, далее по тексту — Постановление N 53). Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ).
Судебная практика разрешения подобных споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. Предполагается, что действия компании, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны (см. Постановление N 53).
Таким образом, для признания необоснованной налоговой выгоды налоговый орган должен доказать наличие недостоверности и противоречивости в сведениях, указанных в счетах-фактурах, а также в первичных документах, оформленных поставщиком. Невозможность истребования документов у поставщика ввиду его ликвидации и отсутствие выявленных нарушений в бумагах позволяют сделать вывод о безосновательности претензий, выдвигаемых налоговыми инспекторами.

Nota bene. Необходимо обратить внимание на то, что если поставщик, выставивший счета-фактуры, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, суды чаще всего отказывают в вычете.

В п. п. 5 и 6 Постановления N 53 дается список обстоятельств, в которых проявляются признаки необоснованной налоговой выгоды. В предлагаемом перечне отсутствует пункт о ликвидации поставщика.
В п. 10 Постановления N 53 указывается, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Однако следует отметить, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторами будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Читать еще:  Установление отцовства и взыскание алиментов

Nota bene. Заполняйте правильно
В ст. 169 Налогового кодекса приведен перечень реквизитов счета-фактуры, отсутствие или неправильное указание которых может повлечь за собой отказ в налоговых вычетах:
— порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
— наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
— номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— наименование, количество поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
— наименование валюты (этот пункт введен Законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ);
— цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
— стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
— сумма акциза по подакцизным товарам;
— налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
— стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.

Судебные споры по возмещению НДС в пользу налогоплательщика

Рассмотрим практику судебных решений по данному вопросу. В Постановлении ФАС Московского округа от 12 мая 2006 г. N КА-А40/3967-06 отмечено, что непоступление ответов на запросы налогового органа в связи с ликвидацией предприятий — поставщиков и подрядчиков работ не может являться основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика.
В Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2010 г. N А53-29476/2009, от 12 августа 2010 г. N А53-28502/2009, ФАС Московского округа от 27 августа 2010 г. N КА-А40/9934-10 отмечено, что невозможность провести встречную проверку поставщика в связи с его ликвидацией не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика права на налоговый вычет.
В Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2009 г. N А19-18109/08, ФАС Поволжского округа от 19 мая 2009 г. по делу N А12-16477/2008 указано, что налоговый орган должен доказать в материалах дела, что предпринимателю было известно о нарушениях, допущенных поставщиками и что рассматриваемые взаимоотношения были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2008 г. по делу N А21-6993/2006 отмечено, что инспекция не представила доказательств, подтверждающих, что налогоплательщику было известно о намерении поставщиков прекратить свою деятельность либо начать процесс ликвидации вскоре после совершения операций по поставке контрагенту товарно-материальных ценностей.
Как видно из арбитражной практики, суды поддерживают точку зрения налогоплательщиков в этом вопросе. Отсюда можно сделать вывод о неправомерности действий налоговых органов, направленных на то, чтобы отказать в вычете и последующем возмещении НДС.

. и против

Однако при недобросовестном оформлении операций между покупателем и поставщиком, а также при несоблюдении требований ст. ст. 171, 172 и 176 НК для получения вычетов и возмещения НДС, налоговики все же могут доказать вину компании. Это относится и к правильному оформлению договоров.
Обращаем ваше внимание на то, что если поставщик, выставивший счета-фактуры, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, суды чаще всего отказывают в вычете (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08, ФАС Центрального округа от 13 декабря 2010 г. по делу N А64-6538/08-16, ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А57-4654/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. N А33-22327/2009). Как правило, в таких ситуациях суд указывает, что счета-фактуры, которые выставлены поставщиками, содержат недостоверные сведения и не могут служить основанием для применения вычета. В Письме Минфина России от 29 июля 2004 г. N 03-04-14/24 «О требовании достоверности сведений, указанных в счете-фактуре» подчеркивается, что все данные в счете-фактуре должны быть достоверными и точными, иначе налоговый орган может отказать в вычете. На практике подобные ситуации возникают, если поставщик не прошел перерегистрацию юридического лица и был исключен из ЕГРЮЛ.

Nota bene. Графологическая экспертиза
Следует учесть, что ст. 95 Кодекса позволяет инспекции в ходе проверки прибегнуть к графологической экспертизе. Причем экспертиза потребует от проверяющих серьезного соблюдения норм и порядка ее проведения. При этом налогоплательщику даются некоторые права по сопровождению и участию в процессе экспертизы. Несоблюдение налоговиками громоздкой процедуры проведения экспертизы чревато тем, что суд не примет ее результаты в качестве доказательств. Это может произойти при наличии любого нарушения со стороны инспекции, вроде отсутствия одного из реквизитов в своем постановлении о назначении экспертизы (Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66). Если процедура проверки подписей соблюдена верно, а ее результатом оказывается вывод, что подписи руководителей были сфальсифицированы, то есть что они не имели подобных полномочий, то в такой ситуации суд, скорее всего, примет сторону налогового органа. В нашем случае, если инспекции удается доказать отсутствие на счетах-фактурах поставщиков подписей реально уполномоченных должностных лиц, то суд признает счета-фактуры недействительными и откажет в налоговом вычете.

При проведении сделки поставщик часто может неправильно вписать свои реквизиты либо другие данные. В таких случаях суд опять становится на сторону налогового органа. (Достаточно ознакомиться с Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июля 2006 г. N Ф04-2806/2006(24080-А67-32) по делу N А67-6370/04.) В данном случае налогоплательщик получил отказ в вычете из-за неверно указанного ИНН поставщика в счете-фактуре.
Соблюдение правильности заполнения реквизитов в счетах-фактурах позволяет отстоять право на вычет НДС в суде. Настоятельно рекомендуется заострить внимание на правильности оформления операций с поставщиками посредством четкого оформления счетов-фактур, так как в будущем, при возможной ликвидации партнера, что-либо исправить, оспорить будет практически невозможно.
Кроме того, в ст. 169 Налогового кодекса сказано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными на это приказом (или иным распорядительным документом) по организации (или доверенностью от имени компании). При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем документ подписывается ИП лично с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации. Следовательно, при заключении договоров для последующих операций с поставщиком рекомендуется потребовать от него копию приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера или же копию протокола учредительного собрания о назначении руководителя организации. Соблюдение приведенных простых правил позволит доказать правильность оформления документов при вычете «добавленного» налога.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что лучшим аргументом для отстаивания своего права на вычет НДС перед инспекторами и в суде является добросовестность в оформлении сделок. Если все операции, подпадающие под налоговый вычет, между ликвидированным поставщиком и налогоплательщиком проведены должным образом, то суд всегда становится на сторону налогоплательщика, даже если поставщик является представителем «проблемных» контрагентов (конечно, при условии, что налогоплательщик не знает о затруднениях своего поставщика). Причем доказывать это должен налоговый орган, и зачастую это нерезультативно. При указанных выше нарушениях правильности оформления сделок и налоговых вычетов на практике высока вероятность того, что при вынесении вердикта суд встанет на сторону налогового органа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector