Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативные правовые акты относящиеся к транспортному законодательству

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

  • Общие положения
  • Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ
  • Транспортный устав железных дорог Российской Федерации
  • Транспортные кодексы и другие НПА

Общие положения

Перемещение людей или предметов (перевозка), осуществляемое с использованием транспортных средств, регламентируется гл. 40 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Обратите внимание! Как гласит ст. 784 ГК РФ, основанием для перевозки является заключенный между сторонами договор, а вот ее общие условия законодательно урегулированы в специальных НПА, которыми являются транспортные уставы и кодексы РФ. Соглашение сторон, касающееся этих условий или ответственности за нарушения, не должно им противоречить.

Нужно отметить, что в настоящее время Минтрансом разрабатывается проект единого Транспортного кодекса, который должен быть введен до 2030 года. Помимо него законодательные власти работают над принятием закона, регулирующего комбинированные перевозки и транзит.

Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ

Транспортная система России состоит из нескольких самостоятельных разновидностей транспорта. Один из видов — автомобильный.

Правоотношения, возникающие между сторонами (гражданами, организациями) в ходе предоставления услуг автотранспортом, регулируются таким транспортным уставом РФ, как закон «Устав автомобильного транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Помимо автотранспорта, положения транспортного устава автомобильного транспорта распространяются на электротранспорт, осуществляющий перевозки в городах над землей (троллейбусы, трамваи).

В рамках закона № 259-ФЗ Правительством утверждены правила перевозки:

  • багажа и пассажиров (постановление «Об утверждении Правил…» от 01.10.2020 № 1586);
  • грузов (постановление «Об утверждении Правил…» от 21.12.2020 № 2200).

Важно! Перечисленные правовые акты распространяются только на перевозки внутри РФ, а при перемещении за рубеж действуют соответствующие международные договоры.

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

Следующий вид транспорта — железнодорожный. Перевозки, осуществляемые ж/д составами, поездами, регулируются законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ.

Обратите внимание! Помимо транспортного устава железных дорог РФ, условия, ответственность участников, заключивших между собой договор по перевозке ж/д транспортом, устанавливаются Минтрансом РФ, а точнее определенными правилами, утверждаемыми этим федеральным исполнительным органом.

  • Правила перевозок скоропортящихся грузов (приказ от 04.03.2019 № 66).
  • Правила выдачи грузов (приказ от 18.06.2003 № 29).
  • Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (приказ от 19.12.2013 № 473) и некоторые другие.

Транспортные кодексы и другие НПА

Остальные транспортные кодексы регламентируют отношения, возникающие при использовании в перевозках прочих видов транспорта. Это:

  1. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ, регулирующий одноименные гражданские правоотношения. Понятие этого термина дано в ст. 2 этого кодекса.
  2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, регламентирующий не только перевозки авиатранспортом, но и в целом основные принципы использования воздушного пространства.
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, распространяющийся на отношения при осуществлении судоходства внутри России.

Важно! Помимо перечисленных законов и кодексов, к перевозкам любого вида транспорта относятся нормы закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, естественно, если заказчиком услуги выступают граждане-непредприниматели.

Интересную информацию о перемещении людей различным транспортом можно получить из статьи Правила перевозки пассажиров.

Неотъемлемыми компонентами транспортного законодательства являются издаваемые уполномоченными органами (министерствами и ведомствами) тарифные руководства.

Таким образом, транспортные правовые нормы России содержатся во множестве правовых актов, в том числе в транспортных кодексах и уставах. Это нормативные акты комплексного характера — ряд кодексов и уставов содержат в себе не только гражданско-правовые, но и разнообразные административные нормы, регламентирующие особенности деятельности перевозчика в определенной сфере. Единый Транспортный кодекс РФ находится в процессе разработки.

Правовые основы перевозок груза

В связи с активным развитием различных форм деятельности в стране вырос спрос на перевозку грузов, багажа и пассажиров. Транспортные услуги охватили практически все сферы современной жизни. Любая транспортировка должна иметь правовой характер и сопровождаться документацией, разрешающей осуществлять данную деятельность. На основании правовых документов транспортная компания обязуется выполнять предписанные законом юридические и фактические действия по отношению груза или людей.

Основы организации транспортных перевозок

Далеко не каждый человек, который пользуется транспортными услугами, знает, что основные моменты и правила перевозок регулируются законодательством той страны, на территории которой предоставляется услуга. Документ регулирует все взаимодействия между перевозчиком и заказчиком в правовом сегменте. Стоит отметить, что каждое перемещение груза или пассажира как внутри страны, так и за ее пределами, сопровождается транспортным договором. Основные правила перевозок грузов транспортными средствами утверждаются руководством производственного объекта.

Документы, на основании которых выполняются грузовые перевозки:

  • Для автомобильного перевозчика должна быть лицензия и документ, подтверждающий использование транспортного средства на законных основаниях.
  • Для водителя должно быть в наличии водительское удостоверение требуемой категории, регистрационная документация на эксплуатируемое транспортное средство и товарно-транспортная накладная для беспрепятственного перемещения груза.

Все транспортные перевозки регламентируются единой транспортной сетью РФ, где включены все виды сухопутного, воздушного и морского транспорта. Большинство договоров на транспортировку грузов или группы людей заключаются в письменной форме, где прописаны обязанности и права обеих сторон. Такой договор является гарантией на качественное оказание услуги.

Правовые акты на транспортные перевозки

Успешное развитие транспортной системы требует выполнения установленных законодательством требований и норм. Обычно в заключении договора участвуют три стороны – это грузоотправитель, грузоперевозчик и грузополучатель. Все стороны должны соблюдать установленные регламентом правила.

Установленными правовыми актами транспортного законодательства являются такие регламенты, как:

— Гражданский кодекс РФ;

— Федеральный закон № 18-ФЗ;

— Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ с внесенными изменениями;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ № 24-ФЗ с внесенными дополнениями;

— Кодекс торгового мореплавания РФ №81-ФЗ с внесенными изменениями;

— Устав автомобильного транспорта с внесенными изменениями и дополнениями.

Если транспортная перевозка осуществляется в полном соответствии с законодательными регламентами, заказчику будет предоставлено своевременное и полное оформление документов в правовом спектре, а также будут выполняться все предписанные требования, касательно транспортировки грузов или пассажиров. При этом следует помнить о том, что правильно оформленная документация позволяет свести риски как для клиентов транспортных компаний, так и для их владельцев к минимуму.

2005-2021 © Транспортная компания «СигмаТранс» Грузоперевозки по Москве и России

109469, г. Москва, Новомарьинская ул., д. 14/15

Принципы транспортного права

Принципы транспортного права – это основополагающие, руководящие начала, положения, которые определяют его сущностные стороны, наиболее характерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с транспортной деятельностью.

Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транспортного права можно отнести принципы:

  • свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров;
  • свободы транспортного договора;
  • сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов;
  • сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления;
  • осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок;
  • обеспечения повышения эффективности и качества транспортной деятельности;
  • законности при осуществлении перевозок;
  • контроля и укрепления дисциплины на транспорте.

Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров неразрывно связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными транспортными средствами всех видов транспорта и развитость транспортных артерий.

Данный принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какие-либо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан. Поэтому перечисленных ограничений для внутренних перевозок не существует. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют вопросы, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74). Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т.п. (ст. 77 КВВТ, ст. 29 УЖТ, ст. 123 КТМ).

Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК положениями о свободе договора, которые распространяются на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок. Он находит проявление в следующих важных моментах.

Первый из них состоит в том, что урегулированные гражданским и транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии решения о заключении или незаключении транспортного договора. Исключение составляют случаи, когда обязанность его заключения предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом (п. 1 ст. 789 ГК). Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для обратившихся условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услугу (п. 3 ст. 426 ГК).

Второй момент, характеризующий принцип свободы транспортного договора, состоит в свободе участников договорных отношений выбирать контрагента по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Как уже отмечалось, это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т.е. на публичный договор перевозки.

Читать еще:  Отказали в гарантийном ремонте телефона что делать

Третий существенный момент, вытекающий из указанного принципа, касается выработки сторонами условий транспортного договора, на которых он будет заключен. Стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей. Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников – положениях, закрепленных в ГК. Прямые указания на это содержатся в отдельных транспортных источниках. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1 КТМ, закрепляющий положение, согласно которому указанные гражданско-правовые категории регулируются «настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».

Принцип сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов обусловлен тем обстоятельством, что транспорт является одной из составляющих эффективного развития экономики государства. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, расширении сети транспортных артерий, совершенствовании и количественном увеличении подвижного состава, улучшении организации перевозок различными видами транспорта, их безопасности. В связи с этим принят ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности транспорта, безопасности на транспорте.

С другой стороны, транспортные предприятия заинтересованы в максимальном извлечении прибыли, что достигается путем интенсификации перемещения объектов перевозки, ускорения оборачиваемости подвижного состава, использования самых современных и экономичных транспортных средств. Все это благотворно сказывается на развитии экономики государства и отвечает интересам клиентов.

Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления указывает на сложность и многогранность перевозочного процесса, необходимость выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа различными видами транспорта. Эти обстоятельства потребовали наряду с централизованным регулированием транспортными уставами и кодексами перевозок отдельными видами транспорта регламентации ведомственными нормативными правовыми актами конкретных технико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним в первую очередь относятся правила перевозок грузов, пассажиров, багажа соответствующими видами транспорта, а также различные технические условия, положения, тарифы и т.п. Их принятие возложено прежде всего на Минтранс России .

Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные положения.

Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-правовых действий, составлении соответствующих документов (договоров, планов, соглашений). Важнейшей такой предпосылкой является разработка сторонами долгосрочного договора об организации перевозки грузов при систематических перевозках.

Еще одна предпосылка – это планирование перевозок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также при выполнении государственных внешнеторговых контрактов. Элементы планирования применяются на всех видах транспорта. Например, о непрерывном планировании перевозок грузов владельцем инфраструктуры в целях организации своевременного выполнения принятых заявок, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств указывается в ст. 11 УЖТ.

Существенным элементом организационно-правовых предпосылок перевозок являются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов между организациями различных видов транспорта (ст. 799 ГК). К ним относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. Они регулируют организацию работы перевалочных пунктов при перевозках в прямом смешанном сообщении (т.е. не одним видом транспорта), порядок перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, их передачу от одного перевозчика другому и т.п.

Составляемые в рамках действия данного принципа правовые документы – договоры, планы, соглашения – делают перевозочный процесс достаточно организованным, предсказуемым, гарантируемым от различного рода субъективных моментов, а в конечном счете – оптимальным.

Принцип обеспечения эффективности и качества транспортной деятельности означает, во-первых, устойчивость работы всех видов транспорта, во-вторых, доступность и безопасность оказываемых транспортных услуг, в-третьих, развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, в-четвертых, согласованность функционирования элементов единой транспортной системы. Применительно к железнодорожному транспорту эти важные положения сформулированы в качестве самостоятельных принципов его функционирования в Законе о железнодорожном транспорте (п. 3 ст. 1). Их реализация обеспечивается компетентными государственными органами, и в первую очередь государственным органом исполнительной власти в области транспорта, каким в настоящее время является Минтранс России.

Реализации данного принципа способствует выполнение участниками перевозочного процесса – перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями – своих обязательств. Так, в договорные обязанности перевозчика входит выполнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения. По договору грузоотправитель обязан затарить, упаковать и закрепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и подвижного состава. В указанных транспортными законами случаях грузоотправителем, грузополучателем обеспечивается обязательное сопровождение грузов и охрана в пути следования (ст. 17 УЖТ).

Относительно требований к качеству транспортной деятельности Закон о железнодорожном транспорте содержит положение, согласно которому показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта являются обязательными для владельцев инфраструктур, перевозчиков, организаций, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках (п. 6 ст. 14).

В целом же обеспечение эффективности и качества транспортной деятельности возможно лишь при условии совместных согласованных действий участников транспортного процесса по выполнению возложенных на них обязательств.

Принцип законности как основополагающий принцип права присущ и транспортному праву. В отдельных источниках, в частности в КВВТ, содержится положение об обязательности исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей (п. 2 ст. 4 КВВТ). Аналогичные нормы закреплены в КТМ (п. 2 ст. 5), а также в Законе о железнодорожном транспорте (п. 2 ст. 4). В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, в Законе о транспортной безопасности закреплено положение, возлагающее на участников транспортных правоотношений обязанность неукоснительно выполнять требования, связанные с обеспечением безопасности на транспорте. В этом Законе среди принципов обеспечения транспортной безопасности на первом месте значится принцип законности (ст. 3).

Важной гарантией соблюдения законодательства в части обеспечения безопасности на транспорте, использования транспортных средств, соблюдения порядка в портах, на станциях является указание в транспортных уставах и кодексах на ответственность виновных при его нарушении (ст. 4, 19 ВК, ст. 51, 84 КТМ, ст. 22 КВВТ, ст. 21, 23 Закона о железнодорожном транспорте).

С принципом законности тесно связан принцип контроля и укрепления дисциплины на транспорте. По сути этот принцип является одним из необходимых условий соблюдения транспортного законодательства. Так, на железнодорожном транспорте его действие проявляется следующим образом.

Поскольку к деятельности субъектов естественных монополий причислены железнодорожные перевозки, в интересах защиты прав потребителей услуг железнодорожного транспорта законодатель возложил на компетентные государственные органы осуществление контрольно-надзорных функций за его деятельностью. К ним относятся, помимо Минтранса России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. Они призваны следить за соблюдением требований УЖТ юридическими и физическими лицами, на которых распространяется его действие.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью транспорта, использования транспортных артерий весьма подробно урегулированы на воздушном, морском и внутреннем водном транспорте. В их законодательных источниках имеются специальные главы, параграфы или статьи, посвященные осуществлению контроля и надзора. Так, гл. IV ВК «Государственный надзор в области гражданской авиации» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) содержит нормы, определяющие цели надзора, его сущность и органы, осуществляющие такой надзор, а в отдельных статьях гл. 1 КТМ регулируются вопросы, касающиеся организации государственного надзора за торговым мореплаванием, в том числе за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании (ст. 6, 6.1 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)). В КВВТ вопросам контроля и надзора также посвящены специальные статьи. В частности, контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта и за соблюдением требований пожарной безопасности возложен на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте (п. 4 ст. 34, 37), а технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов – на органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Положения о контроле и надзоре содержатся также в железнодорожном законодательстве (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 4 Закона о железнодорожном транспорте).

Контроль и надзор на транспорте осуществляют специальные государственные органы. К таким органам относится, в частности, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В рамках Минтранса России образован Российский речной регистр, который осуществляет технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания. На воздушном транспорте действует Единая система управления воздушным движением, в функции которой входит надзор за обеспечением безопасности полетов.

Полномочия по контролю на транспорте выполняют специальные должностные лица, например, капитаны портов на морском и на внутреннем водном транспорте, начальники аэропортов на воздушном транспорте, государственные ревизоры на железнодорожном транспорте, билетные контролеры на автомобильном и городском электрическом транспорте.

Транспортное право и транспортное законодательство: понятие и характеристика законов транспортного права.

Транспортное право и транспортное законодательство- понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе — это совокупность нормативных актов.

Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством. Транспортному законодательству присущи определенные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта. Анализируя законодательство о транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности:

Читать еще:  Ненормативный правовой акт понятие и виды

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям.

3. В транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.

4. На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер.

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты об отдельных видах транспорта.

Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.

Транспортные кодексы и уставы:

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения, возникающие между организациями, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ. Кодекс состоит из 19 глав (общей сложностью 167 статей): Общие положения. Внутренние водные пути. Судно. Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них. Экипаж судна. Безопасность судоходства. Возмещение вреда от столкновения судов. Затонувшее имущество. Порты. Аренда судов. Перевозки грузов. Буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов. Перевозки пассажиров, их багажа и почтовых отправлений. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Ответственность перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта. Спасание судов и другого имущества. Общая авария. Акты, претензии и иски.
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения торгового мореплавания на территории РФ. Кодекс торгового мореплавания состоит из 17 глав (в общей сложности 430 статей): Общие положения, Судно, Регистрация судов и прав на них, Экипаж судна. Капитан судна, Государственный портовый контроль, Морские лоцманы, Затонувшее имущество, Договор морской перевозки груза, Договор морской перевозки пассажира, Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер), Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), Договор буксировки, Договор морского агентирования, Договор морского посредничества, Договор морского страхования, Общая авария, Возмещение убытков от столкновения судов, Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью, Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, Спасание судов и другого имущества, Ограничение ответственности по морским требованиям, Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна, Арест судна, Морские протесты, Претензии и иски. Исковая давность.
  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ – кодекс, закрепляющий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации. Воздушный кодекс состоит из 18 глав (общей сложностью 137 статей): Общие положения. Государственное регулирование использования воздушного пространства. Государственное регулирование деятельности в области авиации. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации. Воздушные суда. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения. Авиационный персонал. Экипаж воздушного судна. Авиационные предприятия. Полеты воздушных судов. Международные полеты воздушных судов. Авиационная безопасность. Поиск и спасание. Расследования авиационного происшествия или инцидента. Воздушные перевозки. Авиационные работы. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.
  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ. Структурно Устав состоит из девяти глав (130 статей). Глава I «Общие положения» определяет сферу применения УЖДТ РФ, основные понятия, правила подзаконного регулирования. Глава II «Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа», наибольшая по объему (41 статья), содержит основные правила заключения и исполнения договора перевозки грузов. Глава III «Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа» в самых общих чертах определяет новый для нашего законодательства договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Глава IV «Железнодорожные пути необщего пользования» посвящена вспомогательным транспортным договорам, обеспечивающим оптимальную эксплуатацию железнодорожных линий, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Глава V «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении» устанавливает правила взаимодействия перевозчиков при доставке грузов различными видами транспорта. Данная глава имеет важное самостоятельное значение, поскольку закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренный ст. 788 ГК РФ, до сих пор не принят. Глава VI «Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа» регулирует перевозки пассажирскими и багажными поездами, а также услуги, связанные с такими перевозками. Глава VII «Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров» подробно регламентирует основания, порядок и размер ответственности сторон перевозки и владельца инфраструктуры, а также основания освобождения от ответственности. Глава VIII «Акты, претензии, иски» определяет порядок рассмотрения и разрешения споров, возникающих при исполнении транспортных обязательств.
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав состоит из 8 глав (общей сложностью 44 статей): Общие положения. Перевозки грузов. Регулярные перевозки пассажиров и багажа. Перевозки пассажиров и багажа по заказам. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей. Акты, претензии, иски.
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
  • Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом
  • Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом
  • Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.

Применение Инструкций удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров, формы актов, которыми оформляется такая приемка, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора. Сложившаяся за годы действия Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу от исковых требований по поводу ненадлежащей поставки. В целом можно сказать, что Инструкции играют важную роль, т.к. именно в них прописаны пошаговые действия при приемке любой продукции. В настоящее время в законодательстве нет больше таких документов, где были бы прописаны действия поставщика и покупателя при приемке поставляемой продукции. Вот почему Инструкции широко применяются в деловой практике.

Правила перевозки грузов детализируют особенности процесса организации транспортировки различных товаров с целью обеспечения их сохранности, реализации прав и полного исполнения обязательств сторонами транспортных правоотношений в каждом конкретном случае. Кроме этого, правила устанавливают порядок предоставления транспорта, приема товаров для перемещения, их погрузки и выгрузки. Отдельным разделом выделены особенности перемещения различных видов товаров. В значительной мере внимание уделяется и процедуре, которая описывает последовательность и условия составления актов, а также ситуации, когда необходимым является предъявление претензий.

Поскольку деятельность фирм-грузоперевозчиков не всегда сопровождается оформлением всех необходимых документов, включая договор, то в таких ситуациях при возникновении споров, или других непредвиденных ситуаций, возникает необходимость ссылаться на какие-либо общепризнанные нормы. В большинстве случаев такими нормами и выступают указанные систематизированные правила.

Особняком в группе подзаконных транспортных нормативных актов стоят тарифы и ГОСТы. Это специфические технико-юридические акты. ГОСТы представляют собой типовые образцы, общегосударственные требования, которым должны отвечать приспособления для крепления грузов, другое оборудование, тара и упаковка, выполняемые при погрузке, выгрузке и перевозке грузов операции. Тарифы же — это по сути ставки оплаты или сборов за перевозку.

Следует иметь в виду, что построение унифицированной модели транспортных законов и подзаконных актов предполагает реализацию чрезвычайно важного аспекта, связанного с унификацией терминологии этих источников. Без единообразия использования терминов, тождественности их употребления в различных правовых актах, использования общепризнанных терминов, сохранения устойчивости принятых обозначений невозможен процесс оптимизации действующего законодательства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Транспортное право и транспортное законодательство: понятие и характеристика законов транспортного права.

Нормативные правовые основы функционирования транспортной системы России

Система нормативно-правового регулирования транспортной системы в Российской Федерации может быть представлена в виде следующей схемы (рис.9).

Читать еще:  Выплаты по алиментам на ребенка от второго брака

Рис.9. Нормативно-правовые основы функционирования

Рассмотрим перечисленные акты нормативно-правового регулирования транспортной системы подробнее.

В соответствии с положениями ст.15 Конституции Российской Федерации, международные договоры в сфере транспортного регулирования имеют приоритет перед национальным законом. При этом перевозки автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным регулируются как универсальными транспортными конвенциями, так и двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках, заключенными Россией с другими странами.

Так, положения о международных воздушных перевозках содержатся в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г.[20] и Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.[21]

Варшавская конвенция применяется при международной перевозке, если место отправления и место назначения расположены на территориях двух государств – участников конвенции. Она регламентирует юридическую ответственность и взаимоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны и пассажирами, а также грузоотправителями – с другой стороны.

Чикагская конвенция устанавливает важнейшие принципы функционирования международной авиации, в частности, правила полетов над территорией стран, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендуемую практику

Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о воздушном сообщении, которые устанавливают порядок образования и эксплуатации международных воздушных линий. Пример такого документа – заключенное в 1994 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении[22].

Вопросы международных железнодорожных перевозок регулируются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г.[23], устанавливающей правила перевозки грузов и пассажиров, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.

В отношениях Российской Федерации с восточноевропейскими странами действует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)[24]. Указанный документ регламентирует порядок приема грузов к перевозке и выдаче его получателю, порядок заключения договора перевозки, коммерческие реквизиты железнодорожной накладной, сроки доставки груза, правила перевозки грузов на особых условиях (длинномерные, тяжеловесные, химические, скоропортящиеся, опасные, живность и др.).

В международном торговом судоходстве сложились две формы перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, который выдается грузоотправителю перевозчиком при передаче груза и удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Чартерные перевозки производятся обычно с помощью посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с положениями национального законодательства.[25]

Правовой статус коносамента устанавливается Конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г.[26] и Протоколом к ней 1968 г. Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте вводят понятия, используемые в ходе морских перевозок, определяют процедуру принятия груза и выдачи коносамента, устанавливают пределы ответственности перевозчика. Российская Федерация данную Конвенцию не ратифицировала.

Вопросы международных морских перевозок регламентируются заключенными Россией двусторонними соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании (например, такой договор был заключен в 1948 году между СССР и Итальянской Республикой[27]).

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегулированы многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г.[28], а также десятками двусторонних соглашениями о международном автомобильном сообщении. Данная конвенция применяется к договорам дорожной перевозки грузов между территориями двух стран-участниц. Конвенция предопределяет порядок заключения и изменения договора перевозки, порядок приемки и передачи грузов, требования к накладной, ответственность перевозчика, вопросы претензионной и исковой деятельности.

На национальном уровне основным документом в сфере транспортного регулирования является Конституция Российской Федерации[29], закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. Статья 71 Конституции относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.

Ключевые аспекты транспортной деятельности в России регулируются нормами главы 40 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)[30]. Глава 40 ГК РФ устанавливает общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, вопросы установления провозной платы, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д. В главе 41 ГК РФ устанавливается порядок осуществления транспортной экспедиции, в рамках которой одна из сторон (экспедитор) обязуется организовать перевозку груза.

Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К данной категории относятся:

1) Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ)[31] – регламентирует отношения в сфере использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, устанавливает порядок государственного регулирования данных отношений .

2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ)[32] – вводит правила для морских судов и судов внутреннего плавания во время их прохождения по морским путям и по внутренним водным путям, устанавливает порядок заключения договоров морской перевозки, буксировки, фрахтования, морского агентирования, страхования и посредничества, регулирует вопросы ответственности за нарушения законодательства.

3) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ)[33] – регулирует отношения, возникающие между грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.

4) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ)[34] – регламентирует важнейшие условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с перевозками.

5) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТ РФ)[35] – регулирует взаимоотношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Эти документы носят специальный характер и регулируют на частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта. Наряду с ними существуют другие федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты транспортной деятельности в Российской Федерации. Примером такого документа является Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[36], который наряду с Уставом вводит основы функционирования железнодорожного транспорта, вопросы государственного регулирования данной сферы, основные требования к экономическим субъектам и объектам железнодорожного транспорта и иные вопросы организации железнодорожного сообщения.

Следует отметить, что железнодорожный транспорт является сферой естественной монополии, поэтому вопросы контроля рыночной концентрации в данной отрасли регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»[37].

В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической значимостью обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативно-правовые положения по отдельным аспектам транспортной деятельности. Примером такого документов является Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[38].

Источником транспортного права являются также постановления Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»[39].

В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №395[40], предоставлено право самостоятельно выпускать необходимые акты в установленной сфере деятельности. Примерами таких актов являются Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. №45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года»[41], Распоряжение Минтранса России от 15 декабря 2017 года № НА-229-р «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с поставщиком (в том числе с единственным), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»[42] и многие другие.

Управление региональным транспортом, путями сообщения и инфраструктурой относится к ведению субъектов РФ, принимающих по этому поводу собственные нормативно-правовые акты. В качестве примеров таких актов можно привести:

§ Закон города Москвы от 11 июня 2008 г. №22 «О такси в городе Москве»[43];

§ Закон Курской области от 29 декабря 2005 г. №110-ЗКО «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курской области»[44],

§ Закон Санкт-Петербурга от 22 апреля 2009 г. №175-38 «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга»[45].

Ответственность в сфере транспортной деятельности устанавливаются главой 11 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[46] и главой 27 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)[47]. Порядок налогообложения транспортных средств регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)[48].

Специфическими источниками транспортного права признаются санкционированные государством обычаи делового оборота. Их особенность состоит в том, что закон придает тому или иному обычаю общеобязательное значение. При этом сам обычай в тексте закона не приводится. Так, согласно статьям 129 – 132 КТМ РФ при отсутствии соответствующего соглашения сторон время подачи уведомления о готовности судна к погрузке, сроки погрузки, размер платы за простой судна определяются на основе обычаев, принятых в порту погрузки.[49] Источниками транспортного права могут также признаваться постановления Пленумов Верховного Суда РФ и отдельные судебные прецеденты.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование транспортной системы представлено целым комплексом международных договоров, федеральных законов и подзаконных актов, актов министерств и ведомств и региональных органов власти, а также судебной практики и обычаев делового оборота.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector