Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Содержание:

Окружающая среда – это природный и искусственный миры, которые окружает человека, и влияют на его жизнедеятельность и здоровье.

Состояние окружающей среды принято считать благоприятным, если оно не несет вред для жизни и здоровья людей и соответствует установленным стандартам экологических требований.

Одним из основных конституционных прав гражданина РФ — право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ прописаны экологические права — естественные права каждого человека с момента рождения:

  • право на подлинную информацию о состоянии окружающей среды и охранительных мерах государства;
  • право на компенсацию ущерба от негативного воздействия окружающей среды, вследствие деятельности предприятий и организаций, нарушающих экологические нормы.

Способы защиты экологических прав граждан

Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ. В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:

  • уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
  • должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
  • согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.

По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на:

  • формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
  • обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
  • обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.

Наравне с государственным контролем благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно — правовых документах требования, которые обязательны к исполнению.

Экологические обязанности граждан

  1. Бережное отношение к окружающей среде;
  2. Не нарушать природоохранительное законодательство и действующие экологические нормативы;
  3. Содействовать в развитии экологической культуры и расширению знаний о природе;
  4. Участвовать в природоохранных мероприятиях.

За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:

  • административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
  • гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
  • дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
  • уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).

Виды экологических прав граждан

В теории экологического права экологические права граждан по уровню правового регулирования делятся на основные и другие. Первые — фундаментальные — закреплены в Конституции Украины, вторые — в законах Украины.

Есть и другие классификации, например, разделение на отраслевые и межотраслевые экологические права.

а) права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду — основное экологическое право, которое называют правом на экологическую безопасность;

б) право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и его влияние на здоровье людей;

в) право на участие в проведении общественной экологической экспертизы;

г) право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов;

д) право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов;

а) право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов относительно размещения строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений в государственные и хозяйственные органы, учреждения и организация по этим вопросам;

б) право на получение экологического образования;

в) право на объединение в общественные природоохранные формирования;

г) право на подачу в суд исков на государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан, о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

3. Обязанности граждан в области экологии.

Экологические права, как и какие — либо другие, не могут существовать без обязанностей. Экологические обязанности — это установленная государством и закреплена законодательством необходимость предписывающая определенный вид и меру поведения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также ответственность в случае их невыполнения. Статья 66 Конституции Украины закрепила обязанность каждого не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки. А ст. 12 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» конкретизирует обязанности каждого гражданина в данной сфере.

Все экологические обязанности граждан можно разделить на:

1 Общие обязанности граждан, предусмотренные Законом Украины «Об охране окружающей природной среды»:

а) беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства согласно требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

б) осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

в) не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

г) вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения;

д) компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и другим негативным воздействием на окружающую среду.

Общие обязанности таковы, что должны осуществляться какими — либо гражданами независимо от их правового статуса.

Специальные обязанности граждан, предусмотренные системой экологического законодательства, вытекающих из условий права собственности на природные ресурсы, права природопользования и природоохранного характера или вытекающих из норм, направленных на обеспечение экологической безопасности и реализации гражданами экологически опасной деятельности. По своему характеру такие обязанности имеют общие признаки и подразделяются на:

а) имущественные обязанности:

— Своевременно вносить плату за загрязнение окружающей природной среды и сверхлимитное использование природных ресурсов;

— Эффективно использовать природные ресурсы, осуществлять комплекс мероприятий по их восстановлению;

— Проводить мероприятия по предупреждению негативного воздействия деятельности на состояние окружающей среды (загрязнение, истощение);

— Внедрять новейшие технологии, оборудование и методы деятельности, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей;

— Компенсировать затраты на проведение экологической экспертизы, аудиторского анализа по объектам, которыми эксплуатируются и которые оказывают или способны оказывать негативное влияние на экологическую обстановку и здоровье людей;

б) неимущественные обязанности:

— Получать разрешения на осуществление деятельности, способной негативно влиять на состояние окружающей природной среды, здоровья людей;

— Передавать экологически опасные объекты на экологическую экспертизу;

— Соблюдать заключений государственной экологической экспертизы;

— Предоставлять органам экологического контроля сведения о характере экологически опасной деятельности;

Читать еще:  Как поменять фамилию на девичью после развода

— Осуществлять первичный учет использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду;

— Согласовывать свою деятельность с другими субъектами, если она способна потенциально вредить здоровью человека и природным ресурсам;

— Овладевать экологическими знаниями и практическими навыками по их реализации;

— Соблюдать правила и требования, установленные правовых режимов территорий и объектов, подлежащих особой охране, зон чрезвычайных экологических ситуаций;

— Содействие органам экологического контроля при проведении ими проверок и обследований, соблюдение экологического законодательства;

— Выполнять распоряжения органов экологического контроля.

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей предопределяет применение мер юридической ответственности к виновным лицам.

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
— сохранять природу и окружающую среду;
— бережно относиться к природе и природным богатствам;
— соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников — иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей — позитивные и запретительные.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

1. Что понимают под экологическими правами человека?
2. Какие экологические права граждан закреплены в Конституции РФ?
3. Что понимают под благоприятной окружающей средой?
4. Какая информация о состоянии окружающей среды является достоверной?
5. Назовите экологические обязанности граждан.

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. — М.: Дело, 2001. — 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2003. — 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 367 с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа «НОРМА — ИНФРА — М», 2001. — 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2003. — 528 с.
6. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: Зерцало, 2000. — 432 с.
7. Боголюбов С.А. Законодательство о референдумах по экологически значимым проектам и практика их проведения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 28-46.
8. Гущин В.З. Правозащитные функции общественных экологических объединений / / Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 68-84.
9. Голландские «зеленые» обращаются в суд. — Амстердам: Открытый экологический университет: ЭКСПРЕСС — «ЗМ», , 1994; М., 1995. — 48 с.
10. Как защитить Ваши экологические права в суде. Пособие для граждан и неправительственных организаций. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва, 1999. — 90 с.
11. Социально-экологические проблемы регионов России: Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. /Под общ. Ред. профессора А.Т. Никитина, профессора МНЭПУ С.А. Степанова. — М.: Издательство МНЭПУ, 2001. — С. 100-115.
12. Халий И.А. «Зелёное» движение в России в конце XX века / Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник). / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией: Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 193-218.
13. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. — 664 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. — ТК «Велби», Проспект, 2003. — 584 с.

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны.

Читать еще:  Как прописать человека без права на жилплощадь

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности .

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.

Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.

Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст.

Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников — иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной дея- тельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Различают два основных вида экологических обязанностей — позитивные и запретительные1.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. При-мерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соот-ветствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязне-ние окружающей среды и т.д.

Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

5. Гарантии и защита экологических прав человека

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

— судебная защита прав и свобод;

— право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

— право на получение квалифицированной юридической помощи;

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

— право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту.

5.1. Защита экологических прав человека

административным способом и в общих судах

Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы.

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

— запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Читать еще:  Понятие виды стажа их значение

— уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний.

Думается, что в этих условиях большую полезную роль в представительстве в судах экологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридические фирмы. В последние годы они стали появляться в России. Это Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис» (Москва), общественная организация «Экозащита» (Калининград) и др.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Закон определяет также сроки обращения в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector