Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе

Подведомственность дел судам общей юрисдикции.

Подведомственность – это относимость определенных категорий дел к ведению различных государственных или иных органов и организаций, которые в силу своей компетенции рассматривают соответствующие дела и разрешают их по существу.

Основная задача института подведомственности заключается в распределение видов споров между судами в Российской Федерации с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы.

Подсудность — это совокупность правовых норм, которая регулирует относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда судебной системы Российской Федерации для их рассмотрения по первой инстанции. Подробнее на странице подсудность.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено действующим законодательством.

В соответствии со статьей 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации п равосудие по гражданским делам, которые подведомственны судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, которые установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела, в которых участвуют граждане, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, земельных, жилищных, экологических и других правоотношений;

2) дела по требованиям, которые указаны в статье 122 ГПК РФ, разрешаемые в порядке приказного производства:

Однако прежде чем перечислять требования, по которым выдается судебный приказ, стоит отметить, что именно судебный приказ из себя представляет.

Так в соответствии со статьей 121 ГПК РФ судебный приказ – это судебное постановление, которое выносится судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ в тоже время является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, который установлен для исполнения судебных постановлений.

— требование, которое основано на нотариально удостоверенной сделке;

— требование, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме;

— требование, которое основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

— требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, которое не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства или материнства, а также с необходимостью привлечения иных заинтересованных лиц;

— требование взыскать с граждан недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

— требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм в счет оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других денежных средств, которые начислены работнику;

— требование, заявленное территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, о взыскании расходов, которые произведены в связи с розыском ответчика, должника или ребенка;

— требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты (оплаты отпуска, выплат, причитающихся работнику при увольнении и других).

3) дела, которые возникают из публичных правоотношений (статья 245 ГПК РФ):

— по заявлениям граждан, юридических лиц, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов (полностью или в части), если рассмотрение этих заявлений не отнесено действующим законодательством к компетенции других судов;

— по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите права на участие в референдуме или избирательных прав граждан Российской Федерации;

— по заявлениям о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина (лица без гражданства), переданного иностранным государством Российской Федерации, но не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ;

— по заявлениям об установлении (продлении, досрочном прекращении) административного надзора, о частичной отмене либо дополнении административных ограничений, ранее установленных поднадзорному лицу;

— а также другие дела, которые возникают из публичных правоотношений и отнесены российским законодательством к ведению суда.

4) дела, подлежащие рассмотрению судом в порядке особого производства (статья 262 ГПК РФ):

— об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим;

— о признании физического лица недееспособным, об ограничении дееспособности физического лица, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной, а также о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя, по ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о госпитализации физического лица в недобровольном порядке в медицинскую организацию, которая оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях, о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

— о внесении исправлений и/или изменений в записи актов гражданского состояния;

— о совершенных нотариальных действиях или об отказе в совершении нотариальных действий;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Российским законодательством к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и иные дела.

5) дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, а также иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, а также международных организаций.

Судам общей юрисдикции подведомственны все вышеперечисленные дела, предусмотренные в ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических и других споров, которые российским законодательством отнесены к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, которое содержит несколько требований, связанных между собой, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, в случае если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, которые подведомственны суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, которые подведомственны арбитражному суду.

Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе

Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам

О подведомственности и подсудности отдельных категорий дел см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ от 07.03.2007.

Дела, которые отнесены к подведомственности арбитражных судов в соответствии с предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) правилами и которые находятся в производстве судов общей юрисдикции на день вступления в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством (пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ).

1. Суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

О подведомственности судам общей юрисдикции отдельных категорий дел см. пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2.

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Читать еще:  Исковое заявление о взыскании заработной платы и денежной компенсации за просрочку выплаты

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Комментарий к статье 22

1. Подведомственность гражданских дел судам предусматривает распределение различных категорий дел между государственными и другими органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, комиссиями по трудовым спорам, административными органами и др.), рассматривающими правовые споры в пределах своей компетенции.

2. Комментируемая статья корреспондирует с § 1 гл. 4 нового АПК РФ, вступившего в силу с 1 сентября 2002 г. Отдельные положения АПК РФ, определяющие подведомственность дел арбитражным судам, вступили в силу ранее этого срока. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают некоторые споры с участием граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в частности, дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ранее некоторые из указанных споров рассматривались судами общей юрисдикции, например корпоративные споры, одним из участников которых выступал гражданин.

Дела, которые находились в производстве судов общей юрисдикции и которые в соответствии с АПК РФ отнесены к подведомственности арбитражных судов, в течение двух недель со дня введения в действие § 1 «Подведомственность» гл. 4 АПК РФ с согласия истцов должны были быть переданы судами общей юрисдикции на основании определения суда в арбитражные суды. Если истец не согласен на передачу его дела судом общей юрисдикции в арбитражный суд, суд общей юрисдикции прекращает производство по данному делу в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции.

3. ГПК РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции не рассматривают дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражным судам.

Новой категорией дел, предусмотренной ГПК РФ, являются дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

4. Требования, подведомственные арбитражным судам и судам общей юрисдикции, должны быть разделены, а при невозможности разделения — рассмотрены судами общей юрисдикции. Например, требования акционера — физического лица к акционерному обществу, вытекающие из корпоративных и трудовых отношений, должны быть разделены, а при невозможности разделения — подлежат рассмотрению мировым судьей или районным судом в соответствии с родовой подсудностью. В соответствии со ст. 225 ГПК РФ в определении суда по вопросу принятия такого дела к производству должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

В целях разграничения трудовых и корпоративных споров в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВС РФ N 2 и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» даны соответствующие разъяснения.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 2 дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции.

Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК РФ, согласно которой индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК РФ), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые в силу ст. ст. 382 и 391 ТК РФ являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

5. К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, в соответствии с ГК РФ (§ 2 гл. 4) относятся: полные товарищества; товарищества на вере; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества.

Производственные и потребительские кооперативы в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 48, § 3 гл. 4, ст. 116) не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции.

Подобные разъяснения относятся в равной мере и к аналогичным делам с участием производственных и потребительских кооперативов, а также иных организаций.

6. Основным критерием разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов является отнесение федеральным конституционным или федеральным законом дела к ведению арбитражных судов. Так, прекращая производство по делу на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ, суд исходил из того, что заявление прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Камчатской области «О рыболовстве и водных биоресурсах в Камчатской области» в силу подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ N 60-Г03-8 данный вывод признан неверным, поскольку в принятии заявления об оспаривании организацией или индивидуальным предпринимателем, прокурором нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, судьей суда общей юрисдикции может быть отказано в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а производство по принятому заявлению подлежит прекращению по данному основанию только в случае, если федеральным законом дела об оспаривании этого нормативного правового акта организациями, индивидуальными предпринимателями, прокурором прямо отнесены к компетенции арбитражных судов. Такой подход к разграничению подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов соответствует п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», содержащему положение о порядке применения ст. 29 АПК РФ. В подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» арбитражный суд прямо не назван в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании именно нормативных правовых актов .

Пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2003 года (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июля 2003 г.

Суд общей юрисдикции в том случае, если дело ему неподсудно, по своей инициативе не направляет дело в арбитражный суд, что объясняется приоритетом действия принципа диспозитивности.

Читать еще:  Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

7. Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной и определяемой по связи исковых требований. Исключительная подведомственность означает, что спор может рассматриваться только судом и не может разрешаться другими органами. Альтернативная подведомственность предполагает, что спор может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке и др.). Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду (например, дела по спорам, вытекающим из договоров перевозки). Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований, состоит в том, что при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде .

См.: Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. С. 48 — 50.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности и ее виды

Подведомственность — это разграничение компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между различными органами в решении тех или иных вопросов. Каждому государственному органу присуща своя прерогатива — исключительное право.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

— характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);

— субъектный состав (состав участников спора);

— спорность либо бесспорность права;

— наличие договора между сторонами спора;

— характер правового акта;

— орган, которым принят нормативный акт.

Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей точное определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов.

Суды рассматривают и разрешают:

— исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

— дела по указанным в статье 122 Гражданского Процессуального Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

— дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

— дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

— дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

— дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В принципе, при определении судебной подведомственности в области разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом.

Что же касается дел, подлежащих рассмотрению арбитражными судами то, Арбитражно-процессуальный Кодекс предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака — характера спора.

Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел

Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным Семейным Кодексом. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным Кодексом, — государственными органами или органами опеки и попечительства.

Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса. Дела о расторжении брака подведомственны суду в целом ряде случаев.

Прежде всего, расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей (за исключением случаев, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет) либо при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Расторжение брака производится судом также в соответствии с п. 2 ст. 21 Семейного Кодекса в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа.

К подведомственности судов отнесены также дела о признании брака недействительным, установлении отцовства, факта признания отцовства, лишении родительских прав или ограничении родительских прав, о взыскании алиментов. В отличие от ранее действовавшего законодательства к исключительной подведомственности судов отнесено рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка. К ведению судов отнесены и иные дела, возникающие из брачно-семейных отношений.

Защита семейных прав в несудебном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом. В частности, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

С участием органов опеки и попечительства разрешаются споры о реализации права на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка, либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.

Подведомственность суду дел из трудовых правоотношений

Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 Гражданско-процессуального Кодекса с учетом особенностей, установленных Трудовым законодательством. Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора.

Так, в соответствии со ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

— по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;

— об изменении даты и формулировки причины увольнения;

— о переводе на другую работу;

— об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Также непосредственно в судах разрешаются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу:

— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Иные трудовые споры, например споры о правильности перевода на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с неправильным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о применении дисциплинарных взысканий и др., вначале рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, а затем судом, хотя работник не лишен права обратиться сразу в суд, минуя комиссии по трудовым спорам.

Коллективные трудовые споры разрешаются примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем и судом.

Дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции. Вопрос о том, является ли возникший спор между указанными субъектами трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК, согласно которой индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Виды подведомственности

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Читать еще:  Понятие и структурные элементы электронной демократии

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 012)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (1)

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.
Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:
по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;
по заявлениям граждан, организаций и прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. К оспариваемым актам следует относить: собственно нормативные акты; акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.); локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.); распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности, или решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб);

Согласно его классификации, подведомственность делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы. Например, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции.
Вместе с тем неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.
Кроме того, множественная подведомственность, по мнению Ю.К. Осипова, может быть альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы), договорной и смешанной.
Например, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в соответствующие органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы либо отказать в этом. Однако суд устанавливает подобные факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК).
Договорной в гражданском процессе является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон, а смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим ее видам, чаще всего императивному и альтернативному.
Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела, разрешаемые в порядке приказного производства, а также дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Суды общей юрисдикции также рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву.

18. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУДЕБНОЙ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ.

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Виды подведомственности.

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector