Veomo.ru

Финансовый журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе

9.2.3. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания

Важнейшим объектом управленческой деятельности по обеспечению контроля за качеством образования в образовательном учреждении выступает контроль за качеством педагогической (преподавательской) деятельности педагогических работников учреждений общеобразовательного, начального и среднего профессионального уровней и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Именно с аттестацией кадров связана проблема профессиональной карьеры практически любого работника, в том числе педагога, особенно в общеобразовательном учреждении и, более широко, профессионализмом педагогического работника в целом.

Вопросам аттестации посвящено более двухсот нормативных источников федерального уровня, большинство из них непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников

В наиболее общем плане вопросы аттестации кадров были сформулированы еще в советский период Постановлением Совета Министров СССР от 26.07.1973 № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (изменения в это постановление были внесены в 1986 году). На его основе для практической реализации указаний правительства было принято Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5.10.1973 № 470/267 (новая редакция от 22.10.1979 с изменениями от 14.11.1986). В настоящее время основными действующими нормативными актами, регламентирующими общие цели, задачи и порядок прохождения аттестации служащих, и выступающими базовыми для аттестации педагогических работников:

— Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. N 23 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»;

— Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Ст. 48 «Аттестация гражданских служащих»);

— Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», которым утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Вопросы аттестации работника содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации, но в очень сжатом виде. Так, в ст. 81 кодекса говорится о том, что недостаточная квалификация, подтвержденная результатамиаттестации, может явиться причиной расторжения трудового договора. В ст. 82 ТК РФ указывается, что при проведенииаттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствие с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Анализ положений этих правовых актов дает основания для выделения следующих основных черт аттестации как управленческого и правового института.

К числухарактерных признаков, присущих аттестации работников, также можно отнести:

проведение аттестации либо в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор, либо в организации, специализирующейся на процедурах аттестации;

определение в качестве объекта проверки теоретическую и практическую подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;

периодичность проведения аттестации (один раз за период от одного до пяти лет);

осуществление аттестационных процедур в специально создаваемых комиссиях.

По форме проведения аттестация может осуществляться в виде:

квалификационного экзамена; собеседования; зачета; написания реферата; письменного или компьютерного тестирования; творческих отчетов, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.

В современных нормативных актах выделены следующиевидыаттестации:

регулярная основная, развернутая с периодичностью один раз в три-пять лет;

регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы, проводится для руководителей и специалистов один-два раза в год;

нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труди и т.д.).

Поцелямпроведения можно выделить аттестации: а) на право занятия должности, б) на соответствие занимаемой должности, в) на право повышения квалификационной категории.

Применительно к общей характеристике аттестации необходимо также выделить основные принципы ее проведения:

гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляются отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения;

демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации;

результативность – обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;

объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии.

В большинстве нормативных документах достаточно подробно описываются одни и те же вопросы, связанные с аттестацией: сроки, виды, порядок проведения аттестации, состав аттестационных комиссий и т.д. Нередко в приложениях приводятся образцы протоколов заседаний аттестационных комиссий, формы удостоверений, а также основные понятия, термины, определения, требования к кандидатам на аттестацию.

Отсутствие унифицированных подходов к аттестации естественно порождает отличие нормативных актов по аттестации друг от друга, как по содержанию, так и по трактовке одних и тех же явлений. В ведомственных положениях по-разному решаются, скажем, вопросы участия профсоюзов в проведении аттестации, а также аттестация сами членов аттестационных комиссий и др.

Юридическим механизмом непосредственного обеспечения надлежащего качества образования (в данном случае речь идет о качестве обучения 35 ), обеспечиваемого в процессе педагогической деятельности, является в настоящее время аттестация педагогических работников, осуществляемая, главным образом, в соответствии сПоложением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 2322. Кроме этого документа, еще более 20 актов федерального уровня содержат вопросы, относящиеся к аттестации педагогических работников.

Заметим, что применительно к профессорско-преподавательскому составу законодательство не предусматривает проведение аттестации в том смысле, как это говорится о педагогических работниках общеобразовательных учреждений. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Типовое положение о высшем учебном заведении содержат нормы, касающиеся проведения конкурсного отбора (ст. 20 ФЗ, п. 75 Типового положения). Тем не менее, статусы института конкурсного отбора и аттестации педагогического работника как средств выявления и оценки качества обучения (преподавания) мало чем отличаются друг от друга.

В данном случае ограничимся изложением основных характеристик аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений, предусмотренных названным Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Цельпроведения такой аттестации состоит в определении соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. 36 Основными задачами,обеспечивающими достижение поставленной цели, являются, во-первых, стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников и, во-вторых, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Важной характеристикой аттестации выступаютпринципамиее организации и проведения. К основным из этих принципов относятся:

— добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;

— обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;

— открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является только лишьличное заявлениеработника (представление иных документов для начала процедуры аттестации не требуется). Аттестация проводится ежегодно в период с 1 октября по 30 апреля. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Положением. За работниками, признанными по результатам аттестации несоответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Субъектами проведения аттестации являются следующиеаттестационные комиссии:

центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории.

главной, создаваемой государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;

муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;

аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию. 37

По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе вынести одно из следующих решений применительно к категории аттестуемого работника:

а) аттестуемый соответствует заявленной квалификационной категории;

б) аттестуемый не соответствует заявленной квалификационной категории;

в) аттестуемый соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”;

г) аттестуемый не соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”;

Решение принимается аттестационной комиссией большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается сразу после голосования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист (приложение 2), который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки.

Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании положительного решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением. Возникающие порой в таких ситуациях трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Читать еще:  Потеря свидетельства о браке что делать

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования? В чем отличие понятий «качество образования» и «качество обучения» и можно ли говорить о «качестве воспитания»?

2. В чем смысл и цели управления качеством образования? Возможно ли достижения требуемого качества образования (качества обучения) без управления?

3. Каковы черты управления качеством образования как правового института? В чем смысл и особенности правового регулирования управления качеством образования?

4. Возможно ли и необходимо ли правовое регулирование самоуправления качеством преподавания учителем (преподавателем вуза)?

5. При содействии кафедры (деканата) своего вуза ознакомьтесь с основными материалами последней аттестации (аккредитации) своего вуза. Оцените с правовых позиций обоснованность и законность проведенных процедур аттестации и аккредитации.

6. При помощи электронных правовых поисковых систем («Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс»), бюллетеней Минобрнауки РФ и иных информационных источников подборку нормативно-правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных, локальных (в своем вузе или «подшефном образовательном учреждении общего, начального и среднего профессионального образования), относящихся к управлению качеством образования.

7. При содействии местного органа управления образования (и по ходатайству кафедры или деканата) примите участие в качестве наблюдателя на заседании аттестационной комиссии по аттестации учителей школы. На основе своих наблюдений сделайте анализ проведенной аттестации с точки зрения соблюдения действующего законодательства о порядке проведения аттестации.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Аттестация педагогических кадров

Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержание и разновидности процесса аттестации педагогических кадров

Аттестация педагогических кадров – это процесс проверки профессиональных знаний и мастерства педагогов на их соответствие занимаемой должности и выполняемым педагогическим операциям.

В ходе аттестации педагогических кадров происходит определение профессиональной компетенции педагога и подводятся итоги его работы за определенный временной период. Это позволяет оценить ценность педагогических кадров, проанализировать работу педагога и учебного заведения в целом.

Современное общество требует непрерывного развития и саморазвития профессионалов всех областей и направлений деятельности. Педагоги – не исключение. Напротив, от педагогов требуется повышенной профессиональной активности, адаптации к быстро меняющемся социальным условиям и возможности удовлетворять потребности общества в образованных гражданах, компетенции которых позволяют им существовать, трудиться и быть полезными обществу, на текущем этапе его развития.

Квалификация педагогов требует постоянного развития и повышения ее уровня. Только своевременная подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение профессионального уровня педагогов поможет в успешном достижении целей и задач образования.

Аттестация педагогических кадров способствует:

  1. Диагностированию проблем в области подготовки профессиональных педагогических кадров.
  2. Решению проблем повышения квалификации и совершенствования мастерства педагогов.
  3. Ориентации педагога не только на полноценное владение содержанием своего предмета, но и знаниями в области воспитания и тенденций современной психологии, ее направлений и концепций в области личностного развития учащихся.
  4. Формированию педагогом, в ходе обучения, условий для развития учебных компетенций учащихся, развития их познавательной активности и мотивации к образованию и самообразованию.
  5. Использованию педагогом личностно-ориентированного подхода в образовании.
  6. Развитию у педагога необходимых компетенций, личностных свойств и навыков для реализации эффективной образовательной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Аттестация педагогических кадров бывает двух видов:

  • Добровольная аттестация. Сотрудник учебного заведения сам желает повысить свою квалификацию, получить новые знания, освоить современные инновационные методы обучения, получить должность более высокой категории и оплаты.
  • Обязательная аттестация. Аттестация утверждается законодательством страны. Устанавливается временной период определения соответствия педагогических кадров, занимаемым ими должностям в образовательной системе. Аттестация предполагает проведение комплексного анализа профессиональной деятельности педагога. Она проводится раз в пять лет.

Организация аттестации педагогических кадров

Процесс аттестации педагогических кадров реализуется на основании Приказа Минобрнауки от 07.04.2014 года, а также Федеральных стандартов нового поколения. Стандарты повышают требования к профессиональным качествам педагогов и уровню их квалификации. В настоящее время предъявляются высокие требования к квалификации педагогов и прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности, требует от педагога тщательной подготовки, большого объема знаний и навыков педагогической работы, знаний основ психологии, современных методов и технологий обучения, тенденций развития своей дисциплины.

Обязательная аттестация проводится один раз в пять лет. Создается специальная Комиссия в образовательной организации, которая проводит мониторинг деятельности педагогов и выявляет соответствие их деятельности, занимаемым должностям.

Процесс аттестации занимает два месяца. В течение третьего месяца выносится решении Комиссии о соответствии работника занимаемой должности с присвоением квалификационной степени.

По результатам аттестации работнику может быть присвоена следующая квалификационная степень:

  • Первая категория. Ее получают сотрудники, анализ деятельности которых показал, что учащиеся осваивают дисциплину, которую преподает педагог, сам педагог мотивирует учащихся к познанию, а также способствует их творческому становлению и привлекает к участию в спортивных, оздоровительных мероприятиях. Кроме того, педагог вносит свою лепту к реформировании образовательного процесса, внесение инновационных методик и технологий в обучение, занимается методическими разработками.
  • Высшая категория. Для ее получения педагогу необходимо продемонстрировать не только положительную динамику развития учащихся и освоение ими образовательных программ, но и использовать в своей работе продуктивные инновационные методы, экспериментальную деятельность, проводить исследования, участвовать в научных конференциях, профессиональных конкурсах, разрабатывать программные образовательные продукты и методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

Для оценки деятельности педагога, им должна быть представлена своя рабочая программа, конспекты лекций или семинаров. Также, педагог проходит тестирование или устное собеседование, экзамен в билетной форме, на котором он отвечает на вопросы по своему направлению педагогической деятельности, а также на знание основ организации образовательной деятельности и психологии.

Кроме того, педагог может представить на защиту исследовательскую работу или проект, свои инновационные разработки по ведению образовательной деятельности.

Чтобы продемонстрировать знания учащихся и усвоение ими дисциплины, проводятся открытые уроки, тестирования учащихся, научные конференции.

Если у педагога имеется личный блок на портале образования, то он должен представить на нем опыт своей деятельности, инновационные разработки, свои предложения по улучшению качества образовательной деятельности организации.

Рисунок 1. Аттестация педагогических кадров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Аттестационная Комиссия формирует экспертное заключение на основании анализа и оценки всех данных о деятельности педагога в течение рассматриваемого временного периода.

Если педагог претендует на получение Высшей категории, то он должен представить Комиссии нескольких учащихся, чьи знания и навыки, уровень подготовки по дисциплине превышает стандарты общего образования. Но это еще не все, работа педагога должна демонстрировать его ориентацию на развитие каждого учащегося, оказание помощи слабым ученикам.

ПОНЯТИЕ «АТТЕСТАЦИЯ». НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АТТЕСТАЦИИ. АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Термин «аттестация» происходит от латинского слова attestatia, означающего «свидетельство». В «Советском энциклопедическом сло­варе» понятие «аттестация» трактуется как установление про­фессиональной квалификации работников. Как управленческая деятельность аттестация может быть пред­ставлена в качестве типичного управленческого цикла (от целеполагания через принятие решения к организации и аналитичес­кому контролю за полученным результатом).

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Нормативную основу аттестации составляют:

— Закон РФ «Об образовании в РФ»;

— Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276);

— Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

.В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следую­щие компоненты:

— цель — ожидаемые результаты аттестации;

— объект — того, кто проходит аттестацию;

— субъект — того, кто проводит аттестацию;

— процедуру — совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;

— показатели для оценки специалистов.

Рассмотрим компоненты управленческой системы «Аттестация педагогических кадров» более подробно.

Цель аттестации — подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Задачами аттестации являются:

— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

— повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

— выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

— обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Результатом аттестации является подтверждение соответствия занимаемой должности и присвоение работ­нику квалификационной категории.

Квалификационная категория — это соответствующий норма­тивным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педаго­гического и управленческого труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной сте­пени сложности.

В настоящее время существуют две квалификационные катего­рии: первая и высшая. Нормативно они отличаются тре­бованиями, предъявляемыми к работнику, а по содержанию — уровнем практических задач, которые работник может решать.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

— выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

— достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

— достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;

Читать еще:  При межевании участок оказался больше что делать

— выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

— активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Объектом аттестации являются педагогические работ­ники.

Субъектами аттестации выступают:

— аттестационные комиссии различных уровней;

Для проведения аттестации создаются следующие аттестаци­онные комиссии:

— аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти;

— аттестационная комиссия, формируемая уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации – Аттестационная комиссия Министерства образования Республики Башкортостан.

Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль материального и мо­рального стимулирования педагогического работника, с помощью которого до­стигается его соответствие предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудо­вой активности.

Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. Действующее в настоящее время «Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации» утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.

Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспечение социальной защиты. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.

В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом.

Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлено три квалификационные категории — высшая категория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия; первая категория — районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.

Научное исследование

— процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Принципы научного исследования

1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Этапы научного исследования

Исследование начинается с постановки задачи, исходя из того, что неизвестно. На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление.

Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Для их проверки строится план научного исследования, который включает в себя:

•выбор объекта исследования — человека или группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение;

•уточнение предмета исследования — часть реальности (психологической), которая будет изучаться в объекте исследования;

•выбор места и времени исследования;

•определение порядка экспериментальных проб, в целях уменьшения влияния помех на результат эксперимента.

Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Типы научного исследования

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Исследования по их характеру можно разделить на:

•фундаментальные и прикладные;

•монодисциплинарные и междисциплинарные;

•аналитические и комплексные

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования, на стыке этнопсихологии и социологии.

Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов:

К первому типу относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под ним подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Второй тип -критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим исследованиям. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Общая структура научного исследования состоит:

Проблема обоснование выбора темы изучение состояния вопроса постановка цели и задач исследования теоретическое исследование экспериментальное исследование сопоставление результатов определение экономического эффекта выводы и рекомендации составление отчета рецензирование, обсуждение внедрение, публикация, патентование анализ результатов практического внедрения постановка новых задач.

Под проблемой понимают сложный вопрос, крупную научную задачу, решение которой вносит существенный вклад в развитие научного направления, совершенствование общественного производства, социальную структуру общества. Комплексные проблемы решаются с привлечением научных направлений, иногда из различных отраслей наук. Более мелкие проблемы решаются в пределах одной отрасли, группы специалистов, отдельной специальности.

Проблема распадается на отдельные темы. Тема разрабатывается в пределах одной специальности, иногда – на стыке двух-трех. Выбор темы должен быть тщательно продуман и обоснован, что требует глубокого изучения состояния вопроса. На этой основе могут быть четко поставлены цель и задачи исследования. Иногда из-за отсутствия в литературе достаточных сведений по изучаемому вопросу или при наличии противоречивых сведений для правильной постановки задачи необходимо провести предварительные наблюдения или опыты (поисковый эксперимент).

Полученные данные позволяют перейти к теоретическому исследованию, результаты которого, базирующиеся на умозрительных заключениях, как правило, требуют экспериментальной проверки. Для формулирования окончательных выводов и рекомендаций сопоставляют результаты теоретического и экспериментального исследований, устанавливают экономический эффект, ожидаемый от внедрения в практику предложений и рекомендаций. Заключительный этап исследовательской работы – составление отчета, его рецензирование и обсуждение. После этого новые научные и практические результаты могут быть оформлены для опубликования в печати, патентования, внедрения в производство. Как правило, на этом работа над темой не заканчивается, поскольку внедрение в производство требует авторского надзора, уточнения получаемого экономического эффекта, расширения области внедрения в народном хозяйстве (тиражирования).

ПРАВО В ОБРАЗОВАНИИ / 4 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / МОДУЛЬ 3 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / 3 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / 5.0 Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания

Важнейшим объектом управленческой деятельности по обеспечению контроля за качеством образования в образовательном учреждении выступает контроль за качеством педагогической (преподавательской) деятельности педагогических работников учреждений общеобразовательного, начального и среднего профессионального уровней и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Именно с аттестацией связана проблема профессиональной карьеры практически любого работника, в том числе педагога, особенно в общеобразовательном учреждении и, более широко, профессионализмом педагогического работника в целом.

Вопросам аттестации посвящено более двухсот нормативных источников федерального уровня. Большинство из них непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников.

В наиболее общем плане вопросы аттестации кадров были сформулированы еще в советский период Постановлением Совета Министров СССР от 2G.07.1973 г. № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (изменения в это постановление были внесены в 1986 г.). На его основе для практической реализации указаний правительства было принято Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5.10.1973 г. № 470/267 (новая редакция от 22.10.1979 г. с изменениями от 14.11.1986 г.). В настоящее время основными действующими нормативными актами, регламентирующими общие цели, задачи и порядок прохождения аттестации служащих, и выступающими базовыми для аттестации педагогических работников являются:

Читать еще:  Как получить свидетельство о рождении в мфц

— Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. № 23 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»;

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 48 «Аттестация гражданских служащих»);

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110«О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», которым утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Вопросы аттестации работника содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации, но в очень сжатом виде. Так, в ст. 81 Кодекса говорится о том, что недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттеста ции, может явиться причиной расторжения трудового договора. В ст. 82 ТК РФ указывается, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствие с подпунктом «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Анализ положений этих правовых актов дает основания для выделения следующих основных черт аттестации как управленческого так и правового института.

К числу характерных признаков, присущих аттестации работников, также можно отнести:

проведение аттестации в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор, либо в организации, специализирующейся на процедурах аттестации;

определение в качестве объекта проверки теоретической и практической подготовленности работника к занятию определенной должности или выполнению определенной работы;

периодичность проведения аттестации (один раз за период от одного до пяти лет);

осуществление аттестационных процедур в специально создаваемых комиссиях.

По форме проведения аттестация может осуществляться в виде: квалификационного экзамена; собеседования; зачета; написания реферата; письменного или компьютерного тестирования; творческих отчетов, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.

В современных нормативных актах выделены следующие виды аттестации:

регулярная основная, развернутая с периодичностью один раз в три—пять лет;

регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы, проводится для руководителей и специалистов один—два раза в год;

нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труда и т.д.).

По целям проведения можно выделить аттестации на: а) право занятия должности; б) соответствие занимаемой должности; в) право повышения квалификационной категории.

Применительно к общей характеристике аттестации необходимо также выделить основные принципы ее проведения:

гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляются отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения;

демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации;

результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;

объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии.

В большинстве нормативных документов достаточно подробно описываются одни и те же вопросы, связанные с аттестацией: сроки, виды, порядок проведения аттестации, состав аттестационных комиссий и т.д. Нередко в приложениях приводятся образцы протоколов заседаний аттестационных комиссий, формы удостоверений, а также основные понятия, термины, определения, требования к кандидатам на аттестацию.

Отсутствие унифицированных подходов к аттестации естественно порождает отличие нормативных актов по аттестации друг от друга, как по содержанию, так и по трактовке одних и тех же явлений. В ведомственных положениях по-разному решаются, скажем, вопросы участия профсоюзов в проведении аттестации, а также аттестация самих членов аттестационных комиссий и др.

Юридическим механизмом непосредственного обеспечения надлежащего качества образования (в данном случае речь идет о качестве обучения 1 ), обеспечиваемого в процессе педагогической деятельности, является в настоящее время аттестация педагогических 1 работников, осуществляемая, главным образом, в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 2322. Кроме этого документа, еще более 20 актов федерального уровня содержат вопросы, относящиеся к аттестации педагогических работников.

Заметим, что применительно к профессорско-преподавательскому составу законодательство не предусматривает проведение аттестации в том смысле, как это говорится о педагогических работниках общеобразовательных учреждений. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Типовое положение о высшем учебном заведении содержат нормы, касающиеся проведения конкурсного отбора (ст. 20 ФЗ, п. 75 Типового положения). Тем не менее, статусы института конкурсного отбора и аттестации педагогического работника как средств выявления и оценки качества обучения (преподавания) мало чем отличаются друг от друга.

В данном случае ограничимся изложением основных характеристик аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений, предусмотренных названным Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Цель проведения такой аттестации состоит в определении соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий 2 . Основными задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются, во-первых, стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников и, во-вторых, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Важной характеристикой аттестации выступают принципами ее организации и проведения. К основным из этих принципов относятся:

добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;

обязательность аттестации руководящих работникови лиц, претендующих на руководящую должность, напервую квалификационную категорию;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношениек аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

.Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является только личное заявление работника (представление иных документов для начала процедуры аттестации не требуется). Аттестация проводится ежегодно в период с 1 октября по 30 апреля. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной кате гории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Положением. За работниками, признанными по результатам аттестации несоответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Субъектами проведения аттестации являются следующие аттестационные комиссии:

центральная, создаваемая Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;

главная, создаваемая государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;

муниципальная, создаваемая соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;

аттестационная комиссия, создаваемая образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию 3 .

По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе вынести одно из следующих решений применительно к категории аттестуемого работника:

а) аттестуемый соответствует заявленной квалификационной категории;

б) аттестуемый не соответствует заявленной квалификационной категории;

в) аттестуемый соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»;

г) аттестуемый не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель».

Решение принимается аттестационной комиссией большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается сразу после голосования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист, который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки.

Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании положительного решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии-

В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением. Возникающие порой в таких ситуациях трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам и в судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

1 Под качеством обучения (или качеством преподавания) целесообразно понимать непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации педагогического (профессорско-преподавательского) состава, учебно-методического процесса, состоянии материально-технической базы, интеллектуального потенциала обучающихся как объекта образовательного процесса учебного заведения.

2 Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

3 В случаях, когда в образовательном учреждении нет возможности создать аттестационную комиссию, по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников таких образовательных учреждений на вторую квалификационную категорию может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector