Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды субъектов авторского права

Понятие и источники авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Соавторство.

Авторское право представляет собой самостоятельный подинститут права интеллектуальной собственности, нормами которого регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

В объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, культуры, искусства (произведения).

В субъективном смысле – совокупность личных неимущественных и имущественных прав, конкретного субъекта на произведения.

Задачи авторского права: стимулирование творческой деятельности; баланс интересов авторов и правообладателей с одной стороны, и общества с другой стороны.

Принципы: неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора

Авторское право возникает в силу создания произведения науки, литературы и искусства. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Т.е. если произведение ещё не обнародовано, но выражено в какой-либо объективной форме — то оно подлежит охране автор-м правом, независимо от того, доступно ли оно обществу или нет.

Важнейшим источником АП является ГК — посвящена гл. 61 ГК, г. которой всего 6 статей. В них определены: предмет регулирования, объекты авторского права и смежных прав и сфера действия авторского права и смежных прав.

Основная масса норм, регулирующих отношения по поводу создания произведений, сосредоточена в специальном Законе от 17.05.2011 «Об авторском праве и смежных правах».

Источниками АП являются также:

1) Законы, регулирующие в целом общественные отношения, отличные от авторских, но содержащие отдельные правила об использовании некоторых объектов авторского права с учетом их специфики:

· З-н. от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РБ», в котором определены объекты архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе и те из них, которые являются произведениями архитектуры и градостроительства;

· З-н. от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», которым определен порядок распространения продукции средств массовой информации и правила использования в СМИ авторских произведений и писем;

· от 21 октября 1996 г. «О научной деятельности» ;

· З-н. от 10 мая 2007 г. «О рекламе», в котором реклама полностью или частично отнесена к объектам авторского или смежных прав;

· З-н. от 5 мая 1999 г. «О научно-технической информации» ;

· З-н. от 14 июля 2008 г. «О геодезической и картографической деятельности» — геодезические и картографические материалы и данные являются объектами интеллектуальной собственности.

2) Постановления Правительства, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование отдельных видов произведений. В настоящее время действуют 7 таких постановлений.

Напр. Инструкция о порядке распределения и выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, утвержденная постановлением Государственного комитета по науке; и технологиям РБ от 29 мая 2008 г. № 6.

3) Международные конвенции, договоры и соглашения:

· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., (РБ с 12 декабря 1997 г.)

· Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.), (РБ с 7 июня 1993 г.);

· Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятые на дипломатической конференции в г. Женеве в 1996 г. (РБ с 10 июня 1998 г.).

В общем плане объекты АП: произведения литературы, науки, искусства. Более конкретно объектами АП являются: литературные произведения; драматические и муз-драматические произв-я, произв-я хореографии и пантомимы и др сценарные произв-я; муз произв-я с текстом и без текста; аудиовизуальные произв-я; произв-я скульптуры, живописи, графики, литографии и др. произв-я изобразит искусства; произв-я прикладного искусства и дизайна; произв-я архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотограф. произв-я и произв-я, получ-е способами, аналогич. фотографии; компьютерные программы; произв-я науки (монографии, отчеты, статьи) и иные произведения.

Признаки объектов:

1. произведение должно быть продуктом духовного творчества. Возникает с использованием психических сил человека; [ПО УЧЕБНИКУ. ]

2. произведение должно являться рез-том творческой деят-ти. Творческий хар-р определяют его оригинальность, неповторимость, уникальность;

3. произведение должно быть выражено в объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объёмно-пространственной и других формах + электронная (добавили в З-н).

Объекты охраняются независимо от назначения, достоинства или обнародованности произведения. АП охраняется не только произведение в целом, но и его отдельная часть (включая его название), если эта часть соответствует признакам.

К объектам АП также относятся:

· производные (зависимые) произв-я – произведения, созданные на основе самостоятельных (независимых) произведений (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, и другие переработки произведений науки, литературы, науки и искусства);

· а также составные произведения – создаются путём соединения в единое целое уже существующих произведений (сборники, в т.ч. базы данных, газеты, журналы и др. составные произв-я, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда).

Служебным произв-ем признается произ-е науки, лит-ры, искусства, созд. автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловл. трудовым договором. АП на служебное произв-е принадлежит его автору, исключ. право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусм. договором между ним и автором. Наниматель, облад. исключ. правом, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать их указания при использ. служебного произв-я, а также имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произв-я к конкретным условиям его использ-я, без получения на это согласия автора служебного произв-я. Иное м.б. установлено договором между нанимателем и автором. Автор не вправе препятствовать обнародованию служебного произведения нанимателем, а также реализовать свое право на отзыв.

Если наниматель в течение 5 лет со дня создания произведения не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право другому лицу, исключительное право на произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

Не являются объектами АП:

· офиц. документы (пр-е акты, суд. постановления, иные док-ты адм-ого и суд-ого характера, учредит. документы организаций), а также их офиц. переводы;

· гос. символы (флаг, герб, гимн), символы гос. наград (ордена и медали), гос. знаки (денежные знаки, почтовые марки и иные знаки), офиц. геральдические символы (флаги, гербы АТЕ, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы гос. органов и др.);

· произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Авторским правом не охраняются (не распространяется на): идеи, процессы, системы, методы, концепции, п-пы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

СубъектамиАП признаются авторы (соавторы), а также иные лица, которым имущественные авторские права уступлены, перешли в порядке правопреемства либо принадлежат в силу закона.

Первоначальным обладателем авторского права на произведение является его автор. Автор ФЛ, творческим трудом которого создано произведение. (дееспособность в АП с 14 лет, право считаться авторомне ограничено). При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

Автор — единственный субъект АП, у кот-ого возникают как имущественные, так и личные неимущественные права на произведение. Остальные субъекты авторского права приобретают только имущественные права на произведения (в силу закона, заключения договора, в порядке правопреемства).

Правообладатель – физическое и/или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на объект авторского права или смежных прав в силу факта создания произведения, правопреемства, на основании заключенного договора или ином законном основании.

К правообладателям относятся также наследники. К ним всем переходит данное право в полном объёме (не делится). Оно не может делиться на доли. Личные неимуществ-е права не переходят по наследству (право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв), только защищаются наследниками. К наследникам переходитисключительное право и право следования, личные неимущественные права они только охраняют.

Наследники имеют право обнародовать необнародованные произведения наследодателя, если это не противоречит воли автора, прямо выраженной в завещании. При использовании произведений после смерти автора, наследники вправе разрешить внесение изменений, сокращений и дополнений, если при этом не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения, и это не противоречит воли автора, прямо выраженной в завещании. П 1 ст 15, ч 5 п 1 ст 15 Закона.

Исключительное право переходит по наследству. Наследники автора имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования произведения за исключением случаев – гл 4 Закона (т.е если есть свободное использование), п 3 ст 16 Закона. Право следования переходит по наследству на срок действия исключительного права.

Другие субъекты, которым в силу закона принадлежат имущественные права на произведения:

· производителя аудиовизуального произведения. Заключение с автором (авторами) аудиовизуального произведения договора на его создание влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на это произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором.

· наниматели авторов служебных произведений. Им принадлежат имущественные права на служебные произведения

· издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, а также юридические лица, на которые возложены функции редакции, средства массовой информации. Им принадлежит исключительное право на такие издания в целом.

В порядке правопреемства исключительное право переходит при реорганизации юридического лица – правообладателя. При этом юридическое лицо-правопреемник (юридические лица) в порядке, установленном законодательством, становится (становятся) субъектом авторского права (субъектами авторского права) в отношении объектов, принадлежавших реорганизованному юридическому лицу.

Субъектов, к которым имущественные авторские права переходят по гражданско-правовым договорам, относят к иным правопреемникам.

Субъекты, участвующие в авторско-правовых отнош-х.

1. Организация по коллективному управлению. Коллективное управление имущественными правами авторов и иных правообладателей – это деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям. Ст 4 Закона – Национальный центр Интеллектуальной собственности.

2. Коллегия по интеллектуальной собственности Верховного суда. Может рассматривать 1 судья. Решение вступает в силу немедленно. Кассационной инстанции нет. Пошлина 20 и 50 б.в.

СОАВТОРСТВО

В случае если произведение является результатом совместной творческой деятельности двух и более лиц, все они признаются соавторами произведения. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. При этом не имеет значения, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторствони один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторствокаждый из соавторов вправе использовать свою часть, имеющую самостоятельное значение независимо от других соавторов.), т.е. может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Читать еще:  Как развестись с мужем без его согласия пошаговая инструкция

Субъекты авторского права. Соавторство и его виды. Авторские права наследников

Субъекты авторского права -это лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели, а также создатели производных произведений (переводы, переработки, аранжировки) приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Субъекты- физические лица (граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также госуд-во в целом) и юридические лица (издатели газет, журналов ,изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений…)

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания, не требуется регистрации.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

1) латинской буквы «С» в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3) года первого опубликования произведения.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

Различают два вида соавторства, кот. отличаются режимом использования произведений:

При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование.

При нераздельном соавторстве, произведение образует одно неразрывное целое и ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения.

(Пр. нераздельного соавторства — творчество писателей –романы, они не выделяют свои части коллективных произведений, раздельное соавторство — коллективный учебник главы которого, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно).

Право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

Субъектами а. права после смерти автора становятся наследники. Наследование а. прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

К наследникам переходят в основном а. права, которые носят имущественный характер. Личные неимущественные права по наследству не переходят. При этом наследники вправе:

— осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.
— разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора.

А. права наследников ограничены установленным законом сроком. и действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК). Исключения:

а) если произведение создано в соавторстве, то 70-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов;

б) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.

А. права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.

А. права могут переходить к иным правопреемникам на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров это издательства, киностудии и др. организации занимающиеся использованием произведений.

130. Правовой режим объектов авторского права и патентного права, созданных при выполнении служебного задания

Статья 1370. Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

2. Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору).

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

5. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1371. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по договору

1. В случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) права на получение патента или отчуждении самого патента другому лицу заказчик сохраняет право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца на указанных условиях.

2. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента или исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец передано заказчику либо указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента, если договором не предусмотрено иное.

3. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Статья 1372. Промышленный образец, созданный по заказу

1. В случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

2. В случае, когда право на получение патента и исключительное право на промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежат заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такой промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

3. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

4. Автору созданного по заказу промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Объекты и субъекты авторского права: понятие, признаки и виды.

Объектами авторского права являются произведения литературы, нау­ки и искусства. Ранее в лекции № 1 приводилась классификация объектов авторского права, рассмотрим ее более подробно.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на матери­альном носителе.

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-по­пулярной, учебной направленности, воплощенные на материальном но­сителе.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных предметах или из различных материалов.

Уникальность художественного произведения ведет к дополнитель­ным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. В связи с этим было введено право следования.

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

Читать еще:  Чем отличается постоянная регистрация от временной

Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый мо­мент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том чис­ле с помощью или посредством технических средств.

Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литерату­ры, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

Картографические произведения — это воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих от­ношение к науке, технике, строительству (например, чертежно-конструкторская документация)

Компьютерные программы — это воплощенные на материальном носи­теле упорядоченные совокупности команд и данных для получения опре­деленного результата с помощью компьютера.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений не означает, что они являются таковыми. Любая современная компьютерная программа имеет признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты литературного произведения.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использован­ные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научно­го произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, соз­даваемые компьютерной программой, имеют черты художественного про­изведения.

База данных — это воплощенные на материальном носителе совокупнос­ти данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном ма­териальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактив­ный доступ.

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к кото­рым возможен интерактивный доступ.

Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носи­теле упорядоченная совокупность команд и данных для получения ка­кого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

— произведения, правовая охрана которым не предоставляется;

— объекты, которые могут охраняться иным законодательством.

К первой категории в Российской Федерации относятся: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; произведения народного творчества. Указанное является достояние общественности.

Ко второй категории в Российской Федерации относятся: государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денеж­ные и иные знаки), которые охраняются уголовным законодательством; идеи, концепции, принципы и т. д., охраняются не идеи, а любые формы их выражения; сообщения о событиях и фактах.

Главным субъектом авторских прав является только автор произведения, которым может быть признан только гражданин, чьим творческим трудом создано произведение.

Существует презумпция признания авторства – автором произведения признается лицо, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения.

ГК РФ признает соавторство, т.е. это несколько лиц, которые приложили свой творческий труд для создания произведения. В п. 2 ст. 1258 ГК РФ установлена презумпция совместности использования соавторами произведения. Раздельное использование частей произведения должно использоваться соавторами по соглашению.

Соавторами не могут быть лица, оказывавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие или помощь, которые не имели творчес­кого характера.

Субъектами личных неимущественных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и ис­кусства.

Исключительное авторское право может принадлежать не только авто­ру произведения, но и иным лицам — правообладателям авторского права. Принадлежность исключительного права тому или иному лицу уста­навливается по закону или по договору.

По закону или по договору субъектами исключительного авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

работодатели авторов служебных произведений;

издатели некоторых видов произведений;

правопреемники юридических лиц;

правообладатели объектов авторского права.

Наследники авторов — это физические или юридические лица, кото­рые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели авторов — это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведе­ний.

Издатели некоторых видов произведений— это физические или юри­дические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники юридических лиц это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридичес­ких оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права — любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

Оформление авторских прав.

В настоящее время отсутствует процедура официального оформления авторских прав на созданные автором произведения (музыкальные, литературно-художественные, произведения живописи и другие).

Единственным исключением являются авторские права на программные продукты для ЭВМ и базы данных. Согласно ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 г. утвержден Административный регламент исполнения госфункции по организации приема заявок на госрегистрацию программ ЭВМ и базы данных.

Способы заявления авторских прав на остальную продукцию интеллектуальной деятельности:

1. Можно зарегистрировать авторские права в специальной организации, такой, например, как Российское авторское общество (РАО). При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.

2. Удостоверение авторского права у нотариуса с предоставлением неоспоримых доказательств авторства. Это удостоверение и стоит намного дешевле, чем регистрация в РАО и является более веским доказательством вашего авторского права. Однако, нужно учесть, что некоторые компании предпочитают работать только с теми авторами, у которых есть свидетельство о регистрации своих произведений в РАО.

Для защиты прав автору необходимо постараться собрать и сохранить рабочие материалы, черновики, материалы, собранные в процессе создания произведения.

3. Доказательство своих прав с помощью свидетелей. Автору нужно обеспечить как можно больше доказательств, например, видеозапись исполнения своего музыкального произведения в кругу друзей, публикация в журнале или газетном издании сочиненных стихов или прозы. Дополнительный способ подтверждения авторских прав – это отправка файла с записью произведения к себе на электронный адрес с обязательным сохранением данного письма на сервере.

4. Выпуск в свет экземпляров произведения, т.е. его обнародование самый действенный способ заявить о себе, как авторе созданного произведения.

5. Знак копирайт © (знак, имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения) выполняет функции: оповещение, что у текста, фотоизображения есть автор; автор заявляет о своих исключительных авторских правах на данный объект интеллектуальной собственности; возможность устанавливать свои правила коммерческого и некоммерческого пользования созданным продуктом. Знак охраны авторского права нигде регистрировать не надо. Право на его использование автор получает, как только создал любой объект, на который распространяется понятие авторское право: сайт, книгу, статью, фотографию, перевод, компьютерную программу. Формат оповещения знаком Копирайт © был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году.

Общие положения о смежных правах.

Согласно ст. 1303 ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права:

— на результаты исполнительской деятельности (исполнения),

— на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),

— на содержание баз данных,

— на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

— Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967 г., для СССР вступила в силу с 1970 г.)

— Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.1971 г., для РФ с 1995 г)

— Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 1993 г.)

Знак охраны смежных прав ®, имя или наименование обладателя исключительного права, год первого опубликования фонограммы.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, иной обладатель исключительного права вправе самостоятельно распоряжаться своими интеллектуальными правами.

— по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

— по лицензионному договору одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

В случае нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права вправе по своему выбору требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— от 10000 до 5000000 рублей по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23; просмотров: 546

Субъекты авторских и смежных прав: характеристика и особенности

В правоприменительной деятельности и правоотношениях в сфере интеллектуальной собственности важно понятие субъекта авторского права. Это сложная многогранная категория, характеризующаяся спецификой правового положения обладателей неимущественных, исключительных прав, соавторов, правопреемников и других лиц.

Читать еще:  Как расчитывается размер алиментов из заработной платы

Ключевые аспекты

Субъекты смежных прав и взаимоотношений в сфере авторства в широкой трактовке включают всех участников, которые имеют прямое или косвенное отношение к созданию результатов творчества. Субъектный состав включает:

  • создателей;
  • наследников по завещанию и по закону;
  • правообладателей исключительных прав на основании авторских соглашений;
  • работодателей (применительно к произведениям, которые были подготовлены в рамках служебной деятельности);
  • управляющих профильных организаций, например, РАО.

Ключевой фигурой в этой цепочке является автор. Исходя из положений статьи 1257 ГК РФ, таковым может признаваться только физическое лицо-гражданин. Все субъекты теоретически приобретают право на такой статус с рождения, но фактически могут самостоятельно осуществлять правомочия в этой сфере только с момента достижения четырнадцати лет.

Весь комплекс прав авторов на их собственные произведения возникает с момента создания и не предполагает прохождение какого-либо оформления. Эта характеристика является отличительной особенностью, в том числе от объектов, относящихся к патентному праву.

Российская правовая база в отношении авторства регламентирует понятие презумпции. Это означает, что автором произведения признается лицо, которое указано на экземпляре или оригинале, если отсутствуют опровергающие доказательства.

При этом презумпция не может распространяться на юридических лиц, которые выступили издателями произведений. Их комплекс прав в юридическом аспекте подтверждается лицензионным соглашением или договором об отчуждении прав исключительной категории.

Вопросы соавторства

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

На сегодняшний день вопрос обязательности достижения соглашения как ключевого условия соавторства остается дискуссионным. В судебной практике нет согласованной концепции. Так, решением Ставропольского суда в 2010 году изложена позиция, что предварительное соглашение между авторами – это не обязательное условие признания факта, что имеет место соавторство.

Например, композитор может написать музыкальный материал на уже изданные и опубликованные ранее стихотворения другого автора. При этом получение предварительного согласия не требуется.

Специфика отдельных категорий

На произведения служебного, производного и составного типа распространяется особый режим авторства, что непосредственно сказывается на статусе субъектов:

Составители

Они относятся к рассматриваемому субъектному составу, поскольку являются лицами, результатом деятельности которых становится систематизация различных произведений, фактов, идей. Формы таких объектов – энциклопедии, сборники нормативных актов, справочники.

Такие субъекты наделены правом авторства на составительскую деятельность, которая заключается в подборе и размещении материалов. При этом авторы содержательной части таких сборников и их аналогов могут использовать принадлежащий им материал по отдельности. Это положение закреплено статьей 1260 ГК.

Важно учитывать, что эти же материалы могут использоваться третьими лицами при создании своих произведений, о чем есть прямое указание в определении ВАС РФ № 13218 от 2013 года. Главное условие, при соблюдении которого издатель может реализовать свое право на использование составных произведений, — сохранение исключительного права на вошедшие в сборник произведения за каждым автором.

Создатели производных произведений

Это субъекты, которые осуществляют перевод, аранжировку или перерабатывают чужие авторские произведения другим законным способом. В правоприменительной деятельности первостепенное значение имеет правильное разграничение переработки произведения и заимствования частей произведений других авторов для создания собственных объектов. Часто встречаются решения суда, в соответствии с которыми отказывается в признании произведений производными, поскольку суд усмотрел результат самостоятельного художественного замысла автора.

Создатели служебных произведений

Под таковыми произведениями подразумеваются результаты творчества, которые стали итогом исполнения трудовых функций. Если не будет доказано, что, например, рекламный ролик был создан при выполнении непосредственных трудовых обязанностей, право авторства сохранится за исполнителем, а не за работодателем. Судебная практика знает много таких случаев.

Определение правообладателя

Сложность категории служебных произведений заключается в специфике алгоритма определения автора и правообладателя. Общее правило гласит, что права на такое произведения принадлежат одновременно двум сторонам правоотношений.

Если же результат творческой деятельности подготовлен по заказу, именно заказчик наделяется исключительным правом на произведение (статья 1296). В ситуациях, когда договором не предусматривалось создание определенного произведения, но исполнитель создал такой объект, исключительные права на произведения переходят подрядчику. Соответствующая норма закреплена в статье 1297 ГК РФ.

Статус правопреемников и других лиц

Любой наследник автора – это потенциальный правопреемник, который входит в круг субъектов авторского права. В состав наследственной массы включаются исключительные права на произведения. При этом производный характер обуславливает специфику и ограничения круга правомочий:

  • По критерию объема. При получении правопреемником исключительного права на произведение, которое не обнародовано при жизни создателя, право на такое обнародование может стать недоступным. Правовое основание такого запрета должно выражаться в зафиксированной воле автора, например, путем прямого указания в завещании или договоре на нежелание обнародовать произведение после смерти.
  • По критерию срока. Временной интервал действия для самого автора ограничен периодом его жизни, а для наследников – семьюдесятью годами с момента кончины автора.

При переходе права нескольким наследникам одновременно, они становятся правообладателями на совместных началах и используют произведение на условиях, конкретизированных законом или соглашением. Это положение закреплено в Постановлении ВС 9/12.

26. Объект и субъекты авторского права

26. Объект и субъекты авторского права.
Объекты авторского права (авторских прав).
Авторское право распространяется на все виды произведений науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами авторского права являются:
— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
— фотографические произведения и произведения, по лученные способами, аналогичными фотографии;
— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»).

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.
Виды объектов авторского права
•письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
•устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
• изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
•звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
• объёмно-пространственной (скульптура,
Субъекты авторских прав.
В Российской Федерации автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, до тех пор пока не будет доказано иное. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо? Содержание гражданской правоспособности не связано ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.
Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями[2]. Такими правообладателями могут быть:
• различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения[источник не указан 639 дней];
• работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя[источник не указан 639 дней];
• заказчики, в случае создания произведения по договору заказа[источник не указан 639 дней];
• наследники автора или иного обладателя авторского права
Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector