Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие правоохранительной деятельности ее задачи и виды

1. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции

В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства. Конституция Российской Федерации. — Ст.1.

Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

Исходя из ст.1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности, и одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Там же. — Ст.2.

Человек реализует свои права и свободы не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или негосударственные).

Провозглашая права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Там же. — Ст.8.

Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).

Правозащитная функция государства реализуется в двух формах:

1) Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод: юридическую ответственность за правонарушения; государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений); применение мер воздействия к нарушителям; восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.

Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.

В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан. См., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 // Российская газета. — 2005. — №19.

2) Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).

С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

Нормативную базу, регламентирующие деятельность правоохранительных органов составляют: Конституция РФ; Федеральные законы и др. нормативно-правовые акты; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные правовые акты; нормы международного права и договоры, заключенные РФ.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней.

В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к гражданам, определены место и роль в государственном механизме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.

В Конституции РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах РФ.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, и ими непосредственно руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц на основании судебного решения. Данное требование отражено также и в уголовно-процессуальном Законе (ст. 12, 13).

По степени значимости после Конституции РФ следуют федеральные законы, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Все направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выделяют следующие направления: Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев; Под ред. К.Ф.Гуценко. — М.: Издательство «Зерцало», 2005. — С.6-10.

? исполнение судебных решений;

? оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

? предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Все названные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

Ниже будет дана характеристика основных правоохранительных органов. Здесь рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности:

функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.;

функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т.д.;

функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности;

функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе, в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной.

Такая обязанность прямо предусмотрена законом, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия. Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учебное пособие / Н.П.Печников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — С.72.

Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, — решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.

Важнейшее место занимают правосудие и конституционный контроль. Посредством их происходит реализация полномочий судебной власти, являющейся необходимым атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются — в зависимости от содержания функции — тем или иным правоохранительным органам.

Для выполнения вышеназванных функций правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые и именуются правоохранительными.

Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки

2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки

Проблемы коренного улучшения социально-правовой защищенности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан в современных условиях приобретают значительную актуальность. Решение этих проблем затрагивает все наиболее существенные аспекты правовой системы и неразрывно связано с ее демократизацией, переориентацией на использование прогрессивных средств и методов правовой охраны общественных отношений.

Деятельность государства и его органов является многоплановой и многообразной. Она охватывает различные сферы государственной, общественной, социальной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Строгое соблюдение законов, обеспечение надлежащего правопорядка — забота всего государства, его органов, учреждений, организаций.[8]

Для большинства органов государства указанные задачи являются важными, но не единственными. У них на первом плане другие задачи: решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т. д. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением основных задач.

Читать еще:  Наследство после смерти мужа без завещания как делиться между женой и детьми

Вместе с тем в общей массе государственных органов имеются такие, которые создаются и действуют специально в целях защиты и охраны права, их деятельность носит наименование «правоохранительной».

Основные признаки правоохранительной деятельности:

— осуществляется специально уполномоченными органами, имеющими соответствующие полномочия:

— государственными органами (суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения государственной безопасности, органы предварительного расследования, таможенные органы);

— негосударственными органами (адвокатура, нотариат, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные предприятия и др.)- Организация и деятельность данных органов регламентируется н законодательном порядке, в том числе путем установления особых правил для решения наиболее ответственных вопросов;

— исполняется строго в рамках закона, в соответствии с принципом «дозволено все, что разрешено». Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять се содержание;

— может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. Эти меры воздействия должны соответствовать закону и иным правовым предписаниям, а применение их — реализовываться в строгом соответствии с характером допущенного правонарушения и только в установленных пределах взыскания;

— реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением установленных процедур, нарушение которых может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, а решения будут признаны незаконными и недействительными. Особенно характерна строгая процедура для правосудия. Любые отступления от установленных правил, а тем более их нарушение в непосредственной деятельности правоохранительных органов недопустимы и влекут негативные последствия для тех должностных лиц, которые такие нарушения допускают;

— направленность на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав как отдельной личности, так и предприятий, учреждений и организаций.

По своему содержанию правоохранительная деятельность многообразна и охватывает ряд направлений, каждому из которых соответствует определенный вид правоохранительной деятельности:

— конституционный контроль оказывает активное влияние на осуществление других направлений правоохранительной деятельности, способствует созданию правового государства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

— правосудие — функция правоохранительной деятельности, имеющая прямое отношение к защите, восстановлению, осуществлению наиболее значимых прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализация задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинена выполнению практически всех других правоохранительных функций;

— обеспечение безопасности осуществляется разнообразными правоохранительными органами в целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасности Российской Федерации;

— охрана правопорядка, осуществляемая органами МВД России в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка;

— расследование преступлений производится следователями и дознавателями в целях выявления и раскрытия преступлений, установления, задержания и изобличения лиц, их совершивших, и предания их суду и др.

Задачи правоохранительной деятельности:

— выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

— получение информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— надзор за процессом правоприменения;

— оказание юридической помощи гражданам и организациям;

— правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

— регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, помощь осужденным в социальной адаптации.[9]

Вывод: Правоохранительная деятельность — это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами строго в рамках закона, с соблюдением определенных процедур и направленной на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав как отдельной личности, так и целых коллективов, организаций и учреждений.

Понятие правоохранительной деятельности, ее место в государстве и назначение.

Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин.

Предмет учебного курса «ПО РФ» — это совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов России, организации работы и построении отдельных ПО, суде, прокуратуре, и адвокатуре отдельных зарубежных государств.

Система учебного курса «ПО в РФ» — это совокупность изучаемых в определенной последовательности и взаимосвязанных между собой вопросов учебной дисциплины.

В таких учебных курсах как: Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда и прокуратуры. В специальных курсах: Арбитражное судопроизводство, Конституционное судопроизводство, Нотариат, Адвокатура и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Учебные курсы Административное право и Конституционное право также связаны.

Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о ПО.

Место курса в системе правовых дисциплин, его задачи.

Курс «Правоохранительные органы РФ» по своему характеру вводный, позволяющий создать основу для освоения других предметов юриспруденции. ОН позволяет ознакомиться с устройством, организацией, характером деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов и тем самым в дальнейшем лучше понять и освоить знания по применению уголовного, гражданского и др. отраслей права.

Особенностью изучаемого курса предопределены его тесной связью и взаимосвязанностью с теми сведениями, которые содержатся в других разделах смежных юридических дисциплин.

Прежде всего это относится к конституционному праву, которое служит основой, закрепляющей на базе общественного и государственного устройства страны роль и место ПОО, их взаимоотношения между собой и участие в правоохране РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также общественных организаций. Основные принципы организации таких ПОО, как суд и прокуратура, закреплены непосредственно в нормах КС РФ.

Прослеживается тесная связь изучаемого курса с учебной дисциплиной «административное право». Очевидно, что успешная деятельность ПОО, тем более тех, которые входят в систему органов исполнительной власти, невозможна без познания закономерностей организации и функционирования властных структур, механизмов и процедур государственного управления. Кроме того, применение мер административного принуждения и административной ответственности невозможно без познания правил, содержание которых изучается в курсе «административное право». Заметим, что эта учебная дисциплина имеет прямое отношение к деятельности судов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.

Очевидна связь с учебной дисциплиной «уголовный процесс», детально регламентирующей порядок возбуждения и расследования уголовных преступлений и взаимоотношения участников досудебной стадии процесса. Там же изучается процедура судопроизводства во всех судебных инстанциях, права и обязанности прокурора и адвоката.

Немало общих вопросов связано с курсом «»гражданский процесс». Прежде всего это относится к обеспечению ПОД суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы были нарушены. Затрагивается и деятельность нотариуса, чьи решения при определенных обстоятельствах подлежат судебному контролю.

Курс «ПО РФ» содержит исходные сведения об истории суда, прокуратуры, других органов правоохраны, исторически складывавшихся принципов их формирования, организации и деятельности. Такой материал имеет важное значение для более глубокого освоения учебных дисциплин по ТГиП. Полученные начальные знания о о ПОО служат хорошей базой для дальнейшего продолжения изучения ряда учебных дисциплин: «прокурорский надзор», «адвокатура», «»Нотариат», которые в настоящее время вводятся в программы многих юридических учебных заведений.

Понятие правоохранительной деятельности, ее место в государстве и назначение.

Правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юр. лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемых, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юр. лиц и государства и обеспечение выполнения ими обязанностей.

2. Для начала правоохранительной деятельности, как правило, должно быть наличие повода (сообщение о наличии правонарушения).

3. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона, а в определенных случаях – в установленном законом порядке.

4. Правоохранительная деятельность осуществляется, специально уполномоченными на то законом лицами, которые наделены для этого соответствующими правами и обязанностями. Как правило, эти лица должны иметь юридическое образование.

5. Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. За неисполнение этих решений может наступить ответственность.

Виды правоохранительной деятельности:

· Организационное обеспечение деятельности судов

· Исполнение судебных решений

· Предупреждение преступлений и иных правонарушений

· Охрана общественного порядка

· Оказание квалифицированной юридической помощ

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 28 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читать еще:  Что такое временное удостоверение личности гражданина рф

Понятие правоохранительной деятельности государства

К. И. ПОПОВ

Конспект фондовых лекций

По дисциплине

ТЕМА 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Понятие правоохранительной деятельности государства

Согласно статье 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

В связи с указанными конституционными положениями основной задачей судебной и правоохранительной систем России является надежное обеспечение защиты прав и законных интересов личности. Вместе с тем правоохранительная деятельность не лишает граждан и организации возможности отстаивать свои права законными способами как самостоятельно, так и с помощью негосударственных структур. Согласно части 2 статьи 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Деятельность негосударственных правоохранительных структур является альтернативной по отношению к государственной и в последние годы получает все более широкое распространение.

Однако наличие альтернативных возможностей защиты гражданами и организациями своих прав и свобод не освобождает соответствующие государственные органы от обязанности обеспечить такую защиту. Согласно части 1 статьи 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Особое место среди государственных функций занимает охранительная функция, понимаемая как публично-властная деятельность по нейтрализации угроз общественным отношениям в целях сохранения достигнутого уровня социального развития.

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, – это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это регламентированная правовыми актами государственная деятельность по обеспечению правового порядка, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.

Можно сформулировать следующие признаки правоохранительной деятельности.

1) В связи с тем, что при осуществлении данного вида деятельности могут существенно ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, ее реализация возлагается исключительно на специально создаваемые управомоченные (компетентные) государственные органы.

Вместе с тем в реализации правоохраны активное участие принимают институты гражданского общества (адвокатура, нотариат и др.).

2) Правоохранительная деятельность непосредственно связана с предотвращением, выявлением, раскрытием и расследованием преступлений и правонарушений, то есть имеет ярко выраженную антикриминальную направленность.

3) Реализуется в строго регламентированном законом порядке, с соблюдением особых процессуальных процедур.

Такой порядок призван обеспечить своевременное, действенное и справедливое реагирование на факты нарушений и попыток нарушения прав и свобод физических и юридических лиц, а также оберегать их от необоснованных действий со стороны самих правоохранительных органов. Закон предусматривает дополнительные процессуальные права для тех лиц, действия которых становятся предметом внимания и разбирательства со стороны правоохранительных органов.

В юридической литературе существует мнение, что применительно к противодействию преступности правоохранительная деятельность осуществляется в мно­гообразных формах, а именно: опера­тивно-розыскной, уголовно-процессуальной, уголовно-испол­нительной, а также гражданско-процессуальной и в форме производства по делам об административных правонарушениях.

Представляется, что подобное расширительное понимание форм правоохранительной деятельности как раз и связано с ошибочным включением в нее в качестве основного элемента защитительной функции – возмещения вреда, восстановления прав и законных интере­сов жертв преступлений.

Наиболее правильно говорить только об опера­тивно-розыскной, розыскной, уголовно-процессуальной и административной формах правоохранительной деятельности, вернее об их сочетании в той или иной последовательности. Например, создание следственно-оперативных групп позволяет одновременно проводить как оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск лиц, причастных к совершению преступления, так и уголовно-процессуальные действия, связанные с фиксацией в качестве доказательств добытой оперативниками информации об обстоятельствах преступления и лицах, его совершивших.

Условно можно выделить и уголовно-испол­нительную форму правоохраны, которая хотя и характеризуется сочетанием оперативно-розыскной и административной деятельности, имеет некоторую специфику – при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы, допускается снижение конституционной защищенности осужденных. В частности, личный обыск и обыск помещений, где проживают осужденные, производятся без судебных решений. Согласно части 7 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) их порядок определяется не Конституцией РФ, а приказами Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».

4) Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения предусмотренных законом юридических мер воздействия. Именно возможность применения в ходе рассматриваемой деятельности властных, государственно-правовых мер отличает ее от иных, близких по содержанию видов деятельности.

Так, например, согласно статьи 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ходе частного сыска допускаются: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев); внешний осмотр строений, помещений и других объектов; наблюдение. Частные детективы вправе использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной радио- и телефонной связи. Но они не могут применять к правонарушителям юридические меры воздействия, поскольку к ним относят только меры государственно-правового принуждения и взыскания.

Первые как по видам, так и по порядку применения регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ). Это меры уголовно-процессуального принуждения. Под ними понимают процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, но их применение преследует одну цель – обеспечить нормальный ход процессуальной деятельности по уголовному делу, связанный с привлечением лиц, причастных к совершению преступления, к уголовной ответственности, а в дальнейшем, в случае признания их виновными и осуждения, назначение и исполнение наказания. К ним относятся:

— задержание лица по подозрению в совершении преступления;

— меры пресечения – применяются, как правило, к обвиняемому, то есть к лицу, которое официально органами предварительного следствия привлечено к уголовной ответственности, и только в исключительных случаях к подозреваемому, но на срок не более 10 суток.

К ним УПК РФ относит: подписку о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу;

— иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание.

Меры юридического принуждения не однородны по своему правовому воздействию на человека, их применение не обязательно связано с официальным признанием лица, заподозренного в причастности к совершению преступления, подозреваемым или обвиняемым. Отдельные из них, например, обязательство о явке или денежное взыскание, могут быть применены и к иным участникам судопроизводства, в частности, к свидетелям или потерпевшим.

Также существенно разнится и процедура их применения. Те меры принуждения, которые связаны с ограничением конституционных прав граждан, например, заключение под стражу, залог, временное отстранение от должности или наложение ареста на имущество, применяются исключительно на основании судебного решения, все остальные по решению следователя (дознавателя).

Меры юридического воздействия – это уголовно-правовые средства воздействия на лиц, совершивших преступления или общественно опасные деяния (если лицо в момент его совершения находилось в состоянии невменяемости или не достигло возраста уголовной ответственности). Они регламентируются Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ). К их числу относятся:

— наказания (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы (будут применяться с 1 января 2017 года); арест (до настоящего времени не применяется); содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (с 16 апреля 1997 года не исполняется и не назначается, действует комплексный мораторий);

— принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);

Читать еще:  Соседи буянят по ночам что делать

— иные меры уголовно-правового характера (принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества).

В настоящее время в России уголовной ответственности подлежат только физические лица. Вместе с тем Следственным комитетом РФ разработан законопроект о введении института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

Как видим, юридические меры воздействия очень серьезно затрагивают права и свободы человека. Большинство из них направлено на лишение либо ограничение свободы лиц, совершивших преступления (общественно опасные деяния), поэтому они применяются исключительно по судебному решению.

5) Принудительный характер деятельности по обеспечению законности и правопорядка. Государство может прибегать к непосредственному принуждению в отношениях со своим населением. «Поэтому ни одно государство не может обойтись без вооруженной силы, войска, и органов исполнительной полиции, призванных именно к осуществлению непосредственного принуждения»[1]. Решения государственных правоохранительных органов, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы.

6) Осуществление правоохраны на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

7)Решения и действия сотрудников правоохранительных органов, затрагивающие права и свободы граждан и организаций, могут быть беспрепятственно обжалованы в установленном законом порядке, в том числе и в суде.

8) Должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями.

Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности

Таким образом, правоохранительная деятельность — это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.

Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы:

· задачи общие, характерные для всех ее направлений;

· задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач — то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

· конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);

· правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);

· организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);

· прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);

· выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);

· оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.

Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

2. Понятие и содержание дисциплины «Правоохранительные органы».

1. Правоохранительная деятельность — это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими пра­вонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

2. Признаки правоохранительной деятельности:

• правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

• направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

• правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке», установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и пред­варительного расследования и т. п.;

• правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

• применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

3 Задачи правоохранительной деятельности:

· охрана личности, прав и свобод;

· охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

· охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

4 Основные направления правоохранительной деятельности:

· отправление правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

• конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

• организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

• прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

• выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

· оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

Органы, составляющие систему правоохранительных органов’. федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые суды;

• Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;

• органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;

• органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);

• органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector