Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие соц партнерства в сфере труда

Понятие соц партнерства в сфере труда

7.1. Понятие, принципы, формы и стороны социального партнерства

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) — бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники — работодатели — орган государственной власти или орган местного самоуправления — трипартизм.
Основными принципами социального партнерства являются:
— равноправие сторон;
— уважение и учет интересов сторон;
— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— полномочность представителей сторон;
— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
— участие работников, их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения.
Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.
Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).
Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Объединение работодателей — это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей установлены федеральным законом «Об объединениях работодателей».

Понятие и значение социального партнерства по нормам трудового права. Стороны и представительство сторон социального партнерства в сфере труда.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос.власти, органами мсу, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений(ст. 23 ТК). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы гос.власти и органы мсу являются сторонами соц.партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Представителями работников в соц.партнерстве явл.:1.проф.союзы и их объединения. 2.иные проф.союзные орг-ции,предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов. 3. иные представители,избираемые работниками в случаях предусмотренных труд.кодексом. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров,заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных труд.споров работников с работодателем представляют руководитель орг-ции, работодатель-ИП(лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и другими НПА РФ.

10. Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда. Состав сторон и полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Система соц.партнерства включает следующие уровни: 1.федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2.региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; 3.отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 4.территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 5.уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Соц.партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Органы соц.партнерства. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Читать еще:  Как взыскать алименты с безработного отца ребенка

11. Коллективный договор: понятие, значение, стороны и возможное содержание. 40 статья Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК). Это всегда двусторонние акты. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида: 1. нормативные, закрепляющие локальные нормы ТП о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (доп. отпуска, вых.дни, различные доплаты и др.). Они действуют весь срок действия коллективного договора; 2. обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания кол-го договора; 3. организационные – о сроках действия колл.договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недействительными. По структуре колл.договоры могут содержать от 2 до 8 и более разделов (как договорятся стороны). Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения. Срок действия 3 года.

12. Порядок разработки, заключения и регистрация коллективного договора. Срок и сфера его действия. Порядок заключения коллективного договора установлен зако­ном. Коллективный договор заключается на предприятиях, в ор­ганизациях, учреждениях, а согласно ФЗ «О производственных кооперативах» — и в производственных кооперативах (правлением кооператива с ра­ботниками — не членами кооператива). Решение о необходимо­сти заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (кон­ференция) работников организации. Коллективный договор за­ключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на срок не бо­лее трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора или изменения, дополне­ния сторонами действующего. Свое действие коллективный до­говор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наиме­нования, органа управления организации, увольнения ее руково­дителя. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы собственности производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособ­ленного подразделения. Контроль за выполнением коллективного договора осуществля­ют стороны и их представители, а также органы по труду. Сторо­ны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

13. Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В целях реализации права граждан на труд гос-во прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране. Правовое регулирование занятости населения осуществляется: 1.ФЗ (ТК РФ, Закон «О статусе военнослужащих» и др.); 2.ратифицированными государством международными правовыми актами о труде; 3.указами Президента РФ («О дополнительных мерах по защите беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, организаций» и др.); 4.постановлениями Правительства РФ (Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников» и др.);5. ведомственными актами (постановления Министерства труда и социального развития РФ); 6.действующими актами упраздненной в августе 1996 г. Федеральной службы занятости; 7.законами и иными актами субъектов РФ. 8.актами органов мсу; 8.коллективными договорами и соглашениями. Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ «О занятости населения в РФ». Согласно ст.1 указанного Закона занятость в широком значении — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход. Занятыми признаются следующие граждане: 1.работающие по трудовому договору (контракту); 2.выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг; 3.занимающиеся предпринимательской деятельностью; 4.избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 5.занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 6.члены производственных кооперативов (артелей); 7.проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; 8.обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости. Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения. Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.

14. Безработные граждане: понятие, порядок регистрации и признания гражданина безработным. Безработными признаются граждане, которые: 1.являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет).2. не имеют работы и заработка, при этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости и те выплаты, которые получает работник; 3.готовы приступить к подходящей работе; 4. зарегистрированные как ищущие работу в службе занятости по месту жительства, беженцы и вынужденные переселенцы – по месту их пребывания. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов(паспорта, трудовой книжки (для впервые посту­пающих на работу — справки с места жительства), справки о сред­нем заработке за последние три месяца и других документов (во­инский билет для демобилизованных из армии и т. д.). Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров — инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для пере­регистрации, а также отказавшиеся в течение 10 дней со дня об­ращения в службу занятости от двух вариантов подходящей ра­боты. Не признаются безработными и лица, впервые ищущие работу, не имеющие профессиональной подготовки, если они дважды отказываются от любой предложенной работы или от получения профессиональной подготовки. Но такой гражданин имеет право повторно обратиться для признания его безработ­ным. Не регистрируются как безработные осужденные к испра­вительным работам без лишения свободы.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 578 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читать еще:  Инструкция по подаче алиментов через портал госуслуги

Трудовое право

Уровни и формы социального партнерства

Система социального партнерства состоит из нескольких уровней (ст. 26 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, где устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда, т.е. на уровне одного работодателя (организации).

Формы социального партнерства. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (соглашений) и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Ведение коллективных переговоров осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 36—39 ТК РФ. Несоблюдение их влечет административно-правовую ответственность в соответствии со ст. 5.28-5.30 КоАП РФ.

Целью ведения коллективных переговоров является заключение коллективного договора или коллективного соглашения (в зависимости от уровня социального партнерства).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор — правовой акт, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей на уровне организации (или у индивидуального предпринимателя) и регулирующий социально-трудовые отношения изданном уровне. Коллективный договор можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии защиты трудовых прав работников, ибо, как правило, в нем содержатся дополнительные льготы и гарантии, какие-либо преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по наиболее важным для работников вопросам: оплата труда, выплата пособий, компенсаций, переобучение, условия высвобождения работников, рабочее время и время отдыха, улучшение условий и охраны труда работников, оздоровление и отдых работников и членов их семей и т.п.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства

Виды соглашений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Двухсторонние соглашения заключаются представителями работников и представителями работодателей. В трехстороннем соглашении, помимо этого, принимают участие соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение предусматривает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное — принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне двух и более субъектов РФ. Региональное соглашение заключается на уровне одного субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Территориальное соглашение касается условий труда, гарантии, компенсаций и льгот работникам на территории соответствующего муниципального образования. Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельный направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1. Основные понятия социального партнерства и его принципы

Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.

На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, — комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих комиссий. К ней относятся: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения — понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы.

Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики — от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления.

Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;

полномочность представителей сторон;

Читать еще:  Платятся ли алименты с продажи квартиры

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы и формы.

Понятие: -система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами гос. власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования труд. отношений и иных связанных с ними отношений.

Основной нормативный акт Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Основные принципы: —равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие гос-ва в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями труд. законодат-ва и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы ТП; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольное принятие сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных дог-ров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных дог-ров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных дог-ров, соглашений.

Формы:коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных дог-ров, соглашений и заключение коллективных дог-ров, соглашений; взаимные консультации по вопросам регулирования труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования труд. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы ТП; участие работников, их представителей в управлении орг-цией; участие представителей работников и работодателей в разрешении труд. споров.

5.Понятие и содержание коллективного договора. Порядок его заключения.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в орг-ции и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллект. дог-ра определяются сторонами.

В коллект. дог-р могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: — формы, системы и размеры оплаты труда; — выплата пособий, компенсаций; — механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллект. дог-ром; — занятость, переобучение, условия высвобождения работников; — рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; — улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи; — соблюдение интересов работников при приватизации орг-ции, ведомственного жилья; — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на пр-ве; — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; — оздоровление и отдых работников и членов их семей; — контроль за выполнением коллект. д-ра, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; — отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллект. дог-ра; — др. вопросы, определенные сторонами.

Порядок проведения коллект. переговоров по подготовке, заключению или изменению колл. договора:

1. Предложение о начале коллект. переговоров.Проявить инициативу по проведению коллект. переговоров могут как работники, так и работодатель.

2. Коллективные переговоры.Сроки, место и порядок проведения коллект. переговоров

3. Урегулирование разногласий

4. Подписание коллективного договора

5. Регистрация коллективного договора

Понятие безработного и его правовой статус.

По з-ну о занятости безработные — трудоспособные гр-не, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработному гр-ну назначается пособие по безработице в период, когда ему выплачено выходное пособие. За ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства в течение 2-го, 3-го мес. после увольнения. К гражданам, которые не признаются безработными, Закон о занятости дополнительно отнес лиц, представивших документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представивших др. недостоверные сведения. Основная задача службы занятости — предложить безработному гр-ну подходящую работу, которая не дб связана с переменой места жит-ва гр-на без его согласия; условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда; предлагаемый средний заработок не дб ниже среднего заработка гр-на исчисленного за последние 3 мес. по последнему месту работы. На законодательном уровне получило закрепление понятие общественных работ — общедоступная труд. деят-ть, имеющая социально полезную направленность и организуемая в кач-ве доп. социальной поддержки гр-н, ищущих работу

Понятие трудового договора. Его отличие от гражданско-правовых договоров о выполнении определенной работы.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с кот. работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной труд. функции, обеспечить условия труда в соответствии с законами о труде, своевременно и в полном размере выплачивать работнику з/плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением труд. функцию, соблюдать действующие в орг-ции правила внутр. труд. распорядка.

В отличие от трудового договора, предметом которого является сам процесс труда работника, выполняющего работу по определенной специальности, квалификации или должности, выполнение работы по гражданско-правовому договору – лишь способ достижения результата, обусловленного договором. В отличие от труд. дог-ра, по которому работник обязан подчинятся правилам внутр. труд. распорядка, отношения, вытекающие из гражданско-правовых дог-ров, предполагают автономию воли исполнителя. Работодатель обязан по труд. договору обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с гражданско-правовыми дог-рами исполнители работы не только самостоятельно определяют способы ее выполнения, но и, как правило, выполняют ее из своих материалов, своими силами и ср-вами. В отличие от труд. дог-ра, по которому работодатель обязан выплачивать работнику з/плату не реже чем каждые полмесяца, по гражданско-правым договорам оплата производится по окончании работы за ее конечный результат в соответствии с ценой, обусловленной договором.

Содержание и форма трудового договора.

Содержание:Ф.И.О. работника и наименование работодателя, заключивших договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физ. лица; ИНН; место и дата заключения договора;

Обязательные условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ФЗ с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсации и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалиф. справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный договор, — также срок его действия и обстоятельства; условия оплаты труда работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; режим рабочего времени и времени отдыха; компенсация за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда; условия об обязательном соц. страховании. При необходимости также: уточнение места работы; испытание; неразглашение охраняемой законом тайны; обязанность после учебы отработать не менее установленного в договоре срока; виды и условия доп. страхования; улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector