Veomo.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

Упрощенное производство в гражданском судопроизводстве

Юридические науки

  • Дамбаева Изабелла Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Уральский государственный аграрный университет
  • ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
  • ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ
  • УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Похожие материалы

  • Анализ предоставления налоговых льгот образовательным организациям, участникам образовательных отношений
  • Сравнительный анализ правового регулирования потребительского кредитования: Россия, США, Германия
  • Криминологическая характеристика личности террориста нашего времени
  • Конституционные принципы экономического строя России
  • Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

Несмотря на то, что упрощенное производство и приказное производство имеют сходную правовую природу и единую цель — ускорение (упрощение, оптимизацию) судебного процесса, — каждый из них обладает самостоятельностью и конкретным функциональным назначением [1, с.70].

По замыслу законодателя, по несложным, незначительным делам вполне можно будет ограничиться специальным порядком, именуемым упрощенным производством, не прибегая к «классической» модели судопроизводства.

Цель введения упрощенного производства объясняется действием принципа процессуальной экономии средств, времени суда и участников процесса, повышением качества и эффективности правосудия, а также закреплением в ГПК и АПК трех моделей рассмотрения гражданских споров: общего искового производства, упрощенного и приказного.

По мнению О.А. Бахаревой, не следует относиться к введению упрощенного производства как к отходу от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности. Согласно ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ при наличии предусмотренных оснований гражданское дело может быть рассмотрено по общим правилам искового производства [2, с. 22].

Если из упрощенного производство возможен переход к «обычному» судебному разбирательству путем вынесения соответствующего определения, то в случае отмены судебного приказа спор может быть рассмотрен при наличии соответствующих условий в порядке упрощенного производства в случае обращения заявителя в суд с новым заявлением.

Таким образом, законодатель стремиться к созданию унифицированной системы рассмотрения гражданских и арбитражных споров, появление которой Верховный Суд РФ обосновывает рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) и положениями постановления Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 года № 861/2007.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 постановления «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» от 18.04.2017 г. №10 разъяснил, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 21.1 ГПК РФ и главой 29 АПК РФ.

Обратимся к показателям судебной статистики (с учетом того, что институт упрощенного производства применяется в гражданском процессе с 01.06.2016 года) [5].

Таблица 1. Упрощенное производство в гражданском процессе

Остаток гр. дел на начало периода

Поступило гражданских дел

Рассмотрено гражданских дел

Количество гр. дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства (с вынесением судебного решения)

64 278

145 204

Таблица 2. Упрощенное производство в арбитражном процессе

Остаток на начало периода

Принято к производству

Количество дел по принятым к производству заявлений, исковых заявлений

Количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства

1 571 316

663 864

1 747 979

624 099

Как отметил председатель Арбитражного суда Воронежской области А.В. Кочетков, высокий удельный вес дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, наряду с законодательными новеллами в этой сфере обусловливает практическую значимость и актуальность проблематики упрощенного производства в арбитражном процессе. Так, в Арбитражном суде Воронежской области в первом полугодии 2016 года в порядке упрощенного производства Арбитражным судом Воронежской области было рассмотрено 3201 дело, что составляет 39,2% от общего числа разрешенных по существу дел [3, с.5].

М.С. Ретунская делает обоснованный вывод, что упрощенное производство представляет собой особый порядок рассмотрения дел, подведомственных судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Главной особенностью этой процедуры является упрощение обычного процессуального порядка: устное и непосредственное состязание сторон заменяется рассмотрением письменных материалов [4, с.53].

В то же время представляется, что целенаправленное развитие государством упрощенного производства, направленного, по замыслу законодателя, на снижение нагрузки судов общей юрисдикции и арбитражных судов, уменьшение судебных издержек и сокращение сроков рассмотрения «незначительных дел», может привести к снижению качества рассмотрения дел, практическому сведению на нет подготовки дела к судебному разбирательству, ущемлению прав участников спора в уточнении деталей дела, и, в итоге, к злоупотреблениям со стороны суда и сторон. Достижение положительных количественных характеристик в деятельности судов (судов общей юрисдикции, арбитражных судов) само по себе не свидетельствует о повышении качества гражданского правосудия.

Отметим, что Верховный Суд РФ не собирается останавливаться на достигнутом. В феврале 2018 года им внесен в Госдуму проект Федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности, предлагается увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, — до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах.

В любом случае, каждый шаг законодателя должен быть взвешенным и учитывающим возможные негативные последствия. В частности, в юридическом сообществе до сих пор не утихают споры о целесообразности упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ. Основной аргумент противников — «разность» споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (по значимости, по размерам денежных требований и т.д.). В качестве примера можно привести дела о несостоятельности (банкротстве) граждан, которые в проектном варианте законодателя были отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции, а, в конечном итоге, была «признана» подведомственность данной категории дел арбитражным судам.

Будет ли способствовать процедура упрощенного производства реализации задач гражданского судопроизводства, принципа процессуальной экономии, оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел, повышению эффективности и качестве гражданского правосудия, покажет время.

Список литературы

  1. Бутнева М.Ю. Унификация процессуальных процедур, применяемых при регулировании ускоренных форм судопроизводства в гражданском и арбитражном процессах // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2016. — № 3 (37). — С. 65-70.
  2. Бахарева О.А. Введение упрощенного производства в гражданском судопроизводстве – оптимизация рассмотрения и разрешения гражданских дел // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 61. – С. 22-27.
  3. Кочетков А.В. Упрощенное производство в арбитражном процессе //Научно-практический юридический журнал Общество. Закон. Правосудие. — 2016. — № 3 (32). — С. 4-9.
  4. Ретунская М.С. К вопросу о правовой природе упрощенного производства в арбитражном процессе Российской Федерации // Вестник науки и образования.- 2017. — Т. 2. — № 7 (31). — С. 50-53.
  5. Судебный департамент при Верховном суде РФ / Данные судебной статистики /Режим доступа: http://www.cdep.ru/i№dex.php?id=79 (дата обращения 02.05.2018).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Упрощенное производство в гражданском судопроизводстве

    Основные цели и задачи введения упрощенного производства. Характеристика трех моделей рассмотрения гражданских споров: общего искового производства, упрощенного и приказного. Замена письменных материалов устным и непосредственным состязанием сторон.

    РубрикаГосударство и право
    Видстатья
    Языкрусский
    Дата добавления29.06.2018
    Размер файла17,0 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    упрощенный производство гражданский спор

    Упрощенное производство в гражданском судопроизводстве

    Несмотря на то, что упрощенное производство и приказное производство имеют сходную правовую природу и единую цель — ускорение (упрощение, оптимизацию) судебного процесса, — каждый из них обладает самостоятельностью и конкретным функциональным назначением [1, с.70].

    По замыслу законодателя, по несложным, незначительным делам вполне можно будет ограничиться специальным порядком, именуемым упрощенным производством, не прибегая к «классической» модели судопроизводства.

    Цель введения упрощенного производства объясняется действием принципа процессуальной экономии средств, времени суда и участников процесса, повышением качества и эффективности правосудия, а также закреплением в ГПК и АПК трех моделей рассмотрения гражданских споров: общего искового производства, упрощенного и приказного.

    По мнению О.А. Бахаревой, не следует относиться к введению упрощенного производства как к отходу от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности. Согласно ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ при наличии предусмотренных оснований гражданское дело может быть рассмотрено по общим правилам искового производства [2, с. 22].

    Если из упрощенного производство возможен переход к «обычному» судебному разбирательству путем вынесения соответствующего определения, то в случае отмены судебного приказа спор может быть рассмотрен при наличии соответствующих условий в порядке упрощенного производства в случае обращения заявителя в суд с новым заявлением.

    Таким образом, законодатель стремиться к созданию унифицированной системы рассмотрения гражданских и арбитражных споров, появление которой Верховный Суд РФ обосновывает рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) и положениями постановления Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 года № 861/2007.

    Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 постановления «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» от 18.04.2017 г. №10 разъяснил, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 21.1 ГПК РФ и главой 29 АПК РФ.

    Обратимся к показателям судебной статистики (с учетом того, что институт упрощенного производства применяется в гражданском процессе с 01.06.2016 года) [5].

    Таблица 1. Упрощенное производство в гражданском процессе

    Остаток гр. дел на начало периода

    Поступило гражданских дел

    Рассмотрено гражданских дел

    Количество гр. дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства (с вынесением судебного решения)

    Таблица 2. Упрощенное производство в арбитражном процессе

    Остаток на начало периода

    Принято к производству

    Количество дел по принятым к производству заявлений, исковых заявлений

    Количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства

    Как отметил председатель Арбитражного суда Воронежской области А.В. Кочетков, высокий удельный вес дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, наряду с законодательными новеллами в этой сфере обусловливает практическую значимость и актуальность проблематики упрощенного производства в арбитражном процессе. Так, в Арбитражном суде Воронежской области в первом полугодии 2016 года в порядке упрощенного производства Арбитражным судом Воронежской области было рассмотрено 3201 дело, что составляет 39,2% от общего числа разрешенных по существу дел [3, с.5].

    Читать еще:  Как получить шенгенскую визу на 5 лет

    М.С. Ретунская делает обоснованный вывод, что упрощенное производство представляет собой особый порядок рассмотрения дел, подведомственных судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Главной особенностью этой процедуры является упрощение обычного процессуального порядка: устное и непосредственное состязание сторон заменяется рассмотрением письменных материалов [4, с.53].

    В то же время представляется, что целенаправленное развитие государством упрощенного производства, направленного, по замыслу законодателя, на снижение нагрузки судов общей юрисдикции и арбитражных судов, уменьшение судебных издержек и сокращение сроков рассмотрения «незначительных дел», может привести к снижению качества рассмотрения дел, практическому сведению на нет подготовки дела к судебному разбирательству, ущемлению прав участников спора в уточнении деталей дела, и, в итоге, к злоупотреблениям со стороны суда и сторон. Достижение положительных количественных характеристик в деятельности судов (судов общей юрисдикции, арбитражных судов) само по себе не свидетельствует о повышении качества гражданского правосудия.

    Отметим, что Верховный Суд РФ не собирается останавливаться на достигнутом. В феврале 2018 года им внесен в Госдуму проект Федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности, предлагается увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, — до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах.

    В любом случае, каждый шаг законодателя должен быть взвешенным и учитывающим возможные негативные последствия. В частности, в юридическом сообществе до сих пор не утихают споры о целесообразности упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ. Основной аргумент противников — «разность» споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (по значимости, по размерам денежных требований и т.д.). В качестве примера можно привести дела о несостоятельности (банкротстве) граждан, которые в проектном варианте законодателя были отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции, а, в конечном итоге, была «признана» подведомственность данной категории дел арбитражным судам.

    Будет ли способствовать процедура упрощенного производства реализации задач гражданского судопроизводства, принципа процессуальной экономии, оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел, повышению эффективности и качестве гражданского правосудия, покажет время.

    1. Бутнева М.Ю. Унификация процессуальных процедур, применяемых при регулировании ускоренных форм судопроизводства в гражданском и арбитражном процессах // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2016. — № 3 (37). — С. 65-70.

    2. Бахарева О.А. Введение упрощенного производства в гражданском судопроизводстве — оптимизация рассмотрения и разрешения гражданских дел // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 61. — С. 22-27.

    3. Кочетков А.В. Упрощенное производство в арбитражном процессе //Научно-практический юридический журнал Общество. Закон. Правосудие. — 2016. — № 3 (32). — С. 4-9.

    4. Ретунская М.С. К вопросу о правовой природе упрощенного производства в арбитражном процессе Российской Федерации // Вестник науки и образования.- 2017. — Т. 2. — № 7 (31). — С. 50-53.

    5. Судебный департамент при Верховном суде РФ / Данные судебной статистики /Режим доступа: http://www.cdep.ru/i№dex.php?id=79 (дата обращения 02.05.2018).

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Понятие судебного приказа. Дискуссионные вопросы упрощенного производства. Характеристика приказного производства как самостоятельного вида гражданского судопроизводства. Упрощенное производство в арбитражном процессе как вид ускоренного производства.

    дипломная работа [69,7 K], добавлен 20.04.2018

    Сущность упрощенного производства, этапы его развития в гражданском судопроизводстве. Анализ судебной практики в арбитражном процессе. Совершенствования ускоренного разрешения споров в законодательстве РФ. Процедуры осуществления электронного правосудия.

    контрольная работа [26,7 K], добавлен 09.09.2017

    Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства судами общей юрисдикции. Решение суда. Различия правовой природы судебного акта в приказном и упрощенном порядке. Краткая характеристика особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.

    контрольная работа [23,3 K], добавлен 09.09.2017

    Современная модель упрощенного производства в арбитражном процессе как достаточно законодательно разработанная, прогрессивная форма отправления правосудия в России. Решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.

    контрольная работа [23,3 K], добавлен 09.09.2017

    Условия принятия и рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок проведения судебного разбирательства. Принятие решения по результатам рассмотрения дела и основания и сроки для его обжалования в арбитражном суде апелляционной инстанции.

    презентация [132,5 K], добавлен 21.10.2013

    Упрощенное производство в гражданском процессе

    Когда возможно упрощенное производство

    Упрощенное производство в гражданском процессе — это особый способ рассмотрения дела, когда личного присутствия сторон в суде не требуется. Суд при этом самостоятельно исследует обстоятельства, руководствуясь письменными документами (ч. 4 и 5 ст. 232.3 ГПК РФ).

    Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства возможно, если заявлены исковые требования (ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ):

    • о взыскании денег или материальных ценностей на сумму до 100 тыс. руб. (исключение — дела, которые рассматриваются в порядке приказного производства);
    • в отношении права собственности на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
    • в связи с неисполнением ответчиком своих денежных обязательств, если у истца есть документы, подтверждающие наличие задолженности или ответчик признает, что она имеется (за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства).

    Существуют и случаи, когда упрощенное рассмотрение спора не допускается, даже если обстоятельства соответствуют перечисленным выше критериям. Так, суд откажет в применении упрощенной процедуры, если дело касается (ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ):

    • государственной тайны;
    • прав детей (разбирательства об установлении размера алиментов и порядка их взыскания к этой категории не относятся);
    • компенсации ущерба, причиненного жизни или здоровью потерпевшего;
    • корпоративных споров;
    • взысканий, источником выплат по которым являются средства бюджета РФ и регионов.

    Порядок упрощенного производства

    Порядок упрощенного производства в гражданском процессе четко прописан в ст. 232.3 ГПК РФ:

    1. Сторона — инициатор процесса обращается в суд, т. е. подает исковое заявление и излагает в нем свои требования, в том числе просьбу о рассмотрении вопроса в упрощенном порядке. К иску прилагаются документы, подтверждающие обоснованность требований, которые заявил истец. Правила подсудности в этом случае общие.
    2. Суд выносит определение о приеме иска к производству, в котором указывает:
      • сведения о том, что дело будет рассмотрено в упрощенном порядке;
      • сроки, в течение которых стороны смогут подать в суд и передать друг другу документы (доказательства, возражения), служащие базой для убеждения суда в их правоте;
      • информацию о том, что стороны могут самостоятельно прийти к соглашению и отказаться от дальнейшего разбирательства, не дожидаясь дальнейших действий со стороны суда.
    3. В течение установленного срока (не менее 15 дней) стороны представляют суду и друг другу документы, подтверждающие их точку зрения, и возражения против доводов оппонентов.
    4. В течение 15 дней с момента истечения срока, указанного выше, стороны могут передать в суд и друг другу дополнительные бумаги, позволяющие оспорить возражения.
    5. После того как все документы будут представлены суду, проводится их рассмотрение. Предварительных судебных слушаний в этом случае не бывает, стороны разбирательства в суд не вызываются. Суд делает выводы и излагает их в своем решении исключительно на основании той информации, которая была представлена сторонами.

    Максимальный срок рассмотрения дела — 2 месяца с момента поступления искового заявления (ч. 3 ст. 232.1 ГПК РФ).

    Перевод дела из упрощенного в обычное производство

    Если суд в ходе работы с представленными ему материалами придет к выводу о том, что рассмотреть дело можно только в общем порядке, он принимает соответствующее определение (ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ). Подобные ситуации могут возникнуть, если:

    • характер требований истца не позволяет упрощенно рассмотреть дело (например, когда установлено, что спор затрагивает права детей);
    • в дело вступило третье лицо, заявившее самостоятельные требования;
    • ответчик подал самостоятельный встречный иск, который можно рассмотреть только в общем порядке;
    • суд не в состоянии сделать объективные выводы на основании предоставленной ему информации, вследствие чего возникла необходимость в сборе дополнительных доказательств, привлечении сторон разбирательства и третьих лиц (например, свидетелей) к личному участию в судебном процессе и пр.;
    • заявленные требования затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в деле.

    Если стороны решили заключить мировое соглашение и уведомили об этом суд, направив в его адрес подписанный ими проект документа, суд назначает отдельное судебное заседание для рассмотрения этого вопроса. Процесс в этом случае также будет вестись в общем порядке (ч. 1 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ).

    Судебный акт

    По результатам упрощенного рассмотрения дела судом выносится решение (ст. 232.4 ГПК РФ), однако оно не должно быть мотивированным. Это значит, что фактически суд прописывает лишь вводную и резолютивную части итогового акта. Копия резолютивной части направляется всем участникам дела, а также публикуется на сайте суда в сети Интернет. Эти действия производятся не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

    Если участнику дела недостаточно информации, содержащейся в резолютивной части, он вправе подать в суд заявление о составлении мотивированного, т. е. содержащего мотивировочную часть, решения (ч. 2 ст. 232.4 ГПК РФ). На совершение этого действия законодатель отводит сторонам 5 дней с момента вынесения решения. Также мотивированное решение обязательно выносится в том случае, если по делу была подана апелляция (ч. 2 ст. 232.4 ГПК РФ).

    В нем суд должен изложить доводы, которым руководствовался при его вынесении, а также выводы, которые были сделаны по результатам рассмотрения полученной информации. Этот документ должен быть готов не позднее чем через 10 дней после получения судом заявления о его выдаче или с момента подачи участником дела апелляционной жалобы.

    Решение вступает в силу через 15 дней после его принятия в сокращенном виде, т. е. без мотивировочной части (ч. 5 ст. 232.4 ГПК РФ). Если изготовлено мотивированное решение, оно вступает в силу через 15 дней после его составления (ч. 6, 8 ст. 232.4 ГПК РФ).

    Порядок обжалования

    Как и любой окончательный судебный акт, вынесенное по итогам проведенного в упрощенном порядке разбирательства решение можно обжаловать. Ранее мы рассказывали, как составить апелляцию в этом случае.

    Подать апелляцию можно в течение 15 дней с момента вынесения резолютивной части решения. Мотивированное решение (если оно подготовлено) можно обжаловать также в течение 15 дней с момента его составления.

    При подаче апелляции стоит учитывать положения ст. 335.1 ГПК РФ, определяющей порядок и правила обжалования решений, вынесенных в упрощенном порядке. Судья работает с апелляционной жалобой единолично; стороны дела, как и в суде первой инстанции, на судебные заседания не приглашаются. Однако из этого правила существует исключение: суд может вызвать участников дела в суд, если того требуют обстоятельства дела (например, возникли сложности при изучении имеющихся в деле доказательств).

    Читать еще:  Оформление загранпаспорта через мфц

    При рассмотрении апелляционной жалобы суд принимает и изучает только те доказательства, которые были представлены в суд нижестоящей инстанции. Новые доказательства к рассмотрению не принимаются. Исключение — ситуация, когда сторона представляет доказательства, необоснованно не принятые к рассмотрению ранее (ч. 2 ст. 335.1 ГПК РФ).

    Апелляция должна быть рассмотрена в течение 2 месяцев с момента поступления жалобы в вышестоящий суд (ч. 1 ст. 327.2 ГПК РФ). Если судья сочтет изложенные в жалобе доводы заслуживающими внимания, он отменяет вынесенное нижестоящим судом решение и направляет его на повторное рассмотрение. В этом случае дело будет рассматриваться уже по общим правилам судебного производства (ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ).

    Итак, упрощенное судопроизводство в гражданском процессе позволяет сторонам дела не присутствовать в судебных заседаниях. Для этого им достаточно представить суду все имеющиеся у них документы и доказательства своей правоты, а также, при необходимости, заявить возражения на требования, предъявляемые оппонентами. Однако стоит понимать, что далеко не все гражданские дела могут быть рассмотрены в упрощенном порядке. Например, при разделе имущества, стоимость которого превышает 100 тыс. руб., сторонам придется участвовать в разбирательствах на общих основаниях.

    Еще больше материалов по теме — в рубрике «Суд».

    Проблемы реализации института упрощенного производства в гражданском процессе

    Жуйкова Д.А.
    Санкт-Петербургский юридический институт
    (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
    студентка 4 курса

    Новеллой ГПК РФ выступает не так давно введенный [1] институт упрощенного производства.

    Данный институт направлен на ускорение рассмотрения гражданского дела в суде и обеспечение эффективной и своевременной защиты интересов сторон. Особенностью упрощенного производства выступает то, что дело рассматривается судом без вызова сторон в суд в сокращенные сроки.

    Однако насколько эффективен данный вид производства в гражданском процессе в настоящее время и нужен ли этот институт в концепции единого ГПК РФ?

    По мнению А.Е. Солохина, наибольший эффект от данного вида производства достигается за счет исключения из общих правил рассмотрения дел в порядке искового производства некоторых элементов (отсутствует возможность участия лиц в судебном заседании, ограничен перечень представляемых доказательств, решение по общему правилу принимается в сокращенном виде), их ужесточения (более жесткий и формализованный порядок раскрытия доказательств) и сокращения (уменьшение срока на апелляционное обжалование и числа судей в суде апелляционной инстанции)» [2].

    Согласно данным, представленным на порталах судебных актов caselook.ru [3] и sudact.ru, за 10,5 месяцев существования института упрощенного производства в гражданском процессе (с 1.06.2016 по 01.09.2017 гг.) судами РФ было рассмотрено более 70 тыс. дел в порядке упрощенного производства.

    Казалось бы, введенный институт оправдывает все ожидания. Однако, несмотря на его нормативно-правовую регламентацию, по-прежнему остаются проблемы в его реализации.

    Безусловно, Гражданский процессуальный кодекс детально не регламентирует порядок применения данного института. В связи с этим 18.04.2017 было принято ожидаемое Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», в котором разрешен ряд вопросов, возникавших как у ученых, так и у практиков.

    Одним из них стал вопрос о процессуальной экономии времени и разумных сроках рассмотрения дел в судебных инстанциях.

    В частности указанный Пленум дал некоторые разъяснения относительно сроков упрощенного производства в суде первой инстанции (предоставление возражений сторон, отзыва ответчика, дополнительных доказательств).

    Однако для упрощенного производства в суде апелляционной и кассационной инстанции помимо общего срока рассмотрения соответствующих жалоб фигурирует только термин «разумный срок». Данная дефиниция отсылает к нерешенной в науке проблеме о разумности срока судопроизводства.

    Следующей проблемой упрощенного производства выступает реализация нормы ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ, согласно которой при наличии безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, а также при наличии оснований для рассмотрения дела первоначально в порядке искового производства, суд апелляционной инстанции отменяет его и направляет вновь в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.

    Ее нерациональность выражается в том, что согласно ч.1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции с учетом некоторых особенностей. Судебная статистика Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что в среднем из 15 апелляционных жалоб в порядке упрощенного производства только одна направляется в суд первой инстанции[4].

    Не менее спорным вопросом в законодательной регламентации указанного института выступает апелляционное и кассационное обжалование постановлений суда, рассмотренных в порядке упрощенного производства. Анализируя нормы ГПК РФ и вновь вынесенное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в суде вышестоящей инстанции пересмотру подлежат именно судебные акты, а не все дело, как, например, в общем порядке искового производства. Соответственно, для отмены или изменения постановления суда первой инстанции, необходимо обнаружить в вынесенном постановлении нарушения норм материального или процессуального права, судебной ошибки, судом вышестоящей инстанции. Однако, не зная сущности дела, а опираясь исключительно на имеющееся постановление, сделать это довольно сложно. Поэтому подавляющее большинство решений судов первой инстанции, принятых в порядке упрощенного производства, остаются без изменения. Кроме того, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется судьей единолично, без проведения судебного заседания, без протоколирования, без вызова лиц, участвующих в деле, в суд, а кассационной – в судебном заседании без ведения протокола. Лишь с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле.

    О низкой эффективности института упрощенного производства в настоящее время свидетельствует также то, что время существования данного института в гражданском процессе не было рассмотрено ни одного дела в судах в порядке ст. 386.1 ГПК, за исключением кассационного обжалования судебного приказа [5], который также является особым процессуальным институтом и имеет некое сходство с упрощенным производством.

    В связи со складывающейся ситуацией, стороны (представители) ищут всевозможные способы, чтобы избежать рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в упрощенном порядке и перейти в процесс по правилам искового производства.

    На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что институт упрощенного производства в гражданском процессе находится на стадии зарождения. Он не совсем понятен для граждан, но очень удобен для правоприменителя, поскольку значительно сокращается объем задействованных ресурсов и сил.

    Однако о реальной эффективности говорить пока рано, но для повышения значимости и практической пользы данного института можно предложить некоторые законодательные изменения:

    1. Предусмотреть пересмотр решения суда первой инстанции, принятый в упрощенном порядке, при наличии оснований, предусмотренных ч.3. ст. 335.1 ГПК РФ, в апелляционном порядке
    2. Наделить апелляционную инстанцию для более качественной реализации принципа правосудия правом на пересмотр не только итогового акта суда первой инстанции, но и дела в целом либо осуществлять пересмотр решений суда первой инстанции в порядке искового производства (но во втором случае, уже говорить об упрощенном производстве нельзя)
    3. Поиск решения еще одной глобальной проблемы правосудия – персональной ответственности судей за правильное и своевременное рассмотрение дела, а также недопущение грубых судебных ошибок. Эта мера носит комплексный характер и базируется, прежде всего, в самой сущности судебной системы. В настоящее время контроль за деятельностью судей осуществляет квалификационная коллегия судей, куда подаются жалобы заинтересованных лиц о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. В квалификационную коллегию судей входят такие же сотрудники судебного аппарата, как те, на кого подается жалоба, и в данном случае имеет место профессиональная солидарность, о чем свидетельствует статистика привлечения судей к дисциплинарной ответственности (менее 1% из всего числа жалоб). Одним из способов решения данной проблемы выступает внедрение в судебную систему институтов общественного контроля за принятым решением квалификационной коллегии судей и его исполнением, обеспечения доступа судей к жалобам и решениям квалификационной коллегии судей посредством создания единого сервера с ними в качестве дополнительного контроля и обеспечением действенного функционирования коллегии, а самое главное законодательное определение перечня или характера проступков, за совершение которых наступает дисциплинарная ответственность в виде замечания, предупреждения или досрочного сложения полномочий.

    Обозначенные проблемы и судебная практика свидетельствуют о том, что институт упрощенного производства, который был введен в качестве способа ускорения рассмотрения гражданских дел в судах, а также в качестве реализации международного принципа стабильности судебных решений, в связи с высокой загруженностью судейского аппарата, наоборот усложняет доступ граждан к правосудию, а также концептуально изменяет сущность основных принципов гражданского судопроизводства (гласности, состязательности).

    Введение данного института в настоящее время не оправдывает ожидания, а, следовательно, говорить о его эффективности пока рано. Для повышения его практической значимости законодателю необходимо ориентироваться на судебную практику и предложения к реформированию института упрощенного производства в научной сфере.

    [1] О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2016 № 45-ФЗ // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2017] (дата обращения 02.09.2017).

    [2] Солохин А.Е. Упрощенные (ускоренные) процедуры рассмотрения дел в гражданском и арбитражном процессе: история, проблемы, перспективы // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2017] (дата обращения 02.09.2017).

    [3] Правовой портал судебных актов // [Электронный ресурс].URL: https://caselook.ru/#/ (дата обращения: 28.07.2017).

    [4] Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-22833/2016 от 24.11.2016 г. по делу № 33-22833/2016.

    [5] Постановление Президиума Кемеровского областного суда от 06.02.2017 N 44г-8/2017.

    Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства в арбитражном суде

    Сущность упрощенного производства

    Конституционная гарантия судебной защиты заключается в оперативном, эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспариваемых субъективных прав участников арбитражного процесса.

    Цель введения упрощенного производства — прежде всего процессуальная экономия средств и времени как арбитражного суда, так и участников арбитражного процесса. Однако при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2 АПК РФ), а также соблюдаться основные принципы арбитражного процесса. Не следует рассматривать введение упрощенного производства как отход от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности, так как в законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение арбитражного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового производства. Законодателем лишь признается, что не во всех случаях арбитражному суду необходимо проводить дорогостоящую развернутую процедуру рассмотрения арбитражного дела.

    Читать еще:  Отказники от приватизации судебная практика

    По своей природе упрощенное производство в арбитражном процессе ранее сравнивалось с институтом выдачи судебного приказа в гражданском процессе, и было близко к нему. Однако Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ упрощенное производство было введено и в ГПК РФ (Глава 21.1. УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО), а в АПК РФ, в свою очередь, Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ введена Глава 29.1. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

    Отличия упрощенного производства от приказного производства в арбитражном процессе:

    Вынесенное решение принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу; оно подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда — со дня принятия решения в полном объеме (ч. 4 ст. 229 АПК РФ)

    Значение упрощенного производства

    Упрощенное производство кроме решения задач, закрепленных ст. 2 АПК РФ, позволяет дополнительно арбитражному суду:

      • повысить оперативность рассмотрения арбитражных дел за счет сокращения срока рассмотрения отдельного дела (сокращенный месячный срок с момента поступления дела в арбитражный суд по сравнению с общими правилами);
      • повысить как эффективность работы самих арбитражных судов, так и исполнимость принимаемых ими актов;
      • повысить эффективность защиты нарушенных и оспоренных прав и законных интересов участников арбитражного процесса;
      • разгрузить арбитражные суды;
      • сократить материальные расходы и временные затраты на рассмотрение арбитражных дел, не нуждающихся в сложной и дорогостоящей процедуре.

    Все указанные задачи решаются системой арбитражных судов в комплексе, поэтому иногда их сложно отделить друг от друга.

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»

    Возбуждение дел в порядке упрощенного производства

    Упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 29 АПК РФ, согласно которой арбитражными судами рассматриваются дела искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

    Отличие упрощенного производства от приказного:
    • рассмотрение дел в порядке упрощенного производства не исключает наличие спора о праве .

    С исковым заявлением (заявлением) по требованиям, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, вправе обратиться:

    1. граждане — физические лица и индивидуальные предприниматели;
    2. организации;
    3. органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы;
    4. прокурор в пределах своих полномочий.

    Возбуждение арбитражного дела, рассматриваемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам, установленным АПК РФ. Истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения арбитражным судом обеспечительных мер и т.п.

    • разделом III АПК РФ (производство по делам из административных и иных публичных правоотношений),
    • при рассмотрении дел с участием иностранных лиц — разделом V АПК РФ.

    Каких-либо дополнительных требований к лицам, возбуждающим арбитражное дело, которое в дальнейшем может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, действующий арбитражный процессуальный закон не предъявляет.

    АПК РФ не содержит и каких-либо дополнительных требований к действиям арбитражного судьи на стадии возбуждения арбитражного дела, которое в дальнейшем может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства.

    Согласно ст. 226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства , предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ, в частности (ст. 228 АПК РФ):

    1. судебные заседания по указанным делам не назначаются, в связи с чем лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте судебного заседания;
    2. протоколирование в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи не осуществляется;
    3. правила об отложении разбирательства дела (судебного разбирательства), о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются.

    Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

    Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит , за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 253 Кодекса (если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, и извещаются о судебном разбирательстве путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства).

    Дела, подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства

    Ст. 227 АПК РФ устанавливает, что в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

    В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

      • по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются , и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;
      • по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

    По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется обстоятельств, указанных в части 5 статьи227 АПК РФ.

    Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства:

    1. если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства
      • удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело,
      • принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам упрощенного производства,
    2. если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
      • порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
      • необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также
      • провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
      • заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;

    Таким образом, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства:

      • если требования истца носят бесспорный характер;
      • если требования истца признаются ответчиком;
      • если истцом заявлен иск на незначительную сумму.

    Инициатором возбуждения упрощенного производства может быть либо истец, либо арбитражный суд (в деле должно быть письменное согласие обеих сторон на проведение такого производства — ст. 226 АПК РФ).

    Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства:
      1. дела по корпоративным спорам;
      2. дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

    Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

    Ст. 228 АПК РФ устанавливает, что

      1. судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов;
      2. по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, предварительное судебное заседание не проводится ;
      3. суд принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных в определении сроков ;
      4. при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила, предусмотренные статьями 155 (протокол) и 158 (отложение судебного разбирательства) АПК РФ.

    Исковое заявление, заявление по делу, указанному в части 1 или 2 статьи 227 Кодекса, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде. Такое заявление размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий 5 дней со дня принятия искового заявления.

    О принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса срок, который не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

    В определении суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения.

    Стороны вправе представить в арбитражный суд и направить друг другу:

      • доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений;
      • дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

    Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение.

    Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд.

    Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

    Указанное решение вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

    Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда — со дня принятия решения в полном объеме.

    Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector