Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Принципы земельного права

В общей теории правапод принципами понимают основополагающие принципы, идеи, научные положения, определяющие общую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования. Принципы определяют характер права в целом или отдельных групп правовых норм, институтов отраслей права. Анализ принципов права дает ответ на вопрос: на каких условиях, каким образом осуществляется правовое регулирование, политические и правовые идеи лежат в его основе.

1) закрепляют основы зем политики

2) непосредственно регулируют зем отнош

3) опред ориентиры развития зем зак-ва

4) обеспеч стабильность в прав регулировании зем отношений

Как общеправовые принципы, так и принципы земельного права имеют своей основой положения Конституции Украины.

1) наивысшая юр сила КУ

2) соотв законов и др нпа КУ

3) прямое действие норм КУ

4) возможность обращ в суд для защиты прав и свобод человека и гр-на

5) обязанность гос-ва обеспечивать права и свободы человека

6) признание земли объектом права собственности укр народа

Общеправовыми принципами права, закрепленными в действующем законодательстве, являются:

1) приоритетность права собственности

2) защита прав собственника

4) неразрывная связь прав и обязанностей

5) защита социально незащищенных слоев населения

7) ответственность за вину

Согласно требованиям Земельного кодекса Украины земельные правоотношения базируются на принципах, закрепленных в ст. 5 Земельного кодекса, специальные земельно-правовые принципы:

1) Сочетание особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;

2) Обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства;

3) Невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и органов местного самоуправления своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законами;

4) Обеспечение рационального использования и охраны земель;

5) Обеспечение гарантий прав на землю;

6) приоритета требований экологической безопасности.

7) Целевого и рационального использования земли

8) Уст особого прав режима отдельных категорий земель

9) Приоритета использования земель с/х назначения

10) Гос контроля за использование и охраной земель

11) Платности землепользования

Принцип целевого и рационального использования земель. Он пронизывает содержание всех институтов земельного права, исходя из того, что целевое назначение земель — это установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей с учетом категорий земель, которые имеют особый правовой режим.

Принцип особого правового режима земель соответствующих категорий непосредственно предусмотренное ч. 2 ст. 18 ЗК. Он получает выражение в правовом обеспечении рационального и эффективного использования всех земель нашей страны. Правовой режим земли» — это теоретическое понятие, которое обобщает правовую характеристику земли как объекта земельных отношений и содержит указание на круг важнейших правовых отношений, которые складываются по поводу земли.

Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны. Это означает, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Земельное законодательство устанавливает также специальные требования к охране земель сельскохозяйственного назначения, вводя стандарты и нормативы их охраны и воспроизводства плодородия почв.

Принцип государственного контроля за использованием и охраной земель. Согласно ст. 14 Конституции земля находится под особой охраной государства. Поэтому указанный принцип предполагает наличие специальных организационно-правовых средств осуществления контроля за использованием и охраной земель. Государственный контроль за этим осуществляется органами земельных ресурсов, а за соблюдением законодательства по охране земель — органами по вопросам экологии и природных ресурсов.

Принцип платности использования земель. Согласно Закону Украины от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» (в редакции Закона от 19 сентября 1996 г.) использования земли в нашей стране является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, размер которых определяется в зависимости от денежной оценки земли.

Принцип обеспечения защиты прав юридических лиц и граждан на землю. Содержание этого принципа раскрывается в нормах земельного законодательства, которое предусматривает следующие специальные способы указанного защиты: признания прав; восстановления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий, нарушающих права или создающих опасность нарушения прав; признание сделки недействительной; признание недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; возмещения причиненных убытков, а также другие, предусмотренные законом способы. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав собственников в случае выкупа земельных участков для общественных нужд или отчуждения (изъятию) их по мотивам общественной необходимости.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

5. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

10.1. Понятие, принципы и виды природопользования в Российской Федерации

Природопользование служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Поэтому, право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Данные нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

Читать еще:  Понятие морального вреда в гражданском праве

Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы на основе генезиса классифицируют на минеральные ресурсы (уголь, мрамор, гранит, нефть, минеральные воды, гелий, метан), климатические ресурсы (солнечная энергия, ветровая энергия), земельные ресурсы (включая почвенные), биологические ресурсы (растения, животные, микроорганизмы), водные ресурсы (океаны, озера, реки, моря, болота, подземные воды, ледники и снежники).

По критерию исчерпаемости природные ресурсы делятся на неисчерпаемые (например: солнечная энергия, энергия земных недр, энергия текучей воды, ветра); исчерпаемые, которые подразделяются на возобновимые (например: биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные).

Право природопользования характеризуют особые принципы:

Принцип производности права пользования вступает в действие, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию природного использования природных ресурсов, когда право пользования ими предоставляется собственником другим субъектам (пользователям) на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Принцип рационального природопользования – традиционный в природоресурсном праве России. До недавнего времени рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория, где подразумевалось достижение экономического эффекта. Содержание данного принципа существенно меняется. В настоящее время под рациональным природопользованием понимают экологически обоснованное природопользование, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий. Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде. Данный принцип в основном закрепляется через регулирование обязанностей природопользователя.

Принцип целевого использования природных ресурсов. Использование природных ресурсов всегда осуществляется строго по целевому назначению. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты, и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование является безвозмездным. Платежи идут на поддержание благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или на его восстановление. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Принцип нормирования права природопользования. В целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивости экологических систем и предотвращения их деградации в природоресурсном законодательстве установлены нормативы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Для каждого природного ресурса исходя из целевого назначения и видов права природопользования могут устанавливаться различные правовые формы нормативов.

Классификация видов природопользования осуществляется по различным основаниям. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы.

Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

– право пользования атмосферным воздухом;

– право пользования животным миром.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. Так например, согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду как результат его рождения и существования (Например: ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов; ст. 6 ВК РФ – каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд).

Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов (использование земельного участка для строительства). Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в следующих формах: комплексного природопользования, специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является обособленное водопользование.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное (например: ч. 2 ст. 36 ЛК РФ – договор аренды лесных участков заключается на срок от 10 до 49 лет) и краткосрочное (например: ст. 10 Закона РФ «О недрах» – для геологического изучения – на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации). Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут) (например: лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут).

Основные принципы земельного права.

Предмет, метод и система земельного права.

ЗП –это самостоятельная отрасль рос. права, представляющая собой систему правовых норм, регул-х зем.отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, а также защиты зем.прав и интересов граждан и юр.лиц.

Предмет ЗП – это:

1. отношенияпо использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Читать еще:  В каких случаях платят минимальные алименты

4. имущественныеотношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс общественных, имущественных и управленческих отношений.

Особенность предмета ЗП состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства, с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.

Метод правового регулирования – это специфический способ воздействия на участников земельных отношений (способ регулирования ЗО). Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников земельных отношений в нужном для государства и общества направлении. Метод правового регулирования проявляется:

1. в характере возникновения земельно-правовых норм,

2. установлении прав и обязанностей участников земельно-правовых отношений,

3. мер воздействия в отношении этих участников.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. В ЗП применяется метод, свойственный административному праву, т.е. власти и подчинения, и метод, свойственный гражданскому праву, — равенства участников земельно-правовых отношений. В первом случае используются императивные предписания, обязательные правила поведения. Во втором – диспозитивные нормы, позволяющие участникам принимать решения по своему усмотрению. В ЗП используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой методы правового регулирования. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство.

Методы правового регулирования:

1. свойственны только государству в лице его органов;

2. касаются только юридических норм;

3. обеспечиваются государственным принуждением.

Система земельного права– совокупность правовых институтов, каждый из институтов состоит из норм, регулирующие ЗО и обладающие единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся:

1. институт принципов З.П.

2. институт собственности и иных прав на землю

3. государственное управление землями

4. охрана земель

5. ответственность за нарушение земельного законодательства

7. предоставление и изъятие земельных участков

8. планирование и использование Земли

9. контроль за использованием Земли

Правовыми институтами особенной части являются институты определяющие специфику правового режима отдельных категорий земель:

1. земель сельскохозяйственного назначения

2. земель населенных пунктов

3. земель промышленности, транспорта и иного (специального) назначения

4. земель особо охраняемых территорий и объектов

5. земель лесного фонда

6. земель водного фонда

7. земель запаса.

Общая часть учебной дисциплины – предмет, метод, система ЗП, понятие и характеристика земельных правоотношений, источники земельного права и его развитие, регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

Особенная часть – основные аспекты пользования лесами, недрами, водами.

Основные принципы земельного права.

Принципы – это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования права, его развития и функционирования.

Е.С. Болтанова определяет принципы ЗП как объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие, руководящие положения, отражающие сущность земельного права.

ЗП основывается на общеправовых, межотраслевых принц, которые присущи и иным отраслям рос. правовой системы, и на отраслевых принципах, свойственных ЗП в силу специфики регулируемых им общественных отн. В рамках отдельных институтов ЗП могут быть выделены и свои принципы.

Классификация принципов ЗП, предлож.Е.В. Сырых. Автор предлагает подразделить принципы ЗП на след виды:.

1. Принципы охраны и использования земель:

а) Принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека. Регулирование отношений по использованию и охране земли осущ., исходя из представлений о земле как о природном объекте — охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и как о природном ресурсе — используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер.РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

б) В соответствии с принципом приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества устанавливаются обязанность собственников земельных участков (ЗУ) не наносить вреда окр. среде при осуществлении владения, пользования и распоряжения ЗУ, а также ограничения гражданско-правового оборота ЗУ — особые условия совершения сделок с ЗУ, направленные на обеспечение рационального использования земель.

в) Согласно принципу приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных тер. и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Это не отрицание или умаление значения земель других категорий.

2. Принципы, связанные с правом граждан и их объединений на землю:

а) Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека вытекает из положения КРФ о праве каждого на благоприятную окр среду, а также из ФЗ «Об охране окру. среды». Этот принцип выражается в том, что цели, методы или способы использования и охраны земель не должны представлять опасность для жизни и здоровья человека.

б) Принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землюозначает, что указанные лица имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а ОГВ и ОМСУ, субъекты хоз. дт-ти обязаны обеспечить возможность их участия в порядке и в формах, которые установлены закон-ом. Необходимым и важным условием реализации данного принципа является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении ЗУ для строительства, о разработке и основных положениях документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

в) Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан выражается в том, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ. В данном случае речь идет о согласовании общественных интересов в области использования и охраны земель и частных интересов собственников, обладателей иных имущественных прав на земельные участки.

3. Принципы государственного управления землей:

а)Принцип платности использования земли. Любое использование земли осуществляется за плату, исключения из этого правила могут быть прямо установлены ФЗ или законами субъектов РФ.

б)В соответствии с принципом деления земель по целевому назначению на категории правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

в)Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель выражается в том, что правовой режим земель должен устанавливаться с учетом природного, соц., экон. и иных факторов.

4. Принципы, связанные с землей как объектом недвижимости:

а) Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов — все прочно связанные с ЗУ объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ. Для использования объекта недвижимости необходимо наличие имущественных прав и на ЗУ, и на объект недвижимости, расположенный на нем.

б) Принцип разграничения гос. собственности на землю на собственность РФ, собственность суб.РФ и соб-ть мун образ, согласно кот. правовые основы и порядок такого разграничения уст. ФЗ «О разграничении гос. собст-ти».

Значение принципов земельного права состоит в том, что они:

1) определяют цели, на которые должна быть ориентирована вся нормотворческая деят-ть в обл. земельного закон-ва, находящая выражение в нормах как ЗК, так и др. ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ . Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество в сфере зем.отношений.

Читать еще:  Сделкоспособность это элемент дееспособности граждан

2) составляют основу формирования норм ЗП и тем самым обеспечивают системность и последовательность правового регулирования в данной области. Например, принцип приоритета сохранения особо ценных земель последовательно раскрыт в ст. 79, 94-101 ЗК РФ, где установлены виды земель, перевод которых в иные категории земель для использования, не связанного с их целевым назначением, ограничивается или запрещается.

3) могут в определенных случаях служить критерием, позволяющим разрешатьвозможные правовыеколлизии при применении отдельных актов и норм земельного закон-ва.

4) применяются в случае пробела в земельном законодательстве. В ЗК РФ прямого предписания о применении норм ЗП по аналогии не установлено, однако это не является препятствием для применения закрепленных норм-принципов ЗП в качестве аналогии права при отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения. Более того, суд должен решать дела на основе общих начал и смысла законодательства при выявлении пробелов в правовом регулировании земельных отношений (п. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 463 ; Мы поможем в написании вашей работы!

4. Принципы права природопользования

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;

• экосистемный подход к регулированию при-родопользования;

• целевой характер пользования природными ресурсами;

• ус-тойчивость права пользования природными ресурсами;

• платность специального при-родопользования.

О принципе производности прав пользования природными ресур-сами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица.

Это означает, что наряду с институтом права собственности и соответствую-щим субъективным правом собственника возникают и существуют институт и субъективное право природопользования, производные от права собственности, так как создаются по воле собственника. Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли государства, которое вправе по основаниям, указанным в законе, предоставлять и изымать природные объекты из пользования для государственных или общественных нужд.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, – традиционный принцип природоресурсного права России.

* Правовое обес-печение рационального использования земли в СССР. М., 1969. С. 19, 30-31.

Экологическая ущербность такого понимания рационального природопользования была отмечена позднее, и рациональное природопользование трактовалось уже как достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одно-временным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом*.

* Право природопользования в СССР. С. 14.

Обратим внимание на то, что и здесь рациональное природопользование связывается лишь с достижением необходимого экономического эффекта. Но ведь природа удовлетворяет не только наши экономические потребности, но и физиологические, рекреационные, эстетические и др. Разве соблюдение экологически обоснованных требований пребывания туристов в национальном парке не есть реализация принципа рационального природопользования?

Содержание рассматриваемого принципа в формируемом праве окружающей среды существенно меняется. По существу, оно определяется главным образом теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, – экологической, экономической, рекреационной и др.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их эко-логической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (ст. 23 Федерального закона «О недрах»).

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления.

* Наше общее будущее. М., 1989. С. 52.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объектив-но он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, рас-тительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований зако-нодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допус-кать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов живот-ного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст.

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в зако-не. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности при-родопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользо-вание, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружаю-щую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается реше-ние как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстанов-ление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст. 103) устанавливает следую-щую систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за поль-зование лесным фондом);

Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает:

• платежи за право пользования недрами;

• отчисле-ния на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в разд. XIV «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector