Veomo.ru

Финансовый журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого возраста граждане подлежат административной ответственности

С какого возраста граждане подлежат административной ответственности

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к статье 2.3

1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения. Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не установлены (ср. п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).

Применительно в Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет;

под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)).

Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.

Читать еще:  Как найти собственника авто по гос номеру

Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см. п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ).

8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.

9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.

Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП 1984 г.

При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

С какого возраста наступает административная правоспособность?

4. Под административной деликтоспособностью понимается:

1) способность гражданина нести административную ответственность за совершенное правонарушение

5. Объем и содержание административной дееспособности зависит от:

1) возраста и состояния здоровья

6. Выберите правильное утверждение:

1) совокупность административной дееспособности и правоспособности называют административной правосубъектностью

7. Выберите неверное суждение:

1) момент возникновения административной дееспособности четко не определен

8. Административно-правовой статус гражданина – это:

2) установленное нормами административного права положение субъекта, совокупность его прав и обязанностей

16. Юридические гарантии реализации прав и свобод граждан могут быть подразделены на:

1) политические, экономические и организационные

18. Гражданство понимается как:

2) устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

22. Временное проживание иностранного гражданина в России может быть разрешено:

2) на срок до 3 лет

23. Безвизовый порядок пребывания на территории России иностранных граждан допускается на срок:

25. Основными категориями иностранных граждан по российскому законодательству являются:

2) временно пребывающие на территории России, временно проживающие на территории России, постоянно проживающие на территории России

26. Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в России, является:

1) вид на жительство

28. Постоянное проживание иностранных граждан на территории России с последующим продлением может быть разрешено:

3) на срок до 5 лет

В течении какого срока обязан зарегистрироваться на новом месте жительства иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ?

2) в течение 7 суток

Тема. Административное правонарушение и административная ответственность (15 вопросов)

3. Объективная сторона административного проступка – это:

1) система признаков, характеризующих его внешнюю сторону

5. Предвидение возможности наступления вредных последствий своего деяния и легкомысленный расчет на их предотвращение – это:

6. Административная ответственность наступает с:

7. Субъектами административной ответственности являются:

5) все перечисленные

8. Принципом административной ответственности не является:

5) все ответы верны

9. Основаниями освобождения от административной ответственности являются: 1) невменяемость; 2) необходимая оборона; 3) малозначительность; 4) недостижение соответствующего возраста; 5) крайняя необходимость; 6) презумпция невиновности. Выберите правильный ответ:

11. Признаками объективной стороны правонарушения являются:

1) действие (бездействие)

13. Субъективную сторону правонарушения могут характеризовать:

3) мотив и цель деяния

15. К категории специальных субъектов административной ответственности относится:

3) водитель транспортного средства

21. Лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании закона:

2) действовавшего во время совершения административного правонарушения

22. По особенностям конструкции объективной стороны различаются следующие виды составов административных правонарушений:

2) формальные и материальные

24. Под составом административного проступка понимается:

3) совокупность установленных правом элементов, при наличии которых конкретное общественно вредное деяние признается административным правонарушением

Каким образом решается вопрос о привлечении к административной ответственности в судебном порядке депутата Государственной Думы РФ?

4) по согласию нижней палаты Федерального Собрания РФ

27. Признаками административной ответственности являются:

3) регулируется федеральным законодательством и подзаконными актами

Что из перечисленного не влияет на возможность привлечения физического лица к ответственности?

5) все ответы правильные

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2133 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. 1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Комментарий к статье 2.3
1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.
2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).
Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.
Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско — правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.
3. Применение мер воздействия в виде направления несовершеннолетних в специальные учебно — воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения предусмотрено Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правовыми основаниями направления несовершеннолетнего в специальные учебно — воспитательные учреждения открытого типа являются: постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключение психолого — медико — педагогической комиссии, а также согласие несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.
К указанным учебно — воспитательным учреждениям относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессиональные училища открытого типа, на которые возложены задачи осуществления реабилитационных мероприятий и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обеспечения их медицинского обслуживания, получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, начального профессионального образования.
В специальные учебно — воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием направляются, как правило, несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности по основаниям, определенным п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. Основаниями для содержания несовершеннолетних в указанных учебно — воспитательных учреждениях являются постановление судьи или приговор суда. Комиссии по делам несовершеннолетних и другие образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.
4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же, как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо, при длящемся проступке, — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).
При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).
6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).
В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц.
7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.
Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (п. 1 ст. 49, ст. 51 ГК).
8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно — следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.
9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.
Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, — при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.
10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП.
При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Читать еще:  Через сколько разводят после подачи заявления на развод

С какого возраста могут привлечь к административной ответственности

Возраст наступления административной и уголовной ответственности в России (со скольких лет могут привлечь)

И уголовная, и административная ответственность наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ соответственно). При этом в обоих случаях возраст учитывается на момент совершения преступления или правонарушения. Иными словами, если подросток совершил преступление или административное правонарушение до 16-летия, ответственности он не подлежит даже по достижении этого возраста.

Но при этом возраст уголовной ответственности может варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, в силу ч. 2 ст. 20 УК РФ подростки, совершившие определенные преступления, подлежат преследованию уже с 14 лет. К таковым относятся убийство (ст. 105 УК РФ), грабеж (ст. 161), кража (ст. 158), отягченное хулиганство (ч. 2 и 3 ст. 213) и т. д. В то же время за некоторые преступления отвечают исключительно совершеннолетние, если об этом прямо указано в соответствующей статье Уголовного кодекса (например, ст. 134, 135).

Кодекс об административных правонарушениях подобных исключений не содержит — возраст административной ответственности наступает с шестнадцати лет всегда.

ВАЖНО! Лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а в 00 часов 00 минут суток, следующих за ним (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 № 1). Например, подросток, родившийся 16.10.2002, официально достиг 16-летия в полночь 17.10.2018. Время рождения значения не имеет.

Какие наказания применяются к несовершеннолетним правонарушителям

КоАП РФ насчитывает 10 видов наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия или предмета правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения спортивных соревнований в период их проведения.
Читать еще:  Алименты на содержание беременной жены в браке

При этом только одно из них однозначно не применяется к несовершеннолетним — это административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП). И этим КоАП также отличается от УК, который разрешает подвергать подростков всего 6 наказаниям из 13 (подробнее об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и о применяемых к ним наказаниях можно прочесть здесь):

Однако часть из приведенных наказаний, несмотря на отсутствие прямого запрета на применение их к подросткам, не может применяться к ним априори. Например, дисквалификация, которая заключается во временном запрете на замещение должностей на федеральной или региональной госслужбе. Замещение же таких должностей, в свою очередь, предполагает достижение совершеннолетия.

Возможно ли избежать привлечения к ответственности за правонарушение, совершенное в возрасте с 16 до 18 лет

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Что нужно, чтобы избежать наказания

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Вопрос: с какого возраста наступает административная ответственность?

Ответ: Административной ответственности подлежат психически вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

В качестве исключения за некоторые правонарушения предусмотрена административная ответственность с 14 лет. Это:

1) умышленное причинение телесного повреждения;

2) мелкое хищение;

3) умышленные уничтожение либо повреждение имущества;

4) нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

5) жестокое обращение с животными;

6) разжигание костров в запрещенных местах;

7) мелкое хулиганство;

8) нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте;

9) нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта;

10) нарушение правил пользования транспортным средством;

11) нарушение правил пользования метрополитеном;

12) нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте;

13) уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности;

14) нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ;

15) незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия;

16) незаконные действия в отношении холодного оружия (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

Не подлежит административной ответственности лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность (ч. 3 ст. 4.3 КоАП).

Вопрос: Какую ответственность за совершенные административные правонарушения несут военнослужащие и иностранные граждане?

Ответ: Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы — и штраф (ч. 1 ст. 4.7 КоАП).

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются дипломатическим иммунитетом, разрешается дипломатическим путем.

Вопрос: в каких случаях индивидуальный предприниматель несет повышенную административную ответственность?

Ответ: Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей КоАП для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).

В иных случаях индивидуальный предприниматель несет административную ответственность как обычный гражданин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector