Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Суд Евразийского экономического союза является одним из его уникальнейших органов. Именно здесь государства-участники объединения могут найти компромисс в своих «союзных» разногласиях. Кроме того, здесь могут защитить свои права и отдельные предприятия. О нюансах работы Суда рассказал его председатель — Александр ФЕДОРЦОВ.

— Можно ли назвать Суд ЕАЭС наднациональным органом? В чем заключается его уникальность?

— Сегодня ни в науке, ни в официальных документах мы не имеем общепризнанных определений терминов «наднациональность», «наднациональный орган». Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) не называет Суд Евразийского экономического союза наднациональным судебным органом. Следует отметить, что Евразийский экономический союз, являющийся субъектом международного права, определяется в статье первой Договора как «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью». Согласно статье 19 Договора Суд является постоянно действующим судебным органом союза.

Что касается уникальности Суда ЕАЭС, то она заключается в том, что это единственный судебный орган Евразийского экономического союза. Только он обладает компетенцией рассматривать межгосударственные споры по вопросам реализации права союза, только в Суде союза может быть оспорен акт Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия), ее действия или же бездействие, за Судом союза закреплено исключительное полномочие на разъяснение права ЕАЭС. Можно и дальше приводить доводы в обоснование уникальности Суда союза, но важна не уникальность сама по себе, а польза, которую от деятельности Суда получают хозяйствующие субъекты, государства и союз, а также население наших стран.

— Что служит основанием для обращения в Суд?

— Основанием для рассмотрения дела является обращение истца (заявителя) в Суд по вопросам, относящимся к компетенции Суда. Это может быть заявление о разрешении спора либо о разъяснении положений евразийского права.

Государства-члены могут обратиться с такими заявлениями: о соответствии международного договора в рамках союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, а также отдельных положений указанных международных договоров, решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках союза, решениям органов союза; об оспаривании действия или бездействия Комиссии.

Субъекты хозяйствования могут оспаривать в Суде решения и действия либо бездействие Комиссии на предмет их соответствия Договору, международным договорам в рамках союза. Данная категория заявителей вправе оспаривать в Суде не любые решения, а только те из них, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы соответствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только в том случае, если оспариваемое решение, действие или бездействие Комиссии повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках союза прав и законных интересов истца.

Следует отметить, что под хозяйствующими субъектами понимаются как юридические лица, так и граждане — предприниматели, зарегистрированные в соответствующем статусе согласно законодательству не только государств—членов союза, но и третьих стран. Это означает, что правом на обращение в Суд союза обладают представители бизнеса из любой страны мира.

Помимо компетенции по разрешению споров Суд также обладает правомочием осуществлять разъяснение положений договорно-правовой базы союза по заявлению государства-члена или органа союза. Аналогичная «разъяснительная» юрисдикция отнесена к ведению Суда для предоставления консультативных заключений по заявлениям должностных лиц и сотрудников органов союза, но лишь в части трудовых правоотношений.

— Евразийский экономический союз существует уже два года. Какие обращения в Суд за эти годы вызвали наибольший резонанс в деловых кругах? Удается ли судьям примирить конфликтующие стороны?

— Стороны приходят в Суд не за резонансом, а за судебным решением. Они ожидают от судей одного: справедливого решения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела. Вся деятельность Суда направлена на достижение данной цели, независимо от того, какой резонанс вызывает либо может вызвать то или иное дело.

Что касается примирения, то в соответствии с Регламентом Суда стороны спора в любое время до вынесения решения Суда могут урегулировать конфликт путем заключения мирового соглашения. Это является основанием для последующего прекращения Судом производства по делу. В рамках своей компетенции Суд в процессе разбирательства обращает внимание сторон на такую возможность урегулирования разногласий.

— Можно ли говорить, что компании, работающие на территории ЕАЭС, в полной мере используют потенциал Суда?

— На данном этапе развития Евразийского экономического союза следует констатировать, что Суд как орган цивилизованного разрешения споров востребован по всем направлениям его компетенции. Судом за два года работы рассмотрено значительное число заявлений субъектов хозяйствования об оспаривании действий и решений Комиссии. Сейчас в Суде рассматривается межгосударственный спор по вопросам соблюдения Договора, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза. В Суд обращались как государства-участники, так и сотрудники Комиссии за разъяснением права союза.

Вместе с тем, анализ и практика рассмотрения заявлений и иных обращений субъектов хозяйствования свидетельствует о том, что заявители не в полной мере владеют знаниями, необходимыми для защиты своих прав и законных интересов в международном суде. В ряде случаев заявители не знают особенностей компетенции Суда как органа международного правосудия, не обращают внимания на необходимость соблюдения порядка и условий обращения в Суд, что часто влечет за собой отказ в принятии заявлений к производству. Недостаточная подготовка хозяйствующих субъектов к судебному разбирательству на международном уровне существенно влияет на эффективность защиты ими своей позиции и целей, которые они ставят, обращаясь в Суд.

В то же время статистика обращений за первые два года работы Суда свидетельствует об активном использовании субъектами хозяйствования судебной формы защиты своих интересов.

— Гармонизация законодательств стран-участниц ЕАЭС продолжается уже не один год. Насколько на практике нормативная база объединения соответствует требованиям времени? Удобно ли судьям с ней работать?

— Вы абсолютно правы в том, что гармонизация законодательств наших государств началась еще до создания Евразийского экономического союза. На предыдущих стадиях интеграции (Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство) государства всегда уделяли особое внимание сближению правового регулирования. Расширение и углубление интеграционного взаимодействия требуют большей степени гармонизации законодательств. В настоящее время эти взаимосвязанные процессы продолжаются.

— Случалось ли такое, что, согласно действующему законодательству ЕАЭС, Суд вынужден был принять не самое справедливое решение? Какие сферы в законодательствах стран-участниц союза пока нуждаются в доработке?

При осуществлении правосудия Суд применяет общепризнанные принципы и нормы международного права; Договор, международные договоры в рамках союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства — стороны спора; решения и распоряжения органов союза; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Решение Суда основывается на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, всестороннем и полном исследовании обстоятельств разногласия, оценке представленных сторонами и полученных Судом доказательств.

Следует отметить, что Договором и актами, принятыми государствами-членами в его развитие, определены пределы компетенции союза и его органов, а также разграничены сферы применения права союза и законодательств государств — участников союза. Органы союза, в том числе и Суд, не вправе вмешиваться и давать оценку как действиям, так и национальному законодательству государств — участников союза по вопросам, выходящим за пределы компетенции.

Защита прав предпринимателей в Суде Евразийского экономического союза

22-23 марта 2018 года Институт права и публичной политики проводит семинар «Защита прав предпринимателей в Суде Евразийского экономического союза».

Место проведения: г. Москва
Дата проведения: 22-23 марта 2018 года
Прием заявок: по 16 марта 2018 года
Регистрационный сбор: 8 800 рублей
По итогам семинара выдается сертификат

Настоящий семинар посвящен актуальным вопросам судопроизводства в Суде Евразийского экономического союза, включая компетенцию Суда, критерии приемлемости заявлений, в том числе с учетом актуальной правоприменительной практики. В ходе семинара разбираются практические аспекты обращения в Суд (включая типичные ошибки) и рассмотрения дела Судом. Помимо процессуальной составляющей, в рамках семинара анализируются тенденции судебной практики и рассматриваются правовые позиции Суда Евразийского экономического союза в таких сферах как свободное движение товаров, право конкуренции, таможенное право. Особое внимание уделяется использованию практики суда Евразийского экономического союза при ведении дел в судах государств – членов Союза (на примере Российской Федерации).

Читать еще:  Инструкция по подаче алиментов через портал госуслуги

По итогам семинара слушатели смогут приобрести комплекс теоретических и практических знаний и навыков, которые могут быть эффективно использованы как при обращении в Суд Евразийского экономического союза, так и при ведении дел в государственных органах и судах государств-членов, в рамках которых применению подлежит право Союза.

Семинар рассчитан, прежде всего, на практикующих юристов из государств-членов Евразийского экономического союза, но будет также полезен исследователям, интересующимся правом Евразийского экономического союза.

В рамках семинара участники получат ответы на следующие вопросы:

  • Как правильно определить компетенцию Суда Евразийского экономического союза?
  • Каковы критерии приемлемости заявления и специфика их применения Судом Евразийского экономического союза?
  • Как подать заявление в Суд Евразийского экономического союза?
  • С какими типичными ошибками заявителей сталкивается Суд Евразийского экономического союза?
  • Каковы особенности ведения дел в Суде Евразийского экономического союза?
  • Какие правовые позиции Суда Евразийского экономического союза могут быть использованы в судах государств-членов?

По итогам семинара выдается сертификат. Сертификат выдается только по итогам полного участия в семинаре (16 академических часов).

Ведущие семинара:

МЫСЛИВСКИЙ Павел Петрович

Советник судьи Суда Евразийского экономического союза. Кандидат юридических наук (тема диссертации «Международно-правовое регулирование создания Евразийского экономического союза и способа разрешения споров»).
Ранее работал в Суде Евразийского экономического сообщества, Управлении международного права и сотрудничества Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Осуществляет информационно-аналитическое сопровождение деятельности судьи, выполняет сравнительно-правовые исследования практики международных судебных органов.
Участник рабочей группы по выработке регламента Суда Евразийского экономического союза.
Окончил международно-правовую специализацию Российской академии правосудия, обучался в Гаагской академии международного права. Автор ряда публикаций по вопросам Евразийской интеграции и роли суда в данном интеграционном образовании.

ЭНТИН Кирилл Владимирович

Советник Суда Евразийского экономического союза, экспертно-аналитический отдел. Кандидат юридических наук.
Готовит заключения по рассматриваемым Судом делам и исследования практики российских и международных судебных органов. Отвечает за подготовку резюме судебных актов.
С отличием окончил магистратуру Института европейского права МГИМО. Выпускник Колледжа Европы (г. Брюгге Бельгия) в звании магистра. В 2012-2013 гг. проходил стажировку в Суде Европейского Союза (Люксембург). В 2009-2015 гг. — доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Разработал и преподает магистерские курсы: «European politics, law and institutions», «Внутренний рынок и право Европейского союза» в Высшей школе экономики (Москва). Автор монографии «Право Европейского союза и практика Суда ЕС», а также ряда публикаций по праву Евразийского экономического союза, европейскому праву и отношениям России — ЕС.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ОПЛАТЕ СБОРА

Организационный сбор за участие: 8 800 рублей

В стоимость сбора входит:

  • разработанные Институтом права и публичной политики уникальные рабочие материалы практической направленности со списком рекомендуемой для подготовки литературы (направляются слушателю по электронной почте до начала семинара),
  • письменные принадлежности;
  • сертификат Института, подтверждающий участие в семинаре;
  • организация кофе-брейков;
  • оплата гонорара ведущих;
  • организационное содействие сотрудников Института;
  • фото и видеосъемка (все видеоматериалы являются собственностью ИППП и используются для внутренних целей организации);
  • рассылка презентаций экспертов после семинара.

Сбор оплачивается только после подтверждения Вашего участия в семинаре по электронной почте (форма договора направляется по электронной почте). Оригиналы документов (договор, счет и акт) выдаются участникам в течение первого дня занятий.

Транспортные расходы, а также расходы по проживанию и питанию участники несут самостоятельно.

Дополнительную информацию Вы можете получить, связавшись с Организаторами: координатор семинара – Палихова Мария Романовна по электронной почте: ilpp.seminars@gmail.com или по телефонам +7 (495) 608-69-59, 608-66-35.

В связи с большим количеством заявок на участие в данной программе информируем Вас о том, что количество мест ограничено.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

Для ознакомления с деятельностью Суда ЕАЭС обращаем Ваше внимание на интересные аналитические материалы, опубликованные в научном журнале «Международное правосудие» (далее — МП):

  • Нешатаева Т.Н. «Суд Евразийского экономического союза: от правовой позиции к действующему праву», МП. № 2(22) 2017;
  • Толстых В. «Небесная» и «земная» жизнь Суда Евразийского экономического союза: обзор Решения Суда от 21 февраля 2017 года по делу о соблюдении Белоруссией Договора о ЕАЭС», МП №4(24) 2017;
  • Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. «Компетенция Суда ЕАЭС: мифы и реальность», МП №3(23), 2017;
  • Нешатаева Т.Н. «О проблемах в действии решений органов ЕАЭС в национальных правопорядках государств-членов», МП № 3(19), 2016;
  • Толстых В. «Практика Суда ЕАЭС / Суда ЕврАзЭС: проблемы правоприменения и некоторые итоги», МП №4(20), 2016;
  • Нешатаева Т.Н. «Единообразное правоприменение — цель Суда Евразийского экономического союза», МП №2(14) 2015;
  • Нешатаева Т.Н. «К вопросу о создании Евразийского Союза: интеграция и наднационализм», МП №2(10) 2014;
  • Нешатаева Т.Н. «Выбор пути Суда ЕврАзЭС: правовые позиции и защита прав», МП №3(7) 2013;
  • Нешатаева Т.Н., Мысливский П.П. «Первый год существования суда Евразийского экономического сообщества: итоги и перспективы», МП №2(6) 2013.

Пять лет Договору о Евразийском экономическом союзе: Суд ЕАЭС как гарант стабильности межгосударственного сотрудничества

В эпоху расширения географии экономического взаимодействия, укрепления международных экономических связей и развития партнерских отношений с другими государствами принципиально значимым является создание наднациональных структур, функционирование которых позволит обеспечить наиболее эффективное и взаимовыгодное сотрудничество между странами, объединенными едиными целями.

Практика последних лет показала, что ни одна даже самая устойчивая и прогрессивная экономика не может полноценно развиваться без взаимовыгодного международного сотрудничества и участия в межгосударственной экономической кооперации. Благодаря укреплению экономических связей и международной координации в сферах таможенной и антимонопольной политики, разработке требований к производимым товарам и оказываемым услугам, инвестиционной деятельности возможна максимальная реализация потенциала национальных экономик каждого из сотрудничающих государств. Не является исключением из этого правила и Евразийский экономический союз, который на протяжении последних пяти лет способствует экономическому росту всех государств-участников этого международного объединения.

Но какими бы прочными не были партнерские отношения между странами, в рамках любого формата сотрудничества могут возникать спорные ситуации, цивилизованное разрешение которых позволит гарантировать долгосрочность и устойчивость межгосударственного сотрудничества. В контексте деятельности ЕАЭС институтом, призванным обеспечивать стабильность экономического взаимодействия государств-участников соглашения и разрешать возникающие между ними противоречия, является Суд Евразийского экономического союза.

Суд ЕАЭС, согласно статуту органа, рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, других международных договоров в рамках ЕАЭС, а также решений органов Союза по заявлениям государств-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории государств-членов ЕАЭС. Основная цель деятельности Суда ЕАЭС заключается в том, чтобы способствовать укреплению межгосударственного экономического взаимодействия и расширению сотрудничества в сфере организации единого экономического пространства в рамках ЕАЭС посредством разрешения противоречий, возникающих между государствами, являющимися участниками соглашения.

Так, к примеру, приверженность государств-членов ЕАЭС созданию единого экономического пространства на основе равенства участников и соблюдения принятых на себя международных обязательств была подтверждена Судом ЕАЭС в решении по делу от 21 февраля 2017 года по заявлению Российской Федерации по спору о соблюдении Республикой Беларусь Договора о ЕАЭС, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза. По итогам рассмотрения указанного спора Суд ЕАЭС признал факт ненадлежащего соблюдения нашими партнерами положений Договора о ЕАЭС в части «обеспечения свободы движения товаров, функционирования Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов, стремления к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС, осуществления единого таможенного регулирования». Указанным решением Суд ЕАЭС подтвердил недопустимость одностороннего пересмотра решений, принятых таможенными органами одного из государств-членов ЕАЭС, таможенными органами иных государств-членов ЕАЭС, разрешив возникшую неопределенность, которая препятствовала свободному движению товаров между государствами-участниками Договора о ЕАЭС.

Признание и безусловное соблюдение принимаемых в рамках деятельности Суда ЕАЭС решений является важным шагом на пути к евразийской экономической интеграции, необходимость которой постоянно подчеркивается на высшем государственном уровне стран-участниц соглашения.

Читать еще:  Как вернуть 13% с ипотеки возмещение процентов по ипотечному кредиту

За 5 лет существования Договора о ЕАЭС государства-участники отметили достижение значительных успехов в развитии национальных экономик, однако потенциал ЕАЭС еще себя не исчерпал. Например, только 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, содержащий регулирование таких важнейших вопросов таможенной политики, как порядок и условия перемещения товаров, порядок совершения таможенных операций, порядок уплаты таможенных платежей. Унификация таможенной политики государств является одним из многих шагов в рамках процесса межгосударственного экономического сотрудничества, который направлен на повышение эффективности национальных экономик.

При этом необходимо отметить, что деятельность ЕАЭС имеет важнейшее значение не только для государств-членов этого международного объединения, но и для мировой экономики в целом, ведь укрепление межгосударственных связей в рамках столь крупного по географии охвата экономического союза позволит также обеспечить наибольшую эффективность глобального экономического сотрудничества.

3. Суд Евразийского экономического сообщества

Компетенция Суда Евразийского экономического сообщества, правовой статус которого определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502, была расширена в связи с формированием Таможенного союза и внесением вследствие этого изменений в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС (Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).

Основной задачей Суда является обеспечение единообразного применения государствами — членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами — членами Таможенного союза по вопросам реализации решений органов и положений договоров Таможенного союза, дает по ним разъяснения, а также заключения.

После объединения таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, Суд осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;

2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами;

4) разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами — членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенного союза.

Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов:

1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений;

2) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза.

Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд формируется из представителей государств — членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет.

В настоящий момент функции Суда временно осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие полномочия были возложены на него на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом «О выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества» от 3 марта 2004 г.

Необходимо отметить наличие квазисудебного органа в системе органов Таможенного союза, которым является Экспертный совет в рамках Таможенного союза.

Экспертный совет в рамках Таможенного союза

Экспертный совет в рамках Таможенного союза создан при высшем органе Таможенного союза. Правовой статус Экспертного совета определен в Положении об Экспертном совете в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 16 (далее — Положение).

В состав Экспертного совета каждое из государств — членов Таможенного союза направляет сроком на три года не менее пяти представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.

Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств — членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.

В соответствии с Положением любой хозяйствующий субъект государства — члена Таможенного союза может представить в Экспертный совет заявление о несоответствии решения Комиссии международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза. В заявлении указываются те решения Комиссии, которые, по его мнению, являются нарушением международных договоров или решений органов Таможенного союза, и отмечаются положения, которые, по его мнению, имеют отношение к этому вопросу.

Заявление представляется хозяйствующим субъектом в секретариат Экспертного совета (Секретариат Комиссии Таможенного союза).

Действия, связанные с подачей заявления, хозяйствующий субъект может совершать лично или через своего представителя.

Для рассмотрения заявления в каждом конкретном случае секретариатом Экспертного совета в десятидневный срок с даты принятия заявления к рассмотрению, по согласованию с правительствами государств — членов Таможенного союза, формируется состав Согласительной комиссии, в который включаются по три эксперта от каждого государства — члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета.

Рассмотрение заявления на заседании Согласительной комиссии осуществляется не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.

По результатам рассмотрения Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза, которое включает:

— изложение обстоятельств заявления;

— мотивировочную часть в отношении каждого из поставленных в заявлении вопросов;

— рекомендации о пересмотре Комиссией решения, в случае если оно признано не соответствующим договорно-правовой базе Таможенного союза.

Согласительная комиссия не выносит рекомендаций относительно возмещения ущерба.

Заключение Согласительной комиссии подписывается всеми экспертами, входящими в ее состав, и направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию в течение трех дней с даты проведения заседания, на котором оно принято.

В случае наличия особого мнения экспертов оно должно быть отражено в заключении.

Комиссия рассматривает заключение Согласительной комиссии на очередном заседании.

О поступивших заключениях Согласительной комиссии и результатах их рассмотрения Комиссия информирует высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств.

ⓘ Суд Евразийского экономического союза — постоянно действующий судебный орган Евразийского экономического союза, учрежденный в соответствии с Договором о Евразий ..

ⓘ Суд Евразийского экономического союза

Суд Евразийского экономического союза — постоянно действующий судебный орган Евразийского экономического союза, учрежденный в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. с целью обеспечения единообразного применения актов права ЕАЭС его государствами-членами и органами. Расположен в Минске.

Осуществляет судебную разрешение споров и консультативную предоставление разъяснений функции. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда определяются Статутом, который является приложением к Договору о ЕАЭС.

1. История

Суд функционирует с 1 января 2015 года — дня вступления в силу Договора о ЕАЭС.

До создания Евразийского экономического союза интеграционные процессы на постсоветском пространстве происходили на институциональной основе Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС и СНГ. В рамках ЕврАзЭС был создан Таможенный союз и Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России.

Договором об учреждении ЕврАзЭС от 2000 года было предусмотрено создание Суда в рамках Сообщества. Однако суд не был сформирован сразу — в соответствии с соглашением между ЕврАзЭС и СНГ его функции были временно возложены на Экономический суд СНГ.

Суд ЕврАзЭС был сформирован 1 января 2012 года и действовал до 31 декабря 2014 года. В этот период шел процесс кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в единый акт — Договор о ЕАЭС.

С созданием ЕАЭС органы ЕврАзЭС и само Сообщество были упразднены, на его месте возникла новая институциональная структура, в рамках которой создан Суд ЕАЭС.

Решения Суда ЕврАзЭС продолжают действовать в прежнем статусе «, что дает возможность Суду ЕАЭС ссылаться на них в своих решениях.

Читать еще:  Как получить визу в испанию самостоятельно

2.1. Состав Судьи

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена ЕАЭC. Судьи назначаются на должность Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов. Срок полномочий судьи составляет 9 лет. Судьи должны обладать высокими моральными качествами, являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, а также, как правило, соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям высших судебных органов.

Судьи при вступлении в должность приносят присягу. Вне зависимости от гражданства все судьи обладают одинаковым статусом и равны при отправлении правосудия. Судьи независимы — они не могут представлять интересы государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц.

В настоящее время в состав Суда входят 10 судей:

2.2. Состав Председатель Суда

Руководство деятельностью Суда осуществляет Председатель. Председатель и заместитель избираются на должности из состава Суда большинством судей и утверждаются Высшим советом, при этом Председатель и заместитель Председателя не должны являться гражданами одного и того же государства-члена. Срок полномочий Председателя и его заместителя — 3 года.

Председатель организует деятельность, утверждает порядок организации и деятельности Суда, назначает на должность и освобождает от должности сотрудников и должностных лиц Суда. По каждому делу Председатель определяет состав Суда и судью — докладчика, передает заявления жалобы на рассмотрение соответствующему составу Суда.

2.3. Состав Аппарат Суда

Деятельность Суда обеспечивает Аппарат. В его структуру входят секретариаты судей и Секретариат Суда.

Секретариат судьи состоит из советника судьи и помощника судьи.

Секретариат Суда состоит из экспертно-аналитического отдела и отдела финансовой и организационно-кадровой работы. Секретариат Суда возглавляет руководитель, имеющих двух заместителей. Общая штатная численность Секретариата Суда — 34 единицы. Информация о конкурсах на занятие должностей в Секретариате Суда размещается на официальном сайте Суда

3. Цели и компетенция Суда ЕАЭС

Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами ЕАЭС актов, составляющих право ЕАЭС:

  • решений органов Союза.
  • международных договоров, заключаемых Союзом с третьей стороной;
  • международных договоров, заключенных в рамках Союза;
  • Договора о Евразийском экономическом союзе;

Для реализации этой цели Суд разрешает споры, возникающие по вопросам применения права ЕАЭС, и осуществляет разъяснение актов права ЕАЭС.

Суд ЕАЭС является единственным органом, в компетенцию которого входит судебный пересмотр решений Евразийской экономической комиссии. Национальные суды государств-членов решения Комиссии пересматривать не могут.

В компетенцию Суда не входит наделение органов Союза дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором о ЕАЭС и или международными договорами в рамках Союза.

3.1. Цели и компетенция Суда ЕАЭС По заявлениям государств-членов ЕАЭС

Государство-член ЕАЭС может обратиться в Суд с заявлением:

  • об оспаривании действия бездействия Евразийской экономической комиссии;
  • о соблюдении другим государством-членом Союза Договора о ЕАЭС, иных международных договоров в рамках ЕАЭС и или решений органов ЕАЭС, отдельных положений;
  • о соответствии международного договора, заключенного в рамках ЕАЭС, или его отдельных положений Договору о ЕАЭС;
  • о соответствии решения Евразийской экономической комиссии отдельных положений Договору о ЕАЭС, международным договорам в рамках ЕАЭС и или решениям органов ЕАЭС;

К настоящему времени Суд рассмотрел лишь одно дело по заявлению государства-члена. В 2016 г. Россия обратилась в Суд с заявлением о несоблюдении Белоруссией Договора о ЕАЭС и других международных договоров в рамках Союза в связи с пересмотром белорусскими таможенными органами решений, ранее принятых российскими таможенными органами. Судом заявление России удовлетворено частично.

3.2. Цели и компетенция Суда ЕАЭС По заявлениям хозяйствующих субъектов:

Хозяйствующий субъект индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, независимо от места его регистрации в государствах-членах ЕАЭС или за его пределами может обратиться в Суд с заявлением:

  • об оспаривании действия бездействия Евразийской экономической комиссии.
  • о соответствии решения Евразийской экономической комиссии отдельных положений Договору о ЕАЭС и или международным договорам в рамках Союза;

При этом оспариваемое решение, действие или бездействие должны непосредственно затрагивать права и законные интересы обращающегося субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспорить можно только решения, действия или бездействия Комиссии, которые повлекли нарушение прав и законных интересов истца.

По итогам рассмотрения спора Суд выносит решения, обязательные для исполнения Евразийской экономической комиссией.

3.3. Цели и компетенция Суда ЕАЭС Обязательное досудебное урегулирование

Спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения истца к ответчику для урегулирования вопроса в досудебном порядке путём консультаций, переговоров или иными способами, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором о ЕАЭС. Если ответчик в течение 3 месяцев со дня поступления к нему обращения истца не принял мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд. По взаимному согласию сторон спора спор может быть передан на рассмотрение Суда до истечения указанного срока.

3.4. Цели и компетенция Суда ЕАЭС Разъяснение права ЕАЭС

Государство-член или орган ЕАЭС могут обратиться в заявлением о разъяснении актов права ЕАЭС. Суд осуществляет разъяснение путем предоставления консультативного заключения. Такое заключение имеет рекомендательный характер и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров.

Кроме того, с заявлением о разъяснении могут обратиться сотрудники и должностные лица органов ЕАЭС.

4. Порядок обращения

Статутом установлен круг субъектов, которые могут обращаться с заявлениями в Суд. К ним относятся государства-члены ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, хозяйствующие субъекты вне зависимости от места их регистрации, сотрудники и должностные лица органов ЕАЭС.

4.1. Порядок обращения Обращение государства-члена

Государствами-членами ЕАЭС установлены перечни органов и организаций, обладающих правом на обращение в Суд ЕАЭС. В некоторых случаях разделяется вид заявлений, с которыми может обращаться тот или иной орган: например, некоторые органы и организации могут обращаться в Суд только с заявлениями о разрешении споров судебная процедура, другие — только с заявлениями о разъяснении консультативная процедура.

4.2. Порядок обращения Обращение хозяйствующего субъекта

В Суд могут обращаться хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в соответствии с законодательством в качестве юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. При обращении в Суд хозяйствующий субъект обязан уплатить пошлину в размере 46 139 российских рублей.

Требования к содержанию заявления хозяйствующего субъекта содержатся в статье 9 Регламента Суда.

На сайте Суда приводится примерная форма заявления и практические рекомендации по его составлению.

4.3. Порядок обращения Обращение сотрудников органов ЕАЭС

Сотрудники или должностные лица органов ЕАЭС могут подавать в Суд заявления о разъяснении при наличии документов, подтверждающих факт трудоустройства в Евразийской экономической комиссии или Суде.

Требования к содержанию заявления сотрудника содержатся в статье 11 Регламента Суда.

5.1. Организация судопроизводства Составы Суда

Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии Суда, Коллегии Суда и Апелляционной палаты Суда.

  • Коллегия Суда рассматривает дела о разрешении споров по заявлению хозяйствующих субъектов к Евразийской экономической комиссии. В состав Коллегии Суда входят 5 судей, по одному от каждого государства-члена. Председательствующим на заседаниях Коллегии Суда является судья-докладчик по делу.
  • Апелляционная палата Суда рассматривает жалобы на решения Коллегии Суда. В состав Апелляционной палаты входят 5 судей, не участвовавших в рассмотрении дела в составе Коллегии Суда.
  • Большая коллегия Суда рассматривает дела о разрешении споров по заявлениям государств-членов ЕАЭС, а также дела о разъяснении. В состав Большой коллегии Суда входят все 10 судей, председательствующим на заседаниях Большой коллегии является Председатель Суда.

5.2. Организация судопроизводства Применимое право

Суд при осуществлении правосудия применяет:

  • международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
  • общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • Договор о Евразийском экономическом союзе, международные договоры, заключенные в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства — стороны спора;
  • решения и распоряжения органов ЕАЭС;

5.3. Организация судопроизводства Принципы судопроизводства

Суд осуществляет судопроизводство на основе следующих принципов:

  • равенство сторон спора;
  • гласность разбирательства;
  • состязательность;
  • коллегиальность.
  • публичность;
  • независимость судей;
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector