Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светское государство понятие и признаки

Светское государство

Смотрите также:

Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

В отличие от этого, государство может находиться и в иных отно­шениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древнос­ти, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основыва­лась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государ­ство, выступающее прямой противоположностью светского, называет­ся теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г . и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г . Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая полити­ку, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.

Для светского государства в принципе характерно признание цер­кви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы об­разования от церкви, религиозных объединений и признание ее свет­ского характера и др.

Об общих основах взаимоотношения государства и религии уже говорилось при рассмотрении конституционных основ духовной жизни (§ 4 гл. 3). Дополним сказанное еще рядом соображений. Свет­ский характер государства по-разному закрепляется в конституциях различных стран мира. В одних из них (например, во Франции и Рос­сии) государство прямо и определенно именуется светским; другие содержат положения об отделении церкви, религиозных объединений от государства (например, ст. 41 Конституции Португалии); третьи го­ворят, что государство и церковь независимы и суверенны в принадле­жащей каждому из них сфере (например, ст. 7 Конституции Италии); четвертые провозглашают, что «никакая религия не может быть госу­дарственной» (ч. 3 ст. 16 Конституции Испании) или что «государство гарантирует, что не будет покровительствовать какой-либо религии» (ч. 2 ст. 44 Конституции Ирландии), и т.д.

Конечно, светское государство в чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в ранг государственной (официаль­ной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократи­ческих странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства. И от этого они не перестают быть светскими государствами, тем более что такое признание проис­ходит на общем фоне демократических установлений о равенстве всех перед законом независимо от религиозной принадлежности, свободе вероисповедания, невмешательстве государства в дела церкви, ней­тральности образования, уважения религиозных верований мень­шинств и т.д. Так, в ст. 3 Конституции Греции в качестве господству­ющей в этой стране закрепляется восточноправославная религия и в то же время устанавливается (ст. 13), что: свобода религиозного сознания неприкосновенна; пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого; всякая известная религия свободна и осуществление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона; отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается; прозелитизм (т.е. обращение других в свою веру) запре­щается; служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии и т.д.

В Конституции Дании официальной церковью страны, пользую­щейся поддержкой государства, признается евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), устав которой устанавливается законом (ст. 66). И в то же время в ней отмечается, что: граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка (ст. 67); ни­кому не может быть отказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полным объемом гражданских и политических прав и никто не может по указанным причинам уклоняться от соблю­дения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей (ст. 70); никто не может быть принужден делать частные пожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит (ст. 68); правила, относящиеся к религиозным сообществам, не входящим в лоно официальной церкви, также устанавливаются законом (ст. 69). Кстати сказать, статус светского государства не исключает на практике возможности оказания определенной материальной помощи церкви в целях обеспечения прав религиозных меньшинств. Особая, исключи­тельно важная роль Грузинской Православной Церкви в истории гру­зинского народа закрепляется и в Конституции Грузии (ст. 9), в кото­рой одновременно признается полная свобода убеждений и вероиспо­ведания, независимость церкви от государства и др.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Российское государство – светское государство

Ключевые слова: российское, государство, светское

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. (Клерикализм — стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.) Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов, например, Иран.

Читать еще:  Конкретная сделка в налоговом кодексе понятие

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов РФ в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения , другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Читать еще:  Фиктивная регистрация иностранных граждан судебная практика

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). . читать далее .

Социальное и светское государство (особенности, конституционные основы)

Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

Для светского государства в принципе характерно признание цер­кви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы об­разования от церкви, религиозных объединений и признание ее свет­ского характера и др.

Во-первых, в качестве одной из основ конституционного строя РФ в гл. 1 Конституции закрепляется светский характер Российского государства. Согласно ст. 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Во-вторых, в ст. 28 Конституции закреплены свободы и права человека в связи с религией: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В-третьих, Конституция запрещает использование религиозного фактора для осложнения отношений между людьми. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 19 провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от отношения к религии.

Ст. 29, гарантируя каждому свободу мысли и слова, говорит о том, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаются пропаганда социального, расового, национального и религиозного превосходства.

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь — такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие — основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики определяются в ч.2 ст.7 Конституции РФ и также относит к основам конституционного строя. Это:

— охрана труда и здоровья людей (также ст.37,41 Конституции РФ);

— установление гарантированного минимального размера оплаты труда(ч.3 ст.37 Конституции РФ);

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (также ст. 38 Конституции РФ);

— развитие системы социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий;

— иные гарантии социальной защиты (также ст.39 Конституции РФ).

Российское государство – светское государство

Согласно статье 14 Конституции Россия является светским государством, которому характерно наличие ряда особенностей.

Светским является государство, в котором отсутствует официальная государственная религия и ни одна из них не признается предпочтительной. В светском государстве религия и соответствующие объединения не вправе влиять на деятельность государственных органов и другие сферы его деятельности.

В светском государстве религия отделена от государства, а также отмечается светский характер государственного образования (отделение школы от религиозных учреждений). Подобная форма устройства взаимоотношений между государством и религиозными объединениями реализуется во многих странах (например, Россия, Франция, США и другие).

В современном мире имеются государства, которые имеют официальную религию (государственная, господствующая). Например, в Англии такой религией является протестантизм (англиканская церковь), в Израиле – иудейская.

В некоторых государствах установлено равенство всех религий (Германия, Италия, Япония и другие).

В современном мире присутствуют и так называемые клерикальные государства. Клерикализм предполагает решающую роль религии в организации политической и культурной жизни. При этом наряду с религиозными институтами присутствуют и государственные органы. Однако религия через различные институты и механизмы законодательства оказывает решающее воздействие на политику государства, а в школьном образовании обязательно изучение религиозных положений. Примером такого государства является Иран.

Теократическим (противоположность светскому государству) является государство, в котором государственная власть находится в руках церковной иерархии. Примером подобного государства является Ватикан.

Россия является светским государством, т.е. религиозные институты отделены от государства и никакая религия не является государственной или обязательной. Содержание данного положения раскрыто в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором указывается, что в России они равны перед законом.

Деятельность органов государственной и муниципальной власти в светском государстве не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями.

Государство охраняет деятельность подобных объединений, которая соответствует действующему законодательству России. Государство предоставляет им налоговые и другие льготы, финансовую и иную помощью при реставрации, содержании и охране зданий и объектов, которые являются памятниками истории и культуры.

Религиозное объединение создается и функционирует в соответствии со своей собственной структурой, самостоятельно выбирает и назначает свой персонал согласно своим собственным правилам.

Необходимо отметить, что отделение религиозных объединений от государства не означает ограничение прав их членов на участие в выборах в органы государственной и местной власти.

Указанные объединения в России функционируют на основе их собственных правил, но при условии соблюдения законодательства. Основополагающим нормативно-правовым актом, который регулирует общественные отношения в данной сфере и формирует в России светское государство, является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Читать еще:  Неправильно оформлен больничный лист что делать

Согласно указанному ФЗ религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ и иных лиц, которое создано в целях совместного исповедания и распространения веры и имеет соответствующие этой цели признаки. К данным признакам относятся: вероисповедание; совершение религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В России религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры, которое функционирует без государственной регистрации и без образования юридического лица. Данные группы могут совершать богослужения, иные обряды и церемонии, проводить обучение религии и религиозное воспитание своих представителей.

Религиозная организация – это добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры, которое зарегистрировано как юридическое лицо в установленном законом порядке.

В зависимости от территориального распространения своей деятельности они подразделяются на местные и централизованные.

Государственная регистрация религиозных организаций производится федеральными и региональными органами юстиции.

Религиозные организации имеют следующие права и возможности:

– производить и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

– осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность;

– открывать духовные образовательные учреждения для подготовки слушателей и религиозного персонала;

– осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия согласно законодательству России;

– устанавливать и развивать международные связи.

Религиозные организации могут иметь в собственности: здания, земельные участки, объекты производственного, социального и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, которое нужно для обеспечения их деятельности.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной и местной власти, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также объединений, цели и деятельность которых нарушают действующее законодательство.

Религиозные организации могут быть ликвидированы их учредителями или уполномоченным его уставом органом, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм законодательства.

Формирование понятия «светского» государства

По В.И. Далю, «светский» есть противоположность внутрицерковному, шире – внутриконфессиональному, внутриденоминационному. Исходя из этого толкования, светское государство – это такое государство, в котором власть принадлежит мирским, гражданским властям.

Однако упрощенный подход здесь не годится, так как с его помощью невозможно ответить на те многочисленные вопросы, которые связаны со светскостью. И один из них: действительно ли светскость – это нерелигиозность?

В зарубежных странах отдельные аспекты светскости государства, государственной службы, государственных образовательных учреждений наиболее изучены в работах французских авторов, что отчасти объясняется тем, что именно во Франции впервые появилась модель светскости государства, в целом реализованная сегодня в большинстве стран мира. Из работ французских авторов, прежде всего, следует отметить доклад президентской комиссии по светскости во Франции под руководством Бернара Стази; часть II «Век светскости (Размышления о светскости)», Официального доклада государственного совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад Информационной комиссии Национальной Ассамблеи Франции «Светскость в школе. Республиканский принцип, который необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.

Термин «светскость» как существительное впервые появляется в «Педагогическом словаре» Фернана Бюиссона (1887 г.), который в XIX в. был своеобразным тезаурусом начального образования французов и содержал 2600 статей, посвященных разным темам. До появления в «Педагогическом словаре» этот термин использовался лишь как прилагательное («светская школа», «светская мораль», «светское государство»). Другой французский энциклопедист, автор известного словаря французского языка (1973 г.), Эмиль Литтре, определял светскость

как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции». Быть светским человеком означало в XVII и XVIII вв. быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но, как мы увидим далее, светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, она связана и с формированием морали (светской), развитием идей республиканизма в таких важных социальных институтах как, например, школа.

Создатель светской школы во Франции Жюль Ферри больше ста лет назад произнес фразу, которая во Франции стала отражением содержания категории «светскость»: «Светскость – это конец безупречности любой религии и конец безупречности государства», (1) понимая под этим прежде всего запрет на установление какой-либо религии или нерелигиозной идеологии в качестве общеобязательной.

Впервые юридическое закрепление принципов светскости произошло 26 августа 1789 г. в статье 10 французской Декларации прав человека и гражданина, установившей запрет преследовать за религиозные взгляды и убеждения. Затем 15 декабря 1789 г. был принят Билль о правах, в котором первая поправка к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г. провозгласила право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой.

В Конституции Российской Федерации аналогичное положение нашло отражение в части 2 статьи 13, закрепившей запрет на установление какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной. Суть его состоит в запрете принудительного навязывания любой идеологии –религиозной, нерелигиозной или антирелигиозной, в обеспечении свободы выбора человеком своих мировоззренческих убеждений и права на них.

1. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. – М., 2003, стр. 8

Правовая норма части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», (1) закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в Российской Федерации.

Современными российскими авторами не проводились комплексные конституционно-правовые исследования светскости государства, светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений и светскости государственной службы. Здесь, пожалуй, можно назвать лишь исследование Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, преимущественно, историко-правовые аспекты светскости государства.

Так, Дозорцев П.Н. в своих трудах отмечает, что светское государство – это государство нецерковное, противоположное государству теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы церкви. (2).

На мой взгляд данное понятие «светскости» приводится очень узко. В сочетании понятий «светское» и «государство» видится несколько иной смысл отражающий не только религиозный антипод церковности, которым является скорее атеистическое государство, нежели светское, а в том числе и нейтральную позицию к любой религии или идеологии.

Из приведенных выше понятий «светскости» очевидно, что в обширном круге научных и научно-практических комментариев Конституции Российской Федерации, учебников и учебных пособий по конституционному

(государственному) праву и теории права и государства России и зарубежных стран вопросы правового содержания светскости государства только ставятся или же содержание понятия «светскость государства»

_______________________________________________________________ 1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года – М., 1993, ст.14.

2. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. Стр.. 58.

описано поверхностно и очень кратко.

Термин «светскость» применительно к государству зачастую используется необоснованно вольно, что вносит путаницу в терминологию.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector