Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транспортное законодательство рф в сфере грузоперевозок

Глава 2. Правовое регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом

2.1. Регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом по законодательству Российской Федерации

Перевозка разнообразных грузов автомобильным транспортом весьма распространенная и важная услуга. Транспортировка груза автомобильным транспортом, как и любой процесс такого сложного и требующего высокой организации уровня, сопряжен с определенными рисками. Чтобы упорядочить процесс грузоперевозок автотранспортом, соблюсти интересы и права сторон, обеспечить выполнение услуги в правовом поле, были разработаны определенные правила и принципы.

Транспортное законодательство многообразно. Можно выделить следующие источники правового регулирования перевозок автомобильным транспортом в законодательстве РФ:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

Федеральный закон «О транспортной безопасности»;

Федеральный закон «О транспортно – экспедиционной деятельности»;

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 272;

Приказ Минтранса РФ № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»;

Постановление Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения»;

иные нормативные акты.

Во всех этих документах раскрываются различные особенности грузоперевозок в зависимости от характера груза, его веса, маршрута перевозки.

Для того чтобы оформить грузоперевозку необязательно влезать в юридические тонкости данного процесса, но, тем не менее, знать основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в этой сфере крайне полезно, как заказчикам услуги, так и ее исполнителям. 27

Важные правовые положения, регулирующие перевозки автомобильным транспортом, содержатся в гл. 40 Гражданского кодекса РФ. Они представляют собой правила, применимые к отношениям, связанным с перевозкой грузов. Кодекс регулирует только самые основные моменты транспортных договоров, он раскрывает понятие договора перевозки груза. 28

Перевозка грузов осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании договора перевозки. Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки автомобильным транспортом, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортным уставом, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Обо всем этом подробно сказано в первой главе данной курсовой. 29

Кроме основных, принципиальных положений, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов подлежит регулированию Транспортным Уставом и дополняющими его актами.

В настоящее время действует ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Который отражает выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта. Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. 30

Также важным элементом транспортного законодательства являются Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства. Ими урегулирована процедура заключения договоров перевозки и фрахтования транспортного средства. Определено, как составляются акты и оформляются претензии. Установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств. Также закреплено, как определяется масса груза. Установлен порядок опломбирования транспортных средств и контейнеров. 31

Заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Приведена ее форма. Иное может предусматривать соглашение сторон. Действующие в настоящее время ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.

В ФЗ «О транспортной безопасности» созданы правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Отражено обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на собственников и пользователей указанных объектов. Определены права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности. 32

В ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности» определен порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, под которой понимается оказание услуг по организации перевозок грузов и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Устанавливаются права и обязанности сторон договора, закрепляются принципы ответственности сторон. 33

В дополнение к ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности» издан Приказ Минтранса РФ № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», которым установлены формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения. 34

Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует правонарушения на транспорте. Более подробно данные по этому вопросу отражены в гл. 11 КоАП. В которой предусмотрены меры административной ответственности за правонарушения в транспортной сфере. 35

В данном параграфе были приведены нормативные документы, регламентирующие договор перевозки груза автомобильным транспортом. Каждый из этих актов в определенной мере регулирует транспортную деятельность в сфере грузоперевозки и облегчает ее функционирование.

Виды транспортных документов для грузоперевозок

Таможенный брокер ТАЙСУ-ТБ занимается таможенным оформлением и экспедированием грузов. Также мы проводим оформление всех основных транспортных документов, необходимых для международных грузоперевозок. Специалисты нашей компании обладают многолетним опытом в сфере ВЭД и в курсе всех актуальных требований законодательства.

  1. Основные виды транспортных документов
  2. Документы необходимые для разных видов транспорта
    • Транспортные документы для автомобильных перевозок
    • Транспортные документы для железнодорожных перевозок
    • Транспортные документы для морских перевозок
    • Транспортные документы для авиаперевозок
  3. Документы для перевозки опасных грузов
  4. Итог

Основные виды транспортных документов

В общем смысле транспортные документы можно условно разделить на несколько основных категорий:

  • коммерческие документы;
  • разрешительные документы;
  • товаросопроводительные.

К документам, которые требуются при любом виде перевозок следует отнести:

  • договор поставки;
  • инвойс – это счет на оплату, который предоставляется продавцом покупателю и содержит в себе информацию о товарах или услугах, а также их количество, цену, особенности и условия поставки;
  • упаковочный лист – это товаросопроводительный документ, который содержит в себе информацию о количестве товара по каждому товарному месту;
  • спецификация является приложением к договору поставки в включает в себя данные о полном перечне товаров, единице их измерения, количестве, виде и назначении.

Также существует несколько других видов транспортных документов, необходимых при международных грузоперевозках:

  • экспортная декларация EX-1;
  • транзитная декларация T-1;
  • административный сопроводительный документ;
  • книжка международных дорожных перевозок;
  • карнет АТА;
  • накладная СМГС.

Необходимость использования вышеперечисленных документов зависит от типа, региона и формата перевозки.

Документы необходимые для разных видов транспорта

В зависимости от вида транспорта список необходимых транспортных документов может отличаться.

Транспортные документы для автомобильных перевозок

  • транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • договор между продавцом и покупателем.

Транспортные документы для железнодорожных перевозок

  • транспортная железнодорожная накладная;
  • вагонный лист;
  • дорожная ведомость;
  • корешок дорожной ведомости;
  • квитанция о приеме груза.

Транспортные документы для морских перевозок

  • коносамент;
  • морская накладная;
  • доковая расписка;
  • деливери-ордер.

Транспортные документы для авиаперевозок

  • грузовая авианакладная;
  • грузовой манифест;
  • паспорт безопасности;
  • экспортная декларация;
  • инвойс и упаковочный лист.

Документы для перевозки опасных грузов

Транспортировка опасных грузов – это отдельная категория грузоперевозок.

К опасным грузам относятся вещества или предметы, которые несут угрозу жизни или здоровью человеку или окружающей среде. Опасные грузы требуют особых условий при хранении и перевозке. Они отличаются в зависимости от вида транспорта. К примеру, если опасный груз перевозится автомобильным транспортом необходимо подготовить следующие документы:

  • допуск транспорта к перевозке;
  • допуск водителя к перевозке опасных грузов;
  • инструкция действий при ЧП;
  • договора и заявки;
  • транспортная накладная;
  • разрешение на перемещение груза;
  • иные разрешения.
Читать еще:  Понятие общественного места в административном кодексе

Перемещение опасных грузов регламентировано российским и международным законодательством.

Сотрудники нашей компании подскажут, какие документы нужны для перевозки тех или иных грузов. Для наших клиентов мы подбираем наиболее оптимальные условия по экспедированию грузов и таможенному оформлению товаров.

Требования к автотранспорту для грузовых перевозок

Грузовой автотранспорт представляет собой автомобили, предназначенные для транспортировки груза на специальной платформе или в кузове. Их основная характеристика — крупные габариты и большой вес, поэтому для обеспечения безопасного движения на дороге к такой технике устанавливаются особые параметры и критерии.

Требования к автотранспорту

Основополагающие критерии к автотранспорту зафиксированы в ПОТ Р М-008-99 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, принятые к использованию от 01.02.2000 г. Согласно части 2 данного НПА автотранспортная техника должна отвечать таким требованиям:

  • грузовой транспорт должен иметь функциональное состояние и комплектацию согласно стандартам, регламентированным Правилами дорожного движения РФ, а также Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
  • техника отправляется на маршрут технически надежной, о чем указывается в диагностической карте о проведении техосмотра;
  • при обнаружении какого-нибудь повреждения автотранспорт отстраняется от перевозок до полного исключения неполадок;
  • на выпускаемой в рейс технике обязательно должен быть государственный номерной знак, а на ее борту или платформе — фактическая грузоподъемность;
  • кабина грузового транспорта может создавать недоступную взору часть дороги только не больше 6 метров от капота;
  • каждая единица автотранспорта при грузоперевозках оснащается обязательным инструментарием и оборудованием, аптечкой, опорами под колеса, огнетушителем, аварийным знаком и дополнительным колесом;
  • рулевая система и торможение всегда должны быть в функционально надежном состоянии;
  • грузовой автотранспорт оснащается звуковыми и световыми сигналами;
  • при наличии выступающих деталей конструкции они обязательно имеют предупреждающую окраску — меняющиеся наклонные полоски желтого и черного цветов шириной 3-5 см.

Проверка технического состояния грузового автомобиля фиксируется в специальной документации, к примеру, в акте или диагностической карте. Кроме того, грузовой автотранспорт должен соответствовать правилам, относящимся непосредственно к охране труда водителей, которые также зафиксированы в Межотраслевых правилах ПОТ Р М-008-99.

Требования, касающиеся охраны труда сотрудников

В части 2 указанных правил также содержится информация о том, каким требованиям обязан соответствовать автотранспорт для грузоперевозок в сфере охраны труда шоферов. К ним относятся следующие моменты:

  • ветровое, а также боковые стекла не должны отражать предметы, детали и источники освещения, находящиеся на рабочем месте шофера;
  • светопропускная способность ветровых стекол должна быть не меньше 75%, а боковых — не меньше 70%;
  • сидения должны создать комфортную посадку водителя, а потому у них не должно быть острых углов, торчащих пружин или провалов;
  • в кабину должен поступать свежий воздух от естественной или принудительной вентиляции в количестве не меньше 30 м 3 /ч на человека;
  • шум, вибрирование, условия и среда, скопление вредоносных веществ должны состоять в границах диапазона, установленного санитарно-эпидемиологическими нормами и стандартами;
  • отопительная система обогревания кабины и обдувания стекол должна находиться в надежном состоянии;
  • ремни безопасности всегда должны быть в функциональном состоянии;
  • внешний шум автотранспорта при грузоперевозках не должен превысить 84-91 дБ.

Автотранспорт, соответствующий требованиям

«Очаковская Логистическая Компания» предлагает оказание транспортных услуг с использованием грузового автотранспорта, соответствующего всем предъявляемым к нему требованиям. Наши специалисты следят за тем, чтобы транспорт всегда был в хорошем техническом состоянии, а водители работали в нормальных условиях, соответствующих правилам охраны труда.

Оформляя сотрудничество с нашей транспортно-логистической компанией, клиент может быть уверен в том, что мы своевременно выполним поставленную перед нами задачу и предоставим гарантированно положительный результат своей деятельности.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Принят Государственной Думой 11 июня 2003 года

Общие положения

Перемещение людей или предметов (перевозка), осуществляемое с использованием транспортных средств, регламентируется гл. 40 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Как гласит ст. 784 ГК РФ, основанием для перевозки является заключенный между сторонами договор, а вот ее общие условия законодательно урегулированы в специальных НПА, которыми являются транспортные уставы и кодексы РФ. Соглашение сторон, касающееся этих условий или ответственности за нарушения, не должно им противоречить.
Нужно отметить, что в настоящее время Минтрансом разрабатывается проект единого Транспортного кодекса, который должен быть введен до 2030 года. Помимо него законодательные власти работают над принятием закона, регулирующего комбинированные перевозки и транзит.

Дополнительно об ответственности и безответственности

Кроме норм об ответственности, упомянутых выше, хотелось бы отметить следующее:

1) Помимо ответственности, установленной законодательством, наступает ответственность по соглашению сторон.

2) Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) транспорта вследствие непреодолимой силы или других непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, прекращения или ограничения перевозок в соответствии законодательством.

Фактически по тем же основаниям заказчик освобождается от возмещения убытков перевозчику, причиненных неиспользованием (несвоевременным использованием) поданного транспорта. А без таких форс-мажоров заказчику придется и покрыть убытки, и уплатить неустойку, предусмотренную Правилами.

3) Заказчик обязан возместить ущерб, причиненный по его вине имуществу перевозчика или третьих лиц, перед которыми ответственен перевозчик.

4) Заказчик отвечает перед перевозчиком и третьими лицами за убытки, связанные с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в грузосопроводительных документах, или отсутствием необходимых грузосопроводительных документов.

5) Автомобильный перевозчик несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза после принятия к перевозке и до выдачи перевезенного, если не докажет, что несохранность стала следствием обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить.

При этом перевозчик не отвечает за уменьшение массы груза в пределах норм естественной убыли или погрешности взвешивания.

Ущерб грузу возмещается перевозчиком:

— при утрате и недостаче — в размере объявленной ценности, а без таковой в размере стоимости утраченного, недостающего или поврежденного;

— при повреждении (порче) — в размере снижения стоимости (полной стоимости при невозможности восстановления).

Причем стоимость груза определяется исходя из их цены, указанной в счете продавца (договоре), а при отсутствии такого указания – исходя из цены на аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах.

Кроме ущерба, вызванного несохранностью груза, грузоотправителю (грузополучателю) возмещается соответствующая провозная плата, не входящая в стоимость груза.

Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ

Транспортная система России состоит из нескольких самостоятельных разновидностей транспорта. Один из видов — автомобильный.

Правоотношения, возникающие между сторонами (гражданами, организациями) в ходе предоставления услуг автотранспортом, регулируются таким транспортным уставом РФ, как закон «Устав автомобильного транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Помимо автотранспорта, положения транспортного устава автомобильного транспорта распространяются на электротранспорт, осуществляющий перевозки в городах над землей (троллейбусы, трамваи).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В рамках закона № 259-ФЗ Правительством утверждены правила перевозки:

  • багажа и пассажиров (постановление «Об утверждении Правил…» от 14.02.2009 № 112);
  • грузов (постановление «Об утверждении Правил…» от 15.04.2011 № 272).
Читать еще:  Границы земельного участка не установлены что делать

Следует заметить, что перечисленные правовые акты распространяются только на перевозки внутри РФ, а при перемещении за рубеж действуют соответствующие международные договоры.

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

Следующий вид транспорта — железнодорожный. Перевозки, осуществляемые ж/д составами, поездами, регулируются законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ. Помимо транспортного устава железных дорог РФ, условия, ответственность участников, заключивших между собой договор по перевозке ж/д транспортом, устанавливаются Минтрансом РФ, а точнее определенными правилами, утверждаемыми этим федеральным исполнительным органом. Среди них:

  • Правила перевозок скоропортящихся грузов (приказ от 18.06.2003 № 37).
  • Правила переадресовки грузов (приказ от 18.06.2003 № 44).
  • Правила выдачи грузов (приказ от 18.06.2003 № 29).
  • Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (приказ от 19.12.2013 № 473) и некоторые другие.

Транспортные кодексы и другие НПА

Остальные транспортные кодексы регламентируют отношения, возникающие при использовании в перевозках прочих видов транспорта. Это:

  1. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ, регулирующий одноименные гражданские правоотношения. Понятие этого термина дано в ст. 2 этого кодекса.
  2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, регламентирующий не только перевозки авиатранспортом, но и в целом основные принципы использования воздушного пространства.
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, распространяющийся на отношения при осуществлении судоходства внутри России.

Помимо перечисленных законов и кодексов, к перевозкам любого вида транспорта относятся нормы закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, естественно, если заказчиком услуги выступают граждане-непредприниматели.

Интересную информацию о перемещении людей различным транспортом можно получить из статьи Правила перевозки пассажиров.

Неотъемлемыми компонентами транспортного законодательства являются издаваемые уполномоченными органами (министерствами и ведомствами) тарифные руководства.

Таким образом, транспортные правовые нормы России содержатся во множестве правовых актов, в том числе в транспортных кодексах и уставах. Это нормативные акты комплексного характера — ряд кодексов и уставов содержат в себе не только гражданско-правовые, но и разнообразные административные нормы, регламентирующие особенности деятельности перевозчика в определенной сфере. Единый Транспортный кодекс РФ находится в процессе разработки.

В России появится закон об автомобильных грузовых перевозках

В России подготовлен проект федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ». В отрасли ожидают, что он может быть принят уже в этом году. Соответствующая информация была озвучена участниками открывшейся 27-го марта в Москве конференции «Рынок грузовых автомобильных перевозок — 2018».

По словам представителей транспортной отрасли, соответствующий законопроект был разослан Торгово-промышленной палатой (ТПП) крупным компаниям-перевозчикам в начале марта, непосредственно перед съездом транспортников России. Однако на самом форуме данный документ не обсуждался.

Оценивая проект нового закона, топ-менеджер «Деловых линий», член Межотраслевого экспертного совета Александр Лашкевич отметил ряд присутствующих в нем положительных моментов. Прежде всего, по словам участника конференции, проект призван защитить права потребителей. Кроме того, инициатива затрагивает вопросы безопасности грузоперевозок.

Одновременно руководитель обратил внимание и на некоторые спорные моменты, нуждающиеся, по его мнению, в дополнительной доработке. «Предлагаемый законопроект ущемляет права перевозчиков», — поделился мнением Александр Лашкевич.

Так, в качестве одного из таких ключевых шагов в законопроекте предлагается учредить в стране общенациональный реестр перевозчиков. «Хорошая идея, но этого будет недостаточно. Мы предлагаем также ввести карточки допуска по внутрироссийским перевозкам. На мой взгляд, это исключит вероятность какой-либо коррупционной составляющей непосредственно на дорогах — с точки зрения проверки сотрудниками Ространснадзора или ГИБДД легальности данного перевозчика», — подчеркнул представитель «Деловых линий». Также, по мнению эксперта, карточки допуска позволят избежать мошеннических схем.

Другим неоднозначным пунктом документа, по мнению Александра Лашкевича, является требование приема иностранных граждан на работу водителями при условии обязательного получения официального разрешения на работу в России. Это сужает возможности привлечения тех водителей-иностранцев, которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство. В связи с чем юристы «Деловых линий» предлагают изменить формулировку на «Иностранный гражданин может иметь разрешение на временное проживание или вид на жительство». «В таких случаях разрешение на работу для него не требуется», — подчеркнул руководитель.

Помимо этого в свете запущенных в стране процессов цифровизации транспортной отрасли член МОЭС предложил ввести наравне с традиционными понятиями «путевой лист» и «транспортная накладная» также термины «электронный путевой лист» и «электронная транспортная накладная».

Наконец, предложенную авторами законопроекта предельную сумму страхования ответственности перевозчика в 1 млн. рублей в «Деловых линиях» предлагают увеличить до 5 млн. «Стоимость груза в кузове 20-тонного грузовика значительно превышает указанную сумму. При этом стоимость страховки существенно не изменится», — отметил Александр Лашкевич.

Как удалось выяснить редакции «Грузовики и дороги», авторами проекта ФЗ «Об организации перевозок грузов автотранспортом в Российской Федерации» в его версии, разосланной представителям отрасли, указаны председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов. Однако не все опрошенные руководители крупных компаний оказались в курсе данной инициативы. Среди них, например, глава ГК «Руста» Сергей Бураго и директор Владимир Тян.

Что касается возможных перспектив законопроекта, то, как считает Александр Лашкевич, сроки его внесения в Госдуму и даже принятия в трех чтениях могут оказаться гораздо короче, чем может показаться перевозчикам. «Я предполагаю, что, с большой долей вероятности, данный законопроект будет принят уже в этом году», — заявил топ-менеджер.

В целом участники конференции — представители транспортно-логистических компаний — сошлись на необходимости ужесточения госрегулирования сферы грузоперевозок. По мнению участников рынка, в настоящее время назрела прямая потребность навести порядок в вопросах допуска владельцев грузового транспорта к осуществлению данного вида услуг.

В то же время эксперты отрасли с сожалением констатировали, что многие важнейшие законодательные инициативы в последние годы реализуются государством без должного предварительного изучения всей глубины проблематики вопросов, без проведения необходимых консультаций с непосредственными участниками рынка грузоперевозок и предоставления тестового и/или переходного периода.

В связи с чем в своем докладе Александр Лашкевич также указал на то, что все выступления спикеров на нынешней конференции — это «возможность быть услышанными со стороны регулятора». «Поэтому, я думаю, тема нашей сегодняшней дискуссии не останется без ответа. И через МОЭС или через итоговый документ, принятый по итогам конференции, те предложения и здравые мысли, которые здесь озвучиваются, — все будут доведены до заинтересованных лиц», — заключил он.

Федеральный Закон РФ №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г.

УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

18 октября 2007 года

26 октября 2007 года

(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Читать еще:  Что дает приватизация квартиры

3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет – перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд – форма договора фрахтования;

7) контейнер – оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8 ) маршрут – путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир – физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

13) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание – график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь – вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз – груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство – транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал – производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная – перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов

1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Статья 4. Виды сообщения

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Статья 7. Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

Глава 2. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Статья 8. Заключение договора перевозки груза

1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

2. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

3. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, указанного в части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

4. В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя.

6. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector