Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды обращений в конституционный суд рф

Внесение обращения в Конституционный Суд РФ. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд РФ

Особенности доказательств и доказывания в конституционном судопроизводстве.

Доказательства – это сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, получаемые посредством определенной законом процедуры и средствами доказывания, перечисленными в законе.

Доказывание – это разновидность познания, осуществляемая в определенном порядке, установленном законом и охватывающем деятельность субъектов, вовлеченных в конституционное судопроизводство.

Средствами доказывания являются: объяснения сторон, показания свидетелей, заключение эксперта и специалиста, документы.

Доказывание в конституционном судопроизводстве имеет следую­щую специфику:

— осуществляется управомоченными субъектами – Судом, судьями, всеми другими участниками судопроизводства, а также Секретариа­том Суда;

— развертывается на каждой из стадий;

— ориентировано на получение сведений о предмете доказывания только из источников, названных в Законе;

— протекает в установленном Законом процессуальном порядке, об­лекается в определенные процессуальные формы.

Специфика доказывания в Конституционном Суде касается пред­мета доказывания, судебных доказательств и процесса доказывания.

В конституционном судопроизводстве предмет доказывания совпа­дает с предметом рассмотрения конкретного дела на соответствие конституции объекта конституционного контроля. Специфика предмета доказывания в конституционном судопроизводстве заклю­чается в том, что он ограничен вопросами права, уяснением соответ­ствия (несоответствия) положениям Конституции РФ объектов конституционного контроля путем их сопоставления на основе истинного установления их правового содержания.

Не подлежат доказыванию общеизвестные факты, правовые ак­сиомы, общепризнанные принципы права, преюдициальные факты и правовые выводы (позиции), установленные ранее принятыми реше­ниями судов.

Процесс доказывания в конституционном судопроизводстве направлен на установление с помощью доказательств объективной стороны по делу, т.е. вывода о конституционности (неконституционности) проверяемых объектов конституционного контроля.

Для возбуждения конституционного судопроизводства необ­ходимо соблюдение ряда условий, предусмотренных Конститу­цией РФ и ФКЗ «О Кон­ституционном Суде РФ».

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:

1. федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации;

3. договоров между органами государственной власти;

4. не вступивших в силу международных договоров РФ;

5. о толковании Конституции РФ;

6. обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

7. обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти.

Жалоба – обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.

Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.

Все требования к обращениям можно подразделить на общие и особые. Общие требования определены в ст. 37-39 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Они предъявляются ко всем запросам. Особые требования обусловлены предметом обращения и содержатся в главах Закона, посвященных конституционному судопроизводству по различным категориям дел.

В обращении должны быть указаны:

1. Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2. наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3. необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности.

В обращении должны быть указаны наименование и адрес гос. органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, а также точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте или подлежащем толкованию положении Конституции РФ.

Заявитель должен указать свою позицию по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции, а также требование, обращенное к Конституционному Суду в связи с запросом, ходатайством или жалобой.

Завершающая часть обращения – прилагаемые к нему документы.

К числу обязательных относятся следующие документы:

1. Текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции, подлежащего толкованию;

2. Т.к. чаще от имени заявителя выступает его представитель, он обязан приложить доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности), а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в таком качестве;

3. Документ об оплате государственной пошлины. Некоторые виды обращений государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов, запросы о толковании Конституции, ходатайства Президента по спорам о компетенции, когда он не является стороной в споре и др.

К жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.

20. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ. Предварительное рассмотрение обращения судьёй Конституционного Суда РФ.

В ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» указано, что Секретариат Конституционного Суда наделен полномочием рассматривать обращения в предварительном порядке в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда.

Обращения, поступающие в КС, подлежат обязательной регистрации. Если обращение подведомственно КС и отвечает установленным законом требованиям, то оно вместе с заключением и предложениями специалистов соответствующих подразделений Секретариата передается через начальника Секретариата Председателю Суда для направления судьям. Основания отклонения обращения:

1. явная неподведомственность дел Конституционному Суду;

2. несоответствие его формы требованиям Закона;

3. подача обращения ненадлежащим органом или лицом;

4. неуплата государственной пошлины.

При наличии хотя бы одного из оснований, Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. При этом заявитель вправе:

1. потребовать принятия КС решения по данному вопросу. В этом случае Председатель Суда поручает одному или нескольким судьям провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. При признании решения Секретариата обоснованным КС выносит определение и направляет его заявителю;

2. заявитель после устранения недостатков вправе вновь обратиться в КС.

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание КС для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями КС является заключение судьи о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в пленарном заседании. О принятом решении уведомляются стороны.

Принимая обращение к рассмотрению, КС может прийти к выводу о необходимости приостановить действие оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора РФ до завершения рассмотрения дела судом. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд вправе обратиться с таким предложением к соответствующим органам и должностным лицам, но юридическая сила такого обращения такова, что оно является не требованием, а предложением и не предусматривает обязанности его реализовать или даже рассматривать.

Результатом предварительного изучения обращения судьями может быть решение пленарного заседания об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Основаниями отказа в принятии обращения к рас­смотрению являются:

1. разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду. Имеются в виду обращения, подведомственность которых Конституционному Суду спорна или вызывает сомнения. В этом случае вопрос должен решаться только самим Судом;

2. обращение не является допустимым. По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т.д., и поэтому требует оценки Суда. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, – это запросы о толковании Конституции РФ. На практике Конституционный Суд признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от него: конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя; признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования; проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре;

3. наличие ранее вынесенного постановления Конституционного Суда по предмету обращения, сохраня­ющего свою силу.

Обращение в Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебного заседании. В случае отзыва производство по делу прекращается, а государственная пошлина не возвращается.

Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Содержание обращения в Конституционный Суд.

Адвокат обязан подготовить обращение на высоком профессиональном уровне с учетом всех требований, предъявляемых законом к этому документу. Основные из них закреплены в ст. 37 ФКЗ о КС.

Читать еще:  Как отказаться от гражданства украины

Обращение составляется обязательно в письменной форме и подписывается самим заявителем, когда речь идет о

гражданине, либо уполномоченным лицом или группой таких лиц.

В обращении указывается Конституционный Суд как орган, в который направляется этот документ. Недопустимо адресовать обращение ни Председателю суда, ни его заместителю, ни конкретным членам суда. Это правило обусловлено тем, что именно суд в целом имеет полномочия осуществлять свои функции судебно-конституционного контроля. Заявления же, поданные на имя конкретного должностного лица Конституционного Суда, рассматриваются ими как обычные письма во внесудебном порядке.

Обращение должно содержать полные фамилию, имя, отчество (когда оно имеется), а также полный адрес заявителя — физического лица. Если заявитель — группа лиц, то приведенное правило распространяется на них всех. Когда заявителем является юридическое лицо или соответствующий государственный орган, указывается его полное официальное наименование. В случае необходимости сообщаются иные сведения о заявителе, которые имеют значение для Конституционного Суда (например, что заявитель — ветеран той или иной войны, инвалид и т.д.).

Отдельно отражаются данные о представителе заявителя, прежде всего его полные фамилия, имя, отчество и адрес места жительства. Для адвоката, кроме того, могут быть указаны адрес и телефон адвокатского образования. Для представителей — юристов, имеющих ученую степень, необходимо указать статус ученой степени, когда она присвоена и реквизиты документа, подтверждающего этот факт. В обязательном порядке раскрываются полномочия представителя с описанием соответствующих документов, например доверенности или ордера адвокатского образования (для представителей — адвокатов). Расшифровка полномочий не требуется, если представительство осуществляется по должности первым лицом организации.

Обращение должно включать полное официальное наименование и почтовый адрес государственного органа, издавшего оспариваемый акт либо участвующего в споре о компетенции.

В вводной части документа приводятся нормы Конституции РФ и ФКЗ о КС, дающие право на обращение в указанный суд.

В описательной части указываются точное и полное название, номер, дата принятия и опубликования, источник опубликования и иные сведения об акте, подлежащем проверке, либо о положениях Конституции, о толковании которых просит заявитель. Здесь же раскрываются указанные в ФКЗ о КС конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом.

Нужно подчеркнуть, что в специальной литературе отмечается типичный именно для адвокатов недостаток составления обращения — перенасыщенность фактическими обстоятельствами того дела, в связи с применением в котором оспариваемого закона собственно и последовало данное обращение в Конституционный Суд 15 .

В мотивировочной части обращения излагается позиция заявителя и дается ее подробное правовое обоснование. Несмотря на то что Конституционный Суд при проверке конституционности акта или договора не связан позицией и доводами заявителя, в частности, он проверяет соответствие не только тем положениям, на какие сделана ссылка в обращении, но и иным, дело профессиональной чести адвоката привести в этом документе максимум правовых оснований в подтверждение требований своего клиента.

Адвокату следует учитывать право Конституционного Суда решать конституционные споры не только путем сравнения оспариваемого акта или договора с конкретными нормами Конституции, но и рассматривая их в совокупности с другими конституционными положениями, а также исходя их общих начал, смысла и «духа» Основного закона. В силу этого адвокат может аргументировать свою позицию более глубоко, привлекая иные нормы Конституции, а самое главное, основополагающие принципы, закрепленные в ее первой главе.

Помимо ссылок на букву и «дух» Конституции здесь также уместно привести соответствующие научные доктрины, включая зарубежные, международную практику и практику других государств в области регулирования подобных отношений.

15 См.: Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. — С. 54.

Резолютивная часть должна содержать четкое требование заявителя к Конституционному Суду. Эту часть документа рекомендуется формулировать аналогично тому, как составляются резолютивные части итоговых решений самого суда о признании неконституционными законов, иных нормативных актов или соответствующих договоров.

Завершается обращение перечнем прилагаемых к нему документов. В обязательном порядке в этот перечень должны входить:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, нуждающиеся в толковании;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя. Суд принимает во внимание только подлинники; копии, даже удостоверенные нотариусом, силы для суда не имеют;

3) для жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод — документ, подтверждающий факт применения оспариваемого закона в его конкретном деле либо обстоятельство, что спорный закон подлежит применению при разрешении начатого судом или другим правоприменительным органом дела. Применение закона может быть как в виде использования его норм при принятии решения правоприменительным органом, так и в форме отказа от его применения. В первом случае это подтверждается решением или приговором, а иногда определением суда, постановлением компетентного органа о привлечении гражданина к административной ответственности, решениями государственных органов по другим вопросам. Сложнее во втором случае. Иногда при такой ситуации адвокат должен спровоцировать появление нужного документа, например ответа на жалобу, в котором указывается, что жалоба не может быть разрешена по существу или удовлетворена в силу такого-то закона.

Возможность применения оспариваемого закона подтверждается документом, свидетельствующим о том, что рассмотрение соответствующего дела в правоприменительном органе началось, и оно подлежит разрешению путем применения закона, который, по мнению заявителя, нарушает его конституционные права и свободы. В качестве таких документов могут быть представлены копии определений суда о принятии иска или жалобы к рассмотрению, определение об отказе в принятии иска к рассмотрению, определение о приостановлении производства по делу, постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, решение налогового органа и т.п. при условии, что в этих документах так или иначе указывается на оспариваемый закон.

Необходимо обращать самое пристальное внимание на оформление таких документов. В каждом из них должен быть указан подлежащий решению вопрос и орган, уполномоченный принимать соответствующее решение. На документе должны наличествовать: дата выдачи, исходящий номер, подпись выдавшего его лица с указанием должностного положения, печать и штамп органа, выдавшего документ. Копии судебных, следственных, административных актов и иных документов, имеющих значение в конституционном судопроизводстве, должны быть заверены подписью уполномоченных должностных лиц и печатью соответствующего органа. Копии, не имеющие надписи «копия верна», подписи уполномоченного лица и печати, не принимаются.

Кроме того, в суд могут представляться различные нормативные и методические документы: инструкции, правила, письма, методические указания, а также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, официально опубликованные обзоры судебной практики. При помощи этих материалов обычно доказывается, как именно толкуются правоприменительными органами спорные нормы права и к каким результатам приводит их применение на практике. Перечисленные документы представляются в их официальных изданиях либо в копиях, заверенных в соответствии с изложенными выше правилами;

4) подлинная квитанция об уплате государственной пошлины или подлинное поручение о перечислении средств с отметкой обслуживающего банка о списании средств на сумму государственной пошлины в федеральный бюджет, за исключением случаев, когда заявитель ходатайствует об освобождении его от уплаты пошлины. Отметка на платежном поручении о списании средств должна быть заверена печатью обслуживающего банка.

Когда те или иные документы и материалы, направляемые в Конституционный Суд, составлены на иных, чем русский, языках, к обращению должен быть приложен перевод их текста на русский язык.

К обращению могут прилагаться и другие документы, а также списки свидетелей и экспертов, которых адвокат и его клиент предлагают вызвать в судебное заседание.

Обращение и приложенные к нему документы представляются в Конституционный Суд:

а) гражданами — в количестве 3 экземпляров;

б) организациями — в количестве 30 экземпляров (ч. 3 ст. 38 ФКЗ о КС).

По аналогии с мерами по обеспечению иска в гражданском и арбитражном процессах в случаях, не терпящих отлагатель-

ства, одновременно с направлением обращения адвокат вместе с клиентом вправе просить суд, чтобы он обратился к соответствующим органам или должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора Российской Федерации, подлежащего проверке, до завершения рассмотрения конституционного дела. Такое право суда установлено ч. 2 ст. 42 ФКЗ о КС.

Если обращение не соответствует требованиям ст. 37 ФКЗ о КС или к нему не были приложены документы, прямо перечисленные в ст. 38 этого конституционного закона, суд не вправе отказать в принятии его к рассмотрению, так как в ст. 43 приведен исчерпывающий, то есть не подлежащий расширительному толкованию, перечень оснований отказа. Но это заявление также и не может быть принято судом, поскольку имеет недостатки, которые могут быть устранены только самим заявителем. Поэтому когда адвокат подключается к делу в такой ситуации, он просто должен устранить имеющиеся недочеты в обращении и после этого вновь может направлять материалы в Конституционный Суд.

Читать еще:  Вызов в суд в качестве заинтересованного лица

Адвокат и его доверитель вправе также не согласиться с решением секретариата суда о несоответствии обращения требованиям закона и настаивать на рассмотрении дела по существу. В этом случае в суд должно быть подано соответствующее заявление, в котором необходимо обосновать свое несогласие с позицией секретариата. Данное заявление и обращение в суд проверяются судьей или несколькими судьями, и результаты проверки докладываются на пленарном заседании состава суда не позднее месяца со дня поступления заявления. Если решение секретариата будет признано необоснованным, суд выносит решение о принятии обращения к рассмотрению. При подтверждении мнения секретариата принимается определение об отказе в принятии дела к слушанию. Такое определение, как, впрочем, и другие решения суда, является окончательным.

Если клиент будет настаивать на продолжении дела, адвокат должен разъяснить ему бесперспективность его намерений, так как в дальнейшем суд при очередном получении этого обращения будет каждый раз высылать копию определения об отказе в рассмотрении дела.

Клиенту также должно быть разъяснено, что он вправе до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда отозвать свое обращение и при наличии такого заявления производство по делу подлежит прекращению.

Жалоба в Конституционный Суд: составление, образец и порядок подачи в 2019 году

Дата публикации материала: 09.04.2019

Последнее обновление: 13.06.2019

Разбираемся, как по всем правилам оформить и подать жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.

Какими вопросами занимается Конституционный Суд РФ?

Как указано в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд — это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Перечень полномочий КС РФ можно найти в тексте ст. 3 упомянутого выше закона. В соответствии с положениями этой статьи в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд Российской Федерации:

Дает толкование Конституции РФ;

Проверяет конституционность законов (по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод);

Разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных актов Конституции РФ;

Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Выступает с законодательными инициативами по вопросам своего ведения.

Обратите внимание! Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Как написать жалобу в Конституционный Суд в 2019 году? Советы юриста

В ст. 36 ФКЗ о Конституционном суде говорится, что поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям указанного закона.

Общие требования к такому обращение представлены в ст. 37:

Во-первых, жалоба в Конституционный суд составляется в письменной форме;

Во-вторых, она обязательно подписывается заявителем.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • Фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (если в качестве заявителя выступает физическое лицо);
  • Наименование и юридический адрес (если заявитель — организация);
  • Обстоятельства дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд;
  • Требования заявителя;
  • Правовые основания, на которые ссылается заявитель;
  • Список документов, прилагаемых к жалобе.
  • Дату составления жалобы.

Скачать образец жалобы в Конституционный Суд (версия, актуальная на 2019 год)

Обратите внимание! Если у вас появятся вопросы или возникнут какие-либо трудности при подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации в 2019 году, вы всегда можете обратиться за бесплатной правовой консультацией к специалистам портала «ЦентрСовета». Среднее время ожидания ответа от юриста — 15 минут.

Какие документы необходимо приложить к жалобе в Конституционный Суд в 2019 году?

К жалобе в Конституционный Суд необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Текст акта, подлежащего проверке;
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины (при направлении жалобы организацией размер госпошлины составляет 6 тыс. 750 руб., физическим лицом — 450 руб.);
  • Доверенность, подтверждающая полномочия представителя (при необходимости);
  • Перевод на русский язык документов, изложенных на иностранном языке (при необходимости);
  • Другие материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Обратите внимание! Жалоба и прилагаемые к ней документы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

Как подать жалобу в Конституционный суд в 2019 году?

В 2019 году жалоба в Конституционный Суд может быть подана лично — через приемную КС РФ, по почте — заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде — с помощью личного кабинета на официальном сайте судебного органа.

Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство

Обращение в Конституционный Суд оформляется в форме запроса, ходатайства или жалобы, которые должны соответствовать компетенции суда и наличию надлежащего субъекта обращения при наличии соответствующего повода и основания к рассмотрению дела в суде. Обращение в суд направляется только в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. В нем обязательно указываются Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение, наименование и данные о заявителе либо о его представителе и предоставленных ему полномочиях, наименование и адрес государственного органа, издавшего соответствующий акт, подлежащий проверке, или участвующего в споре, нормы Конституции и Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», позволяющие обратиться в суд, название подлежащего проверке акта, основания к рассмотрению обращения, правовое обоснование обращения заявителя и перечень прилагаемых документов.

Обращение в суд оплачивается государственной пошлиной в размерах для юридических лиц — пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а для граждан — одного минимального размера оплаты труда. Однако пошлиной не облагаются запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции и запросы о даче заключения в процедуре импичмента, то есть отрешения от власти Президента. Если обращение не было принято к рассмотрению, государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО — урегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции. Юридические процедуры разрешения таких дел, принципы конституционного судопроизводства, определены Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». В этом заключена особенность конституционного судопроизводства, поскольку уголовное, гражданское, административное судопроизводство осуществляются на основании соответствующих процессуальных кодексов. В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном Суде РФ» сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители — органы и должностные лица, направившие в Конституционный Суд обжалование; 2) органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Участниками только их процесса выступают свидетели и эксперты (ст. 63—64 указанного Закона).

44. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды и правовая природа. Юридическое значение правовых позиций Конституционного Суда РФ.Виды:

Итоговые — те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.

Иные решения — те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений Конституционного суда:

Постановление Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Заключение Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Определения Конституционного Суда РФ — иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок. Они во многих случаях не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, когда Суд дает толкование своего ранее постановленного решения, в случаях отказа в принятии к рассмотрению заявления гражданина или обращения, скажем, какого-то суда (общей юрисдикции или арбитражного), при приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора.

Читать еще:  Законно ли требование по уплате алиментов с выходного пособия при увольнении

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

45. Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция.

Место Статьей 129 КРФ установлено, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Данная статья не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона. ФЗ «О Прокуратуре РФ» Место прокуратуры в системе конституционных государственно- правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она принимает меры к устранению любых нарушений законов, всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти.Органы прокуратуры, действующие на территории субъектов Федерации, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ).

Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.Образование, реорганизация и ликвидация органов осущ. Генера.прокурором РФ. В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное КРФ, в соответствии с которым в каждом из субъектов РФ имеется соответствующая прокуратура.Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно — территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся: — прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; — прокуратуры городов, районов;

Существуют так называемые специализированные прокуратуры.- входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поступившее в Конституционный Суд обращение подлежит обязательной регистрации. Зарегистрированное обращение предварительно рассматривается вначале аппаратом Суда, а затем судьями При этом должен быть решен вопрос о подведомственности и допустимости обращения. Вопрос о подведомственности разрешается секретариатом Суда, вопрос о допустимости решается судьями. Обращение не является допустимым, если: а) заявителем поставлен политический, а не правовой вопрос; б) данный вопрос не является предметом конституционного рассмотрения и не нашел разрешения в Конституции РФ; в) оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина. Кроме того, не признаются допустимыми обращения, в которых речь идет о пробелах в Конституции, законе либо об их несовершенстве и перед Конституционным Судом ставится задача об усовершенствовании либо изменении Конституции или закона. Определение допустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двух обстоятельств: 1) компетенции Конституционного Суда и 2) ранее выраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции.

В процессе предварительного изучения обращения судья вправе давать поручения специалистам аппарата Суда по анализу отдельных правовых вопросов, а также поручать экспертам производить необходимые экспертизы или специальные исследования. В определенных случаях судья может воспользоваться консультацией специалиста. По результатам предварительного изучения обращения судья делает заключение, которое может быть как устным, так и письменным. Заключение судьи докладывается на пленарном заседании Конституционного Суда. В случае если судья придет к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то вместо заключения (либо наряду с ним) он готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся на пленарное заседание Конституционного Суда для решения вопроса о принятии их к рассмотрению.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

  • ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Смотреть что такое «ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

Конституционный Суд Российской Федерации — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей, назначаемых… … Большой юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. К.С. действует на основании ст. 125 Конституции Российской Федерации 1993 и Федерального… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей… … Энциклопедия юриста

Роспуск Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — правовой акт, принятый Конституционным Судом РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — Морская арбитражная комиссия при Торгово промышленной палате Российской Федерации один из старейших и известных в мире специализированных постоянно действующих арбитражных (третейских) судов, преемник Морской арбитражной комиссии при… … Википедия

Коммунистическая партия Российской Федерации — Запрос «КПРФ» перенаправляется сюда; о мини футбольном клубе партии см. КПРФ (мини футбольный клуб). Коммунистическая партия Российской Федерации … Википедия

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector