Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как формируется налог на имущество физических лиц

Как формируется налог на имущество физических лиц

Разговоры о введении в России единого налога на недвижимость ведутся уже много лет. Если точнее – с далекого 1995 года. За это время очень многое в трактовке нового налога изменилось, неизменным осталось лишь само его официальное наименование.

Историю введения в России единого налога на недвижимость можно разделить на два этапа. Во второй половине девяностых годов XX века было время теоретических дискуссий и первых экспериментов. В начале XXI века наступил период практического внедрения идеи единого налога. Этот этап продолжается и сегодня, и трудно предсказать, когда он закончится. На всем его протяжении высшие российские чиновники время от времени называют очередную дату окончательного перехода к единому налогу.

Последним это сделал новый министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, сегодня принято решение определить финальную дату повсеместного перехода к единому налогу – 2018 год. Но до наступления этой даты отдельные субъекты РФ имеют право самостоятельно вводить единый налог на своей территории – по мере готовности. Например, в Петербурге в настоящее время это планируется сделать не раньше 2015 года.

Сегодня под «единым налогом на недвижимость» официально понимается новый налог, призванный объединить два существующих налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог. Параллельно планируется ввести отдельный налог на недвижимость организаций. Данный подход несколько отличается от первоначальной идеи, согласно которой единый налог на недвижимость должен объединить три налога – налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог.

Главным отличием нового налога на недвижимость является то, что он должен быть рассчитан по кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая федеральными стандартами оценки сегодня определяется как «рыночная стоимость». Именно с этим собственно и связана основная трудность повсеместного введения нового налога – невозможность единовременно и повсеместно рассчитать рыночную стоимость.

Вражеская идея

Как уже было сказано выше, первый этап введения единого налога на недвижимость в России – это этап «сотворения идеи». И здесь нельзя не вспомнить одного из ее авторов – Агентство по международному развитию при правительстве США (USAID). В сентябре 2012 года эта организация прекратила свою деятельность на территории РФ по решению российского правительства. Повод – влияние на политические процессы внутри России.

Возвращаясь к «лихим девяностым», необходимо признать, что в те времена «влияние» этой организации на внутренние российские процессы не ограничивалось сферой «политики». На рынке недвижимости оно было не менее ощутимым. Достаточно вспомнить разного рода совместные российско-американские программы в области жилищной и земельной реформ. Формат сотрудничества именовался как «техническая помощь». В частности, не без этой «помощи» в России укоренилось такое американское понятие как «риэлтор».

Сохранившиеся архивные документы – брошюры, подготовленные к семинарам, и проекты нормативных документов – позволяют сегодня достаточно конкретно изложить исходную концепцию единого налога на недвижимость в ее российско-американской версии. Можно выделить основные принципы этой концепции: легализация рынка недвижимости, его социализация и информационная прозрачность (доступность) рыночных данных.

Исходная концепция

Первый принцип – легализация рынка недвижимости. Основная идея состояла в замене налога на совершение операций с недвижимостью на единый налог на «собственность» (недвижимое имущество). Налог на сделки с недвижимостью рассматривался авторами концепции как неэффективный, способствующий криминализации рынка, поскольку выплачивался, как правило, по инвентаризационной стоимости – ниже рыночной цены. Полная отмена этого налога не планировалась, предполагалось лишь его снижение.

По замыслу авторов концепции, введение «единого налога на недвижимость» должно обеспечить законность недвижимой собственности, при условии уплаты налога каждым учтенным собственником. Отсюда вытекала главная задача проекта – создание в России многоцелевого кадастра недвижимости. Объектом налогообложения должна стать так называемая кадастровая единица – земельный участок и связанные с ним улучшения.

Второй принцип – социализация рынка недвижимости. Поскольку в качестве базы для налогообложения недвижимости планировалась ее актуальная рыночная стоимость, то таким образом предполагалось решить и вторую главную задачу проекта – обеспечить социальную справедливость в области налогообложении недвижимости. Бремя нового налога должны нести в основном собственники наиболее дорогой недвижимости.

Здесь нельзя не отметить одно серьезное обстоятельство, ныне совершенно забытое чиновниками, отвечающими за введение в России единого налога на недвижимость. В исходной концепции предполагалось установление единой ставки этого налога для всех видов недвижимости и для всех налогоплательщиков – по примеру США. Дифференцироваться должна была кадастровая стоимость – для каждого вида недвижимости, в процентах от ее рыночной стоимости.

Любопытный факт: несмотря на заявляемую социальную справедливость, в США этот налог благодаря использованию единой ставки имеет регрессивный характер. Данный парадокс объясняется просто: более дорогая недвижимость в перерасчете на единицу общей площади объекта является относительно более дешевой – убедиться в этом вы можете, сравнив удельные рыночные цены на различные виды квартир в Петербурге. Отсюда – необходимость использования различного рода льгот и налоговых вычетов.

Наконец, третий принцип – информационная прозрачность рынка недвижимости. Речь идет о создании единой «базы данных» об объектах недвижимости с использованием достоверной рыночной информации. В последние десятилетия это «любимая идея» различного рода «регуляторов» недвижимости. На наш взгляд, данная идея – сугубо «социалистическая», а потому – неосуществимая. Задача создания такой базы данных состоит единственно в том, чтобы сделать налог на недвижимость «понятным».

Но это, как показывает практика расчета рыночной стоимости, весьма трудно сделать.

Единый налог на единый объект

Идея введения единого налога на недвижимость – внешне весьма рациональная, если ее рассматривать в отрыве от российской действительности. Но по мере погружения в эту действительность она начинает странным образом изменяться, превращаясь в нечто противоположное тому, что первоначально планировалось. Причина, по которой от исходной идеи на стадии ее реализации остается одно воспоминание, элементарна – реформы, о которых так много говорили реформаторы, остались лишь на бумаге.

Впервые на федеральном уровне идея повсеместного перехода к единому налогу на недвижимость была закреплена в так называемой Программе Грефа. Этот документ назывался «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). В нем, частности, была сформулирована следующая конкретная задача: «переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог».

Задача – действительно конкретная, если ее понимать конкретно. По логике авторов Программы, налогом на недвижимость должен облагаться исключительно «земельный участок и его существенные части». Именно эта единая правовая конструкция известна в Европе как «единый объект недвижимости». Однако на момент утверждения Программы подобная конструкция в действующем российском законодательстве отсутствовала. Из этого логично следовало: для начала требуется изменить Гражданский кодекс Российской Федерации.

Известный шаг в этом направлении был сделан: при Президенте РФ был создан Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. И сегодня, спустя десять лет, мы уже можем ознакомиться с результатом его работы: Гражданский кодекс РФ в его новой редакции находится на рассмотрении в Государственной Думе. Правда, главы, специально посвященные вопросам недвижимости, все еще ждут своей очереди.

В новом Гражданском кодексе правовая конструкция, известная в Европе как единый объект недвижимости, ограничена единственным случаем: когда земельный участок и расположенные на нем «улучшения» зарегистрированы в государственном реестре как одна неделимая недвижимая вещь. Нетрудно заметить, что данный случай сегодня не является массовым: собственники квартир в многоквартирных домах лишь в редких случаях являются собственниками зарегистрированного земельного участка.

Из этого следует, что после вступления в силу нового Гражданского кодекса понятие «единого налога на недвижимость» может быть применено лишь к тем собственникам жилья, которые уже успели оформить земельный участок в собственность. Все прочие получат право платить своего рода «жилищный налог» – налог на жилище без учета рыночной стоимости земли. Вот такая получится «социальная справедливость».

Время бесконечных экспериментов

История введения единого налога на недвижимость в России это история бесконечных экспериментов. Вначале это были сугубо локальные эксперименты. Осенью 1995 года специалисты USAID выступили с предложением, так сказать, «потренироваться на кошках». Для проведения эксперимента по введению нового налога изначально были выбраны девять городов России, из которых, с учетом местной инициативы, право на эксперимент получили два «пилотных города» – Тверь и Великий Новгород.

Читать еще:  Брачный договор с раздельным режимом собственности супругов

Летом 1997 года эксперимент был утвержден специальным федеральным законом, и в дальнейшем дважды продлевался – в 1999-м и в 2004-м годах. Специалисты USAID участвовали в нем недолго – 26 месяцев. Была разработана методическая база проекта, после чего американцы в нем «разочаровались». Инициативу взяла на себя местная администрация. Сегодня об этом проекте вспоминают крайне редко – и это странно.

По мнению ряда экспертов, эксперимент завершился явным провалом. Но, как принято говорить в таких случаях в России, был приобретен «бесценный опыт». В Новгороде, где эксперимент проводился более активно, по состоянию на 2006 год на единый налог на недвижимость в добровольном порядке удалось перевести 44 налогоплательщика. Все – юридические лица, сумевшие оформить в собственность единый объект недвижимости.

Физические лица – собственники квартир – в эксперименте вообще не участвовали.

В дальнейшем эксперимент по введению нового налога распространился на всю Россию. Первотолчком к этому послужило волшебное слово – «кадастр». Правда, это уже был не обещанный ранее кадастр недвижимости, задача которого – систематическое межевание границ земельных участков, а преимущественно фискальный кадастр, задача которого – учет объектов налогообложения плюс их кадастровая оценка. Началась «кадастризация всей страны», которая продолжается и сегодня. И должна закончиться в 2018 году.

О кадастре и кадастровой стоимости, равно как о «едином объекте недвижимости» и «рыночной стоимости» нужно писать специально, поскольку это требует тщательного и последовательного изложения вопроса. В заключение напомню следующее: когда на Русь приехали баскаки, у них не было компьютеров и знания точных математических методов массовой оценки. Но они создали фискальный кадастр, который работал.

Как формируется налог на имущество физических лиц

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы налогового права ›
  • Налог на имущество физических лиц ›
  • Что такое налог на имущество физических лиц?

Что такое налог на имущество физических лиц?

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается главой 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Налог на имущество физических лиц — местный налог.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество:

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

В некоторых случаях (п. 2 статьи 402, 404 НК РФ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равен в 2015 году 1,147.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, жилых помещений;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражей и машино-мест;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Указанные выше налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Право на налоговую льготу имеют:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Читать еще:  Может ли кадастровая стоимость быть выше рыночной

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по формуле и коэффициентам, указанным в п. 8,9 статьи 408 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Вопрос 2 Налог на имущество физических лиц: экономическая сущность, основные элементы, порядок исчисления и уплаты

В настоящее время налоговые взаимоотношения физических лиц- собственников имущества и государства регулируются Налоговым кодексом РФ (частью 1) и Законом РФ « О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 г. № 2003-1, с учетом внесенных в него изменений. В соответствии с налоговым кодексом РФ налог на имущество физических лиц является местным. Следовательно, органы местного самоуправления могут устанавливать отчетные периоды, ставки (в пределах ставок, закрепленных в Федеральном законе), порядок, сроки уплаты, а также льготы по налогу.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п.1-6 настоящей статьи.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Ставки устанавливаются в следующих пределах: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300 тыс. руб. (включительно) — ставка налога до 0,1% (включительно); свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) — свыше 0,1 % до 0,3% (включительно); свыше 500 тыс. руб. — свыше 0,3 % до 2,0 %(включительно).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются

следующие категории граждан (ст.4): герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн и др.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак и др. Порядок исчисления и уплаты налогов (ст.5) Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Читать еще:  Размер ставки налога на имущество физических лиц

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

Билет 6. Функции налогов и их содержание. Взгляды современных российских экономистов на состав и содержание функций налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства и инструмента стоимостного перераспределения доходов.

В России функции налогообложения в течение продолжительного времени находились в центре внимания финансовой науки. Помимо фискальной, особо выделяется значение его регулирующей функции. Данная позиция была реализована в работах юристов и экономистов А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, В. B. Дитмана, К. М. Кулишера, П. В. Микеладзе, А. А. Соколова, В. Н. Твердохлебова, А. А Тривуса, К.Ф. Шмелева, И. И. Янжула.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения относительно количества выполняемых налогом функций. Однако принято выделять пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и социальную.

Фискальная функция является основной функцией налога. Посредством данной функции реализуется основное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им функций — обороны страны и защиты правопорядка, решение социальных природоохранных и ряда других задач. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение денежного потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Контрольная функция налогов создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

Распределительная функция выражает сущность налога как инструмента распределительных отношений. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция предполагает влияние, системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Подфункция воспроизводственного и природоохранного назначения реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функции налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Как формируется налог на имущество физических лиц

Необходимость получения информации о кадастровой стоимости возникает в различных правоотношениях, связанных с объектами недвижимости.

Одним из таких вопросов является сумма налога, которая рассчитывается, исходя из кадастровой оценки объекта.

В этой статье мы расскажем, какие объекты подлежат налогообложению и как рассчитать налог, используя электронный сервис «Налоговый калькулятор».

Кадастровая оценка как основа для уплаты налогов на имущество

Кадастровая стоимость — эта стоимость недвижимости (земельного участка, дома, квартиры), установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки и максимально приближенная к рыночной цене данного объекта.

В соответствии с действующим законодательством, в обязательном порядке для каждого земельного участка, а также здания или помещения должна быть определена его кадастровая стоимость. Налог на землю уже несколько лет рассчитывается именно на основе кадастровой стоимости.

Переход на налогообложение физических лиц по результатам кадастровой оценки на недвижимость, начавшийся в 2015 году, во многих регионах Российской Федерации применялся именно с этой даты.

Субъекты, которые на тот момент еще не перешли на имущественное налогообложение по кадастровой стоимости, вправе были рассчитывать налоги, исходя из инвентаризационной цены недвижимости.

Согласно требованиям Налогового кодекса установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогам на имущество физических лиц, исходя из кадастровой цены.

С 2020 все субъекты Российской Федерации перешли на систему расчета, когда основанием для начисления налогов является кадастровая оценка.

Следует знать, что налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН Росреестра).

Каждый учтенный в реестре недвижимости объект подлежит налогообложению, поэтому, пока земельный участок, дом, квартира числится в базе данных, вы неизменно будете платить налог на имущество.

Важно обратить внимание собственников земельных участков (в частности, с разрешенным использованием ИЖС), что вспомогательные постройки тоже облагаются налогом.

Весьма часто распространена ситуация, когда строится новый жилой дом, а старый сносится, но при этом на него остается запись в реестре недвижимости.

Исключить из реестра данные о несуществующих строениях законом установлено по акту обследования.

Что потребуется для оформления акта, рассказано в этой статье.

Какие объекты подлежат налогообложению

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты, находящиеся в собственности граждан:

жилые дома (в том числе нежилые строения — сарай, гараж, которые находятся на земельном участке рядом с домом);

жилые помещения (квартиры, комнаты в коммунальной квартире);

объекты незавершенного строительства.

Обратите особое внимание на пункт №2, в котором идет речь о подсобных строениях, расположенных на земельном участке.

Очень часто такие сооружения как, например, сарай могут не использоваться, но они также подлежат оценке и на них будет начислен налог.

Как избежать лишних расходов в виде уплаты налога на имущество можно прочитать здесь.

Как узнать кадастровую стоимость и сумму налога на объект

С помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн и «Публичная кадастровая карта», на официальном сайте Росреестра можно узнать кадастровую стоимость своего объекта недвижимости, расположенного по конкретному адресу.

Для этого необходимо перейти: Главная – Физическим лицам — Получить сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки:

Также Росреестром совместно с налоговой службой организован электронный сервис «Налоговый калькулятор», который позволяет рассчитать налоги на земельный участок и имущество физических лиц.

Главная – Физическим лицам – Электронные сервисы – Расчет налога на имущество физических лиц

После того как вы узнали кадастровую оценку, можно тут же перейти по ссылке на сайт налогового органа.

Если кадастровая стоимость вызывает у вас вопросы

Если после проверки кадастровой стоимости полученная информация вызвала у вас вопросы, не откладывайте обращение в Росреестр, так как в базе данных Единого реестра недвижимости возможны недостоверные (ошибочные) сведения. О том, как исправить ошибки в реестре недвижимости, мы рассказывали в этой статье.

Ошибки могут быть как грамматические, так и арифметические (например, если указана площадь не сто квадратных метров, а тысяча, то сумма налога при расчете значительно увеличится).

В случае обнаружения ошибок их пока еще можно безболезненно исправить, так как у вас еще есть время до единой даты перехода к расчету налогов от кадастровой оценки (как было упомянуто выше — это 2020 год).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector