Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто является законным представителем юридического лица

Правовой статус представителя юридического лица в уголовном судопроизводстве

Иванов Д.А., старший преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.

Из большого перечня прав, находящихся в арсенале юридического лица, потерпевшего от преступления, одним из наиболее важных является право потерпевшего иметь представителя. В ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя потерпевшего перечисляются лишь в общих чертах.

Особая актуальность заключается в том, что представители потерпевших — юридических лиц наравне с потерпевшими могут делать любые заявления и ходатайства по уголовному делу, заявлять отводы, участвовать в следственных и судебных действиях .

См.: Халиков А.Н. Вопросы о представителе потерпевшего в уголовном процессе // Следователь. 2003. N 5. С. 39.

Таким образом, важнейшим и неотъемлемым правом юридического лица, потерпевшего от преступления, по мнению автора, является право иметь представителя, поскольку без указанного участника уголовного судопроизводства присутствие юридического лица в процессе расследования уголовных дел полностью исключается. Поэтому в ч. 9 ст. 42 УПК РФ особо оговорено, что процессуальные права осуществляет представитель юридического лица.

В общепринятом понимании представительство означает замещение одного лица другим. «Представитель, — как сказано в Толковом словаре В. Даля, — заступающий чье-либо место, явившийся за кого-то, представляющий законно за другого» . Примерно такое же определение содержится и в Словаре русского языка С.И. Ожегова: «Представитель — это лицо, которое действует по чьему-нибудь поручению, выражает чьи-нибудь интересы» . Определяя представительство в русском праве, Н.М. Коркунов писал: «Юридические действия могут быть совершены одним лицом за другое в силу представительства. Оно заключается в том, что представитель совершает действие от имени представляемого. С тем, чтобы все юридические последствия этого действия наступили для представляемого» .

Даль В. Толковый словарь. Т. 3. М.: Художественная литература, 1938. С. 401.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 579.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 3-е изд. СПб., 1894. С. 163 — 164.

В гражданском законодательстве, в отличие от уголовно-процессуального, содержится понятие представительства. Так, ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации дает общее определение представительства, в силу которого одно лицо, обладающее соответствующими полномочиями (представитель), совершает сделки от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности. Гражданин, выступающий в качестве представителя, должен обладать полной дееспособностью, возникшей в связи с достижением им совершеннолетия .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма «Контракт»; Инфра-М, 1998. С. 78.

Институты представительства в уголовном и гражданском судопроизводствах имеют много общего. Неслучайно в УПК РФ содержится отсылочная норма к гражданскому законодательству по вопросам регламентации прав представителя. Но при прочих совпадениях значительной является дифференциация между указанными субъектами. Гражданское законодательство предусматривает более либеральную позицию по отношению к представителю и его полномочиям, что вполне объяснимо. В уголовном же процессе решаются более существенные вопросы, которые затрагивают конституционные права участников. В конечном счете обусловленное участием представителя и выполнение им своих функций выражается в итоговом акте правосудия — приговоре. Ни один другой официальный документ не обладает тем комплексом свойств и зачастую жесткими правовыми последствиями, которые присущи приговору. Никаким другим актом правосудия человек не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут справедливому наказанию.

Процессуальное значение представительства выражается в том, что оно прежде всего является методом реализации процессуальных прав и обязанностей участников, защиты их процессуальных интересов. Организации, предприятия, учреждения участвуют в уголовном судопроизводстве в целях защиты своих интересов, для чего наделяются процессуальными правами.

Представители помогают участникам процесса осуществлять права, содействуя установлению благоприятных для представляемых обстоятельств и помогая обосновать законность требований .

См.: Адаменко В.Д. Советское уголовно-процессуальное представительство. Томск: ТГУ, 1978. С. 11 — 12.

Также необходимо отметить мнение А.В. Гриненко, касающееся причинения вреда имуществу и деловой репутации структурному подразделению юридического лица: «Для предприятий, учреждений, организаций, имуществу и деловой репутации которых был причинен вред, обязательным условием является наличие у них статуса юридического лица. Если преступлением был причинен вред имуществу и деловой репутации структурного подразделения, в качестве потерпевшего может выступать юридическое лицо в целом. И в том и в другом случае права потерпевшего — юридического лица осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ)» .

Гриненко А.В. Участники уголовного судопроизводства // Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Гриненко. М.: НОРМА, 2004. С. 72.

Хотелось бы дополнить, что структурные подразделения, действующие в рамках одного юридического лица, наделены равными правами по защите своего имущества и деловой репутации, а также на представительство (через своих должностных лиц) от имени юридического лица.

По форме в уголовном процессе выделяются два вида выполнения функций представителя. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на договорное (решение, основанное на волеизъявлении представляемого лица, закрепленное соглашением) и наступающее в силу требований закона (законное) .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 128.

Относительно же юридических лиц, потерпевших от преступлений, можно сказать, что в случае признания данных лиц потерпевшими их возможности по защите своих прав и законных интересов более обширны, нежели возможности потерпевшего — физического лица. Объясняется это тем, что интересы юридического лица, потерпевшего от преступления, отстаивает представитель. Подтверждая сказанное, можно отметить, что в большинстве организаций, предприятий и учреждений функционируют специально созданные юридические службы: правовые отделы, юридические бюро, юрисконсульты. Они призваны отстаивать законные интересы юридических лиц и выступать в качестве представителей в уголовном процессе. Представительство, таким образом, является дополнительным средством усиления защиты прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений.

По уголовным делам, где в качестве потерпевших выступают юридические лица, участвуют их органы или представители. Органы юридического лица бывают единоличными и коллегиальными. В государственных учреждениях и предприятиях органом юридического лица является его руководитель. Общественные организации и коммерческие структуры имеют коллегиальные органы (общее собрание, правление, комитет с председателем). Руководители предприятий, организаций, учреждений представляют интересы возглавляемого ими юридического лица на основании учредительных документов (уставов, положений). Поэтому от руководителей не требуется доверенности на участие в уголовном судопроизводстве. Их полномочия в уголовном процессе подтверждают документы, удостоверяющие должностное положение. В тех случаях, когда орган юридического лица является коллегиальным (правление, президиум, комитет), полномочие на участие в уголовном деле в качестве представителя может быть выдано одному из членов коллегиального органа в форме протокола или постановления.

По смыслу ст. 185 ГК РФ представительство перед третьими лицами осуществляется на основании доверенности. Так, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Как было указано выше, руководитель юридического лица может выступать (представлять интересы) от его имени в соответствии с учредительными документами. Представительство же других лиц осуществляется по доверенности, выданной руководителем юридического лица или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. Помимо подписи руководителя, доверенность заверяется печатью соответствующей организации. Без доверенности лицо может выступать в качестве представителя, если это право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами. В этом случае лицо представляет документы, удостоверяющие личность, и подлинник либо надлежащим образом заверенную копию учредительных документов юридического лица.

Читать еще:  Возврат долгов с юридических лиц способы взыскания

При допуске к участию в уголовном деле представителя по доверенности следует обращать внимание и на срок ее действия. Согласно ч. 1 ст. 186 ГК РФ в случае, если срок действия доверенности не указан, то она действительна в течение года со дня ее оформления.

Как показывает практика, интересы потерпевшего, являющегося юридическим лицом, в уголовном судопроизводстве, как правило, представляет юрисконсульт, реализуя свои полномочия по доверенности руководителя (иного уполномоченного лица).

Допуская представителя к участию в уголовном деле, следователь обязан удостовериться в его личности, профессиональном статусе, наличии основания для участия в уголовном судопроизводстве. Представитель юридического лица, потерпевшего от преступления, наделяется данными полномочиями на основании определенных документов. В результате опроса следователей автором установлено, что в 95,8% случаев основным документом, на основании которого в уголовном деле участвует представитель потерпевшего — юридического лица, является доверенность, и лишь в 4,2% случаев такими документами являются протокол собрания учредителей либо учредительные документы (положение и устав) юридического лица. Так, по уголовному делу N 1-140, возбужденному 23 мая 2005 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, по факту растраты имущества ООО «Ньювинд», расположенного в г. Твери, в качестве представителя юридического лица участвовал сам руководитель на основании предоставленного им Устава указанного общества . Здесь необходимо отметить, что практически во всех случаях предоставления учредительных документов (устав, положение) юридического лица в качестве представителя участвует или сам руководитель, или лицо, исполняющее обязанности руководителя и наделенное правом подписи.

Уголовное дело N 1-140 // Архив Центрального районного суда г. Твери за 2005 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным документом, на основании которого представитель потерпевшего — юридического лица участвует в уголовном деле, является доверенность. Обязанность следователя заключается в том, что он должен ознакомиться с любым документом, представленным ему представителем юридического лица в подтверждение его полномочий, и приобщить его к материалам уголовного дела.

Если представителем юридического лица, потерпевшего от преступления, является адвокат, то следователь осуществляет те же действия, что и при появлении в деле адвоката в качестве защитника подозреваемого или обвиняемого.

Так, в частности, следователь должен ознакомиться с удостоверением адвоката, проверить и приобщить к материалам уголовного дела ордер адвокатского образования, в составе которого адвокат осуществляет свою деятельность . Ордер выписывается руководителем адвокатского учреждения на исполнение конкретного поручения, имеет установленную форму, утвержденную территориальным органом Министерства юстиции РФ.

См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (в редакции от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Кроме этого, документы, удостоверяющие личность адвоката, следователь обязан сверить с данными реестра территориального органа юстиции, подтверждающими статус адвоката. Некоторые следственные подразделения имеют копии региональных реестров адвокатов .

См.: Предварительное следствие: Учебник / Под ред. М.В. Мешкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 145.

Представитель юридического лица, потерпевшего от преступления, как субъект уголовно-процессуальных отношений со стороны обвинения, осуществляя функцию уголовного преследования, имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо, за исключением, разумеется, тех, которые по их смыслу могут принадлежать только самому потерпевшему.

Кто является законным представителем юридического лица

-Xenon, к сожалению, судьи правы.
А что делать: закон есть закон.

Позиция судейского корпуса по этой проблеме хорошо изложена в обзоре суда «Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях(по материалам обобщения судебной практики за 1 квартал 2007 года)»

«Анализ судебных решений показал существенные недоработки инспекторского состава при возбуждении и рассмотрении административных дел, в том числе в отношении юридических лиц.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении в нарушение ч.3 ст. 28.7 КоАП РФ не разъясняются под расписку их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, о чем не делается запись в определении. Рекомендуемая форма определения приведена в Приложении 1.
При составлении протоколов об административных правонарушениях в качестве законного представителя юридического лица привлекаются должностные лица (начальники структурных подразделений), полномочия которых установлены доверенностью.
Необходимо обратить внимание на то, что в протоколах не всегда указываются номер и дата доверенности, (протокола общего собрания участников Общества). Копии указанных документов не приобщаются к административному делу. В связи с чем, из содержания протокола невозможно определить (идентифицировать) доверенность, в которой указаны полномочия представителя юридического лица.
В соответствии с п. 2, п. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен подписываться законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и которому под расписку вручается копия протокола.
В случае отсутствия законного представителя, юридическое лицо извещается о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, по юридическому (фактическому) адресу его нахождения.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлены следующие формы представительства юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях:
1) законное представительство, которое, согласно ст. 25.4 КоАП РФ, осуществляется руководителем юридического лица, а также иным лицом, признанным в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица;
2) представительство, осуществляемое применительно к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитником, а применительно к потерпевшему — представителем (ст. 25.5 КоАП РФ) (далее — уполномоченное представительство).
Кроме того, в ст. 27.8 КоАП РФ при регламентации порядка проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, также употребляется термин «представитель».
Основное отличие законного представительства от уполномоченного состоит в том, что действия законного представителя юридического лица по защите его интересов основаны на законе или учредительных документах и не требуют специального полномочия; уполномоченный представитель осуществляет свои функции только после удостоверяемой специальным документом (доверенностью либо ордером) передачи ему представляемым процессуальных прав.
Таким образом, необходимыми условиями допуска субъекта к законному представительству интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях является наличие у такого субъекта собственной правоспособности, а также признание его, в соответствии с законом или учредительными документами, органом юридического лица (в частности, руководителем).
Понятие «руководитель организации» дано в Трудовом кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 273 указанного кодекса под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа. В ряде случаев полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы решением собрания акционеров (общего собрания участников) коммерческой (управляющей) организации либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Однако, в некоторых формах юридических лиц (полное товарищество и товарищество на вере) понятия «руководитель юридического лица» и «орган юридического лица» отсутствуют. Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) управление в таких юридических лицах осуществляется по общему согласию всех участников. Дела товарищества ведутся каждым из участников товарищества, если только учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.
Управление делами организации через единоличный орган не предусмотрено законом во многих некоммерческих организациях. Отдельные юридически значимые действия в таких организациях совершаются физическими лицами, уполномоченными на это учредительными документами либо решениями коллегиальных органов управления. Поскольку указанные лица не являются ни руководителями юридического лица, ни его органами, законное представительство указанных лиц, а значит и надлежащая защита их прав и законных интересов, в производстве по делам об административных правонарушениях становятся невозможными.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Как следует из содержания ст. 32 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» органами общества являются: общее собрание участников общества (п. 1 ст. 32), совет директоров (наблюдательный совет общества) (п. 2 ст. 32), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и другие — ст. 41) или единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган общества (п. 4 ст. 32), ревизионная комиссия (п. 6 ст. 32). Полномочия руководителя подтверждает Протокол общего собрания участников Общества.
В соответствии с вышеизложенным статус законного представителя юридического лица, определенный в ст. 25.4 КоАП РФ, может иметь только единоличный исполнительный орган юридического лица.
Иные субъекты, в том числе выполняющие в организации управленческие функции (начальники филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, коммерческие директоры, технические директоры, и т.д.), статусом законного представителя юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях обладать не могут.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение:
служебным удостоверением;
выпиской из учредительного документа (устава и др.);
протоколом общего собрания членов общества, заседания совета директоров;
выпиской из приказа о назначении данного лица руководителем юридического лица вышестоящим учреждением.
Полномочия должностного лица организации необходимо подтверждать следующими документами, заверенными надлежащим образом:
должностной инструкцией;
приказом (распоряжением) о приеме работника на работу (справкой о нахождении работника в занимаемой должности на момент рассмотрения административного дела);
трудовым договором.
Все документы, представленные лицом, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, должны быть заверены печатью организации.
Такой порядок административного производства затрудняет деятельность субъектов административной юрисдикции, т.к. добиться непосредственного участия руководителя организации в производстве по делу об административном правонарушении не всегда возможно. Кроме того, нередки случаи, когда единоличный исполнительный орган большую часть времени находится вне места нахождения юридического лица.
В то же время, в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г., нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Весьма распространена и деятельность юридических лиц через создаваемые ими представительства и филиалы. Поскольку представительства и филиалы не имеют статуса юридического лица, они не являются самостоятельными субъектами ответственности; административную ответственность за правонарушение, совершенное в процессе деятельности филиала, несет создавшее его юридическое лицо. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ), а значит, не являются ни руководителями, ни органами юридического лица. Следовательно, полномочия законного представителя в этом случае вправе реализовать только руководитель юридического лица, а, значит, привлечение такого юридического лица к административной ответственности становится проблематичным.
Один из путей решения рассмотренной проблемы предложен Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) в Постановлении от 12 августа 2003 г. № 1242/03. Согласно указанному постановлению Президиум ВАС РФ допустил возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица в случае, когда имеются данные о его надлежащем извещении.
Данную позицию Президиум ВАС РФ подтвердил в Постановлении от
17 мая 2005 г. № 391/05, констатировав, что в случае подписания акта проверки и протокола об административном правонарушении представителем по доверенности, необходимо проверить были ли приняты административным органом (ГПН) необходимые и достаточные меры для извещения общества либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности обществу воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Указанная позиция Президиума ВАС РФ находит отражение в судебных актах нижестоящих судов.
Таким образом, протокол об административном правонарушении со стороны юридического лица вправе подписать только лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, в частности, являющееся единоличным исполнительным органом юридического лица, либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом либо иное лицо на основании надлежащим образом оформленной доверенности только при условии надлежащего извещения юридического лица.
Составление протокола об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица является грубым нарушением процедуры, предусмотренной ст. 28.2 КоАП РФ и основанием для отмены постановления, в порядке п. 2 ст. 211 АПК РФ, ввиду существенного нарушения процессуальных норм при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» КоАП РФ регламентирует порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении не допускает возможности реализации этих полномочий иными лицами, в частности уполномоченными представителями юридического лица».

Читать еще:  Преюдиция в гражданском процессе статья гпк

Кто является законным представителем юридического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Комментарий к статье 25.4

1. Об административной ответственности юридического лица см. комментарий к ст. 2.10, о статусе потерпевшего — комментарий к ст. 25.2.

Учредительными документами юридического лица являются устав и (или) учредительный договор, требования к учредительным документам юридического лица определены ст. 52 ГК.

Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и учредительными документами.

Читать еще:  Как оформить раздел имущества при разводе

2. Законным представителем юридического лица по смыслу ч. 2 комментируемой статьи, кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

Общие требования к лицам, которые в силу федерального закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица, определены п. 3 ст. 53 ГК.

3. Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, — от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

О моменте возбуждения дела об административном правонарушении см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП. О статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5. По смыслу КоАП процессуальные действия, осуществляемые при исполнении постановления по делу об административном правонарушении, не относятся к производству по указанному делу. Однако законные представители вправе осуществлять защиту прав и интересов юридического лица и на этапе исполнительного производства — в процессе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Применительно к ч. 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, ч. 1 и 2 ст. 19.9 КоАП, совершенных юридическими лицами, в случаях, не требующих проведения административного расследования, рассматриваются судьями арбитражных судов. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

О судьях, органах, должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см. комментарии к статьям Особенной части КоАП.

Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Комментарий к ст. 25.4 КоАП РФ

1. Об административной ответственности юридического лица см. комментарий к ст. 2.10, о статусе потерпевшего — комментарий к ст. 25.2.

Учредительными документами юридического лица являются устав и (или) учредительный договор, требования к учредительным документам юридического лица определены ст. 52 ГК.

Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и учредительными документами.

2. Законным представителем юридического лица по смыслу ч. 2 комментируемой статьи, кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

Общие требования к лицам, которые в силу федерального закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица, определены п. 3 ст. 53 ГК.

3. Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, — от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

О моменте возбуждения дела об административном правонарушении см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП. О статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5. По смыслу КоАП процессуальные действия, осуществляемые при исполнении постановления по делу об административном правонарушении, не относятся к производству по указанному делу. Однако законные представители вправе осуществлять защиту прав и интересов юридического лица и на этапе исполнительного производства — в процессе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Применительно к ч. 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, ч. 1 и 2 ст. 19.9 КоАП, совершенных юридическими лицами, в случаях, не требующих проведения административного расследования, рассматриваются судьями арбитражных судов. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

О судьях, органах, должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см. комментарии к статьям Особенной части КоАП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector