Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Незаконная постройка на земельном участке в собственности

Незаконная постройка на земельном участке в собственности

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Абзац утратил силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

Комментарий к статье 222

Серьезное значение имеет решение вопросов права собственности, связанных с появлением такой новой вещи, как самовольная постройка. В принципе закон относится к подобному строительству отрицательно. ГК устанавливает, что «лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности» (п. 2 ст. 222 ГК).

1. Комментируемая статья внутренне связана с абз. 1 п. 1 ст. 218 ГК, предусматривающей, что право собственности на новую вещь, как правило, приобретается лицом, которое эту вещь изготовило. При этом, однако, делается оговорка, что такое изготовление должно осуществляться «с соблюдением закона и иных правовых актов». Комментируемая статья регулирует один из случаев, когда требования закона и иных правовых актов не были соблюдены. Речь идет о случае, когда была создана вещь, которую ГК называет «самовольная постройка».

2. Название комментируемой статьи определяет объект регулируемых ею отношений как постройку. Однако ГК не упоминает постройки как особой разновидности объекта гражданских прав в том своем разделе, где он определяет виды объектов (подразд. 3 «Объекты гражданских прав» разд. I «Общие положения»). Поэтому п. 1 комментируемой статьи предпринимает попытку самостоятельного определения этого понятия. Он идет при этом в трех направлениях.

Во-первых, дается перечень соответствующих объектов, куда включены жилой дом, другое строение, сооружение. В центре стоит жилой дом. Однако в перечень включены также строение и сооружение, которые закон называет «другими». Последнее слово указывает, что объектом может быть также строение и сооружение, не предназначенное для проживания, в том числе строение и сооружение производственного назначения.

Во-вторых, п. 1 комментируемой статьи определяет объект как постройку. Это, с одной стороны, указывает на то, что объект своим возникновением обязан такой деятельности, которая может квалифицироваться как строительство. С другой стороны, постройка предполагает определенную степень законченности процесса строительства. ГК упоминает о жилом доме, строении и сооружении. Строительная конструкция может рассматриваться в этом качестве лишь тогда, когда достигает известной степени законченности. Наконец, поскольку законодатель в п. 1 комментируемой статьи говорит о жилом доме, строении и сооружении, он имеет в виду объекты, обособленные от других уже существующих на том же земельном участке аналогичных объектов. Например, жилой дом может быть признан самовольной постройкой лишь в том случае, если он является самостоятельной постройкой по отношению к уже существующему жилому дому. В этом свете пристройка части жилого дома к уже существующему старому жилому дому не является постройкой и поэтому не подпадает под действие комментируемой статьи.

В-третьих, п. 1 комментируемой статьи придает своему перечню объектов примерный характер. Он указывает, что самовольной постройкой является также «иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке». Некоторое расширение перечня является правильным и необходимым. Например, фундамент жилого дома, заложенного на земельном участке, строго говоря, постройкой не является. Однако несомненно, что он должен охватываться комментируемой статьей.

В то же время следует признать, что приведенная формулировка идет слишком далеко. Не всякая созданная на земельном участке недвижимая вещь возникает в результате деятельности, которая является строительством. Например, согласно п. 1 ст. 130 ГК леса и многолетние насаждения признаются недвижимостью. Однако, если такие объекты были созданы на земельном участке, они не подпадают под действие комментируемой статьи.

3. Для того чтобы стать объектом отношений, регулируемых комментируемой статьей, постройка должна быть самовольной. Самовольность налицо при наличии хотя бы одного из трех следующих признаков.

Во-первых, если постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей. ГК поставил это требование на первое место, учитывая, что в условиях аграрной реформы, происходящей в России, следует принимать специальные меры для предотвращения явлений анархии в сфере застройки земли. Статья 222 ГК требует, чтобы отвод участка для целей строительства был завершен «в порядке, установленном законом и иными правовыми актами».

Во-вторых, постройка является самовольной, если она создана без получения на это «необходимых разрешений».

Необходимым является разрешение лица, имеющего право частной собственности на земельный участок. Его разрешение необходимо, поскольку в ином случае оно имеет право истребовать соответствующую часть своего участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК).

В-третьих, постройка является самовольной, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений: а) градостроительных норм и правил; б) строительных норм и правил. В обоих случаях ст. 222 ГК требует, чтобы допущенное нарушение было «существенным».

4. Пункт 2 комментируемой статьи определяет субъекта, участвующего в отношениях, объектом которых является самовольная постройка, как лицо (о понятии лица применительно к проблеме приобретения права собственности см. коммент. к ст. 218). Комментируемая статья распространяется не только на граждан, но и на любого субъекта, создавшего самовольную постройку, при условии, что он законом рассматривается как лицо.

5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что для лица, создавшего самовольную постройку, наступают два последствия.

Во-первых, на это лицо возлагается обязанность произвести снос самовольной постройки. Обращает на себя внимание категоричность формулировки ГК: он устанавливает, что самовольная постройка подлежит сносу. Из этого можно сделать вывод, что ликвидация самовольной постройки должна быть полной. Однако срок для такой ликвидации не установлен. Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не исполняет этой своей обязанности, комментируемая статья в качестве альтернативы предусматривает возможность полной ликвидации самовольной постройки за счет лица, осуществившего постройку. ГК не устанавливает, кто конкретно имеет право принять решение об использовании альтернативной схемы сноса. Из других его статей следует, что это вправе сделать субъект права частной собственности на земельный участок. Статья 14 ГК допускает самозащиту гражданских прав, устанавливая, однако, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Во-вторых, устанавливается, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Это частный вывод из более общего правила ст. 218 ГК, требующего, чтобы для приобретения права собственности на новую вещь при ее создании был соблюден закон и иные правовые акты. Поскольку названное лицо не имеет права собственности на эту постройку, ему не принадлежат и права, составляющие содержание права собственности (п. 2 ст. 209 ГК). Законодатель счел необходимым включить в п. 2 комментируемой статьи разъяснение: названное лицо «не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки». Эти слова не следует понимать ограничительно. В частности, не будучи собственником, это лицо не имеет также права владеть самовольной постройкой и пользоваться ею.

Пункт 2 комментируемой статьи не затрагивает вопроса о праве собственности на материалы, использованные при возведении самовольной постройки. Он решается более общими правилами ГК о праве собственности. Лицо, создавшее самовольную постройку и осуществившее ее снос, сохраняет право собственности на использованные материалы. Если снос осуществлен другим лицом за его счет, он вправе истребовать материалы из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК).

6. Комментируемая статья все же допускает два случая приобретения права собственности на самовольную постройку. Иначе включение данной статьи в главу ГК, носящую наименование «Приобретение права собственности», лишалось бы всяких оснований. Оба случая, когда допускается приобретение права собственности на самовольную постройку, сходны в одном отношении: самовольная постройка возведена на земельном участке, не принадлежащем лицу, которое эту постройку возвело. Однако в ряде других важных отношений оба случая, охватываемые п. 3 комментируемой статьи, резко отличаются друг от друга.

В первом случае самовольное строение возведено на земле, находящейся в государственной или муниципальной собственности. ГК требует, чтобы в этом случае данный участок был предоставлен лицу, осуществившему самовольное строительство, «в установленном порядке». Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ЗК (ст. ст. 30 — 33).

Читать еще:  Где взять кадастровый номер земельного участка

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что в таких случаях право на самовольную постройку устанавливается решением суда. Право на подачу заявления о признании принадлежит лицу, осуществившему самовольное строительство.

7. Во втором случае, когда комментируемая статья допускает признание права собственности на самовольную постройку, речь идет о ее возведении на таком земельном участке, который находится, прежде всего, в частной собственности. ГК упоминает также об участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении. ЗК устанавливает, что названное право, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК, сохраняется. Однако предоставление земельных участков гражданам на названном праве после введения в действие ЗК не допускается (ст. 21). ГК называет также участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование. ЗК устанавливает, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п. 2 ст. 20).

В таком случае приобретение права собственности лицом, осуществившим самовольное строительство, не допускается. Комментируемая статья предоставляет такое право исключительно лицу, имеющему право частной собственности, право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором воздвигнута самовольная постройка.

При этих условиях право собственности также устанавливается решением суда. Процессуальное право возбудить такое дело имеет лицо, которому соответствующий участок принадлежит на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Лицо, осуществившее самовольную постройку на земельном участке, принадлежащем на праве частной собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на возмещение указанными лицами расходов на постройку. Размер возмещения определяется судом.

8. Комментируемая статья устанавливает, что в обоих случаях, когда она допускает приобретение права собственности на самовольную постройку, такое приобретение не является безоговорочным. Она исходит из того, что даже суд не во всех случаях вправе наделить правом собственности ни лицо, построившее на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, ни частного собственника (субъекта пожизненного владения, постоянного пользования), на участке которого возведена самовольная постройка.

Соответствующая оговорка содержится в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи. Она обязывает суд в определенных случаях отказывать в признании права собственности на самовольную постройку. Впрочем, текст статьи показывает, что, по мысли законодателя, такой отказ должен следовать в сравнительно редких случаях, когда затронуты действительно важные интересы. ГК предусматривает, что сохранение постройки не должно создавать угрозу здоровью и жизни граждан, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других граждан.

Рассматриваемое требование ГК имеет самостоятельное значение. В частности, суд вправе применить его и в тех случаях, когда последовал отвод земельного участка для строительства.

Незаконная постройка на земле, находящейся в общей долевой собственности

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в мае этого года разъяснил, какие нормы Гражданского кодекса РФ подлежат применению в случае возникновения хозяйственного спора по поводу незаконной постройки на земле, находящейся в общей долевой собственности. Вся соль вопроса заключается в том, что одним из собственников земельного участка, который пытался обязать другого собственника снести самовольную постройку, выступал орган местного самоуправления. Но обо всем по порядку.

Ни для кого не секрет, что органы государственной власти различных уровней имеют обыкновение менять свое мнение относительно ранее рассмотренных ими вопросов, выданных разрешений и принятых решений. Особенно ярко эта тенденция проявляется при смене руководителей регионов (местных органов власти). В строительной отрасли эта проблема заключается в том, что ранее выданные разрешительные документы новая власть отзывает или признает недействительными. При этом те многомиллионные убытки, которые несут застройщики, чиновников не особо заботят.

Теперь же государственным органам отчасти придется считаться с добросовестными инвесторами. Кроме того, принятые разъяснения разрешат некоторые противоречия владельцев земельных участков, находящихся в долевой собственности, по поводу их использования.

Прежде всего, кратко изложим историю взаимодействия участников строительного процесса.

Предположим, застройщик совместно с субъектом Российской Федерации (администрацией муниципального образования) владеет на праве общей долевой собственности земельным участком. Между застройщиком и администрацией имеется соглашение о строительстве на этом участке объекта капитального строительства; орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, выдал в соответствии с законодательством разрешение на строительство; земельный участок отведен для целей капитального строительства. Застройщик подготавливает проектно-сметную документацию и на основании разрешения начинает строительство.

Впоследствии орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования) меняет свое решение: отзывает или признает недействительным разрешение на строительство, а также подает в суд для признания постройки (незавершенного строительства) самовольной.

Раньше такие действия чиновников были существенным аргументом в спорах со строителями. Действительно, когда в проект вложены значительные средства, проще пойти на уступки, нежели доводить дело до суда. Такие действия чиновников соответствовали трактовке гражданского законодательства о самовольной постройке.

Давайте разберемся, что такое самовольная постройка и каков порядок отнесения объектов капитального строительства к «самоволке».

Для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а точнее, хотя бы одного из них:

    1. земельный участок не отведен для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
    2. объект создан без получения на это необходимых разрешений;
    3. создание объекта произошло (происходит) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Кроме того, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правда, п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Однако право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанные нормы были подтверждены и судебной практикой. В п. 22 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности») разъяснено: применяя ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

По логике следует: раз постройка находится на земельном участке, находящемся в долевой собственности, в том числе местного органа власти, то она (постройка) нарушает законные права и интересы этого органа.

Однако Высший Арбитражный Суд РФ постановил при рассмотрении арбитражными судами дел о самовольных постройках применять иные нормы права . Вот основные из них.

———————————
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.05.2011 N 15025/10.

1. Применение норм права о самовольной постройке с учетом положений ст. 247 ГК РФ.

В случае если земельный участок, на котором производится строительство спорного объекта, находится в общей долевой собственности, то при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями не только ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ст. 247 Кодекса, согласно п. 1 которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Таким образом, с учетом ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации один из сособственников земельного участка может требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этом участке другим сособственником, в силу ст. 222 Кодекса, если ее возведение одним из сособственников нарушает не только установленный порядок пользования общим земельным участком, но и права и законные интересы другого собственника либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

2. Возведение спорного объекта без разрешения на строительство не является безусловным основанием для отказа в признании права собственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время судам необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли уполномоченный орган отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

3. Права и законные интересы участника долевой собственности земельного участка, в случае если постройка произведена без согласия этого собственника, охраняются законом.

Строительство спорного объекта без разрешения на такое строительство со стороны сособственника земельного участка позволяет участнику долевой собственности заявить требование о предоставлении в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Читать еще:  Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества

4. Нормативный акт местного органа власти об использовании земельного участка под строительство фактически считается согласованием использования этого участка для целей строительства.

Для понимания этого вопроса кратко изложим порядок предоставления земельных участков для строительства.

Основным документом для осуществления градостроительной деятельности, планирования структуры кварталов, микрорайонов и иных элементов, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, является проект планировки территории.

На основании проекта планировки территории разрабатываются проекты межевания территорий применительно к застроенным или подлежащим застройке территориям, расположенным в границах микрорайона, квартала и т.д.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются:

    1. границы земельного участка;
    2. границы зон действия публичных сервитутов;
    3. минимальные отступы от границ земельного участка;
    4. информация о градостроительном регламенте, информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на нем;
    6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    7. информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства (в 2011 году введена новая форма градостроительного плана земельного участка ).
———————————
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства.
Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, указал: если имеется нормативный акт местного органа власти об утверждении градостроительного плана, согласно которому земельный участок предназначается именно под строительство, а застройщиком были предприняты все меры для получения необходимых разрешений, то следует считать, что администрация фактически согласовала использование земельного участка для целей строительства.

Таким образом, кратко подводя итог анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ, можно отметить следующее:

    • не каждая постройка, произведенная без разрешения на строительство, является самовольной;
    • в случае если застройщиком были предприняты все меры для получения в установленном порядке разрешения на строительство, земельный участок предназначен для нового строительства и земля находится в долевой собственности, то застройщик вправе обратиться в суд для признания права собственности на возведенный (вновь возводимый) объект;
    • закон признает право участника долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации;
    • ограничение прав участника долевой собственности, согласно которому собственник может требовать сноса самовольной постройки только в случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В заключение заметим: несмотря на то что суд встал на защиту интересов застройщика, у органов государственной власти существуют другие меры административного воздействия на строителей, выражающиеся в привлечении к ответственности по ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Можно ли строить дом без разрешения на строительство?

Возведение любых объектов капитального строительства на территории РФ должна предварять разрешительная процедура.

Строительство дома без разрешения на строительство – это нарушение норм гражданского и градостроительного кодексов.

При сооружении зданий без согласования с соответствующими организациями, высока вероятность наложения значительного штрафа на собственника постройки, а также сноса выстроенного готового дома в принудительном порядке.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно вооружиться знаниями о требованиях законодательства, о порядке регистрации зданий, построенных без соответствующего разрешения, о том, что можно возводить без предварительного согласования.

Разрешение на постройку дома

Прежде чем начать разбираться в нормах Законодательства, необходимо усвоить некоторые понятия:

  • Сооружение дома – это возведение объекта (с прокладкой фундамента, несущих конструкций, перекрытий) на земельном участке, предусмотренном для этих целей, либо на территории, предназначение которой не исключает размещения здания.
  • Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – жилое здание, построенное гражданами на закрепленном за ними (на условиях аренды) или на собственном земельном участке.
  • Согласование строительных работ – предварительная процедура перед началом работ. Согласование проекта и разрешительный документ выдаёт администрация субъекта РФ, органы местного самоуправления (зависит от того, на чьей подведомственной территории располагается земельный участок). Перед тем, как выдать официальное согласие, местные государственные органы изучают проект, расчёты, проверяют документацию на соответствие строительным и другим нормам. При этом учитывается ВРИ – вид разрешенного использования земельного надела.
  • Незаконная самовольная постройка – здание, возведенное самостоятельно или посредством подрядных организаций, без согласования, разрешительных документов, без проверки проекта на соответствие его строительным нормам, другим требованиям (пожарной безопасности и т.д.). Также самовольной постройкой считается здание, сооруженное с нарушением целевого использования земельного участка. Так, если земельный надел предназначен для ведения сельского хозяйства, то построенный на нём объект ИЖС будет считаться незаконным.
  • Владелец самостроя не может распоряжаться зданием, продавать, сдавать внаём, предпринимать иные сделки. Оформление дома в собственность без разрешения на строительство запрещено законодательством. Эти положения прописаны в ст. 222 Гражданского Кодекса РФ.

    Новые правила

    В августе 2018 года были приняты и введены в действие поправки в Градостроительный кодекс, и многие нормы приобрели новый вид. Введение в эксплуатацию и порядок сооружения частных жилых строений с 1.01.2019 года должно осуществляться по новым нормам законодательства.

    Теперь индивидуальный застройщик освобожден от предварительной процедуры согласования проекта и получения разрешения на работы по возведению объекта. Но понятие «самовольная постройка» никуда не делось из ГК РФ. Это означает, что участие государства в контроле за застройкой в частном секторе остаётся в силе.

    Новые правила предусматривают подачу застройщиком уведомления в компетентные органы в начале строительных работ и их завершении. К уведомлению прикладывается документальное подтверждение с проектом, описанием, расчётами строительного объекта.

    Упразднение разрешительного порядка при постройке дома должно облегчить застройщикам производство работ и последующее оформление постройки в собственность. Однако с новыми нормами связано много нюансов, из-за которых объект могут признать самостроем.

    Так, уполномоченный орган может оставить без рассмотрения уведомление, отказать в согласовании, по причинам, указанным в ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ (новая редакция вступила в силу 01.11.2019 года):

    1. Параметры постройки не соответствуют предельным разрешённым параметрам.
    2. ВРИ участка не допускает размещение капитальных зданий.
    3. Уведомление подано не владельцем земельного участка.
    4. Архитектурное решение и внешний облик возводимого объекта не соответствует нормативам, утвержденных местным регламентом в градостроительной сфере.

    Отказать в согласовании возведения объекта могут и по причине несвоевременной подачи уведомления – стройка фактически уже ведётся, а органы местной государственной власти уведомляются о её начале.

    Что делать, если дом построен без разрешения на строительство?

    Тем, кто владеет домом, построенным без соответствующего согласования, необходимо узаконить строение. Легализация постройки может проходить по двум сценариям – в административном порядке и через суд.

    В некоторых, особенно сложных случаях, документальная легализация через процедуру административного узаконивания, будет предварительным досудебным этапом.

    Последовательность действий

    Прежде чем начать процедуру легализации объекта, построенного без согласования с госорганами, нужно проверить законность своего намерения.

    Шансы на успех увеличиваются, если:

  • Имеется документ, подтверждающий, что на земельный участок зарегистрировано право собственности или площадь под постройкой арендовано застройщиком на законных основаниях.
  • Тип здания соответствует ВРИ, и не идёт в разрез с целевым назначением участка.
  • Сооружение отвечает параметрам, установленными регламентом, планом территории, разрешительными документами.
  • Интересы и права третьих лиц соблюдены, не нарушаются, нет обстоятельств, угрожающих здоровью и жизни граждан.
  • Добровольная, без принуждения, легализация застройщиком.
  • Если все требования соблюдены, возведенное сооружение следует поставить на предварительный учёт, воспользовавшись упрощённым порядком оформления.

    Оформление в административном порядке

    Упрощенная процедура легализации самовольных строений стала возможна благодаря «дачной амнистии», которая даёт возможность гражданам оформить объекты ИЖС без необходимости получать разрешительные документы на ввод их в эксплуатацию.

    «Дачная амнистия» продлена до 1 марта 2021 года. До этого срока можно легализовать землю и строения на ней.

    Перед тем как зарегистрировать дом без разрешения на строительство по упрощённой процедуре, необходимо:

  • Заказать технический план объекта – обратиться в МФЦ с заявлением. Представитель кадастрового комитета, инженер, выедет на место, произведёт замеры, составит документ, который должен содержать план расположения сооружения в пространстве, схему и экспликацию внутренних помещений. Изготовление техплана занимает около 2 недель. Услуга платная.
  • Получить выписку из ЕГРН – это правоустанавливающий документ на земельный участок, в котором указывается лицо, владелец надела, форма владения (частная собственность, аренда, бессрочное пользование), вид разрешенного использования ЗУ. Если земля не легализована, необходимо пройти процедуру оформления надела. Выписка выдаётся на платной основе, через уплату госпошлины.
  • Подготовить документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Оплатить госпошлину за регистрацию права собственности – размер её составляет 350 рублей (только в рамках упрощенной процедуры).
  • Читать еще:  Выездная налоговая проверка при ликвидации ооо

    Может потребоваться градостроительный план на землю – его предварительно заказывают в МФЦ. Запрашиваемая часть плана должна содержать участок, принадлежащий застройщику, и схематичное обозначение самовольного строения.

    После подготовки всех необходимых документов, следует обратиться с заявлением о регистрации права собственности на объект ИЖС в многофункциональный центр по месту нахождения регистрируемой недвижимости.

    Процедура проверки пакета поданной документации продолжается в течение 10 дней. После истечения этого срока, владельцу сооружения выдаётся свидетельство о праве собственности на строение либо отказ в регистрации дома, с указанием причин такого решения.

    После получения документа о праве собственности на самострой, следующий шаг – постановка дома на кадастровый учёт без разрешения на строительство. Согласование строительных работ уже не потребуется, так как проведена проверка соответствия здания строительным и другим нормам, параметров самовольной постройки регламенту градостроения.

    Легализация самовольной постройки в судебном порядке

    Если в оформлении дома в собственность, без разрешения на строительство, отказано в ходе упрощенной процедуры, то у застройщика есть право обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения спорного строения.

    Важным этапом является досудебная подготовка искового заявления и документальных доказательств – отстаивать свои права застройщик обязан сам.

    Чтобы суд принял заявление с иском в своё производство, необходимо подготовить:

  • Само исковое заявление – ответчиком должен выступать муниципальный орган, уполномоченный регистрировать строительные объекты. В тексте заявления должны быть указаны обстоятельства и самовольный характер застройки, невозможность легализации строения иным путём.
  • Официальный отказ уполномоченного органа в регистрации прав на самовольно возведенный объект.
  • Выписку из ЕГРН – доказательство принадлежности земельного участка застройщику.
  • Заключение строительной, противопожарной экспертизы о безопасности постройки – если таких документов нет, то в ходе судебного заседания, истец может ходатайствовать о назначении экспертного обследования.
  • Технический план – доказательство того, что здание существует и отвечает параметрам градостроительного регламента.
  • ГПЗУ – план местности, на которой находиться самовольное строение, с определением его местоположения (должно не противоречить разрешительным градостроительным документам).
  • Договор с подрядными организациями, чеки на стройматериалы, инструменты – эти документы доказывают добровольное возведение строения самим истцом.
  • Акт о межевании – необходимо доказать территориальную принадлежность участка тому органу, который отказал в регистрации.
  • Подтверждение того, что государственная пошлина внесена в полном объёме – размер зависит от стоимости строения. Так как здание не состоит на кадастровом учёте, и значит, не имеет одноименной стоимости. В этом случае, возникает необходимость заказать независимую оценку сооружения для выявления рыночной стоимости.
  • В техпаспорте может быть указана инвентаризационная оценка имущества, госпошлину можно оплатить, ориентируясь на неё.

    Участие застройщика в судебном заседании добавляет шансов на удовлетворение исковых требований. Как правило, суды принимают позицию истца, при правильной аргументации и предоставлении доказательств, и выносят решение узаконить самосторой, если это не противоречит действующим нормам и Законодательству РФ (Судебная практика и перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка»).

    Легализованная недвижимость даёт право её владельцу совершать любые сделки с ней – отчуждать по договорам купли-продажи, дарить, сдавать внаём, использовать в качестве залогового имущества. Одновременно с этим, у собственника появляется обязанность уплаты обязательных налогов на имущество физических лиц.

    Если игнорировать легализацию самостроя?

    Законодательство предусмотрело административную ответственность застройщиков за самовольное возведение зданий без соответствующего согласования.

    Необходимо придерживаться установленных правил и норм, в противном случае собственнику здания может грозить штраф за строительство без разрешения на строительство – от 2-5 тысяч (для частных лиц) до 1 миллиона (для должностных лиц и предпринимателей).

    Собственнику незаконного строения суд может вынести предписание об устранении нарушений Законодательства РФ. В случае выявления фактов, когда строение нарушает права третьих лиц, создаёт угрозу для граждан, застройщика обязуют ликвидировать самострой принудительно.

    Когда разрешение на возведение дома не требуется?

    В поправках к ГрК РФ чётко указано, что можно строить без разрешения на строительство:

  • подсобные строения на собственном участке – сарай, баню и т.д.;
  • временные и другие постройки, установленные без фундамента;
  • отдельно стоящий дом, в котором должна жить одна семья – сооруженный на наделе под ИЖС или в составе СНТ;
  • предельная высота объекта – 20 метров
  • максимальное количество этажей – не более 3 (наземных);
  • площадь застройки не должна превышать 500 кв. метров.
  • Если планируется возведение здания, не соответствующее указанным параметрам, то следует уведомить компетентные органы о начале строительных работ. Сделать это нужно с обязательным предоставлением проектной документации.

    На вопрос «Можно ли начать строительство дома без разрешения в 2021 году?» Законодательство России даёт однозначный ответ – нельзя. Игнорируя требования нормативно-правовых актов можно не только подвергнуться административному взысканию, но и лишиться построенной недвижимости.

    Право хранения: в России началась «гаражная амнистия»

    С 1 сентября можно зарегистрировать свой гараж по упрощенной форме, а также оформить в собственность землю под ним. Однако новые правила коснутся не всех, предупреждают эксперты. Более того, послабления могут сказаться на темпах строительства дорог. В особенностях гаражной амнистии разбирались «Известия».

    Право на землю

    Вступил в силу закон, разрешающий в упрощенной форме зарегистрировать гараж. «Гаражная амнистия» стартовала 1 сентября 2021 года и продлится до 1 сентября 2026-го. Она распространяется на постройки, возведенные до до 30 декабря 2004 года — тогда вступил в силу новый Градостроительные кодекс. До этого права собственности на гаражи, как правило, никак не оформлялись.

    Узаконить можно будет и землю под гаражом, оформив ее в собственность. Важное условие — эта земля должна быть официально выделена, что подтверждается, например, постановлением еще советского исполкома о выделении участка. Кроме того, для амнистии необходим технический план гаража.

    Региональные власти будут наделены полномочиями по определению дополнительного перечня документов, необходимых для регистрации гаража.

    «Необходимо взаимодействие с муниципалитетом, где находится гараж, и кадастровым инженером, который подготовит технический план для постановки на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации прав», — поясняет юрист «Европейской юридической службы» Анастасия Анникова.

    Амнистия коснется не всех

    Право на гараж могут оформить даже наследники первоначального владельца. Однако юристы отмечают, что есть много деталей, которые влияют на то, попадет ли под амнистию конкретная постройка или нет.

    «Законом определены следующие понятия: «индивидуальный гараж» — одноэтажное сооружение, предназначенное для размещения транспортного средства и материальных ценностей, необходимых для эксплуатации транспортного средства (скажем, сезонной резины или запчастей). Может иметь подвал или погреб, а также общие с другими индивидуальными гаражами стены, крышу, фундамент, коммуникации. «Некапитальный гараж» предназначен для того же, что и индивидуальный гараж, но это перемещаемое сооружение, его можно передвинуть или перевезти на другое место. Амнистия коснется только капитальных строений. Временные сооружения (металлические гаражи без фундамента и «ракушки») под действие закона не подпадают», — комментирует Наталья Корнилевская, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры».

    При этом, даже если гараж капитальный, но с надстройками, его нельзя оформить. Специалист подчеркивает: закон определяет гараж как одноэтажное сооружение без дополнительных помещений внутри, которое используется для хранения и обслуживания автомобиля. Таким образом, гаражи с надстроенными вторыми и последующими этажами легализовать невозможно.

    Также нельзя оформить на себя участок, если постройка находится на земле, переданной гаражному кооперативу в аренду или собственность. Под амнистию не попадут гаражи, использующиеся в качестве автосервисов и моек, гаражи, расположенные в многоквартирных домах и под землей. Инвалиды и люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, смогут бесплатно разместить гараж рядом с домом на специально отведенном участке.

    «Мы все понимаем, что это временно»

    По данным Росреестра, из 5,6 млн гаражных строений, поставленных на кадастровый учет, на 2 млн не оформлены права собственности. Впрочем, капитальные гаражи вскоре будут неактуальны, считают эксперты. Руководитель «Пробок.нет» Александр Шумский считает, что будущее за подземными и многоуровневыми парковками, а также за стоянками в торговых центрах.

    — Я двойственно отношусь к гаражным кооперативам. У меня самого есть гараж, нашему кооперативу выдали место на пустыре и до сих пор его спасает только то, что эта территория никому не нужна. Но мы все понимаем, что это временно. Сейчас за снос не оформленного в собственность кирпичного гаража на арендованной земле дают компенсацию 300 тыс. рублей, а за железный тент — 170 тыс. При этом есть только аренда, которая у всех просрочена. Вообще гаражи в привычном для нас понимании скоро уйдут в прошлое, а на их замену придут паркинги в домах и торговых центрах. Городу выгоднее иметь официальный паркинг с освоенной землей.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector