Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление общим имуществом нежилого здания

Создание ТСН / ТСЖ в апартаментах

Юристы нашей компании создали множество ТСН по всей России на абсолютно разных типах недвижимости: в многоквартирных домах, в коттеджных поселках, в гаражных комплексах, в офисных зданиях. В этой статье мы расскажем основные особенности создания ТСН в апартаментах. Актуальные цены и объем работы по созданию ТСН Вы можете посмотреть здесь.

Прочитайте статью до конца, и Вы поймете, что по созданию ТСН в апартаментах Вам стоит сотрудничать именно с нашей компанией по следующим причинам:

Большой опыт работы на разных типах недвижимости

Мы создавали ТСН в коттеджных поселках, в многоквартирных домах, в офисных зданиях, в апартаментах, в гаражных комплексах, на земельных участках.

Основная идея

Мы не просто формально регистрируем Вам ТСН, как это делают наши конкуренты. Мы создаем ТСН так, чтобы его создание нельзя было оспорить в суде.

Поэтапная оплата

За наши услуги Вы платите поэтапно. Половина суммы оплачивается авансом. Вторая половина – после окончания государственной регистрации. В наших интересах получить вторую часть оплаты как можно скорее, не тянуть сроки.

Материальная ответственность

За отказ в регистрации по нашей вине уменьшаем наш гонорар на сумму потерянной государственной пошлины (4000 руб.)

Высокая квалификация сотрудников

Все юристы нашей компании закончили юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и имеют опыт работы не менее трех лет

Оказываем эту услугу по всей России

Мы наработали большой опыт создания товариществ собственников недвижимости, так как юристы нашей компании помогают регистрировать ТСН по всей России.

Апартаменты – это помещения для проживания людей, которые в силу закона имеют статус нежилого помещения.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ получили право объединяться в товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. В 2014 — 2016 годах в Гражданский кодекс Российской федерации были внесены изменения, которые коснулись некоммерческих объединений граждан. ТСЖ (товарищество собственников жилья) стало одной из форм ТСН (товарищества собственников недвижимости).

Очень важно понять, что в настоящее время создать ТСЖ нельзя, создаются только ТСН. Товарищества собственников недвижимости регулируются Гражданским кодексом РФ. Но там находится всего три статьи, посвященные ТСН в самой общей форме. Они не могут урегулировать деятельность всех видов ТСН. Гражданский кодекс РФ отсылает нас к специальным законам: к Жилищному кодексу РФ, который регулирует деятельность ТСЖ, и к Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который регулирует деятельность СНТ, ДНТ и проч.

Обратите внимание, что законом не предусмотрены иные формы ТСН кроме как ТСЖ или СНТ/ДНТ/ОНТ! Бытует большое заблуждение, что есть отдельный вид — ТСН в нежилых зданиях. Такого вида ТСН не предусмотрено законодательством. Создание и деятельность ТСН в апартаментах прямо не урегулирована ни в каком законе. В таких случаях в юриспруденции применяется аналогия закона.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА

Частично проблему пробельности в праве в 2009 г. решил Высший арбитражный суд РФ, который издал Постановление Пленума № 64 от 23 июля 2009 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания».

В пункте 1 данного Постановления сказано: «Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ».

Высший арбитражный суд РФ признал возможность применения норм, направленных на регулирование отношений между собственниками жилых помещений, к собственникам нежилых помещений (статьи 289, 290 Гражданского кодекса РФ).

К порядку принятия общих решений собственниками помещений в Постановлении относится пункт 6, согласно которому по решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44–48 Жилищного кодекса Российской Федерации, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений.

Кроме того, пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» прямо говорит: «В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 — 48 ЖК РФ».

Таким образом, собственники апартаментов вправе, как и собственники квартир, устраивать общие собрания, которые регулируются статьями 44-48 ЖК РФ. Такого мнения придерживался как ранее существовавший Высший Арбитражный Суд РФ, так и существующий Верховный Суд РФ.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛОГИИ ЗАКОНА

Как правило, управляющую компанию для оказания коммунальных и иных сопутствующих услуг собственникам навязывает застройщик. Между собственниками и такой управляющей компанией нередко возникают споры, которые они вынуждены разрешать в судебном порядке. Так, бизнес-центр «Купеческий двор» (Ростов-на-Дону) в 2010 году выиграл судебный процесс, в котором суд подтвердил легитимность проведенного собрания и право собственников на смену формы управления зданием. В этом деле аффилированная с застройщиком управляющая компания оспаривала возможность применения Жилищного кодекса РФ к взаимоотношениям собственников бизнесцентра. Это было первое судебное решение, в котором спор об управлении нежилым зданием рассматривался в арбитражном суде согласно нормам Жилищного кодекса РФ. Суд мотивировал решение Постановлением Пленума ВАС РФ № 64. Апелляционный суд также полностью поддержал доводы суда первой инстанции о возможности применения норм Жилищного кодекса РФ по аналогии и правомочности общего собрания.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Применение аналогии закона усматривается во многих судебных решениях. Вот их небольшой перечень:

В решении Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2016 по делу N А60-52474/2015 суд указал прямо:

«Абзацем третьим пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» предусмотрено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в том числе и нормы жилищного законодательства».

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.08.2015 N Ф09-5861/15 по делу N А60-53557/2014 суд указал:

«При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что принятие решений независимо от размера доли в праве общей собственности на общее имущество в здании ставит собственников помещений в неравное положение и нарушает принцип равенства участников гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), к отношениям, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, в части порядка определения количества голосов и наличия кворума применимы нормы жилищного законодательства как нормы регулирующего сходные отношения».

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2015 N Ф10-1655/2015 по делу N А35-5554/2014 суд указал:

«При рассмотрении споров, связанных с определением правового режима общего имущества здания, помещения в котором принадлежат на праве собственности нескольким лицам, судам необходимо учитывать, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.

Поэтому в соответствии с частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Таким образом, собственнику отдельного помещения в здании принадлежит право общей долевой собственности на общее имущество в спорном здании в силу закона.

В силу пункта 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. По решению собственников помещений может устанавливаться режим использования общего имущества.

В силу п., п. 1, 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» к возникшим между сторонами отношениям подлежат применению по аналогии соответствующие нормы Жилищного кодекса РФ о принятии решений собственниками помещений многоквартирного жилого дома, закрепляющие особый порядок принятия таких решений.

Читать еще:  С чего начать оформление новой квартиры

В Постановлении ФАС Московского округа от 20.09.2012 N А40-121423/11-136-700 суд указал:

«Суд посчитал возможным применить нормы ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ о том, что собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом; решением общего собрания собственников помещений способ управления может быть изменен в любое время; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме».

АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Приведенные судебные решения далеко не единственные. Аналогичного применения норм ГК РФ и ЖК РФ по отношению к нежилым зданиям придерживаются и другие суды, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС № 64. Суды уверенно оперируют статьями 44-48 ЖК РФ применительно к нежилым зданиям.

Кроме того, в последнем из приведенных решений суд пошел дальше и применил по аналогии ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ: «…собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом; решением общего собрания собственников помещений способ управления может быть изменен в любое время; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме…»

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН

Как уже было сказано ранее, пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» прямо говорит: «В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 — 48 ЖК РФ».

Таким образом, право создать ТСН у собственников нежилых помещений есть, отношения между ними строятся в рамках ГК и конкретных статей ЖК.

Статья 20 ЖК РФ (Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль) будет распространяться на данные отношения, если ТСН будет создано в порядке ст. 44-48 ЖК и соответственно в части создания, соблюдения требований устава и порядка проведения общего собрания собственников, их будет проверять, в том числе и Госжилинспекция.

Контрольные полномочия Госжилинспекции над ТСН в жилых и нежилых домах:

  • контроль за соблюдением управляющими организациями правил содержания общего имущества, порядка предоставления коммунальных услуг;
  • проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ (ТСН);
  • проверка соответствия устава ТСЖ (ТСН) и внесенных в него изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
  • проверка правомерности избрания общим собранием членов ТСЖ (ТСН) председателя правления и других членов правления ТСЖ (ТСН);
  • проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях заключения договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий такого договора и его заключения.

Если проведенное в нежилом здании собрание проведено не в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, его однозначно можно признать недействительным в судебном порядке, а создание такого ТСН можно оспорить.

После создания ТСН мы не бросаем своих клиентов. Многие заказывают у нас абонентское юридическое обслуживание ТСН. Это особенно актуально на этапе становления ТСН, проведения первых собраний и утверждения тарифов.

Будем рады помочь Вам создать ТСН в апартаментах. Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Автор: Котова Екатерина Викторовна, юрист юридической компании Абонент Консалт.

Является ли отдельная входная группа в моё нежилое помещение на 1 этаже МКД общедомовым имуществом?

Является ли отдельная входная группа в моё нежилое помещение на 1 этаже МКД общедомовым имуществом?

Поддерживаю Ваше мнение и добавлю: входная группа находится на ЗУ, которое общедомовое, используется иное общедомовое имущество (стена, фундамент), может быть исключение если в тех плане будет обозначена собственность на входную группу, но это не вероятно.

Ирина, добрый день.

Если данная входная группа служит для обслуживания только Вашего помещения то к общему имуществу МКД она не относится.

В данном случае нужно исходить из постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в силу которого

2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме

Условием включение ее в состав общего имущества является обслуживание более одного помещения в МКД.

В качестве иллюстрации приведу пример из практики — https://sudact.ru/regular/doc/. (правда касается крыльца, но думаю тут уместна аналогия)

Кроме того, суд полагает, что спорное крыльцо предназначено только для обслуживания нежилых помещений магазина «. », не имеет другого функционального назначения, не используется иными собственниками помещений многоквартирного дома, что также подтверждается выкопировкой из технического паспорта на нежилое помещение, копией этажа на нежилое помещение, а также исчисление площадей и объемов здания и его частей, выкопировкой из технического паспорта на МКД по… соглашений о присоединении к договору управления… от…

Более того, при отсутствии в правоустанавливающих документах сведений о передаче в собственность истца спорного крыльца, с учетом невозможности доступа посетителей магазина через иной вход, обязанность по содержанию и ремонта крыльца должна быть возложена на собственника нежилого помещения. Использование спорного крыльца двумя собственниками нежилых помещений с учетом конкретных обстоятельств дела не позволяет суду отнести его к общедомовому имуществу.

Однако дополнительно стоит смотреть как техническую документацию, так и документы УК в части рассмотрения вопроса о принятии имущества на баланс УК и имущества входящего в состав общего имущества МКД.

Выводы суда относительно критерия по которому определяется отнесение имущества в состав общего имущества МКД — https://sudact.ru/arbitral/doc.

Одним из основных признаков отнесения имущества к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (МКД)является то, что такое имущество предназначено и используется для обслуживания больше чем одного помещения в доме (п. 1 ст. 290 ГК РФ; ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; п. 1.1.4 Методических рекомендаций, утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013)

Как и когда возникает право общей собственности на помещения в многоквартирном доме в Москве? Что такое учет и формирование помещений?

Ниже я разъясняю термины «учет и формирование помещения», важные для суда о признании права общей долевой собственности собственников помещений в МКД, через призму московского законодательства. Такие иски возникают, если право собственности на технические или вспомогательные помещения дома незаконно зарегистрировано за городом Москвой, и эти помещения заняты третьими лицами.

Какие помещения относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома и когда возникает общая собственность?

Состав общего имущества собственников МКД определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Для целей настоящей статьи к общему имуществу относятся:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.03.2010 № 13391/09 разъяснил, что если по состоянию на дату приватизации первого помещения в многоквартирном доме подвальные помещения дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома. Данная правовая позиция может использоваться не только для подвальных, но и для иных помещений многоквартирного дома.

Как указал Президиум ВАС РФ в том же постановлении, принятые в дальнейшем законодательные акты (включая Закон Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Временное положение о кондоминиуме, утвержденное Указом Президента РФ от 23.12.1993 № 2275, статью 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) лишь подтверждали наличие у домовладельцев уже возникшего права общей долевой собственности на общее имущество дома и уточняли его состав, но не порождали названное право заново.

Читать еще:  Ответственность за домашнее насилие

Массовая приватизация квартир гражданами началась после принятия Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, чтобы определить, относится ли конкретное помещение к общему имуществу, нужно выяснить:
  1. Обладает ли помещение признаками общего имущества, указанными в ст. 36 ЖК РФ;
  2. Было ли помещение на дату приватизации первой квартиры в МКД учтено или сформировано в качестве помещения с самостоятельным, то есть не связанным с эксплуатацией многоквартирного дома назначением.

Для ответа на последний вопрос необходимо понять, что означают термины «учет помещения» и «формирование помещения».

Что такое формирование помещения?

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определении от 12.09.2011 г. № ВАС-10188/11, формированием самостоятельного объекта недвижимости является присвоение ему кадастрового номера (постановление ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу № А40-39756/09).

Таким образом, формирование помещений было невозможно до начала кадастрового учета помещений, то есть до 1998 года. До 1998 года был возможен только учет помещений.

Что такое учет помещения?

Раньше я считал, что под учетом помещений имеется ввиду технический учет БТИ, но впоследствии изменил свое мнение. На самом деле БТИ производит не учет, а техническую инвентаризацию помещений. У БТИ отсутствует право по своей воле изменить назначение помещения. В качестве назначения помещения БТИ указывает то, как помещение фактически используется на момент обследования, но в случае, если разрешительные документы на изменение назначения помещения не предъявлены, делает об этом запись в своих документах.

Как указал ВАС РФ в определении от 26.11.2009 № ВАС-15701/09, технический паспорт — это документ, который содержит учетно-оценочные данные инвентаризации, не обладает признаками властного характера и не является правоустанавливающим документом.

Изначальное назначение помещения может быть определено на основании проектной документации на дом, а в случае отсутствия таковой – на основании архивных документов БТИ. С течением времени назначение отдельных вспомогательных помещений могло быть изменено компетентными органами. Разберемся, кто и каким образом имел право определять целевое назначение нежилых помещений.

Как указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 11.02.2020 по делу № А40-229102/15, до начала 90-х годов ордер был универсальным многофункциональным административным актом, особой разновидностью одностороннего юридического акта, который выдавался на основании решения местной администрации о предоставлении помещения.

Кто же выдавал эти ордера, тем самым определяя судьбу нежилых помещений, и кто осуществлял их учет?

В разное время этим занимались разные организации.

В советское время понятия «общее имущество собственников многоквартирного дома» не существовало. Собственник у многоквартирного дома мог быть только один – или государство, или колхоз, или жилищно-строительный кооператив и т.п. Этот собственник мог определять юридическую судьбу любой части дома и решать, использовать конкретное помещение для нужд всех домовладельцев или как самостоятельное помещение.

Само разделение на жилые и нежилые помещения в первой трети XX века было весьма условно. Люди могли жить везде: и в квартирах, и в подвалах, и в нежилых зданиях. Такая была ситуация.

Согласно п. 1 постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 02.09.1929 «О порядке сдачи и оплаты строений и помещений, сдаваемых в аренду для торгово-промышленных и складских целей» сдача в аренду для торгово-промышленных и складских целях строений и помещений производилась:

а) в муниципализированных домовладениях — органами коммунального (местного) хозяйства;

б) в национализированных домах — учреждениями и предприятиями, в ведении которых эти дома находятся;

в) в домах, принадлежащих кооперативным организациям, — соответствующей кооперативной организацией.

В 1938 году в это постановление были внесены изменения. Пунктом 1 статьи III постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938 «Об изменении жилищного законодательства РСФСР в связи с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» предусмотрено:

Торговые, конторские и складские помещения во всех домах города или промышленного пункта предоставляются в пользование государственным, общественным и кооперативным организациям, не являющимся владельцами этих домов, исключительно по распоряжению (ордеру) жилищного управления местного совета

Пользование этими помещениями во всех домах оформляется письменным договором с управляющим домом на срок, устанавливаемый жилищным управлением отдела коммунального хозяйства местного совета.

Совет Министров РСФСР 28.07.1965 принял постановление № 893 «О ставках арендной платы за нежилые помещения», пунктом 6 которого учет нежилых помещений, подлежащих сдаче в аренду в Москве, был возложен на Московский горисполком. Забавно, что это постановление официально утратило силу только 01.02.2020 в связи с изданием Правительством РФ постановления от 13.01.2020 № 7.

Согласно п. 10 ст. 18 и ст. 53 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» исполнительный комитет Совета народных депутатов ведет учет нежилых помещений и по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями осуществляет их распределение.

24.06.1981 постановлением Верховного Совета СССР № 5150-Х приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии с ними Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 принят Жилищный кодекс РСФСР.

Ни Основы жилищного законодательства, ни ЖК РСФСР не выделяли отдельно технические или вспомогательные помещения многоквартирного дома. Эти нормативные акты устанавливали лишь разделение на жилищный фонд (жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству, колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, жилищно-строительным кооперативам, жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан) и нежилые помещения.

В обоих актах статьи под номером 4 устанавливали, что нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера не входят в жилищный фонд. Следовательно, технические и вспомогательные помещения (иные нужды непромышленного характера) также относились к нежилым помещениям и не входили в жилищный фонд.

15.12.1981 решением Мосгорисполкома № 3519 утверждено Положение о порядке предоставления и учета нежилых помещений в городе Москве, согласно п. 6 которого нежилое помещение под определенные цели для конкретного вида деятельности предоставлялось в аренду на основании ордера Моснежилотдела (это один из отделов Мосгорисполкома).

Решением Мосгорисполкома от 24.12.1990 № 2208 был создан Комитет приватизации муниципальной собственности Мосгоисполкома и утверждено Временное положение о нем. Отдел нежилых помещений Мосжилучета был ликвидирован. Учет муниципального имущества был возложен на Комитет по приватизации (пункт 1.1. Временного положения).

С 01.06.1991 начало действовать Положение о порядке учета и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в распоряжении, пользовании или оперативном управлении исполнительных органов Московского городского, районных Советов народных депутатов и подчиненных им предприятий, учреждений и организаций (утв. решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 21.05.1991 № 910 (ВИМ 91-13)), согласно пункту 9 которого учет нежилых помещений вел Комитет приватизации муниципальной собственности или исполкомы районных Советов народных депутатов.

Распоряжением Вице-мэра г. Москвы от 06.08.1991 № 129-РВМ «О создании административных (окружных) управлений городского имущества» отделы нежилых помещений, управления коммунальной собственности и другие аналогичные подразделения исполкомов районных Советов народных депутатов переданы в оперативное управление Комитету приватизации муниципальной собственности.

Распоряжением Вице-мэра от 06.09.1991 № 231-РВМ Комитет по приватизации муниципальной собственности Мосгорисполкома преобразован в Комитет по управлению имуществом г. Москвы (Москомимущество). Согласно п. 2.7 утвержденного указанным распоряжением Положения учет имущества был поручен Москомимуществу. Следовательно, именно его акты могли определять судьбу помещений в многоквартирных домах и устанавливать для них самостоятельное назначение.

Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 (вступило в силу 21.01.1992) установлено, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения передавались в муниципальную собственность.

Указанное постановление передавало уже существующий на момент передачи жилой и нежилой фонд не меняя назначение отдельных помещений. Дома передавались целиком. Следовательно, назначение помещения могло быть изменено впоследствии на основании акта уполномоченного органа власти города Москвы. Как указано выше, в 1992 году этим органом было Москомимущество.

Распоряжением Мэра Москвы от 23.12.1993 № 754-РМ утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Москвы», согласно пункту 2.2 учет объектом государственной и муниципальной собственности, включая недвижимое имущество, был возложен на Комитет.

Читать еще:  Как узнать владельца недвижимости по кадастровому номеру

Распоряжением Мэра Москвы от 10.09.1998 № 925-РМ Москомимущество было упразднено и его полномочия переданы Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы.

То, что было позже, уже не так актуально, потому что я пока что дома, приватизация в которых произошла позже, встречаются не так часто.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Как правильно провести общее собрание в нежилом здании

Распространяется ли Жилищный кодекс РФ на нежилые (коммерческие) здания?

Мы готовим документы и помогаем проводить собрания собственникам помещений (апартаментов, машино-мест и т.д.) в нежилых зданиях. При подготовке документов для таких собраний мы ориентируемся на требования Жилищного кодекса РФ и вот почему.

Если в здании создано товарищество собственников недвижимости, то управление таким зданием в значительной мере регулируется уставом товарищества. Однако чаще всего собственники не создают ТСН, и вопросы управления таким зданием остаются мало чем регламентированными.

В старом Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» также указано, что отношения собственников помещений, нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в нём, прямо законом не регулируются.

В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ указал, что в силу п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ в таких случаях применяется аналогия, то есть нормы, регулирующие сходные отношения, в том числе статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса РФ.

В более свежем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» ответ на вопрос о возможности применения аналогии жилищного законодательства к нежилым зданиям прописан однозначно. В п. 41 Постановления указано, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ к отношениям собственников помещений в нежилом здании по поводу общего имущества применяются нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, например, уже упомянутые статьи 249, 289 и 290 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 44 — 48 Жилищного кодекса РФ.

Статьи 44-48 Жилищного кодекса РФ как раз регулируют порядок проведения общих собраний собственников.

Нижестоящие суды в своей практике руководствуются указанными разъяснениями ВАС РФ и ВС РФ:

Постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу N 44г-59/2015

Суд нижестоящих инстанций посчитали, что к нежилым зданиям не применяются положения жилищного законодательства и для решения вопросов управления общим имуществом необходимо согласие всех собственников помещений. Однако Президиум республиканского суда с ними не согласился и решения отменил. Он указал, что особенности взаимоотношений собственников зданий не позволяют их регулировать без учета норм жилищного законодательства, применяемого в похожих взаимоотношениях между собственниками жилых помещений. Иначе «допускается ситуация, когда собственники незначительной площади нежилых помещений могут препятствовать принятию решений по управлению общим имуществом собственникам, имеющим реальный имущественный интерес».

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.12.2014 N Ф06-18364/2013 по делу N А65-3512/2014

Суд, указав на необходимость применения по аналогии норм жилищного законодательства, при разрешении спора руководствовался ст. 15 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», согласно которой доля лица в праве общей собственности на общее имущество в жилом доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему на праве собственности помещения, если принятым до вступления в силу этого Федерального закона собственники на общем собрании или другим соглашением не решили иначе.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2015 N Ф07-1022/2015 по делу N А56-37850/2014

Суды при рассмотрении спора о решениях общего собрания в нежилом здании применяли статьи 44-46 Жилищного кодекса РФ, в том числе про обязательность таких решений для всех собственников, про возможность и порядок оспаривания таких решений. Также суд указал, что собственники помещений в нежилом здании по аналогии с жилищным законодательством имеют право избрать способ управления таким зданием.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2018 N Ф08-3708/2018 по делу N А32-39251/2017

Суд рассматривал спор по иску управляющей компании к товариществу о взыскании задолженности по договору управления. Договор был заключен товариществом на основании решения общего собрания собственников. Суд при рассмотрении дела руководствовался Жилищным кодексом РФ, указав, что товарищество не вправе в одностороннем порядке отказаться от оплаты тех или иных видов расходов, установленных общим собранием и договором.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.06.2016 N Ф10-1632/2016 по делу N А35-6384/2015

Суды взыскали с собственника нежилого помещения в здании задолженность по оплате расходов на содержание. Доводы собственника об отсутствии заключенного с ним договора суд отклонил, сославшись на обязанность собственника нести бремя расходов по техническому обслуживанию спорного здания и содержанию общего имущества соразмерно своей доле, а также на решение общего собрания, принятого в соответствии с Жилищным кодексом РФ, о выборе способа управления.

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2014 по делу N 33-39233

В данном деле суды рассматривали вопрос о действительности решения общего собрания о выборе управляющей организации в нежилом здании, проверяя соблюдение порядка его проведения требованиям ст. 45-47 Жилищного кодекса РФ, в том числе процедуру уведомления собственников о собрании. В иске собственника было отказано, так как неучастие истца, обладающего 3% голосов, в голосовании не могло повлиять на принятое решение (ч. 6 ст. 46 Жилищного кодека РФ).

Апелляционное определение Омского областного суда от 01.09.2017 по делу N 33-4814/2017

Собственник обратился в суд в связи с несогласием о проведении текущего ремонта в здании. Решение о текущем ремонте было принято на общем собрании. Суд по аналогии сослался на пп. 4.1 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ и указал, что в компетенцию общего собрания входит решение о текущем ремонте общего имущества.

Принятое решение собрания о текущем ремонте не оспаривалось в суде, недействительным не признано, в связи с чем «принимается судебной коллегией в качестве надлежащего доказательства согласования собственниками порядка проведения ремонта общего имущества, которое обязательно для истца».

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.2018 N Ф04-471/2018 по делу N А45-14594/2017

Суды указали, что к отношениям собственников нежилых объектов применяются по аналогии нормы жилищного законодательства.

Аналогичная позиция выражена также в определение Краснодарского краевого суда от 21.10.2016 N 44г-1755/2016 и других решениях.

Часто суды распространяют действие Жилищного кодекса РФ не только на собрания собственников, но и на другие вопросы, например, на порядок переустройства, реконструкции, установления платы за содержание общего имущества.

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.02.2019 по делу N 11-2028/2019

Рассматривался вопрос о наличии согласия всех собственников в нежилом здании на уменьшение общего имущества. Суд для разрешения спора посчитал возможным применение положений главы 6 Жилищного кодекса РФ, в частности статей 36 и 40, регулирующих вопросы пользования общим имуществом, по аналогии. Он указал, что «Протокол общего собрания собственников помещений нежилого здания подтверждением согласия собственников административного здания на уменьшение общего имущества в виде подвала, несущих и ограждающих конструкций, земельного участка не является, поскольку явно выраженного согласия именно на уменьшение общего имущества данный документ не отражает. »

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2016 N Ф01-3598/2016 по делу N А79-7332/2015.

Возник спор о размере платы за содержание общего имущества. Суд установил, что собственники на собрании размер такой платы не определяли, в связи с чем применил по аналогии ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случае, если собственники не принимали решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в городах федерального значения — органом государственной власти соответствующего субъекта).

Далее суд указал, что в постановлениях Правительства города Москвы утверждены ставки планово-нормативных расходов на содержание и ремонт общего имущества, и пришел к выводу, что сумма расходов на содержание и ремонт общего имущества должна определяться исходя из согласованных сторонами в твердом размере платежей и тарифа, установленного в постановлениях уполномоченного органа власти.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2018 N Ф05-974/2018 по делу N А40-54498/2017.

Если вы проводите собрание собственников в нежилом здании, не забывайте проверять свои действия на соответствие ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ. В случае существенных нарушений решения собрания могут быть признаны судом недействительными. Лучше потратить немного времени на изучение этих норм и провести всё грамотно, чем потом организовывать новое собрание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector