Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества

Скважина и карьеры объекты НВОС? Да!

В связи с вопросами по поводу скважин, как объектов НВОС — напишу небольшую статью по этому вопросу. Скважина — это объект НВОС?

С 01.01.2021 года в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 внесены изменения, в которых скважины и карьеры можно отнести к объектам 1-4 категории.

Подробнее об этом здесь.

Рекомендации в связи с эим неактуальны:

Методические рекомендации по постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с использованием участков недр.

В связи с поступающими обращениями по вопросу отнесения артезианских скважин и рекультивируемых карьеров к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, Росприроднадзор сообщает следующее.

В соответствии с п.8 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.65 Закона № 7-ФЗ перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН). В соответствии с пп «б» п.6 Критериев ФГЭН в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр (за исключением участков недр местного значения) или деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Таким образом, объект, на котором осуществляется деятельность связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ и пп «б» п.6 Критериев ФГЭН.

Согласно п.7 ст. 65 Закона № 7-ФЗ региональный государственный экологический надзор организуется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в п. 6 ст. 65 Закона № 7-ФЗ. Таким образом, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр местного значения, такой объект подлежит региональному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ подлежит учету в региональном государственном реестре объектов НВОС.

Учитывая, что Законом 7-ФЗ государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр определен как часть государственного экологического надзора, данные положения соответствуют как требованиям Закона 7-ФЗ, так и Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», и способствуют формированию базы для целей планирования осуществления государственного экологического надзора, в том числе с учетом риск ориентированного подхода. Понятия объекта НВОС и собственно негативного воздействия определено ст. 1 Закона №7-ФЗ а именно: объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (абз.50 ст.1 Закона №7-ФЗ). Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (абз.15 ст.1 Закона № 7-ФЗ). Качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (абз.13 ст.1 Закона № 7-ФЗ). Учитывая, что природные ресурсы являются компонентами окружающей среды, объекты добычи природных ресурсов непосредственно влияют на качество окружающей среды, как с точки зрения изменения баланса запасов природных ресурсов, так и с точки зрения экологических рисков, связанных с нерациональным использованием ресурсов и внесением загрязняющих веществ в природную и природно-антропогенную среду, что подчеркивает необходимость учета объектов добычи природных ресурсов в государственных реестрах объектов НВОС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии).

Критериями основные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (п.5 Критериев). Так, например, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, относятся объекты добычи подземных вод (в т.ч. артезианские скважины), объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и рекультивируемые карьеры. Артезианская скважина — это скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод на основании лицензии на пользование недрами и находится на лицензионном участке недропользователя.

Таким образом, объектом НВОС в данном случае является собственно артезианская скважина или куст скважин, при этом границы объекта НВОС могут быть определены как границы лицензионного участка, на котором недропользователь осуществляет добычу подземных вод.

В случае, если недропользователем в соответствии с требованиями и на основании действующей лицензии на пользование недрами проводится рекультивация карьера, объектом НВОС будет являться карьер, при этом границы объекта НВОС определяются согласно границам соответствующего лицензионного участка. В случае если на лицензионном участке недропользователем на основании лицензии на пользование недрами осуществляется деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, объектом НВОС будет являться объект по добыче общераспространенных полезных ископаемых, при этом границы объекта НВОС определяются согласно границам соответствующего лицензионного участка.

Учитывая, что на вышеперечисленных объектах осуществляется хозяйственная деятельность, не указанная в разделе I, II и IV Критериев, и не соответствующая уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, перечисленные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, могут определяться как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с положениями п.5 Критериев.

При этом, Росприроднадзор обращает внимание, что в случае если объект НВОС соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (п. 24 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572). Таким образом, в случае, если добыча подземных вод осуществляется на объекте, предназначенном для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более), такому объекту НВОС надлежит присваивать II категорию негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из смысла прочитанного в указанных рекомендациях получается, что скважина является объектом негативного воздействия 3 категории!

В программу ПЭК проводимые мероприятия по скважинам не включаются, для этого есть программа контроля качества воды.

Как пробурить скважину на участке и не нарушить закон

Выбираете энергоэффективные решения?

Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE

Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)

Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)

Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)

Артезианская скважина на участке полностью закрывает вопрос с водоснабжением: пробурил и все; пользуйся чистой, и, что особо приятно, дармовой питьевой водой. Многие граждане так и делают, не задумываясь о правовых сторонах этого вопроса.

Читать еще:  Какими правами обладает собственник имущества

В этой статье мы рассмотрим:

  • Имеет ли право частное лицо организовывать бурение скважины
  • Законно ли бурить скважину «на песок»
  • В каких случаях нужна лицензия
  • Как пробурить артезианскую скважину и не нарушить закон

Можно ли бурить на участке скважину «на песок»

Подземные воды считаются полезными ископаемыми, и их использование регламентирует Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). В 2014 году в закон были внесены важные поправки.

Старая редакция закона ограничивала использование подземных вод первым водоносным горизонтом. Причем, он не должен был являться источником централизованного водоснабжения. Сейчас же можно использовать подземные воды из любых водоносных горизонтов, расположенных НАД водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.

В действующей редакции закона говорится:

«Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения, которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

То есть, получение лицензии на скважину, которая соответствует перечисленным требованиям (объем извлечения составляет не более 100 кубических метров в сутки и из водоносных горизонтов, расположенных над водоносными горизонтами — источниками централизованного водоснабжения), не нужно.

Также из закона следует, что

  • Водой из скважины может пользоваться владелец или арендатор участка, на котором расположена скважина;
  • Если скважина строится на несколько участков, лицензия уже необходима;
  • Если вы планируете использовать подземные воды в предпринимательской деятельности, также нужно будет обязательно оформить лицензию;
  • Продавать (или передавать кому-то) воду, добытую на своем участке для собственных нужд, закон запрещает – для этого также нужно оформить лицензию на добычу подземных вод;
  • Для собственных нужд можно добывать не более 100 кубических метров в сутки. Но этого более, чем достаточно даже для нужд большого ЛПХ;
  • Для добычи подземных вод из водоносных горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения, лицензия, согласно статьи 19 закона «О недрах», не требуется. И обычно это песчаные горизонты, которые не годятся для бурения мощных скважин.

В законе нет ни слова о глубине скважин на этот водоносный горизонт, главное, чтобы он не был источником централизованного водоснабжения.

Но иногда у таких песчаных горизонтов очень хорошая водоотдача, и они используются для водоснабжения всего поселка или садоводческого товарищества. Считать ли такой горизонт источником централизованного водоснабжения со всеми вытекающими последствиями?

Вот что говорит по этому поводу со ссылкой на федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» консультант FORUMHOUSE Василий Гуцев (ник на FORUMHOUSE Dremlin):

Централизованная система служит для подачи воды абонентам. Если круг лиц ограничен, или, напротив, нет вообще никаких, даже теоретических ограничений (общий доступ), то это нецентрализованная система.

Поэтому в товариществе может быть как централизованная система водоснабжения (если к ней могут подключаться новые абоненты), так и нецентрализованная (если, например, там создали сеть только для членов товарищества, и никого более).

Можно ли бурить на участке артезианскую скважину

Практически все артезианские водоносные горизонты – это источники централизованного водоснабжения. Граждане массово бурят скважины «на известняк», но законодательного акта, который разрешал бы бурить артезианские скважины частному лицу, не существует.

Гражданин РФ (не в статусе индивидуального предпринимателя) не имеет право бурить (заказывать бурение) на известняк на личном участке. Это следует из федерального закона «О недрах», так как на физ. лицо не может быть выдана лицензия на пользование недрами. Буровые компании также идут на преступление, буря скважины на известняк частным лицам.

Добычу воды в объеме менее 500 м³/сут регулируют местные власти, обычно это в компетенции областного Министерства экологии и природопользования.

Пока местные власти избегают касаться этой проблемы, но всё может поменяться, если потребуется дополнительно пополнять бюджет штрафами. Маленькие штрафы для физ. лиц легко могут увеличить. Также найдут как привлечь к ответственности буровую организацию.

Какая скважина считается артезианской и как получить лицензию на бурение

Участник FORUMHOUSE c ником Alexey_KAN долгое время работал в сфере лицензирования пользования недрами и сам писал нормативные правовые акты, которые регулируют порядок лицензирования добычи подземных пресных вод на региональном уровне и порядок добычи для собственных нужд собственниками и иными правообладателями ЗУ.

По его словам, у приведенной выше статьи 19 Закона о недрах, есть неочевидное условие.

Добываемые на участке подземные воды не должны добываться из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения

Поэтому, чтобы пробурить у себя на участке скважину и не нарушить нормы законодательства, необходимо точно знать, источник централизованного водоснабжения у вас на участке или нет. А этой информации в открытых источниках нет.

Пробурив артезианскую скважину на глубину 80 метров, вы вполне можете покуситься на чей-то участок недр (запасы воды в котором находятся на гос балансе), например, какого-нибудь водоканала, водозабор которого может быть и в нескольких километрах от вашего ЗУ.

Дело в том, что подземное озеро, или другой подземный водный объект может занимать огромную площадь.

Если он разведан, стоит на госбалансе как действующий или потенциальный источник централизованного водоснабжения, то бурить скважину и добывать воду из него нельзя.

До внесения поправок в закон было достаточно получить заключение о том, что вода добывается из первого водоносного горизонта (априори считалось, что это – не источник централизованного водоснабжения). В новой редакции первый водоносный горизонт не упоминается.

Alexey_KAN считает, что оградить себя в будущем от неприятных моментов с контролирующими органами владельцу участка, возможно, помогут следующие действия:

  • Обратиться в региональное министерство природных ресурсов и попытаться получить информацию о наличии источника центрального водоснабжения на вашем участке. Но иногда эта информация засекречена, а еще чаще конкретные чиновники просто некомпетентны, у них может не быть этой информации.
  • Обратится в территориальное отделение Роснедр (это федеральный лицензирующий орган) и получить заключение о том, что в недрах под вашим участком нет полезных ископаемых. Такое заключение формально выдают по участку предстоящей застройки. Здесь тоже есть «но»: устройство скважины к застройке могут и не отнести; а главное – заключение, скорее всего, дадут только на федеральные полезные ископаемые, а по региональным могут не дать.

Но если получите заключение, что запасов пресных подземных вод по участком предстоящей застройки нет, то это должно вас обезопасить от любых проверок.

  • Обратится в территориальный фонд геологической информации вашего региона и попросить справку о наличии или отсутствии запасов подземных вод под земельным участком.

В некоторых случаях под давлением обстоятельств Министерство природных ресурсов дает собственнику участка лицензию на пользование артезианским водозабором (когда других вариантов водоснабжения просто нет). Но и тогда придется обойти целый ряд ограничений. Чтобы получить лицензию, владелец участка должен:

  • Предъявить документ, подтверждающий право собственности на землю (или договор аренды).
  • Заказать у специалистов расчет потребляемой воды, согласовать его в соответствующей инстанции (в Московской области это отдел водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов).
  • Получить заключение Роспотребнадзора о том, что участок подходит для организации санитарной зоны. Этот пункт представляется практически невыполнимым: по требованиям пункта 2.1.4.1110-02 СанПиН зоны санитарной охраны должны составлять – 60×60 м.
  • Получить заключение на проектирование артезианской скважины (в Московской области – в территориальном Центре государственного мониторинга состояния недр ФГУП «Геоцентр-Москва»).

Роспотребнадзор должен проверить качество воды в готовой артезианской скважине, а потом ее нужно поставить на госучет, построить зону санитарной охраны и сделать государственную геологическую экспертизу.

Процесс, прямо скажем не простой, не быстрый и не дешевый.

Получается, что разрешение на артезианскую скважину, при условии, что с этого горизонта питается какое-нибудь село или город, получить физику просто невозможно. А потому, как всегда, бурить и никому не показывать. Или говорить, что на песок.

Короче, закапываем оголовок, ставим скважинный адаптер и говорим, что воду возим в бутылках из ключа.

Бурить и никому не показывать – это тоже очень плохая идея, хотя владельцы участков чаще всего поступают именно так.

Читать еще:  Возврат долгов с юридических лиц способы взыскания

Что касается мнения некоторых участников форума, что мол «никто не узнает и не проверит и бурите на здоровье», спешу огорчить вас и предостеречь. Предметом проверки в случае бурения физическим лицом скважины на собственном ЗУ будет не безлицензионная добыча подземных вод (физлицу по закону лицензия вообще не может быть выдана), а соблюдение природоохранного, водного, санитарного законодательства.

А оно призвано охранять подземные воды, обеспечить их рациональное использование и не допустить истощение и загрязнение, а добывая воду из артезианского горизонта собственник участка:

  • не обеспечивает требования охраны источников питьевого водоснабжения;
  • загрязняет весь источник через свой водозабор.

Если вы, пробурив скважину на 80 метров, стали причиной падения уровня воды в соседнем водозаборе, который снабжает весь поселок, теоретически к вам могут прийти.

Ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ: Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Кроме того, по иску природоохранной прокуратуры возможна ликвидация скважины.

Вывод

Как все-таки получить чистую питьевую воду и не нарушить закон? Самый лучший выход – объединиться.

Физическому лицу по Закону о недрах выдача лицензии не предусматривается, но выдача лицензии некоммерческому объединению граждан не противоречит ни этому закону, ни Гражданскому кодексу. Садоводческие и огороднические объединения, товарищества собственников недвижимости, в которых остро стоит проблема с централизованным водоснабжением, получить ее смогут.

Для получения лицензии достаточно оформления товарищества нескольких собственников недвижимости.

Стали бы вы получать лицензию на артезианскую скважину?

Артезианская скважина и закон

  • Статьи
  • Новости
  • Договоры

Артезианская скважина — это скважина, пробуренная для получения артезианских вод, таких подземных вод, которые находятся между мощными водоупорными (водонепроницаемыми) слоями. В большинстве случаев в качестве таких водоупорных слоев выступает глина. Водоупорные слои создают для артезианской воды избыточное гидравлическое давление. При бурении происходит вскрытие водоупорного горизонта и артезианская вода, находясь в сжатом состоянии, поднимается вверх по скважине до определенной отметки.

В Московской области, а также в соседних с ней областях, таких как Тульская, Калужская, Владимирская, артезианская вода находится в известняке.

Глубины артезианских скважин в Московской области различаются в зависимости от района, от 30 до 50 метров в южных районах области и до 100 – 150 метров и более в северных.

По своим гидравлическим параметрам артезианские скважины являются напорными. Однако существует также водоносный горизонт, который находится над артезианским и по своим гидравлическим параметрам не является напорным, так как ограничен только пластом водонепроницаемых пород снизу. Как правило, такой водоносный горизонт называется песчаным.

Подземные воды относятся к полезным ископаемым. Каждый, у кого есть водозаборная скважина, и которая используется с целью добычи подземных вод, является пользователем недр. Согласно закону РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту – Закон), предоставление недр в пользование подлежит лицензированию.

Из этого правила имеется исключение. Изначально это выглядело следующим образом:

Статья 19. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
«Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ».

Здесь законодатель под первым водоносным горизонтом, не являющимся источником централизованного водоснабжения, имел ввиду песчаный горизонт и статьей 19 Закона бурение песчаных скважин и устройство бытовых колодцев освобождались от необходимости лицензирования. Что же касается артезианских скважин, то официально без лицензирования бурить артезианские скважины было невозможно.

29 декабря 2014 года в Закон РФ «О недрах» были внесены изменения, в частности в статью 19. В новой редакции статья 19 выглядит следующим образом.

Статья 19 закона «О недрах»:

«Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения, которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому».

Подведём итоги:

  1. Если вы решили добывать и использовать подземные воды в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то вам в обязательном порядке необходимо оформить лицензию на пользование недрами.
  2. Если вы решили добывать подземную воду на земельном участке для собственных нужд, то не имеете права продавать или передавать эту воду кому-либо, так как в противном случае, вы обязаны оформить лицензию на добычу подземных вод.
  3. Объем добычи подземных вод для собственных нужд не может превышать 100 кубических метров в сутки. На самом деле это очень много для нужд личного подсобного хозяйства.
  4. Добыча подземных вод без лицензии возможна только из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Чтобы узнать, является ли водоносный горизонт источником централизованного водоснабжения, лучше всего обратиться ФБУ «Территориальный фонд геологической информации» (ТФГИ).

Как правило, к водоносным горизонтам, не являющимся источниками централизованного водоснабжения, относятся только небольшие песчаные водоносные горизонты. В основном они непригодны для бурения более производительных водозаборных скважин. Однако имеются немало примеров, когда песчаный горизонт обладает хорошей водоотдачей и применяется для обеспечения водоснабжения поселка или садового товарищества. Тогда данный песчаный водоносный горизонт уже является источником централизованного водоснабжения и не попадает под действие статьи 19 закона «О недрах».

Практика бурения показывает, что в основном все артезианские водоносные горизонты являются источниками централизованного водоснабжения и, поэтому бурение артезианских скважин и эксплуатация подлежит лицензированию.

Лицензия на подземные воды, налоги и штрафы с 2020 года

Краткое содержание:

Основным документом, который регулирует отношения в сфере природных ресурсов, является закон №2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах». Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Последнее изменение зарегистрировано от 03.08.2020 года. Эта редакция вступила в силу с 1 января 2020 года.

Согласно новой редакции закона с 1 января 2020 года вводится обязательное лицензирование подземных вод. Но не для всех.

Садоводы и огородники попадают в категорию налогоплательщиков при суточном заборе более 100 кубов, если это происходит из скважины, которая используется для подачи центрального водоснабжения или если вода берется с артезианского горизонта (с глубины 40 и более метров).

Если скважина — «верховодка», и глубина ее не более 20 м, а вода с нее используется для личных целей (потребляется до 100 м³, не продается соседям), на тушение пожаров или на государственную оборону, тогда гражданин освобождается от уплаты налога.

Читать еще:  Можно ли вернуть отказ от наследства

Решение вопроса о необходимости или необязательности уплаты налога решается на основании имеющихся документов (техпаспорт, лицензия). Если бурение только намечается, нужна будет проектная документация — разрешение на процесс бурения и проведение гидрогеологических изысканий.

Налог платить не нужно, если вода не артезианская. В остальных случаях придется озаботиться приобретением счетчика и подачей налоговой декларации каждый квартал.

Закон разрешает использовать воду в личных целях и с горизонта «на песке» без оформления лицензии. Кроме того, потребление воды не должно превышать 100 кубометров в сутки.

Таким образом, большинство физических лиц, которые имеют скважины, закон не коснется.

А вот тем, кто не соответствует данным критериям, а также СНТ, в которых имеется налаженная система центрального водоснабжения, оформить лицензию все – таки придется.

Разберем вопрос лицензирования подробнее.

Кто должен получить лицензию

Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.

Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна

Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства

Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки

Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.

Разновидности скважин и получение лицензии

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

Колодцы. Их глубина до 5 метров

Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»

Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ

Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Лицензия для садоводческих товариществ

Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.

Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступила обязанность по оформлению лицензии на такую скважину.

ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины

С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов.

При этом потребуются следующие документы:

  • Паспорт руководителя СНТ
  • Учредительные и регистрационные документы СНТ
  • Схема, на которой видно расположение скважины
  • Предложение о том, как будет использоваться вода

Лицензия выдается сроком на 25 лет.

Какие мероприятия нужно провести перед получением лицензии

Процесс получения лицензии сложен и занимает много времени. Перед тем, как собирать документы на оформление лицензии, нужно провести подготовительные мероприятия:

Разработать технический паспорт на скважину

Провести геофизические исследования

Участок должен быть обследован санэпидемстанцией. По результатам обследования выдается заключение

Необходимо провести полный анализ воды. Проверяются бактериологические, химические и радиационные показатели воды

После проведения буровых работ проводится анализ соответствия воды планируемому потреблению

Только получив все необходимые документы по результатам проведения вышеназванных мероприятий, можно собирать остальные документы для подачи в лицензирующий орган.

Документы, необходимые для получения лицензии

Как известно, скважина может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. В связи с этим подаются разные комплекты документов, в зависимости от того, кто является заявителем.

Рассмотрим какие бумаги нужно предоставить.

Пакет документов для физических лиц

– договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок

– генеральный план застройки

– ситуационный план с объектами инфраструктуры

Пакет документов для юридических лиц

– заявка на получение лицензии. Она составляется на специальном бланке. Его форму можно найти в интернете

– карточка организации, где указаны основные данные о ней: название, адрес, телефон, банковские данные

– данные руководителя компании

– учредительные документы организации

– организация не должна иметь задолженности по платежам за ресурсы. Для подтверждения этого факта необходимо заказать в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности

Уже долгое время идут разговоры о том, что планируется ввести плату за пользование подземными водами. В августе 2020 года в этом вопросе поставлена точка – приняты поправки к закону «О недрах», которые определили как можно пользоваться подземными водами с 2020 года.

Документы предоставляются в виде ксерокопий. Однако оригиналы тоже необходимо иметь при себе.

Ответственность за забор воды без лицензии

В настоящее время налогоплательщикам предоставлена отсрочка на получение лицензии. Она действует до конца текущего года. В 2020 году лицензия на подземные воды оформляется по желанию. С 1 января 2020 года ситуация кардинально изменится. Лицензии должны будут получить те категории граждан и юридических лиц, которые указаны в законе «О недрах». Соответственно, за уклонение от обязанности оформить лицензию, последует ответственность.

Нужно знать, что штрафы за отсутствие лицензии будут дифференцированы для различных категорий пользователей.

За нарушение законодательства в данной сфере частные лица получат штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

Размер штрафа для должностных лиц составляет от 30000 до 50000 рублей.

А вот для организаций штраф просто огромный, он варьируется в пределах от 800000 до 1000000 рублей.

Такой размер взыскания закреплен в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Здесь сразу стоит пояснить, что организация получит такой штраф только в том случае, если будут без лицензии продавать артезианскую воду населению.

ИТОГИ:

Лицензия на скважину, которая, как правило, оформляется садовыми товариществами, а не физическими лицами обойдется в 7500 рублей.

Сами садоводы в большинстве случаев налог на подземную воду не платят, если у них не артезианская скважина. Таких сейчас практически нет. Думаю, что теперь товарищества просто увеличат размер взносов, чтобы покрыть свои расходы.

Налог на подземную воду из скважин актуален для собственников, если они соблюдают определенные правила.

Бесплатно использовать скважину можно:

  • в границах своего земельного участка;
  • не более 100 кубических метров в сутки;
  • если не «зарываться» глубже 5 метров, то есть выше водоносного горизонта, являющегося источником центрального водоснабжения.

При соблюдении указанных условий никаких платежей в казну вносить не надо. В случае отклонения от нормы потребуется заплатить не только за лицензию, но и следить за налогами. По экономическим районам источников воды ставки налога на подземную воду из скважины для физических лиц следующие (в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из подземных водных объектов):

  • Северный от 378 до 384
  • Северо-Западный от 372 до 390
  • Центральный от 336 до 360
  • Волго-Вятский от 330 до 336
  • Центрально-Черноземный от 318 до 402
  • Поволжский от 342 до 420
  • Северо-Кавказский от 486 до 654
  • Уральский от 390 до 534
  • Западно-Сибирский от 330 до 342
  • Восточно-Сибирский от 306 до 678
  • Дальневосточный от 306 до 342
  • Калининградская область от 324 до 336
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector