Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка при ликвидации ооо

Выездная налоговая проверка при ликвидации ООО

Законодательство Российской Федерации устанавливает необходимость проведения налоговых проверок лишь для ситуаций, связанных с ликвидацией организации, в соответствии с принятым решением руководителей. Хотя, как показывает практика, подобные ревизии осуществляются очень часто. Учредителям, подавшим уведомление, по поводу прекращения деятельности компании, остается ожидать прибытия представителей налоговой службы.

От чего зависит прибытие инспекции

Членов проверяющей комиссии особенно интересуют бухгалтерские документы, поэтому их необходимо привести в подобающий вид.

У руководителей компаний существует возможность избежать проверки. Этому способствует аккуратно составленная и вовремя направленная декларация.

Также очень важно исключать нарушения, грамотно оплачивать налоги в течении всей рабочей деятельности организации.

Если ликвидируется организация, баланс которой равен нулю, отсутствуют кредитные соглашения, также она не осуществляла какую — либо рабочую деятельность, в данном случае налоговая инспекция самостоятельно завершает существование данной компании без выездных проверок.

Цели и принципы

Налоговое расследование необходимо для:

  • обнаружения погрешностей в бухгалтерской документации;
  • поиска доказательств по уклонению от оплаты необходимых взносов либо уменьшению налогообложения.

Основная цель подобной проверки заключается в выявлении нарушений в течении всего периода осуществления своей рабочей деятельности предприятием, а также поиске неоплаченных налоговых отчислений, включая пени.

Принципы выездного аудита основаны на:

  1. Независимости. В процесс расследований невозможно вмешаться посторонним сторонам. Проверяющая комиссия не зависит от предприятия, где производится ревизия;
  2. Планомерности. Подготовка контрольного процесса ведется тщательным образом, вместе с составлением плана проведения проверок, формированием перечня юридических лиц и их документации, которые необходимо проверить. В том числе сопоставляются возможности аудиторской комиссии со сроками, запланированными на проверку;
  3. Объективности и достоверности. Все погрешности, обнаруженные во время аудита следует подтвердить соответствующими документами и зарегистрировать. Запрещается документировать факты, основываясь на домыслы и предположения членов проверяющей комиссии;
  4. Документальном оформлении итогов аудита. Процесс ревизии необходимо зафиксировать в соответствующей документации. Благодаря грамотному составлению документов, гарантированно соблюдаются права и интересы проверяемого предприятия. Если необходимо направить жалобу, то правильно оформленные бумаги тоже способствуют удачному исходу;
  5. Взаимодействием и обменом полученных данных с другими государственными службами. Это позволяет привлечь налогоплательщиков к выполнению их собственных обязательств.
  6. Порядок и сроки проведения.

Если учредители предприятия во время предоставляли грамотно составленные декларации, исправно перечисляли налоги за весь период существования компании, у них не возникнет беспокойств по поводу визита ревизоров.

Процесс проведения проверки назначается руководителем регионального налогового органа. В свою очередь, владельцы предприятия, где проводится выездная проверка, должны:

  • выделить членам проверяющей комиссии соответствующий кабинет;
  • предоставить им возможность рассмотрения необходимых документов.

Учредители компании имеют право просить о присутствии понятых лиц во время процедуры расследований и выставления требований по предоставлению документов.

Как правило, проверяется документация, касающаяся последних трех лет работы предприятия, включая время, когда было решено ликвидировать его.

Проверяющая комиссия обычно изучает следующие документы:

  • кассовые;
  • по первичном учету;
  • декларации по налогам;
  • ведомости по оплате труда рабочего персонала;
  • прочие, если потребуются.

Со стороны членов аудиторской проверки, выезжающей на территорию организации, разрешается производить:

  • осмотр ее помещений;
  • изучение и анализ документов;
  • ксерокопирование бумаг.

Они также вправе фотографировать и снимать на видео все, что сочтут важным.

Главными нюансами при проведении расследований может быть следующее:

  1. У руководства предприятия не всегда имеется необходимая документация на момент проверки. О данном факте они должны заранее сообщить в виде письменного уведомления с указанием причин.
  2. Не следует делать попыток по укрытию данных либо сознательно передавать не полные сведения. Эти действия могут обернуться административным взысканием.
  3. Уклонение учредителей компании от получения итогов проверки не даст никаких результатов, ведь соответствующие документы по итогам аудита будут отправлены по почте.

После проведенных расследований, необходимо составить итоговую справку и протокол, с указанием полученных результатов. В справке также фиксируют размер обнаруженного долга, вместе со всеми выявленными нарушениями.

У главы компании, прекращающей свою деятельность, есть возможность обжаловать итоги проверок, если он не желает соглашаться с данными результатами. Любая претензия излагается в письменной форме и передается руководящему лицу Федеральной Налоговой Службы. Срок подачи подобной претензии составляет пятнадцать дней с момента получения результатов ревизии.

Согласно 11 пункту 89 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации, сроки выездных проверок могут:

  • не зависеть от причин и даты предыдущих расследований;
  • проводиться за период, меньший или равный трем предыдущим годам.

Выездные ревизии налоговая служба вправе осуществлять несколько раз за год, не зависимо от количества уже проведенных проверок за текущий календарный год.

Законодательное регулирование

Выездные проверки на предприятия, прекращающие свое существование регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации, нормы которого являются общими и специальными. Общие установлены в 31 статье указанного документа о правах налоговой службы, специальные правила можно узнать из статьи 89 о выездных расследованиях.

В соответствии с Федеральным Законом, относительно налогового органа, бухгалтерского учета и прочих вопросов, а также, ссылаясь на акты Правительства Российской Федерации, выполняются соответствующие проверки. Но соблюдая подзаконные акты, перечисленные в первом пункте четвертой статьи Налогового Кодекса, нельзя дополнить или изменить нормы по сборам и налогам.

Составление акта

Каждая выездная проверка сопровождается актом, подписанным инспекторами налогового органа и главой компании, которую планируют ликвидировать.

Данный документ должен состоять из следующих сведений:

  1. Обнаруженных нарушений либо по поводу их отсутствия. При этом сотрудники Инспекции Федеральной Налоговой Службы все выявленные ошибки в ходе расследований обязаны подтвердить в акте соответствующими документами.
  2. Предложений и выводов, позволяющих устранить выявленные нарушения.
  3. Соответствующих ссылок Налогового Кодекса Российской Федерации.

Итак, проверочные мероприятия в компании, представленной к ликвидации, связаны с большим количеством нюансов. Однако, когда предприятие за весь период своей работы не нарушало своих обязанностей перед налоговой инспекцией, процедура проверки проходит очень быстро, не вызывая трудностей. Организация может сама подготовиться к предстоящей ревизии, хотя чтобы избежать сложностей, связанных с данными мероприятиями и не затратить массу времени лучше воспользоваться услугами опытных специалистов, если позволяют финансовые средства. Ведь данные услуги стоят не дешево.

Как не ошибиться при ликвидации ООО можно узнать ниже.

Что делает выездная налоговая проверка при ликвидации ООО?

Ликвидация предприятия обычно сопровождается определенными действиями, среди которых заметную роль играет налоговая ревизия. Поэтому налоговая проверка может иметь выездной или камеральный характер.

При добровольной ликвидации, в 3-х дневный срок после принятия соответствующего решения учредителями необходимо уведомить территориальный регистрационный орган (Инспекция Федеральной Налоговой Службы – ИФСН).

Обязательна ли проверка?

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (НКРФ) выездная проверка не является обязательной. ПОэтому она есть право налогового органа, а не его обязанность. Однако, независимо от причин ликвидации ООО (добровольно, принудительно по решению суда), налоговая служба, проводит выездную проверку.

Регламентируется выездная проверка статьей 89 НКРФ, которая помимо необязательности такой проверки. Точно так же указывает, что эта ревизия никак не связана по времени и предмету с предыдущей ревизией. Кроме того она осуществляется на глубину, не более четырех предыдущих календарных лет.

Возможна ли ликвидация ООО до окончания проверки?

Теоретически возможна, но практически такого не бывает. Предприятие всегда имеет взаимоотношения с государственными органами – налоговыми, пенсионными, социальными. До окончательного решения всех возникших у налоговиков вопросов ликвидация не будет зарегистрирована.

Читать еще:  Договор бытового подряда между физическими лицами

Какие полномочия проверяющих?

Инспектора, проводящие проверку, имеют обширные полномочия. Они могут осматривать территории и помещения, требовать документы и изымать их, привлекать экспертов, проводить инвентаризацию и т.п.

В какие сроки проводится проверка?

Четкого периода назначения проверки налоговым органом после получения уведомления о ликвидации нет. Несмотря, что согласно налоговому законодательству длительность налоговой ревизии должна ограничиваться двумя месяцами. Однако, в реальности проверка может затянуться на гораздо больший срок.

Похожие услуги:

Закрытие ООО – восемь пунктов процесса добровольная ликвидация или закрытие ООО. Общество с ограниченной ответственностью (ООО), переставшее приносить доход, можно продать. Перепрофилировать, присоединить к более крупной компании или признать банкротом. Если перечисленные варианты не подходят, ООО можно закрыть или продать. Расскажем, как это сделать, чтобы у государства и контрагентов не было к вам претензий. Грамотная […]

Вкратце, согласно действующему законодательству (Гражданский Кодекс Российской Федерации – ГКРФ) общество с ограниченной ответственностью. Иначе ООО считается полностью ликвидировано после внесения изменений в Единый Государственный Регистр Юридических Лиц (ЕРГЮЛ). Эта дата также означает прекращение ликвидационных процедур. Ликвидировать ООО можно в принудительном порядке, например, по решению налоговой или суда, или добровольно, однако в любом случае должны […]

Одним из обязательных мероприятий при ликвидации предприятия является промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). О его составлении сообщается органу регистрации посредством специальной формы Р15001. Сдавать его в налоговую необязательно. Тем не менее, некоторые налоговики его требуют. Этот промежуточный ликвидационный баланс составляется по окончании периода. В который кредиторы должны объявить о своих требованиях к ликвидируемой компании. (два месяца […]

Налоговая проверка при ликвидации или реорганизации ООО

Налоговая проверка при ликвидации ООО (или его реорганизации) —это форма контроля ФНС за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, а также других необходимых платежей. Об условиях и порядке ее проведения расскажет предлагаемая статья.

Налогообложение юридического лица при ликвидации и после его реорганизации

Особенности налогообложения ликвидируемых компаний, а также фирм, подлежащих реорганизации, регулируются ст. 49 и 50 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ все обязанности перед налоговыми органами за реорганизуемую организацию возлагаются на ее правопреемников. Обязанности расчета по налоговым долгам реорганизуемого лица переходят к правопреемнику автоматически, согласно требованиям пп. 4–7 ст. 50 НК РФ, за исключением случая, когда происходит выделение новой организации.

При выделении обязанность погашения налоговой задолженности к вновь образованной организации не переходит, однако, согласно п. 8 ст. 50 НК РФ, может быть возложена на нее решением суда при недостаточности средств для расчетов по налогам у компании, из состава которой была выделена новая организация.

Помимо собственно налогов правопреемник также обязан рассчитаться по ранее начисленным пеням. При этом не имеет значения тот факт, знал ли правопреемник о наличии задолженностей по налогам и пеням или нет.

Пункт 3 ст. 50 НК РФ указывает, что проведение реорганизации также не влияет на срок уплаты налогов.

В отличие от реорганизации ликвидация не предполагает правопреемства. Поэтому налоговые обязательства ликвидируемой организации согласно п. 1 ст. 49 НК РФ должны быть погашены ликвидационной комиссией. В случае недостаточности имущества организации для полного расчета по налогам, пеням и иным подобным платежам обязанность их погашения в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ может быть возложена на их участников.

Повод для проведения налоговой проверки при ликвидации ООО (или ее реорганизации)

Практикам необходимо помнить, что принятие решения о реорганизации или ликвидации (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 62 ГК РФ) хотя и влечет необходимость уведомления об этом налоговых органов, однако само по себе не является основанием для проведения налоговой проверки, так как не влияет на налоговые обязательства организации. В свою очередь, п. 1 ст. 82 НК РФ обозначает, что предметом налогового контроля является соблюдение норм НК РФ, в частности, правильность исчисления и уплаты налогов, а не требования норм ГК РФ о соблюдении процедур реорганизации или ликвидации.

Однако в ходе реорганизации (ликвидации) ООО необходимо направить в налоговые органы передаточный акт (п. 2 ст. 59 ГК РФ), промежуточный и итоговый ликвидационные балансы (пп. 2, 6 ст. 63 ГК РФ). Помимо сдачи перечисленных документов от ООО требуется направлять текущую отчетность, учитывая требования пп. 3, 3.2, и 3.4 ст. 55 НК РФ, которые указывают, что налоговый период, исчисляемый годами, кварталами или месяцами для реорганизуемой или ликвидируемой организации оканчивается только в день регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Поэтому только перечисленные обстоятельства в силу требований п. 1 ст. 82 НК РФ могут являться поводами для проведения налоговой проверки.

Виды и цели проведения проверок

Статья 87 НК РФ указывает, что налоговые проверки проводятся в отношении плательщиков налогов и страховых взносов, а также налоговых агентов. При этом цель любой проверки — это изучение отчетности и иной документации налогоплательщика с целью определения полноты и правильности исчисления налоговых платежей.

Пункт 1 ст. 87 НК РФ указывает на существование 2 видов проверок:

  • камеральных;
  • выездных.

Стоит отметить, что налоговое законодательство не предполагает особого порядка или режима, а также специальных сроков проведения налоговых проверок при ликвидации юридического лица (или его реорганизации), поэтому все контрольные мероприятия в отношении таких ООО проводятся в обычном режиме и в общие сроки.

Что проверяют при камеральной проверке?

В ходе камеральной (невыездной) проверки согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проходит контроль предоставленной отчетности путем ее сопоставления с другими данными, имеющимися у налоговой инспекции. Камеральная проверка проводится непосредственно в налоговой инспекции без выезда к отчитывающейся организации.

Для проведения проверки не требуется санкции (решения) какого-либо лица или органа. Более того, невыездная проверка является обязательной и проводится в каждом отдельном случае направления текущей отчетности.

Пункт 2 ст. 88 НК РФ определяет, что у налоговиков имеется 3 месяца на проведение контрольных мероприятий в рамках одной проверки, которые исчисляются со дня подачи всех требуемых документов. Необходимо помнить, что 3-месячный срок — это максимально допустимое время для проверки, так как фактически проверка проходит значительно быстрее.

Порядок проведения проверки

Подробно порядок осуществления камеральных проверок раскрыт в письме ФНС РФ «О рекомендациях…» от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Пункт 2.4 письма определяет, что проверка начинается с приема и ввода полученных налоговой инспекцией данных в специализированную систему — АИС «Налог». Далее при помощи автоматизированной системы выполняется арифметический контроль путем проверки соотношения контрольных значений в отчетности, а также их сопоставления с другими данными, имеющимися в системе.

В случае отсутствия ошибок проверка считается завершенной. При этом какой-либо акт или иной документ не составляется.

При выявлении ошибок проводится углубленная проверка специалистами налогового органа. После ее проведения, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, отчитывающейся организации направляется письмо с указанием на имеющиеся ошибки и несоответствия с требованием обосновать (пояснить) соответствующие показатели. На направление обоснований у налогоплательщика имеется 5 дней. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан изучить представленные данные.

Читать еще:  Порядок заключения мирового соглашения в гражданском процессе

В случае выявления серьезных нарушений представитель отчитывающейся компании может быть вызван для дачи пояснений и предоставления необходимых документов согласно п. 1 ст. 31 НК РФ.

Не стоит забывать, что п. 2.8 письма допускает проведение целого ряда контрольных мероприятий, направленных на установление действительных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности организации, в том числе:

  • направление запросов в государственные органы или банки;
  • вызов и допрос свидетелей, то есть лиц, которые могут прояснить какие-либо обстоятельства дела;
  • истребование и осмотр в присутствии понятых документов и предметов, ранее предоставленных налогоплательщиком;
  • инвентаризация имущества организации, которая может выполняться только с ее согласия, и т. д.

Акт проверки

По результатам всех перечисленных мероприятий, а также после изучения предоставленных организацией пояснений и дополнительных документов при обнаружении нарушений составляется акт. Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ в акте помимо реквизитов организации указывается:

  • перечень представленных ООО документов;
  • список проведенных контрольных мероприятий;
  • факты нарушений с приложением документов, их подтверждающих;
  • выводы и предложения для устранения нарушений.

Согласно п. 5 ст. 100 акт должен быть вручен в течение 5 дней представителю налогоплательщика. Со дня получения акта в течение 1 месяца организация вправе направить свои возражения, а также документы, их подтверждающие. После рассмотрения возражений и будет решаться вопрос о привлечении организации к ответственности.

Выездная проверка организации

В отличие от камеральной, выездная проверка согласно п. 1 ст. 89 НК РФ проводится на территории ООО. О ее проведении должно быть принято специальное решение руководителем территориальной инспекции. Пункт 3 ст. 89 НК РФ указывает, что выездная проверка может проводиться как по одному налогу, так и по нескольким одновременно. При этом цель проверки — это контроль правильности исчисления налогов.

Стандартный срок проведения проверки согласно п. 6 ст. 89 НК РФ — 2 месяца, с возможностью продления еще на 2 месяца. При этом максимальный срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

Важно помнить, что выездная налоговая проверка при реорганизации (ликвидации) проходит без учета периодичности предыдущих проверок. На практике при ликвидации ООО налоговики зачастую проводят комплексную выездную проверку по всем налогам и взносам за предшествующие 3 года.

Порядок проведения выездных проверок регламентируется письмом ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, согласно п. 5.1 которого в ходе проверки могут запрашиваться любые бухгалтерские и финансовые документы организации.

Мероприятия при выездной проверке

В отличие от камеральной выездная проверка предполагает значительно больший набор контрольных мероприятий. Помимо уже перечисленных — истребования документов, допроса свидетелей, осмотра имеющихся в налоговом органе документов и добровольной инвентаризации — п. 5.4 письма АС-4-2/13622 позволяет:

  • проводить принудительную инвентаризацию имущества ООО;
  • осуществлять осмотр помещений, документов, территорий ООО в присутствии понятых;
  • осуществлять принудительную выемку документов и предметов при отказе в их предоставлении;
  • назначать экспертизы;
  • привлекать к участию в проверке специалистов и переводчиков.

Пункт 12 ст. 89 НК РФ обязывает ООО обеспечить доступ ко всем документам и помещениям компании. При этом воспрепятствование проведению проверки может быть квалифицировано по ст. 19.4.1 КоАП РФ с наложением штрафа от 5000 до 10 000 рублей или по ст. 19.7.6 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно п. 15 НК РФ окончание проверки фиксируется выдачей справки, в которой обозначаются предмет и сроки ее проведения.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ после оформления справки у налоговиков имеется 2 месяца для подготовки акта проверки. Процедура вручения акта и принятия возражений по нему аналогична процедуре, проводимой при камеральной проверке.

Подводя итог, необходимо отметить, что нормы НК РФ не устанавливают специальных режимов проведения мероприятий налогового контроля при реорганизации или ликвидации ООО. Тем не менее процедуры ликвидации и реорганизации сами по себе привлекают повышенное внимание со стороны налоговых инспекторов, а потому углубленные или комплексные выездные проверки в таких ситуациях — привычная практика.

Возможно ли закрыть ООО без налоговой проверки?

Закрыть ООО без налоговой проверки — задача, которую легко осуществить при знании законодательства РФ, способов и особенностей ликвидации компании. Причины и тонкости прохождения процедуры могут быть разными, что требует осознанного подхода от исполнителя. По статье №89 НК РФ проверка ФНС является обязательным этапом закрытия ООО. Но при определенных обстоятельствах этого можно избежать.

Пути ликвидации компании

По законодательству общество можно закрыть несколькими способами:

Проверка налоговыми структурами напрямую зависит от выбранного пути. Опытные предприниматели знают, что во избежание контроля ФНС стоит выбирать второй вариант. Если речь идет о банкротстве, без ревизии не обойтись. Как только деятельность компании прекращена, арбитражный суд выдает решение о формировании комиссии, в задачу которой входит изучение работы общества.

Лучшее решение — реорганизация, которая считается более удобным и безопасным способом закрытия ООО. По сути, компания продолжает работу, но с измененной структурой. Теоретически налоговая проверка в этом случае возможна, но на практике такое происходит редко.

Последствия ревизии

В процессе проверки работники ФНС могут выявить долги компании и наложить штрафные санкции за невыполнение обязательств. Важно понимать, что во время проверки досконально изучается деятельность ООО за последние три года. Минимальная сумма, которую приходится платить после ревизии, составляет 80-100 тысяч рублей. Для крупных организаций с большим оборотом эти суммы могут исчисляться миллионами.

Предприниматели часто подключают юристов и профессиональных бухгалтеров для оспаривания результатов, но это не дает желаемого эффекта. Вот почему лучшим путем считается ликвидация ООО без налоговой проверки. Сделать эту работу самостоятельно не всегда удается, поэтому стоит привлечь грамотных юристов, которые изучают нюансы деятельности компании и правильно проводят закрытие общества.

Как избежать ревизии — частные ситуации

Проверка начинается с оформления и передачи в налоговую службу отчетной документации предприятия. По результатам изучения документов комиссия, контролирующая процесс ликвидации, принимает решение о необходимости выезда на место. Существует несколько причин, по которым проверка ООО не осуществляется:

  • Организация вовремя и полностью отчитывалась по налогам. Передаваемые декларации заполнялись без нарушений, и имеют необходимую информацию. При этом у сотрудников ФНС не возникает подозрений в отношении подлинности данных, приведенных в документации.
  • Компания не имеет кредиторов и дебиторов. Это относится как к обычным гражданам, так и к различным типам фондов, в том числе внебюджетным и бюджетным.
  • Последние три года компания не вела деятельности. Это должно подтверждаться отсутствием движения денег на счетах, выплат зарплаты и других платежей.
  • Баланс общества «нулевой», что свидетельствует об остановке деятельности.
  • В компании работает единственный участник, что исключает разделение активов ООО на несколько долей.
  • Для ликвидации привлечен профессиональный юрист или специальная компания.

Чтобы снизить вероятность ревизии ФНС, можно выполнить следующие мероприятия:

  • Провести внутреннюю проверку (реализует бухгалтерия ООО).
  • Организовать внешнюю проверку. Здесь к работе привлекаются сторонние аудиторские компании. Отчет таких организаций позволяет внести правки в документы и своевременно доплатить налоги.

Аудиторская проверка позволяет вовремя выявить и устранить имеющиеся нарушения законодательства и ошибки в бухгалтерии.

Способы альтернативного закрытия ООО

Многие бизнесмены применяют альтернативные пути ликвидации общества, подразумевающие формальное прекращение работы. При этом организация еще работает, но ее связь с администрацией и участниками теряется. Такие пути ликвидации не нарушают законодательство, но позволяют избежать проверки ФНС даже при наличии долгов.

Читать еще:  Срок ответа на претензию между юридическими лицами

Рассмотрим каждый из путей подробно:

  1. Продажа ООО. В этом случае происходит передача частей общества новому хозяину после внесения последним определенной платы. Такой способ ликвидации не противоречит требованиям закона и формально считается закрытием компании. Общество исключается из одного госреестра юрлиц и продолжает существование. При этом управляющие лица и участники прекращают каким-либо образом влиять на работу ООО.

Но здесь имеются нюансы. После оформления соглашения на прошлых руководителей может распространяться субсидиарная ответственность при условии, что новый владелец не может рассчитаться с долгами. Кроме того с 2016 года введено обязательство проходить нотариальные процедуры утверждения операций, связанных с реализацией долей.

Такой путь больше подходит компаниям, которые имеют сертификаты, гранды и прочие бумаги, позволяющие осуществлять деятельность с определенными поблажками со стороны законодательства.

  1. Замена руководителя или участников. Этот способ актуален при наличии разногласий между учредителями ООО. Недостаток подобной ликвидации в том, что юридически общество продолжает деятельность, что приводит к наличию информации о прошлых периодах работы, а управляющие субъекты даже со временем могут быть привлечены к ответственности.

К недостаткам стоит отнести еще ряд моментов — потребность в подготовке большого пакета бумаг с обязательным посещением нотариуса, а также необходимость выплаты государственных пошлин и сборов на крупную сумму.

  1. Изменение юридического адреса или района деятельности. Возможна и другая ситуация, когда общество меняет юрадрес и информирует об этом налоговую службу. В таком случае организация снимается с учета в старой ФНС, а после регистрируется в налоговой инспекции нового региона. Получается, что прежняя инспекция теряет полномочия и уже не может произвести полноценную проверку с последующим начислением штрафных санкций. Этот путь подходит компаниям, которые имеют долги перед кредиторами и несвоевременно погасили задолженность по налоговым платежам.
  2. Реорганизация. Как отмечалось выше, этот вариант считается одним из лучших для защиты от ревизии ФНС. Суть реорганизации заключается в ликвидации компании, а также выборе правопреемника, который должен выплатить задолженность, сборы и долги по налогам прошлого общества. Процесс организован в несколько этапов:
  • Кредиторы ставятся в известность о проведении процедуры реорганизации.
  • Информация публикуется в СМИ (два раза).
  • Налоговая служба составляет и выдает свидетельства, подтверждающие завершение деятельности.
  • ФНС готовит документ о регистрации преемника.

Недостаток реорганизации в том, что для ее проведения требуется потратить немало времени, ведь приходится проходить все процедуры — организовывать публикации в СМИ, информировать кредиторов и так далее.

  1. Вывод ООО в оффшоры. В такой ситуации управление переходит в руки владельца, являющегося нерезидентом государства, а сама компания будет выступать в качестве представительства.

В какой период проходит закрытие ООО?

В среднем ликвидация общества проходит в течение 6-12 месяцев. Здесь многое зависит от выбранного пути. Если речь идет об альтернативных способах закрытия, на все процессы уходит меньше времени, ведь нет необходимости ставить в известность кредиторов, оповещать ПФР, документально оформлять заявления и решения учредителей. Если помощь нотариуса исключается из повестки, это ускоряет процедуру.

Что касается добровольной ликвидации, на реализацию такого пути уходит больше времени, ведь на протяжении 2-х месяцев кредиторы вправе выдвигать свои требования. Если компания проходит процедуру банкротства, большое значение имеет наличие долгов. Ниже рассмотрены приблизительные сроки ликвидации в зависимости от выбранного пути:

  • Банкротство — от года до полутора лет.
  • Вывод в оффшор — 14-21 день.
  • Реорганизация — 4-5 месяцев.
  • Замена гендиректора — 14 дней.
  • Официальная ликвидация — 4-6 месяцев.
  • Замена руководителя и учредителей — 15-30 дней.
  • Продажа — 1-2 недели.

Когда вероятность проверки возрастает?

Важно понимать, что ФНС — представитель государства, представляющий его интересы при взаимодействии с кредиторами. Если компания ответственно подходила к выполнению обязательств и справлялась с выплатой налогов, сдавала отчетность в полном объеме и выполняла другие задачи, проверка может и не проводиться. Главное, чтобы у налоговой службы не было претензий к руководителям компании.

Если в ООО имеет место нулевой баланс, получить документы для закрытия ООО от ФНС и внебюджетных фондов не составит проблем. Это связано с тем, что у компании отсутствуют долги, а ее баланс равен нулю. Если решение о ликвидации принимается руководителем общества, проведение ревизии является неизбежным условием. Но этого не нужно бояться представителям компаний, имеющих небольшой финансовый оборот.

Особенность ревизии ФНС при банкротстве ООО

Банкротство — один из путей, позволяющий компании законным путем избавится от задолженности, и уйти от проверки со стороны ФНС. Закон не запрещает работникам налоговой службы проверять такие ООО. Но существуют обходные пути. Если руководство общества подает заявление в арбитражный суд, работники налоговой инспекции теряют возможность контролировать процесс. Это объясняется следующим образом:

  • Решение ФНС о привлечении должника к ответственности начинает действовать с момента закрытия реестра кредиторов. Если общество расплатилось с кредиторами, денег на покрытие требований ФНС уже не будет.
  • Если вероятность получения штрафов, дополнительных налогов и пени минимальна, интерес в ревизии несостоятельного ООО пропадает.
  • По закону долги выплачиваются в порядке очередности, оговоренном в статье 142. Налоги выплачиваются в третью очередь, поэтому вероятность получить долги очень низка.

Банкротство бывает двух типов:

  1. Добровольным. В этом случае в роли инициатора выступает сам должник. При этом схема ликвидации подразумевает упрощенный путь закрытия ООО, без проведения конкурса, а общее время на прохождение процедур составляет до полугода. Что касается арбитражного управляющего, он подбирается должником.
  2. Принудительным. В этой ситуации роль инициаторов берут на себя кредиторы, налоговая служба и прочие лица, которые заинтересованы в прохождении ликвидации. Схема реализации процесса простая, с наблюдением и проведением конкурса. По этой причине ликвидация общества занимает больше шести месяцев. Выбор арбитражного управляющего производится инициатором — стороной, которая запустила процесс банкротства.

Актуальные вопросы и ответы

В завершение приведем несколько моментов, которые больше всего интересуют бизнесменов при ликвидации общества:

  • Когда закрывать расчетный счет при прекращении деятельности компании? По закону ФНС вправе запретить закрытие ООО при наличии минимальных долгов. Если поспешить с закрытием счета, придется открывать его вновь. Вот почему эту процедуру лучше проводить «задним числом».
  • Возможна ли продажа компании по цене, которая меньше ее активов на момент смены участника? По закону это реально, ведь нижний предел продажи ООО нигде не оговаривается. Важно, чтобы в будущем общество не выдвинуло требований об упущении выгоды.
  • Реальна ли добровольная ликвидация, если по делу компании ведется административное производство, а судебного решения еще нет? В такой ситуации можно оформить и подать заявление на прекращение деятельности общества, но нужно быть готовым к длительной процедуре.

Как видно из статьи, ликвидация ООО может происходить многими способами и от выбранного пути зависит вероятность проверки ФНС. Если сделать правильный выбор, ревизии и, соответственно, дополнительных штрафных санкций можно избежать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector