Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы реорганизации юридических лиц по российскому законодательству

Смешанная реорганизация: пробелы закона и возможности практики

У бизнеса, особенно при наличии развитой холдинговой структуры, на определенном этапе развития может возникнуть потребность реструктуризации действующей системы управления. В качестве одного из способов реструктуризации может выступать реорганизация существующих юридических лиц с целью объединения компаний, занимающихся сходными видами деятельности, в одно предприятие. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, которые изменили правила реорганизации. Подробнее о том, почему реорганизация стала проще и удобнее, читайте в этой статье.

Такие компании могут существовать в разных организационно-правовых формах. При этом возможность проведения реорганизации в кратчайшие сроки является одним из основных факторов при принятии решения о реструктуризации Напомним: до недавнего времени реорганизация компаний различной организационно-правовой формы была невозможна: действовавшее до 1 сентября 2014 г. законодательство позволяло реорганизацию юридических лиц только одной организационно-правовой формы. Это значительно увеличивало сроки, а также расходы на реорганизацию. Сейчас ситуация изменилась: возможности реструктуризации значительно расширились. В частности, теперь разрешена реорганизация компаний различной организационно-правовой формы. В этой статье рассмотрены практические аспекты такой реорганизации в форме присоединения на примере присоединения непубличного АО к ООО. Выбор обусловлен тем, что именно эти ОПФ являются наиболее распространенными формами юридических лиц в России.

Действующий ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 час­ти первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмот­ренных абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ. Процеду­ра реорганизации ООО и АО законодательно закреплена не только в ГК РФ, но и в специальных законах (Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Пока указанные законы не приведены в соответствие с ГК РФ. Следствием этого является отсутствие четкого и понятного порядка смешанной реорганизации.

Реорганизация смешанного типа происходит по общим правилам
Порядок проведения реорганизации не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и прежде, реорганизация проводится в следующем порядке:
  1. инвентаризация активов и обязательств (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  2. принятие решения о реорганизации с утверждением договора о присоединении всеми участниками реорганизации и передаточного акта лицами, присоединяющимися к основному юридическому лицу (ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона об АО);
  3. уведомление налогового органа о начале реорганизации (ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
  4. уведомление кредиторов путем размещения в средствах массовой информации сообщения о реорганизации (ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Закона об АО). При этом нет необходимости выдерживать трехмесячный срок, преду­смотренный ст. 60 ГК РФ, так как в процессе реорганизации новое юридичес­кое лицо не возникает;
  5. проведение сверки расчетов с налоговым органом (ст. 32, 45 НК РФ);
  6. проведение совместного общего собрания акционеров (участников) обществ, реорганизуемых в форме присоединения.

Вопрос о том, нужно ли проведение совместного общего собрания, однозначно законом не решен. Дело в том, что утверждение договора о присоединении и передаточного акта происходит в рамках раздельных общих собраний акционеров (участников) реорганизуе­мых обществ, при этом все остальные вопросы, связанные с реорганизацией, разрешаются на общем собрании акционеров (участников), к которому осуществляется присоединение (в рамках, предусмотренных договором о присоединении).

В то же время п. 3 ст. 53 Закона об ООО подразумевает обязанность реорганизуемых обществ проводить совместное общее собрание участников в случае реорганизации в форме присоединения. Одновременно эта норма предоставляет участникам реорганизации значительную свободу в определении сроков и условий проведения такого собрания, поскольку в ней указано, что сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении. С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание несовершенное правовое регулирование смешанной реорганизации, во избежание возможных рисков технического отказа в государственной регистрации изменений в ­­ЕГРЮЛ, проведение совместного собрания участников (акционеров) обществ является ­обоснованным;

7) государственная регистрация новой редакции устава общества, к которому осуществляется присоединение одновременно с финальным этапом реорганизации, включающий в себя подачу заявления по форме Р16003 и иных до­кумен­тов, необходимых для регистрации реорганизации в форме присоединения.

Судьба уставного капитала и акций

Наличие среди участников реорганизации юридических лиц различной организационно-правовой формы влечет возникновение ряда вопросов, ответы на которые законодательство не содержит. Один из главных вопросов: что происходит с уставным капиталом присоединяемого общества? Действующая редакция Закона об АО содержит положение о том, что договором о присоединении должен быть преду­смотрен порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор о присоединении в числе прочего также должен содержать порядок формирования уставного капитала. Другими словами, участники реорганизации сами вольны определить порядок формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Действующая практика показывает, что на сегодняшний день существует несколько способов формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Участники реорганизации вправе выбрать наиболее подходящий для них способ формирования уставного капитала. При этом возможно несколько вариантов.

Первый вариант — уставный капитал реорганизуемого общества не изменяется и остается в том же размере, в котором он существовал до реорганизации. При этом если участники реорганизуемых общества не совпадают, собственники таких лиц также могут определить размер доли участия в уставном капитале общества после его реорганизации, отдельно стоит подчерк­нуть, что законодательством не установлена обязанность соблюдения пропорции в уставном капитале.

Второй вариант является более распространенным на практике. Он заключается в следующем: уставный капитал реорганизуемого общества формируется путем сложения уставных капиталов обществ, принимающих участие в реорганизации. В данном случае участники реорганизации также могут распределить доли участия в уставном капитале общества по своему усмотрению.

Еще одним важным вопросом при формировании уставного капитала реорганизуемого общества в форме АО является судьба акций. Действующее законодательство не разрешает этот вопрос. Но проект федерального закона о внесении изменений в Законы об АО и ООО предлагает дополнить Закон об АО ст. 20.1 «Особенности смешанной реорганизации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)» не внесен в Госдуму, размещен на сайте www.regulation.gov.ru с ID 00/04-17252/08-14/12-13-4). Этой статьей установлено правило о том, что договором о присоединении, утверждаемым участниками реорганизации, должен определяться порядок конвертации акций в акции и обмена акций на доли (паи) участвующих в реорганизации или создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Этой же статьей преду­сматривается обязанность предусмотреть в решении о реорганизации положения по вопросам создания такого юридического лица в случае создания в результате реорганизации компании иной организационно-правовой формы.

В данном законопроекте законодатель, вероятнее всего, рассматривает смешанную реорганизацию как двухэтапную реорганизацию (преобразование с последующим присо­единением). В таком случае в рассматриваемом примере вполне логичным представляется обмен акций присоеди­няемого общества на долю в уставном капитале основного общества (ООО), к которому осуществляется присоединение.

На момент публикации настоящей статьи автору не известно о существовании каких-либо официальных писем (разъяснений) ЦБ РФ или ФНС России по поставленному вопросу. Если руководствоваться положением, закрепленным в проекте, о том, что акции присоединяемого общества подлежат обмену на доли в уставном капитале ООО, представляется необходимым предусмот­реть порядок такого обмена в догово­ре о присоединении с указанием размера и номинальной стоимости доли каждого будущего участника ООО после реорганизации.

Действующее регулирование реорганизации акционерных обществ в форме присоединения обязывает участников реорганизации принимать целый ряд решений и фактичес­ких действий, направленных на государственную регистрацию акций (среди прочего можно отметить обязанность по утверждению решения о дополнительном выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение акций, проведение операции в реестре акционеров, связанные с реорганизацией, утверждение отчета об итогах выпуска).

С учетом того что в рассмат­риваемом примере — присоединения АО к ООО — акции будут обмениваться на доли, а значит, участникам реорганизации необходимо будет совершить ряд действий, однако значительно меньший, чем в случае с присоединением акционерных обществ. В частности, после регистрации финального этапа реорганизации (регистрация прекращения дея­тельности акционерного общества в результате реорганизации в форме присоединения) правопреемник акционерного общества, прекратившего свою деятельность, необходимо будет уведомить регистратора акционерного общества о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений в реестр акционеров и расторгнуть договор на ведение реестра в связи с ликвидацией акционерного общества. Кроме того, правопреемнику реорганизованного акционерного общества необходимо будет уведомить Банк России о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений (потребуется погашение выпус­ка акций). Сейчас действую­щее законодательство, к сожалению, не содержит перечня до­кумен­тов, которые необходимо будет представить в ЦБ РФ для подобного уведомления, однако мы полагаем, что это не может служить препятствием для надлежащего уведомления соответствующего органа.

Читать еще:  Личное банкротство гражданина плюсы и минусы
Процедура уведомления кредиторов

Реорганизация юридического лица имеет существенное значение для его кредиторов, поэтому необходимо осветить также порядок уведомления кредиторов о предстоящей реорганизации. Реорганизуемые общества обязаны опубликовать в средствах массовой информации сообщение о том, что их участниками было принято решение о реорганизации (п. 1. ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). В это сообщении необходимо указать сведения о принятом решении, данные о каждом создаваемом юридическом лице, порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований и другие данные. Процедура уведомления не претерпела существенных изменений и, как и прежде, заключается в обязанности общества, последним принявшего решение о реорганизации, либо общества, определенным решением участников обществ, принимающих участие в реорганизации, опубликовать дважды с периодичностью один раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о принятом решении о реорганизации. При этом, как было указано выше, трехмесячный срок для оспаривания решения о реорганизации, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, на реорганизацию в форме присоединения не распространяется.

Таким образом, введенная Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ смешанная реорганизация позволяет участникам хозяйственного оборота реструктурировать свой бизнес в более короткие сроки и с меньшими издержками. Тот факт, что действующие редакции специальных законов еще не приведены в соответствие, не должен отпугивать участников рынка от использования данного типа реорганизации. Практика показывает, что подобные реорганизации проводятся вполне успешно.

Реорганизация юридического лица — это.

  • Формы реорганизации юридических лиц
  • Виды реорганизации юридических лиц
  • Порядок реорганизации юридического лица
  • Способы подачи документов на госрегистрацию

Формы реорганизации юридических лиц

Перечень возможных форм установлен ст. 57 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ:

  1. Слияние. При этом несколько организаций прекращают свое существование, образуя 1 новое юрлицо. Все права и обязанности названных организаций в полном объеме в порядке правопреемства переходят к вновь созданному юрлицу (п. 1 ст. 58 ГК РФ).
  2. Присоединение 1 организации к другой. Оно влечет за собой переход прав и обязанностей от 1-й (присоединяемой) к 2-й в полном объеме, при этом новое юридическое лицо не образуется. К 1 юрлицу могут быть присоединены несколько организаций, которые по факту регистрации соответствующих изменений завершают свое существование.
  3. Разделение. 1 юрлицо прекращает свое существование, разделившись на несколько новых организаций. Переход прав и обязанностей производится на основании передаточного акта.
  4. Выделение организации из состава другого юрлица. Оно влечет образование новой организации (выделившейся). Одновременно из 1 юрлица могут быть выделены несколько — права и обязанности к каждому из них переходят в соответствии с передаточным актом. Существование прежней организации при этом не завершается, что отличает рассматриваемую форму реорганизации от разделения.
  5. Преобразование организации. Подразумевает смену организационно-правовой формы юрлица. Реорганизованное юрлицо прекращает свое существование. Все его права и обязанности переходят к вновь возникшему в полном объеме, за исключением прав и обязанностей по отношению к учредителям или участникам, если их состав в ходе реорганизации был изменен (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Виды реорганизации юридических лиц

Реорганизация юрлиц может быть осуществлена по решению:

  • учредителей (участников) организации (п. 1 ст. 57 ГК РФ);
  • органа юрлица, наделенного соответствующими полномочиями учредительными документами;
  • уполномоченных госорганов (п. 2 ст. 57 ГК РФ);
  • суда.

В первых 2 случаях можно говорить о добровольной реорганизации юрлица, в остальных — о принудительной.

Законодательство не содержит определений таких терминов, как добровольная и принудительная реорганизация. Основное различие между ними — субъект инициирования данной процедуры.

Добровольная реорганизация обычно преследует коммерческие цели, может быть связана с необходимостью избежать ликвидации юрлица, произвести смену состава участников и т. д.

К случаям принудительной реорганизации можно отнести:

  • разделение или выделение коммерческих организаций или приносящих доход некоммерческих фирм в принудительном порядке (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
  • разделение или выделение в принудительном порядке организаций, являющихся хозяйствующими субъектами в области электроэнергетики и не выполняющих предписаний ст. 6 ФЗ «Об особенностях функционирования…» от 26.03.2003 № 36-ФЗ (абз. 19);
  • слияние или присоединение кредитных организаций в принудительном порядке по требованию Банка России (ст. 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ).

Невыполнение предписаний по реорганизации юрлица в установленный госорганом срок может повлечь назначение судом по иску данного госоргана арбитражного управляющего с целью проведения такой реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Порядок реорганизации юридического лица

В данном процессе можно условно выделить 3 основных этапа:

1. Начало процедуры:

  • Принятие решения о проведении процедуры реорганизации учредителями (участниками) юрлица или его уполномоченным органом. Организация, принявшая указанное решение, в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом регистрирующий орган ФНС России по форме С-09-4 (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
  • В определенных случаях перед проведением реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих и финансовых организаций необходимо получение предварительного согласия органов Федеральной антимонопольной службы (ст. 27 закона № 135-ФЗ).
  • Внесение регистрирующим органом ФНС сведений в ЕГРЮЛ о нахождении юрлица в процессе реорганизации.

2. Уведомление кредиторов:

  • Публикация в средствах массовой информации (журнале «Вестник госрегистрации») сведений о начале процедуры реорганизации. Производится дважды каждым реорганизуемым юрлицом с периодичностью 1 раз в месяц.
  • Уведомление кредиторов в письменной форме в предусмотренных законом случаях (см. постановление 9-го ААС от 12.05.2005 по делу № 09АП-2604/05-ГК).
  • Сдача отчетности в органы ФНС и внебюджетные фонды.

3. Окончание процедуры (после 2-й публикации сведений о реорганизации):

  • Сбор пакета документов (в зависимости от формы реорганизации) и их передача в ФНС. Требования кредиторов об исполнении обязательств реорганизуемыми лицами в досрочном порядке могут быть представлены в течение 30 дней с момента 2-й публикации указанных сведений (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Соответственно, обращение с заявлением в ФНС допустимо только по истечении этого срока.
  • Получение документов о госрегистрации.

Способы подачи документов на госрегистрацию

Пакет документов, передаваемых в органы ФНС для завершения процедуры реорганизации, зависит от выбранной формы преобразования юрлица:

  • при присоединении — заявление по форме Р16003 и договор о присоединении;
  • при остальных формах реорганизации — заявление по форме Р12001, учредительные документы (оригиналы) в 2 экземплярах, договор о слиянии (оригинал) в 1 экземпляре, передаточный акт.

Регистрирующий орган может запросить документ об уплате госпошлины и подаче необходимых сведений в ПФР самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Названная документация может быть направлена в регистрирующий орган:

  • лично заявителем;
  • представителем заявителя на основании нотариальной доверенности;
  • по почте заказным письмом с описью вложения и извещением о вручении;
  • в электронной форме через сервис «Подача электронных документов на госрегистрацию».

Итак, законом установлены 5 форм реорганизации юрлиц. Процесс реорганизации всегда влечет переход прав и обязанностей в порядке правопреемства между организациями. О завершении процедуры свидетельствует внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Основания и порядок реорганизации юридических лиц

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Читать еще:  Конституционные обязанности граждан в рф понятие характеристика

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

5.преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Основания и порядок ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

26. Основания и правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота: он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы.
-Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
-Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность, о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца.
Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица — должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей
Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе — предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга. Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику — юридическому лицу, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Эти правила призваны сократить число необоснованных обращений с заявлениями о признании должников банкротами и исключить необходимость возбуждения судами дел о банкротстве организаций, имеющих небольшие долги.
При рассмотрении судом дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство
Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
2. Утратил силу.
3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ ВИДЫ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Понятие «реорганизация» закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Поэтому реорганизация, с одной стороны, — альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой — один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц. В соответствии с ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена только по решению:
— Учредителей и участников;
— Органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами;
— По решению уполномоченного органа или суда, о разделении или выделении.
В российском законодательстве определены следующие формы реорганизации:
Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние– объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение– «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение– образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение– образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование– прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Читать еще:  Заполнить миграционное уведомление о прибытии иностранного гражданина

Выделяют следующие виды реорганизации:

1.добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

2.принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.
Юридическое лицо является реорганизованным с момента государственной регистрации вновь учрежденных юридических лиц, кроме случая присоединения. Учредители и участники, а также орган юридического лица, которые приняли решение о реорганизации, в обязательном порядке должны уведомить своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков. При любой форме реорганизации, права и обязанности юридического лица переходят вновь созданному юридическому лицу по передаточному акту или разделительному балансу. В случае преобразования и слияния, права и обязанности переходят только по передаточному акту. Если реорганизация происходит в форме присоединения, — права и обязанности переходят к присоединяющему юридическому лицу по передаточному акту. Если реорганизация осуществляется в виде разделения, либо в форме выделения, то права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам на основании разделительного баланса.
В ГК закреплено правило, что если при реорганизации юридического лица его долги нельзя точно распределить между его правопреемниками, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица. В целях гарантии прав кредиторов специально предусмотрено правило реорганизации применительно к товариществам, если товарищество преобразуется в хозяйственное общество или производственный кооператив, каждый полный товарищ ставший членом в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к ООО или кооперативу от товарищества. Даже отчуждение бывшим товарищем принадлежащей ему доли в обществе не освобождает его от субсидиарной ответственности.

16 ЛИКВИДАЦИЯ ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ ВИДЫ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯЛиквидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1. добровольная ликвидация;

2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана; добровольное банкротство.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ. Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

17 БАНКРОТСТВО ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТАДИИСпециальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство)— признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). За исключением: казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации,

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаки (основания) банкротства:

1. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

2. неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 3 ФЗ устанавливает, что признаком банкротства юридического лица считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Задачи банкротства:

· возврат долгов кредиторам;

· восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector