Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Граждане как субъект права собственности на землю

4.4. Субъекты земельных правоотношений

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Степень наделенности правомочиями в земельных правоотношениях является главным критерием, определяющим правовой статус субъектов земельных правоотношений.

Объем правомочий субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

1. От вида субъекта. Так, если государство обладает универсальными правомочиями, юридические лица — специальными правомочиями, закрепленными в уставе, то граждане — в зависимости от вида гражданства: российские граждане обладают общими правомочиями, а иностранные граждане — теми же правомочиями, но за установленными законом изъятиями.

2. От поведения субъекта, имеющего юридическое значение. Например, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий субъекта, ведущего себя подобным образом.

3. От особенностей объекта данного земельного правоотношения, имеющих юридическое значение. Так, деградированные сельхозугодья, восстановление которых возможно лишь путем консервации в установленном порядке, превращают временного пользователя этими угодьями фактически во временного владельца ими, поскольку он лишается возможности эксплуатировать эти земли на период консервации.

4. От обстановки, в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе. Например, порядок хозяйственного использования земель, загрязненных тяжелыми металлами и подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяется законодательством России, т.е. общая свобода правомочий субъекта регламентирована специальными правовыми нормами.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране монопольным собственником земли было государство. Но в связи с переходом к рыночной экономике, к многообразию форм собственности и использования земли ситуация изменилась. Теперь субъектами земельных правоотношений являются РФ, ее субъекты, физические и юридические лица. Причем РФ и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю. Административно-территориальные единицы выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответствующих поселений. Все остальные субъекты земельных правоотношений – органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участниками отношений частной и общей собственности на землю.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правосубъектностью. Последняя представляет собой сложное понятие, которое состоит из земельной правоспособности и дееспособности. Под земельной правоспособностью понимается возможность лица иметь земельные права и обязанности, а под земельной дееспособностью — способность лица своим действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права. Кроме того, важнейшей характеристикой участников земельных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земельных правоотношений. Причем надо различать два различных порядка возникновения правового статуса – для физических и юридических лиц.

Так, у физических лиц земельная правоспособность возникает с момента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Таким образом, правовой статус участников земельных правоотношений у граждан в полном объеме появляется с восемнадцати лет, за рядом исключений. Эти исключения связаны с приобретением гражданином полной дееспособности до восемнадцатилетнего возраста, в случаях, определенных гражданским законодательством. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять в составе коллектива – садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоотношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являются субъектами земельных правоотношений.

Что касается юридических лиц, то у них правовой статус субъектов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной, так как ее объем и содержание определяются не только законом, но и целями деятельности юридических лиц, сформулированных в их учредительных документах. Причем необходимо отметить, что в отличие от несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, правоспособность которых имеет многоцелевой характер и не всегда реализуется, сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всегда реализуют свою земельную правоспособность, поскольку земля в сельском хозяйстве представляет собой незаменимое средство производства, и без нее их деятельность лишена смысла.

Основные положения дееспособности субъектов установлены в ЗК, определившем возможность приобретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

Наряду с правомочиями субъектов земельных правоотношений предусмотрены определенные свободы в использовании земель. В частности, вмешательство в связанную с использованием земли деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов со стороны государственных, муниципальных и других органов и организацией запрещается, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъектов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Правовой статус субъектов земельных правоотношений обусловлен следующими обстоятельствами:

1. Его возникновение, как правило, совпадает с моментом возникновения самих субъектов земельных правоотношений. Так, с момента государственной регистрации в местной администрации субъект приобретает права юридического лица, а значит, и права на обращение за получением земельного участка под тот или иной объект хозяйственной деятельности, не противоречащий уставу.

В то же время у граждан правовой статус окончательно появляется только при достижении совершеннолетнего возраста (18 лет), и если, к примеру пятилетний гражданин РФ получил по наследству право собственности на садоводческий земельный участок, то юридическую возможность распоряжения этим участком он получает только при достижении 18 лет, если законом не предусмотрено иное.

2. Моментом изменения правового статуса субъектов земельных правоотношений являются определенные законом обстоятельства. В частности, если арендатор земли – индивидуальный предприниматель признан банкротом по суду (ст. 25 ГК РФ), то договор может быть с ним расторгнут в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

3. Прекращение правового статуса субъектов земельных правоотношений связывается законом:

а) с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных условий (неправомерные действия);

б) с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекращения деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоотношений следует отнести правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. В частности, при использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции; при использовании земель населенных пунктов — соблюдение нормативов размещения объектов; при использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т. п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характерны бесконечным многообразием, трудно поддающимся классификации;

Что касается самих прав и обязанностей, которые присущи субъектам земельных правоотношений и в совокупности образуют их правовой статус, то они зависят от вида субъекта, от его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты. Так, объем правомочий физических лиц зависит от наличия у них гражданства РФ. Иностранцы обладают теми же правами, что и российские граждане, но за некоторыми исключениями.

Что касается субъекта, то здесь главным требованием является обеспечение целевого использования земли. Нарушение этого требования влечет за собой прекращение их земельных правомочий. При этом надо отметить, что особым субъектом земельных правоотношений является государство. Это связано с тем, что РФ является не только субъектом федеральной собственности на землю, но и субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции РФ 1993г., суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Все это говорит о том, что РФ не только осуществляет правомочия собственника земли, но также устанавливает и защищает ее границы, обеспечивает единство экономического и правового пространства в пределах своей территории.

Что касается объектов земельных правоотношений, то в ряде случаев, связанных с особенностями правового режима отдельных категорий земель (например, если речь идет о сельхозугодьях, восстановление которых возможно только путем их консервации), правомочия субъекта» таких отношений могут быть ограничены. Обстановка, в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, также способ» влиять на объем его правомочий. Например, если речь идет о землях, грязненных тяжелыми металлами и подвергшихся радиоактивному загрязнению, то порядок использования таких земель определяется за ном, и здесь вступают в действие специальные правовые нормы.

Кроме того, в теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на общие, которые присущи во субъектам земельных правоотношений, и специальные, которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов. К общим относятся прав субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом. Что же касается специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, то они складываются в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйственных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений – соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено бесконечное многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений а также то, что они трудно поддаются классификации.

Подводя итог изложенному в настоящем разделе, можно сделать следующие выводы:

1. Субъектами земельных правоотношений являются лица, наделенные действующим законодательством правами и обязанностями, достав точными для участия в тех или иных правоотношениях.

2. Субъекты земельных правоотношений обладают правовым статусом, складывающимся из определенных правомочий, на которые влияют вид субъекта, его поведение, особенности объекта и обстановка, в которой этот субъект действует.

3. Правомочия субъектов можно подразделить на общие и специальные. К числу общих относятся правоспособность и дееспособность субъектов, а к числу специальных — правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий.

4. Совокупность правоспособности, дееспособности субъектов земельных правоотношений составляет их правовой статус.

5. Правовой статус субъектов земельных правоотношений обусловлен моментами возникновения, изменения и прекращения правового положения субъектов.

6. Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные классифицировать затруднительно, поскольку они обусловлены особенностями используемых земель как объекта земельных правоотношений, исследованию которого и посвящен следующий раздел данной главы.

Граждане как субъект права собственности на землю

17. Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы

Читать еще:  Процедура покупки гаража у собственника

Субъектами права собственности на землю и природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Таким образом, действующая Конституция установила частную собственность на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности.

Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются следующим образом: государство – Российская Федерация и субъекты Федерации; муниципалитет – органы местного самоуправления; граждане – физические лица, обладающие статусом граждан; объединения с определенными особенностями – юридические лица, участниками которых в специфическом качестве людей быть и органы.

ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.

Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» также в качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования и перечисляет основания включения земельных участков в федеральную собственность, муниципальную и собственность субъектов РФ.

Следует различать два вида осуществления собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству и его органам в силу их конституционной природы наиболее свойственно осуществление права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию юридическим лицам, действующим в рамках частного права, в частноправовой форме.

Субъектное разграничение и установление на отраслевом уровне права действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права природопользования как в целом, так и применительно к различным объектам, целям и видам.

Во всех случаях, независимо от субъектной принадлежности или формы собственности, пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества.

Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ.

Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик.

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц.

Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

Субъекты и виды права собственности на землю

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве по субъекту. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, чтоземля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю,

Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:

— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

— участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами.

В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством.

Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за рациональным использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т. д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, нахо­дящимися в государственной и муниципальной собственности.

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников — граждан и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Частная собственность на землю может бытьиндивидуальной и коллективной,принадлежать гражданам и юридическим лицам. Закрепляя и гарантируя права граждан, Конституция РФ предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников. Общая собственность на землю граждан имеет место в случае, когда при реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных сельхозпредприятий трудовые коллективы этих хозяйств принимают решения о переходе соответственно к общей долевой или общей совместной собственности на землю. Общая совместная собственность устанавливается на земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависят от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования.

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

1) федеральной собственности РФ в целом и 2) собственности субъектов РФ — республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «Г» ст.72).

Муниципальная собственность на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие административно-территориальным единицам: районам, городам, сельским и другим населенным пунктам. Она получила правовое закрепление и урегулирование в соответствии со ст. 29 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.). В соответствии со ст. 40 данного закона органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Содержание права собственности на землю. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение — это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права — права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т. е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто «иметь» его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.

Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйственной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные законодательством обязанности:

1) соблюдать требования рационального использования и охраны земель;

2) сохранять экологическую обстановку в процессе их использования;

3) не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;

4) выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон;

5) вести строительство в соответствии со строительными нормами и правилами, с соблюдением проектов планировки и застройки.

Ограничениями прав собственника является право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельхозугодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником.

К числувременных ограничений правомочий собственника земли относятся:

1) строгое целевое использование земельного участка;

2) возможность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохозяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назначения. В противном случае только при наличии на то решения органа исполнительной власти субъекта РФ (в соответствии с Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.).

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Читать еще:  Какие граждане по закону считаются безработными

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– небольшие обособленные водные объекты – пруды, обводненные карьеры, – находящиеся на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 8 Водного кодекса РФ), а также водные биоресурсы, находящиеся в этих прудах и обводненных карьерах (ч. 2 ст. 10 Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

– объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, дикие животные, содержащиеся в неволе ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Правовой режим муниципальной собственности на природные ресурсы основывается на Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» включает в состав муниципального имущества земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с ФЗ. Сюда же входят пруды, обводненные карьеры, леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливается, чтонедра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Ни сами недра, ни их участки не являются предметами гражданского оборота. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Право собственности на недра и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы принадлежат исключительно РФ. Предоставление участков недр в пользование осуществляется на основе административного решения (лицензии) и договоров (соглашений о разделе продукции).

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

Регулирование объектов животного мира осуществляется ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ и ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12. 2004 № 166-ФЗ.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

К землям особо охраняемых территорий относятся земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное значение. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

Читать еще:  Как можно использовать материнский капитал

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

Право собственности на земельный участок

С точным значением этого понятия, а также, чем оно отличается от других правовых форм – владения, пользования, аренды – будет полезно познакомиться всем, кто имеет в своем распоряжении один или несколько наделов. Знание своих возможностей и обязанностей поможет избежать ошибок и непредвиденных трат.

Законодательная база и органы

Правоотношения, затрагивающие положение землепользователя, регламентируются нормативными актами:

  • Российской Конституцией. В статьях 8 и 9 закрепляются формы имущества и даются основные понятия о частном владении.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Вещные правоотношения рассматриваются в главе 17: это сделки, сервитут, аренда, бессрочное пользование и проч.
  • Земельный кодекс. Об имуществе рассказывают статьи 15-19 – главным образом, о различных типах собственников (государстве, физических и юридических лицах).
  • Федеральные законы и постановления.
  • Решения и распоряжения органов местного самоуправления.

В основном земельными отношениями занимаются местный муниципалитет и Кадастровая служба; для совершения сделок привлекается нотариус. Судебные споры решаются в районном суде или у мирового судьи – в зависимости от адреса ответчика и стоимости имущества, которое является предметом иска.

Виды земельной собственности

В зависимости от вида собственника все земли делятся на несколько категорий:

  • Частная. Форма, получившая свое распространение после отмены Земельного кодекса РСФСР. Ее субъектами являются юридические и физические лица. Тип подразделяется на коллективный и индивидуальный. Первый случай предполагает наличие большого количества собственников (например, многоквартирный дом), второй – одного. Такие ЗУ часто используются как объекты сделок – их продают, дарят, сдают в аренду.
  • Муниципальная и федеральных субъектов. Территории, принадлежащие городам, сельским поселениям, областям и республикам. Для того, чтобы купить надел, нужно обратиться в местный муниципалитет. Особенность – земля для покупки может быть выделена не всегда, а только при ее наличии. В частности, городским жителям получить ЗУ под ИЖС почти невозможно – для этого используются пригород или сельская местность.
  • Государственная. Все остальные земли являются владением государства – сюда относятся водный и лесной фонды, оборонные объекты, охраняемые зоны и запас.

Виды земельных прав

Право на землю может быть разным, при этом основными отличиями являются возможности, которыми обладает субъект – физическое, юридическое лицо, муниципалитет или государство.

Право прямой собственности

Эта норма является наиболее полноценной и состоит из трех правомочий:

  • Владение. Субъект имеет физический доступ к имуществу, в любое время и беспрепятственно.
  • Распоряжение. Возможность решать, что будет с наделом – останется в собственном владении, будет продан, подарен, сдан в аренду, под залог и т.п. Можно отдавать недвижимость во временную эксплуатацию – безвозмездную или с оплатой. Иными словами, решается его юридическая судьба.
  • Пользование. Возделывание, возведение построек и другие варианты получения выгоды от эксплуатации территории.

По сути право собственности на земельный участок делает его субъекта полноправным хозяином. Все действия по отношению к земле не должны выходить за рамки законодательства – гражданского и земельного.

Как можно пользоваться наделом (что разрешено законом):

  • Свободно передвигаться по территории, использовать ее для отдыха.
  • Возводить любые сооружения, но в рамках категории земель и разрешенного вида использования. Чаще всего это индивидуальное жилое строительство, постройка дачи, подсобных зданий. Территория может быть также оформлена под торговый павильон, производственное предприятие и проч.
  • Получать воду из наземных и подземных источников – рек, озер, прудов, скважин, колодцев.
  • Заниматься благоустройством, орошением, осушением.
  • Эксплуатировать верхний слой почвы для семейных нужд (или фермерство): выращивание плодово-ягодных культур, цветов, скота, птицы, разведение рыбы или пчел.

Отдельная возможность, которая предоставляется полноправному хозяину – заключать сделки, объектом которых является недвижимость:

  • Купля-продажа – передача права владеть, пользоваться и распоряжаться другому лицу за определенную плату и бессрочно.
  • Аренда – возможна лишь эксплуатация другим субъектом, в речение определенного промежутка времени и на конкретных условиях.
  • Дарение – безвозмездная передача по договору.
  • Использование надела в качестве залога.

Право безвозмездного и возмездного пользования

Чаще правовая норма носит срочный характер, при этом срок зависит от целевого использования надела и других факторов. В безоплатную эксплуатацию на установленное время наделы передаются:

  • В служебных целях. Территория предоставляется лицу на срок службы в организации.
  • Под индивидуальное жилое строительство.
  • Для сельскохозяйственных работ.

Через пять лет безвозмездного пользования лицо правомочно приватизировать ЗУ, т.е. перевести в частную собственность.

Если лицо, использующее землю, вносит за это систематическую плату, с ним заключается договор аренды. При этом он может лишь эксплуатировать надел, но не решать его юридическую судьбу (продавать, дарить и проч.). Собственником в этом случае является арендодатель, принимающий плату от съемщика. Именно он принимает решение о том, сдавать ли недвижимость в найм или использовать территорию самостоятельно.

Бессрочное пользование

Особенность – отсутствие конкретных сроков, в течение которых лицо может пользоваться ЗУ. Если принимающим субъектом является частное лицо, договор предусматривает пожизненную возможность эксплуатации надела. Аналогично по отношению к юридическому лицу – территория передается на весь период его существования.

Договор такого типа пользования регистрируется в местном муниципалитете. Обязательной регистрации подлежит сам надел – ему присваивается кадастровый номер (при отсутствии). Примеры бессрочных владельцев – казенные и бюджетные организации.

Сервитут

Сервитут – отдельный вид вещного права, которое является строго ограниченным. Как пример, лицам может быть разрешено проходить через участок к водоему или проезжать к другому объекту, как единственный способ эксплуатации. Такое право собственности на землю не лишает прямого собственника возможности владения, пользования и распоряжения ЗУ.

Признаки сервитутных норм:

  • Ограниченность использования – разрешены лишь определенные действия.
  • За эксплуатацию другими людьми хозяин может назначить плату.
  • Другие пользователи не могут приобрести надел в собственное владение, если на то не даст согласие прямой владелец.
  • Сведения о сервитутном обременении обязательно вносятся в Росреестр и указываются в выписке из ЕГРН.
  • Собственник владеет, пользуется и распоряжается имуществом в полной мере.

Виды сервитутных норм:

  • Частный. Возникает по договоренности двух участников – между хозяином и пользователем. Второй вариант появления – судебное решение.
  • Публичный. Предполагает только безоплатное пользование территорией. Выдается по решению регионального органа самоуправления. Характеризуется большим количеством участников.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Право владения земельным участком имеет особенность – такое имущество можно было получить до вступления в силу нового Земельного кодекса и беспрепятственно пользоваться им неограниченное время, в том числе, и сейчас. Современное законодательство не предусматривает возникновения подобных правоотношений – вместо них предлагается купить землю у государства или взять ее в аренду.

  • ПНВ принадлежит только частным лицам. Все юридические лица, получившие территории по распределению, по новым законам обязаны выкупить ее или взять в аренду.
  • Хозяин не может распоряжаться ЗУ, а лишь передавать его по наследству. В случае составления завещания земля переходит к указанным наследникам, при его отсутствии – по закону (близким родственникам). Все сделки (купля-продажа, аренда, дарение) с такими наделами не имеют юридической силы.
  • Владелец вправе полноценно эксплуатировать отрок: строить коттедж, дачу, гараж, хозпостройки, вести хозяйство.
  • Документом, подтверждающим владение, является Свидетельство о принятии наследства либо Распоряжение органа, выдавшего надел в пользование. Эти бумаги обязательны для переоформления надела в полноценное имущество, которым можно распоряжаться по своему усмотрению.
  • Все капитальные постройки на ЗУ необходимо регистрировать в Росреестре и оформлять в частную собственность.
  • Территория может быть изъята у пользователя – по решению суда или органа местного самоуправления. Распространенные причины – нарушение законодательства, ухудшение состояния почвы, загрязнение экологии и запустение.

В том случае, если хозяина не устраивает отсутствие возможности распоряжаться наделом – продавать, дарить, сдавать в аренду – рекомендуется приватизировать его.

Общие особенности вещных правовых норм

Что необходимо знать хозяину земли, как действующему, так и потенциальному, независимо от типа землепользования:

  • Собственником может быть только правоспособный и дееспособный гражданин. Законодательством допускаются случаи, когда в интересах владельца действуют его доверенные представители и опекуны.
  • При совершении сделок ЗУ и постройки на нем, в том числе, капитальные, рассматриваются как одно целое. В договоре они подробно описываются отдельно друг от друга, но передаются новому пользователю или хозяину, как один объект. Нельзя продать дом без надела, на котором он расположен, и наоборот. Аналогично касается дарения и наследства.
  • В частное владение можно получить далеко не каждый участок. Невозможно купить охраняемые земли, наделы в заповедниках, лесных и стратегических зонах.
  • ЗУ, не оформленные в индивидуальное пользование и не являющиеся собственностью муниципалитета, автоматически переходят государству.

Правомочия собственника зависят от вида земельного права. Его общие обязанности устанавливаются законом:

  • Эксплуатировать ЗУ строго в соответствии с земельной категорией и видом разрешенного использования. При необходимости можно обратиться за сменой ВРИ в уполномоченную службу.
  • Уплачивать земельный налог или арендную плату. В случае с наследуемым владением прямым собственником является муниципалитет, поэтому владелец может только использовать надел в личных нуждах.
  • Поддерживать территорию в надлежащем виде, предотвращать ее запустение, для сельскохозяйственных земель – своевременно вносить удобрения, орошать.
  • Не загрязнять окружающую среду, утилизировать мусор и прочие отходы в строго отведенных для этого местах.
  • Не нарушать права соседей.

Как оформить землю в частную собственность?

Сегодня государство стимулирует граждан, не являющихся полноправными хозяевами земли, выкупать ее – для расширения возможностей по владению и распоряжению. С появлением многофункциональных центров процедура упростилась – достаточно подготовить необходимые документы и написать заявление на приеме у сотрудника МФЦ.

Перед обращением для подачи заявки необходимо заключить договор купли-продажи с хозяином ЗУ и произвести оплату. Бумага обязательно заверяется у нотариуса. Документы, необходимые для МФЦ:

  • Правоустанавливающий нормативный акт – договор или решение местной администрации.
  • Бумаги, удостоверяющие личность (для ФЛ), или уставные документы (для ЮЛ).
  • Выписка из ЕГРН по наделу – с указанием его кадастрового номера, адреса, площади, категории и других характеристик.
  • Квитанция по оплате госпошлины.

Следует обратить внимание на то, чтобы Выписка была актуальной – была получена не ранее, чем за месяц до оформления. Ее можно получить как в службе Росреестра, так и на официальном сайте. Документ с электронной подписью имеет такую же юридическую силу, как и вариант, подписанный кадастровым служащим лично. После постановки на учет правоустанавливающего документа проводится регистрация права собственности – удобнее всего это сделать через сайт Госуслуг.

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector