Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Локальные нормативные правовые акты понятие виды

Локальные нормативные правовые акты: понятие, виды, способы разработки и принятия.

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

органов местного самоуправления;

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЛОКАЛЬНЫХ

Закон регламентирует действие локальных нормативных актов во времени, распространяя при этом на них принцип — закон не имеет обратной силы. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

При введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:

— утвержденный локальный нормативно-правовой акт может быть введен в действие только после проведения процедуры ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется;

— акты, которыми изменяются обязательные условия трудового договора, в силу статьи 74 ТК РФ могут вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием;

— в случаях, если в локальном нормативном акте содержатся правила, по которым предусмотрено проводить обучение, инструктаж и проверку знаний, то такой акт может быть введен в действие только после проведения соответствующего обучения, инструктажа и проверки знаний. Это документально оформляется.

В локально- нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативно — правового акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников информации о введении локального нормативного акта и его содержании. Данные сведения могут содержаться как в последнем разделе самого локального нормативно-правового акта, так и в отдельном приказе (распоряжении) работодателя. Эта процедура может быть регламентирована самостоятельным локальным нормативно-правовым актом организации, например стандартом предприятия или положением о порядке разработки утверждения и введения в действие того или иного вида локальных нормативно-правовых актов.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Реформирование в сфере ТП является причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать.

Реформирование в сфере трудовых правоотношений явилось причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать. Теперь это делается не только посредством исполнения норм государственных и федеральных органов власти, но и путем принятия внутренних локальных актов. Последние применяются в случае недостаточного государственного регулирования, или отсутствия разъяснений органов власти в целом.

Мы расскажем, что такое локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в каких случаях они необходимы, каким требованиям должны соответствовать.

Что такое локальные нормативные акты

Статьей 8 ТК предусмотрена возможность для субъекта трудовых отношений — работодателя (кроме физлица, не зарегистрированного в качестве ИП) разрабатывать локальные акты в сфере трудового права. Они издаются на основании законов и норм федеральных органов власти, коллективных договоров и соглашений.

Иными словами, это официальные документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы в сфере трудовых отношений между определенными субъектами.

Отличие локального нормативного акта от коллективного договора состоит в том, что перед заключением договора предшествует процедура осуществления переговоров между субъектами, кроме того, срок его действия ограничен. Порядок принятия локального акта четко не определен. Также он может быть как срочными, так и бессрочным.

Читать еще:  Доверительное управление наследственным имуществом учреждаемое нотариусом

Такой акт нельзя рассматривать как устранение пробелов в государственном регулировании отношений между субъектами трудового права.

К задачам локальных актов относятся:

  • конкретизация норм права в сфере трудовых отношений, принимая во внимание индивидуальность трудового процесса в отдельно взятой организации;
  • гарантирование соблюдения прав работников, предусмотренных нормативными актами государственной власти;
  • определение условий трудового процесса (если это напрямую относится к функциям работодателя).

Нормотворческие полномочия работодателя

Поскольку соблюдение локальных нормативных актов является предписанием, обязательным для всех субъектов трудовых отношений, такие акты издаются в виде положения, приказа, правила, инструкции и так далее.

Существуют следующие виды локальных актов в сфере трудовых отношений:

  • локальные акты (вне зависимости от названия), которые определяют трудовые нормы;
  • графики работы, смены, иные акты, конкретизирующие продолжительность рабочего процесса или перерыва;
  • локальные нормативные акты в сфере оплаты труда;
  • правила внутренней трудовой дисциплины (трудовой и пропускной режим, перерыв, отдых), трудовой распорядок, акты, регулирующие процесс приема-увольнения сотрудников, устанавливающие ответственность, права и обязанности сторон, поощрения, взыскания и так далее;
  • акты, касающиеся охраны труда (инструкции);
  • должностные инструкции, которыми определяются полномочия сотрудников;

Должностные инструкции разрабатываются руководителем единолично, согласования с представительными органами или профсоюзами не требуют.

Акты руководителя, не подлежащие применению

Локальные нормы (кроме должностных инструкций) принимаются, учитывая мнение выборных органов или иных представительных органов работников.

Если внутренний правовой акт ухудшает положение сотрудников по сравнению с государственными законами или федеральными актами органов власти, он не применяется. Кроме того, если он принят без согласования с представительным органом, то есть в нарушении ст. 372 ТК, такой акт также не применяется.

Регулирование трудовых отношений будет осуществляться на основании государственных норм или иных федеральных актов органов власти, положений, прописанных соглашениями.

Требования, предъявляемые к локальным актам

К процессу создания внутреннего нормативного акта целесообразно привлекать специалистов, имеющих полномочия. Поскольку такие акты являются составляющей частью государственного нормативно-правового регулирования в трудовой сфере.

При подготовке внутренних нормативных актов придерживаются следующих требований:

  • такие акты вносят в трудовые отношения определенные изменения, поэтому в процессе нормотворчества следует учесть финансовые возможности предприятия, возрастные, психологические и иные особенности сотрудников и так далее;
  • документ должен быть структурирован, то есть содержать вводную часть, где излагаются причины его принятия, содержать четкий перечень сотрудников, на которых распространяется, а также задачи, для выполнения которых предназначен, если в акте содержатся специальные термины, необходима их расшифровка;
  • в акте указываются реквизиты, которые придают ему статус официального, то есть наименование органа, его принявшего, ссылки на законодательные нормы, дата принятия, регистрационный номер, резолюция лица, имеющего полномочия его подписать;
  • исключается возможность полного либо частичного дублирования уже принятых норм, а если документ дублирует ранее изданный, в нем должна содержаться информация об отмене предыдущей нормы;
  • форма изложения должна быть лаконична, конкретна, доступна, но документ не должен содержать излишнюю конкретизацию или трудные для понимания термины.

Учет мнений представительного органа работников

Согласно трудовому законодательству, руководитель принимает локальные акты в области трудового права в пределах своих полномочий.

Упрощенный порядок принятия таких норм возможен, когда субъекты предпринимательства (работодатели) – физические лица, государственные или федеральные организации, либо органы власти. Если же работодатель — хозобщество или производственный кооператив, а также если на предприятии имеется субъект трудовых отношений — выборный орган или профсоюз, возможность единоличного принятия руководителем внутренних актов ограничена.

В определенных случаях руководитель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права или другие федеральные нормы, учитывая мнение выборного органа, представляющего интересы работников (ст. 8, п. 2 ТК).

Перед тем как принять решение, руководитель направляет проект акта в выборный орган, который в течение 5 дней должен направить мотивированное мнение. Если согласие на издание не получено, либо имеются замечания, руководитель может согласиться с такой позицией или провести дополнительные консультации.

Если окончательное согласие не было достигнуто, руководитель может издать внутреннюю трудовую норму, а представительный орган – обжаловать в установленном порядке, или инициировать процесс спора в федеральной комиссии.

Локальные нормативные акты

В каждой компании есть свои распорядки, правила и устои, у каждой компании своя политика взаимоотношений между сотрудниками и руководством. Как же это все урегулировать? С помощью локальных нормативных актов.

Что такое локальный нормативный акт

Локальные нормативные акты (ЛНА) – это документы, которые устанавливают нормы труда в компании. В этих актах работодатель фиксирует важные для рабочего процесса нормы и правила.

Главные задачи ЛНА:

  • урегулировать деятельность внутри компании и разрешить спорные ситуации;
  • урегулировать отношения между работодателем и сотрудником;

Локальные нормативные акты ни в коем случае не могут противоречить конституции и законам РФ.

Какие бывают локальные нормативные акты

О локальных нормативных актах написано в ст. 8 ТК РФ. Существует ряд обязательных ЛНА, которые утверждены на законодательном уровне:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • по оплате труда и премированию;
  • график отпусков;
  • установление порядка обработки персональных данных;
  • графики сменности, если они не являются приложением к коллективному договору;
  • штатное расписание;
  • правила и инструкции по охране труда;
  • о нормировании труда;
  • порядок аттестации.
Читать еще:  Как расторгнуть договор о передаче ребенка в приемную семью

В зависимости от рода деятельности компании, работодатель вправе разработать дополнительные ЛНА.

Как разработать дополнительные ЛНА?

Отметим, что у ЛНА нет законодательно утвержденной формы.

Шаг 1. Назначить группу, которая будет разрабатывать ЛНА. Это может быть группа из бухгалтера, юриста и сотрудника из отдела кадров.

Шаг 2. Разработать ЛНА можно с нуля, а можно взять за основу типовой документ и внести в него корректировки, исходя из специфики организации.

Шаг 3. Согласовать акт руководителями подразделений и с юристом, если он не входил в группу по разработке. Некоторые акты требуют обязательного согласования со всеми сотрудниками, например – график отпусков. В процессе согласования допускается вносить корректировки.

Шаг 4. Утвердить готовый акт с руководителем организации.

Шаг 5. Ознакомить сотрудников, если это требуется.

С какими ЛНА необходимо знакомить сотрудников?

С актами общего характера необходимо ознакомить всех сотрудников под подпись. Для этого нужно завести журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами.

Если акт специализированный — то ознакомить с ним нужно только тех, кто имеет к нему непосредственное отношение. Например, за акт о командировках не нужно расписываться человеку, который никуда не поедет.

Также порядок ознакомления сотрудников с актами можно установить в другом ЛНА.

Ответственность за отсутствие ЛНА в компании.

За отсутствие обязательных локальных нормативных актов в организации вы получите штрафы при первой же проверке государственного инспектора труда:

  • его должностных лиц — на сумму от 1000 до 5000 рублей;
  • организацию в целом — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • ИП — от 1000 до 5000 рублей.

Итог

Разработка локальных нормативных актов поможет вам не только урегулировать политику существования в компании, но и сэкономить существенные суммы на штрафах.

Локальные нормативные правовые акты

Нашими специалистами разработаны образцы некоторых актов, которые вы можете бесплатно скачать.

Трудовое законодательство позволяет регламентировать большую часть вопросов, касающихся трудовой деятельности сотрудников, на уровне организации. Делать это можно с помощью локальных нормативных правовых актов (ЛНПА).

Что это такое

Определение данного понятия можно найти в ст.1 Трудового кодекса РБ и ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 369-З «О нормативных актах Республики Беларусь». При этом ТК дает более узкое определение: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Создаются и принимаются ЛНПА в первую очередь для того, чтобы уточнить и конкретизировать отдельные нормы законодательства. То есть подробнее описать и определить те вопросы, которые недостаточно детально описаны в Трудовом кодексе или могут стать предметом спора.

Характерные особенности

Для ЛНПА характерно следующее:

1. ЛНПА – это разновидность нормативных правовых актов, поэтому в их основе всегда должны лежать реально существующие правовые нормы. Их цель – конкретизировать данные акты с учетом специфики работы именно вашей организации. Так, например, можно подробно определить действия работников при работе с дебиторской задолженностью или прописать регламент работы комиссии по проведению процедуры закупок.

2. Одно из ключевых требований к локальным актам: они не должны отрицательно сказываться на положении работников.

ЛНПА, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК Республики Беларусь).

3. ЛНПА могут быть приняты как самостоятельно нанимателем (например, утверждение перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности), так и совместно с профсоюзом (коллективный договор, вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха и др.)

4. Обязательно должны быть в письменной форме. Но, чтобы акт имел юридическую силу, мало его просто напечатать, необходимо также указать реквизиты организации, поставить дату, печать, подпись.

Создание каждого ЛНПА проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение. Утвердить можно соответствующим грифом и собственноручной подписью должностного лица прямо в документе (пишем «УТВЕРЖДАЮ»), либо отдельным приказом/распоряжением (пишем «УТВЕРЖДЕНО»).

Обращаем ваше внимание, что Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, установлен перечень документов создание и хранение которых может быть организовано в электронном виде (приложение 20). Данный перечень является исчерпывающим и состоит из 303 документов. В частности в перечень вошли: графики дежурств работников, графики трудовых отпусков, графики работ (сменности), проекты приказов, распоряжений, указаний руководителей организаций, уставов организаций, документы по их разработке (докладные записки, справки, сведения, отзывы и др.), регламентов, инструкций, правил, положений, методических указаний и рекомендаций и др. Т.о. можно сказать, что в основной массе законодатель пока допускает создавать и хранить в электронном виде только подготовительные документы к ЛНПА.

Справочно: c 7 сентября 2017 г. вступили в силу дополнения и изменения, внесенные в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, которые утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.08.2017 № 167. Это обусловлено введением в действие с 01.06.2017 СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

5. Сроки составления некоторых ЛНПА утверждены законодательством.

Читать еще:  Оформить снилс через интернет — можно ли заказать и получить онлайн через госуслуги

Так, график трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

6. Доминирующим субъектом локального нормотворчества является наниматель, который может (а в отдельных случаях — обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

Остановимся на актах, принятие которых обязательно в любой организации. К их числу относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 195 ТК);
  • штатное расписание (ст. 194 ТК);
  • должностные инструкции работников (ст. 194 ТК);
  • графики работ (сменности) (ст. 194 ТК);
  • графики отпусков (ст. 194 ТК);
  • положение и инструкция по охране труда и технике безопасности (ст. 194 ТК).

7. ЛНПА предназначены только для использования внутри конкретной компании. Акты могут распространятся и на несколько компаний, но только в случае с корпорациями и холдингами).

8. Наниматель обязан довести до сведения и зафиксировать факт ознакомления работника с ЛНПА.

Ст. 54 ТК установлена обязанность нанимателя при приеме на работу ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.

Для ознакомления работников можно использовать лицевую сторону последнего листа, либо его оборотную сторону, либо лист/журнал ознакомления с каждым видом ЛНПА, где учиняется подпись работника с расшифровкой подписи и указанием должности и даты.

!Ознакомить работника с содержанием ЛНПА в области трудовых отношений важно для работника, и для нанимателя, так как неисполнение требований ЛНПА нанимателя является поводом для привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Также обязанностью нанимателя будет внесение изменений в ЛНПА в случае изменения законодательства. При этом будет необходимо ознакомить с этими изменениями сотрудников. Внести изменения наниматель может и по собственной инициативе, но здесь важно помнить, что не допускается принятие актов, ухудшающих положение работников.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором ЛНПА разрабатывался и утверждался.

9. Возможность оперативно реагировать на изменения в организации труда.

10. Позволяют создать более благоприятный климат в копании и более комфортные условия труда для сотрудников. Например, с помощью ЛНПА можно установить привлекательные моральные и материальные стимулы. Это может помочь привлекать и удерживать ценные кадры, тем самым повышая конкурентоспособность компании.

11. Полный перечень ЛНПА законодательно не установлен. То есть, помимо обязательных по закону и типовых актов, наниматель вправе принимать и другие акты, если это необходимо.

Например, с их помощью можно закрепить деловые обычаи, корпоративные традиции (чествование передовиков производства), эстетические нормы (дресс-код). Однако, их наличие необязательно.

Места и сроки хранения

Оригиналы утвержденных актов, как правило, хранят в одном месте. Это может быть канцелярия, отдел кадров или другое подразделение компании. А те отделы, деятельность которых регулируется тем или иным актом, должны иметь у себя его копию.

Хранение ЛНПА осуществляется по правилам делопроизводства (составляются описи дел, устанавливается номенклатура), а срок хранения устанавливается Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленным постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140.

Для тех документов, которые хранятся в электронном виде, применимы те же сроки, что и для бумажных. Если срок хранения электронного документа превышает 10 лет, он отображается на бумажном носителе в случае отсутствии в организации технических возможностей по хранению такого документа.

Как правило, разработкой ЛНПА занимается кадровая или юридическая служба компании. Независимо от того, есть в организации такие службы или нет, разработка локальных актов может быть передана независимым юристам или юридическим организациям. В любом случае, не рекомендуется поручать разработку ЛНПА специалисту, основные обязанности которого относятся к другой сфере деятельности. Так или иначе, если вы не уверены в собственных силах, лучше обратиться за квалифицированной помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector