Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мониторинг законодательства проводится только по федеральным законам

Мониторинг закупок по 44-ФЗ: что это за процедура, кем и как она осуществляется?

Мониторинг в сфере закупок – это мощный инструмент, направленный на выявление слабых мест всей системы и конкретных нарушителей, которыми могут быть заказчики или ответственные сотрудники контрактного отдела в организации.

Контроль данной проверки осуществляет исполнительный орган федеральной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Оценка деятельности выносится на основании сведений, размещенных в Единой информационной системе.

По итогам проверки исполнительный орган должен подготовить и опубликовать в ЕИС сводный аналитический отчет, которым могут пользоваться тендерные специалисты в рамках оказания услуг по тендерному сопровождению и анализу заказчиков, в частности.

В статье рассказываем, что это за процедура, в каких случаях проводится, какие имеет особенности, и для чего она нужна.

  1. По каким правилам и в каком порядке осуществляется мониторинг?
  2. Для чего нужны комплексные меры проверки?
  3. Требования к итоговому сводному отчету
  4. В каких случаях проводится аудит по результатам оценки?
  5. Заключение

По каким правилам и в каком порядке осуществляется мониторинг?

Определение мониторинга в области государственных закупок появилось относительно недавно – 1 января 2017 года. Согласно принятым мерам такой мониторинг должны систематически проводить федеральные власти, чтобы установить, насколько правильно функционирует контрактное законодательство. Итоги данного специального исследования позволяют повышать уровень эффективности всей закупочной системы, действующей на территории нашей страны.

Аналитический срез проводимых закупок помогает формировать общее представление по итогам всех реализованных мер наблюдения и судить о правилах и принципах государственных и муниципальных торгов, изложенных в действующем законе.

Мониторинг регулируется статьей 97 44-ФЗ. В данном нормативе дается определение мониторинга, как и кем проводится и для каких целей. Оценку проводимых процедур и меры по улучшению контрактного законодательства исполнительный орган указывает в сводном аналитическом отчете, который направляет в ЕИС (ч.6 и 7 ст.97 44-ФЗ).

Правительство РФ в своем Постановлении № 728 от 26.08.2013 г. наделило полномочиями проводить такие комплексные исследования Министерство экономического развития РФ. Именно эта структура несет ответственность за осуществление мониторинга в сфере закупок.

При проведении мониторинга появляется понимание, насколько грамотно и качественно заказчики проводят закупочные мероприятия. То есть обеспечивается принцип прозрачности в сфере государственных торгов, который является одним из ключевых в контрактном законодательстве.

Исследование охватывает все этапы реализации процедур – от формирования планов-графиков до полной отработки всех их условий. Что проверяется методом проведения мониторинга:

  • открытость и прозрачность информации при проведении мероприятий;
  • обеспечение конкуренции;
  • компетентность заказчика;
  • единство контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • эффективность всех мер, связанных с закупками.

Результатом проводимого мониторинга должно стать установление реальной ситуации, которая существует в области государственных торгов. Это делается путем соблюдения некоторых требований:

  • до начала комплексных действий по установлению реальной картины в сфере закупок нужно составить план-стратегию будущих мер, чтобы в полной мере можно было проанализировать показатели, выявленные в процессе исследования;
  • опираясь на отчеты, полученные от заказчиков государственного и муниципального уровня, а также относящихся к ним иным организациям, необходимо сформировать единую базу для осуществления наблюдения;
  • общая база составляется на основании информации, собранной за год, предшествующий году осуществления комплексных мер;
  • изучение всех собранных сведений проводится ответственными лицами того отдела Минэкономразвития, который выполняет непосредственный контроль за функционирование действующего законодательства и реализацию его положений;
  • сводный отчет по итогу всего мероприятия формируется на основании проведенного наблюдения, готовится и направляется для ознакомления руководителем ведомства до конца апреля года, который следует за отчетным.

В итоговом документе должны быть отражены не только сведения, полученные за год, но и отчеты по каждому кварталу, подготовленные по результатам промежуточной оценки.

Специалисты уполномоченного органа при осуществлении комплексных мер проверки пользуются сведениями из ЕИС, в которых отражены как конкретные показатели по процедуре, так и итоговые сводные отчеты (ч.3 ст.97 44-ФЗ).

Для чего нужны комплексные меры проверки?

Мониторинг контрактной сферы должен был проводиться для достижения определенных целей. Мы говорим «должен был», потому что с 1 октября 2019 г. утратила свою силу часть 2 ст.97 44-ФЗ, в которой указывались эти цели. Также с этого времени перестала действовать статья 13 44-ФЗ, в которой были указаны нормы, подлежащие проверке со стороны исполнительного органа.

Для расширения кругозора наших читателей мы эти цели назовем, но они на сегодняшний день больше не актуальны, а проверка осуществляется путем обращения к сведениям из Единой информационной системы:

  • проанализировать, насколько точно соблюдаются нормы ст. 13 44-ФЗ (в отношении целей конкретных процедур и всей контрактной системы в целом, в отношении обеспечения международного сотрудничества, за которое отвечает РФ, включая и власти различного уровня, а также в отношении исполнения обязательств, предусмотренных законодательством для федеральных властей, и для осуществления тех полномочий, которые вправе совершать данные власти);
  • оценить, как соблюдаются принципы обоснованности проводимых процедур, изложенных в ст.18 44-ФЗ;
  • провести действия, которые нацелены на улучшение действующего законодательства о контрактной системе, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие контроль нынешней сферы закупок на территории РФ.

Требования к итоговому сводному отчету

О сводном аналитическом отчете, который составляется по итогам проверки, говорится в ч.5-7 ст.97 44-ФЗ, а требования к этому специальному документу изложены в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1193. В документ вносятся итоги комплексной проверки по обеспечению государственных и муниципальных контрактов, вынесенных на торги. Данная форма введена в обиход контроля над контрактным законодательством, чтобы протоколировать результаты наблюдений и оценки в сфере закупок и показывать:

  • насколько четко функционирует данная сфера, какие есть проблемные места и какой нужно сделать акцент на решении выявленных пробелов или нарушений со стороны заказчиков, а также проводить разные мероприятия, нацеленные на изменение положений контрактного законодательства для улучшения реальной обстановки;
  • насколько компетентны заказчики при планировании мероприятий; публикации закупочной документации; как происходит анализ сведений о несостоявшихся торгах; обо всех заключенных контрактах, включая и те, которые были подписаны по итогам несостоявшихся мероприятий; оценка объема и качества организованных заказчиками торгов; а также о том, каков объем закупок у различных групп поставщиков по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и способов предоставления преимуществ различным категориям поставщиков;
  • какие исполнители и каким образом исполняли свои обязательства, а также какой объем контрактов и по каким причинам был расторгнут;
  • получение сведений о применении актуальных информационных инструментов для формирования открытости и прозрачности в сфере госзакупок;
  • какие действия необходимо совершить, чтобы улучшить нормы действующего контрактного законодательства и помогать максимальному соблюдению его требований.

Если по итогам мониторинга были выявлены нарушения или игнорирование норм контрактного законодательства, то в отношении виновного заказчика может быть организована аудиторская проверка.

В каких случаях проводится аудит по результатам оценки?

Аудит в рамках государственных закупок появился сравнительно недавно, но он должен проводиться обязательно в определенных случаях:

  • в случае возникновения сомнений со стороны специалистов проверяющего органа, что проводимые процедуры соответствуют нормам законодательства;
  • в случае возникновения сомнений, что правильно ведется бухгалтерская документация по мероприятию;
  • отчетность, предоставленная заказчиком, не до конца информирует о проводимой процедуре, либо не отражены отдельные ее этапы (намеренно или случайно), и это не дает сформулировать выводы о правомерности закупки;
  • существующие отношения сторон, изложенные в договоре, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, подготовлены несоответствующим образом;
  • в случае появления сомнений, что предоставленные ресурсы используются правильно и по назначению, в том числе и полученные из различных уровней бюджета для закрытия потребностей проверяемого государственного или муниципального заказчика.

После того как аудит был проведен, его результаты заносятся в специальный отчет. Информация из этого документа является основанием для инициации мероприятий по ликвидации всех обнаруженных нарушений.

Заключение

Мониторинг в сфере закупок, безусловно, необходим. Это проверка, которая показывает слабые стороны закупочной системы, позволяет выявить некомпетентных заказчиков и непрофессиональных работников контрактного отдела. А по результатам этой проверки проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение нормативно-правовой базы, касающейся государственных закупок.

Оценка действий заказчиков и анализ всех этапов закупочных процедур позволяют соблюдать ключевые принципы осуществления закупок: открытость, прозрачность, конкурентная борьба, доступность любому заинтересованному лицу. Ведь не секрет, что некоторые недобросовестные заказчики, могут «затачивать» торги под «своего» поставщика, ущемляя тем самым интересы других потенциальных исполнителей и ограничивая конкурентную борьбу. А благодаря мониторингу таких нарушителей становится меньше. Этому способствуют еще и немаленькие штрафы в отношении виновных лиц.

Обнаруженные недостатки в системе становятся основанием для проведения аудита в организации заказчика. Если сомнения исполнительного ведомства подтверждаются, то заполняется специальный отчет, основываясь на котором, заказчик должен устранить свои нарушения и тем самым улучшить работу контрактного отдела в дальнейшем.

Читать еще:  Какие документы нужны для замены паспорта

Мониторинг в сфере государственных и муниципальных закупок на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Создание функционирующей в настоящее время системы государственных и муниципальных закупок главной целью имело обязательное превращение этой системы в максимально прозрачную систему. Именно для этих целей осуществляется проведение всестороннего мониторинга при осуществлении государственных закупок.

  • Правила и порядок проведения мониторинга
  • Цели проводимых проверок
  • Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга
  • Случаи проведения аудита по итогам мониторинга

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга

Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:

  • каким образом развивается контрактная система в сфере закупок, а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
  • каким образом ведут себя заказчики, в том числе в части планирования закупок; размещения информации о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о несостоявшихся процедурах; о всех заключенных контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
  • общий вид и порядок поведения исполнителей по заключенным, исполненным или расторгнутым контрактам;
  • получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
  • какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.

В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.

Случаи проведения аудита по итогам мониторинга

В части государственных закупок проведение аудита – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:

  • если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам, которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
  • возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
  • предоставленные отчеты не отражают полной информации, либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких нарушений в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
  • существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом;
  • возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.

Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.

Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ

1. «Собрание законодательства РФ» – название этого издания говорит само за себя — здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы. «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru

Читать еще:  Отказ подсудимого от дачи показаний в суде

2. «Парламентская газета» – совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» — это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

3. «Российская газета» — как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» — это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru.
«Российская газета» — это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Справочные правовые системы в России или г де ищут законы юристы

Система «Законодательство России»

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС — «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов — перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И «Гарант», и «КонсультантПлюс» в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс»

Полное название — справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт «Консультанта» появился в 1997-м, а сама система еще раньше — в 1992. Для будущих правозащитников мир «Консультанта» открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все «правильные» документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия «Консультанта».

Если вы читали книгу Максима Батырева «45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет», то наверняка помните собственную историю автора — о том, как он продавал программу «КонсультантПлюс» и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй — к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия «Консультанта» и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:

Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:

Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите «красный кирпич». Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система «Гарант»

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru. «Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда — «Гарант» и «КонсультантПлюс»

Сегодня сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:

Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.

Поиск по фразе «закон об ООО» я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте «Консультанта», а там он «закрыт», попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и «Консультант», и «Гарант» их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе «Законодательство России».

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В «ТехЭксперте» много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же «Консультанте»). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов — «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета», «Российская газета» и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем — «Консультант» и «Гарант» сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в «Гаранте», и в «Консультанте» есть справка с указанием источников публикации.

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

На что распространяется Закон № 248-ФЗ о государственном (муниципальном) контроле и надзоре

Что проверяют

Основной объект государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по Закону № 248-ФЗ – обязательные требования, установленные законом. Проверяющие действуют на предупреждение, а также выявление и пресечение нарушений таких требований.

Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ, к госконтролю и надзору не относятся:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях ОВД и иными органами дознания;
  • оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по прокурорскому надзору;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки РФ (СВР);
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов ФСБ;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.
Читать еще:  Понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения

Перечисленные виды деятельности регулирует не Закон № 248-ФЗ, а свои профильные законы в каждой сфере.

Лицензирование

Процесс лицензирования в России происходит в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон № 248-ФЗ здесь действует частично и применяется в отношении проведения:

  • плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиаты);
  • внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий лицензиатов;
  • профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

Важно, что проведение планового контроля в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям. Это такая госуслуга.

На какие сферы не распространяется Закон № 248-ФЗ

Согласно ст. 2 Закона № 248-ФЗ, его положения не применяются к организации и осуществлению:

  • госконтроля (надзора) в пунктах пропуска через госграницу РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом;
  • госконтроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства РФ об экспортном контроле; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;
  • государственного портового контроля;
  • контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, госконтроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
  • надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД;
  • госнадзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
  • контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств госкорпорациями;
  • контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
  • контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об АО и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в АО;
  • контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере в отношении госзаказчиков и организаций – исполнителей госконтрактов, предусматривающих проведение НИОКР и технологических работ;
  • контроля за деятельностью специализированных НКО, которые занимаются обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ) и контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ);
  • контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;
  • контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности;
  • лесной охраны.

Далее хоть и перечислены виды государственного контроля (надзора), но нормы Закона № 248-ФЗ не применяются к их организации и осуществлению. Это:

  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий;
  • федеральный госконтроль (надзор) за оборотом оружия (кроме соблюдения лицензионных требований при разработке, производстве, испытании, установке, монтаже, техобслуживании, ремонте, утилизации и реализации вооружения и военной техники; разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов; разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов);
  • федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной деятельности;
  • федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной деятельности;
  • федеральный госконтроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • федеральный госконтроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • федеральный госконтроль (надзор) в сфере миграции;
  • федеральный госнадзор за деятельностью НКО;
  • надзор и контроль за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях;
  • федеральный госнадзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
  • госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профезаболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
  • федеральный госнадзор использования атомной энергии; федеральный госнадзор ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; федеральный госнадзор в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны РФ, а также на ядерных объектах выполнения заказов в интересах обеспечения обороны РФ; госконтроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, кроме ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны;
  • лицензионный контроль деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при работах по использованию атомной энергии в оборонных целях, вкл. разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
  • контроль при ввозе в РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из РФ в государства, не входящие в ЕАЭС, драгметаллов, драгкамней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
  • госконтроль за соблюдением законодательства РФ о СМИ без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль и надзор за обработкой персональных данных без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль в области связи без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • контроль за излучениями радиоэлектронных средств и/или высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Защита прав при проверках

Защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзора) и муниципального контроля в России регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но скоро – с 1 января 2025 года – он утратит силу. Об этом говорит ст. 85 Закона-спутника от 11.06.2021 № 170-ФЗ (к Закону № 248-ФЗ).

До указанной даты его положения применяются только в отношении:

  • 15 видов контроля и надзора из числа не включенных в предмет регулирования Закона № 248-ФЗ (это некоторые виды лицензионного контроля, антимонопольный, за СРО, миграционный, гособоронзаказ, наркоконтроль и др.);
  • уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Особенности применения

  • особые экономические зоны (ОЭЗ);
  • инновационный центр «Сколково»;
  • свободные экономические зоны;
  • Крым и город Севастополь;
  • территории опережающего социально-экономического развития;
  • свободный порт Владивосток;
  • в Арктической зоне;
  • «Сириус».

Внесены соответствующие изменения в законы об этих территориях.

Где действует своё законодательство

  • федерального государственного пожарного надзора;
  • федерального государственного энергетического надзора;
  • федерального государственного строительного надзора;
  • федерального государственного метрологического контроля (надзора);
  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и др.

Действие Закона № 248-ФЗ

В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводят в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год.

При этом с 01.07.2021 по 31.12.2021 контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

На плановые проверки, запланированные на 2021 год, Закон № 248-ФЗ не повлиял. Но Правительство РФ может установить особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юрлиц и ИП в целях учета положений Закона № 248-ФЗ.

Если проверка или иное мероприятие контроля (надзора), а также оформление её итогов не завершены на 01.07.2021, то для таких незавершенных фактов действуют правила, которые были актуальны на дату начала этих проверок. То есть, Закон 248-ФЗ здесь неприменим.

До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых проверяющими действиях, принимаемых решениях и актах, направление ему документов и сведений разрешено на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае:

  • невозможности информирования в электронной форме;
  • поступил запрос контролируемого лица (срок ответа – 10 рабочих дней).

Но Правительство РФ или положение о конкретном виде госконтроля (надзора) может установить иное.

По общему правилу документы, оформляемые проверяющими при контроле (надзоре), а также привлекаемыми специалистами, экспертами составляют электронными и подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью с 31 декабря 2023 года (ч. 1 ст. 21, ч. 14 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Но для некоторых видов контроля (надзора) по решению Правительства РФ, это может произойти и ранее.

Также установлен подход в зависимости от времени подачи жалобы

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector