Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

Реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранец – лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относится к обычаям и традициям ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности (статья 4.3.10. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН) (27. C .45).

Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в Конституции Российской Федерации.

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом собственных граждан. Практическая значимость изложенного состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане страны пребывания. Отмеченная черта имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима.

В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств, как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах.

На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-правовых гарантий. Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором.

В Российской Федерации в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России. На постоянных граждан из числа жителей Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • временно проживающих в Российской Федерации;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и некоторые другие категории иностранных граждан.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Данные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан связаны прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран, их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Однако, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое право, в частности, закреплено в ст. 1 Закона г. Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г.

Наравне с гражданами РФ иностранцам гарантируется свобода совести, неприкосновенности личности и жилища.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относятся к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России (ч. 2 ст. 3).

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры.

Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Читать еще:  Переработка на работе что делать

Во-первых, иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительного регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

  • иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровью наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26-28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима полностью совпадают с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении культурного достояния России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права.

Так, в соответствии с законом от 15 августа 1996 г., иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Изложенные выше положения в отношении реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Довольно часто ко мне обращаются с двумя категориями вопросов, касающихся имущественных отношений иностранных граждан и лиц без гражданства. К первой категории относится вопрос — могут ли, иностранные граждане и лица без гражданства на территории России владеть движимым и недвижимым имуществом? Вторая категория вопросов – это поможет ли наличие недвижимого имущества в собственности легализации в России?

В своей статье я постараюсь поэтапно рассказать Вам об имущественных отношениях иностранных граждан и лица без гражданства на территории России, их плюсах и минусах.

Начнем с вопроса «право имеющего».

Согласно статье 1205 Гражданского Кодекса РФ, права иностранных граждан на собственность на недвижимость практически ничем не отличаются от прав россиян. Каких-либо возрастных ограничений на право собственности на недвижимое имущество в России нет. Иностранные граждане имеют право приобретать квартиры, дома, гаражи и т.д. на территории России наравне с российскими гражданами. Однако в соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ существует ряд ограничений в плане приобретения земли иностранцами. Так иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права обладать на правах собственности земельными участками, расположенными в приграничных территориях. Не допускается предоставление иностранным гражданам участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также, запрещена передача в собственность земель сельскохозяйственного назначения. Ограничения, предусмотренные для иностранных граждан на приобретение ими земель сельхозназначения, не распространяются, если земельный участок приобретается иностранным гражданином под индивидуальное жилищное строительство (например, строительство жилого дома).

Кстати, где нельзя иностранцам иметь наделы — Азовский район, Каменский район, Красносулинский район, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Миллеровский район, Неклиновский район, Родионово-Несветайский район, Тарасовский район, Чертковский район, г. Азов, г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Каменск-Шахтинский, г. Новошахтинск, г. Таганрог. Указом главы государства утвержден перечень этих приграничных территорий, где иностранные граждане, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Среди всего 380 территориальных образований значатся семь городов и десять районов Ростовской области. Как раз те, которые соприкасаются с российско-украинской границей, и в их числе — морские порты Азов и Таганрог.

Теперь о документах – это, в первую очередь, документы, подтверждающие легальное нахождение на территории РФ иностранного гражданина и лица без гражданства. Это либо виза, либо вид на жительство, либо разрешение на временное проживание в РФ, либо талон уведомление о прибытии и документ, удостоверяющий личность.

Приобретая жильё в России, вы не должны рассчитывать на то, что ваша покупка создаст вам какие-то дополнительные льготы, связанные с режимом вашего пребывания в Российской Федерации. То есть данная ситуация не решает ваших проблем с оформлением вида на жительство, с получением разрешения на работу, гражданства и т.д.

Большим, и на мой взгляд, серьезным плюсом в вашей ситуации может быть то, что каждый раз обращаясь по вопросу регистрации по разрешению на временное пребывание, по виду на жительство, продлевая регистрацию по патенту вам не надо уговаривать собственника жилья на поход в орган по вопросам миграции, и что самое плохое в ситуации с иностранными гражданами и лицами без гражданства – вы не покупаете фиктивную регистрацию. (о последствиях фиктивно регистрации написано в другой статье). В данном случае вы совместили, что называется, «два в одном».

Что касается движимого имущества, то в этом вопросе есть своя тонкость и вопрос скорее звучит: «А можно зарегистрировать автомобиль на друга, гражданина России?»

Начнем с конца. Здесь есть свои плюсы и минусы, в том числе и для гражданина России. На месте гражданина России, я бы не согласилась. Почему? Вместе с регистрацией к собственнику переходит и ответственность за данный автомобиль, обязанность платить налоги, штрафы с камер, ответственность по ОСАГО (есть прецеденты, когда отвечает собственник, а не лицо, управляющее автомобилем в момент ДТП). Тем более, что иностранец может без особых проблем зарегистрировать машину самостоятельно.

Читать еще:  Что делать, если не приходят алименты куда обращаться

Тонкость в том, что эта регистрация будет на срок законного нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России.

Вы стоите на миграционном учете и регистрация на 3 месяца, значит и автомобиль будет зарегистрирован на 3 месяца, Вы проживаете по разрешению на временное проживание – на срок регистрации по РВП, продляете регистрацию на срок оплаченного патента, значит каждый раз после посещения миграционного органы вы посещаете орган безопасности дорожного движения. Перечислим список документов, для постановки транспортного средства на учет иностранным гражданином и лицам без гражданства:

•Паспорт, регистрацию и документ дающих право законного нахождения в России

•ПТС (паспорт транспортного средства, с подписью прежнего собственника)

•Свидетельство о регистрации (при его наличии)

•Договор купли-продажи, справка счет, либо другой документ подтверждающий право собственности на автомобиль

•Квитанции, подтверждающие оплату госпошлины

На второй и последующие визиты комплект документов остается тем же, за исключением договора купли-продажи или иного документа, подтверждающего право собственности.

Немаловажным остается тот факт, что поставить на учет автомобиль необходимо в течение 10 дней после перехода права собственности, иначе можно получить штраф или лишиться прав.

К слову, о штрафах. Вам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, должно быть уже известно, что Вам не желательно иметь 2 и более административных штрафа. Штрафы могут быть как по линии миграционной службы, так и по другим сферам жизнедеятельности. В случае, когда по линии безопасности дорожного движения у Вас более двух протоколов и соответственно штрафов, ГИБДД может выступать инициатором закрытия Вам въезда в РФ.

Подводя итог, могу сказать, права иностранных граждан в имущественных отношениях мало чем отличаются от прав граждан России. Нам всем нужно соблюдать права, исполнять обязанности, нести ответственность и не нарушать права друг друга.

Если у Вас остались вопросу, Центр правовой помощи мигрантам, ответит на Ваши вопросы, поможет разобраться с Вашей индивидуальной ситуацией.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Правовое положение российских граждан за рубежом.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Правовой статус иностранных физических лиц в РФ базируется на принципе национального режима и коллизионной привязке личного закона физического лица. Согласно ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

В отношении правового положения иностранцев в РФ действуют следующие коллизионные привязки:

личным законом лица является российское право, если наряду с российским гражданством он имеет и иностранное гражданство;

личным законом иностранного лица является российское право, если он имеет место жительства в РФ;

если лицо имеет несколько иностранных гражданств, личным законом является право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

личным законом лица без гражданства является право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

личным законом беженца является право страны, предоставившей ему убежище.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иных законодательных актов и международных договоров РФ.

Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает четыре основных категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

временно пребывающие на территории РФ;

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ» Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами«.

Не умаляя значения различных общественных организаций (российских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации 1996 г.). На российские консульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

§ 3. Подсудность гражданских дел с участием иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства

Термин «международная подсудность» несколько отличен от принятого толкования понятия подсудности в российском законодательстве, ибо он определяет распределение дел между судами не одного, а разных государств. Поэтому международную подсудность толкуют как компетентность судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.
Приняты три основные системы определения подсудности:
1) по признаку гражданства сторон спора. Например, в некоторых странах для признания суда компетентным рассматривать дело достаточно, чтобы спор был о сделке, заключенной гражданином данного государства, независимо от места ее заключения;
2) по признаку распространения правила внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента;
3) по признаку «присутствия» ответчика.
Законодательством многих стран допускается договорная подсудность.
В соответствии с гражданским процессуальным законодательством, если иное не установлено правилами гл. 44 ГПК, подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации определяется по правилам гл. 3 ГПК. Иными словами, по общему правилу при рассмотрении дел с участием иностранного элемента применяются нормы о подсудности гражданских дел, установленные в общей части ГПК и распространяющиеся в равной степени на российских граждан и российских юридических лиц.
Общим критерием отнесения дел с участием иностранного элемента к подсудности российских судов является нахождение организации-ответчика на территории Российской Федерации или место жительство гражданина-ответчика в Российской Федерации.
Суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
1) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
3) по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
5) по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имели место на территории Российской Федерации;
6) иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
7) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
8) по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
9) по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 402 ГПК).
Вновь принятый ГПК также определяет случаи рассмотрения дел российским судом в силу исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц:
1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;
3) дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;
4) дела, предусмотренные гл. 23-26 ГПК;
5) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в Российской Федерации или факт, который необходимо установить, имел или имеет место на территории Российской Федерации;
6) гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации;
7) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации;
8) подано заявление о признании вещи, находящейся на территории Российской Федерации, бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории Российской Федерации;
9) подано заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги, выданных гражданином или гражданину, которые имеют место жительства в Российской Федерации, либо организацией или организации, которые находятся на территории Российской Федерации, и о восстановлении прав по ним (вызывное производство) — ст. 403 ГПК.
Ныне действующий ГПК вводит также договорную подсудность дел с участием иностранного элемента, устанавливая при этом некоторые ограничения, не позволяющие в некоторых случаях по договору изменять правила о подсудности. По делу с участием иностранного лица стороны вправе договориться об изменении подсудности дела (пророгационное соглашение) до принятия его судом к своему производству. Однако не подлежит изменению по соглашению сторон подсудность дел с участием иностранных лиц, установленная ст. 26, 27, 30 и 403 ГПК (ст. 404 ГПК).
Дело, принятое судом в Российской Федерации к производству с соблюдением правил подсудности, разрешается им по существу, если даже в связи с изменением гражданства, места жительства или места нахождения сторон либо иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другой страны (ст. 405 ГПК).
Надо отметить, что международными договорами также регламентируются вопросы подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента. Интересна в этом плане Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами-членами СНГ. На содержание норм данной Конвенции о подсудности, бесспорно, повлияло и содержание внутреннего законодательства, общие правовые корни (в частности, регулирование подсудности в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик).
По общему правилу иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал (ч. 1 ст. 20).
Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по месту жительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца (ч. 2 ст. 20). По искам о праве собственности и иным вещным правам на недвижимое имущество исключительно компетентны суды по месту нахождения имущества (ч. 3 ст. 20) и т.д. Суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам (ч. 1 ст. 21). Но договором не может изменяться исключительная подсудность.
Из приведенных примеров видна взаимосвязь решения вопроса о подсудности в рассмотренной Конвенции с существующими во внутреннем законодательстве правилами об общей территориальной, исключительной, договорной подсудности.
В двусторонних договорах также предусматриваются вопросы подсудности гражданских дел.
Помимо общих правил определения подсудности по делам с иностранным элементом выделяются специальные (по отдельным категориям дел). К специальным правилам о подсудности можно отнести разграничение компетенции судов по наследственным делам, делам о расторжении брака, о лишении дееспособности и проч. Специальная подсудность может устанавливаться как внутренним законодательством, так и международными договорами. Например, ч. 2 ст. 160 СК устанавливает специальную норму о подсудности дел о расторжении брака. Гражданин РФ, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает как общие, так и специальные правила о подсудности. Например, по делам о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами разных Договаривающихся Сторон и проживающих на территории разных Договаривающихся Сторон, дело компетентны рассматривать учреждения обеих Договаривающихся Сторон, на территории которых проживают супруги. Аналогичное правило закреплено в ч. 2 ст. 28 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В названном Договоре, например, предусмотрены специальные нормы о подсудности дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Такие дела рассматриваются судом того государства, чьим гражданином является данное лицо (ч. 1 ст. 23).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector