Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и правовой статус саморегулируемых организаций

Правовой статус саморегулируемых организаций

Васильева О.Н.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Закрепление правового статуса саморегулируемых организаций определяется Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 17 декабря 2007 года, где, по сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г., их правовой статус был значительно расширен.

Под саморегулируемой организацией понимается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Правовой статус саморегулируемой организации некоммерческая организация приобретает с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Основной идеей саморегулируемых организаций является переложение контрольных и надзорных функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемые организации создаются в следующих видах предпринимательской деятельности:

— на рынке ценных бумаг (брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг);

— в строительной деятельности;

— в инженерных изысканиях;

— в инвестиционной деятельности;

— в аудиторской деятельности;

— в лизинговой деятельности;

— в оценочной деятельности;

— в деятельности арбитражных управляющих.

Правовой статус характеризуется совокупностью прав, свобод, обязанностей и возможностью нести ответственность. В соответствии с действующим законодательством, саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

В соответствии с установленными статьей 6 (п.З) ФЗ «О саморегулируемых организациях» основными функциями, в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:

  1. осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
  2. от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого; нарушения;
  3. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз, проектов нормативных правовых актов;
  4. вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации, соответственно, государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  5. запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
Читать еще:  Понятие землевладелец землепользователь арендатор

Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования Федерального закона «О саморегулируемых организациях», других федеральных законов, устав, стандарты и правила.

Особое значение при характеристике правового статуса саморегулируемых организаций занимают существующие ограничения прав ее должностных лиц и иных работников. Например, саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ (Митякина И.В. Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в РФ [Электронный ресурс] http://www.strsmeta.ru).

Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Вместе с тем следует отметить, что в Российской Федерации в настоящее время крайне мало предпринимательских объединений для того, чтобы решать проблемы или отстаивать интересы бизнеса. И хотя саморегулируемые организации призваны ослаблять зависимость экономики от бюрократических проволочек, самостоятельно разрабатывать стандарты и правила поведения на рынке, а также следить за их соблюдением, большинство предпринимателей считают такие объединения малоэффективными.

Однако, саморегулируемая организация — довольно эффективный механизм, т.к. члены саморегулируемых организаций сами являются участниками рынка в своей отрасли и лучше всего представляют, какие проблемы в ней наиболее актуальны. В то же время следует отметить, что законодательное закрепление правового статуса саморегулируемых организаций, порядка приема в ее члены и прекращения такого членства, осуществления контроля за деятельностью членов и т.п. требует корректив в плане унификации норм.

Саморегулируемые организации. Особенности правового статуса и организация управления

Саморегулируемые организациинекоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определенного вида.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 от 01.12.2007 г. (в ред. от 25.06.2012) «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемой организацией признаётся некоммерческая организация, созданная при условии её соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований относятся:

• объединение в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определённого вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

• обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединённых в саморегулируемые организации.

Основная идея СРОпереложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка.

В основные функции СРО входит разработка и принятие единых стандартов производственной деятельности и стандартов качества производимой продукции для своих членов, организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведённых членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами, а также контроль соблюдения установленных требований стандартов и правил. СРО может выступать представителем интересов своих членов при взаимодействии с органами государственной власти и другими участниками рынка, служить защите интересов потребителя, через механизмы коллективной ответственности (в том числе финансовые), приводить к урегулированию конфликты внутри профессионального сообщества.

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

• регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

• добровольные имущественные взносы и пожертвования;

• доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

• доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

• доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

• доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

• другие не запрещённые законом источники.

21.Понятие «корпоративного объединения». Классификация корпоративного объединения.

Предпринимательское объединение — не обладающая статусом юридического лица совокупность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей; такое объединение может быть создано как на добровольной (договорной) основе, так и вследствие экономического контроля одного(-их) участника(-ов) над другим(-и).

Корпоративное объединение является разновидностью предпринимательского объединения и представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных юридических лиц, организованных по принципу участия (членства), осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность.

Таким образом, в отличие от корпорации, корпоративное объединение юридическим лицом не является; оно представляет собой форму интеграции юридических лиц.

Читать еще:  Справка об алиментах где и как получить

Правовой статус саморегулируемых организаций

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
(ст. 2 Федерального закона «0 несостоятельности (банкротстве)»).

Основанием для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

  • соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, предъявляемым Законом о банкротстве к арбитражным управляющим;
  • участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
  • наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Положение о порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций утверждено Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2004 г. № 2022.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

Законом о банкротстве определены права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В частности, она обязана:

  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 3661;
  • осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам. Положение о порядке ведения реестра арбитражных управляющих утверждено Приказом Минюста РФ от 25 мая 2004 г. № 1082;
  • обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего. Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. № 3443.

Правовой статус саморегулируемых организаций

Грачев Дмитрий Олегович

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2008

Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 3.01 Мб

Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.
Актуальность гемы исследования. Общей тенденцией в современном мире является развитие саморегулирования, которое выражается в самостоятельной инициативной деятельности субъектов гражданских правоотношений по регулированию собственной деятельности. Саморегулирование и государственное регулирование в развитых государствах выступают как своего рода конкурентные механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный правопорядок . Для содействия деятельности по саморегулированию и более эффективного проведения идеи саморегулирования создаются саморегулируемые ассоциации, к которым можно отнести объединения, создаваемые в самых различных областях. Поддержка саморегулирования является одной из целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации.
Среди саморегулируемых ассоциаций особое место занимают саморегулируемые организации (СРО) как организации, активным образом участвующие в регулировании.
В Великобритании саморегулируемые организации были созданы после принятия Закона о финансовых рынках (Financial Services Act 1986), который позволил профессиональным участникам рынка ценных бумаг получать такой статус не только не только от государства, но и путем членства в саморегулируемой организации.
В Соединенных Штатах Америки законодательно закреплен несколько иной подход — саморегулируемым организациями считаются те организации, которые участвуют в регулировании путем установления правил ведения деятельности на рынке ценных бумаг, к ним, прежде всего, относятся биржи, принимающие собственные внутренние правила, а также ассоциация дилеров ценными бумагами. В последнее время в США наблюдается тенденция к укрупнению саморегулируемых организаций.
В настоящее время формируется отечественное законодательство о саморегулируемых организациях, которые по нашему мнению должны стать активными участниками регулирования предпринимательской деятельности. В декабре 2007 года был принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», который должен стать основой для деятельности саморегулируемых организаций в России. Специальные разделы о самореіулируемьіх организациях содержатся в нескольких федеральных законах — Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряде других. Между тем •законодательство о саморегулируемых организациях в России не составляет единую систему. Во-первых, Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных

Введение 3
Глава 1. Понятие саморегулирования и роль саморегулируемых организаций.
§ 1. История саморегулирования профессиональной деятельности 10
§ 2. Понятие и виды саморегулирования 12
§ 3. Влияние концепции корпоративизма и нсокорноративизма на идею
саморегулируемой организации 22
§ 4. Роль саморегулируемых организаций в США 24
§ 5. Общая характеристика деятельности саморегулируемых организаций в
Великобритании 31
§ 6. Развитие законодательства о саморегулируемых организациях в Российской Федерации 38
Глава 2. Правовой статус саморегулируемых организаций по законодательству России, США и Великобритании 51
§ 1. Понятие саморегулируемой организации 51
§ 2. Саморегулируемая организация: выбор организационно-правовой
формы 60
§ 3. Приобретение статуса саморегулируемой организации. Регистрация в
качестве саморегулируемой организации 65
§ 4. Использование словосочетания «саморегулируемая организация» в
наименовании юридического лица 70
§ 5.Членство в саморегулируемой организации 74
§ 6. Имущество саморегулируемой организации 85
§ 7. Концепция развития законодательства о саморегулируемых организациях 93
Глава 3. Правила саморегулируемых организаций и контроль за их
соблюдением 99
§ 1. Понятие правил саморегулируемой организации 99
§ 2. Порядок принятия правил СРО 108
§ 3. Содержание правил саморегулируемой организации 110
§ 4. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих
членов 116
§ 5. Роль омбудсмена при осуществлении саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов 120
Заключение 127
Список использованных источников 129

Читать еще:  Исковое заявление о разделе имущества после развода — образец

Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 3.01 Мб

Правовой статус саморегулируемых организаций

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).

СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:

1) быть основаны на членстве;

2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;

3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;

4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;

5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

В юридической литературе ведется дискуссия о правовой сущности СРО (является СРО организационно-правовой формой или правовым статусом).

Как представляется, правильнее рассматривать СРО в качестве публично-правового статуса.

В настоящее время СРО активно создаются в разных сферах деятельности, что позволяет их классифицировать по самым разным основаниям.

Так, например, в зависимости от наличия или отсутствия обязанности субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности быть членом профессионального объединения выделяются

СРО с добровольным членством и СРО с обязательным членством

Добровольное членство в СРО установлено, например, для участников в сфере рекламы, патентных поверенных, медиаторов.

Обязательное членство в СРО может быть предусмотрено федеральными законами (ст. 5). В частности, оно предусмотрено для строительных организаций, осуществляющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; арбитражных управляющих; аудиторов и аудиторских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование; ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; оценщиков; актуариев; субъектов в сфере теплоснабжения.

В СРО должны быть созданы следующие органы управления: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО; исполнительный орган СРО.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector