Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды мер по защите конкуренции

Понятие и виды мер по защите конкуренции

ЛЕКЦИЯ № 38. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция

1. Понятие конкуренции

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Конкуренция стимулирует производство таких товаров, которые больше всего нужны потребителю. Сейчас в России все меньше и меньше в крупных городах остается дешевых продовольственных товаров, сокращается количество маленьких магазинов, ларьков. Это происходит по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик российских городов.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

2. Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1) может осуществляться только активными действиями, т. е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;

2) целью данных действий является получение преимуществ;

3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;

4) указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.

Конкуренция — суть понятия, виды и функции, как победить + примеры

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить о конкуренции, разберем какие виды существуют с примерами, способы победить. Это понятие один из столпов в предпринимательстве, знание пригодится в реальной жизни. Она затрагивает многие важные факторы в предпринимательстве. Поэтому стоит досконально разобраться поняв основные особенности, в коммерческой деятельности вы обязательно с ней столкнетесь и лучше быть готовым.

Понятие конкуренции в экономике

Это борьба компаний между собой в условиях свободных экономических отношений, с целью отобрать клиентов у соперника.
Она очень сильно влияет на мировую экономику. Благодаря ей фирмы стараются угодить покупателю, выделится на фоне других фирм, для увеличения продаж.

Простой пример конкурентной борьбы:
Василий на базаре продавал картошку с маржой в 80% (хотел быстро стать богатым и открыть овощной магазин). Но люди не особенно хотели покупать у него обычный картофель по стоимости персиков и проходили мимо. Все из-за того, что на базаре торговал не только наш Василий, но и Антон с Сергеем. У них наценка была более человечной, соответственно люди покупали у них. Погоревал Вася о несбывшемся быстром обогащении, пришлось снижать цену до уровня конкурентов.

В примере указан один из плюсов для конечного покупателя, если бы Вася торговал один, то людям пришлось покупать у него втридорога.

Читать еще:  Что входит в понятие коммунальные услуги

Влияние на бизнес

В бизнесе она имеет как плюсы, так и минусы. Развитие бизнеса происходит именно благодаря конкурентной борьбе между фирмами за покупателя. Она является одним из основных факторов выживания. Предприниматели, не борющиеся за привлечение новых клиентов, обречены на провал.

Конкуренция подстегивает малый бизнес привлекать новых клиентов, удерживать старых, улучшать обслуживание, развивать маркетинг и рекламу. Это стимулирует постоянно развиваться, не останавливаться на достигнутом результате. В конкурентной борьбе есть только развитие или стагнация.

На государство возложена роль контроля, пресечения развития монополий и конкурентной борьбы не добросовестными методами.

Для потребителя расширяется ассортимент продукции, его предпочтения толкают производителя на своевременное развитие, улучшение предлагаемых товаров.

Функции конкуренции

Конкуренция очень важна для развития экономики государств. Рассмотрим основные ее функции приносящие пользу как государству так и гражданам.

  • Развитие – Постоянно развиваются технологии, наука. Ради снижения себестоимости, модернизации продукции, крупные игроки вкладывают в это огромные деньги. При равных составляющих выигрывает тот у кого ниже себестоимость.
  • Контроль – Естественным образом происходит регулирование цен, покупатель делает выбор из соотношения стоимости и качества. Равновесие возникает путем уравнения спроса и предложения. Продавец с покупателем находят компромисс. Исключается возникновение монополий. Отдельные фирмы не имеют значимого влияния и не могут навязывать свои условия.
  • Распределение – Естественное отсеивание не состоятельных фирм, распределение доходов между игроками по величине вклада в развитие. Компании выбравшие не правильный путь или не имеющие достаточных средств на модернизацию, естественным образом уходят.
  • Регулирование производства – Увеличение производства товаров с повышенным спросом, взамен неконкурентоспособным. Рыночная цена это маркер для производителей, ориентируясь по ней компании перенаправляют финансы на более доходные товары.

Государственный контроль

В большей части государств земного шара конкуренция защищена законодательно, противодействуя монополиям. Российская Федерация тоже в этом списке, принимаются меры для охраны свободного предпринимательства.

Если кратко, то в нем: запрещаются действия ограничивающие экономическую деятельность и незаконные методы конкурентной борьбы, сговоры и т.д. Функции антимонопольных служб. Ответственность за нарушение.

В России за это отвечает служба ФАС. Она проверяет все крупные сделки по слиянию, покупки крупных активов, что бы не допустить доминирующего положения какого либо предприятия. В ее функции помимо прочего так же входит анализ товарных рынков для установления равновесия, предотвращение противозаконных методов борьбы.

Виды конкуренции

Классификация по признакам:

  • Масштабность: Местная – Территория борьбы нескольких игроков ограничена (улица, район, город).
  • Отраслевая – Конкурируют между собой предприятия одной отрасли, как пример кораблестроение.
  • Межотраслевая – Предприятия из разных отраслей конкурируют за привлечение потребителей
  • Национальная – ограничена границами одного государства.
  • Мировая – Предприятия различных стран борются за мировой рынок.
  • Ценовая – Используется понижение цен, демпинг.
  • Неценовая – Улучшение качества продукции, обслуживание, гарантийные сроки, выпуск более качественных новинок, реклама.
  • По законности: Законная – применяются методы разрешенные законодательством.
  • Недобросовестная – Применяемые методы незаконны (Использование коррумпированных чиновников, рейдерство, очернение конкурента и т.д.).

По степени свободы:

  • Совершенная – все участники находятся в равных условиях, равновесие между спросом и предложением, полностью открытый рынок с огромным числом потребителей.
  • Несовершенная – Конкуренция с регулированием цен, барьеры для входа, рынок распределен между несколькими крупными предприятиями.

Разберем более подробно несовершенную и совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция

Это рынок, поделенный между большим числом продавцов или производителей, с равными возможностями. Участники не могут влиять на цену и другие условия. Все условия подстраиваются под спрос.
Участники не имеют давление на покупателя им приходится подстраиваться под него.
Признаки указывающие на совершенную конкуренцию:

  1. Отсутствуют препятствия для вхождения в бизнес. Не нужны специальные разрешения и другие условия.
  2. Большой выбор одинаковой продукции от разных производителей.
  3. Отсутствие давления, протекционизма.
  4. Большое количество продавцов.
  5. Цены формируются спросом.

Несовершенная конкуренция

Самый частый вид в современной экономике. Мир несовершенен и конкуренция в экономике следует за ним.
Признаки несовершенной конкуренции:

  1. Дополнительные условия начала деятельности. Например получение допусков, лицензий, дополнительные отчисления, ограничение по форме регистрации фирмы и т.д.
  2. Не правовые методы игры. Давление с помощью с коррумпированных представителей власти, льготы отдельным участникам, заказные проверки, рейдерство.
  3. Манипуляции с ценой. Например, демпинг.
Виды:
Монополистическая

Монополистическая конкуренция выгодна для покупателей. Она предоставляет множество схожих товаров и удерживает цены в приемлемом для себя уровне. Когда есть выбор, продавец не сможет навязать свои требования.

Олигополия

Ниша поделена между несколькими крупными участниками, они покрывают все потребности. Появление новых компаний или невозможно или сильно затруднено.
Чаще всего это относится к банковскому сектору, производству крупных изделий (самолеты, поезда, корабли).

Монополия

Возникает когда на рынке представлен один производитель или продавец. Это происходит по двум причинам:

  1. По естественным – Вытеснение конкурентов, без вмешательства государства.
  2. По искусственным – Государство ограничивает рынок одним представителем, не допуская других законодательно.

Так как монополист не подвержен давлению конкурентов, он может навязывать потребителю свои условия: стоимость и качество товара и т.д.

Советы как победить

  • Использование маркетинговых технологий. Применение маркетинга обязательная составляющая победы. Увеличение продаж без изменения цены и качества товара.
  • Изучение и контроль спроса. Прогнозирование и последующий контроль спроса на продукцию обязательный пункт не только для конкурентной борьбы, но и для всего бизнеса. На любое снижение потребительского спроса, нужно находить противодействие.
  • Расширение рынка сбыта. Привлечение новых потребителей естественно увеличивает оборот и прибыль компании. Качественный маркетинг и реклама помогут привлечь новых покупателей.
  • Изучение конкурентов. Анализ конкурирующих фирм, в первую очередь дает возможность избежать ошибок уже сделанных ими. Во вторую найти правильное направление развития, продвижения себя.
  • Технологии. Своевременное внедрение новых технологий, как в производстве, так и в торговле дает ощутимое конкурентное преимущество.

Конкуренция это естественный процесс в бизнесе. Не стоит ее боятся, главное быть к ней готовым, выбрав действенные методы противодействия, а иногда и атаки.

Заключение

Подводя итог к статье, обозначу основные выводы. Конкуренция это естественный отбор компаний. Судьями являются потребители, которые голосуют рублем, покупая их продукцию. В большинстве случаев она полезна всем участникам рынка.
Открывая новый бизнес, обязательно проведите анализ потенциальных соперников в выбранной ниши.

Читать еще:  После приватизации квартиры когда можно ее продать

Защита конкуренции

Наряду с развитием конкуренции необходима ее право­вая защита.Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конститу­ции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так­же злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринима­ется как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпри­нимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках» (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными опреде­ленные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявле­ние запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглаше­ний (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми дос­тигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокуп­ности долю на рынке определенного товара более 35%, на­правленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновремен­но на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета при­нятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправле­ния, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполни­тельной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправле­ния принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В част­ности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хо­зяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимуще­ственное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на са­мом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим по­следствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повыше­ние или поддержание цен и иные монополистические дей­ствия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необхо­димо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкурен­ции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в част­ности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некоррект­ное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих то­варных знаков и способов индивидуализации чужого това­ра, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не форми­рованию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его терри­ториальные органы вправе давать хозяйствующим субъек­там предписания о прекращении нарушений антимоно­польного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рас­сматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заме­стители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в эко­номике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формирова­нию конкурентной среды на товарных рынках.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать дру­гие государственные органы исполнительной власти: феде­ральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.

Литература

1. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000.

2. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запа­да. М., 1992.

3. Луцкая Е.Я. Государственное регулирование монополии и конкуренции в примышлено развитых странах. М., 1992.

4. Олейник ОМ. Запреты, пределы и санкции в антимоно­польном законодательстве // Закон. 1995. № 4.

5. Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002.

6. Юданов А.В. Конкуренция. Теория и практика. М., 1996.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ статьи 10, 57, 1033, специальных антимонопольных законов: О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ, далее — Закон о конкуренции на товарных рынках; О защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ, далее — Закон о конкуренции на финансовых рынках; О рекламе от 18 июля 1995 г.; О естественных монополиях от 17 августа 1995 г.; О защите прав потребителей в редакции от 9 января 1996 г.; а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

Читать еще:  Разрыв семейных отношений во время беременности

Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о конкуренции на товарных рынках.

Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

Экономическая система интересов общества

Экономическая система — сфера функционирования производительных сил и производственных отношений, взаимодействие которых характеризует совокупность технико-экономических и организационных форм и видов хозяйственной деятельности. Любая экономическая система должна дать ответы на вопросы: что производить; как производить; для кого производить

Виды первичных доходов

это доходы, которые образуются в сфере материального производства в процессе создания и первичного распределения вновь созданной стоимости национального дохода. Такое распределение осуществляется непосредственно на предприятиях и в отраслях, где он создается. Одна его часть поступает в индивидуальное распоряжение работников в форме заработной платы, а также в форме доходов работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства. Вторую часть дополнительный продукт в форме прибыли присваивают владельцы средств производства и капитала в виде предпринимательского дохода, процента на капитал, дивидендов, земельной ренты. Эти доходы называют первичными, или основными, поскольку их получают непосредственно те, кто создает национальный доход или являются собственниками отдельных факторов производства. В то же время факторные доходы первичны, поскольку каждый из них связан с определенным фактором производства — рабочей силой, средствами производства, землей.

Величина совокупного дохода всех участников первичного распределения зависит от масштабов производства, его эффективности, производительности труда, а доля каждого из участников рабочего, владельца средств производства, капитала и т.п. — от соотношения сил между трудом и капиталом, уровня их организации.

На первичное распределение доходов влияет государственная политика регулирования доходов, которая в странах с социально развитой рыночной экономикой преимущественно сводится к установлению нижнего предела заработной платы, ориентированному на обеспечение прожиточного минимума, а также верхнего предела номинальной заработной платы. Установление верхней границы обосновывается необходимостью борьбы с инфляционными тенденциями и необходимостью снижения издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь необходимо для обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики, поощрения к накоплению капиталов.

Механизм, степень и характер государственного регулирования первичных доходов в различных странах неодинаковы, зависят от развития и состояния экономики, характера производственных отношений, политической системы и других факторов.

Первичные доходы представляют собой доходы, поступающие хозяйствующим субъектам как компенсация за факторы производства. Виды — это в основном факторные доходы:

от природных ресурсов — ренту земельную, горную, плату за воду и т.д.

от трудовых ресурсов — заработную плату;

от капитала — процент как доход собственников денежного капитала и прибыль как доход собственников реального капитала

от предпринимательских способностей — предпринимательский доход

Формы оплаты труда

Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.

Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.

Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.

Повременная — это форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки.

Повременная форма оплаты труда бывает двух видов — простой повременной и повременно-премиальной.

При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней.

При повременно-премиальной оплате труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию, которая устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке. Премии выплачиваются в соответствии с положениями о премировании, которые разрабатываются, утверждаются в каждой организации.

Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции выполненной работы и оказанной услуги.

Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем:

прямая сдельная — когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации

сдельно-прогрессивная — при которой оплата повышается за выработку сверх нормы

сдельно-премиальная — оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого требования, отсутствие брака, экономию материалов

косвенно-сдельная — применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих наладчиков, комплектовщиков и др.. Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector