Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие общественного места в уголовном праве

Лекция 6. Состав преступления

6.2. Объект преступления и его виды

Совместная деятельность людей требует определенной согласованности в обществе, чтобы права и интересы одного человека не нарушали права и интересы другого. Право в этом случае играет роль регулятора общественных отношений. Те общественные отношения, которые урегулированы нормами права, называются правоотношениями. Государство, регулируя с помощью норм права общественные отношения, обязано обеспечивать их государственным принуждением в случае неисполнения установленных предписаний или запретов. Эта функция возлагается на правоохранительные отрасли, одной из которых является уголовное право.

Некоторые современные авторы в своих работах указывают, что объектом преступления не всегда являются общественные отношения, относя к ним какой либо личный интерес, либо ценности. Однако необходимо отметить, что личный интерес или определенные ценности только тогда становятся объектом уголовно-правовой защиты, если они признаны обществом и закреплены в качестве общественных отношений.

Не все правоотношения нуждаются в уголовно-правовой защите. Законодатель определяет наиболее значимые из них, защищая их от преступных посягательств. Наиболее важные общественные отношения и являются объектом устанавливаемой уголовным законом защиты, примерный перечень которых дается в ст. 2 УК РФ. Исчерпывающий перечень общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой защите, содержится в нормах Особенной части Уголовного кодекса.

Преступное деяние, в какой бы оно форме ни выражалось, всегда связано с непосредственным причинением либо с угрозой причинения вреда индивидуальным интересам или общественным благам.

Отсюда следует, что объект преступления – это совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, на которые направлено преступное посягательство, причиняющее или создающее угрозу причинения им вреда.

Объект преступления — обязательный признак любого преступления, ибо совершенное деяние не может быть преступным, если оно не посягает на те общественные отношения, интересы и блага, которые охраняются уголовным законом. Объект преступного посягательства в значительной степени определяет общественную опасность совершенного деяния, показывает его направленность. Чем ценнее личные блага или общественные интересы, на которые посягает преступник, тем выше степень общественной опасности содеянного.

Без четкого уяснения объекта нельзя правильно квалифицировать совершенное деяние по соответствующей статье Особенной части УК. Таким образом, выявляя содержание объекта преступления, уголовное законодательство, с одной стороны, раскрывает содержание тех или иных общественных отношений, интересов и благ, а с другой — строго очерчивает круг тех личных и общественных интересов и благ, которые могут стать объектом уголовно-правовой защиты.

Объект преступления подразделяется на: общий, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объектэто совокупность всех общественных отношений, интересов и благ, охраняемых уголовным законом. Именно об общем объекте преступления говорится в ст. 2 УК РФ. Таким образом, общим объектом уголовного права являются: личность, права и свободы человека гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.

Родовой объект преступления является определяющим в оценке роли соответствующей группы однородных отношений в жизни людей и соответственно в установлении характера общественной опасности преступного деяния, а, следовательно, позволяет уяснить значимость уголовно-правовой охраны той или иной группы отношений. Кроме того, родовой объект выступает своеобразным критерием, позволяющим провести научную и законодательную классификацию преступлений и норм уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за их совершение. Именно с учетом родовых объектов преступления построена, в частности, система Особенной части ныне действующего Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом нормы, устанавливающие ответственность за посягательство на один и тот же родовой объект, объединены по общему правилу в одну главу Особенной части. Характер общественной опасности преступлений, направленных на один и тот же родовой объект, предопределяет, кроме указанного, очередность (последовательность) расположения соответствующих глав в Особенной части УК в зависимости от сравнительной важности для человека, людей, общества тех или иных общественных отношений. Кроме того, родовой объект позволяет правильно определить в системе уже действующего законодательства место вновь принимаемых уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за те или иные преступные посягательства.

Видовой (групповой) объект преступления — группа «родственных» (сходных) по объективным признакам общественных отношений, которые в силу этого охраняются одним комплексом уголовно-правовых норм.

Например, видовым объектом преступления против человека является жизнь потерпевшего. Видовой объект преступления является составной частью родового объекта, и потому он должен лежать в плоскости родового объекта и находиться в пределах его объема содержания.

Значение видового объекта преступления состоит в следующем: а) он конкретизирует содержание и функции родового объекта преступления; б) на его основе зачастую проводится выделение групп преступлений в пределах глав Особенной части Уголовного кодекса; в) он позволяет отграничивать сходные по объективным и субъективным признакам (по объекту и субъекту) преступления; г) с его помощью определяется место вновь созданных уголовно-правовых норм в соответствующих главах действующего Уголовного кодекса; д) нередко он учитывается при квалификации преступлений, так как в зависимости от значимости общественных отношений, на которые произошло преступное посягательство, и характера общественной опасности преступления разграничиваются внешне сходные преступления.

Непосредственный объектэто конкретное общественное отношение, тот или иной интерес или благо, охраняемое уголовным законом, на которое непосредственно совершается преступное посягательство, в результате чего ему причиняется вред либо создаётся возможность причинения такого вреда. По непосредственному объекту Особенная часть делится на статьи. Как составная часть родового объекта непосредственный объект связывает преступление определенного вида с соответствующей группой преступлений, объединенных признаками родового объекта. Например, если при убийстве родовым объектом будет личность потерпевшего, то непосредственным объектом является жизнь конкретного человека.

При совершении некоторых преступлений родовой и непосредственный объекты совпадают. Так, при краже чужого имущества как непосредственным, так и родовым объектом является чужая собственность.

В реальной жизни нередко преступления могут посягать одновременно на несколько объектов. В таком случае законодатель один из объектов выводит на первое место, делая его основным непосредственным объектом. Остальные объекты будут выступать в качестве дополнительных. Выбор основного объекта обусловлен направленностью преступного деяния. Например, при разбое (ст. 162 УК РФ) виновный, совершает посягательство на чужое имущество, при этом одновременно создается угроза жизни и здоровью личности. Но так как основной умысел направлен на чужую собственность, а жизнь и здоровье остаются на втором плане, законодатель включает это преступление в главу 21 УК «Преступления против собственности». При разбое собственность выступает в качестве основного непосредственного объекта, а жизнь и здоровье личности — дополнительного. Следует иметь в виду, что значение дополнительного объекта при совершении преступления неодинаково. В одних случаях наличие дополнительного объекта является обязательным признаком, а в других – дополнительный объект носит вспомогательный характер. Например, при разбое наличие дополнительного объекта в виде жизни и здоровья является обязательным признаком состава преступления, а при изнасиловании жизнь и здоровье выступает в качестве дополнительного объекта, носящего вспомогательный характер и выступающего только как факультативный признак, дополнительно квалифицирующий данное преступление, но не влияющий на общую квалификацию.

Важное значение в уголовном праве имеет понятие «предмета преступления», который в отличие от объекта преступления, находит свое выражение в конкретной материальной или физической форме внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник.

Таким образом, предметом преступления выступают материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник и в связи с которыми или по поводу которых совершается преступление.

Воздействуя на предмет преступления, виновный в целом нарушает общественные отношения, посягает на конкретное благо. В качестве предмета преступления могут выступать деньги и иные ценности, товары, веши и т.п. Являясь необходимым элементом общественного отношения, предмет не всегда представляет собой обязательный признак состава преступления. Он, скорее всего, относится к числу факультативных признаков состава преступления.

Предмет преступления необходимо отличать от орудий и средств совершения преступления, в качестве которых выступают такие предметы, которые специально приспособлены или изготовлены для облегчения совершения преступления. Вместе с тем, одни и те же предметы могут быть и предметами преступления, и орудием его совершения. Например, автомобиль при его хищении является предметом преступления, но он же может стать при краже и средством совершения преступления, если на нем перевозится похищенное.

Точное определение объекта преступного посягательства способствует правильной квалификации преступного деяния, а значит и законности применения уголовной ответственности. Разрешение вопроса о квалификации деяния лица зависит не от общественно опасного последствия, а от того, какому объекту соответствующими действиями (бездействием) причиняется вред или создается опасность его причинения. Необходимо отметить, что определение непосредственного объекта преступления не такое уж легкое дело. Порой точное определение непосредственного объекта преступления напрямую зависит от установления всех признаков объективной и субъективной стороны, а также от субъекта преступления. Только установив данные признаки, можно правильно определить и объект посягательства. Например, при убийстве сотрудника милиции, определить объект преступного посягательства, а значит правильно квалифицировать преступление, будет возможно только установив мотив убийства (субъективную сторону), способ убийства (объективную сторону) и лицо, совершившее это преступное деяние (субъект преступления). В этом и проявляется взаимозависимость объекта от иных элементов состава преступления.

Литература.

1. Бадмаев А.Н. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы милиции Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Д исс . …канд. юридических наук. Екатеринбург, 2006.

2. Безопасность: теория, парадигма, концепции, культура: словарь-справочник / Автор-составит . проф. В.Ф. Пилипенко. М., 2005.

3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Читать еще:  Можно ли взять в ипотеку нежилое помещение

4. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1986. Ч. 1.

5. Воронов А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и организации управления. М., 2004.

6. Гавришин М.П. Основные направления деятельности местного самоуправления в области охраны общественного порядка. Дисс . …канд. юридических наук. М., 2002.

7. Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия общественный порядок в советской науке административного права // Труды Иркутского государственного университета. Т. XIX . Серия юридическая. Вып.8. Ч.2. Иркутск. 1967.

8. Еропкин М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973.

9. Зайцев Р.В. Признание и приведение в России иностранных судебных актов. Автореф . д исс . … канд. юридических наук. Екатеринбург, 2005.

10. Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. № 8.

11. Здир Я.А. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. № 2.

12. Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право. 1997. № 12.

13. Коротченков Д.А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Хабаровск, 2006.

14. Крохалев С.В. Примненение оговорки о публичном порядке в судебной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 4.

15. Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России. Д исс . …доктора юридических наук. М., 2000.

16. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2003.

17. Морозова Ю.Г. Отказ в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: основания публичного характера // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 7.

18. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / П од ред. проф. А.В. Опалева . М., 2004.

19. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к закону РФ «О милиции». М., 2000.

20. Теория государства и права: Учебник для вузов / П од ред. Карельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2002.

21. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005.

22. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / П од ред. Рарога А.И. М., 1998.

23. Шляпочников А. В.И. Ленин об охране общественного порядка как функции Советского государства // Социалистическая законность. 1970. № 4.

24. Яковлев В.Ф. Новое процессуальное законодательство о разрешении экономических споров // Хозяйство и право. 2003. № 2.

25. Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986.

Правовые акты, материалы судебной практики

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 ( в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ) // Российская газета от 06.05.1992 № 103.

2. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 № 116-ФЗ ( в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // Российская газета от 30.07.1997 № 145.

3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ ( в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // Российская газета от 05.01.1995 № 3.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ от 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Закон Российской Федерации № 5338-1 от 07.07.1993 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости СНД и ВС РФ от 12.08.1993. № 32. Ст. 1240.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ) // СЗ РФ от 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

7. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.03.2006 № 55-О // СЗ РФ от 15.05.2006. № 20. Ст. 2213.

8. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2006 по делу № Ф09-90/06-С6 // Информационно-правовая система Консультант плюс.

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ от 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

10. Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамбл еи ОО Н) // Ведомости СНД и ВС СССР от 07.11.1990. № 45. Ст. 955.

11. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.1998 по делу № 5-Г98-60 // Бюллетень Верховного Суда РФ 1999. № 3.

12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 по делу № 5-Г03-39 // Информационно-правовая система Консультант плюс.

Поступила в редакцию 10 октября.

[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / П од ред. Карельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2002. С. 479.

[2] Шляпочников А. В.И. Ленин об охране общественного порядка как функции Советского государства // Социалистическая законность. 1970. № 4. С. 33.

[3] Ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 ( в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ) // Российская газета от 06.05.1992 № 103.

[5] См., например, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 № 116-ФЗ (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // Российская газета от 30.07.1997 № 145; Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ ( в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // Российская газета от 05.01.1995 № 3.

[6] Безопасность: теория, парадигма, концепции, культура: словарь-справочник / Автор-составит . проф. В.Ф. Пилипенко. М., 2005. С. 77; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Опалева . М., 2004. С.19. РоРЕШРЩ,

[7] Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005. С. 11-12.

[8] Еропкин М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 18.; Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия общественный порядок в советской науке административного права // Труды Иркутского государственного университета. Т. XIX . Серия юридическая. Вып.8. Ч.2. Иркутск. 1967. С. 117.

[9] Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / П од ред. Рарога А.И. М., 1998. С. 222.

[10] Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1986. Ч. 1. С. 31.

[11] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к закону РФ «О милиции». М., 2000. С. 24.

[12] Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 127.

[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ от 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

[14] Воронов А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и организации управления. М., 2004. С. 35.

[15] Здир Я.А. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. № 2. С. 137.

[16] Бадмаев А.Н. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы милиции Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Д исс . …канд. юридических наук. Екатеринбург, 2006. С. 40.

[18] Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986. С. 14.

[19] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / П од ред. проф. А.В. Опалева . М., 2004. С.14.

[20] Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России. Д исс . …доктора юридических наук. М., 2000. С. 82.

[21] Коротченков Д.А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Хабаровск, 2006. С. 11.

[22] См: Закон Российской Федерации № 5338-1 от 07.07.1993 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости СНД и ВС РФ от 12.08.1993. № 32. Ст. 1240; Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ) // СЗ РФ от 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

[23] Определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.03.2006 № 55-О // СЗ РФ от 15.05.2006. № 20. Ст. 2213.

[24] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2006 по делу № Ф09-90/06-С6 // Информационно-правовая система Консультант плюс.

[25] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ от 08.01.2001. № 2. Ст. 163.; Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамбл еи ОО Н) // Ведомости СНД и ВС СССР от 07.11.1990. № 45. Ст. 955.

[26] Морозова Ю.Г. Отказ в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: основания публичного характера // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 7. С.145.

[27] См.: Зайцев Р.В. Признание и приведение в России иностранных судебных актов. Автореф . д исс . … канд. юридических наук. Екатеринбург, 2005. С. 18; Крохалев С.В. Примненение оговорки о публичном порядке в судебной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 4. С. 28-30; Яковлев В.Ф. Новое процессуальное законодательство о разрешении экономических споров // Хозяйство и право. 2003. № 2. С. 14.

[28] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.1998 по делу № 5-Г98-60 // Бюллетень Верховного Суда РФ 1999. № 3.

[29] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 по делу № 5-Г03-39 // Информационно-правовая система Консультант плюс.

Понятие общественного места в уголовном праве

§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Читать еще:  Как найти арендатора нежилого помещения

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.
Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.
Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.
Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.
В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).
В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.
В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.
В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.
В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск .
———————————
См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

В-восьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.
В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное — определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.
В теории административного права понятие «общественный порядок» принято рассматривать в широком и узком смыслах.
Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.
Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.
Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.
При этом общественные места можно отнести к трем категориям: 1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.; 2) общественные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.; 3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.
Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).
Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.
Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.
Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.
Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе милиции, госнаркоконтроля и других правоохранительных органов.
К числу угроз общественной безопасности относятся незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др.
Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.

Глава 1. Понятие общественного порядка

Введение

В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Кодексе 1960 г. в гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». В Уголовном кодексе 1926 г. гл. 8 именовалась «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок», а в Кодексе 1922 г. гл. 8 была озаглавлена «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». В науке уголовного права не сложилось устоявшегося мнения о понятии «общественный порядок».

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы дипломной работы, в рамках которой предполагается разграничить понятия «общественный порядок» и сходные понятия, а также проанализировать конкретные составы правонарушений, посягающих на общественный порядок.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие общественного порядка широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.

Отдельные стороны проблемы ответственности за нарушение общественного порядка неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты ответственности за нарушение общественного порядка разрабатывали такие ученые, как Даньшин И.Н., Яценко С.С., Еропкин М.И., Серегин А.В. и др.

В дипломной работе используются работы ученых – Куделич А.В., Гранин А.Ф., Готовцев А.В. и др.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы ответственности за нарушение общественного порядка проведенный по следующим направления:

— всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования ответственности за нарушение общественного порядка;

— рассмотрение проблем определения понятия «общественный порядок».

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

— выявить тенденции развития норм об ответственности за нарушение общественного порядка;

— рассмотреть конкретные составы правонарушений, посягающих на общественный порядок, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы являются ответственность за нарушение общественного порядка как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Читать еще:  Продажа sim-карт по паспорту и отключение неподтвержденных номеров

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых как на федеральном уровне так и судебной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы ответственности за нарушение общественного порядка. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума ВС РФ и Конституционного Суда РФ.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа ответственности за нарушение общественного порядка.

Глава 1. Понятие общественного порядка

Проблема охраны общественного порядка имеет важное правовое значение. Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить на ряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава нарушений общественного порядка, объем и содержание объективных и субъективных сторон данных правонарушений). Как обоснованно указывал профессор С. Мокринский, «описать состав преступления значит, прежде всего, определить объект последнего – социальное благо, страдающее или подвергающееся опасности от преступного действия».[1]

В теории уголовного права нет единого подхода к понятию «общественный порядок» и «общественная безопасность». К сожалению, принятие Уголовного кодекса РФ не только не внесло ясность в определение объекта хулиганства, но во многом усложнило решение данного вопроса. Сложность состоит в соотношении родового, видового и непосредственного объекта хулиганства. Статья 213 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за хулиганство, включена в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Проблема состоит в том, что непосредственный объект преступления всегда должен находиться в той же сфере общественных отношений, что и его видовой объект.

Широкая дискуссия о родовом объекте хулиганства была развернута в советском уголовном праве в семидесятые годы применительно к ст. 206 УК РСФСР. При этом предлагалось несколько точек зрения. Одни ученые признавали факт существования нескольких самостоятельных родовых объектов, предусмотренных главой десятой УК РСФСР. В то же время отдельные исследователи считали, что предусмотренные в этой главе преступления имели единый родовой объект, указанный в самом названии главы,[2] или же что следует вести речь о двух родовых объектах: а) общественный порядок и общественная безопасность и б) здоровье населения.[3] По нашему мнению, в разделе IX УК РФ содержатся два родовых объекта – «общественная безопасность» и «общественный порядок», охватывающие разные общественные отношения, так же, как в главе десятой УК РСФСР имелись три группы самостоятельных общественных отношений: «общественный порядок», «общественная безопасность», «здоровье населения». Конечно, преступления против общественной безопасности и общественного порядка тесно между собой связаны, что и позволило законодателю объединить составы этих преступлений в одном разделе УК РФ. В то же время каждой из этих групп общественных отношений присуща определенная специфика.

Ключевым понятием в определении объекта хулиганства как было, так и остается понятие «общественного порядка». Без уяснения содержания данного понятия, отграничения его от понятия «общественная безопасность» невозможно решить вопрос об объекте хулиганства.

В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.[4]

Общеюридическое определение общественного порядка было предложено И.Н. Даньшиным: «Общественный порядок – это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».[5]

Две основные концепции общественного порядка в узком смысле в шестидесятые годы были представлены М.И. Еропкиным и А.В. Серегиным.

М.И. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленную интересами всего . народа . регулируемую нормами права, морали, правилами . общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций».[6]

А.В. Серегин характеризует общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».[7]

Как видим, одно из основных различий в понятии общественного порядка у этих исследователей состоит в том, что М.И. Еропкин, определяя круг отношений в данной сфере, выделяет в качестве основного критерия место их возникновения и развития (общественные места), а А.В. Серегин – содержание отношения. Следует также обратить внимание на тесную связь общественного порядка и общественной нравственности, подчеркнутую А.В. Серегиным.

Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова».[8] Аналогичной точки зрения придерживается и И.И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».[9]

Наряду с юристами – административистами и некоторые представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П.Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества.[10]

Однако если до принятия Уголовного кодекса 1996 г. высказывалась точка зрения, согласно которой общественный порядок имеет своей составной частью общественную безопасность, то в настоящее время предлагается считать, что общественная безопасность охватывает общественный порядок. К примеру, А.В. Готовцев пишет, что если «общественный порядок – это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность – это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка».[11]

Такое утверждение нельзя признать точным, поскольку даже в названии раздела IX УК РФ термины «общественный порядок» и «общественная безопасность» употребляются как равно родовые, за каждым из которых кроется самостоятельное содержание. Аналогично они употребляются и в ч. 1 ст. 2 УК РФ.

Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.[12] Мы абсолютно не согласны с таким подходом к пониманию общественного порядка, поскольку он противоречит как теории уголовного права, так и общей теории права. По нашему мнению, под общественным порядком следует понимать урегулированные нормами права и морали общественные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.

Можно согласиться с С.С. Яценко, что если общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности.[13] По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовых и технических норм.[14] Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупность хулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 и ч. 1 ст. 222 УК РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector