Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие особенности правового положения структура органов мсу

Понятие особенности правового положения структура органов мсу

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава III.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 27. Местное самоуправление

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это принципиально новое для российского законодательства положение. Ранее в советское время существовала жёсткая вертикаль советов различных уровней, действовавших в условиях жёсткого соподчинения. Выделение местного самоуправления в самостоятельное управленческое звено позволяет полнее учесть потребности людей, быстрее и эффективнее решать все вопросы. К сожалению, возникают другие – опасные – тенденции. В условиях пока ещё довольно низкой политической, правовой и нравственной культуры свободные от мелочного контроля местные князьки нередко злоупотребляют своим положением, используют его в собственных целях. Лишь общественное мнение способно остановить развитие этих тенденций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление формируется и действует с учётом исторических и иных местных традиций. Большое значение имеет успешный опыт земских органов самоуправления, существовавших в России в 1864–1918 гг. (см. § 6 учебника).

Система органов местного самоуправления – это совокупность негосударственных самостоятельных представительных органов власти на данной территории, где они осуществляют функции и полномочия местного самоуправления.

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населённых пунктах являются: представительные органы – собрание представителей (районные, городские собрания, дума, муниципальный комитет, совет), исполнительный орган – глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста). При этом в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населённых пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава местного самоуправления (глава администрации). В районах органом местного самоуправления является глава администрации района.

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание органов территориального общественного самоуправления (уличные, домовые, дворовые комитеты).

Сфера деятельности органов местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, охрана общественного порядка, жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт и др.

Муниципальной собственностью по закону являются средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, образовательные организации, учреждения здравоохранения, культуры и спорта.

Местное самоуправление в России имеет право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль местного самоуправления в системе власти в России.

2. Сформулируйте, что собой представляет система органов местного самоуправления.

3. Охарактеризуйте способы, которыми граждане осуществляют местное самоуправление

4. Перечислите вопросы, которые решают органы местного самоуправления.

5. Приведите примеры реализации своих функций органами местного самоуправления.

6. Каков статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти?

7. Охарактеризуйте органы местного самоуправления.

8. Приведите примеры, как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях.

9. Объясните, что является муниципальной собственностью.

10*. Проиллюстрируйте положительными или негативными примерами деятельность местных органов власти в вашем крае.

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Традиции местного самоуправления в вашем крае.

Темы для проектов и рефератов

1. Русское земство: исторический опыт и нужно ли его возрождение.

2. Система органов местного самоуправления.

Система органов муниципального управления

  • Система муниципального управления: терминология
  • Элементы системы муниципального управления
    • Субъекты системы
    • Объекты системы
    • Предмет регулирования
  • Система органов муниципального управления
    • Глава муниципального образования
    • Представительный орган МО
    • Местная администрация
    • Контрольный орган
    • Иные органы муниципального образования

Система муниципального управления: терминология

Начнем с расшифровки ряда определений, которые будут встречаться в статье:

  • Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти. Выражается как самостоятельное и под свою же ответственность решение населением вопросов местного значения. Решение принимается непосредственно гражданами или через органы местного самоуправления (далее — МСУ). При этом пределы полномочий местного самоуправления определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, а иногда (если это предусмотрено ФЗ) законами субъектов РФ.
  • Муниципальное управление — составная часть местного самоуправления. Выражается в форме воздействия органов муниципального управления на муниципальное образование, а также как взаимодействие с субъектами муниципального образования. Основная цель такого взаимодействия — повышение уровня и качества жизни населения муниципалитета.
  • Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения по которым законодательством переданы населению муниципалитета и органам МСУ. К ним относятся, например, вопросы по бюджету муниципалитета, местным налогам, вопросы электро- и газоснабжения, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и т. д.
  • Органы МСУ — это организации, которые на своей территории выполняют функции общественного управления, в т. ч. представляют публичные интересы, развивают культуру, совершенствуют экономику и другие аспекты жизни местного населения. В состав органов МСУ входит представительный орган власти: глава муниципального образования, администрация, совет депутатов, дума, муниципальные комитеты и др.

Элементы системы муниципального управления

Как гласит Конституция РФ, местное самоуправление в России осуществляется гражданами в различных организационных формах.

Совокупность таких форм образует единую систему местного самоуправления, посредством которой и решаются вопросы локального значения.

В общей системе местного самоуправления можно выделить еще одну — совокупность органов муниципального управления, деятельность которых направлена (мы уже выше говорили об этом) на упорядочивание воздействия на происходящие в муниципальном образовании процессы.

Обратите внимание! Системой муниципального управления называют совокупность всех ее элементов и связей между ними, которые обеспечивают ее стабильное функционирование.

Перечислим элементы системы муниципального управления.

Субъекты системы

Субъекты системы — местное сообщество (население, проживающее на данной территории), органы муниципального управления (в т. ч. представительные органы МСУ, выборные представители населения, которым оно делегирует свои полномочия по управлению, должностные лица, местная администрация, муниципальные служащие).

Объекты системы

Объект системы — собственно муниципальное образование: территория МО, в т. ч. инфраструктура, объекты муниципального имущества, организации, предприятия и учреждения, средства местного бюджета. Также является объектом муниципального управления деятельность людей, их коллективов по производству материальных и духовных благ, социальная среда (т. е. потребительские ценности, которые удовлетворяют частные и общественные потребности).

Предмет регулирования

Предмет — это то, что именно регулирует система. Муниципальное управление регулирует социально-экономические процессы на территории МО в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

В основе системы муниципального управления лежит взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием). Определенный субъект муниципального управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов, и только в совокупности они образуют систему муниципального управления.

Ниже на схеме мы отобразили сущность системы муниципального управления.

Важно! Местное самоуправление и муниципальное управление — это не тождественные понятия. Так, первое гораздо шире по своему содержанию и включает в себя все формы реализации местного самоуправления. Муниципальное управление реализуется органами муниципального управления, наделенными для этого соответствующими полномочиями.

Читать еще:  Банкротство тсж последствия для собственников

Дополнительно по теме рекомендуем прочитать статью на сайте КонсультантПлюс «Коррупция в системе муниципального управления: причины и способы противодействия». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Система органов муниципального управления

Рассмотрим, какие органы входят в структуру системы муниципального управления и чем они занимаются.

Органы муниципального управления — это властные органы, формируемые или создаваемые в муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального и местного законодательства с целью осуществления муниципального управления.

Обратите внимание! Органы муниципального управления не входят в систему органов государственной власти.

Органы муниципального управления формируются:

  • непосредственно населением путем прямого голосования;
  • представительными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями.

В структуру органов муниципального управления входят:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган;
  • местная администрация;
  • контрольный орган;
  • иные органы и должностные лица.

Глава муниципального образования

Это высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО и федеральным законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО может называться, например, мэром, главой местного самоуправления, руководителем МО и др. — официальное название будет определено уставом и законодательством соответствующего МО.

  • представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами госвласти, гражданами и организациями, действует от имени МО;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом МО, нормативные правовые акты, принятые представительным органом МО;
  • издает правовые акты в пределах предоставленных ему полномочий;
  • правомочен требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО;
  • обеспечивает осуществление органами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных госполномочий, переданных органам МСУ законодательством.

Представительный орган МО

Это выборный орган МСУ, наделенный правомочием представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Такой орган власти действует на территории конкретного МО. Это дума (городская, областная), совет депутатов, муниципальное собрание или совет и др.

В компетенцию представительного органа МО входят в т. ч. следующие полномочия:

  • принятие устава МО, внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • решение местных налоговых вопросов;
  • принятие планов и программ развития МО;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО;
  • установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • контроль за исполнением органами МСУ и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об отставке главы МО.

Местная администрация

Является исполнительно-распорядительным органом в системе местного самоуправления. Наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных госполномочий.

Контрольный орган

Законодательством России предусматривается создание в МО специальных контрольных органов, которые осуществляют контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью муниципалитета.

Наименование контрольного органа определяется на местном уровне: контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.

Этот орган не является обязательным, создается по решению конкретного муниципалитета. Действует на основании положения, утверждаемого представительным органом МО.

Иные органы муниципального образования

В структуре органов управления МО могут быть и т. н. иные органы и должностные лица, предусмотренные уставом МО. Такие органы наделяются специальными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К ним относятся, например, избирательная комиссия МО, муниципальная полиция и др.

Итак, муниципальное управление и местное самоуправление — это не идентичные понятия. Второе гораздо шире и включает в себя первое. Система муниципального управления состоит из взаимосвязанных элементов, в т. ч. субъекта (местного населения и органов муниципального управления), объекта (МО) и устойчивых взаимосвязей между ними.

В систему органов муниципального управления входят глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация (обязательные), а также могут входить контрольный орган и иные органы и должностные лица.

Местное самоуправление понятие и содержание, основы деятельности

Главная > Реферат >Государство и право

1. Местное самоуправление: понятие и содержание, основы деятельности.

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. [4,52]

Местное самоуправление — это комплексное, сложное, многогранное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

• как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства;

• как форму народовластия;

• как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества;

• как способ организации и осуществления населением власти на местах.

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление — не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел. [1,79]

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Местное самоуправление в Российской Федерации — это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).[6]

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав. [6]

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий должна контролироваться государством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Таким образом, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления. [3,243]

Читать еще:  Алименты на двоих детей

Одной из основных гарантий местного самоуправления, установленных Конституцией РФ (ст. 131), является право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Указанная норма Конституции РФ также указывает на специфику организации власти на местном уровне, в частности, на необходимость учитывать сложившиеся в том или ином регионе местные обычаи и традиции и представляет собой конституционную гарантию свободы выбора населением наиболее оптимального варианта организации структуры органов местного самоуправления.

Данные положения Конституции РФ естественным образом согласуются с принципом Европейской хартии местного самоуправления, заключающимся в наделении местных властей правом самостоятельно определять свои внутренние структуры (ст. 131).[10]

Под местным самоуправлением, согласно ст. 3 Европейской хартии, понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления, согласно ст. 4 Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом. В России общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Положения Европейской хартии местного самоуправления устанавливают единственный критерий определения структуры местных органов – это соответствие местным потребностям и обеспечение эффективности управления. Представляется, что данное нормативное установление необходимо понимать как общий принцип, составляющий основу организации структуры местных органов.[10]

Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, регулирует наиболее важные общественные отношения, устанавливая основополагающие принципы и механизмы государственно-правового регулирования. Из этого следует вывод, что Конституция РФ, закрепляя основные принципы и гарантии местного самоуправления (к которым относится самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления), предоставляет населению право непосредственно установить, в какой форме и какими способами будет осуществляться местное самоуправление на соответствующей территории.

Иначе говоря, самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления есть право населения самостоятельно устанавливать состав, порядок (способ) образования, взаимосвязи (иерархические и иные) органов местного самоуправления, включая их компетенцию и схему организации деятельности.

Следует отметить основополагающее требование к организации публичной власти – сочетание рационального управления эффективного решения местных задач, т.е. определение структуры органов местного самоуправления должно включать установление предметов ведения и компетенции соответствующих органов и должностных лиц, а также форм взаимодействия, обеспечивающих соответствие требованию оптимального решения вопросов местного значения.

Конституцией РФ в отношении государственной власти предусмотрена обязательность соблюдения принципа разделения властей. Однако в отношении организации муниципальной власти этот принцип не является обязательным.

В то же время муниципальная власть, как и любая иная публичная власть, должна быть обеспечена системой сдержек и противовесов, направленной на предотвращение властных злоупотреблений. Эффективное осуществление местного самоуправления базируется на внутреннем, органическом единстве системы органов местного самоуправления, что предполагает соответствующее нормативное регулирование возникающих в данной сфере отношений.

Представляется необходимым введение в федеральное законодательство системы правовых механизмов, не позволяющих одной ветви муниципальной власти влиять на деятельность другой ветви власти. В то же время в основе данной концепции должен лежать принцип единства муниципальной власти, исходящей из одного источника – населения муниципальных образований.

Реальное обеспечение рассмотренных конституционных гарантий местного самоуправления и принципов, установленных Европейской хартией местного самоуправления, возможно только при наличии соответствующих механизмов их исполнения, закрепленных в федеральном законодательстве.

Конституция РФ, указывая на осуществление местного самоуправления как формы народовластия, закрепляет за федеральным и региональным уровнями полномочия по установлению общих принципов организации местного самоуправления. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).[6]

Таким образом, конституционная модель местного самоуправления предусматривает возможность определения форм и механизмов осуществления муниципальной власти в пределах установления общих принципов местного самоуправления и в целях защиты конституционных прав граждан. Представляется, что установление законодателем норм, препятствующих властным злоупотреблениям при осуществлении местного самоуправления, вполне отвечает требованиям и российской конституции, и норм международного права.

Местная администрация, ее отличительные черты от иных органов местного самоуправления и роль в системе этих органов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

Курс лекций

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Воронежского государственного аграрного университета

профессор кафедры административного и муниципального права юридического факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», доктор юридических наук,

доцент Бялкина Т.М.

доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»,

кандидат юридический наук Полянская Е.М.

Судакова С.В.

С892Организация работы местных администраций. Курс лекций: учебное пособие / С.В. Судакова. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. – 153 с.

Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций, составленный на основе анализа комплекса федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность местных администраций как обязательных органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также анализа современной учебной и научной литературы в сфере муниципального права и муниципального управления.

Издание предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление». Оно представляет интерес для практических работников муниципального управления и всех тех, кого интересуют правовое положение местной администрации и особенности исполнительно-распорядительной деятельности данного органа местной власти.

© Судакова С.В., 2016

© ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2016

Лекция №1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций. 7

§1. Местная администрация, ее отличительные черты

от иных органов местного самоуправления

и роль в системе этих органов. 7

§ 2. Принципы деятельности местной администрации. 11

§ 3. Правовая основа работы местных администраций. 14

Лекция № 2. Глава местной администрации. 17

§ 1. Правовой статус главы местной администрации. 17

§ 2. Требования к кандидату на должность

главы местной администрации. 20

§ 3. Условия конкурса. 23

§ 4. Порядок проведения конкурса на должность главы местной администрации 27

Лекция № 3. Структура местной администрации. 33

§ 1. Понятие структуры местной администрации и особенности её формирования 33

§ 2. Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж) 41

§ 3. Штатное расписание местной администрации. 42

Лекция №4. Порядок организации работы местной администрации 44

§ 1. Основы организации работы местных администраций. 44

§ 2. Планирование деятельности местной администрации. 47

§ 3. Порядок и особенности проведения аппаратных совещаний в местной администрации. 50

Лекция № 5. Организация документооборота в местной администрации и осуществление приема граждан. 60

§ 1. Организация документооборота в местной администрации (на примере городского округа город Воронеж) 60

§ 2. Контроль и проверка исполнения

распорядительных документов. 67

§ 3. Работа местной администрации с гражданами. 68

§ 4. Обеспечение доступа к информации

о деятельности местной администрации. 73

§ 5. Порядок подготовки и принятия постановлений и распоряжений главы местной администрации. 76

Лекция № 6. Полномочия местной администрации. 83

§ 1. Полномочия администрации в сфере образования. 84

§ 2. Полномочия местных администраций

в сфере управления муниципальной собственностью.. 87

§ 3. Полномочия местной администрации

в сфере культуры.. 95

§ 4. Полномочия исполнительных органов

Читать еще:  Загранпаспорт для ребенка. оформление без проблем

в области организации бюджетного процесса. 100

§ 5. Полномочия местной администрации

в области строительства и транспорта. 108

Лекция № 7. Взаимоотношения местной администрации

с иными органами власти. 111

§ 1. Порядок взаимодействия с представительным органом муниципального образования. 111

§ 2. Взаимоотношения местной администрации

с органами прокуратуры.. 115

§ 3. Взаимодействие местной администрации

с контрольно-счетными органами муниципального образования. 119

Лекция № 8. Правовой статус работников администрации. …123

§ 1. Требования, предъявляемые законодательством

к муниципальным служащим. 123

§ 2. Права, обязанности и ответственность

муниципальных служащих. 126

§ 3. Запреты, связанные с муниципальной службой. 132

§ 4. Порядок поступления на муниципальную службу,

ее прохождение и прекращение. 136

§ 5. Аттестация муниципальных служащих. 139

Лекция № 9. Кадровая политика главы администрации. 142

§ 1. Нормативные источники кадровой политики местной администрации. 142

§ 2. Формирование кадрового резерва

местной администрации. 144

§ 3. Планирование служебно-профессионального

и должностного роста муниципальных служащих. 147

Список литературы. Нормативные правовые акты.. 151

Предисловие

Местные администрации – обязательные исполнительно-распорядительные органы, предусмотренные действующим законодательством в структуре органов местного самоуправления России.

Учебная дисциплина «Организация работы местных администраций» теснейшим образом соприкасается с муниципальным правом, однако имеет и некоторую специфику. Уникальность данного учебного курса состоит в том, что он является интегративным курсом, аккумулирующим как вопросы учебной дисциплины «Муниципальное право России», так и вопросы, изучаемые в рамках курса «Муниципальное управление». Такая особенность данной дисциплины позволяет студентам не только углубленно ознакомиться со спецификой правового регулирования муниципально-правовых отношений, одним из субъектов которых является местная администрация, но и изучить механизмы повседневной работы этих управленческих структур. Данный учебный курс предоставляет студентам возможность ознакомиться с достаточно широким спектром муниципально-правовых актов, регулирующих процедурные аспекты деятельности местных администраций, разобраться в некоторых приемах муниципального управления применительно к конкретным общественным отношениям.

Настоящее пособие содержит материалы, затрагивающие организационные основы местного самоуправления и раскрывающие роль местной администрации в системе муниципальных органов власти. Пособие проиллюстрировано некоторыми практическими примерами функционирования этих органов местного самоуправления в конкретных муниципалитетах. Отдельное внимание уделено порядку работы администрации городского округа город Воронеж.

Лекция № 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций

Местная администрация, ее отличительные черты от иных органов местного самоуправления и роль в системе этих органов

Успех функционирования отечественного местного самоуправления, эффективность решения вопросов местного значения во многом зависит от правильно сформированной структуры органов муниципальной власти, подбора и расстановки кадров, совершенствования форм и методов их работы. В современных условиях развития местного самоуправления России на этот уровень публичной власти спроецированы варианты организационной структуры, свойственные власти государственной. Это проявляется в обязательности в каждом муниципальном образовании триады органов: представительного, исполнительно-распорядительного (местной администрации), главы муниципального образования (по аналогии с законодательными, исполнительными органами власти и президентом)[1]. Однако Конституция Российской Федерации не распространяет принцип разделения властей на уровень местного самоуправления. К органам местного самоуправления применяется не принцип разделения властей, а принцип разделения полномочий.

Очевидно, что без работоспособного исполнительного органа местная власть просто не сможет нормально функционировать, поэтому каждое муниципальное образование имеет свою администрацию.

Действующий Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное наличие местной администрации в структуре органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа власти.

Местная администрация является органом управления и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Рассмотрим определение администрации в широком и узком смыслах. В узком смысле под ней понимается:

— её руководящее ядро (глава администрации и его заместители);

— вспомогательный аппарат (те подразделения администрации, которые не имеют объектов управления вне ее: протокольный отдел, отдел писем, организационный отдел и т.п.). Местная администрация в данном смысле выступает как орган управления общей компетенции[2].

В широком смысле под местной администрацией понимают совокупность всех исполнительно-распорядительных подразделений муниципального образования. В этом значении она включает:

— своё руководящее ядро;

— отраслевые органы (например, управление образования);

— функциональные органы (например, бюджетно-финан-совое управление);

— территориальные органы (например, администрации (управы) районов городского округа или администрации отдельных населенных пунктов, входящих в его состав). Таким образом, местная администрация в широком смысле выступает и как орган управления общей компетенции, и как орган, осуществляющий специальную компетенцию (отраслевую, функциональную)[3].

С практической точки зрения, местная администрация представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической жизни местных сообществ[4].

Местной администрации как специфическому органу местного самоуправления присущи некоторые особенности. А именно:

1) она является элементом системы органов местного самоуправления;

2) действует на территории конкретного муниципального образования;

3) не входит в систему органов государственной власти;

4) её деятельность носит подзаконный и юридически властный характер;

5) организует исполнение решений представительного органа местного самоуправления;

6) решая вопросы местного значения, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования;

7) имеет собственную организационную структуру;

8) конкретное наименование органа, порядок формирования; компетенция, структура, вопросы организации и деятельности определяются уставом соответствующего муниципального образования.

Основной функцией местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) через представительный орган. Согласно с данной функцией и происходит наделение исполнительных органов муниципальных образований соответствующей компетенцией.

Правовой статус местной администрации сегодня не в полной мере законодательно урегулирован. Предусмотрев самостоятельность местной администрации, законодатель не оговаривает ни направлений ее деятельности, ни конкретных вопросов, входящих в круг ее обязанностей. Поэтому в законах о местном самоуправлении конкретных субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований используются различные подходы к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления.

Объяснима такая ситуация следующим обстоятельством: перечень полномочий местной администрации зависит от объема вопросов местного значения, решаемых муниципальным образованием самостоятельно, а также от объемов и видов отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию. В связи с этим невозможно в федеральном законодательстве установить единообразный перечень полномочий местной администрации.

Правовой статус местной администрации – это закрепленное нормами права положение (место) местной администрации в системе местного самоуправления, характеризующееся совокупностью определенных элементов.

Например, А.Т. Карасев, А.В. Елькина, Е.В. Елфимова в структуре правового статуса местной администрации выделяют три ключевых элемента: компетенцию, гарантии деятельности и ответственность[5].

А.С. Куличков, в свою очередь, определяет структуру правового статуса местной администрации посредством выделения несколько иной триады составляющих. А именно:

1. Место и функциональное значение местной администрации в системе местного самоуправления.

2. Полномочия (права и обязанности) местной администрации.

3. Конституционно-правовая ответственность местной администрации[6].

При этом исследователь преднамеренно не выделяет гарантии деятельности в качестве отдельного элемента правового статуса данного органа власти, относя гарантии к правовым средствам обеспечения деятельности местной администрации. И такая точка зрения вполне обоснована, поскольку юридические гарантии деятельности исполнительно-распоряди-тельного органа местного самоуправления выступают одним из важнейших факторов повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в целом и выражены совокупностью необходимых условий и средств, направленных на текущее разрешения повседневных вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Подробный анализ отдельных элементов правового статуса местной администрации будет осуществлен в последующих параграфах и главах настоящего пособия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector