Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие судебной подведомственности гражданских дел виды подведомственности

Понятие судебной подведомственности гражданских дел виды подведомственности

Дата написания: 2013-11-25

Большинство людей когда впервые сталкиваются с судебной системой всегда удивляет, а порой и пугает относительно большое количество разнообразных судебных учреждений. Перед глазами мелькают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды, конституционные (уставные) и т.д. и т.п. Несведущему в этих делах человеку довольно непросто ориентироваться. Ранее я уже как-то писал о судебной системе в РФ. Сегодня я хотел бы несколько расширить тему и рассказать, хотя бы в общих чертах, о таком процессуальном понятии как «подведомственность».

Согласно ст. 46 Конституции РФ

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

то есть, если по моему мнению нарушены мои права и свободы, или даже существует угроза в их нарушении, то у меня есть конституционное право обратиться за защитой в суд. И тогда, принимая во внимание неоднородность судебных учреждений, возникает резонный вопрос: а в какой именно суд необходимо обратиться? Ведь каждый из них имеет свою специфику судопроизводства. Для решения этой задачи и применяется такое юридическое понятия как подведомственность.

Обратившись к толковому словарю ( БСЭ: в 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978) получаем следующее:

Подведомственность — это разграничение компетенции между различными органами государственной власти и управления, определяющее сферу деятельности каждого из них.

В свою очередь, компетенция — это определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа ( Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003 ).

Таким образом установление подведомственности означает какой именно орган правомочен разрешить тот или иной вопрос по существу.

Судебная подведомственность предполагает разграничение компетенции между различными судами входящими в систему судебных органов, т.е. проще говоря — по каким правилам судопроизводства тот или иной спор подлежит рассмотрению. В основу разграничения положены два основных взаимодополняющих критерия:

  • Субъекты судебного разбирательства
  • Характер судебного разбирательства

В связи с этим в подавляющем большинстве случаев судебные споры подведомственны либо судам общей юрисдикции, либо арбитражным судам.

Так, согласно ч.1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (Далее АПК РФ)

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

в соответствии с ч.2. ст. 27 АПК РФ

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Исходя из характера судебного разбирательства (спорного правоотношения) подведомственность дел арбитражным судам детально установлена ст.ст. 28-32 АПК РФ. Схематично это можно представить следующим образом:

(В порядке особого производства)Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса дела:

Кроме этого, АПК РФ предусматривает и специальную подведомственность, т.е. подведомственность согласно которой арбитражный суд рассматривает эти дела независимо от того являются ли участниками правоотношения, из которых возник спор (требования), юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Согласно ст. 33 АПК РФ это дела:

  • О несостоятельности (банкротстве);
  • По спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • По корпоративным спорам (ст. 225.1 АПК РФ)
  • По спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  • По спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  • По спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  • О защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела (за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов):

В порядке искового производстваДела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из:
-гражданских;
-семейных;
-трудовых;
-жилищных;
-земельных;
-экологических и иных правоотношений
В порядке приказного производстваДела по требованиям, указанных в статье 122 ГПК РФ
Возникшие из публичных правоотношенийДела, указанные в статье 245 ГПК РФ
В порядке особого производстваДела, указанные в статье 262 ГПК РФ
Дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

Необходимо отметить, что при обращении в суд с заявлением, в котором содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие подведомственны арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем, если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Понятие подведомственности означает разграничение компетенции между различными органами государственной власти и управления, определяющее сферу деятельности каждого из них. Она устанавливается законодательно относительно каждого государственного органа предоставляя ему соответствующие полномочия по решению того или иного вопроса по существу.

Судебная подведомственность — это разграничение компетенции между различными судами входящими в систему судебных органов.

Значение подведомственности определяет по каким правилам судопроизводства тот или иной спор подлежит рассмотрению.

Судебная подведомственность устанавливается для арбитражных судов арбитражным процессуальным кодексом РФ, для судов общей юрисдикции — гражданским процессуальным кодексом РФ.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Подведомственность гражданских дел суду и ее виды

К федеральным судам относятся:

a. Конституционный Суд РФ ;

b. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды);

c. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ).

К судам субъектов РФ отнесены:

  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных органов и третейских судов. Несмотря на множество органов и организаций — три формы защиты:

d. Судебная защита (подведомственность судебная — суд общей юрисдикции или арбитражный суд),

e. Административная защита (подведомственность административная),

f. Общественная защита (подведомственность дел общественным организациям)

Выделяют несколько видов судебной подведомственности:

  • исключительную (дело м.б. рассмотрено только судом),
  • альтернативную (спор может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица, как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации),
  • договорную (возможность выбора органа, но по взаимному согласию сторон),
  • императивную (когда дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора).
Читать еще:  Как вписать ребенка в паспорт

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

  • характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
  • субъектный состав (состав участников спора);
  • спорность либо бесспорность права;
  • наличие договора между сторонами спора;
  • характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
  • орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов МСУ).

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.

По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов — два признака в совокупности:

  • по характеру спор экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности,
  • по субъектам — юридические лица и граждане-предприниматели (эти правила действуют и для споров с участием иностранных субъектов).

Статья 33 Арбитражного ПК предусматривает специальную подведомственность : арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, кто участники спорных отношений (т.е. достаточно одного признака — характера спора). К подведомственности арбитражных судов относятся:

  • дела по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ независимо от характера спорящих субъектов (производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами — дела в суды общей юрисдикции, как и дела по трудовым спорам);
  • дела о защите деловой репутации в области предпринимательской или иной экономической деятельности (в любом случае).

Суды общей юрисдикции согласно статье 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, иностранных лиц, М/н организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

  • дела по указанным в статье122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства ;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье245 ГПК (по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ);
  • дела особого производства, указанные в статье262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства);
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.46 и 47 ГПК);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.45 ГПК).

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права подведомственность традиционно делится на единичную (или исключительную) и множественную. Критерием выделения в данном случае является количество юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел.

Единичная (исключительная) подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно только в одном конкретном строго определенном законом юрисдикционном органе. Таким органом, обладающим исключительной подведомственностью, в Российской Федерации может быть только суд (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи).

Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует право на судебную защиту. В ч. 2 названной статьи данное положение конкретизируется: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Таким образом, решения и действия любого юрисдикционного органа могут быть обжалованы в суд. Следовательно, ни одна категория дел, рассмотрение которой изначально относится к ведению несудебного юрисдикционного органа, не может находиться в его исключительной подведомственности, так как в любом случае решение этого юрисдикционного органа на основании ст. 46 Конституции РФ может быть обжаловано в суд.

Примеры единичной (исключительной) подведомственности достаточно многочисленны: лишение и ограничение дееспособности, лишение и ограничение родительских прав, усыновление, восстановление на работе и др. относятся к исключительной подведомственности судов общей юрисдикции; дела о несостоятельности (банкротстве) — к исключительной подведомственности арбитражных судов; установление соответствия федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и др. Конституции РФ — к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ.

Несмотря на значительное количество примеров единичной подведомственности, большинство категорий дел в Российской Федерации все же обладает множественной подведомственностью.

Множественная подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно в нескольких юрисдикционных органах. При этом конечной инстанцией является суд.

В зависимости от того, зависит ли обращение в конкретный юрисдикционный орган от выбора заявителя, соглашения сторон, определенных условий, предусмотренных законом, или от прямых указаний закона, в рамках множественной подведомственности выделяют альтернативную, договорную, условную и императивную.

Альтернативная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от желания субъекта, чьи права и законные интересы нарушены. Естественно, выбор субъекта права ограничен рамками, установленными законом.

Например, в ст. 391 ТрК РФ содержится норма, позволяющая работнику для рассмотрения возникшего трудового спора обратиться либо в комиссию по трудовым спорам, либо, минуя ее, непосредственно в суд; п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ предполагает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Следует отметить, что изначальный выбор несудебного юрисдикционного органа не лишает субъекта, чьи права и законные интересы нарушены, права на обращение в суд в дальнейшем.

Договорная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от соглашения, заключенного сторонами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

Читать еще:  Получение шенгенской визы

Условная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой дело может быть рассмотрено судом только при наступлении условий, предусмотренных в законе. Так, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, по истечении года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Если такое заявление будет подано до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья, руководствуясь ст. 290 ГПК РФ, откажет в принятии заявления (прекратит производство по делу).

Императивная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой законом установлен не только перечень юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел, но и строгая последовательность прохождения по ним дел. Также в рамках императивной подведомственности законом может быть установлено наличие обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Например, в соответствии со ст. 401—404 ТрК РФ порядок рассмотрения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией обязательно. И только при недостижении в ней согласия стороны могут перейти к следующему этапу — урегулированию спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна сторона коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Конечной инстанцией в разрешении коллективного трудового спора в случае, если все перечисленные в законе процедуры не привели к примирению сторон, является суд.

Правила императивной подведомственности также закреплены в п. 2 ст. 452 ГК РФ, устанавливающем, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.

Понятие подведомственности и ее виды.

Подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Подведомственностьв гражданском процессе понимается как круг юридических дел (в большинстве своём споры о праве) разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции

Подведомственность служит средством распределения дел между юрисдикционными органами.

Правила подведомственности судов общей юрисдикции:

1) Так, суды рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Исключением из судебной подведомственности (судам общей юрисдикции) являются экономические споры; их рассматривают арбитражные суды.

3) К судам общей юрисдикции отнесены также дела, рассматриваемые в порядке приказного производства

4) Суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений (дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, , дела по заявлениям о защите избирательных прав и т.д) .

5) Судам общей юрисдикции подведомственны дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК. (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; об ограничении дееспособности гражданина; о признании гражданина недееспособным и др.)

6) об оспаривании решений третейских судов

7) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Если в заявлении содержится несколько требований, связанных между собой, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, и разделение этих требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Виды — исключительную, альтернативную, условную, смешанную.

Исключительная судебная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом.

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Под условной подведомственностью (императивной) понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо органы в определенной законом последовательности. Например, трудовые споры.

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности.

Разграничение подведомственности арбитражного суда и судов общей юрисдикции.

Дела, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской деятельности, между организациями, гражданами предпринимателями — подведомственны арбитражным судам.

Для определения компетенции арбитражных судов следует оценивать два взаимосвязанных критерия:

1. Характер спора — он должен быть экономическим, вытекать из предпринимательских отношений.

2. Субъектный состав участников спора — споры, где участвуют организации и юридические лица, граждане-предприниматели, споры субъекта федерации и федерации в целом.

Разграничение в том, что в судах общей юрисдикции рассматриваются дела из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Тут также решаются дела публичного, особого и приказного производства.

А в арбитражном суде – экономические отношения.

Понятие и виды судебной подведомственности

Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры.

Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

По определению Ю.К. Осипова, подведомственность — это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Можно выделить три смысловых оттенка термина «подведомственность»:

1) межотраслевой правовой институт;

2) механизм распределения компетенции государственных органов;

3) основное условие обращения за разрешением дела в конкретный орган.

Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы. Законом закрепляется прежде всего преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.

Статья 118 Конституции РФ закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Законом о судебной системе, не допускается.

Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации.

К’ федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов «федерального значения, автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в п. 1 ст. 11 ГК. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела (аd Нос) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Читать еще:  Адвокатская тайна понятие и основные требования

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Защита прав граждан в административном порядке, т.е. органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях, предусмотренных законодательством. Так, прокуратура определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (ч. 1 ст. 2 Закона о прокуратуре).

Целями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Среди государственных органов, полномочных разрешать юридические дела, особое место занимает Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства’ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан России и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Стороны в некоторых случаях могут сами избрать, создать или назначить орган, разрешающий их спор. К таким органам относятся различные примирительные комиссии, комиссии по трудовым спорам. Так, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» закреплена сложная система урегулирования коллективных трудовых споров, в которую входят: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по рекомендации этой службы.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.

Граждане также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека (Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств).

Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную.

Исключительная судебная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом. Большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав’.

Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейского суда.

Соглашение о размере алиментов или разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, чтобы определить размер материальных притязаний в судебном порядке.

Под условной подведомственностью (ее иногда называют императивной) понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так, трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам.

Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий по отношению к принявшему решение орган или к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закона об обжаловании в суд действий и решений гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Этот выбор свойствен и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить следующие критерии, устанавливающие подведомственность дела определенным органам:

• характер спорного правоотношения, т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда; • субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

• спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом

• наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права;

• характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные, арбитражные суды либо суды общей юрисдикции;

• уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 557 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector