Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие виды подведомственности и правила ее определения

Понятие виды подведомственности и правила ее определения

Под подведомственностью понимают правила, позволяющие определить круг дел, которые отнесены к ведению арбитражных судов РФ. Критерии подведомственности дел арбитражным судам:

1) Основной – характер спорных правоотношений: арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2) Вспомогательный – субъектный состав сторон: арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • · организаций, являющихся юридическими лицами;
  • · граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,
  • · в случаях, предусмотренных АПК и иными ФЗ – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
  • · договорная – подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон;
  • · императивная – подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности;
  • · альтернативная – подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Но лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

2) исключительная (специальная). Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражными судами рассматриваются следующие дела:

  • · о несостоятельности (банкротстве);
  • · по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • · по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • · по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  • · о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • · другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Предъявление искового заявления с нарушением правил подведомственности спора арбитражным судам не является основанием для возвращения искового заявления. В таком случае исковое заявление принимается, и вопрос о его подведомственности разрешается в судебном заседании. Если будет установлено, что дело неподведомственно арбитражным судам, производство по делу прекращается. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Виды подсудности дел в судебном процессе

Перед тем, как более подробно рассматривать понятие подсудности и его значение в судебном процессе, стоит отметить что необходимо отличить друг от друга понятия подсудности от подведомственности при возбуждении гражданских дел.

Подсудность вправе определить полномочия судебных систем, которые рассматривают уголовные и гражданские процессы.

А в случае подведомственности распределяется ответственность судебных дел.

Понятие и виды подсудности дел в судебном процессе

Под понятием подсудности подразумевается правовая инстанция, которая, в свою очередь, регулирует подведомственными судами.

Важно знать, что судебная система Российской Федерации образует федеральный суд с мировыми судьями.

Поэтому основным условием для возбуждения гражданского процесса является решение мирового судьи, который рассматривает двустороннюю задачу.

Юрисдикция, выделяет несколько видов подсудности:

  • родовую (предметную);
  • территориальную.

Родовой вид подсудности

Способна определить ответственность судебных систем различных уровней.

Практически все гражданские материалы распределяются на различны судебные системы РФ.

Дела могут рассматривать как районные (городские), так и мировые суды.

Основные критерии к рассмотрению определенного дела отличаются характером (родом), предметом и субъективным составом спора.

Смотрите дополнительно в этой статье, как правильно подать иск в суд?

Территориальная подсудность

Пространственная компетенция одноуровневых судов определяется территориальной подсудностью.

В первую очередь выясняется к какой степени уровня судебной системы относится гражданское дело. В результате чего, определяется территория.

Территориальная подсудность бывает: договорная, альтернативная и исключительная. Альтернативная, рассматривает конкретные гражданские дела некоторых категорий.

По закону, определенное дело может быть рассмотрено двумя или несколькими судами только относящиеся к одному уровню.

Выбор судов предоставляется истцу. О том как вести себя в суде можно более подробно узнать тут.

Основная сущность исключительной подсудности состоит в том, что сам закон определяет некоторые категории дел, которые будут рассматриваться выбранным судом.

Договорная, представляет собой изменение территориальной подсудности.

Разрешение правил подведомственности гражданских дел

Существует множество гражданских уголовных дел, значительно отличающихся друг от друга.

Для решения всех вопросов и споров, введены общие правила подведомственности материалов, которые рассматривает суд.

Все основные правила указаны в Конституции РФ в ст. 22. Соответственно, правила подведомственности гражданских дел рассматривают:

  • спор о праве;
  • определение характера правоотношения, из чего и вытекают требования;
  • конкретный состав спорного правонарушения.

Все материалы по спорам ведутся судами с общей юрисдикции. Гражданские дела, где не выявлен спор о праве, решаются в административном порядке.

Существуют случаи, когда дела такого характера, бесспорно, решаются в соответствии с законом.

Суды, общей юрисдикции, относят к следующим спорам граждан:

  1. семейным;
  2. трудовым спорам;
  3. жилищным;
  4. земельным.

Если, одна из сторон спора является гражданином РФ, то материал, рассматривает суд общей юрисдикции. Но бывают и исключения в рассмотрении некоторых важных вопросов, установленные нормативными актами, которыми занимается суд общей юрисдикции.

Решение разносторонних споров о том, чтобы прекратить деятельность политических партий, религиозных организаций, а также рассматриваются важные дела, где участвуют лица без Российского гражданства.

Порядок подсудности в уголовном процессе

Основные критерии подведомственности суда состоят из следующих видов решения спорных вопросов:

  • иска;
  • спора, возникшего из-за административно-правового нарушения;
  • производства дела;
  • приказных.

Все материалы искового производства в первую очередь относятся к подведомственным судам, кроме тех, которые относятся к ведению различных юридических органов.

Статья 22 гласит о том, что подведомственные суды решают спор:

  1. возникший при административно правовом нарушении;
  2. в случае если поступила жалоба на работу избирательной комиссии;
  3. если возникли проблемы о внесении некоторых изменений в запись актов гражданского состояния в случае отказа;
  4. при поступлении жалоб для совершения нотариального действия в случае отказа.
Читать еще:  Мужская свобода или как разводиться с женой

Протест, заверенный нотариусом, направляется на рассмотрение в специальные органы и, соответственно, назначается выплата налоговых сборов.

Подведомственность дел арбитражным судам

Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.

Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.

В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:

  • юридических лиц организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.

В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.

При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:

  1. определяет экономический характер спора;
  2. предмет конфликта;
  3. основания.

Виды международной подсудности

Международная подсудность считается компетентностью судебного аппарата определенного государства для оптимального решения важных гражданских дел с участием иностранных юридических и физических лиц.

Виды международной подсудности (касающиеся иностранцев), подразделяется на общую, исключительную, особенную и договорную.

Универсальным методом для обращения в суд является общая подсудность, которая имеет право рассматривать все дела без особого исключения.

Особенная подсудность, возможна только для определения категории споров, а исключительная, обладает преимуществом перед общей и особенной. Стороны не имеют никакого права изменить или выбрать другой вид подсудности.

Договорная подсудность дает возможность самостоятельно выбрать место проведения и рассмотрения процесса.

Теперь, выяснилось, что представляет собой подсудность, которая рассматривает все гражданские материала по первой же инстанции. В основном происходит разрешение уголовных и гражданских процессов. Поэтому каждая подсистема берет на себя обязанности. Компетентные инстанции вправе осуществлять и разрешать все действия в рамках установленного закона.

Частые вопросы из области подсудности дел в судебном процессе

В какой суд подавать иск при разводе с гражданином РФ?

По общему правилу, дела о разводе рассматривает мировой судья – п.2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ. Если при бракоразводном процессе муж и жена решают вопрос об определении места жительства их совместного ребёнка, то такое дело будет рассматривать районный суд – ст. 24 ГПК РФ.

Иск подаётся в суд по месту жительства ответчика, либо истца, если местопроживание первого неизвестно. Также разрешается подать иск в суд по месту жительства истца, если с ним постоянно проживает несовершеннолетний ребёнок, место проживания которого после прекращения брака должен будет определить суд.

Понятие и виды подведомственности

В любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать юридические дела, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Средством решения этой задачи и является институт подведомственности юридических дел.

В соответствии со ст. 10 ГК защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, хозяйственным, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Каждый из названных судов, а также иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.

В науке процессуального права термин «подведомственность» употребляется в широком и узком смысле слова 1 . Под подведомственностью в широком смысле слова или предметной компетенцией имеют в виду совокупность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к определенному кругу объектов (дел). Подведомственность в узком смысле слова определяется как круг споров о праве и иных правовых вопросов индивидуального характера, разрешение которых отнесено к ведению государственного или иного органа. В этом смысле подведомственность рассматривают как юрисдикцию, под которой понимают круг вопросов, по отношению к которым соответствующие органы могут применять право.

В науке гражданского процессуального права подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами1.

Под подведомственностью дел общим судам понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве выделяют различные виды подведомственности:

® в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, – подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским, товарищеским судам;

® в зависимости от характера дел – подведомственность дел искового производства (п. 1, 2 ч. 1 ст. 37 ГПК); дел, возникающих из административно-правовых отношений, перечисленных в ст. 335 ГПК (п. 3 ч. 1 ст. 37 ГПК); особого производства, перечисленные в ст. 361 ГПК (п. 4 ч. 1 ст. 37 ГПК); приказного производства, перечисленные в ст. 394 ГПК (п. 5 ч. 1 ст. 37 ГПК);

® судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции (ч. 2 ст. 37 ГПК);

® в зависимости от характера норм, регулирующих подведомственность,общую, т.е. регламентируемую общими правилами (ст. 37 ГПК, ст. 39–47 ХПК) и специальную, определяемую на основе особых указаний в актах законодательства в порядке исключения из общих правил1.

Подведомственность в зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел, подразделяют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенной категории дел каким-либо одним указанным в законе органом. Например, исключительно в общем суде рассматриваются дела о лишении родительских прав (ст. 80 КоБС); о расторжении брака (ст. 36 КоБС); о прекращении деятельности общественных организаций (ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»); о признании забастовки незаконной (ст. 395 ТК).

Множественная подведомственность допускает возможность рассмотрения определенных категорий дел несколькими различными органами.

Множественную подведомственность в зависимости от установленного законодателем способа выбора органа, который должен рассмотреть дело, подразделяют на альтернативную, договорную, императивную, условную.

Альтернативной называют подведомственность, которая допускает разрешение дела не только судом, но и другими юрисдикционными органами (административными, нотариальными и др.) по выбору истца (заявителя) независимо от мнения другой стороны.

Согласно cуществовавшей до недавнего времени (традиционно принятой) трактовке правил альтернативной подведомственности, выбрав соответствующий юрисдикционный орган, заинтересованное лицо лишалось права обращения в другой (альтернативный) орган.

В настоящее время альтернативная подведомственность утратила свое самостоятельно-правовое значение, поскольку, в силу прямого указания в законе, решение, принятое административным органом, может быть обжаловано в суд (п. 3 ст. 10 ГК).

Договорной является подведомственность, в соответствии с которой дела, помимо указанного в законе органа, управомоченного на их разрешение, могут быть по соглашению заинтересованных лиц переданы на разрешение другого органа (третейского, товарищеского судов). Например, граждане и юридические лица по взаимному согласию вправе передать любой возникший между ними спор, кроме вытекающих из трудовых и семейных правоотношений, на разрешение третейского суда (ст. 1 Положения о третейском суде).

Условной считается подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного, предусмотренного законом условия: соблюдения претензионного порядка по искам к перевозчику – ст. 751 ГК; разрешения наймодателя на переустройство и перепланировку жилого помещения – по спорам между членами семьи нанимателя жилого помещения (ст. 64 ЖК) и др.

Разновидностью условной является императивная подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности, т.е. рассмотрение дела внесудебным органом является обязательным условием рассмотрения его судом. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (ст. 236 ТК).

Императивную подведомственность следует отграничивать от случаев, когда законом предусматривается внесудебное урегулирование спора самими участниками спорного правоотношения. Так, при предъявлении претензии к перевозчику досудебное урегулирование спора осущест-вляется самими сторонами по договору перевозки, а не юрисдикционным органом (ст. 751 ГК). Разрешение претензии нельзя признать юрисдикционным актом в собственном смысле слова, поскольку при осуществлении претензионного порядка отсутствует обязательный элемент юрисдикции – государственное принуждение 1 .

Читать еще:  Перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену по закону рф

Подведомственность связанных между собой требований. ГПК закрепляет приоритет общесудебной подведомственности. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательством.

Требования считаются связанными между собой, если они вытекают из одного и того же правоотношения (обязательства из причинения вреда, договора перевозки грузов и пр.). Если при объединении нескольких требований, где сторонами являются юридические лица, за­тронуты интересы гражданина – третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, дело подлежит рассмотрению в общем суде. Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало ему неподведомственно (ч. 1 ст. 38 ГПК).

Важный признак подведомственности – установление ее правил актами законодательства (ст. 37 ГПК, ст. 39–47 ХПК, ст. 10 ГК и др.).

Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится (ст. 40 ГПК).

Вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос об его отмене перед вышестоящим судом (ст. 41 ГПК).

Современное законодательство, базирующееся на новой Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, позволило выявить новые подходы к институту подведомственности, его задачам, содержанию и механизму его регулирования . В настоящее время проблемы подведомственности следует решать с учетом ч. 1 ст. 60 Конституции Республики Беларусь, где записано: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».

В соответствии со ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод независимо от того, имеется ли упоминание в нормативном акте права на судебную защиту или нет 1. Отсутствие в законодательных актах норм о судебной подведомственности либо указание в них об иной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту и не устраняет судебную подведомственность. Так, Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что положения п. 4 и 5 ст. 267 КоАП об обжаловании в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) постановлений о наложении административных взысканий в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, без предоставления права обжаловать эти постановления в суд, не соответствует ст. 60 Конституции Республики Беларусь (Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1998 г. № 367/98) 1 .

Таким образом, если ранее задача института подведомственности состояла в разграничении компетенции государственных и иных органов в сфере разрешения юридических дел и суд был одним из юрисдикционных органов (он был в ряду других органов), то сейчас этот институт из инструмента распределения между различными государственными и иными органами дел по спорам о праве превращается в средство, гарантирующее защиту судом нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Из этого следует, что все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны рассматриваться как органы их предварительного, досудебного разрешения, решения которых по заявлениям несогласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким другим несудебным органам не подконтрольны 2. Такой вывод вытекает, в частности, из ч. 3 ст. 10 ГК, в силу которой защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Правила определения подведомственности гражданских дел

Здравствуйте, уважаемые читатели! На блоге был месячный застой, новые статьи не появлялись и никаких вестей от меня не было. Причина проста — был в отпуске. Решил взять небольшой тайм-аут и сейчас вновь берусь за дело.

Сегодня поговорим о том, как определить подведомственность гражданских дел. Меня уже просили осветить тему подведомственности и подсудности. Выполняю просьбу. Хотел сперва в одной статье рассказать и о том, и о другом. Позже понял, что статья получится слишком объемной и запутанной. Поэтому предлагаю рассмотреть все по отдельности.

В конце статьи вас ждет очень полезный материал для скачивания. Так что внимательно читайте статью до конца!

  1. Что такое подведомственность?
  2. Судебная система в Российской Федерации
  3. Общее правило определения подведомственности спора
  4. Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

Что такое подведомственность?

В процессуальном законодательстве официального определения понятия «подведомственность» нет.

Поэтому будем довольствоваться изысканиями юридической науки.

Знаете, как расшифровывается слово «подведомственность»? Оно произошло от словосочетания «подвести под ведомство». Иными словами это означало отнести юридическое дело на рассмотрение определенного компетентного государственного органа или учреждения.

Если совсем коротко, то подведомственность означает, что вопрос находится в ведении определенного органа или учреждения.

Каждый орган в системе государственной власти занимается делами, отнесенными к его компетенции. Любой орган от местного ГИБДД до Правительства РФ имеет свой круг задач, которые он решает, и полномочий, позволяющих это делать.

Налоговые органы осуществляют надзор за своевременной и полной уплатой налогов. Нотариус совершает нотариальные действия, перечисленные в законе. Думаю, вы поняли и можете сами предложить другой пример.

Но нас в большей степени интересует подведомственность судам гражданских дел. Здесь все не так просто, как хотелось бы. То и дело возникают проблемы — в какой именно суд обращаться за защитой своих прав? В суд общей юрисдикции или в арбитражный суд? А при оспаривании нормативных актов — обращаться нужно в Конституционный Суд РФ (КС РФ) или в Верховный Суд РФ (ВС РФ)?

Сперва давайте вспомним как устроена наша российская судебная система.

Судебная система в Российской Федерации

Гораздо проще будет вместо длинного описания просто привести схему судебной системы.

Итак, если идти снизу, то у нас есть суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Обе эти системы возглавляет с недавнего времени ВС РФ. Раньше, систему арбитражных судов возглавлял ВАС РФ, который был упразднен в 2015 году.

Есть КС РФ — орган конституционного контроля. В некоторых регионах образованы конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Помимо государственных судов есть еще третейские.

Если не ограничиваться рамками России, то есть международные суды (например, всем известный Европейский суд по правам человека — ЕСПЧ). Также случается, что спор может быть подведомственен суду иностранного государства. Чаще всего это споры по сделкам с иностранным элементом. Но не всегда.

Теперь можно перейти непосредственно к критериям подведомственности.

Общее правило определения подведомственности спора

Для дальнейшего понимания вопроса необходимо кратко рассмотреть виды подведомственности:

  • альтернативная — спор уполномочен решать не только суд, но и иной несудебный орган или должностное лицо (например, нотариус, антимонопольная служба, комиссия по трудовым спорам и т. д.);
  • исключительная — спор может быть разрешен только судом (обычно именно здесь и возникает вопрос — какой именно суд?);
  • условная — перед обращением в суд необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора (в арбитражном процессе с 1 июня он станет обязательным в силу закона);
  • подведомственность, определяемая по связи требований — если заявляется несколько требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и их разделение невозможно, то спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Читать еще:  Правило 90 из 180

Сейчас нас интересует исключительная подведомственность, когда спор может быть разрешен только судом. И условная — если претензия не будет удовлетворена, то все-равно придется искать правду в суде.

Возникает вопрос — в каком суде в плане подведомственности? Чаще всего выбирать приходится между судом общей юрисдикции и арбитражным судом (дальше для удобства буду писать сокращенно СОЮ и АС соответственно). Как определить, в какой из них подавать исковое заявление?

Для этого сперва нужно сам спор «пропустить» через систему двух вопросов.

Первый вопрос — является ли спор экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности?

Если обратиться к ст. 22 ГПК РФ, то СОЮ рассматривают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Но, например, исковые дела могут и АС рассматриваться. Поэтому дальше в ГПК РФ сделана оговорка — все перечисленные гражданские дела рассматриваются СОЮ, если они не являются экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Это следует также из содержания ч. 1 ст. 27 АПК РФ.

Характер спора определяется исходя из сути отношений между сторонами. Он является экономическим, если, во-первых, разногласия возникли между субъектами предпринимательской деятельности и, во-вторых, по поводу этой деятельности.

Не сразу бывает понятно, что такое «иная экономическая деятельность». Она не всегда напрямую связана с извлечением прибыли, как в случае с предпринимательской деятельностью, но все же влияет на экономические показатели компании. Например, сюда можно отнести споры по поводу управления коммерческой организацией. Оно не является напрямую экономической деятельностью, но связано с ней очень тесно. Различные управленческие решения могут привести компанию к разным результатам — к извлечению огромных прибылей, к ничем не примечательным результатам или вовсе к полному краху.

Поэтому корпоративные споры рассматриваются, как правило, АС.

Здесь мы подходим к следующему вопросу.

Второй вопрос — являются ли стороны спора лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность? Цитирую ч. 2 ст. 27 АПК РФ:

«Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане)».

Итак, в первую очередь нужно определить характер спора. Иногда ответ только на первый вопрос уже определенно может сказать, в какой суд идти. Если он не является экономическим, не вытекает из предпринимательской и иной экономической деятельности, то дело в подавляющем большинстве случаев будет рассматривать СОЮ. Даже если сторона спора осуществляет предпринимательскую деятельность, дело все-равно будет рассматривать СОЮ.

Например, бракоразводный процесс, стороной которого является гражданин, являющийся ИП. Да, он осуществляет предпринимательскую деятельность, но спор с этой деятельностью никак не связан.

Если спор экономический — ответить на второй вопрос нашей системы, касающийся статуса сторон, нужно обязательно. В этом случае определяющим признаком является уже статус сторон. Спор связан с экономической деятельностью и все стороны спора являются предпринимателями? Значит, дорога лежит в АС.

А если одна из сторон не осуществляет предпринимательскую деятельность? Вот у меня было дело, касающееся понуждения к заключению договора найма жилого помещения. Мы — коммерческая организация. С другой стороны — физическое лицо, не обладающее статусом ИП.

Куда мы пошли с иском? Мы пошли в СОЮ. Для нас этот спор связан с предпринимательской деятельностью. Юридическое лицо намерено извлекать прибыль за счет сдачи жилого помещения по договору найма. Но поскольку с другой стороны обычный «физик», то из этого следует подведомственность спора СОЮ.

Кому интересно, это дело мы в конечном итоге выиграли. Суд первой инстанции нам в удовлетворении иска отказал, но апелляция отменила это решение и удовлетворила иск.

Тем не менее статус лица, обращающегося в суд, не всегда является определяющим при определении подведомственности. Иногда гражданин хотя индивидуальным предпринимателем не является, но спор с его участием подлежит рассмотрению АС.

Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

Из ч. 2 ст. 27 АПК РФ следует, что дело может рассматриваться АС в случае, когда это предусмотрено самим Кодексом или иным законом. Хотя при анализе дела сквозь призму рассмотренной выше системы двух вопросов мы бы пришли к выводу, что дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции.

Однако исходя из специальных правил, установленных ст. 33 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают следующие дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве), в т. ч. банкротстве граждан;
  2. многие виды корпоративных споров, но некоторые из них рассматривают суды общей юрисдикции;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — вроде бы юридического лица формально нет или лицо статусом ИП не обладает, однако все-равно спор рассматривается в арбитражном суде;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как вы уже догадываетесь, тут тоже есть свои тонкости. Например, не все корпоративные споры рассматриваются АС. Некоторые из них рассматривают СОЮ.

Правила подведомственности очень трудно описывать, поскольку нет возможности дать универсальный алгоритм определения вопроса — подлежит ли дело рассмотрению АС или же дело уполномочен рассматривать СОЮ.

Их немало — этих специальных правил и исключений. Иногда вопрос подведомственности вообще разрешается на уровне судебной практики.

Я постарался выше доступно обозначить и объяснить общие правила по вопросу определения подведомственности. Если начнем углубляться и делать это в формате статьи, то можем запутаться.

Поэтому я решил поступить по-другому — сделать справочник по подведомственности споров. Это таблица, в которой по порядку перечислены споры, подведомственные СОЮ и АС.

Справочник бесплатный, жмите кнопку и забирайте.

Следующая статья будет посвящена подсудности. Если справочник по подведомственности окажется востребованным, то сделаю подобный и по подсудности. Так что делитесь своим мнением в комментариях к статье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector