Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовая семья понятие элементы группы

Правовая система общества: понятие и элементы. Характеристика основных правовых семей народов мира

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Наиболее широкое по содержанию понятие теории права. Оно характеризует структурное единство всех правовых явлений общества, их качественное своеобразие по сравнению с правовыми системами других стран, принадлежность по общим признакам к определенным типам (семьям) правовых систем.

Структурными элементами правовой системы общества являются:

— нормы права, принципы, институты и отрасли права, выраженные в специфических источниках права (нормативный компонент правовой системы);

— правовая практика и правовые учреждения (деятельный компонент);

— правовое сознание общества (духовный компонент).

Исторические особенности содержания и соединения этих компонентов определяют различия правовых систем и объединение их в группы (семьи правовых систем) по степени общности.

Обычно выделяют четыре основных семьи правовых систем среди современных стран:

Романо-германская правовая система (Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в т.ч. частное и публичное право.

Англосаксонская правовая система (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.

Мусульманская система права (страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкования учеными знатоками ислама, акты аналогии норм Корана к сходным случаям.

Традиционная система права (значительная часть стран Африки) характеризуется признанием в качестве основного источника права традиций и обычаев, перешедших со ступени родового строя и поддерживаемых государственной властью и традиционными родовыми структурами.

Правовые системы современности достаточно активно взаимодействуют между собой и перенимают наиболее прогрессивные черты друг друга.

Правосознание: понятие, структура, уровни и виды. Деформация правосознания.

Правосознание — одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным и т.д. Правосознание характеризует субъективное отношение людей к праву, степень знания ими юридических норм, понимания необходимости активного использования прав, исполнения и соблюдения обязанностей, недопустимости совершения правонарушений.

По степени общности :

Массовое — это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% россиян выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы плохо работают.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих).

Индивидуальное правосознание — суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.

По уровню (глубине) отражения :

1) уровень массового (обыденного) правосознания- люди, специально не занимающиеся правом и осознающие его как значимый для них фактор соц.жизни только в определенных жизненных ситуациях, как правило, при правонарушениях.

2) профессиональное правосознание- специалисты в области юриспруденции (судьи, адвокаты, прокуроры, следователи, работники ОВД и др.), по роду своей работы постоянно применяющие юридические нормы.

3) Теоретический (научный) уровень правосознания — люди, занимающиеся различными направлениями научных исследований в области права.

По мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности:

а) законоодобряющее (требования, цели и ценности закона осознаются как безусловно необходимые и подлежащие реализации);

б) законопослушное — прагматичное (основным мотивирующим фактором является авторитет закона, целесообразный выбор- невыгодно нарушать закон);

в) закононарушающее правосознание тоже является прагматичным правосознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений.

В структурном отношении правосознание представлено в двух формах:

1. Правовая идеология (система официальных представлений о праве) — совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему полит.режиму, гос.власти. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений разные: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических.

2. Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) — совокупность чувств, эмоций, связанных с правовыми явлениями в обществе. Чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Например, мнение, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность.

2. правовой дилентализм. Вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм — недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

4. «перерождение» правосознания. Крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Лица, вставших на противоправный путь.

5. правовой нигилизм. Девальвация права и законности, осознанное игнорирование требований законов или недооценка их регулирующей социальной роли.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 348 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Семьи правовых систем: понятие, основания классификации и общая характеристика

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном един­стве этих систем.

Понятие «правовая семья» отражает те осо­бенности некоторых правовых систем, которые являются ре­зультатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей пра­вовой культуры, традиций, и т.д.

Наряду с особенностями, отличиями, в правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «право­вые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отно­шении стран.

Таким образом, правовая семья – это совокупность пра­вовых систем, объединенных общностью пути историческо­го формирования, общностью источников, форм закрепле­ния и выражения норм права, структурным единством по­нятийно-категориального аппарата.

Существует несколько критериев объединения, клас­сификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующе­го развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-право­вые корни (произрастают из одного древнего государст­ва, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выра­жения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

З. Структурное единство, сходство: Правовые систе­мы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения норматив­но-правового материала. Как правило, это находит вы­ражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уров­не строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъек­тов, их формального равенства, объективности право­судия и т. д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – ­социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и система­тизации норм права. Родственные в правовом отно­шении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинако­вые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, системати­зации.

Читать еще:  Как установить отцовство в судебном порядке

Соответственно выделяются следующие правовые семьи:

1. Романо-германской правовой семье относятся право­вые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также каноничес­ких и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и при­способления к новым условиям. Страны континентальной Европы, Латин­ской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция.

2. Семья англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развива­лась автономно и связь с европейским континентом не ока­зала на нее существенного влияния. В данную се­мью входят системы США, Канады, Австралии, Новой Зе­ландии.

3. Семья социалистического права. По внешним признакам социалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо-германской системой. После второй мировой вой­ны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Основой данной системы стала коммунисти­ческая идеология. В настоящее время семью социалистического права со­ставляют право вые системы Китая, Вьетнама, Северной Кореи и Кубы.

4. Правовые системы мусульманской семьи или религиозно-правовыеберут свое на­чало в Коране и считаются плодом божественных установ­лений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Основные страны, в которых действуют исламские пра­вовые системы: Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты. Страны, исповедую­щие в качестве государственной религии ислам, инду­изм, иудаизм.

5. Семьи обычного права – страны Экваториальной Африки и Мадагаскар. Термин «обычное право» означает форму регламентации общественных отношений, основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).

Романо-германская правовая семья. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: — единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); — главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; — имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; — высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; — весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); — деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; — правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; — на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; — особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Англо-саксонская правовая семья. К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: — основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); — юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; — ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; — на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; — главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; — отсутствуют кодифицированные отрасли права; — отсутствует классическое деление права на частное и публичное; — статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; — юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

Мусульманская правовая семья. Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: — главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; — источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; — весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; — особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; — отсутствует деление права на частное и публичное; — нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; — судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; — во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

К семье обычного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряд стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: — доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; — обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; — обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; — нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; — судебная практика (юридический прецедент) не выступает вкачестве основного источника права; — судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; — юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; — архаичность многих ее обычаев и традиций.

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы). На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь» существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система — советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права. Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо- германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду — ее структуру. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право — это надстройка, отражение определенной экономической структуры. Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата. Социалистическая система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа, хотя и отличалась по содержанию.

Читать еще:  Слышно соседей через стену что делать

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Правовые семьи

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем, опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием «Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Völker, Länder und Zeiten» (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития [1] . Несколько раньше, Лейбниц выдвинул похожую идею в отношении языков, введя в оборот термин языковая семья (семья языков).

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

  • соотношение и использование источников права,
  • роль суда в создании прецедентов,
  • происхождение и развитие системы права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида [2] , в соответствии с которой выделяются:

  • романо-германская правовая семья,
  • англосаксонская правовая семья,
  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
  • социалистическая правовая семья,
  • традиционная правовая семья,
  • некоторые другие правовые семьи.

Содержание

  • 1 Романо-германская правовая семья
  • 2 Англосаксонская правовая семья
  • 3 Семья социалистического права
  • 4 Религиозная правовая семья
  • 5 Традиционная правовая семья (обычное право)
  • 6 Правовая семья стран Дальнего Востока
  • 7 Смешанные правовые семьи
  • 8 Международное право
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции, Бельгии, Испании, Италии, Квебека, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Румынии, Филиппин, латиноамериканских стран, африканских государств — бывших французских колоний, некоторых стран Ближнего и Среднего Востока и др.);
  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Азербайджана, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Киргизии, Латвии, Молдовы, Португалии, Словении, Таиланда, Турции, Узбекистана, Украины, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);
  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную «славянскую группу» (правовые системы Болгарии, Македонии, России, Сербии, Черногории и др.) [3] [4] [5] , которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций, в частности ориентацию на религию, коллективизм, сильную роль государства, влияние морально-нравственных норм на право. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

Англосаксонская правовая семья

Общее право доминирует в национальных правовых системах Австралии, Белиза, Великобритании (кроме Шотландии), Ирландии, Канады, Новой Зеландии, США, Ямайки и др. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (с лат. — «стоять на решённом»), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-американской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англо-американской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов Америки). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы [2] . Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд [2] .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

Читать еще:  Полис дмс для иностранных граждан

Традиционная правовая семья (обычное право)

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око» [6] .

Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

Смешанные правовые семьи

Смешанные правовые системы бывают следующих видов: [7]

  • дуализм романо-германского и англо-американского права (правовые системы Израиля, Камеруна, Кипра, Мальты, Таиланда, Филиппин; административно-территориальных единиц: Квебека, Луизианы, Пуэрто-Рико, Шотландии); [8]
  • дуализм англо-американского и религиозного права (правовые системы Бангладеш, Индии, Нигерии, Малайзии, Мьянмы, Пакистана, Судана, Танзании, где действуют в том числе нормы шариата);
  • дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Алжира, Джибути, Египта, Иордании, Ирана, Ливана, Марокко, Сирии, Туниса и др.);
  • дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Камбоджи, Лаоса, Конго, Мадагаскара, Мали, Руанды, Эфиопии, Южной Кореи и др);
  • дуализм англо-американского и обычного права (правовые системы Бутана, Ганы, Гонконга, Замбии, Кении, Папуа-Новой Гвинеи, Сингапура и др.);
  • дуализм римско-голландского и англо-американского права (правовые системы Ботсваны, Гайаны, Лесото, Намибии, Свазиленда, Шри-Ланки, ЮАР); [9]
  • дуализм романо-германского и социалистического права (правовые системы Вьетнама, КНР, Кубы, Лаоса и др.).

В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также правовые системы бывших колонизаторов — романо-германское, англо-американское или римско-голландское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи [4] , когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).

Международное право

Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Понятие и виды( семьи ) правовых систем

Правовая система общества — это конкретно-историческая со­вокупность права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельного государства.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее свя­зующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного об­щества.

Виды семей. Романо-германская правовая семья

Романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Германии, и др. Признаки следующие:

— имеются писаные конституции, обладающие высшей юриди­ческой силой;

— весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции и др.);

— деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

— правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­честве вспомогательных, дополнительных источников;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США, Канады, и др. признаков следующие:

— основным источником права судебный прецедент

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе гос органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­ное, доказательственное) право

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствует классическое деление права на частное и пуб­личное;

Семья религиозного права

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, признаки сле­дующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэто­му юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране

— весьма тесное переплетение юридических положений с рели­гиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­ричное значение,

— судебная практика в собственном смысле слова не является источником права,

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романа-германской и англо-саксонской пра­вовых семьях.

Семья традиционного права

К семье традиционного права относятся правовые системы ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— доминирующее место в системе источников права занимают облачай и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

— обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

— нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значе­ние, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

— судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

— юридическая доктрина не играет существенной роли в юри­дической жизни данных обществ;

|следующая лекция ==>
Внутригосударственное (национальное) и международное право|Субъекты правоотношений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector