Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки коррупции в законодательстве российской федерации

Легальная коррупция. Новый закон избавит чиновников от наказания

Коррупция — подсудное дело. Однако Госдума рассматривает законопроект, благодаря которому чиновники, депутаты, судьи и другие представители власти смогут избежать ответственности, если докажут, что нарушение произошло по независящим от них обстоятельствам.

Президент поручил ослабить контроль

В пояснительной записке говорится:

Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием независящих от него обстоятельств

Законопроект — не личная инициатива депутатов, а исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого президентом ещё в 2018 году.

«Обстоятельства непреодолимой силы» — то, что нельзя было предвидеть и преодолеть. Например, стихийное бедствие, эпидемия, террористический акт, забастовка, военные действия, санкции.

Коррупция — не всегда взятка

Говоря «коррупция», мы в первую очередь предстваляем взятку, поэтому большинство восприняло новый законопроект как разрешение чиновникам брать деньги.

Однако речь в законе идёт о нарушении антикоррупционных запретов — это более широкое понятие.

Закон ограничивает:

  • использование госимущества в личных целях;
  • предпринимательскую практику;
  • владение счетами в иностранных банках;
  • разглашение конфиденциальных сведений;
  • высказывание своей оценки и суждения в отношении того, что происходит в госорганах.

Госслужащие не могут вести дела, где есть личная заинтересованность и конфликт интересов. Также родственники не могут занимать должности, где один подчиняется другому.

«Коммерсант» цитирует члена профильного комитета Госдумы Анатолия Выборного:

Речь может идти о провокациях, когда человек принимает решение в рамках своей компетенции и совершенно не подозревает, что тут может быть заложен конфликт интересов. Допустим, он решает принять кого-либо на работу, не зная, что соискатель состоит в родстве, например, с курирующим заместителем. C точки зрения антикоррупционного законодательства это конфликт интересов

Благодаря новому закону перечень условий, при которых можно оспорить нарушение, будет расширен.

Ещё один пример приводит юрист «Трансперенси Интернешнл» Григорий Машанов. Если чиновник из отдалённого села не может подать декларацию из-за наводнения, то это с учётом нового закона не будет считаться нарушением антикоррупционных запретов.

Впрочем, если есть лазейка в законе, то ею будут пользоваться в корыстных целях. Это главное беспокойство экспертов в отношении инициативы.

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней.

  • Определение и виды коррупции: что относится к понятию
  • Причины и истоки коррупции
  • Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы
  • Уровень и рейтинг коррупции в странах мира
  • Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность
  • Куда сообщить о коррупции

Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

«Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.
Читать еще:  Понятие предмета договора в гражданском праве

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Коррупция: противодействие или победа без борьбы

Содержание:

Если говорить простыми словами, коррупция — это противоправное использование своего служебного положения, полномочий для получения каких-либо выгод. Полное официальное определение этого термина закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Российское законодательство содержит более 3 344 нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы коррупции. В 2006 г. наша страна ратифицировала две основополагающие международные конвенции:

  • Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г.;
  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. (Совета Европы и других государств, подписавших конвенцию).

Число преступлений коррупционной направленности в России в 1 квартале 2021 года выросло на 18,7% (с 10 000 до 11 900) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре этих преступлений около половины приходится на факты взяточничества.

Причины коррупции в России

  • Стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
  • Смена или изменение государственного устройства;
  • Низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
  • Проблемы законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  • Состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
  • Правовая неграмотность населения страны;
  • Неэффективность функционирования большинства институтов власти;
  • Кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  • Низкое материальное обеспечение и отсутствие гарантированного социального пакета.

На сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции. При этом ее причины остаются практически без внимания.

Борьба с коррупцией

Чтобы бороться с коррупцией, ее нужно опознать. Пункт 2 ст. 1 ФЗ-273 дает следующее понятие:

«Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  1. По предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  2. По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  3. По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
Читать еще:  Продажа sim-карт по паспорту и отключение неподтвержденных номеров

Статья 3 ФЗ-273 дает основные принципы противодействия коррупции в РФ:

  1. Признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека, гражданина;
  2. Законность;
  3. Публичность, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Предупреждение коррупции

Обязанность разработки и принятия мер по предупреждению коррупции распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Меры по предупреждению коррупции в организации могут включать:

  • Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • Принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • Недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.

Конфликт интересов: истинные причины коррупции

Выявление конфликта интересов является одной из ключевых антикоррупционных технологий, применяемых в целях противодействия коррупции как в системе государственного и муниципального управления, так и в сфере деятельности любых организаций.

Конфликт интересов диагностируется посредством выявления личной заинтересованности (прямой или косвенной) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), как это закреплено в ст. 10 ФЗ-273.

Также необходимо отметить несколько основополагающих принципов:

  • Выявление конфликта интересов как антикоррупционная технология может и должно применяться не только в рамках государственной и муниципальной службы;
  • Круг заинтересованных лиц включает помимо лица, определенного ст. 10 ФЗ-273, лиц, состоящих с ним в близком родстве, граждан и организаций, с которыми это лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
  • Для определения конфликта интересов используется не только юридическая аффилированность, но фактическая — скрытая аффилированность.

Карта рисков: как она может помочь?

Министерством труда и социальной защиты РФ, исходя из наилучших мировых практик предотвращения коррупции в частноправовой сфере, изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (от 08.11.2013 г.). Эти Рекомендации служат обеспечению применения нормы ст. 13.3 ФЗ-273, которая обязывает организации принимать меры по предупреждению коррупции.

Рекомендуемый Минтрудом РФ порядок проведения оценки коррупционных рисков включает несколько этапов, в том числе подготовку карты коррупционных рисков организации — сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. В карте рисков в разделе мер по снижению рисков должны быть мероприятия, направленные на истинные причины коррупции. Поскольку речь идет о правонарушениях, то правовое сопровождение потребуется и на данном направлении борьбы с коррупцией.

Опыт утверждения карты коррупционных рисков активно используется на государственном уровне, в том числе для регулирования контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы, для которой такая карта утверждена соответствующим Приказом от 25.10.2017 г. № ММВ-7-4/821@.

Выявление коррупции

К сожалению, не существует единого мнения относительно наиболее эффективных способов выявления коррупции. Оно происходит по определенным каналам информации:

  1. В связи с выявлением признаков преступления коммерческого подкупа и взяточничества:
    • Из обращения гражданина, с которого требуют взятку, на горячую линию комплаенс или в правоохранительный орган (о посреднике или вымогателе взятки);
    • Должностное лицо уведомляет представителя нанимателя и правоохранительные органы об обращении к нему взяткодателя, посредника;
    • Информация получена инициативно проверяющими в ходе проверки по другим обстоятельствам;
    • Информация, указывающая на факты совершаемого или совершенного коммерческого подкупа или взяточничества, получена анонимно (по телефону доверия, почте, через сайт в интернете и т.п.) или через СМИ, из обращений и жалоб граждан и организаций, например, по результатам закупочных процедур.
  2. В связи с выявлением иных преступлений (например, злоупотребление полномочиями, хищение, отмывание денег и др.) формируется в рамках служебного или иного расследования (например, форензик):
    • О профессиональных преступлениях в какой-либо сфере деятельности (государственные и муниципальные закупки, налоги, строительство, здравоохранение, образование, банкротство и т.п.);
    • Крупных хищениях и отмывании денег, незаконного транзита и обналичивания денег, которые, как правило, не могут быть реализованы без коррупционной составляющей;
    • Организованной преступной деятельности, которая тесно связана с коррупцией.

Основным источником информации о совершении коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики являются сообщения от негласных сотрудников (98,7% опрошенных респондентов–оперативных сотрудников).

Реагирование на выявленный факт коррупции

В России по различным данным от 68 до 82% всех обвинительных приговоров по делам о взяточничестве (ст. 290 — 291.2 УК РФ) и коммерческом подкупе (ст. 204 — 204.2 УК РФ) основаны на доказательствах вины, полученных в результате проведения тактической операции, которую принято называть «Задержание с поличным» на основе оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент».

Реагировать на выявленный факт коррупции следует классическим образом:

  1. Формировать обоснование и передавать собранные доказательства вместе с заявлением в правоохранительные органы. Они уже будут расследовать факт коррупции на наличие признаков состава преступления или правонарушения;
  2. Сделать выводы и исправить бизнес-процессы, убрать из них коррупционные риски;
  3. Проводить регулярное обучение сотрудников, обучая их соответствующему поведению, не имеющему признаков коррупционности.

Инструменты комплаенса для борьбы с коррупцией

Предотвратить коррупционные преступления проще и дешевле, чем реагировать на ситуацию, когда компания уже стала жертвой таких преступлений или оказалась вовлечена в расследование в связи с противоправными деяниями своих сотрудников или партнеров.

В настоящее время освоение бизнесом инструментов противодействия коррупции идет достаточно активно. В крупных коммерческих организациях формируются специальные подразделения, ответственные за антикоррупционный комплаенс.

Коррупция

С каждым годом постоянно меняется ситуация в стране касаемо уровня жизни населения: периодически стабилизируется, затем снова становится изменчивой в негативную сторону.

Данная тенденция выражается в резком повышении цен на товары при низких заработных платах, нахождением «за чертой бедности» большого количества людей, коррупции со стороны чиновников и должностных лиц, занимающих высокие посты в субъектах Российской Федерации и государственном аппарате управления.

В мировом сообществе существует сервер «Индекс восприятия коррупции». В нём ежегодно можно наблюдать на каком месте в мире находится та или иная страна по наличию коррупционной деятельности.

В диапазоне от 0 до 100 балов, которые означают самый высокий уровень коррумпированности — Россия в 2014 году находилась в этом списке на 127 месте, в 2015 году — на 119.

Читать еще:  Ответственность супругов по обязательствам

Эта статистика говорит о глобальном обострении проблемы и необходимости её срочного преодоления.

Определение коррупции

В разных источниках (методических пособиях, газетах, журналах) понятие коррупции определяется по-разному, так как с течением времени появляются новые механизмы как коррупционной деятельности, так и мер воздействия на неё со стороны государственных органов.

Главным законодательным нормативно-правовым актом, где регламентируются основные понятия, принципы и методы борьбы с коррупционным сообществом, является Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Кроме того, в нём описаны обязанности должностных лиц, их первичные обязанности и ограничения, связанные с использованием власти и инструкций по занимаемой должности.

Тут вы можете узнать, что делать в случаях необоснованного обвинения в коррупции.

Виды и формы коррупции

Коррупционная деятельность имеет свои виды, сформировавшиеся в зависимости от направления работы лиц, занимающихся незаконными махинациями.

В этой статье можно больше узнать о видах мошенничества в интернете.

Они предполагают следующие характеризующие особенности:

  1. коррумпированность в сфере управления государством (имеет место в случае, когда специалист, занимает управленческий пост, находится в статусе государственного служащего незаконно. При этом использует ресурсы и возможности, предназначенные для решения общественных проблем и вопросов, совершенствования качества жизни населения, в личных целях);
  2. коррумпированность предприятий (может возникать и в негосударственных учреждениях, которые ведут свою деятельность на частной основе. Высшее должностное лицо такой организации также может использовать свои возможности и интересы с целью собственного обогащения и выгоды);
  3. коррумпированность политической сферы (под этой тенденцией понимается сохранение собственного статуса или назначения на выборную должность с помощью неправомерного использования полномочий, делегированных ему народом).

У коррупции существуют 2 формы, которые определяют её проявление в обществе:

  • высшая (возникает на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей);
  • низовая (может процветать на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении.Данная ситуация обычно проявляется в случае дачи взятки за предоставление каких-либо услуг или благ).

Федеральный закон «О противодействии коррупции»

Во все времена негативного влияния коррупции на жизнь общества, существовали и разрабатывались меры по предотвращению этого разрушающего явления.

Противодействие коррупции – основной метод воздействия на незаконную деятельность органов власти, чиновников, предпринимателей.

Он содержит в себе основные правовые нормы, касающиеся принципов и форм противодействия коррупционным течениям в рамках своей страны и международного сообщества.

В нём освещены постулаты о том, кто должен вести антикоррупционную деятельность, о направлениях работы, включающие профилактические меры против коррупции, которые будут оказывать на неё уничтожающее действие.

Ответственность за коррупцию

За использование своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений – предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения – ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств – ст. 174 УК РФ и другие);
  2. административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности – ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий – ч. 1 ст. 286 КоАП РФ).

Узнать больше о понятии взяточничества и его видах можно более подробно здесь.

Соотношение понятий коррупции и взяточничества

Два таких понятия, как коррупция и взяточничество следует рассматривать в тесной взаимосвязи.

Если коррупция предполагает большой спектр действий незаконного характера, наказуемых с помощью определённых видов ответственности, то взяточничество носит более конкретный характер.

Оно включает в себя только 2 противозаконных действия – получение и дачу взятки.

В суде взяточничество в рамках коррупции может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на судебное решение.

Таким образом, распространение коррупции с каждым годом возрастает, но и разрабатываются новые способы и методы по борьбе с ней.

Совершенствуется законодательная база в области антикоррупционной деятельности, которая дополняется новыми нормативно-правовыми актами.

Необходимо понимать, что изменение обостренной ситуации, сложившейся в обществе, будет происходить с трудом и не сразу, поэтому деятельность по противодействию коррупции нуждается в поддержке.

Частые вопросы по коррупции

Какие причины проявления коррупции?

Существует несколько теорий в соответствии с которыми в обществе «зарождается и процвитает» коррупция. Рассмортим первую теорию – экономической природы.

В числе таковых – тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае – коррупционной.

Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует.

Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Некоторые исследователи проявление коррупции связывают с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит?

То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий.

Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на “ренте”, подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Имеется еще тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса.

То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях.

При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector