Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признание безвести пропавшим через суд

Порядок признания лица без вести пропавшим или объявления погибшим 02.04.2013

Представьте, что Вы давно не получали вестей от своего родственника и место его настоящего проживания также никому неизвестно. А он, например, зарегистрирован в квартире, которую Вы хотите продать. Или взял кредит и Вам постоянно названивают из банка. Или это один из родителей несовершеннолетнего ребенка, который не может выехать за границу без разрешения родителя. Что делать в такой ситуации? И как поступить с имуществом человека, от которого длительное время нет никаких вестей? Кто имеет право распоряжаться таким имуществом: погасить тот же кредит, выплачивать алименты и т. д.? Сегодня prostopravo.com.ua выяснял все о порядке признания человека без вести пропавшим или объявления погибшим. // 02.04.2013

Основания признания лица без вести пропавшим или объявления умершим

В соответствии со ст. 43 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) физическое лицо может быть признано судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства (т. е. по месту его регистрации) нет сведений о месте его пребывания.

В случае невозможности установить день получения последних сведений о месте пребывания лица началом ее безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а в случае невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Физическое лицо может быть объявлен судом умершим, согласно ст.46 ГКУ, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали ему смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев, а при возможности считать физическое лицо погибшим от определенного несчастного случая или других обстоятельств вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера — в течение одного месяца после завершения работы специальной комиссии, образованной в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Физическое лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, может быть объявлено судом умершим после истечения двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не ранее истечения шести месяцев.

Физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. Физическое лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, угрожавших ей смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая или в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим со дня его вероятной смерти.

Порядок признания судом без вести пропавшим или объявления умершим

Суд рассматривает дела о признании физического лица без вести отсутствующим или объявлении его умершим в порядке отдельного производства в соответствии со ст.ст. 246 — 250 Гражданско-процессуального кодекса Украины (далее — ГПК).

Заявление о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим подается в суд по месту жительства заявителя или по последнему известному месту жительства (пребывания) физического лица, местонахождение которого неизвестно, или по местонахождению его имущества.

В самом заявлении о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим должно быть указано:

  • для какой цели необходимо заявителю признать физическое лицо безвестно отсутствующим или объявить его умершим (например, с целью защиты его имущественных интересов и установления опеки над имуществом);
  • обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие физического лица, или обстоятельства, угрожавшие смертью физическому лицу, которое пропало без вести, или обстоятельства, которые дают основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц (родственников, сотрудников и т.д.), которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту жительства отсутствующего (жилищно-эксплуатационные организации, органы внутренних дел или органы местного самоуправления) и по последнему месту работы о наличии сведений относительно физического лица, местонахождение которого неизвестно.

Одновременно суд принимает меры через органы опеки и попечительства об установлении опеки над имуществом физического лица, местонахождение которого неизвестно, если опека над имуществом еще не установлена.

Суд рассматривает дело с участием заявителя, свидетелей, указанных в заявлении, и лиц, которых сам суд сочтет нужным допросить, и принимает решение о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

После вступления в законную силу решения об объявлении физического лица умершим суд направляет решение соответствующему органу государственной регистрации актов гражданского состояния для регистрации смерти физического лица, а также к нотариусу по месту открытия наследства, а в населенном пункте, где нет нотариуса, — соответствующему органа местного самоуправления для принятия мер по охране наследственного имущества. В случае наличия в населенном пункте нескольких нотариусов, а также в случаях, когда место открытия наследства неизвестно, решение направляется в государственный нотариальный архив с целью передачи его по принадлежности уполномоченному нотариусу для принятия мер по охране наследственного имущества.

Правовые последствия

В результате признания лица без вести пропавшим:

  • прекращаются обязательства, неразрывно связанные с личностью без вести пропавшего (представительство по доверенности, договор поручения, участие в полном товариществе, общественной организации и т. д.);
  • муж или жена пропавшего безвестно получают право расторгнуть брак по упрощенной процедуре в органах РАГС;
  • в соответствии со ст. 44 ГКУ нотариус по последнему месту проживания лица, признанного без вести пропавшим, описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.
Читать еще:  Закон о приватизации построек на дачном участке

По заявлению заинтересованного лица или органа опеки и опеки над имуществом физического лица, место пребывания которого неизвестно, опека может быть установлена нотариусом и до принятия судом решения о признании его безвестно отсутствующим.

Опекун над имуществом физического лица, признанного безвестно отсутствующим, или физического лица, место нахождения которого неизвестно, принимает выполнение гражданских обязанностей в его пользу, погашает за счет его имущества долги, управляет этим имуществом в его интересах, а также , предоставляет за счет этого имущества содержание лицам, которых лицо, пропавшее без вести, по закону обязано содержать.

Опека над имуществом прекращается в случае отмены решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, а также в случае появления физического лица, место пребывания которого было неизвестным.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Правовые последствия признания физического лица умершим, такие же, как и в случае его смерти. С той лишь разницей, что наследники лица, объявленного в судебном порядке погибшим, в течение 5 лет не могут отчуждать недвижимое имущество, перешедшее им по наследству. В это случае, одновременно с выдачей свидетельства о праве на наследство, нотариус накладывает на имущество запрет отчуждения.

Если пропавший объявился.

В случае получения заявления о появлении физического лица, которое было признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим, или сведений о местонахождении этого лица суд по месту нахождения лица или суд, который принял решение о признании лица безвестно отсутствующим или объявил его умершим, назначает дело к слушанию с участием этого лица, заявителя и других заинтересованных лиц и отменяет свое решение о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Заявление может быть подано лицом, которое было признано безвестно отсутствующим или умершим, или другим заинтересованным лицом.

Копию решения суд направляет соответствующему органу государственной регистрации актов гражданского состояния для аннулировании актовой записи о смерти.

Независимо от времени своего появления физическое лицо, которое было объявлено умершим, имеет право требовать от лица, которое владеет его имуществом, возврата этого имущества, если оно сохранилось и безвозмездно перешло после объявления физического лица умершим, за исключением имущества, приобретенного по приобретательной давности, а также денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лицо, к которому имущество перешло по возмездным договорам, обязано вернуть его, если будет установлено, что на момент приобретения этого имущества оно знало, что человек, объявленный умершим, на самом деле жив.

В случае невозможности возвратить имущество в натуре лицу, которое было объявлено умершим, возмещается стоимость этого имущества.

Если же имущество физического лица, объявленного умершим, перешло в собственность государства, Автономной Республики Крым или территориальной общины и было реализовано ими, этому лицу возвращается сумма, полученная от реализации этого имущества.

Признание должника по алиментам безвестно отсутствующим

В 2021 году неуплата алиментов на несовершеннолетних детей продолжает являться острой социальной проблемой. Зачастую плательщики средств скрывают свое местоположение, а исполнительный розыск не приносит результата.

7 марта 2018 года Президент РФ В. Путин подписал закон № 48-ФЗ о признании должников по алиментам, находящихся в исполнительном розыске более 1 года, безвестно отсутствующими, что впоследствии дает возможность назначить их детям пенсию по потере кормильца.

Новый закон облегчил процедуру судебного признания должника безвестно отсутствующим. Последствия признания алиментщика безвестно отсутствующим следующие: он будет обязан не только продолжать уплачивать средства на содержание несовершеннолетнего, но и возвращать долг государству в лице Пенсионного фонда.

С чем связано принятие закона о признании без вести отсутствующим по выплате алиментов

Самой распространенной проблемой алиментного производства является образование алиментной задолженности, которая может возникнуть по различным причинам:

  • отсутствие заработка или иного дохода у плательщика;
  • отсутствие имущества, на которое можно обратить взыскание, у алиментообязанного лица;
  • невозможность установить местонахождение должника при нахождении в исполнительном розыске.

Последняя причина возникновения алиментного долга — исполнительный розыск должника и его имущества — на протяжении многих лет являлась камнем преткновения для осуществления производства по взысканию алиментов, поскольку достаточная доля должников годами числится в безуспешном розыске, разыскные мероприятия ни к чему не приводят, и получатель в итоге остается без положенных законом алиментных средств.

Для решения проблемы был предложен и рассмотрен законопроект, подразумевающий альтернативой алиментам, взыскиваемых с находящихся в розыске должников, пенсию по потере кормильца.

7 марта 2018 года Федеральный закон № 48-ФЗ вступил вступил в законную силу.

Как было раньше?

Ранее, до принятия законопроекта, получатели алиментных средств неоднократно совершали попытки признания в суде неразысканных неплательщиков алиментов без вести пропавшими, чтобы установить свое право на получение социальной пенсии вместо алиментов.

Однако статьей 278 ГПК РФ до внесения изменений в нее устанавливалось, что подтвердить сведения об отсутствующем гражданине могли только органы внутренних дел (ОВД). ОВД, в свою очередь, не занималось предоставлением сведений об алиментных должниках, поскольку их розыск относился к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Получался замкнутый круг, который раз за разом заставлял суды выносить отрицательные решения о признании неплательщиков безвестно отсутствующими и лишал получателей алиментов долгожданных выплат.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙
Читать еще:  Понятие и особенности доказывания в административном судопроизводстве

Путин подписал закон о признании алиментщиков безвестно отсутствующими — что изменилось

После принятия законопроекта статья 278 ГПК РФ была дополнена положением, согласно которому судья может запрашивать сведения о разыскиваемом неплательщике алиментов напрямую у судебного пристава, ведущего исполнительное алиментное производство.

В свою очередь, ст. 65 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», устанавливающая регламент исполнительного розыска должника-алиментщика, дополняется важным нововведением.

Спустя 1 год проведения безрезультатных разыскных мероприятий в отношении неплательщика алиментов судебный пристав-исполнитель обязан уведомить об этом взыскателя и разъяснить ему порядок обращения в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

При этом датой, с которой необходимо отсчитывать годичный период, будет дата вынесения постановления об объявлении должника и его имущества в исполнительный розыск.

Пример. Исполнительное производство о взыскании алиментов с Константина М. возбуждено 13.11.2019 года. Алиментные платежи поступали взыскателю с декабря 2018 года по март 2020 года. 18 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем, ведущим производство по делу, на основании заявления взыскателя было вынесено постановление об объявлении Константина М. в исполнительный розыск. Следовательно, если до 18 мая 2021 года местонахождение должника не будет установлено, наступят основания для его признания безвестно отсутствующим.

Как признать алиментщика безвестно отсутствующим

Спустя 1 год безрезультатных попыток розыска неплательщика алиментов судебный пристав-исполнитель обязан:

  • вызвать на прием получателя средств;
  • разъяснить взыскателю порядок дальнейшего обращения в районный (городской, краевой) суд с заявлением о признании разыскиваемого должника пропавшим без вести.

Справка. Если же судебный пристав-исполнитель по какой-либо причине «забудет» отследить годичный срок нахождения в розыске неплательщика, взыскатель имеет право напомнить о себе, посетив должностное лицо и потребовав разъяснений по подаче заявления в суд для последующего назначения социальной пенсии. Статья 50 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» утверждает безусловное право взыскателя обращаться с разного рода ходатайствами и заявлениями к сотрудникам службы судебных приставов для содействия в исполнительном производстве.

В перечень документов, подаваемых в судебную инстанцию для признания гражданина безвестно отсутствующим, входят:

  1. Исковое заявление «О признании Ф. И. О. безвестно отсутствующим».
  2. Паспорт истца-заявителя.
  3. Копия судебного приказа (решения суда) о назначении алиментов.
  4. Копия постановления службы судебных приставов о размере алиментной задолженности.
  5. Копия постановления об объявлении в исполнительный розыск должника и его имущества.

Информацию об итогах розыска должника-гражданина судья при подготовке дела к началу судебного разбирательства обязан самостоятельно запросить в территориальном отделении службы судебных приставов.

Если по итогу разбирательства судом выносится положительное решение, и должник признается безвестно отсутствующим, взыскатель после вступления решения суда в законную силу имеет право обращения в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) за назначением ребенку социальной пенсии по потере кормильца. Перечень документов, необходимых для установления этой выплаты, можно уточнить у специалистов ПФР.

Важнейшим документом-основанием для назначения социальной пенсии вместо алиментов для Пенсионного фонда является вступившее в силу решение суда о признании алиментщика безвестно отсутствующим.

Последствия признания должника безвестно отсутствующим

Признав гражданина, являющегося должником по алиментным выплатам, без вести пропавшим, государство в лице Пенсионного фонда РФ возлагает на себя его обязанность по выплате алиментов несовершеннолетнему, однако отнюдь не безвозмездно.

Должник по выплатам перед ребенком автоматически становится должником перед самим государством, что, естественно, влечет для него более серьезные санкции и последствия, а также более строгие инструменты взыскания госдолга в случае установления его местонахождения. В итоге на разысканного уклониста ляжет и возвращение долга государству, и алиментные платежи своему ребенку.

Если же до наступления ребенком совершеннолетия уклонист так и не будет найден, государство само будет обеспечивать ребенка, выплачивая ему пенсию по утрате кормильца.

Принятие законопроекта об альтернативе алиментных выплат является подтверждением того, что исполнительный лист (судебный приказ) о назначении алиментов, взыскателю не стоит самостоятельно направлять по месту работы плательщика.

Исполнительный документ необходимо предъявлять в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства, чтобы взыскание и выплата алиментов отслеживались государственной структурой, и в дальнейшем иметь действенные рычаги влияния на алиментообязанное лицо, в том числе и при сокрытии должника от алиментных обязательств.

Иногда они возвращаются. К чему нужно быть готовым, объявляя родных без вести пропавшими

Есть проблема

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, или умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (в соответствии со ст.ст. 38 и 41 Гражданского кодекса Беларуси).

На практике из-за формализма и отсутствия координации в работе суда, милиции, соцслужб и прокуратуры люди могут столкнуться с отменой судебного решения о признании их родных пропавшими или умершими и, соответственно, с необходимостью пересмотра проблемы.

Анализируя проблему, прокуроры указывают на то, что при осуществлении розыскных мероприятий органы внутренних дел иногда проявляют формализм и бездействие.

Читать еще:  Заполнить миграционное уведомление о прибытии иностранного гражданина

Первый заместитель прокурора Могилевской области Олег ПИМАШКОВ приводит в ведомственном журнале «Законность и правопорядок» пример: родственники гражданина С. обратились в суд Бобруйского района для признания его умершим, чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца. Из предоставленной УВД Бобруйского горисполкома информации следовало, что в отношении С. как лица, скрывающегося от отбывания наказания, еще в августе 2011 года заведено розыскное дело и установить его местонахождение не представилось возможным. Но когда суд сделал запросы в различные инстанции, то «пропажа» быстро нашлась благодаря соцслужбе. Согласно сведениям, предоставленным Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, этот человек значился работником в конкретных хозяйствах Минского района. Естественно, что установление этого факта стало основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Лишние траты

Прокурорская проверка в Могилевской области также показала, что есть проблемы и в согласованности действий ведомств, что приводит к необоснованным тратам госсредств.

Так, были выявлены факты, когда в отношении некоторых людей розыск был прекращен в связи с установлением их места нахождения, однако соответствующие судебные постановления о признании людей пропавшими и умершими не были отменены из-за отсутствия сообщений о прекращении розыска. Это в свою очередь привело к тому, что иждивенцам граждан, признанных безвестно отсутствующими и объявленных умершими, были назначены пенсии по случаю потери кормильца. Взыскать эти деньги с найденных людей органы соцзащиты по сегодняшнему законодательству не имеют возможности. Данные проблемы приводят к необоснованной трате государственных средств и ущемлению прав граждан. Поэтому прокуроры предлагают внести определенные изменения в законодательство, улучшить скоординированность действий госорганов, своевременно обмениваться информацией.

Решение суда о признании безвестно отсутствующим по ст. 42 ГК РФ

  • Запись на консультацию

Комментарий адвоката В. Н. Соловьева, работавшего по делу:

Бывший муж заявительницы ушел и не вернулся. Требовалось снять его с регистрации по месту жительства. По таким делам самое важное — на досудебной стации собрать письменные доказательства (десяток справок из различных организаций). Качественные доказательства и подготовленные к даче показаний свидетели почти всегда определяют успех дела. Заниматься розыском отсутствующего до обращения в суд нет необходимости.

Посмотрите наши другие решения и иски по жилищным спорам. Узнайте, какую работу мы выполняем по делу.

Решение вынесено не в вашу пользу?

Не волнуйтесь, мы обжалуем его!

Посмотрите, как подробно и качественно мы пишем апелляционные и кассационные жалобы Свяжитесь с нами, мы изучим дело и составим все необходимые жалобы.

Посмотрите наши видеоконсультации по похожим темам:

Видеоконсультации адвокатов

На десятки правовых вопросов мы ежедневно отвечаем на очных консультациях в офисе. Но у вас есть возможность получить ответы прямо сейчас. Посмотрите наши видео по наиболее популярным темам!

«___»_______ 20__ г.

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи .
при секретаре .
с участием адвоката .

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

о признании безвестно отсутствующим.

. обратилась в суд с заявлением о признании своего бывшего мужа безвестно отсутствующим, указав, что является нанимателем двух изолированных комнат, площадью 11 кв.м. и 21 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: . в Санкт-Петербурге. Свои требования она обосновала тем, что бывший муж, проживший по вышеуказанному адресу вместе с ней и с ее несовершеннолетним сыном . , в 1995 году уехал из дома, вывез принадлежащее ему имущество, . в оплате квартплаты, коммунальных услуг участие не принимает, злостно уклоняется от уплаты алиментов на содержание сына. Признание . безвестно отсутствующим ей необходимо для снятии его с регистрационного учета.

. извещался судом по последнему известному месту жительства, повестки вернулись с отметкой почти об истечении срока хранения, по сведениям милиции местонахождения . установить не представляется возможным, дело в отношении . слушается в порядке ст. 119 ГПК РФ.

Заявительница и адвокат Соловьев В. Н. поддержали заявленные требования. Суд исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора . , полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания . безвестно отсутствующим, в силу следующего.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Брак между . и . расторгнут, . в указанной квартире не проживает и не появляется с января 1995 года, фактическое место проживания . не известно. Согласно акту ЖЭС-5 . по данному адресу не проживает, его личных вещей к квартире не имеется. Ставить под сомнение названные выше письменные доказательства и показания свидетеля у суда нет оснований.

Согласно ч. 2 ст. 42 ГК РФ, началом исчисления срока для признания безвестно отсутствующим . следует считать 01 января 2000 год, так как последний раз его видели в 1999 году.

Удовлетворение заявления имеет для заявителя юридическое значение

Руководствуясь ст. 42 ГК РФ, ст. ст. 276- 279, ст. 167 п. 5 ГПК РФ, суд

Признать . . года рождения, уроженца . зарегистрированного в квартире . , безвестно отсутствующим с 01 января 2000 года.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector