Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства и методы толкования норм налогового законодательства

Тема 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

– акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;

– все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

– устанавливающие новые налоги и (или) сборы;

– повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

– устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;

– иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

– устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

– отменяющие налоги и (или) сборы;

– снижающие размеры ставок налогов (сборов);

– устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

– иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

– указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;

– указанием на действие, которое должно быть совершено;

– периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

1) нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах

Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

Читать еще:  Объясните суть понятия общественное движение

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 НК). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

Акты толкования налогового законодательства

Налоговое законодательство отличает известная сложность, поэтому содержание его норм не всегда однозначно воспринимается налогоплательщиками. Вместе с тем это непосредственно влияет на своевременность, полноту и правильность исчисления и уплаты ими налогов. Именно поэтому важно предоставление налогоплательщикам возможности опереться при применении налоговых норм на мнение тех субъектов, результаты толкования которыми налогового законодательства будут иметь правовую значимость.

Такая возможность установлена для налогоплательщиков и плательщиков сборов в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ в виде права получать от финансовых органов письменные разъяснения. От Министерства финансов РФ могут быть получены разъяснения по вопросам применения налогового законодательства РФ, а от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно налогового законодательства субъектов РФ и налоговых актов муниципальных образований. Аналогичная возможность обращения к финансовым органам за получением разъяснений имеется и у налоговых агентов, которые в силу пункта 2 статьи 24 НК РФ имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Приведенным положениям корреспондирует норма статьи 34.2 НК РФ, закрепляющая полномочия финансовых органов давать налогоплательщикам, а также плательщикам сборов и налоговым агентам соответствующие письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления запроса.

Вместе с тем анализ положений Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что разъяснения финансовых органов носят лишь рекомендательный характер для обратившихся за ними лиц. Это значит, что ошибочный вывод финансового органа об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога не устраняет для получившего разъяснение налогоплательщика установленную налоговым законом обязанность уплатить налог. Равным образом, ошибочный вывод финансового органа о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате налога не порождает у получившего разъяснение налогоплательщика такой обязанности. Налогоплательщик вправе не согласиться с выводами финансового органа и исполнить обязанность непосредственно в соответствии с предписаниями налогового закона.

И все же получение соответствующих разъяснений влечет за собой значимые правовые последствия для налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Дело в том, что выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом в пределах его компетенции, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Поэтому, если выполнение налогоплательщиком разъяснений финансового органа повлечет за собой неуплату налога, то у него может быть истребована сумма неуплаченного налога, но он не может быть привлечен к ответственности за нарушение, выразившееся в такой неуплате. Наряду с этим в соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ исключается также начисление пени на сумму недоимки по налогу, которая образовалась у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом в пределах его компетенции. Правило о неначислении пени, также как и правило о непривлечении к ответственности не применяется только в том случае, если письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации, представленной лицом, обратившимся за этими разъяснениями.

Таким образом, разъяснительная деятельность финансовых органов в значительной мере направлена на формирование единообразной практики по применению налогового законодательства. Представляется, что именно с этих позиций следует воспринимать и положение подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

От разъяснительной деятельности финансовых органов следует отличать осуществляемое налоговыми органами информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Если разъяснительная деятельность связана с толкованием норм налогового законодательства, выявлением их смысла на основе правовой оценки, то информирование предполагает лишь доведение буквального содержания норм до сведения заинтересованных лиц.

Читать еще:  Заявление о продлении патента иностранному гражданину

Интересно заметить, что в некоторых зарубежных странах наряду с собственно разъяснительной деятельностью налоговых органов существует институт так называемого предварительного налогового регулирования. (Иконникова О. А. Институт предварительного налогового регулирования / Налоги и право. 2004. №6). Речь идет о деятельности налоговых органов по представлению налогоплательщику предварительного заключения о квалификации планируемых им хозяйственных операций для целей налогообложения. Благодаря этому налогоплательщик еще до совершения соответствующей хозяйственной операции имеет точные представления о ее налоговых последствиях. В отличие от разъяснений заключения предварительного налогового регулирования являются обязательными как для налогоплательщика, так и для налогового органа. Очевидно, что в России институт предварительного налогового регулирования в том виде, в котором он применяется в мировой практике, пока еще не сложился.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах. Все неустранимые сомнения, противоречия и неяснос­ти актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК). Такое признание осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из сле­дующих обстоятельств:

1) если нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) иных лиц, обязанности которых установлены НК;

9) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

10) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоя­щие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Институт налоговой тайны в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации

Общая характеристика и состав информации, составля­ющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК) со­ставляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщи­ке, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

По общему правилу сведения о налогоплательщике полу­чают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 НК).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, име­ют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только дол­жностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением слу­чаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности,, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

ЛЕКЦИЯ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Налоговая система Российской Федерации

2. Сущность налогов и сборов

3. Принципы установления налогов и сборов

Налоговая система Российской Федерации

В первоначальном тексте Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» под налоговой системой понималась совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей. В нем выделя­лось четыре вида платежей налогового характера:

Читать еще:  Как разделить имущество в гражданском браке

· другой (обязательный) платеж.

При этом в данном Законе все указанные платежи были объединены единым легальным определением. Под нало­гом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обя­зательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными ак­тами.

Действующая налоговая система, установленная НК, предусматривает только два вида налоговых платежей:

Сущность налогов и сборов

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмезд­ный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления Денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК).

При установлении налогов учитывается фактическая спо­собность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК).

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из; условий совершения в отношении плательщиков сборов го­сударственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предос­тавление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий) (п. 2 ст. 8 НК).

Действие НК распространяется на отношения по уста­новлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК (п. 3 ст. 1).

Средства и методы толкования норм налогового законодательства

Все началось с того, что налоговики по результатам выездной проверки в 2009 году вынесли решение о привлечении компании к ответственности за совершение налогового правонарушения; общая сумма налогов, пеней и штрафов составила около 90 миллионов рублей. В начале 2010 года фирма уплатила эту сумму, но в то же время оспорила решение инспекции в арбитражном суде. Спор в течение 2010 и 2011 годов прошел все необходимые инстанции, и решение налоговиков частично было отменено. Инспекция подчинилась решению суда и в начале 2011 года вернула обществу большую часть платежей, но не удосужилась начислить проценты.

Налоговое законодательство обязывает инспекцию начислять проценты на суммы излишне уплаченного налога, своевременно не возвращенные компании, за каждый календарный день нарушения срока возврата*(1).

Компании пришлось снова обращаться в арбитражный суд с требованием к налоговой инспекции начислить и уплатить проценты, первоначальная сумма иска составила около 8,5 миллиона рублей. Не дожидаясь решения суда, инспекция уплатила большую часть суммы, исключив сумму процентов, приходящихся на день зачисления средств на счет общества. В этой ситуации фирма уменьшила размер исковых требований*(2). Далее она настаивала только на включении в расчет процентов дня зачисления на свой счет в банке суммы излишне взысканных налоговых платежей, впрочем, поначалу не очень успешно.

Суды, отказывая компании, указали на отсутствие в пункте 5 статьи 79 Налогового кодекса прямого указания на включение в период исчисления процентов дня фактического возврата излишне взысканной суммы налога. В своих выводах судьи сослались на пункт 10 статьи 78 Налогового кодекса о начислении процентов за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога.

Кроме того, в обосновании учли пункт 23 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года N 5, которым предусмотрено, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами. Они предполагают, что плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

На основании этого суды сделали вывод о том, что в день поступления средств на счет налогоплательщика в банке обязанность налоговой инспекции считается исполненной. Проценты начисляются на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога лишь за дни, когда компания не имела возможности распоряжаться данными денежными средствами. Поэтому проценты рассчитываются за период времени начиная со дня, следующего за днем уплаты обществом сумм налоговых платежей, и включая день, предшествующий дате фактического зачисления территориальным органом Федерального казначейства соответствующих сумм на счет общества.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2012 г. N А40-62495/2012
Однако проценты подлежат начислению за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начислений с 12.01.2010, 15.01.2010 по день предшествующий фактическому возврату денежных средств на счет Общества (11.04.2011, 12.04.2011, 19.04.2011, 20.04.2011, 13.09.2011).

Указанный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.11.2005 г. N 7528/05.

Однако настойчивость фирмы была вознаграждена*(3). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не только поддержал ее, указав на ошибки судов нижестоящих инстанций, но и создал своим решением прецедент, которым должны будут руководствоваться арбитражные суды.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г. N 11675/13

Требования компании были удовлетворены. Принципиально важными в этом постановлении, на наш взгляд, являются следующие моменты:
— во-первых, требование буквального прочтения норм налогового права;
— во-вторых, требование единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

И, наконец, то, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в постановлении толкованием, могут быть пересмотрены*(4).

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, — в случае расхождения позиции Президиума ВАС РФ с официальной позицией контролирующих органов*(5) приоритетной, на наш взгляд, является позиция суда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector