Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Третейский суд между физическими лицами

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД. ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

1. Понятие и значение третейского разбирательства.

2. Подведомственность дел третейским судам

3. Третейское соглашение: третейский договор, оговорка и запись.

4. Форма и содержание третейского соглашения.

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участниками гражданского оборота, которая формируется по соглашению между ними.

Основные черты третейского разбирательства:

— Осуществляется не государственными органами;

— Является способом разрешения гражданско-правового спора;

— Избирается сторонами для разрешения спора в особой, согласованной сторонами, процессуальной форме (н. р. заключение отдельного договора);

— Осуществляется физическими лицами, которые избраны в качестве третейских судей;

— Разбирательство характеризуется упрощѐнной процедурой и конфиденциальностью.

— Деятельность третейского разбирательства осуществляется на началах самоокупаемости, т.е. все расходы покрываются сторонами;

— Не все споры могут быть предметом рассмотрения в третейском суде;

— Сторонами третейского разбирательства могут быть физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели;

— В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов (н. р. выдача исполнительного листа, обеспечение иска).

Третейский суд– это негосударственный способ разрешения гражданско-правовых споров, избранный сторонами в особой согласованной ими процессуальной форме, в отношении которого государственные суды осуществляют, в пределах, установленных законом, функции содействия и контроля.

Источники деятельности третейских судов:

— Федеральное законодательство (ст. 11 ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ «О третейских судах РФ» от 24.07.2002 г. №102 –ФЗ);

— Акты локального уровня (регламенты, принятые в самих третейских судах).

Виды третейских судов:

По предмету третейского разбирательства:

— Третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. с участием исключительно российских лиц;

— Международные коммерческие арбитражи (суды, рассматривающие споры с иностранными лицами, либо с Российскими лицами, но с иностранными инвестициями).

По времени действия:

— Постоянно действующие (создаются торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями);

— Третейские суды для рассмотрения конкретного спора (создаются сторонами для разрешения определѐнного спора. Стороны соглашения сами устанавливают правилам, по которым будет проходить разрешение спора. При этом, такие правила не должны противоречить закону).

В зависимости от специализации:

— Третейские суды, рассматривающие конкретный спор;

— Третейские суды, рассматривающие любые споры, подведомственные им.

По субъектному составу:

— Третейские суды, рассматривающие дела только с участием юридических лиц;

— Третейские суды, рассматривающие дела и между юридическими, и между физическими лицами;

— Третейские суды, рассматривающие дела только с участием физических лиц;

— Третейские суды, рассматривающие дела, независимо от субъектного состава.

Порядок образования и деятельности третейских судов:Данный порядок различается, в зависимости от вида третейского суда (постоянно действующий третейский суд, либо суд, создаваемый для решения конкретного спора).

Постоянно действующие третейские суды могут быть образованы уже созданной в соответствии с законодательством организацией. Они считаются созданными, когда юридическое лицо: приняло решение об образовании суда, утвердило положение о постоянно действующем третейском суде, утвердило список судей.

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов и органах местного самоуправления.

Регистрация для начала деятельности третейского суда не нужна. Под его образованием понимается оформление третейского разбирательства, как одного из видов деятельности, имеющего статус юридического лица, организации, созданной в соответствии с законодательством.

После образования третейского суда, организация, при которой он образован, направляет в компетентный суд копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда (решение об образовании, положение и список судей). Компетентным судом признаѐтся государственный суд, осуществляющий деятельность на территории расположения постоянно действующего третейского суда. Дата получения документов компетентным судом не влияет на дату образования постоянно действующего третейского суда.

В свою очередь, третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется по соглашению сторон.

В третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Статья 22.1. содержит перечень дел, подлежащих рассмотрению третейским судом (введена Федеральным законом от 29.12.2015 N409-ФЗ).

1. Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом:

1) споры, предусмотренные пунктом 4 части первой статьи 22 настоящего Кодекса;

2) споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

3) споры, возникающие из трудовых отношений;

4) споры, возникающие из наследственных отношений;

5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

Пункт 6 части 2 статьи 22.1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ) не применяется со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 29.12.2015 N409-ФЗ).

6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

8) споры о выселении граждан из жилых помещений;

9) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

10) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Арбитражные соглашения о передаче в третейский суд споров, предусмотренных настоящей статьей, могут быть заключены не ранее

1 февраля 2017 года. Указанные арбитражные соглашения, заключенные ранее 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми (Федеральный закон от 29.12.2015 N409-ФЗ).

3. Споры между участником юридического лица и самим юридическим лицом и споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, если у участников юридического лица есть право на подачу такого иска в соответствии с федеральным законом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда в соответствии с частью четвертой настоящей статьи только в случае, если это юридическое лицо, все его участники, а также иные лица, которые являются истцом или ответчиком в указанных спорах, заключили арбитражное соглашение о передаче в третейский суд указанных споров.

4. Указанные в части третьей настоящей статьи споры могут рассматриваться третейским судом только при передаче указанных споров на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим и опубликовавшим специальные правила разбирательства корпоративных споров в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Критерии подведомственности дел третейскому суду:

— Наличие третейского соглашения;

— Отсутствие по данному спору решения компетентного суда;

— Отсутствие по спору исключительной компетенции суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

Неподведомственны третейскому суду следующие споры:

— Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— Споры в сфере трудовых отношений;

— Дела о несостоятельности(банкротстве);

— Дела исключительной подсудности судам общей юрисдикции (ст.30 ГПКРФ);

— Дела исключительной подсудности арбитражным судам (ст.38 АПКРФ);

— Дела, вытекающие из отношений публичного характера и административно-правовые споры (н. р. защита недееспособных, споры в сфере лицензирования, наложения административного штрафа ит.д.).

Третейские суды самостоятельно рассматривают вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции для рассмотрения дела, в том числе, в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Спор может быть передан на рассмотрение третейскому суду при наличии заключѐнного между сторонами третейского соглашения. Оно может быть заключено в отношении всех или определѐнных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо конкретными правоотношениями. Третейское соглашение в отношении споров, которые находятся на рассмотрении компетентного суда, может быть заключено до принятия судом решения по спору. Спор не может быть предан на рассмотрение третейскому суду при наличии в договоре медиативной оговорки. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма не предусмотрена действующим законодательством.

Оно считается заключѐнным, если его текст содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путѐм обмена письмами, сообщениями и т.д. В договоре присоединения, третейское соглашение будет действительным, если оно заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Виды третейских соглашений:

Третейский договор:

Это самостоятельное соглашение между заинтересованными лицами, в соответствии с которым они договариваются о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением или толкованием какого-либо договора, заключенного этими же лицами.

Читать еще:  Как можно выписать человека из приватизированной квартиры

Существенным условием третейского договора является предмет. В него входит наименование третейского суда, его адрес, название, указание спора (споров), которые могут быть переданы на рассмотрение. При отсутствии предмета, договор считается незаключѐнным.

Третейская оговорка:

Включает в текст основного договора условия о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть между сторонами в связи с исполнением договора в будущем. В случае окончания действия договора, требования оговорки сохраняют свою силу и служат правовым основанием для обращения в третейский суд. Она может быть включено в договор и после его заключения, путѐм составления дополнительного соглашения.

Третейская запись:

Текстуально независимое от основного договора соглашение между сторонами о третейском разбирательстве возникшего спора.

Стороны спора в третейском суде

Мусин В.А., член-корреспондент РАН.

В нашей стране в настоящее время существуют две разновидности третейских судов (как ad hoc, так и постоянно действующих). Одни третейские суды предназначены для рассмотрения «чисто внутренних» споров (без какого бы то ни было участия иностранного элемента); другие призваны разрешать споры, так или иначе связанные с внешнеэкономической сферой. Их деятельность регулируется соответственно Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ) и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее — Закон от 7 июля 1993 г. N 5338-1).

Особенности дел, относимых к подведомственности тех и других третейских судов, предопределяют и специфику участников разбирательства, в том числе (и прежде всего) сторон. Рассмотрим этот вопрос в свете обоих Законов.

Согласно Закону «О третейских судах в Российской Федерации» стороны могут по соглашению передать в третейский суд «любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом» (пункт 2 статьи 1).

Приведенная формулировка существенно отличается от содержавшейся в Положении о третейском суде (приложение N 3 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР 1964 г.), рассчитанной только на гражданско-правовые споры между гражданами и исключавшей третейское разбирательство споров, возникающих из семейных и трудовых отношений.

Упомянутое Положение утратило силу с введением в действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ, который таких ограничений не предусматривает.

В специальной литературе с полным основанием отмечается, что предметом третейского разбирательства могут быть, например, споры о разделе имущества между супругами , а возможность арбитража по делам о коллективных трудовых спорах прямо предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 401, 404).

Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М., 2003. С. 8.

Кроме того, указание на любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений, подразумевает, наряду с чисто потребительскими, также и споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, откуда следует, что смыслом Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ охватываются гражданско-правовые споры:

  • между физическими лицами;
  • между юридическими лицами;
  • между физическими и юридическими лицами.

Международный коммерческий арбитраж в соответствии с Законом от 7 июля 1993 г. N 5338-1 рассматривает на добровольной основе «споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации» (пункт 2 статьи 1).

Как явствует из приведенного текста, споры, образующие в своей совокупности предмет разбирательства в международном коммерческом арбитраже, могут быть классифицированы на несколько групп.

СПОРЫ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В качестве признака внешнеторговых отношений фигурирует расположение коммерческих предприятий сторон на территории различных государств. Вместе с тем словосочетание «коммерческое предприятие» само по себе ориентирует на связь внешнеторговых отношений с коммерческой, иными словами — предпринимательской, деятельностью.

Неслучайно внешнеторговая деятельность определялась в одном из законодательных актов как «предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности» (статья 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ)). Данный Федеральный закон утратил силу, будучи заменен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ), где внешнеторговой деятельностью именуется «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» (пункт 4 статьи 2).

Это определение несколько лаконичнее предыдущего, однако понятие «внешнеторговые сделки» свидетельствует об их торговом, а значит, предпринимательском характере.

В итоге оба приведенных определения при всех их редакционных различиях аналогичны по смыслу.

Именно участники внешнеторговых сделок, если возникшие между ними разногласия, не урегулированные путем переговоров, переданы в международный коммерческий арбитраж, и оказываются сторонами третейского разбирательства.

Конечно, внешнеторговые сделки заключаются, как правило, юридическими лицами, причем в подавляющем большинстве — коммерческими организациями. Вместе с тем такой возможностью располагают и физические лица. Вопрос об условиях, при наличии которых физические лица легитимированы на совершение внешнеторговых сделок, заслуживает специального рассмотрения.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предоставляет это право индивидуальным предпринимателям. Сделанный вывод подтверждается пунктом 2 статьи 1209, распространяющим действие сверхимперативной нормы о подчинении российскому праву формы внешнеэкономической сделки независимо от места ее совершения, если хотя бы одной из сторон такой сделки является российское юридическое лицо, также на случаи, «когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статей 1195 настоящего Кодекса является российское право».

При этом под предпринимательской деятельностью подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» (абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

Аналогичный подход получил свое отражение и в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ, который, рассматривая внешнеторговую деятельность в качестве разновидности предпринимательской деятельности, относил к числу российских лиц, управомоченных быть участниками внешнеторговых отношений, наряду с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющими постоянное место нахождения на ее территории, также физических лиц, имеющих постоянное место жительства на территории России и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (статья 2).

Однако этот Федеральный закон, как уже отмечалось, не действует, а заменивший его Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ, перечисляя российских лиц как участников внешнеторговой деятельности, упоминает среди них физических лиц, имеющих постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющихся гражданами Российской Федерации или имеющих право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 23, 27 статьи 2).

Употребление разделительного союза «либо» указывает на то, что действующий Закон (в отличие от предыдущего) не ставит возможность для физического лица участвовать во внешнеторговых отношениях в зависимость от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя.

Отмеченное расхождение между ГК РФ и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ едва ли оправданно, ибо оно создает двойственную ситуацию: предпринимательская деятельность физического лица внутри страны допустима лишь при наличии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, тогда как для предпринимательской деятельности на внешнем рынке (а она связана с дополнительными сложностями, обусловленными необходимостью соблюдения правил таможенного, валютного и иного специального регулирования) такая регистрация не обязательна.

Подход, воплощенный в ГК РФ и в отмененном Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ, представляется более последовательным. Тем не менее, во всяком случае формально, действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ разрешает физическим лицам осуществлять внешнеторговую деятельность, выражающуюся в совершении внешнеторговых сделок, безотносительно к наличию статуса индивидуального предпринимателя. С учетом изложенного физические лица, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут оказаться сторонами спора в международном коммерческом арбитраже.

Данный вывод вполне согласуется с Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., подлежащей применению к соответствующим спорам, «сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица» (пункт 1 статьи 1). (Конвенция воздерживается от конкретизации условий, которым должны удовлетворять физические лица в качестве участников арбитражного разбирательства. Это и понятно: упомянутые условия (и, в частности, необходимость специальной регистрации) определяются личным законом физического лица. — Прим. авт.)

Читать еще:  Понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения

СПОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ) С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, СОЗДАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕЖДУ СОБОЙ

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в нашей стране в организационных формах, предусмотренных российским законодательством (статья 20 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

По прямому указанию Закона коммерческие организации являются юридическими лицами (пункт 1 статьи 50 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 1202 ГК РФ «личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». К тому же в силу императивной нормы, содержащейся в статье 1214 ГК РФ, «к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо». (Отсутствие в приведенной норме указания на возможность иного решения вопроса по выбору сторон выводит данный договор из-под действия принципа lex voluntatis. — Прим. авт.). Следовательно, коммерческие организации с иностранными инвестициями, созданные на территории Российской Федерации, имеют статус российских юридических лиц.

Заключаемые между такими коммерческими организациями сделки предпринимательского характера не могут считаться внешнеторговыми, поскольку обязательным признаком последних является расположение коммерческих предприятий контрагентов на территории различных стран; здесь же места деятельности обеих сторон находятся в пределах Российской Федерации. Иностранным элементом, достаточным для передачи спора в международный коммерческий арбитраж, в данном случае оказывается наличие иностранной доли в уставном капитале коммерческих организаций.

СПОРЫ МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ И ИХ УЧАСТНИКАМИ, КАК ИНОСТРАННЫМИ, ТАК И РОССИЙСКИМИ

Участниками коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут быть юридические и физические лица, в том числе не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Необходимо, однако, учитывать, что речь идет о так называемых корпоративных спорах, вытекающих из отношений членства и связанных с участием партнеров коммерческой организации в ее создании (в частности, в формировании ее уставного капитала), а также в принятии решений, определяющих ее деятельность.

СПОРЫ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Смыслом этой формулировки охватываются не только споры между участниками, имеющими различную государственную принадлежность, но также и споры между российскими участниками; важно лишь, чтобы эти споры были связаны с членскими отношениями (например, с оплатой акций или долей в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, продаваемых одним участником другому).

Если такой спор возник между участниками — физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, он может быть передан на рассмотрение международного коммерческого арбитража.

СПОРЫ МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ И «ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Круг «других субъектов права» не обозначен и, следовательно, охватывает как юридических, так и физических лиц безотносительно к наличию у последних статуса индивидуального предпринимателя.

В законе отсутствуют и какие-либо указания, конкретизирующие виды споров, которые подразумеваются данной оговоркой. В качестве ориентира можно воспользоваться правилом, изложенным в абзаце втором пункта 2 § 1 Регламента МКАС, в соответствии с которым «гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение МКАС, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации».

Поскольку как созданные на территории нашей страны коммерческие предприятия с иностранными инвестициями, так и «другие субъекты права Российской Федерации» являются российскими лицами, возникшие между ними отношения из числа указанных выше не могут считаться внешнеторговыми, хотя их предпринимательский характер не подлежит сомнению.

Отсюда явствует, что сторонами связанных с этими отношениями споров могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, «не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Mutatis mutandis можно сделать вывод, что если гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, заключил с коммерческой организацией с иностранными инвестициями контракт предпринимательского характера с оговоркой о передаче связанных с контрактом споров на разрешение международного коммерческого арбитража, то в случае возникновения такого спора он не вправе заявлять о недействительности арбитражной оговорки со ссылкой на отсутствие у него предпринимательского статуса и международный коммерческий арбитраж имеет все основания признать свою компетенцию по разрешению этого спора.

Понятие и значение третейского разбирательства. Общие положения.

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участниками гражданского оборота, которая формируется по соглашению между ними.

Основные черты третейского разбирательства:

Осуществляется негосударственными органами;

Является способом разрешения гражданско-правового спора;

Избирается сторонами для разрешения спора в особой, согласованной сторонами, процессуальной форме (н.р. заключение отдельного договора);

Осуществляется физическими лицами, которые избраны в качестве третейских судей;

Разбирательство характеризуется упрощённой процедурой и конфиденциальностью.

Деятельность третейского разбирательства осуществляется на началах самоокупаемости, т.е. все расходы покрываются сторонами;

Не все споры могут быть предметом рассмотрения в третейском суде;

Сторонами третейского разбирательства могут быть физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели;

В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов (н.р. выдача исполнительного листа, обеспечение иска).

Третейский суд – это негосударственный способ разрешения гражданско-правовых споров, избранный сторонами в особой согласованной ими процессуальной форме, в отношении которого государственные суды осуществляют, в пределах, установленных законом, функции содействия и контроля.

Источники деятельности третейских судов:

Федеральное законодательство (ст. 11 ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ «О третейских судах РФ» от 24.07.2002 г. №102 – ФЗ);

Акты локального уровня (регламенты, принятые в самих третейских судах).

Виды третейских судов:

По предмету третейского разбирательства:

Третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. с участием исключительно российских лиц;

Международные коммерческие арбитражи (суды, рассматривающие споры с иностранными лицами, либо с Российскими лицами, но с иностранными инвестициями).

По времени действия:

Постоянно действующие (создаются торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями);

Третейские суды для рассмотрения конкретного спора (создаются сторонами для разрешения определённого спора. Стороны соглашения сами устанавливают правилам, по которым будет проходить разрешение спора. При этом, такие правила не должны противоречить закону).

В зависимости от специализации:

Третейские суды, рассматривающие конкретный спор;

Третейские суды, рассматривающие любые споры, подведомственные им.

По субъектному составу:

Третейские суды, рассматривающие дела только с участием юридических лиц;

Третейские суды, рассматривающие дела и между юридическими, и между физическими лицами;

Третейские суды, рассматривающие дела только с участием физических лиц;

Третейские суды, рассматривающие дела, независимо от субъектного состава.

Порядок образования и деятельности третейских судов:

Данный порядок различается, в зависимости от вида третейского суда (постоянно действующий третейский суд, либо суд, создаваемый для решения конкретного спора).

Постоянно действующие третейские суды могут быть образованы уже созданной в соответствии с законодательством организацией. Они считаются созданными, когда юридическое лицо: приняло решение об образовании суда, утвердило положение о постоянно действующем третейском суде, утвердило список судей.

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов и органах местного самоуправления.

Регистрация для начала деятельности третейского суда не нужна. Под его образованием понимается оформление третейского разбирательства, как одного из видов деятельности, имеющего статус юридического лица, организации, созданной в соответствии с законодательством.

После образования третейского суда, организация, при которой он образован, направляет в компетентный суд копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда (решение об образовании, положение и список судей). Компетентным судом признаётся государственный суд, осуществляющий деятельность на территории расположения постоянно действующего третейского суда. Дата получения документов компетентным судом не влияет на дату образования постоянно действующего третейского суда.

В свою очередь, третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется по соглашению сторон.

Третейские суды. Значение третейского разрешения гражданско-правовых споров между гражданами, гражданами и организациями.

Положение о третейском суде предоставляет гражданам возможность передать любой возникший между ними спор на рассмотрение данного суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Он организуется по соглашению всех участников спора и компетентен рассматривать спор только при условии, если между сторонами был заключен договор о его передаче на разрешение этого суда. Такое соглашение называют третейской записью. Рассмотрение дед происходит бесплатно. Договор составляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в споре. Несоблюдение формы влечет за собой признание его недействительным. Вместе с тем, не исключена возможность его заключения и упрощенным путем — без подписания единого документа. Наконец, соглашение может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре.

Читать еще:  Какие нужны документы для развода через загс

Защита прав граждан и юридических лиц возможна в различных формах. Среди органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав, ст. 10 ГК называет третейский суд.

На разрешение третейского суда в гражданском процессе может быть передан возникший из гражданско-правовых отношений спор между гражданами, а также спор между гражданами и юридическими лицами.

Дела, возникающие из административно-правовых отношений, а также дела особого производства в третейском суде рассмотрению не подлежат.

Обязательным условием принятия третейским судом дела к своему производству является наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (третейское соглашение).

Третейское соглашение считается заключенным, если оно составлено в письменной форме в виде документа, отвечающего по своему содержанию требованиям ст. 11 Закона о третейских судах.

Третейское соглашение может быть закреплено в письменной форме также путем включения в уже заключенный гражданско-правовой договор оговорки о передаче всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами на рассмотрение третейского суда (третейская оговорка).

Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.

Статья 13 Закона о третейских судах содержит общие требования, предъявляемые к третейским судьям.

Судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.

Есть и другие критерии, исключающие для гражданина возможность выступать третейским судьей: статус государственного служащего; признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным; наличие судимости; совершение проступков, не совместимых с профессиональной деятельностью и повлекших исключение из состава работников правоохранительных и некоторых других органов.

Число третейских судей, при рассмотрении конкретного дела, должно быть нечетным.

Количественный состав третейского суда для разрешения спора определяется соглашением сторон. Спор может быть разрешен в третейском суде как судьей единолично, так и коллегиальным составом суда. В последнем случае при формировании суда, состоящего из трех судей, каждая сторона избирает одного судью. Два избранных таким образом судьи избирают еще одного судью, который в судебном процессе, как правило, является судьей-председателем.

Лицо может быть избрано в состав третейского суда только с его согласия.

Третейские судьи, избранные сторонами, не являются представителями сторон. Они должны разрешать спор на основе независимости и беспристрастности.

Замена третейских судей до окончания рассмотрения дела не допускается. В случае выбытия судьи (тяжелая болезнь, смерть и др.) избрание нового судьи осуществляется в том же порядке, в каком был избран выбывший судья.

Судье может быть заявлен отвод, если обнаружились обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности. Если судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом судьи, вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении спора разрешается другими судьями, входящими в состав третейского суда. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, решается этим же судьей.

Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик:

— истцом является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение и предъявившее в суд иск в защиту своих прав;

— ответчиком является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение, к которому в суде предъявлен иск.

Стороны обладают процессуальными правами, предусмотренными ст. 22 Закона о третейских судах.

Исковое заявление, подаваемое в третейский суд, составляется в письменной форме. Оно должно содержать: дату подачи заявления; наименования и реквизиты сторон; сведения о заключенном третейском соглашении; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и подтверждающие их доказательства; цену иска (если иск подлежит оценке); перечень прилагаемых к заявлению документов и иных материалов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем.

Третейский суд, приняв заявление истца, должен направить копию данного заявления ответчику. В свою очередь, ответчику предлагается представить письменный отзыв на исковое заявление. Кроме того, ответчик вправе предъявить встречный иск при условии, что существует взаимная связь между встречным иском и требованиями истца.

Извещения о времени и месте третейского разбирательства должны быть направлены сторонам не позднее десяти дней до заседания третейского суда.

Третейский суд по заявлению (ходатайству) истца вправе принять меры по обеспечению иска, если есть предположение, что исполнение вынесенного по делу решения станет впоследствии затруднительным или невозможным. Обеспечение иска может иметь место в третейском суде в отношении как первоначального, так и встречного исков.

По общему правилу дело должно быть рассмотрено третейским судом в течение трех месяцев со дня вынесения определения о возбуждении дела.

Процедура рассмотрения дела в третейском суде регламентирована Законом о третейских судах. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, изложенными в ГПК. В зависимости от характера спора и с учетом мнения сторон третейский суд сам определяет порядок рассмотрения дела.

Третейскому разбирательству присуще начало конфиденциальности: суд рассматривает дело в закрытом заседании, на которое посторонние лица допускаются лишь с согласия сторон.

Стороны могут вести дело в третейском суде лично или через своих представителей.

В процессе рассмотрения дела каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить истцу и ответчику представить дополнительные доказательства.

Непредставление сторонами документов и иных материалов, а также неявка в заседание третейского суда сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не являются препятствием для рассмотрения дела, если причина непредставления доказательств или неявка сторон признана судом неуважительной. Рассмотрение дела в третейским суде оканчивается, как правило, вынесением решения, которое должно по содержанию и форме отвечать требованиям ст. 37 Закона о третейских судах.

При коллегиальном разрешении спора решение третейским судом принимается большинством голосов судей, разрешающих спор.

Решение должно быть объявлено в судебном заседании, оно вступает в законную силу вдень его принятия.

В заседании третейского суда ведется протокол, который подписывается третейскими судьями не позднее трех дней, а по сложным делам — не позднее десяти дней со дня окончания заседания суда. Стороны вправе в течение трех дней со дня подписания протокола подать свои письменные замечания на этот процессуальный документ. Замечания должны быть рассмотрены третейским судом в пятидневный срок со дня их подачи.

Решение третейского суда может быть обжаловано участниками процесса в порядке, установленном гл. 34-1 ГПК.

Решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, установленным разделом IX ГПК

Заявление о выдаче исполнительного документа подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в районный (городской) суд по месту жительства (месту пребывания) должника либо в суд по месту нахождения имущества должника, если его местонахождение неизвестно.

Расходы, связанные с принудительным исполнением решения третейского суда, возлагаются на сторону, не исполнившую добровольно решение третейского суда.

В случае вынесения районным (городским) судом определения об отказе в выдаче исполнительного документа заинтересованное лицо вправе на общих основаниях обратиться с иском по тому же спору в суд общей юрисдикции.

Дело, рассмотренное третейским судом, хранится в течение пяти лет со дня вступления в законную силу принятого по нему решения в районном (городском) суде по месту третейского разбирательства.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector