Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность экспедитора за утрату груза

Ответственность экспедитора за утрату груза

Вопрос разграничения понятий «экспедитор» и «перевозчик» является проблемным для понимания не только для грузовладельцев, но и зачастую для самих перевозчиков.

Между тем правильная правовая оценка договора и вытекающих из него правоотношений может усугубить или наоборот усилить позицию сторон, в случае возникновения спорной ситуации.

Различия между транспортной экспедицией и перевозкой достаточно существенны, законодатель подчеркнул важность каждого из этих институтов, уделив им по отдельной главе Гражданского кодекса.

Не вдаваясь в определения гражданского законодательства — в наиболее общем понимании, перевозка — это перемещение груза исполнителем из пункта «А» в пункт «Б» от своего имени, чаще всего собственным транспортом и без посредников.

Транспортно-экспедиционная деятельность предполагает организацию перемещения груза из пункта «А» в пункт «Б», а также оказание дополнительных услуг, необходимых для такого перемещения и непосредственно с ним связанным (например, упаковка груза, разработка кратчайшего маршрута, страхование, таможенное оформление груза и т.д.).

На первый взгляд при выборе грузовладельцем вида договора, оба варианта имеют право на существование и особых различий не имеют (рассматривается ситуация при прочих равных, т.е. без учета наличия или отсутствия действующего договора страхования и/или страхового полиса, собственного автопарка и многолетней деловой репутации и т.п.), ведь для него основной целью является перемещение груза по заданному маршруту в целости и сохранности.

Проблемы могут возникнуть в случаях повреждения груза, его полной (или частичной) утраты, нарушения экспедитором/перевозчиком сроков исполнения принятых на себя договорных обязательств. Как показывает анализ судебной практики, оппоненты довольно часто дают неправильную правовую оценку заключенному договору, в исковых заявлениях в части обоснования требований и возражений нередко происходит «смешение» понятий ответственности и обязанностей перевозчика и экспедитора. Рассматривая вопрос в чем же разница между экспедитором и перевозчиком и почему необходимо эту разницу понимать, остановимся на вопросе ответственности перевозчика и экспедитора за происшествия с грузом в период его транспортировки.

Действующее законодательство, регулирующее деятельность перевозчиков, ограничивает их ответственность возмещением реального ущерба, возможность взыскания с перевозчика упущенной выгоды законом не предусмотрена. В зависимости от сложившейся ситуации, перевозчик обязан будет возместить полную стоимость груза в случаях его утраты или существенного повреждения (при невозможности дальнейшей эксплуатации по прямому назначению), или, если повреждения не столь значительны, возместить сумму в денежном эквиваленте равной стоимости, на которую понизилась объявленная или действительная стоимость груза. Помимо выплаты указанного возмещения, перевозчик обязан осуществить возврат полученного вознаграждения полностью или частично (в зависимости от того, утрачен груз или получил повреждения в процессе транспортировки), эта обязанность закреплена законодательно. Ответственность перевозчика, таким образом, установлена достаточно конкретно, избежать которую получается в единичных случаях, связанных чаще всего с отсутствием документального подтверждения факта принятия груза к перевозке.

Ситуация с экспедитором немного сложнее. Экспедитор по сути своей деятельности больше напоминает агента-посредника, который отвечает за организацию перемещения груза. В случае его повреждения/утраты или порчи ситуация может развернуться в разных направлениях.

С одной стороны, экспедитору не запрещено осуществлять перевозку собственными силами при наличии на то технической возможности. Но даже в случае привлечения третьих лиц, несмотря на то, что экспедитор фактически не осуществляет перевозку, он остается ответственным перед грузовладельцем, так как в данном случае не происходит замены лица в обязательстве.

Более того, обязанность доказывать, что повреждение или полная утрата груза произошли не по вине экспедитора, возложена именно на него, а не на грузовладельца, о чем часто забывают в ходе судебных разбирательств. В отличие от перевозчика, на экспедитора возложена обязанность возмещения убытков в виде упущенной выгоды (п.4 ст. 7 87-ФЗ). Однако при возникновении имущественных потерь и наличии твердого намерения взыскать с экспедитора упущенную выгоду, следует помнить о том, что грузовладельцу необходимо будет доказать факт причинения убытков и их размер, а также причинно-следственную связь между действиями экспедитора и наступившими убытками, в противном случае в удовлетворении подобных требований вполне вероятно будет отказано.

На практике процент удовлетворения требований, предъявляемых к экспедитору в судебном порядке и связанных с возникновением упущенной выгоды — не высок, это объясняется прежде всего слабой доказательной базой, предъявляемой сторонами для обоснования размера своих потерь, поэтому для этих целей рекомендуется привлекать специализированную организацию на ранних стадиях возникновения убытка.

Также следует помнить, что Гражданским кодексом Российской Федерации (а именно статьей 803) предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность перед своим клиентом, определенную по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик, в случае, если экспедитор докажет, что нарушил принятые на себя обязательства по причине ненадлежащего исполнения договора перевозки. В таком случае о возмещении упущенной выгоды речь уже не идет.

С другой стороны, довольно распространена ситуация освобождения экспедитора от ответственности, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Происходит это по различным причинам, например, в договоре транспортной экспедиции может не оказаться гарантий осуществления сохранной перевозки, а услуги экспедитора будут расценены исключительно как посреднические. Экспедитор будет нести ответственность за происшествия с грузом с момента его приемки и до выдачи грузополучателю в случаях, когда он каким-либо образом поручился за исполнение договора перевозки. Действия экспедитора не будут расцениваться как ручательство, если: экспедитор письменно согласовал с грузовладельцем кандидатуры перевозчиков (предлагая грузовладельцу определенный выбор транспортных компаний), не выдавал от своего имени транспортных документов, подтверждающих принятие груза для последующего осуществления перевозки (транспортную накладную или экспедиторскую расписку), не выступал доверенным лицом грузовладельца (а организовывал оформление доверенности на представителя перевозчика), свое вознаграждение выделил отдельно от стоимости услуг фактического перевозчика.

Читать еще:  Какой налог с выигрыша в лотерею гослото

Конечно каждый случай необходимо оценивать в совокупности с представленными документами с учётом договорных обязательств, которые принял на себя экспедитор, а также его фактических действий. Но на практике при соблюдении вышеуказанных условий полностью или в части, вполне вероятно, что экспедитор будет признан надлежаще исполнившим свои обязанности, а с требованием о возмещении убытков грузовладелец будет вынужден обратиться к перевозчику.

Подводя итог, стоит отметить, что ответственность перевозчика и экспедитора на наш взгляд, является условно ограниченной. Формально ограничение ответственности присутствует – в пределах стоимости груза исходя из товаросопроводительных документов или его среднерыночной стоимости, а в случаях, когда грузовладелец воспользовался своим правом и объявил ценность груза – в размере такой ценности. Такое ограничение, в частности, лишает возможности недобросовестных участников правоотношений обогатиться за счет перевозчика или экспедитора.

При этом очевидно, что диапазон стоимости груза может быть достаточно велик и явно не сопоставим с размером вознаграждения экспедитора и перевозчика. Стремление перевозчика и экспедитора минимизировать свои риски объяснимы, утрата дорогостоящего груза может привести, в том числе, к их финансовой несостоятельности.

Рассматривая вопрос с точки зрения интересов грузовладельца при заключении договора экспедиции или перевозки грузов, рекомендуется не пренебрегать внимательным изучением договорных условий, использовать простые и четкие формулировки, осуществлять необходимые действия по уменьшению своих рисков (объявлять ценность, страховать груз, привлекать независимые специализированные организации для участия в отдельных логистических операциях и т.д.).

© Независимое агентство сюрвея и аджастинга

Ответственность при железнодорожных перевозках

Ответственность перевозчика отличается от ответственности экспедитора при железнодорожных перевозках.
Перевозчик несет ответственность за груз со времени принятия его к перевозке и до времени получения груза грузополучателю, то есть в течение всего времени, пока груз находится у перевозчика. Ответственность перевозчика наступает за порчу, повреждение груза, его недостачу или утрату.

Для всех видов транспорта Гражданским Кодексом РФ для перевозчика установлены единые пределы ответственности за несохранность груза. При этом действует правило об ограниченной ответственности за груз. То есть если по вине перевозчика с грузом что-то произойдет, то перевозчик будет обязан возместить ущерб либо в размере стоимости груза (если он утрачен или есть недостача), либо в размере той суммы, на которую стоимость груза понизилась. Если груз поврежден и восстановлению не подлежит, грузоперевозчик обязан возместить стоимость груза, которая либо указывается в договоре, либо определяется из указанной цены в счете. Если и в договоре, и в счете данные о цене груза отсутствуют, то стоимость рассчитывается согласно правилам обычного права. Это значит, что будет определена цена на аналогичный товар в схожих обстоятельствах (согласно статье 110 УЖД, статье 796 ГК).
Грузоотправитель в случае утраты груза имеет право потребовать от перевозчика возвращения платы за перевозку груза, которая была внесена при заключении договора на перевозку грузоотправителем. Это можно сделать в том случае, если плата за перевозку не была включена в стоимость утраченного груза.
Устранение или уменьшение установленной законом имущественной ответственности путем заключения каких-либо соглашений между грузоотправителем и перевозчиком запрещено транспортным законодательством. Такие соглашения, как и отметки в перевозочных документах об этом, просто не имеют никакой юридической силы (согласно статье 113 ТУЖД и статье 793 ГК). Зато перевозчик и грузоотправитель имеют право заключить соглашение, согласно которому их ответственность будет повышена.
Экспедитор транспортной компании несет ответственность не только перед грузоотправителем (грузополучателем), но и перед перевозчиком.
Общие положения гражданско-правовой ответственности распространяются на обязательства, которые возникают при транспортно-экспедиционном обслуживании. Транспортно-экспедиционные отношения имеют свою специфику. Нужно учитывать, что экспедитором обычно является предприниматель, в этом случае следует говорить о риске экспедитора именно в области предпринимательства, ответственность в этом случае регламентируется пунктом 3 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ. В этом случае только из-за непреодолимой силы (непредотвратимых и чрезвычайных обстоятельств), которая явилась причиной ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязанностей экспедитором, он может быть освобожден от ответственности. В этом случае доказывать, что произошел именно такой случай, обязан сам экспедитор.
Нормы главы 25 Гражданского Кодекса РФ устанавливают ту ответственность, которая наступает за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей экспедитором. Согласно статье 393 Гражданского Кодекса, экспедитор несет полную имущественную ответственность за свои виновные действия. Но бывают ситуации, когда экспедитор нарушил условия договора экспедиции не по своей вине, а по вине перевозчика. Например, таким образом могут быть допущено повреждение или утрата груза, задержка при выдаче груза грузополучателю, не выполнены указанные сроки доставки груза. В таких ситуациях, когда вина лежит на перевозчике, ответственность экспедитора заключается в возмещении ущерба, причиненного фактически (согласно статье 796 ГК) или выплате штрафа (неустойки), предусмотренного законодательством.

Ответственность перевозчика и экспедитора за несохранность груза при международной перевозке

Доставка грузов на сегодняшнее время остается актуальной темой ввиду большого товарооборота между странами. Риски перевозчика весьма велики, так как в процессе перевозки может произойти дорожно-транспортное происшествие, хищение товара и другие непредвиденные случаи. За несохранность груза при перевозке возникает именно ответственность перевозчика, однако есть случаи, когда перевозчик освобождается от такой ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 17 КДПГ именно транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза. Следует отметить, что транспортер освобождается от ответственности вследствие приказа правомочного по договору лица, не вызванной виной транспортера. Как видим, не всегда перевозчик несет ответственность. К основаниям освобождения от ответственности перевозчика можно отнести: дача инструкций перевозчику, нарушения при погрузке или разгрузке товара, форс-мажорные обстоятельства.

Читать еще:  Влияет ли прописка на долю в квартире

В судебной практике ответственность перевозчика за груз достаточно большая. Суды рассматривают транспортные средства как источник повышенной опасности, в связи с чем возникают риски, которые берёт на себя перевозчик в процессе предпринимательской деятельности.

«В соответствии с п. 1-2 ст. 18 КДПГ именно перевозчику предстоит доказать свою невиновность».

В соответствии с п. 2. ст. 17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если суд установит, что обстоятельства, причиной которых стала не сохранность груза, не могли быть предотвращены перевозчиком и избегнуть которых ему не удалось. На основании рассмотренных судебных дел по таким спорам можно сказать, что каждый случай индивидуален и единообразной практики вынесения судебных решений нет.

Стоит отметить, что в российской арбитражной практике в большинстве случаев перевозчик не освобождается от ответственности, даже при тех фактах, когда виновником в ДТП был не перевозчик, а также когда груз был похищен третьими лицами.

Ответственность перевозчика: судебная практика.

В экономический суд Беларуси за возмещением ущерба в связи с хищением груза обратилась ООО (А) к ИП (В). В суде ответчик не признал заявленные требования истца по причине того, что груз украден, что подтверждалось справкой с органов внутренних дел РФ, которая подтверждала, что данному факту было возбуждено уголовное дело, а груз похищен неустановленным лицом. На основании изученных материалов и доказательств представленных истцом, суд отказал во взыскании ущерба, возникшего по причине действий неустановленных третьих лиц.

Стоит отметить, что суды обращают внимание и на то, как был похищен груз, мог ли водитель перевозчика предотвратить кражу. Так есть судебные решения о взыскании ущерба с перевозчика, когда водитель перевозчика не закрыл автомобиль, в результате чего он был угнан.

Ответственность перевозчика (экспедитора).

Договор транспортной экспедиции подразумевает организацию перевозки груза. Экспедиторы также могут оказывать услуги и по перевозке груза, но в данном случае потребуется заключение смешанного договора, который будет включать элементы договора перевозки груза и транспортной экспедиции, или заключения отдельного договора перевозки.

Ответственность экспедитора можно разделить на общее и специальное регулирование. К общему можно отнести статьи 756, 364 ГК РБ. В соответствии со ст. 364 ГК РБ экспедитор несёт ответственность по возмещению убытков понесенных заказчиком из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств.

Что касается специальных норм, то в соответствии со ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность груза в случае принятия его в свое ведение. Принятие груза экспедитором в свое ведение подтверждается отметками в ТТН, CMR или распиской, а также если это оговорено сторонами в самом договоре. Стоит отметить, что в соответствии с частью 4 ст. 27 Закона, если экспедитор не принимает груз в свое ведение ответственность за недостачу, порчу, утрату предъявляются к перевозчику.

Однако судебная практика неоднозначна и суды не всегда в таком случае освобождают от ответственности экспедитора за несохранность груза. Так имеет место применение ст. 758 ГК РБ в соответствии с которой возложение экспедитором обязанности на третье лицо (перевозчика или другого экспедитора) не освобождает его от ответственности перед заказчиком.

В соответствии с п. 31 постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда № 9 заказчик может предъявить требование к экспедитору о возмещении ущерба, причиненного при автомобильной перевозке груза неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Анализируя судебную практику можно сделать вывод, что в случае судебного спора экспедитору потребуется доказать невозможность предотвратить несохранность груза.

Чем предусмотрена ответственность экспедитора за утрату груза

Экспедитор — это лицо, которое выполняет от и до всю работу по доставке определенного груза от его отправителя к получателю в частности, он осуществляет наем перевозчиков. Вследствие такой специализации, а также предпринимательского характера деятельности экспедитора, работающего на свой страх и риск, установлено, что он в любом случае должен возместить клиентам любой ущерб, который они понесли при оказании им услуги.

Единственное исключение — ситуация, когда имели место обстоятельства непреодолимой силы.

Регламентация деятельности

Экспедитор — это лицо, которое осуществляет переправку груза от грузоотправителя к грузополучателю. В его обязанности входит как организация перевозки в целом и координация взаимодействия между всеми сторонами данного процесса, так и сопровождении партии в пути. В частности, именно экспедитор, после того как грузоотправитель составляет с ним транспортно-экспедиционное соглашение, привлекает к транспортировке оговоренной партии третьих лиц, перевозчиков и иных.

При этом взаимодействие с ними относится к обязанностям исключительно экспедитора, ни грузоотправитель, ни грузополучатель в контакт с перевозчиком не вступают. Иначе говоря, он осуществляет транспортировку «под ключ».

Вследствие этого в соответствии с российским законодательством данное лицо несет полную ответственность за судьбу груза, пока он находится в его распоряжении. Она лежит на нем в течение всего периода от его передачи грузоотправителем до его перехода к грузополучателю.

Моментом, когда подобная ответственность начинает действовать, становится тот, в который экспедитор выдал грузоотправителю документ, служащий подтверждением того, что груз поступил в его распоряжение, а он его принял. Моментом, когда она прекращается, становится тот, когда произошла выдача объектов грузополучателю с соответствующей документальной фиксацией этого факта.

Читать еще:  Можно ли сносить стены в монолитном доме

Такая ответственность наступает при обнаружении утраты, недостачи или повреждения груза, а также иных видов ущерба, которые не могут быть классифицированы как один из названных.

Также подобную ответственность можно разделить на несколько видов. Среди них выделяют наступающую вследствие нарушения договора перевозки, в таком случае требуется руководствоваться положениями уставов, регулирующих работу транспортной отрасли. Также ответственность может наступать и не вследствие нарушения лицом, осуществляющим перевозку соответствующего договора.

В этой ситуации пределом ответственности становится величина стоимости груза, либо действительной, либо указанной его владельцем. Наконец, существуют варианты ответственности, предусмотренные Гражданским кодексом, в такой ситуации она наступает в полном объеме.

Такая ее разновидность устанавливается в тех случаях, когда негативные последствия наступили не вследствие виновных действий экспедитора, а из-за предпринимательского риска.

Когда между грузоотправителем и экспедитором оформлен транспортно-экспедиционный договор, то на последнего возлагается полная ответственность перед первым. В то же время установлено, что клиенту требуется определить, со стороны какого участника процесса (экспедитора либо нанятого им перевозчика) имело место нарушение. Если это сам экспедитор, то ему придется отвечать в полном объеме, если же это перевозчик либо иное лицо, то на экспедитора ложится только ограниченная ответственность.

Виды ответственности за деяния

Утрата, недостача или повреждение — это стандартные виды ушерба, которые может претерпеть груз.

В частности, утрата имеет особое определение в законодательстве. Под ней понимают ситуацию, когда грузополучателю оговоренные объекты не были переданы либо в продолжение тридцати дней после того как срок доставки истек, либо же, если этот срок в соглашении не был указан точно, в течение периода, рассматриваемого как разумный срок, требуемый для доставки груза в место назначения. Во втором случае этот период отсчитывается с момента передачи партии.

Оговаривается, что не рассматривается как утраченный груз, который не был вручен получателю, поскольку последний не стал платить надлежащее вознаграждение экспедитору. Считается, что в этом случае он выступает в качестве залога, однако о факте его задержки клиента требуется уведомить в надлежащем порядке.

В целом определяется, что ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза наступает только в случае наличия вины у исполнителя по договору, что привело к одному из этих последствий. В то же время в отношении экспедитора подобная норма ужесточена.

Это лицо рассматривается как профессиональный оператор, специализирующийся на оказании экспедиционных услуг, соответственно для него гражданская ответственность установлена и в случае отсутствия вины.

Единственное основание, при котором подобная ответственность для данного лица не предусмотрена, — это обстоятельство непреодолимой силы. При этом для него нужно доказывать наличие сразу двух свойств. Необходимо, чтобы оно было чрезвычайным, то есть носило экстраординарный характер. Также требуется, чтобы имела место непредотвратимость, а именно невозможность избежания такой ситуации.

Обосновывается это тем, что экспедитор рассматривается как предприниматель, вследствие чего его деятельность считается сопряженной с риском. Если этот риск не оправдывается, ответственность оказывается на нем, даже когда его вины нет.

При этом, поскольку данное взаимодействие носит гражданско-правовой характер, в отношении экспедитора не действует и норма относительно презумпции невиновности. Если налицо ненадлежащее исполнение сделки, выразившееся в утере, недостаче либо порче груза, то грузоотправителю и грузополучателю не требуется более ничего доказывать. Напротив, полное бремя доказательства ложится на экспедитора.

Именно этому лицу требуется продемонстрировать, что он со своей стороны принял все меры, которые были необходимы для сохранности груза, а последний пострадал вследствие обстоятельств чрезвычайной силы.

Если груз утрачен, то экспедитор обязан возместить ущерб в размере объявленной ценности. При этом допускается, чтобы такая ценность была как менее, так и более реальной стоимости партии, но если она завышена, то у экспедитора остается право отказаться от заключения договора.

При недостаче груза размер ответственности определяется как доля объявленной ценности, пропорциональная той части партии, нехватка которой обнаружена.

Если же ценность груза не была объявлена грузоотправителем, то при его утрате либо недостаче установлена обязанность выплатить компенсацию в размере снижения его действительной стоимости, иначе говоря, подтвержденной документами.

Когда обнаруживается порча груза, экспедитору нужно будет выплатить компенсацию, величина которой соответствует тому размеру, на который снизилась объявленная стоимость груза. Если же вследствие порчи объекты не подлежат восстановлению и, по сути, бесполезны, то потребуется также перечислить грузополучателю всю их стоимость.

Если порча определена для груза, у которого объявленная стоимость отсутствует, то сумма компенсации устанавливается в размере снижения документально подтвержденной цены объекта.

Кроме того, оговаривается, что исполнителю по договору экспедиторских услуг необходимо возвратить вознаграждение, полученное от заказчика в пропорции к стоимости утраты, недостачи либо ущерба.

Помимо этого в случае, когда вина за произошедшее лежит именно на экспедиторе (а не на перевозчике или ином участнике), ему необходимо также возместить клиенту упущенную выгоду.

Последствия при нарушениях

Если договор транспортной экспедиции был нарушен, то экспедитор обязан перечислить клиенту компенсацию, если ему не удастся доказать либо вину последнего, либо наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Размер пени за просрочку доставки партии по договору транспортной экспедиции установлен в размере трех процентов от вознаграждения, поступившего экспедитору, за каждые сутки такой просрочки. При этом в совокупности пеня не может превышать 80% от этого вознаграждения.

Подробнее об ответственности экспедитора смотрите ниже на видео.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector