Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких случаях наступает административная ответственность

Когда наступает административная ответственность для алиментщиков

В России предусмотрено обязательное содержание детей родителями. Довольно часто это проявляется в виде ежемесячных алиментных платежей родителями, которые, по тем или иным причинам, проживают отдельно от детей.

В условиях пандемии, не исключена потеря работы и возникновение задолженности по выплатам. Что тогда грозит должникам — рассмотрим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

В каких случаях наступает ответственность за неуплату алиментов

4 марта 2021 года Верховный Суд России в своем Постановлении разъяснил порядок рассмотрения дел, связанных с привлечением к административной ответственности за неуплату алиментов на содержание детей.

Верховный Суд разъяснил нижестоящим судам, что при отсутствии алиментных выплат уважительными являются только те случаи, которые возникают независимо от воли алиментщика. Такими случаями могут стать:

  • болезнь, вызывающая нетрудоспособность;
  • вина других лиц, например, невыплата (задержка выплаты) зарплаты работодателем;
  • банковские ошибки;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • прохождение военной службы по призыву.

При этом отмечается, что представленный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае судья должен оценивать ситуацию, исходя из имеющихся данных. И определять возможность отнесения обстоятельств к числу уважительных причин.

Верховным Судом указано также и то, что нельзя отнести к уважительным причинам. Это:

  • совместное проживание с получателем алиментов;
  • разногласия по размерам алиментных выплат;
  • нахождение гражданина в местах лишения свободы.

Общий подход судов при полном отсутствии алиментных выплат без уважительных причин такой: суд принимает решение о наложении административного наказания (штраф/арест/обязательные работы). При повторном нарушении — уголовное преследование. Если имеются уважительные причины «административка» не применяется.

Если гражданин выплачивает алименты не в полном объеме, то у него возникает задолженность. Согласно разъяснению Верховного Суда такое лицо нарушает положения судебного решения или соответствующего соглашения. Суды в этом случае должны установить наличие умысла в неполных платежах и уважительность причин.

Если гражданин идет на это умышленно, то его привлекут к ответственности. Причем привлечь могут даже за нарушение установленных сроков уплаты алиментов.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (действующая редакция)

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. Закрепление в законодательстве минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью физического лица понимать значение своих действий с точки зрения оценки их законом.

Исходя из ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе при недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи)

Положения комментируемой статьи должны учитываться и в законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Максимова Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 3 пункта 1 ст. 1 и пункта 1 статьи 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года «О содержании животных». В обоснование заявленного требования ссылалась на то, что указанные нормы, определяющие содержание физическими лицами животных в помещениях или на земельных участках, находящихся в собственности (владении) иных юридических или физических лиц, лишь с согласия собственника (владельца) помещений или земельных участков и предусматривающие возложение ответственности на собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречат федеральному законодательству.

Ставя вопрос о признании недействующим пункта 1 ст. 7 Закона, заявительница ссылалась на то, что установленная этой нормой ответственность собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, предусматривающему, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3).

Отказывая в удовлетворении требования о признании недействующей указанной нормы, Мурманский областной суд исходил из того, что в оспариваемой норме имеется указание на то, что собственник (владелец) животного несет ответственность за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, если законодательством не предусмотрено иное. Поэтому, по мнению суда, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административную ответственность собственник (владелец) животного несет за действия лиц, не достигших шестнадцати лет.

Читать еще:  Договор купли продажи долей квартиры несколько продавцов

Однако с таким выводом суда не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, указав следующее.

Согласно п. 2 ст. 15 оспариваемого Закона области за нарушение п. 1 ст. 7 Закона виновные лица привлекаются к административной ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Следовательно, за действия, предусмотренные в п. 1 ст. 7 оспариваемого Закона области, административную ответственность несет лицо, достигшее 16 лет, а за действия лиц, не достигших того возраста, ответственность несет собственник (владелец) животного.

Согласно п. «к» ст. 72, п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, а также ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы, содержащие нормы административного законодательства, не должны противоречить в данном случае Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Поскольку п. 1 ст. 7 Закона области «О содержании животных», устанавливающий административную ответственность собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, то он не может быть признан законным.

На этой основе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Мурманского областного суда от 5 апреля 2004 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Максимовой Л.П. о признании недействующим п. 1 ст. 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года «О содержании животных» и принять новое решение, которым заявление Максимовой Л.П. в этой части удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года «О содержании животных» в части возложения административной ответственности на собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста со дня вступления решения в законную силу (Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2004 N 34-Г04-5).

Конкретные статьи Особенной части КоАП РФ могут устанавливать и более высокий возраст привлечения к административной ответственности, чем предусмотренный ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает особенность административной ответственности лиц, достигших возраста шестнадцати лет, но не достигших возраста восемнадцати лет. Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В качестве примера такого закона можно привести Закон Саратовской области от 05.08.2014 N 89-ЗСО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Что касается мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним при освобождении от административной ответственности, то к таковым относятся следующие:

а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

б) вынести предупреждение;

в) объявить выговор или строгий выговор;

г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, которые предусмотрены актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;

Читать еще:  Как заказать новый техпаспорт на квартиру

е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет — в специальное профессионально-техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.

Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

КоАП РФ устанавливает и иные особенности административной ответственности несовершеннолетних:

— об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ);

— при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);

— несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);

— о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ);

— несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

— к несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

— с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими нормативными актами в этой сфере (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Читать еще:  Где проверить задолженность по налогам и штрафам

Особенности привлечения к административной ответственности физических лиц

Когда наступает административная ответственность физического лица

Статья 2.1 КоАП РФ определяет, что правонарушение — это обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое кодексом предусмотрена ответственность. Для привлечения любого субъекта к ответственности необходимо, чтобы после рассмотрения дела было доказано наличие состава нарушения. Он состоит из нескольких элементов, одним из которых является субъект нарушения.

Субъектами могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица, ИП. Привлечение каждого из упомянутых субъектов к ответственности характеризуется определенной процедурой и особенностями.

Административная ответственность физического лица может наступить в случае достижения им 16 лет. При этом могут назначаться различные наказания, предусмотренные статьей 3.2 КоАП РФ. Целью наказаний является предупреждение совершения новых нарушений.

Нарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, в форме действия либо бездействия. Составы нарушений содержатся в особенной части КоАП РФ (раздел II). Наказание назначается в пределах, которые указаны в конкретной статье данного кодекса.

Для наступления ответственности помимо установления субъекта нарушения подлежат выяснению остальные элементы его состава, а именно: объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все четыре элемента имеют место, это основание для того, чтобы сделать вывод о виновности нарушителя и назначить ему наказание.

Особенности привлечения к ответственности физлиц

Физлица обладают особым статусом, наличие которого предполагает их особое психическое отношение к совершенному деянию, наличие специальных видов ответственности, которые могут быть наложены только на граждан.

Приведем основные особенности привлечения физлиц к ответственности:

  1. При назначении наказания физлицу правоприменитель учитывает в том числе личность виновного, соответственно, первой особенностью являются особые правила назначения наказаний (например, юридические лица личностью не обладают).
  2. Исключительно физлицу могут быть назначены такие виды наказания, как арест, лишение водительских прав, выдворение, запрет на посещение спортивных мероприятий.
  3. Размер штрафа для граждан не может быть выше 5 000 рублей, а в исключительных случаях (по некоторым статьям КоАП РФ) — выше 7 000 или 10 000 рублей. Для остальных субъектов он намного выше.
  4. Физлица могут являться недееспособными или малолетними, что освобождает их от наказания. Должностные лица и юрлица малолетними и недееспособными быть не могут.
  5. В отношении физлиц могут применяться исключительные смягчающие обстоятельства, характерные только для данной категории нарушителей. Речь идет о раскаянии (тогда как юрлицо, в частности, раскаяться не может), состоянии аффекта, несовершеннолетии, беременности.
  6. Только физлицу может быть причинен моральный вред, который подлежит взысканию с виновного нарушителя в порядке гражданского судопроизводства.
  7. Только физлица могут нести ответственность за ряд нарушений, предусмотренных КоАП РФ (например, за побои или занятие проституцией).
  8. Присутствие физлиц при рассмотрении дела (в отличие от других субъектов) может быть признано обязательным, если назначается наказание в виде ареста, выдворения, обязательных работ.
  9. Судья или должностное лицо не имеет права рассматривать дело, если физлицо, которое привлекается к ответственности, состоит с ним в родственных отношениях. У юридического лица, как известно, родственников быть не может.
  10. В отношении физлица производство по делу может быть прекращено ввиду его смерти (отсутствует правопреемство). Если же умер, например, директор юрлица, организация всё равно будет привлечена к ответственности.

Таким образом, административная ответственность физического лица достаточно специфична. Наличие особенностей обусловлено специальным правовым статусом граждан, иностранцев, лиц без гражданства, что отличает их от должностных лиц и организаций.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector