Veomo.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды ответственности за санитарные правонарушения

Какие существуют виды ответственности за санитарное правонарушение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие существуют виды ответственности за санитарное правонарушение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.

Такие проступки характеризуются меньшей общественной опасностью, в сравнении с уголовными преступлениями, однако подразумевают некоторую противоправность, требующую государственного вмешательства.

Кто отвечает за соблюдение санитарных норм?

Почему такая явная разница между величинами штрафа? Тут все просто: ответственность в области соблюдения санитарного законодательства, касающаяся юридических лиц, является по сути своей куда более серьезной, чем та, что определена другим категориям лиц. Кроме того, нарушения, производимые целыми образованиями, как правила, также всегда имеют солидные масштабы.

Итак, прежде, чем говорить о мерах ответственности, применимых к нарушителям законодательства, более подробно, рассмотрим, какие виды оной имеют место быть в том случае, когда гражданин преступил закон.

При наложении административных взысканий должны быть учтены все факторы, имеющие значение для процесса.

Ответственность за санитарные правонарушения

Уголовная ответственность – наступает при доказанности фактов особо тяжких последствий нарушения санитарно-эпидемиологического порядка и правил.

Это понуждение к совершению общественно полезных работ, которое применяется за совершение определённых правонарушений.

Последний вариант назначается при поступивших от граждан жалоб по загрязнению окружающей среды. Если деятельность вопросов не вызывает, то плановая проверка может назначаться не чаще раза в два года.

Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

Виды ответственности за санитарные правонарушения

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарные правонарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию. Здесь стоит отметить:

  • работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
  • главный сан.врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
  • контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.

Должностные лица и граждане, совершившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

Полномочия руководителя организации (заместителя) подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего сан. нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Закона РСФСР «О милиции», п. 6 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» от 26 сентября 1992 г.

Все виды ответственности за санитарные правонарушения закреплены в отдельных кодексах российского законодательства и являются официальным основанием для применения конкретных мер наказания виновного лица.

Субъектом уголовной ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством и существующей уголовно-правовой доктриной выступают только физические лица. В этой связи, за совершение общественно-опасных санитарных правонарушений ответственности подлежат только должностные лица, по вине которых описанные выше последствия наступили или могли наступить.

Виды ответственности, которые прописаны в законодательстве

Для индивидуальных предпринимателей и занимающих государственные должности граждан эта величина составит не менее двадцати и не более тридцати МРОТ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Гражданско-правовое наказание имеет под собою наказание за причинённый ущерб лицу, имуществу физического и юридического лицу в сфере санитарных норм. Ущерб в обязательно возмещается согласно законам России.

В ситуации нанесения морального ущерба полагается возмещение убытка. Сумма возмещения убытка решается путем выяснения уровня вины виновного.

Также во внимание берутся сведения потерпевшей стороны: уровни физического и психологического страдания, перенесенные пострадавшим. Свод законов про админ.нарушения России регламентирует такой список проступков:

  • невыполнение законодательных актов в области санитарного обеспечения населения, выражающееся в форме неисполнения гигиенических норм, неисполнение задач профилактического типа;
  • несоблюдение эпидемиологических задач по отношению к городским и квартирным зданиям, городским учреждениям, в том числе и к транспорту;
  • невыполнение санитарных норм к питьевому оборудованию и к питьевой воде непосредственно;
  • невыполнение эпидемиологических мероприятий в учреждениях общественного питания.

Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Понятие и субъекты санитарного правонарушения

Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления. Совершение некоторых правонарушений влечёт ответственность в соответствии с нормами КРФоАП (ранее – КоАП РФ).

Должностные лица и граждане Республики Саха (Якутия), допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

О том, в каком случае наступает уголовная ответственность, подробно прописано в ст. 236 УК РФ и в ряде дополнительных положений.

Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)

Уголовное взыскание не применяется к предприятиям и касается непосредственно физического лица, которое совершило нарушение.

Дополнительными являются материалы судебной практики, которые позволят выяснить перспективу рассматриваемого дела и наметить эффективную стратегию.

Администрация в праве потребовать от работника объяснение своего проступка в письменной форме. Если сотрудник отказывается, в акте фиксируется данный отказ.

Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономной области и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г.

Административное взыскание отличается тем, что оно налагается не только на отдельного работника, но и на целое предприятие. Скорее всего это административный штраф.

Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?

Сперва следует выговор, затем предупреждение и увольнение. Работодатель в праве отстранить от работы подчиненного или снять его с занимаемой должности. Есть и другие санкционные меры, все они указаны в Трудовом кодексе.

Налагается взыскание с определенного срока, которые начинает действовать с момента совершения проступка.

Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего сан. нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию. Здесь стоит отметить:

  • работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
  • главный сан.врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
  • контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.
Читать еще:  Как уменьшить налог на квартиру

Установленные в ходе следствия виновные в нарушении санитарных норм лица, по приговору суда, привлекаются к уголовной ответственности. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут участвовать в рассмотрении дела лично или через своего представителя. Личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя.

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действую­щих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предпри­ятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от рабо­ты, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонару­шение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должност­ным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в разме­ре: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могу­щих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законода­тельства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекцион­ных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в «Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной от­ветственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения» (утверждена прика­зом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государст­венного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента выне­сения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях

Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юриди­ческих лиц за санитарные правонарушения». Процесс привлечения к административной ответственности вклю­чает следующие этапы.

1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установлен­ный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имею­щему санитарно-противоэпидемическое значение.

2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае.

3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должност­ными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и ли­цом, совершившим административное правонарушение.

4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные ли­ца, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутрен­них дел, прокуратуру, арбитраж и др.

Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его замес­титель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры администра­тивного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выяв­ленных в ходе рассмотрения дела.

Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является оконча­тельным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления.

Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения (при обжалова­нии вступает в силу в случае оставления жалобы без удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушите­лем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя. Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Список литературы:

Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 2002

Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. СПб. 1999, 88 с

Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства (административная, дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.03.99 № 52-ФЗ

«О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

10.Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. Порядок проведения, оформление санитарно-эпидемиологических заключений.

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта – влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

Читать еще:  Заложенное имущество подлежит страхованию

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства.

Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через пятнадцать дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Основные вопросы охраны труда отраженные в Трудовом кодексе РФ.

Социально-гигиенический мониторинг. Цель, задачи и принципы организации. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга. Задачи и функции Управлений Роспотребнадзора и Федеральных центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации по ведению социально-гигиенического мониторинга.

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья насе­ления и среды обитания человека, а также определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воз­действием факторов среды обитания человека.

Цель социально-гигиенического мониторинга (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2.02.2006 г.) — гигиеническая опенка факторов среды обитания и здоровья населения.

Задачи При ведении социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

-гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения;

-выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здо­ровья населения;

-установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

-подготовка предложений по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека в целях обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

-формирование Федерального информационного фонда (инфор­мационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения);

-обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиогического благополучия населения;

-выработка предложений для принятия управленческих реше­ний федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орга­нами местного самоуправления в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

-программно-техническое и лабораторно-диагностическое обес­печение СГМ на основе современных информационно-ана­литических технологий и программно-аппаратных комплексов.

В связи с поставленными задачами организация и ведение СГМ стали ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что потребовало формирования специализированных структурных подразделений в учреждениях службы.

Мониторинг проводится на федеральном уровне, на уровне субъ­ектов Российской Федерации и возложен на органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации совместно с другими

федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

Принципы организации социально-гигиенического мониторинга:

-структурирование по уровням (федеральный, субъектов Российской Федерации, районный, городской);

-этапность введения (по объему информации);

-унифицированность информационной платформы (использова­ние единого программного обеспечения);

-рациональность (организация СГМ по приоритетным направлениям);

-стандартизация терминологии, показателей, методик;

-структурирование показателей (необязательные, дополнитель­ные, комплексные);

-комплексность (система должна обеспечивать решение всех задач с учетом уровней социально-гигиенического мониторинга, функ­циональной направленности и их взаимодействия);

-действенность и эффективность СГМ (система должна обеспечи­вать необходимую достоверность, актуальность и низкую стои­мость хранения и обработки информации);

-современность (информация, представляемая системой долж­ностным лицам, должна обеспечивать оперативное, своевремен­ное и качественное принятие управленческих решений).

Функции социально-гигиенического мониторинга:

-выявление и систематизация источников загрязнения среды оби­тания (объектов, процессов, химических веществ и т.д.), опреде­ляющих их вредное воздействие на здоровье населения, природ­ные комплексы и инфраструктуру населенных мест;

-установление и контроль предельно допустимых нормативов вредного воздействия, обеспечивающих безопасные и благопри­ятные условия среды обитания;

-разработка, планирование и организация практической реализа­ции мер по предупреждению, сокращению и ликвидации послед­ствий вредного воздействия факторов среды обитания;

-мониторинг, надзор и контроль за реализацией принятых мер и их эффективностью.

Информационными показателями для СГМ являются:

а) данные наблюдений за показателями здоровья населения, вклю­чающими:

медико-демографические: рождаемость, смертность (общая перинатальная, младенческая, повозрастная, по отдельным причинам), естественный прирост, продолжительность жизни;

заболеваемость: общую, по отдельным классам, группам болез­ней, отдельных возрастных групп, с ВУТ, профессиональную, инфекционную, неинфекционную и др.;

-физическое развитие: всего населения или отдельных возраст­ных групп;

б) данные наблюдений за факторами среды обитания человека, включая:

-биологические: вирусные, бактериальные, паразитарные (наблю­дения осуществляются центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору);

-химические, в том числе за источниками антропогенного воз­действия на окружающую природную среду (наблюдения осу­ществляются центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека, Федеральной службой по гидрометеороло- ; гии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитоконтролю, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования и Федеральной службой государственной статистики);

-физические: шум, вибрацию, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения (наблю­дения осуществляются центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека, федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

-социальные (структуру и качество питания, безопасность пище­вых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха (наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзо­ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики);

-природно-климатические: метеоусловия, выраженность темпе­ратурных инверсий, солнечную активность, геомагнитное поле, состояние ионосферы, наличие геопатогенных зон (наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной служ­бой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному над­зору и Федеральной службой государственной статистики);

в) сведения всех информационных баз данных о состоянии здо­ровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся учреж­дениями федеральных органов исполнительной власти по вопро­сам обороны, внутренних дел, пограничной службы, юстиции, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологичес­кий надзор в Вооруженных силах Российской Федерации, на объ­ектах обороны, оборонного производства и иного специального наз­начения;

г) данные земельного кадастра для географической привязки объ­ектов СГМ.

13. Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация производственных объектов.

Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 689 | Нарушение авторских прав

Экологические правонарушения и виды ответственности за них

На сегодняшний день в законодательстве имеется несколько видов ответственности за совершаемые экологические преступления в сфере использования резервов природы и сохранения окружающей среды. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое экологические правонарушения, виды ответственности за них в соответствии с законами.

Экологическими преступлениями или правонарушениями называются действия или бездействия, противоречащие требованиям экологических правовых норм.

Читать еще:  Регистрация дачного дома в снт по упрощенке

На деле это выражается как противоправное экологически вредное или небезопасное действие, посягающее на установленные порядки в области экологической безопасности.

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Определение
    • 1.2 Какие существуют виды экологических правонарушений
    • 1.3 Классификация
    • 1.4 Состав преступления
    • 1.5 Ответственность
  • 2 Виды ответственности за совершение экологических правонарушений
  • 3 Экспертиза

Общие сведения

Определение

Экологические правонарушения — это нанесение экологического вреда при совершении противоправных действий.

СПРАВКА! Отражение сути понятия состоит в том, что нарушителями могли быть предприняты какие-то действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды или же они могли совершить правонарушения, которые определены законами.

В понятие правонарушения в сфере экологии входят некоторые противоправные действия, за совершение которых должны следовать наказания

. В соответствии с законом, за нарушения такого рода предусмотрено несколько видов ответственности:

Какие существуют виды экологических правонарушений

Существует три вида нарушений:

  1. Которые совершены владельцами природных ресурсов по закону.
  2. Которые совершены природопользователями.
  3. Которые совершены лицами, не относящимися ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Также экологические правонарушения различаются по состоянию объектов природы на следующие виды:

  1. Нанесение ущерба
  2. Уничтожение
  3. Порча.

Ещё одно разделение экологических правонарушений происходит по объекту посягательства:

  1. Лесные
  2. Водные
  3. Земельные
  4. Горные.

Классификация

При наличии в составе правонарушения объектов посягательства из одной группы правонарушений, то применяется следующая классификация:

  1. Нанесение повреждений и уничтожение природных ресурсов, что является противоправным.

СПРАВКА! Сюда относится засорение, загрязнение вод, сильный ущерб, нанесенный сельскохозяйственным угодьям, истребление площадей лесов.

  1. Игнорирование или нарушение правил передачи в собственность природных ресурсов, которые связаны с вероятностью нанесения ущерба окружающей среде. Сюда относят внедрение в работу предприятий и технических конструкций, которые наносят ущерб окружающей среде.
  2. Неисполнение определенных правил сохранения окружающей среды или бездействие.
  3. Умышленное применение природных ресурсов в своих корыстных целях. К примеру, сбор редкий растений, растущих в дикой природе.

Состав преступления

Экологические правонарушения могут состоят из следующих действий:

  1. Засорение или истощение источников и подземных вод, причинение им вреда, которое влечет за собой изменение их природных свойств. В особенности, когда оно представляет опасность для растительного и животного окружения.
  2. Превышение норм возможных выбросов в атмосферу разных вредных веществ или неверная работа технических устройств, которая повлекла за собой ухудшение свойств воздуха или его загрязнение.
  3. Сброс вредных веществ и материалов в моря и других водные источники, вследствие чего происходит их загрязнение, что вредит здоровью людей и других живых организмов.
  4. Неправильное применение ядохимикатов или удобрений, вследствие чего происходит загрязнение или отравление земельных площадей.

СПРАВКА! Сюда же относят неправильную транспортировку вредоносных продуктов.

  1. Неаккуратное или неправильное обращение с огнем и другими опасными источниками, в результате чего наносится ущерб или уничтожается лесной фонд.
  2. Вырубка леса или кустарников, являющееся незаконным, совершенные в больших размерах, которые нарушают общий баланс окружающей среды.
  3. Истребление или незаконная охота на животных, причинение крупного ущерба. Кроме того, сюда относится использование в отношении фауны заповедников и лесов транспорта, взрывчатки, отравляющих газов.
  4. Нанесение крупного ущерба вследствие незаконного вылова рыбы, растительности, морских млекопитающих с помощью самоходных транспортных средств, взрывчатых или химических веществ.
  5. Незаконное строительство конструкций (мостов, дамб), производство лесоповала, повлекшее массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  6. Изготовление отходов, вредных для окружающей среды, их неправильное хранение и транспортировка. Кроме того, сюда относят утилизацию — выброс в окружающую среду.
  7. Неаккуратное или незаконное обращение с радиоактивными материалами.
  8. Нарушение санитарных правил и норм безопасности.

Ответственность

Установленные действующим законодательством правила в области пресечения, выявления, предотвращения нарушений в отношении природы и ее сохранения, являются методом контроля.

СПРАВКА! Вид ответственности за эти правонарушения назначаются в процессе судебного заседания или определяется контролирующими органами.

Экологический контроль ведётся не только государством, а также делится на следующие виды:

Любой из этих видов контроля ведётся в следующих целях:

  1. Наблюдение за следованием физическими и юридическими лицами экологическому законодательству.
  2. Соблюдение всех требований и нормативных документов, которые предоставляются.
  3. Обеспечение безопасности природного окружения и экологической сохранности.

Итак, получается, что экологический надзор является одним из средств управления охраной природы и:

— ведётся специальными органами и представителями государственной экологической инспекции;

— имеет вне- и надведомственный характер;

— связан с использованием разнообразных административных мер.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений

Государственный контроль ведётся специальными органами на основе правовой базы, которые имеют полномочия и должны обеспечивать постоянный экологический надзор.

Производственный контроль ведётся с целью исполнения, обеспечения хозяйственных процессов или деятельности производства и разнообразных мероприятий, которые направлены на охрану природы и рациональное использование ее ресурсов.

Субъекты хозяйствования дают информацию о предложениях органам исполнительной власти, которые регулярно проверяют их в порядке, установленном законодательством.

СПРАВКА! Муниципальный контроль ведётся на территории, которая вверена им местными органами самоуправления в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

За экологические правонарушения предусмотрены следующие виды ответственности:

— уголовная ответственность за экологические правонарушения.

При привлечении к любому из видов ответственности, человек также не освобождается он возмещения причиненного вреда и остальных видов компенсаций и денежных взысканий.

Физические лица могут привлекаться к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Юридические, а также физические лица могут привлекаться и к административной ответственности.

Согласно законодательству, привлекаться к ответственности могут люди старше 16 лет. Согласно гражданскому судопроизводству, несовершеннолетние лица в возрасте с 15 до 18 лет несут ограниченную ответственность, при наступлении совершеннолетия — полную.

Уголовную ответственность могут назначать людям за совершение оконченного преступления.

СПРАВКА! За попытку совершения преступления или его подготовку, а также за покушение на преступление данная мера пресечения не может быть назначена.

Административная ответственность

За экологические правонарушения предусмотрена административная ответственность, когда происходят противоправные деяний, совершенные преднамеренно или по неосторожности.

К нарушителям такого рода применяются наказания штрафами, предупреждения, конфискации, изъятие орудия и лишение специальных прав физических лиц на применение конкретного вида деятельности, из-за которого был нанесен ущерб.

Административные экологические правонарушения не наносят вреда состоянию здоровья людей и не приводят к уничтожению животных и растительных ресурсов, однако нанесли серьезный ущерб или были направлены на достижение некоторых уголовных нарушений, но не осуществились полностью.

Экспертиза

Чтобы выявить и установить преступления и нарушения, формируется экологическая экспертиза, направленная на выявление и предупреждение неблагоприятного влияния на окружающую среду. По результатам этой экспертизы наступает юридическая ответственность.

СПРАВКА! Проводить государственную экспертизу можно только федеральная исполнительная власть.

Любые виды проектной документации, независимо от назначения объектов, обязаны проходить экологическую экспертизу. Если в процессе выявляются несоответствия, то наступает правовая ответственность.

Экспертиза основывается на следующих принципах:

— выявление возможных опасностей для окружающей среды от любых намечаемых видов деятельности;

— проводится экспертиза исключительно до принятия решения о строительстве и реализации проекта;

— оценка наступивших последствий для природы происходит в комплексе;

— требования, предоставляемые во время проведения экологической экспертизы, учитываются в обязательном порядке;

— полнота и правдивость предоставляемых данных;

— экспертное мнение экологической экспертизы должно быть независимым;

— сделанные выводы должны быть точными и обоснованными с научной точки зрения;

— заключения по результатам экспертизы должны быть законны;

— результаты экспертизы подлежат гласности;

— участники экспертизы несут ответственность за ее качественное проведение и организацию.

Юридическая ответственность может наступать по факту заключения экспертизы, если она выявит нарушения существующим норм и правил.

СПРАВКА! Вид и способ присуждаемой ответственности зависит от того, какие конкретно нарушения были допущены.

Дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения строго выговора. Кроме того, работник организации или должностное лицо могут быть уволены.

Сохранение окружающей среды должны в обязательном порядке являться заботой абсолютно каждого человека. В особенности это касается предприятий и хозяйственных объектов. Нужно всегда помнить о том, что проявляя заботу об окружающей среде и сохраняя ее, мы обеспечиваем будущее следующим поколениям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector