Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дополнительный налог помимо официальных сборов

Дополнительный налог помимо официальных сборов

Что такое налоги и сборы и как их нужно уплачивать

Для того чтобы предметно говорить об исследуемом вопросе, сначала определимся, что такое налоги и почему их нужно уплачивать.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность, имеющую особое значение и для человека, и для государства, уплачивать налоги и сборы. Взимание налогов в любом демократическом государстве представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета.

Налоги и сборы являются для государства основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов, которые являются законным способом изъятия частной собственности.

В названной статье Конституция РФ называет два источника пополнения бюджета: налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, который рассматривал его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств. Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Для того чтобы исследуемый вопрос был предельно понятен, определимся с пониманием основных терминов.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Следует иметь в виду, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена как в отношении граждан РФ, так и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, при условии, что порядок уплаты налогов этими категориями лиц различен.

Положения ст. 57 Конституции РФ неоднократно становились предметом истолкования со стороны Конституционного Суда России. Ниже приведены основные правовые позиции Конституционного Суда РФ, основанные на толковании первого предложения названной статьи.

– В части раскрытия сути обязанности по уплате налогов и сборов, Конституционный Суд РФ указал, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности гражданина. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

При установлении налогов законодатель должен принимать во внимание фактическую способность налогоплательщиков уплачивать данные налоги и сборы. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.

Регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства и в несколько ином аспекте – равенство предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований. При этом равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как равенство плательщиков – за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения финансовых потенциалов налогоплательщиков. Поэтому принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

– В части формальных требований к законодательному установлению обязанности уплачивать налоги и сборы Конституционный Суд РФ отметил, что налог или сбор могут быть установлены только федеральным законодательным органом в надлежащей форме, т. е. законом, в предусмотренном порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными».

Конституционный Суд РФ аргументировал свою позицию тем, что конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке.

Применительно к налогам субъектов Российской Федерации (региональным налогам) «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Установить налог или сбор – это не только дать ему название; необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств (объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога).

Законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, а потому предусмотренный в дефектных – с точки зрения требований юридической техники – нормах налог не может считаться законно установленным.

Механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно – надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Исходя из этого, федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, в том числе определить систему налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам, их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Тем самым обеспечивается реализация контрольной функции государства в сфере налоговых отношений.

Применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от соответствующих органов определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования. В силу этого Налоговый кодекс РФ закрепляет, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Читать еще:  Какие документы нужны для признания недееспособности человека

Второе предложение названной статьи также содержит важную гарантию прав налогоплательщиков – запрет на придание обратной силы налоговым законам.

Конкретизируя данную норму, Налоговый кодекс РФ закрепляет, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации. Недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

При этом очевидно, что Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков.

Кроме того, помимо налогов и сборов Конституционный Суд РФ включил в сферу действия комментируемой статьи так называемые фискальные сборы.

К фискальным сборам Конституционный Суд РФ, например, относит платежи за негативное воздействие на окружающую среду; отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.

И все-таки, несмотря на то, что Конституционный Суд РФ нередко и подробно разъяснял как положения Конституции РФ в отношении налогов, так и непосредственно нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения, основным законом, который устанавливает налоги и сборы в Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. В нем перечисляются все существующие налоги и сборы. Не могут предусматриваться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах:

– законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Однако НК РФ не только обязывает налогоплательщика уплачивать налоги и предусматривает ответственность за их неуплату, но и дает перечень доходов физических лиц, а также предоставляет некоторые возможности, которые позволяют уменьшить суммы налогов, подлежащих к уплате. Кроме того, всегда следует иметь в виду, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Итак, согласно статье 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

4.2. Налоги сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу

К импортным товарам, пересекающим границу, применяются также дополнительные налоги и сборы.

Дополнительные сборы — это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога.

Они предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей, и имеют целевой характер. В число налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, входят:

сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товара);

гербовый сбор;

статистический сбор;

консульский сбор;

муниципальный сбор;

фрахтовый сбор;

портовый сбор (сбор на развитие портового хозяйства);

сбор на развитие экспорта;

налог на переводы иностранной валюты;

сбор за импортную лицензию;

налог на транспортные средства;

сбор на благотворительные цели.

Сборы в связи с таможенным оформлением грузов направляются на развитие таможенной службы. Формально такого рода налоги взимаются для покрытия расходов, связанных с таможенной очисткой товара, у них нет эквивалента среди внутренних налогов, поэтому они носят вполне определенный протекционистский характер. В США, например, сбор за таможенное оформление товара составляет 0,17% его стоимости (но не менее 21 и не более 400 долл.)

Перечисленные сборы и налоги уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Величина этих сборов относительно невелика и не превышает, как правило, 1-2% от стоимости товара.

4.3. Таможенные доплаты

Наряду с пограничными уравнительными налогами, а также традиционными налогами, имеющими прежде всего фискальный и компенсирующий характер, в некоторых странах используются специальные меры налогового характера, которые направлены на регулирование отдельных товарных рынков, так называемые таможенные доплаты (дополнительные платежи).

Таможенные доплаты — это дополнительные налоги, добавочные пошлины, которые вводятся в торгово-политических целях, для пополнения бюджета или защиты национального производства.

Дополнительным платежом (налогом или сбором) облагаются только иностранные товары и по своему экономическому и торгово-политическому значению он мало чем отличается от таможенной пошлины, поэтому его можно лишь условно отнести к мерам скрытого протекционизма. Основные черты этих налоговых инструментов — соединение функций регулирования внутренних цен, протекционизма и субсидирования отдельных отраслей или секторов экономики.

Наиболее часто эти средства используются для регулирования рынков сельскохозяйственных товаров, которые в наибольшей степени являются объектом внутренней поддержки и субсидирования. С их помощью осуществляется защита внутреннего производства сельскохозяйственных товаров, поддерживается высокий уровень цен на сельскохозяйственные продукты.

Так, в рамках ЕС проводится Единая аграрная политика, направленная на планомерное регулирование европейского рынка сельскохозяйственной продукции. В целях сохранения социального равновесия ЕС признает необходимым поддержание на определенном уровне цен на продукцию, производимую европейскими фермерами. Чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию (более дешевую, чем европейская), применяются скользящие импортные налоги (сборы).

Скользящие импортные налоги (сборы) — налоги (сборы) с нефиксированной ставкой, взимаемые при импорте товаров, призванные поддерживать на постоянной уровне внутренние цены.

Как и пошлины, они взимаются при импорте товаров и прямо воздействуют на цену товара. Однако скользящие импортные сборы существенно отличаются от таможенных пошлин в том отношении, что их ставка не фиксирована: она меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на товары. Скользящие сборы поддерживают на постоянном уровне внутренние цены. Их ставка повышается, когда мировые цены падают, и снижается при росте цен. Другими словами, применение скользящих импортных сборов позволяет всегда сохранять установленную степень защиты внутреннего рынка.

Читать еще:  Возврат денег за лекарства по полису омс

Система скользящих импортных сборов обладает гораздо более высокой степенью гибкости, чем таможенные пошлины. Их размеры могут меняться ежедневно. Они практически могут полностью изолировать движение цен на том или ином рынке от движения мировых цен, резко повысить конкурентоспособность товаров, производимых национальными отраслями экономики, и фактически закрыть дорогу ввозимой продукции. Существует мнение, что система скользящих сборов носит более запретительный характер, чем контингентирование, поскольку контингенты устанавливают определенный уровень импорта, а постоянно меняющиеся размеры скользящих сборов приводят к тому, что величина импорта непредсказуема.

Есть еще одна важная особенность, характеризующая скользящие импортные налоги. Скользящие сборы, не являясь таможенной пошлиной, не могут быть таким же объектом в торговых переговорах, как таможенные пошлины.

В ЕС в зависимости от продукта сбор взимается вместо таможенной пошлины или вместе с ней. В дополнении к импортному сбору с некоторых товаров, отмеченных в интегрированном тарифе ЕС, взимается сельскохозяйственный сбор. Он взимается по специфическим ставкам, которые устанавливаются Комиссией европейских сообществ (правительством ЕС).

Еще один вид дополнительных платежей, связанных с импортом аграрной продукции, — компенсационный сбор.

Компенсационный сбор — разновидность скользящих налогов, которые покрывают (компенсируют) разницу между мировыми ценами и внутренними ценами на сельскохозяйственные товары.

Компенсационные сборы являются составным элементом системы, действующей в интересах аграрно-промышленных комплексов, сложившихся в странах ЕС. Она защищает позиции аграриев ЕС на рынке сообщества, содействует повышению цен на сельскохозяйственную продукцию на рынках ЕС и росту прибылей аграриев.

На виды продукции, к которым применяются компенсационные сборы, в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные (контрольные) цены на основе цен производителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС минус таможенные сборы, не должна падать ниже справочной. Если импортная цена на определенный продукт, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценой с поправками на транспортные расходы и качество товара. Комиссия европейских сообществ ежедневно публикует размеры компенсационных сборов.

В числе паратарифных мер выделяют также декретированную таможенную оценку, представляющую собой практику административного установления таможенной стоимости (стоимости ввоза товара на рынок) для исчисления таможенных пошлин и сборов. Она будет рассмотрена в параграфе 8 данной темы — «Таможенные процедуры».

В настоящее время в Российской Федерации применяются следующие паратарифные платежи [10; 409]:

сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;

внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров (НДС и акцизы);

декретированная таможенная стоимость (применяется в РФ в отношении подакцизных товаров);

паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

400 миллиардов рублей новых налогов: с кого возьмут и на что направят?

В следующем году госбюджету нужно 400 миллиардов рублей сверх того, что он мог бы получить при имеющейся системе налогообложения. Речь идёт не о покрытии дефицита бюджета (его суммы больше в 10 раз: например, в 2020 году дефицит составил 4,1 триллиона рублей), а о финансировании новых нацпроектов. Кому в связи с этим поднимут налоги?

На «агрессивное развитие»

Всё началось с указа президента. Фото: eer.ru

Год назад Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития России до 2030 года». В документе прописаны общие приоритеты, такие как сохранения населения, здоровье и благополучие людей, развитие талантов, комфортная и безопасная среда, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация. На основании указа зимой правительство придумало стратегию развития, выделив в ней 5 направлений:

  1. «Новая высокотехнологичная экономика»;
  2. «Агрессивное развитие инфраструктуры»;
  3. «Новый общественный договор»;
  4. «Клиентоцентричное государство»;
  5. «Национальная инновационная система».

В рамках этих 5 направлений рассматривается 38 инициатив общей стоимостью 5,6 триллиона рублей. Все проекты ещё прорабатываются, но уже есть данные и о том, что точно будет сделано, например:

  • возведение нового моста через Обь,
  • создание высокоскоростных магистралей Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург,
  • новые ветки в рамках «Северного широтного хода» — железной дороги в Ямало-Ненецком округе,
  • строительство глубоководного порта Индига — незамерзающей гавани в Баренцевом море, предназначенной в основном для экспорта угля.

Говорят также и о более общих вещах, таких как:

  • адресная помощь малоимущим, например, через выпуск специальных карт,
  • развитие «цифрового профиля», который объединяет данные о каждом россиянине,
  • развитие транспорта в городах и концепция «30-минутного города», при которой перемещения жителей мегаполисов будут занимать не более получаса.

На все эти цели в рамках пяти направлений и понадобилось в 2022-2024 годах дополнительно 400 миллиардов рублей налогов ежегодно.

За чей счёт банкет?

Ни нефтью единой. Фото: tyuiu.ru

В правительстве обсуждается донастройка налоговой системы, чтобы получить эти деньги. И вот из чего их предполагается сложить:

  • более 100 миллиардов рублей — за счёт повышения налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургии;
  • 90 миллиардов рублей — за счёт расширение режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли;
  • 100 миллиардов рублей — за счёт повышения акцизных сборов, прежде всего от алкоголя;
  • 100 миллиардов рублей — за счёт повышения налогов для богатых россиян и других мер.

Замкнутый круг

Между тем, налоговая нагрузка на системообразующие предприятия последние полтора год и без этих новых мер постоянно растёт. Например, в прошлом году ставки НДПИ для предприятий чёрной и цветной металлургии, а также производителей удобрений выросли в 3,5 раза, у нефтяников повысился НДПИ на некоторых месторождениях, ставка налога на доходы россиян с заработком свыше 5 миллионов рублей в год поднялась до 15%.

Когда дорожает металл, дорожает не только техника, но и стройка. Фото: psk-remont.ru

Отрасли реагируют инфляцией: металлы дорожают, бензин не отстаёт, подтягивая за собой все остальные цены. У государства из-за этого повышаются расходы на нацпроекты, и приходится снова искать деньги. Месяц назад правительство повысило пошлины на экспорт металлов до конца года, за счёт чего бюджет получит дополнительно порядка 160 миллиардов рублей. Ситуация похожа на замкнутый круг.

В общем, пока одни говорят о непомерной нагрузке для нефтяников и металлургов, а другие напоминают, что при росте акцизов алкоголь «прячется в тень» и на рынке становится больше нелегального спиртного, в правительстве продолжаются обсуждения. Как пишут «Ведомости», окончательного решения ещё нет, и как именно будут найдены нужные средства, неизвестно. Есть вероятность, что некоторые проекты просто не будут реализовывать, тогда и деньги не понадобятся.

Налог для самозанятых в 2021 году: кому подходит и сколько платить

Самозанятые — cпециальный налоговый режим. Режим удобный: пользователь не платит страховые взносы, не сдаёт отчёты, а налог за него считает приложение. Главные условия — самозанятый не нанимает сотрудников, не перепродаёт товары и не работает по агентским договорам (за исключением курьеров). Подробности — в статье.

Кто такие самозанятые

Самозанятые — люди, которые работают на себя. Они оказывают услуги, выполняют работы, продают товары собственного производства. Руководят небольшим бизнесом, подрабатывают параллельно основной работе или берут первые пробные заказы. В роли самозанятых оказывались почти все: подрабатывали на фрилансе, подвозили людей и помогали знакомым за деньги.

Обычно самозанятые работают без регистрации. Открывать ИП ради подработки — слишком хлопотно. Зря привлекать внимание налоговой тоже незачем. В результате, миллионы людей не платят налоги, а бюджет недополучает десятки миллиардов.

Законодатели задумались, как вывести экономику из тени. Они предложили новый способ работать официально — проще, чем регистрация ИП. Человек регистрируется при помощи мобильного приложения в любой момент. Освобождается от страховых взносов и платит только, если есть поступления — 4-6% от каждого.

1 января 2019 года налоговый режим запустили в 4 пилотных регионах — Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. К концу октября 2019 года зарегистрировались уже 260 000 человек. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно во всех регионах России.

Формально режим называется «Налог на профессиональный доход». Сразу же появилось сокращение — НПД. Когда встретите эту аббревиатуру, знайте, что речь идёт о самозанятых. Только самозанятые — «народный» термин, которого нет в тексте закона.

Читать еще:  Осмотр как следственное действие в уголовном процессе

Закон действует до 31 декабря 2028 года. Он гарантирует, что условия для самозанятых не ухудшатся в течение 10 лет. Ставка налога останется прежней, страховые взносы платить не заставят. Поэтому самозанятость — это не ловушка. После регистрации на человека не обрушится налоговый гнёт.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Кто может зарегистрироваться самозанятым

1. Физлица, которые ведут небольшой бизнес или подрабатывают. Трудовой договор с работодателем не помешает регистрации. Главное — не пытаться подменить зарплату «вознаграждением за услуги». Работодатели сами предлагают сотрудникам перейти в самозанятые, но это серая схема. Самозанятым запрещено получать доходы от бывшего работодателя в течение двух лет. Налоговая без труда узнаёт о нарушении и доначислит налог.

2. Предприниматели без сотрудников. Когда ИП выбирает налог на профессиональный доход, он должен отказаться от своего текущего режима налогообложения. В течение месяца он уведомляет налоговую, что больше не применяет УСН или патент. Совмещать НПД с другими спецрежимами нельзя.

Самозанятым может стать не каждый. Режим не подойдёт, если вы:

— Перепродаёте товары. Покупаете оптом, продаёте оптом или в розницу.

— Продаёте подакцизные или маркированные товары. Например, алкоголь, сигареты или шубы.

— Работаете по агентскому договору. Например, продаёте путёвки от разных туроператоров и получаете агентскую комиссию. Есть исключение: в сфере торговли можно работать с самозанятыми-курьерами. Для этого продавцу необходимо зарегистрировать на себя онлайн-кассы и обеспечить ими курьеров — по пп. 6 п. 2 ст. 4 422-ФЗ

В случае нарушения налоговая аннулирует статус самозанятого. Вместо НПД физлица платят НДФЛ, а ИП — НДФЛ и НДС.

Какие у самозанятости плюсы и минусы

— Налог — 4-6%. Приложение само посчитает налог и подготовит платёжку.

— Нет страховых взносов. Когда бизнес на паузе, не придётся переплачивать.

— Нет онлайн-касс. Приложение подготовит электронные чеки для клиентов.

— Нет отчётности. Налоговая видит все ваши платежи, ей незачем получать документы со сводными суммами.

— Меньше пенсия. Из-за отсутствия страховых взносов пенсионный стаж замирает. Но есть выход: платить пенсионные взносы добровольно.

— Низкий статус. Бизнес до сих пор не привык к самозанятым: есть стереотип, что настоящие предприниматели открывают ИП или ООО. Ваших контрагентов может беспокоить, что вы в любой момент можете сняться с учёта. Если так, можете предложить прописать в договоре условие, что вы должны заранее предупредить о смене статуса.

Сколько самозанятые платят налогов

Размер налога на профессиональный доход зависит от того, кто ваши покупатели:

Самозанятые могут работать одновременно и для населения и для корпоративных клиентов. Налог за каждый доход считают по отдельности.

Пример:

Василий — дизайнер на фрилансе. Он подготовил лендинг для компании ООО «Счастливый заказчик». Приложение посчитало: 30 000 ₽ * 6% = 1800 ₽ налога. Затем Василий помог знакомым знакомых оформить интерьер квартиры. Приложение снова посчитало: 30 000 ₽ * 4% = 1200 ₽ налога. Доход одинаковый, а налог разный, потому что первый заказ — для компании, а второй — для физлица.

Самозанятые платят налог только с доходов от клиентов. Все остальные поступления не попадают под НПД или вообще не облагаются налогом. Вот примеры:

— Продали личную машину или квартиру. Воспользуйтесь налоговыми вычетами. Если они отсутствуют, заплатите НДФЛ 13%.

— Мама перевела деньги. Переводы от родственников не облагаются налогами.

— Знакомый вернул долг. Если заём беспроцентный, экономической выгоды нет, поэтому нет и налога.

Налог на профессиональный доход платят каждый месяц. Возиться с расчётами не нужно: налоговая сама рассчитает сумму. Вам придёт платёжка до 12 числа следующего месяца. Оплатите её до 25 числа. Или «подпишитесь» на НПД: настройте автоматический платёж с банковской карты.

Как работает налоговый вычет

Налог на профессиональный доход — выгодный режим налогообложения. С налоговым вычетом он превращается в конфетку. За счёт него самозанятые платят меньше налога на старте.

Обычные ставки налога — 4% за доходы от физлиц и 6% за доходы от юрлиц. Первое время самозанятые платят 3% и 4%. Налог уменьшается за счёт вычета 10 000 ₽. Ставки остаются пониженными, пока вы не истратите вычет полностью.

Налоговая применяет вычет при расчёте налога автоматически. Все предприниматели тратят его в своём темпе: для одних он действует месяцы, для других годы.

Когда закончится вычет:

— При доходах только от физлиц — после 1 000 000 ₽. Допустим, вы зарабатываете 50 000 ₽ в месяц. У вас будет 20 месяцев льготного налога в размере 3%.

— При доходах только от юрлиц — после 500 000 ₽. При заработке 50 000 ₽ в месяц у вас будет 10 месяцев льготного налога в размере 4%.

Какой лимит доходов у самозанятых

Максимальный доход самозанятого — 2,4 млн рублей за год. Доход в месяц не имеет значения: в январе можно заработать 0 рублей, а в феврале — 200 000 рублей.

Что делать при превышении лимита:

ИП: при помощи приложения снимитесь с учёта. В течение 20 дней подайте заявление на применение УСН. Если опоздать, окажетесь на общей системе налогообложения и будете платить НДС и НДФЛ.

Физлицо: заплатите НДФЛ со всех доходов свыше 2,4 млн рублей.

Как зарегистрироваться

Выберите, как вам удобнее зарегистрироваться: через мобильное приложение или личный кабинет на сайте налоговой. Приложение «Мой налог» доступно в Google Play и AppStore.

Как зарегистрироваться через приложение:

— Укажите номер телефона. Вам придёт СМС с кодом подтверждения.

— Выберите регион, в котором работаете.

— Введите пароль от личного кабинета налогоплательщика. Если у вас его нет, сфотографируйте страницу паспорта с вашим фото.

— Сделайте селфи. Приложение сравнит фотографию со страницей в паспорте.

— Подтвердите регистрацию. Введите пин-код, которым будете пользоваться для входа в приложение.

В налоговой самозанятых не регистрируют. Приезжать в инспекцию бесполезно: вы потратите время и получите только ссылки на приложение и личный кабинет.

Как выдавать клиентам чеки

Самозанятые оформляют чеки на все поступления от клиентов. Форма оплаты может быть любой: наличными, на карту или расчётный счёт. Чек выдают клиенту в течение суток.

Сформировать чек поможет приложение «Мой налог» и личный кабинет плательщика НПД. Укажите название товара или услуги как можно конкретнее и сошлитесь на договор, если он есть. Это избавит от лишних подозрений налоговой вас и клиента.

Вы получите чек в электронном виде. Отправьте ссылку на него клиенту. Или распечатайте на принтере и выдайте бумажный чек — он имеет такую же юридическую силу.

Приложение позволяет исправлять или отменять чеки. Возможность особенно пригодится, если ошибётесь с суммой или будете возвращать деньги клиенту. Вы не переплатите налог: если ещё не заплатили, он уменьшится, а если заплатили — переплата пойдёт на следующие месяцы.

Выводы

  1. Налог на профессиональный доход — новый налоговый режим. Его придумали, чтобы вывести из тени небольшой бизнес и подработки. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно в любом регионе России.
  2. Самозанятые платят самый маленький налог: 4% за доходы от физлиц, 6% за доходы от юрлиц. Они освобождены от страховых взносов, которые платят предприниматели на УСН и патенте.
  3. Первые несколько месяцев ставка налога на профессиональный доход даже меньше: 3% и 4%. Это за счёт налогового вычета 10 000 ₽.
  4. ФНС сама считает налог. Самозанятые раз в месяц подтверждают оплату в приложении или настраивают автоматические списания с банковской карты.
  5. Самозанятые формируют чеки через приложение «Мой налог» и сайт налоговой. Они не применяют онлайн-кассы, поэтому им проще начать бизнес.
  6. Регистрация происходит через интернет. Это удобно: не нужно ехать в налоговую инспекцию.

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Нажимая кнопку Подписаться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector