Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Нарушения трудовой дисциплины с одинаковой частотой случаются как в частных организациях, так и в структурах муниципалитета. Каждое нарушение подлежит анализу, юридической оценке, расследованию и применению взыскания. В статье разбираются особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Предстоит ответить на вопросы о методах воздействия, применимых в данной сфере, этапах привлечения госслужащего к ответственности, законах, которыми следует руководствоваться.

В чём заключается дисциплинарная ответственность государственного служащего

Оперативно реагировать на каждое нарушение дисциплины – задача любого работодателя. Если этого не делать, рано или поздно может быть утрачен контроль над рабочим процессом, что приведёт к необратимым последствиям.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это одна из форм принуждения к служебному подчинению, применяемая в отношении специальной категории работников, нарушающих трудовую дисциплину. За невыполнение ведомственных приказов или распоряжений к нарушителю могут применяться дисциплинарные взыскания.

Проступком здесь считается противоправное, виновное действие или бездействие работника, нарушающее локальные правовые акты, правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения, инструкции.

К типичным нарушениям можно отнести:

  • Коррупционные действия.
  • Пребывание на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Невыход на работу.
  • Утеря, неаккуратное хранение или использование табельного оружия.

Законодатель различает общий и специальный субъекты дисциплинарной ответственности. Если к первой категории причисляются все компании, то ко второй – лишь те, чья деятельность регулируется специальными законами. Например:

  • ФЗ № 58 «О государственной службе».
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
  • ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ…».
  • ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  • ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего».

Список не считается исчерпывающим. Сюда также относят нормативные и ведомственные акты МЧС, ФСБ, службы судебных приставов, службы исполнения наказаний и т.д.

Проверочные мероприятия реализуются специальным подразделением в составе ведомственного органа. Обычно таким выступает собственная или внутренняя безопасность. В обязанности сотрудников этого подразделения входит реагирование на жалобы граждан в отношении госслужащих, расследование внутренних коррупционных проявлений, проведение собственных расследований и т.д.

Порядок расследования дисциплинарных проступков госслужащих, какие документы оформляются

Специфика работы государственных учреждений построена на строгом соблюдении внутренних локальный актов. Здесь важно выполнять не только традиционные правила внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, но также ведомственные приказы, кодексы профессиональной этики.

Юридический отдел и служба безопасности присутствуют в каждом учреждении. В задачи этих подразделений входит снижение рисков нанесения ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудников.

Порядок расследования выглядит дисциплинарного проступка следующим образом:

Принятие решения. При возникновении чрезвычайного происшествия (далее – ЧП), ответственное подразделение направляет рапорт в адрес руководства. Документ содержит информацию о случившемся, предварительную оценку действий сотрудников, в отношении которых потребуется проведение служебного расследования (СР). Основанием для этого может послужить жалоба граждан, сообщения других государственных органов и другое.

  • Издание приказа, создание комиссии. Перед тем, как приступать к расследованию, потребуется получить соответствующее разрешение руководства, проверочные мероприятия нельзя реализовывать без резолюции начальника. Если решение положительное, отдел внутренней безопасности готовит приказ о расследовании ЧП, формирует комиссию, выполняет сбор информации о случившемся. В составе комиссии могут быть только незаинтересованные лица. Нельзя привлекать к процессу, к примеру, начальника подразделения, если проверка проводится по деятельности подчинённого этого отдела.
  • Проведение проверки. На этой стадии важна аналитическая работа, слаженность работы членов комиссии, внимательность к деталям. Сотрудники, перечисленные в приказе, имеют право получить у других подразделений информацию, касающуюся инцидента. Отдел безопасности получает письменные объяснения от возможных виновников ЧП, а также другие требуемые документы.
  • Принятие решения. Итог работы комиссии должен всегда находить отражение в виде акта проверки или заключения служебного расследования. Требования к оформлению такого документа могут отличаться, исходя из требований ведомственных локальных актов.
  • При проведении проверки от участников происшествия необходимо получить письменные объяснения. Если сотрудник отказывается от предоставления документа, то исполнитель должен зафиксировать этот факт специальным актом. Делается это в присутствии не менее двух свидетелей. В дальнейшем бумага прилагается к материалам проверки.

    Итоги проверки влияют на применение дисциплинарных взысканий. Если сотрудник не согласен с принятым решением, он может обратиться за защитой своих интересов в комиссию по трудовым спорам или в суд.

    В такой ситуации весомое значение будет иметь процесс документирования проверки. Суд в первую очередь изучит материалы служебного расследования. Во избежание проблем управленцу нужно отразить проведённые действия, приложив к документу доказательства вины, объяснения и другие, имеющие значение материалы.

    Чем качественней составлено заключение, тем меньше шансов у виновного лица доказать правоту в судебных инстанциях.

    Дисциплинарная ответственность муниципального служащего может наступить в результате рассмотрения жалобы гражданина. В таком случае важно провести расследование в срок и оповестить заинтересованное лицо о его результатах.

    Особенности применения взысканий за нарушение трудовой дисциплины для госслужащих

    На заключительной стадии расследования комиссия уже знает, какую меру наказания применить в отношении виновного лица. Но сделать это можно только после издания приказа о применении взыскания, который должен основываться на материале служебного расследования.

    Дисциплинарными взысканиями по ст. 192 ТК РФ считается замечание, выговор, увольнение. Эти методы воздействия широко применимы коммерческими организациями.

    Но если говорить о государственной службе, то также используется:

    Строгий выговор. Применяется в армии или правоохранительных органах. Регулируется ст. 28.4 ФЗ № 76 или ст.50 № 342. Это взыскание отличается применением дополнительных мер воздействия, таких как, например, лишение поощрительных надбавок, занесение информации в трудовую книжку или возможность увольнения при совершении повторного проступка.

  • Понижение в звании или классном чине. Виновный подлежит разжалованию. По закону можно восстановить прежнее звание по ходатайству руководителя подразделения, но не раньше, чем через полгода после применения взыскания.
  • Перевод на нижестоящую должность. Применяется в органах внутренних дел и реализуется как факультативный (дополнительный) вид наказания.
  • Важно понимать, что действия органов внутренних дел находятся под надзором прокуратуры. При этом вопрос применения взысканий в отношении сотрудников не исключение. Некачественно проведённое расследование, нарушение сроков могут вылиться в дополнительную проблему.

    Для военнослужащих также применяются последующие виды наказаний:

    • Лишение нагрудных знаков отличия.
    • Дисциплинарный арест.
    • Снижение в воинском звании на одну ступень, с понижением в воинской должности или без таковой.
    • Лишение очередного увольнения.
    • Предупреждение о неполном служебном соответствии.
    Читать еще:  Кто платит налог на имущество при лизинге

    Анализируя возможные взыскания, наибольшая вариативность наблюдается при прохождении военной службы. Это объясняется повышенной опасностью и важностью задач, выполняемых военными по защите государства.

    Порядок привлечения государственных работников к ответственности схож с общим алгоритмом. Здесь важна полнота материалов проверки, подлинность документов, наличие письменных объяснений. Работодатель может применить расширенный набор взысканий только на основании специальных законов, которыми руководствуется учреждение.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается повышенной строгостью, так как сотрудники в повседневной работе руководствуются не только ведомственными актами, но и морально-этическими кодексами, что заставляет придерживаться особого поведения.

    Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

    В статье на основе анализа норм Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иных нормативных правовых актов и с учетом судебной практики рассматриваются актуальные правовые вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

    Disciplinary liability of public civil servants

    In the article on the basis of analysis of norms of the Labour code of the Russian Federation, Federal law dated 27 July 2004 № 79-FZ «On state civil service of the Russian Federation», other normative legal acts and the court practice examines current legal issues of disciplinary liability of civil servants.

    В ст. 11 ТК РФ закреплена норма о том, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

    В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

    Следовательно, возможно субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих — это применение представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к гражданскому служащему, совершившему дисциплинарный проступок.

    На основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    • предупреждение о неполном должностном соответствии;

    • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» — «г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 указанного федерального закона.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (Очевидно, не совсем удачно название гл. 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе». Ср. с гл. 30 «Дисциплина труда» ТК РФ).

    Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (п. 2 ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

    Дисциплинарные взыскания на государственной гражданской службе

    «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 5

    ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

    Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих. На основе анализа практики применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих выявляются проблемы, связанные с действующей системой дисциплинарных взысканий, и вносятся предложения о необходимости упорядочения и строгой регламентации дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих нормами закона.

    Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий

    В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, далее — Закон N 79-ФЗ), в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:

    • Что учитывается при наложении дисциплинарного взыскания
    • Через сколько происходит снятие дисциплинарного взыскания
    • Чем грозит дисциплинарное взыскание на работе
    • Сколько составляетс срок действия дисциплинарного взыскания
    • Протокол общего собрания трудового коллектива: образец 2021 года
    • Приказ утверждения правил внутреннего трудового распорядка: образец 2021 года
    • Приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец 2021 года

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

    5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

    При сравнении норм Закона N 79-ФЗ и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

    Характер дисциплинарных взысканий

    Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

    Читать еще:  Раздел имущества приобретенного в ипотеку до брака

    Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

    Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А. А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [1]. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

    Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

    Перечень дисциплинарных взысканий — исчерпывающий

    Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

    Однако в практике российской государственной службы известны случаи применения в неявной форме таких видов дисциплинарных взысканий, которые нормативно не закреплены. Например, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за неисполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид». Очевидно, что подобная формулировка содержит негативную оценку деятельности государственных служащих и фактически констатирует их неудовлетворительную работу, поэтому вполне может расцениваться как дисциплинарное взыскание. Однако такой вид дисциплинарного взыскания в законодательстве отсутствует.

    Освобождение от замещаемой должности

    Закон N 79-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э. Г. Липатов и С. Е. Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка [2]. По всей видимости, здесь следует руководствоваться указанием ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, согласно которой при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

    Увольнение с гражданской службы

    Особым дисциплинарным взысканием является увольнение с гражданской службы, которое в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности может применяться только в случаях, прямо установленных законом (ст. 37 Закона N 79-ФЗ):

    — неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37);

    — однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 37):

    а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

    б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

    г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    — принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 37);

    — однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 37).

    В то же время в п. 7.4.5 Приказа Минрегиона России от 26.05.2006 N 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» указан такой вид взыскания, как увольнение с гражданской службы, при этом основания увольнения не установлены, что прямо противоречит п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в п. 27.5 Приказа Росавтодора от 15.05.2006 N 20 «Об утверждении Служебного распорядка Федерального дорожного агентства» (ред. от 17.07.2007). Полагаем, что в подобного рода случаях применение дисциплинарного взыскания без указания оснований увольнения следует признать не соответствующим федеральному законодательству.

    Применение дисциплинарных взысканий

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ). Вместе с тем необходимо учитывать, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, правонарушения (соответствующее действие или бездействие) продолжаются, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе к нему может быть применено увольнение. Такое разъяснение дал Пленум Верховного Суда РФ по поводу применения аналогичной нормы ст. 193 ТК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ред. от 28.09.2010).

    Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Законе N 79-ФЗ. Он может, руководствуясь принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания. Несмотря на то что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 Закона N 79-ФЗ, привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России» [3, с. 23].

    Читать еще:  Где искать съемную квартиру

    Проблема административного усмотрения

    В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, что дисциплинарное взыскание «может быть применено». На усмотрение руководителя закон относит и решение вопроса — какую избрать меру ответственности из пяти, которые закреплены в ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение.

    Согласимся с мнением В. М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна [4], в связи с чем полагаем, следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение. Во-первых, необходимо заменить формулировку Закона «может. » на «влечет», что уже возведет в принцип неотвратимость дисциплинарной ответственности, законодательно закрепив, что руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность, во-вторых, следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

    Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю. Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.) [3].

    К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

    . внести изменения в законодательство

    В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести следующие дополнения и изменения:

    1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».

    2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».

    Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих

    Трудовая деятельность государственных служащих регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными Законом «О государственной службе» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения. Государственные служащие делятся на административных и политических служащих. Для государственных служащих, как для административных, так и для политических есть свои особенности по привлечению их к дисциплинарной ответственности.

    За что можно подвергнуть государственного служащего дисциплинарному взысканию?

    Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за:

    • виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей;
    • совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке;
    • превышение должностных полномочий;
    • нарушение Кодекса чести (Правил служебной этики) государственных служащих
    • нарушение государственной и трудовой дисциплины;
    • за несоблюдение установленных Законом «О государственной службе» ограничений, связанных с пребыванием на такой службе.

    Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих

    В соответствии с Законом «О государственной службе» и Законом «О борьбе с коррупцией» на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

    • замечание;
    • выговор;
    • строгий выговор;
    • предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • отказ в наделении соответствующими полномочиями;
    • освобождение от выполнения государственных функций;
    • понижение в должности;
    • увольнение с занимаемой должности.

    Следует учесть, что наложение дисциплинарной ответственности на служащего является правом, а не обязанностью лица уполномоченного на наложение взысканий, в связи с чем, в случае нецелесообразности применения взыскания руководитель может ограничиться предупреждением служащего о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

    Как определяется вид дисциплинарного взыскания?

    Так как взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, форме и степени вины лица, его совершившего, то при определении вида взыскания учитываются в совокупности следующие важные моменты:

    • содержание и характер проступка;
    • обстоятельства, при которых проступок совершен;
    • негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок;
    • прежнее поведение лица, его совершившего;
    • стаж государственной службы;
    • иные обстоятельства, характеризующие личность служащего.

    Проступки государственных служащих, за которые можно применить дисциплинарные взыскания подразделяются на следующие виды:

    • незначительные;
    • значительные;
    • серьезные.

    Согласно Указу Президента РК «Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан»:

    • Незначительным проступком является проступок, совершенный служащим впервые или после снятия ранее наложенного взыскания, который влечет применение к служащему взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение.
    • Значительным проступком является проступок, совершенный служащим повторно в течение шести месяцев при наличии не снятого ранее наложенного взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, который влечет применение к служащему взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
    • Серьезным проступком является проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, антикоррупционным законодательством Республики Казахстан.
    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector