Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арбитражный суд и третейский суд отличия

Что такое третейские суды: определение, особенности

Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.

Понятие «третейский суд»

Что такое третейские суды? Это постоянно или временно действующий орган, образованный при спорных вопросах обеими сторонами, то есть альтернативный вариант государственной юстиции. Третейский суд – одна из самых приемлемых форм законного решения спорных вопросов, во избежание государственной юрисдикции. Цель – урегулирование конфликта и контроль над добровольным исполнением обязательств.

Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.

На чем основана власть третейского судьи?

Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.

Виды третейских судов

Что такое третейские суды? Это органы власти, создаваемые сторонами конфликта для его урегулирования. Они могут быть постоянно действующими или временными, созданными лишь для одноразового решения одного или нескольких конфликтов. Между временными и постоянными третейскими судами есть существенные различия.

Постоянно действующие третейские суды

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления. Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам. Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.

Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.

Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?

Суды, созданные для решения конкретного спора, иначе называются временными. В этом случае стороны обязаны самостоятельно сформировать третейский суд (найти юриста и т.д.), согласовать процедуру рассмотрения одного или нескольких конфликтов, организовать состав участников. Назначение третейского судьи может быть прописано в договоре или отдельном соглашении. Так как состав участников формируется на основании специального документа, данный третейский суд прекращает существование сразу после вынесения решения.

Договор и третейское соглашение

При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.

Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.

Договор может быть создан на основе писем, телеграмм, электронных сообщений и при использовании различных средств связи, содержание разговоров которых можно зафиксировать. Отдельное (третейское) соглашение может быть добавлено к уже существующему договору дополнительно.

Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.

Кто может быть третейским судей?

Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.

Третейским судьей не может быть выбран человек:

  • недееспособный;
  • имеющий судимость или привлеченный к уголовной ответственности на момент рассмотрения дела;
  • ранее работавший юристом, профессиональная деятельность которого была прекращена в связи с нарушением закона;
  • из-за должностного статуса.

Принципы третейского разбирательства

Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:

  • законности;
  • беспристрастности;
  • конфиденциальности;
  • независимости.

Исполнение решений третейских судов исполняется в установленные им сроки (в противном случае немедленно), в добровольном порядке. Если ответчик не выполнил свои обязательства, то применяются принудительные меры. В арбитражный (или районный) суд обращается сторона, в чью пользу вынес решение третейский суд. Исполнительный лист является основанием для исполнения решения в принудительном порядке. Обязанность следить за исполнением в срок возлагается на судебных приставов. Исполнительный лист передается ответчику. Если он не выполняет обязательств, то на него налагаются штрафы.

Обжалование решения третейского суда

Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.

Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина. Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.

Основания для отмены третейского решения

Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:

  • решение не соответствует федеральным законам;
  • сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
  • третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
  • состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
  • решение нарушает основные принципы российского права;
  • спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.

Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.

Читать еще:  Алименты на 3 детей

При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.

Что такое третейский суд

Словосочетание знакомо всем, но понимают его лишь единицы, которые, как правило, с ним сталкивались в той или иной плоскости. Вообще, сама возможность альтернативы государственной юстиции скорее более применима в странах с прецедентным правом, где мнение третьего лица, обладающего признанием и авторитетом, является не нуждающейся в доказательствах аксиомой. Собственно, третейское судейство и есть это самое мнение, но не будем забегать вперед.

Понятие третейского суда

ТС – это постоянно или временно действующий судебный орган, который образуется либо самими участниками разбирательств, либо на базе некоего некоммерческого предприятия.

По сути, такой орган – наиболее демократичное образование для решения споров, ведущее свою историю еще с Древней Греции. В России же аналогом такой формы было посредничество авторитетного лица, как правило, представителя правящей элиты или церковного сана.

Сегодня же ТС понятие исключительно коммерческого, а точнее арбитражного характера, которое используется для урегулирования имущественных споров без обращения в государственные судебные инстанции.

Помимо демократичности, одним из основных плюсов такого судейства можно назвать гибкость системы и ее малую инертность, которая позволяет использовать не только классические формы решения спорных вопросов, но и альтернативные, например, онлайн-урегулирование.

Виды третейских судов

Основным делением таких организаций можно назвать временное и постоянное действие, однако, помимо такой градации, существует еще типология, основанная на законодательстве:

  • Общеевропейские третейские суды – регламентированы конвенцией «О внешнеторговом арбитраже»;
  • Федеральные организации – подчиняются ФЗ N 382 от 29.12.2015 г., а также закону «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 г. в том случае, если один из участников является иностранным субъектом;
  • Локальные суды – регламентируются правилами действия постоянного арбитражного учреждения.

Постоянно действующие третейские суды

Действующие в постоянном режиме организации не могут быть основаны на базе органов местного самоуправления или федеральных органов государственной власти. Однако это правило соблюдается лишь «де-юро», потому что фактически наиболее распространенными ТС в России являются те, что действуют при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации, которая хоть и не относится к органам власти, но полностью им «подконтрольна».

Помимо этого, не допускается учреждение постоянно действующих органов:

  • Государственными и муниципальными предприятиями;
  • Государственными корпорациями;
  • Политическими партиями;
  • Религиозными организациями;
  • Адвокатскими образованиями и палатами;
  • Нотариальными палатами.

Временные третейские суды

Такие образования, как правило, обусловлены конкретным спором и прекращают свое существование после его разрешения. В таком случае формирование коллегии происходит участниками процесса, которые согласовывают процедуру рассмотрения и организуют состав коллегии.

При этом к самому арбитру или председателю коллегии предъявляются следующие требования:

  • Возраст не менее 25 лет;
  • Юридическое образование;
  • Отсутствие судимости;
  • Отсутствие компрометирующих сведений.

Помимо этого, одним из базовых правил формирования ТС и в случае постоянного, и в случае временного характера является нечетное число участников.

Какие споры рассматривает третейский суд

В сферу компетенции ТС входит большое количество различных вопросов. При этом участниками процесса могут быть как физические, так и юридические лица, во взаимоотношениях которых предусмотрено заключение третейского соглашения. Основными направлениями рассмотрений можно назвать:

  • Биржевую отрасль;
  • Финансовую деятельность;
  • Аграрную сферу;
  • Вопросы недвижимости;
  • Интеллектуальную деятельность;
  • Инвестиционные проекты;
  • Аудит;
  • Промышленные споры.

Третейское соглашение

Основанием для принятия иска ТС является третейское соглашение, которое может иметь форму как полноценного документа, так и «третейской оговорки», прописанной в основном договоре в разделе «Порядок разрешения споров» или оформленной в виде дополнительного соглашения.

Такая «оговорка» может быть трех видов:

  1. Конкретизирующая – уточняет случаи, в которых спор будет рассматриваться в ТС;
  2. Альтернативная – дающая право выбора между государственным и третейским судом истцу;
  3. Безальтернативная – все споры рассматриваются только в ТС.

Порядок третейского судопроизводства

Право обращения в такую инстанцию имеет любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником третейского соглашения. Как правило, рассмотрение иска происходит в одном судебном заседании.

Состав коллегии может быть определен либо регламентом организации, либо тем же соглашением. При этом в первом случае судья может быть избран сторонами процесса или назначен председателем, а во втором стороны сами предлагают арбитров, после чего те избирают председателя состава. Оговаривается также и право «суперарбитра» – решающего «слова» председателя состава в случае разногласия между судьями.

Принципами разбирательства являются:

  • Независимость;
  • Конфиденциальность;
  • Беспристрастность;
  • Законность.

Обязательно ли решение третейского суда и как его обжаловать

Результат разбирательства оформляется судебным решением, которое становится обязательным к добровольному исполнению с момента вынесения за исключением случаев, когда сроки предусмотрены самим документом.

Если же решение добровольно не исполнено, то включается механизм принуждения с привлечением государственного суда, который вызвав ответчика, сначала интересуется, имеются ли у него основания для отказа в выдаче исполнительного листа по третейскому решению, перечень которых представлен в ст. 426 ГПК РФ и ст. 239 АПК РФ. И если таковых не имеется – выдает исполнительный лист, с которым истец может обратиться в ФССП или осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Обжаловать же решение можно по следующим обстоятельствам:

  • Соглашение не соответствовало законодательным нормам;
  • Нарушения в порядке уведомления сторон;
  • Нарушение комплектования коллегии;
  • Рассматриваемый вопрос не мог быть предметом разбирательства ТС;
  • Решение нарушает основополагающие принципы российского права.

Комментариев нет

Если вы хотите поделиться статьёй в соцсетях или дать почитать другу:

Арбитражный суд и третейский суд отличия

Назовите три отличия третейского суда от государственного, перечисленные в тексте.

Третейские суды

Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.

Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.

В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.

Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

Читать еще:  Когда уголовное наказание грозит за неуплату алиментов

Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.

Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.

(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348−349)

В стране X в течение нескольких лет были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, полученные от высоких цен на нефть?» Результаты опросов приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Возможно в государстве происходит спад уровня жизни.

2) Один из основных вопросов, волнующих население, — решение жилищной проблемы.

3) Жители государства разочаровались в возможности накопить деньги на «черный день».

4) Растет недовольство населения мерами правительства по решению социально-экономических проблем.

5) Все большее внимание правительство страны X уделяет вопросам развития науки и образования.

1) Возможно в государстве происходит спад уровня жизни — Да, верно.

2) Один из основных вопросов, волнующих население, — решение жилищной проблемы — да, верно, больше половины опрошенных предлагают именно на решение данной проблемы потратить сверхприбыль от 57% до 60%.

3) Жители государства разочаровались в возможности накопить деньги на «черный день» — нет, неверно, такой вывод из данных опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных.

4) Растет недовольство населения мерами правительства по решению социально-экономических проблем — нет, неверно, такой вывод из данных опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных.

5) Все большее внимание правительство страны X уделяет вопросам развития науки и образования — нет, неверно, такой вывод из данных опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных.

Арбитражный суд и третейский суд отличия

§ 1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства

1. Основные характеристики третейского суда и третейского разбирательства
2. Организация и деятельность третейского суда
3. Порядок образования третейского суда
4. Источники правового регулирования

1. Основные характеристики третейского суда и третейского разбирательства

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участников гражданского оборота, которая избирается по соглашению между ними. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А. Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти. Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытаться прийти к соглашению.
Первые постоянно действующие третейские суды были образованы при Торгово-промышленной палате России (до этого — СССР). На фондовом рынке России получили распространение арбитражные биржевые комиссии при биржах, разбиравшие споры участников биржевых торгов. Большое количество третейских судов и арбитражей образовано при региональных торгово-промышленных палатах, объединениях предпринимателей в различных сферах гражданского оборота, например при Ассоциации российских банков, при Национальной ассоциации участников фондового рынка России.
Большой импульс развитию международного коммерческого арбитража придало принятие в 1993 г. Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и в 2002 г. — практически одновременно с новыми ГПК и АПК — Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.
Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора ad hoc. Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность третейского суда осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству в конечном счете покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда).
Таким образом, третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.
При понимании правовой природы третейского суда следует избегать отождествления постоянно действующего третейского суда с какой-либо организационно-правовой формой. Сам по себе третейский суд в конкретном деле — это одно или несколько физических лиц, которые избраны сторонами для разрешения спора. Следует различать организацию, которая утвердила правила и (или) регламент постоянно действующего третейского суда, и третейский суд в собственном смысле слова, а именно судей, избранных для разрешения спора. Роль такой организации обычно сводится к утверждению документов о третейском суде, материально-техническому обеспечению его деятельности, принятию и распределению третейского сбора и иных расходов, предоставлению помещения для разбирательства, однако сама по себе она третейским судом не является. В этом смысле надо различать Торгово-промышленную палату и ее третейский суд, равно как и другие организации (а их довольно много), которые создали при себе третейский суд.
Третейский суд правомерно включать в систему гражданской юрисдикции, которая образует систему органов по разрешению гражданско-правовых споров. При этом он занимает здесь особое место. Третейское разбирательство является формой частного правоприменения в отличие от правоприменительной деятельности государственных судов, которые осуществляют ее от имени государства. Однако его деятельность как органа гражданской юрисдикции санкционирована в самых различных нормативных актах, например Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации», Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже», ГПК, ст. 11 ГК, международных соглашениях и других актах.
Поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, то оно никак не связано с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства. Употребляемый иногда в литературе термин «третейское судопроизводство» сомнителен, поскольку третейские суды правосудие не осуществляют. Термин «судопроизводство» используется в ст. 118 Конституции РФ во вполне определенном смысле применительно к деятельности органов судебной власти.
В России одновременно действуют международные коммерческие арбитражи и третейские суды. Есть ли между ними непреодолимые различия и в чем тогда необходимость использования различной терминологии?
В плане отличия можно отметить, что международные коммерческие арбитражи и третейские суды имеют:
— во-первых, разные источники правового регулирования;
— во-вторых, различную компетенцию в зависимости от статуса сторон.
Третейские суды рассматривают споры из «внутреннего» гражданского оборота и с участием российских лиц. Международные коммерческие арбитражи разрешают споры с участием иностранных лиц либо когда одной из сторон является российское лицо с иностранными инвестициями. Однако единой является их правовая природа как негосударственных способов разрешения споров между участниками гражданского оборота.

Читать еще:  Права временно зарегистрированного в квартире собственника

2. Организация и деятельность третейского суда

Принципы организации и деятельности третейского суда во многом совпадают с теми принципами, на которых осуществляется правосудие. В ст. 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» отражен ряд принципов третейского разбирательства.
В частности, разбирательство в третейском суде ведется на началах равенства сторон, состязательности как формы распоряжения своими полномочиями в сфере доказывания, широкой диспозитивности, позволяющей сторонам осуществлять выбор арбитров, определять язык разбирательства, форму рассмотрения дела, заключать мировое соглашение, отказываться истцу от иска и т.д. Третейские судьи независимы при исполнении их полномочий, что гарантируется правом сторон иметь максимально широкую информацию о кандидатуре каждого из них, а также правом отвода и самоотвода третейских судей при наличии каких-либо сомнений в их беспристрастности. В то же время третейское разбирательство не носит публичного характера, какая-либо информация о находящихся или находившихся в производстве делах может сообщаться по общему правилу только с согласия сторон.

3. Порядок образования третейского суда

Согласно ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация -юридическое лицо:
— приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
— утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
— утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

4. Источники правового регулирования

Любой третейский суд имеет две группы правовых источников его деятельности.
Во-первых, это федеральное законодательство. Основой здесь является ст. 11 ГК, указывающая на третейский суд как орган, осуществляющий защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Третейское разбирательство споров регламентируется Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», гл. 46 и 47 ГПК и другими предписаниями ГПК (например, ч. 3 ст. 3), Законом РФ «О международном экономическом арбитраже». Акты федерального законодательства очерчивают общие рамки третейского разбирательства, компетенцию третейского суда, порядок отнесения дела к его ведению, а также порядок принудительного исполнения принятых решений. В ряде случаев имеются различия в регулировании между ГПК и Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», например между гл. 46 и 47 ГПК и гл. VII и VIII указанного Закона. В этом случае применению подлежит ГПК.
Во-вторых, это акты локального уровня, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Именно на принятые в самой организации регламенты возлагается основная тяжесть по правовому регулированию третейского разбирательства. Такой порядок вполне логичен, поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, основанного на выборе самими сторонами третейских судей для разрешения спора и регламента их деятельности. Все это дает возможности для создания более простой модели разбирательства, позволяющей сторонам спора в максимальной степени использовать удобства и преимущества третейского суда. Организация и деятельность третейского суда, как правило, регламентируются двумя правовыми актами: Положением о третейском суде и Регламентом третейского суда.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» правила третейского разбирательства, согласованные сторонами, не могут противоречить обязательным положениям данного Федерального закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и Федеральным законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.
В Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» используется понятие «компетентный суд» при определении функций контроля и содействия государственных судов в отношении третейских судов. Как определить компетентный суд, например, для обращения за обеспечительными мерами, при оспаривании решения третейского суда или его принудительном исполнении? Если спор, рассмотренный третейским судом, одновременно подведомствен суду общей юрисдикции, то тогда данный суд и будет компетентным судом в отношении разрешения вопросов третейского разбирательства, в частности, применяются правила гл. 46 и 47 ГПК при оспаривании и принудительном исполнении решения третейского суда. Если спор подведомствен арбитражному суду, то тогда он выступает компетентным судом и применяются соответственно правила гл. 30 АПК.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector