Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы собственности земли закрепленные в действующем законодательстве

Формы и виды собственности на землю

Основным законом Российской Федерации закреплены права и свободы граждан. К главным и неотъемлемым правам гражданина РФ относится неприкосновенность частной собственности.

Этапы развития земельных отношений

Переход от первобытно общинного строя к рабовладельческому сопровождался началом межевания земельных участков. В древнем Египте виды права на имущество были ограничены и распределялись по рангам чиновников. Чем знатнее был вельможа, тем больше его надел. Наследовались наделы из поколения в поколение, так как должности в Египте тоже передавались по наследству.

Межевание в древнем Риме впервые стало государственной нормой и регулировалось сенатом. Имена владельцев участков записывалось на табличках, вносилось в реестры и хранились в архивах.

Во Франции средних веков наделение землей было исключительной прерогативой господина. Наличие поместий ставило в прямую зависимость от господина тех, кто был этим поместьем пожалован. Заключенные вассальные договоры наделяли сюзерена как правами, так и обязательствами перед господином. Если договор нарушался, вассал нарушал свои обещания или предавал, то он терял надел. Поместье изымалось и передавалось другому слуге господина.

В древнеславянских государствах формы владения землей были схожи со средневековой Европой.

Иная форма хозяйствования и землевладения внедряется после начала царствования Романовых. Окончательно формируется феодальный облик России и утверждается крепостное право. Петром Первым Романовым вносятся европейские нормы в законодательство, но земельное право остается практически неизменным до 1917 года.

Период СССР кратко характеризуется полным отсутствием частной собственности на землю. Вся территория СССР принадлежала государству, и только оно ею распоряжалось.

Разделение форм собственности на землю

Понятие собственность подразумевает возможность осуществлять все имущественные права, то есть права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ). Частной собственностью на землю называется право использовать ее по назначению на свое усмотрение, доверять ее в пользование, передавать во владение, делить, сдавать в аренду, продавать.

Формы частной собственности на землю:

  1. Индивидуальная собственность.
  2. Коллективная собственность.

Государственная земля не может быть в коллективном владении, и все имущественные права на нее принадлежат только ему. По статье 17 ЗК РФ органом, распоряжающимся государственным земельным имуществом до его разграничения является Министерство имущественных отношений. Когда определена территориальная принадлежность участка, он передается в частное, муниципальное или федеральное ведение.

При индивидуальной форме владения всем участком, плодородным слоем и всем, что находится под ним, распоряжается единственный собственник. Коллективное владение подразумевает долевое пользование участком на основе коллективного договора.

Примером может служить крестьянское хозяйство с участием большого количества дольщиков. На основании статьи 257 ЗК в коллективном договоре крестьянского хозяйства оговаривается размер участия, распределение обязанностей и иные правила пользования землей. Если же величина доли не оговаривается, то вся земля находится в коллективном пользовании. Пример такой формы хозяйствования – садоводческое товарищество.

Распределение земель по формам собственности:

  1. Государственная собственность.
  2. Муниципальная собственность.
  3. Частная собственность.

Виды государственной собственности

Земля, находящаяся в государственной собственности, делится на Федеральную и Муниципальную. Принадлежность земли определяется законом о разграничении прав собственности между субъектами Российской Федерации и Федеральным Правительством.

Федеральной считается земля, права на которую не зафиксированы ни субъектами Российской Федерации, ни муниципалитетами на частными лицами.

Федеральная собственность находится в ведении федерального правительства. Ее оборот и использование регулируется на основании федерального законодательства.

Муниципалитеты – это объекты права, которые являются государственными образованиями четвертого уровня после федеральных территориальных органов. Их целью является самоуправление государственной территорией и находящимся на ней населением, удовлетворение потребностей граждан на этой территории в социальной инфраструктуре и реализации их конституционных прав.

К муниципальным относятся все городские, поселковые и другие земли населенных пунктов. При необходимости земля муниципалитетов может передаваться в ведение федерального центра и наоборот, сдаваться в аренду, передаваться под строительство жилых площадей и объектов инфраструктуры.

Участок, находящийся во владении государства может быть отдан для безвозмездного пожизненного пользования гражданину, чтобы он мог осуществлять на нем свою деятельность. Такой участок можно приобрести в частное владение или передать в качестве наследства.

Выделение таких участков может быть программой по социальной поддержке населения или целевой программой субъектов федерации. Примером может служить программа по выделению земли в Дальневосточном федеральном округе или выделение земли многодетным семьям в Краснодарском крае.

В пользование общественным организациям или культовым сооружениям также могут передаваться земельные участки, если это не противоречит ЗК РФ и не нарушает правил землепользования.

Виды частной собственности

В конституции РФ закреплено право граждан и их объединений владеть земельными участками и распоряжаться ими по своему усмотрение в рамках российского законодательства. Владельцы вправе осуществлять на своем участке любую деятельность, если она не вредит окружающей среде, не нарушает целевого назначения участка и не противоречит законодательству Российской Федерации. Физические и юридические лица также могут владеть земельными участками и осуществлять на них свою деятельность.

В частную собственность может быть передан любой участок, если он не изъят из оборота, не находится на территории заповедника, приграничной или особо охраняемой зоны.

Частная собственность на землю может быть коллективной и индивидуальной. В качестве коллективной формы владения чаще всего выступают сельскохозяйственные и садоводческие общества.

Физические лица, в отличие от юридических, могут передавать имущественные права на земельные участки по договору дарения и в порядке наследования.

Из государственной в частную и наоборот

Вопрос перераспределения земельных богатств между государством и населением – это всегда в какой-то степени вопрос “дележа”. На видео ниже рассматриваются весьма спорные законопроекты, согласно которым многие текущие собственники земельных участков могут перестать ими быть. Новые законы комментирует Людмила Фадеева, председатель Профсоюза садоводов России.

. § 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю.

Читать еще:  Как узнать номер и серию российского паспорта и иные паспортные данные

Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»1 подтверждает такую трансформацию, установив, что от- 1 САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4191. 66

Глава 4. Право собственности на землю

ныне все сделки с земельными участками регулируются гражданским законодательством. Одновременно все же было признано, что юридически земля не теряет своей связи с природой, оставаясь одновременно объектом земельных и других экологических правоотношений. Предусмотрено, что регулирование сделок с землей гражданским законодательством осуществляется с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Действие этой юридической формулы еще раз подтверждено в ЗК, который в ст. 3 предусматривает, что имущественные отношения, в том числе отношения по совершению сделок с земельными участками, регулируются гражданским законодательством. При этом приоритет отдан земельному и экологическому законодательству, а также специальным федеральным законам, которые своими нормами могут устанавливать иные требования и порядок реализации имущественных отношений.

Таким образом, земля приобрела сложный правовой статус, став недвижимым имуществом особого рода, в котором сочетаются черты природного объекта и товарно-материальной ценности.

Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом. В частности, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. В первом случае речь идет о возможности собственника — обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. В юридическом смысле правомерность этих действий подтверждается в индивидуальных юридически значимых документах.

Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находить-

§ 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание 67

ся на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей, Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку.

Все три правомочия юридически существуют как единство и закрепляются за соответствующими субъектами в виде права собственности на основании различных государственных нормативных и ненормативных актов. Наличие документа, удостоверяющего право собственности, является юридическим основанием для реализации любого правомочия собственности. К примеру, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок достаточно для того, чтобы собственник мог входить на участок и находиться на нем, использовать его для разрешенных целей, а также продавать или иным образом отчуждать земельный участок.

Правомочия владения, пользования, распоряжения составляют содержание и других вещных прав, к которым гражданское законодательство относит также право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты (ст. 216 ГК). Однако они существуют в ограниченном объеме.

Право собственности не означает обязанности собственника всегда самому владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком. По своему желанию и в соответствии с требованиями закона он имеет право передать часть своих правомочий другим лицам. При передаче отдельных правомочий собственник ограничивает свое право собственности, но не теряет его. Так, собственник может передать свой земельный участок другим лицам в пользование, ограничив тем самым

свои правомо- 68

Глава 4. Право собственности на землю

чия владения и пользования. В определенных случаях возможна передача несобственникам некоторой части правомочий распоряжения, за исключением отчуждения права собственности помимо воли собственника. Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними.

Действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю: государственная,

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития. § 3. Право государственной собственности на землю 69

Понятие и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы.

Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Читать еще:  Как подать заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов

Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве (ГК РФ).

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

— земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны гос. границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов гос. власти;

— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; — земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных гос. природных заповедников, национальных природных парков, гос. природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ;- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегос-венное значение;- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ а также пограничные и транспортные водные объекты;- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов гос. власти РФ и органов гос. власти республик в составе РФ краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы, как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Действующее законодательство, исходя из специфики природного ресурса — недр, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся гос. собственностью.

Водным кодексом РФ устан. что, водные объекты являются гос. собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты.

Содержание права собственности на природные ресурсы.

В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону.

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Читать еще:  Алиментные обязательства членов семьи

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Формы собственности земли закрепленные в действующем законодательстве

4.1. Понятие, содержание и форма права собственности на землю

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Право собственности на землю представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения земельными участками.
Право собственности вообще, в том числе и на землю рассматривается в двух аспектах:
• как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
• как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на землю и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, земельного и др.). Право собственности на землю в объективном смысле — это один из ключевых институтов земельного права, обладающий универсальным характером.
Под правом собственности на землю в субъективном смысле — это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему определенным земельным участком (или его частью) своей властью и своем интересе путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц.
Традиционно в практике и теории земельного права под понятием «право собственности на землю» понимается именно право собственности в субъективном смысле, включающее в себя три указанных правомочия. Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких принципиальных отличий от правомочий собственника земельного участка. В то же время, содержание правомочий собственника на землю, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 40-43, ряд других статей Земельного кодекса РФ) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при их использовании.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе земельных участков конкретному лицу. Владение — это фактическое обладание вещью, физическое господство над ней. Таким образом, правомочие владения землей означает основанную на законе возможность фактического обладания земельным участком или его частью. Владеть землей может и несобственник, но только в соответствии с законом (например, арендатор земельного участка). В отличие от владения обычным имуществом, которое собственник может переместить в нужное для него место (перевезти в другой населенный пункт, закрыть в хранилище и т.п.), владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограничено. Поэтому владение землей проявляется в виде установления и закрепления границ земельного участка на местности (в натуре) путем возведения межевых линий и пограничных знаков.
Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд. Правомочие пользования землей выражается в допустимой законом возможности хозяйственной и иной эксплуатации земельного участка, извлечении из него полезных свойств и использовании для удовлетворения иных потребностей. Правомочием пользования земельным участком обладает либо его собственник, либо владелец.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например — земельного участка. У владельца-несоб- ственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника. Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, — то есть, на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. В то же время, лицо, имеющее земельный участок на праве собственности, не вправе менять его целевое назначение и вид разрешенного использования.
Право собственности на землю и природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с п. 2 ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Что касается форм права собственности на землю, то в соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ, гл. III Земельного кодекса РФ, ст. 209-217 Гражданского кодекса РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие формы земельной собственности: частная собственность; государственная собственность; муниципальная собственность; иные формы собственности. Государственную и муниципальную собственность объединяют в публичную собственность.
Следует отметить, что до 1990 года в России была единственная форма права собственности на землю и иные природные ресурсы — исключительная государственная, сущность которой состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. В настоящее время в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая частную (п. 2 ст. 8 Конституции РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector