Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Критерии определения подведомственности споров арбитражному суду

Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 АПК РФ дела:

  1. об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражные суды рассматривают дела:

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Несмотря на то что производственные и потребительские кооперативы являются юридическими лицами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку указанные кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”).

Если объединяются несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 “О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам”).

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам. Виды подведомственности.

Подведомственность — правила, позволяющие определить круг дел, которые отнесены к ведению АС РФ.
Критерии подведомственности дел АС:
1) Основной — характер спорных правоотношений: АС подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2) Вспомогательный — субъектный состав сторон: арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
1. организаций, являющихся юридическими лицами;
2. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП
3. в случаях, предусмотренных АПК и иными ФЗ – с участием РФ, субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса ИП.
Виды подведомственности:
1) множественная:
1. договорная — подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон;
2. императивная — подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности;
3. альтернативная — подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Но лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.
2) исключительная (специальная). Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, ИП или иные организации и граждане, АС рассматриваются следующие дела:
1. о несостоятельности (банкротстве);
2. по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, ИП
4. по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
6. другие дела, предусмотренные ФЗ
Предъявление искового заявления с нарушением правил подведомственности спора АС не является основанием для возвращения искового заявления. В таком случае исковое заявление принимается, и вопрос о его подведомственности разрешается в судебном заседании. Если будет установлено, что дело неподведомственно АС, производство по делу прекращается.
Заявление, принятое АС к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса ИП, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Разграничение подведомственности исковых дел.
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению АС
По общему правилу отнесение к подведомственности АС исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности:
1) характера спора — он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели.
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — АС, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных АС.
Разграничение подведомственности дел, возникающие из публичных правоотношений.
АС рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС. Общее правило подведомственности дел об оспаривании нормативных актов остается прежним — они подведомственны судам общей юрисдикции.
К специальной подведомственности АС отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП, а также по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций. В этих случаях критерием разграничения подведомственности между общими и АС служит характер деятельности, ради осуществления которой создана организация. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению АС

Читать еще:  Признание права собственности по дду через суд

Специальная подведомственность.

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

[Арбитражный процессуальный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 33]

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Понятие и виды подсудности.

Подсудность дел АС — совокупность правил, которые определяют, к юрисдикции какого суда в системе АС относится рассмотрение определенного дела.
Подсудность является более узким понятием, чем подведомственность, ибо позволяет распределить дела, подведомственные АС, между различными звеньями системы АС
Виды подсудности:
1) Родовая подсудность — разграничивает дела между АС различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные АС, разрешаются арбитражными судами субъектов, за исключением споров, отнесенных к подсудности ВАС РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:
1. дела об оспаривании НПА Президента, Правительства, ФОИВ, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, СФ и ГД, Правительства, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3. экономические споры между РФ и субъектами, между субъектами
2) Территориальная подсудность — разграничивает компетенцию АС одного звена, т.е. практически краевых, областных и приравненных к ним АС субъектов
Территориальная подсудность может быть:
1. общей — иск предъявляется в АС по месту нахождения ответчика. Это основное правило разграничения компетенции одноуровневых АС;
2. альтернативной — истцу предоставляется возможность выбора АС, в который будет предъявлен иск. В частности, иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;
3. исключительной — характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК АС. Так, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
4. по связи дел — характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в АС, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска.
5. договорной — позволяет сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.
Неподсудность дела АС является основанием для возвращения искового заявления истцу. Если неподсудность дела арбитражному суду выяснится после возбуждения производства по делу, оно должно быть передано в АС, которому оно подсудно.
АПК исходит из того, что дело, принятое АС к производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому ВС
Передача дела из одного арбитражного суда на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня осуществляется в исключительных случаях:
1) если ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в АС по месту его нахождения или месту жительства;
2) если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
3) если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
4) если при рассмотрении дела в суде было установлено, что одной из сторон в споре является тот же АС
5) если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
В случаях, когда имеются предусмотренные основания для передачи дела в другой АС, выносится определение об этом и дело направляется судом в другой АС того же уровня. Уровень суда определяется исходя из ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», имея в виду вопрос судоустройства, а не процесса, т.е. из арбитражного суда одного субъекта дело может быть передано только в арбитражный суд другого субъекта
Дело, направленное из одного АС в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между АС в РФ не допускаются, что обеспечивает гарантии права на судебную защиту лиц, обратившихся в этот АС

Электронная библиотека

Под подведомственностью следуют понимать свойство спора, в силу которого оно отнесено законом к возможности рассмотрения и разрешения его в определенном юрисдикционным органе.

Органы гражданской юрисдикции – это органы судебной власти. К ним относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции, государственные органы исполнительной власти, например налоговые органы, палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам. Для того чтобы было вынесено законное решение необходимо определить, какой юрисдикционный орган вправе рассматривать спор.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Субъектами арбитражного суда являются (рис. 3.1):

· индивидуальные предприниматели иностранные организации;

· иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие, предпринимательскую деятельность организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, субъектами арбитражного суда являются:

· органы местного самоуправления;

· образования, не имеющие статуса юридического лица и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

При сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) – связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Критерий субъектного состава носит второстепенный характер

Читать еще:  Понятие судебных доказательств их относимость и допустимость

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную (специальную) и множественную.

Правила исключительной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК РФ к специальной (но более точно – исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).

Претензионный порядок установлен федеральным законом, например, в следующих случаях:

по требованиям об изменении или расторжении договора.

Иск может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложе

1) ние изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ);

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки груза, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК), в частности в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ; ст. 22 федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»; ст. 120 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи (ст. 38 федерального закона «О связи», ст. 37 федерального закона «О почтовой связи»);

4) предусмотренных ст. 104 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдикции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности. Так, согласно ч. 1 ст. 131 Водного кодекса РФ ущерб водным объектам возмещается по решению суда или арбитражного суда. Однако в данном случае никакого права выбора не имеется, а орган судебной власти, уполномоченный на разрешение спора, определяется в соответствии с установленными законом правилами подведомственности. Данное положение подчеркнуто в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в соответствии с которым в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), следует при ее определении исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений.

Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение, когда речь шла об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, что имело место до принятия нового АПК, то такие ситуации возможны в ряде случаев в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.

Арбитражные суды рассматривают:

· в порядке искового производства

– экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений

– другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также другими организациями и гражданами в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами

· в порядке административного судопроизводства – возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя

– об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и интересы заявителя

– об административных правонарушениях

– взыскании обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания

– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений

· в порядке особого производства

– дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере экономической деятельности;

– дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

– дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Если федеральным законом рассмотрение этих дел отнесено к компетенции арбитражного суда.

Критерии подведомственности дел арбитражным судам

В новом АПК РФ при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) — связан либо нет предмет спора с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Критерий субъектного состава, хотя и остался, но отошел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции. В этом плане получил развитие обоснованный профессором Ю.К. Осиповым в качестве основного критерия характер правоотношения, из которого возникают юридические дела*(66). Сделанный в иную социально-правовую эпоху, данный вывод получил сегодня новое звучание и отражение в системе процессуального законодательства.

Указанные критерии сформулированы в § 1 гл. 4 АПК РФ, ст. 22 ГПК РФ и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизированы в судебной практике.

На указанной основе можно выделить несколько таких критериев: 1) характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью); 2) субъектный состав (сторон); 3) наличие соглашения сторон; 4) спорность или бесспорность права; 5) характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Первый и основной критерий — спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ст. 1, 2 и др. АПК РФ, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции не разрешают экономические споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению арбитражных судов. Тем самым данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

Читать еще:  Исковое заявление о расторжении брака и взыскании алиментов – как составить

В законодательстве понятие экономического спора не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности. На указанное положение обращали внимание комментаторы новейшего процессуального законодательства*(67). Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований*(68).

К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Так, многие законодательные акты последних лет, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. Для определения подведомственности на помощь приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Второй критерий — субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

Субъектный состав спора, а именно юридический статус сторон, также наряду с характером дела позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие.

Во-первых, юридические лица, т.е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Во-вторых, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.

В-третьих, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК РФ) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.

В-четвертых, государственные органы (например, Федеральная комиссия по фондовым рынкам), иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.

В-пятых, в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В этом плане АПК РФ предусматривает правила специальной подведомственности (ст. 33 АПК РФ).

В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, (ч. 5 ст. 27 АПК РФ), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Влияние третьих лиц на изменение подведомственности дела. Согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Независимо от статуса новых участников процесса, вступающих в дело, арбитражный суд вправе рассмотреть его до конца и разрешить вопрос о правах и обязанностях и новых участников процесса.

Дополнительные критерии. Помимо указанных критериев: экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава, в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора — разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий (подробнее см. гл. 28 данного учебника).

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Так, по общему правилу, дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда или арбитражного суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ), с учетом субъектного характера спора.

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 1320 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector