Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Уголовная и административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ), в котором есть четыре статьи, посвященные посягательствам на избирательные права граждан. Это — статья 141. «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», статья 141.1. «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума», статья 142. «Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов» и статья 142.1. «Фальсификация итогов голосования».

Воспрепятствование осуществлению гражданином избирательного права или права участвовать в референдуме выступает в качестве общей нормы. Кроме того, уголовная ответственность устанавливается за ряд конкретных нарушений: подлог избирательных документов или документов референдума; неправильный подсчет голосов и фальсификация результатов выборов; нарушение тайны голосования, подкуп избирателей. В законодательстве Российской Федерации кроме перечисленных деяний введена уголовная ответственность за воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в пункте 1 статьи 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно части 2 статьи 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом — преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или при совершении других подобных действий; под насилием — нанесение побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения — воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использованием служебного положения в любой форме.

В соответствии со статьей 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, его подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, удостоверение кандидата в депутаты, подписные листы для регистрации кандидатом, протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ, несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий референдума и члены инициативных групп. Если подобные деяния, указанные в данной статье УК РФ, совершают другие лица, они не привлекаются к ответственности по этой статье.

Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ 2002 г. в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

В Кодексе статьями 5.1 – 5.25. (ст.5.2. – утратила силу) закреплены 24 состава административных правонарушений.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 — 5.5, 5.8 — 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 — 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, статьями 5.6, 5.10.- 5.12., 5.14. — 5.17. 5.21. — уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, возбуждаются прокурором.

Читать еще:  Как доказать, что своевременно выплачивал алименты

Административная ответственность физических и юридических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Применительно к физическим лицам, вина — это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.

За нарушение законодательства о выборах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; редакции периодических печатных изданий; избирательные объединения;, общественные объединения: благотворительные организации; религиозные объединения; кредитные организации (учреждения); полиграфические предприятия и др.

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей участников референдума -влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальным размеров оплаты труда.

Согласно п. 16 ст. 17 Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях. » гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявления, а также предоставленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения такого заявления.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Подкуп избирателей, участников референдума. Под ним понимаются вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В то же время, за такие правонарушения как нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней, незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, которые в целом могут повлиять на ход и результаты итогов голосования, предусмотрены незначительные наказания. К примеру, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда: на должностных лиц — от тридцати до сорока.

|следующая лекция ==>
Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса|Тема 8. Особенности проведения избирательной кампании по выборам депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 5.22. КоАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума

  • влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой — не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).

Читать еще:  Арбитражный суд и третейский суд отличия

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

  • в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
  • в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
  • в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.

8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

Положения статьи 5.22 в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ)

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.22

1. Согласно ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме. Указанные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается.

В соответствии с п. 5, 9 ст. 64 указанного Федерального закона бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению — по предъявлении также открепительного удостоверения (статус открепительного удостоверения определен ст. 62 названного Федерального закона).

Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Читать еще:  Как разделить имущество, нажитое в гражданском браке

2. Субъектами данного административного правонарушения являются члены избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе и должностные лица.

Данное правонарушение предполагает наличие умышленной вины: нарушитель осведомлен о противоправности осуществляемых им действий и предвидит их общественно опасные последствия.

Вина в форме прямого умысла квалифицируется в случае, если деяние проявляется в выдаче указанных бюллетеней в целях возможности проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.

3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме Комментарий к статье 5.22

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с организацией и порядком голосования на выборах и референдуме.

Порядок получения (выдачи) бюллетеней для голосования на выборах (референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

В ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей, предотвращает возможное искажение их волеизъявления и фальсификацию итогов голосования и результатов выборов (референдума) (п.

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина), а если избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения (п. 5 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина). С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе это может сделать член участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) в получении бюллетеня.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями (участниками референдума) в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (п. 11 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в одном из следующих вариантов правонарушающих действий, описанных в комментируемой статье:

— в выдаче бюллетеня для голосования гражданину (физическому лицу), не имеющему права голосования на данном избирательном (референдумном) участке. В этом случае, как правило, гражданин вносится в список избирателей (участников референдума) и расписывается напротив своей фамилии за получение бюллетеня;

— в выдаче гражданину бюллетеня (или бюллетеней) для голосования за других избирателей (участников референдума), например за родственников или соседей. В этом случае гражданин также может расписаться в списке избирателей (участников референдума) за этих лиц, не явившихся на участок для голосования;

— в выдаче гражданину одного или более бюллетеней с целью предоставления ему возможности проголосовать более одного раза. При этом он может и не расписываться в списке избирателей (участников референдума) за получение бюллетеней, что впоследствии могут сделать члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума);

— в выдаче гражданину нескольких уже заполненных кем-то из членов избирательной комиссии (комиссии референдума) бюллетеней для отпускания их в ящик для голосования.

Данное правонарушение совершается только в форме действий. Оконченным оно считается с момента незаконной выдачи (ч. 1) или получения (ч. 2) бюллетеня для голосования.

Данное правонарушение может быть сопряжено с уголовно наказуемыми действиями по фальсификации итогов голосования и результатов выборов (референдума), совершаемым с использованием так называемых «вбросов» бюллетеней для голосования и влекущим ответственность по ст.

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является член участковой или иной избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, а по ч. 2 этой же статьи гражданин — избиратель (участник референдума), незаконно получивший бюллетень (или бюллетени) для голосования. Согласно закону полномочиями по выдаче избирателям (участникам референдума) бюллетеней для голосования наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (см. п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется только умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). В случае совершения первого из вышеназванных деяний обязательным признаком субъективной стороны состава правонарушения является также цель — предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, что, естественно, довольно трудно доказывать на практике.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector