Veomo.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика правового института обращений граждан

научная статья по теме СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ТЕПЛЯКОВ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ»

СУЩНОСТЬ т ПОНЯТИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ

В статье рассматриваются сущностные характеристики конституционного права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, на основании сущностных характеристик данного права дается его определение. Доказывается, что основное назначение права на обращение гарантия реализации, защиты, восстановления прав и свобод граждан.

Ключевые слова: право на обращение, юридические гарантии, реализация прав и свобод граждан.

THE ESSENCE AND CONCEPT OF THE CITIZENS» RIGHT OF THE APPEALS

In article the most important characteristics of a constitutional right of the appeal to public authorities and local governments in the Russian Federation are considered, on the basis of intrinsic characteristics of this right its definition is given. It is proved that a main purpose of this right is a guarantee of realization, protection, restoration of the rights and freedoms of citizens.

Keywords: right of the appeal, legal guarantees, realization of the rights and freedoms of citizens.

Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является очень сложным и многоаспектным, тем не менее необходимо дать научное объяснение сложившейся практике реализации Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).

Существуют различные точки зрения на сущность права на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Учитывая многоаспектность права на обращение граждан, авторами, как правило, выделяются два и более аспекта данного права.

Ряд авторов определяющим аспектом права на обращение считают канал обратной связи между гражданами и государством. Такой точки зрения придерживаются И. А. Третьяков1, С. Ю. Тюрина, Н. И. Борисов, Ю. В. Хрумалова, М. Михайловский, которые указывают, что для государства в лице органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для качественного и своевременного реагирования на нужды и потребности общества, эффективным средством общения с населением, удовлетворения воли и интересов личности2. Обеспечивается проверка соответствия между характером и содержанием государственного воздействия на общественные отношения, с одной стороны, и общественной практикой — с другой3.

В качестве второстепенного признака права на обращение обратную связь выделяют Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский,

1 См.: Третьяков И. А. Место конституционного права на обращения в системе основных прав и свобод человека и гражданина // Юристъ-правоведъ. — 2010. — № 2.— С. 16.

2 См.: Хрумалова Ю. В. Право граждан на обращение в органы государственной власти как форма обратной связи между населением и государственным аппаратом // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации: докл. и матер. III Международной молодежн. науч. конф. — М., 2011. — С. 284.

3 См.: Михайловский М. Обращения граждан и организаций — источник информации для законодательной деятельности // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 5.— С. 8.

Ю. Н. Старилов4, А. П. Сунцов, А. А. Мишунина5, С. Г. Соловьев, И. Е. Попов6, Е. А. Иванова7, В. Г. Румянцева и В. В. Им8.

Другие авторы рассматривают право на обращение граждан как форму участия граждан в управлении государством. Например, И. А. Третьяков считает ключевым моментом права на обращение его характеристику в качестве формы участия граждан в решении государственных и общественных дел, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В этом смысле обращение должно носить массовый характер (коллективное обращение, заявление), затрагивать местные проблемы9.

А. П. Сунцов и А. А. Мишунина отмечают, что право на обращение — это одна из форм реализации народовластия. Гражданин, обращаясь с предложениями, гражданской инициативой, может участвовать в принятии решений государственными и муниципальными органами10. Форму участия граждан в управлении государством в качестве одного из главных аспектов права на обращение выделяют В. Г. Румянцева, В. В. Им11 и М. В. Карасева12. Интересна точка зрения С. В. Ва-

4 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. — 3-е изд. — М., 2008. — С. 163.

5 См.: Формирование системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации / Под ред. Г. Н. Чеботарева. — Тюмень, 2012. — С. 289.

6 См.: Соловьева С. Г., Попов И. Е. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан // Российский юридический журнал. — 2010. — № 2.— С. 34-35.

7 См.: Иванова Е. А. Некоторые вопросы обеспечения и реализации прав граждан на обращение в деятельности прокуратуры Российской Федерации // Российский следователь. — 2009. — № 22. — С. 30.

8 См.: Румянцева В. Г., Им В. В. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность и содержание // История государства и права. — 2008. — № 14. — С. 3.

9 См.: Третьяков И. А. Классификация субъектов права граждан на обращения // Философия права. — 2010. — № 2.— С. 123.

10 См.: Формирование системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации / Под ред. Г. Н. Чеботарева. — Тюмень, 2012. — С. 289.

11 См: Румянцева В. Г., Им В. В. Указ. соч. — С. 3.

12 См.: Карасева М. В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. — Воронеж, 1989. — С. 10.

Евразийский юридический журнал

сильевой, которая рассматривает право на обращение в двух аспектах. В конституционно-правом смысле содержание права на обращение наполняется специальной политической составляющей — возможностью населения участвовать в управлении делами государства. В этом смысле граждане вправе направлять в публичные органы власти обращения по особенному предмету: проведение политических, социально-экономических реформ в государстве, изменение и дополнение действующего законодательства, отмена или введение конкретных законов. Содержание права на обращение в административном, налоговом, земельном, таможенном и ряде других отраслей права лишено политической составляющей. В данном случае специфика права на обращение проявляется в возможности граждан требовать от государства получения неких публичных услуг, а также обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти в административном порядке13. Таким образом, к праву на обращение добавляется еще один аспект — реализация государственной функции (услуги).

Н. Г. Савостина также рассматривает реализацию права на обращение как исполнение государственной функции и указывает, что в праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с различными недостатками в их работе14.

Ряд авторов выделяют основным моментом права на обращение то, что оно выступает как средство защиты и восстановления нарушенных прав. В таком смысле право на обращение граждан рассматривает С. А. Широбоков, который определяет обращение как волеизъявление индивида, выражающееся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативных правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы15.

В качестве главного аспекта права на обращение его способность выступать как средство реализации, защиты прав выделяют Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов16.

Также наряду с другими аспектами права на обращение его способность выступать как средство (способ) реализации, защиты и восстановления нарушенных прав выделяют В. Г. Румянцева, В. В. Им17, М. В. Карасева18, И. А. Третьяков19, С. Г. Соловьева, И. Е. Попов20, Е. А. Иванова21, А. П. Сунцов, А. А. Мишунина. Аналогичной точки зрения придерживается Н. И. Гритчина, называя институт обращения граждан важнейшей составной частью правового статуса человека и гражданина22.

13 См.: Васильева С. В. Право граждан и организаций на обращение. Нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. — 2005. — № 5.

14 См.: Савостина Н. Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9. — С. 22.

15 См.: Широбоков С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1999. — С. 8.

16 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Указ. соч. — С. 163.

17 См.: Румянцева В. Г., Им В. В. Указ. соч. — С. 3.

18 См.: Карасева М. В. Указ. соч. — С. 10.

19 См.: Третьяков И. А. Указ. соч. — С. 123.

20 См.: Соловьева С. Г., Попов И. Е. Указ. соч.

21 См.: Иванова Е.А. Указ. соч.

22 См.: Гритчина Н. И. Проблемы реализации законодательства об об-

ращениях граждан в органы местного самоуправления // Современ-

ное право. — 2012. — № 6.

Следовательно, можно выделить несколько аспектов права на обращение:

— форма участия граждан в управлении государством;

— форма обратной связи между гражданами и государством;

— публичная услуга (функция);

— средство (способ) реализации, защиты и восстановления нарушенных прав;

— форма реализации права на бесплатную юридическую помощь23.

Читать еще:  Работодатель отказывается оплачивать больничный что делать

Рассмотренные мнения авторов указывают на многоаспект-ность права на обращение граждан, тем не менее, необходимо разобраться в сущности данного права, выделив определяющие (сущностные) характеристики данного правового явления. Однако сущностным признаком, характеризующим право на обращение, является его способность выступать в качестве средства реализации других прав.

Такой аспект права на обращение, как форма обратной связи между гражданами и государством, переведе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Правовая характеристика обращения граждан в РФ

Пример готовой дипломной работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

1. Общая характеристика института обращений граждан Российской Федерации 5

1.1 Понятие, функции и значение обращений граждан 5

1.2 Классификация обращений граждан 13

2. Порядок рассмотрения обращения граждан Российской Федерации 39

2.1 Особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан 39

2.2 Судебное обжалование незаконных действий (бездействий), решений нарушающих права и свободы граждан 45

Список использованных источников 64

Выдержка из текста

Право граждан на обращение закреплено Конституцией РФ, это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой — средством защиты прав и свобод человека и гражданина. Совершенствуя административное законодательство о правах и обязанностях граждан, государство тем самым воздействует на упорядочение административно-правовых отношений как способа реализации прав и выполнения узаконенных обязанностей.

В демократическом государстве граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие (групповые) интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления со стороны представителей власти. При этом реальность такого влияния на власть должна обеспечиваться наличием действенного и эффективного механизма реализации права на обращения в органы государственной власти и муниципальные образования, который в российском государстве на сегодняшний день до конца не создан.

Правовое регулирование института обращений граждан на сегодняшний день несовершенно, в частности законодательством не учтены некоторые современные тенденции в сфере исследуемых отношений: прежде всего это относится к регулированию реализации коллективных форм права на обращения, которые выступают легитимными механизмами оказания воздействия на власть. Кроме того, остались обойденными вниманием законодателя отдельные аспекты реализации права на обращения в органы публичной власти. Так, например, в законе отсутствуют положения о возможности реализации права на обращение через представителя, не проводится дифференциация сроков рассмотрения обращений, не предусмотрены конкретные виды ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Таким образом, недостатки нормативно-правового регулирования отношений по рассмотрению обращений граждан, значительное количество ежегодно направляемых в государственные органы и органы местного самоуправления обращений, возникающие сложности при реализации права граждан на обращение, несоблюдение должностными лицами порядка рассмотрения обращений обусловливают актуальность избранной темы курсовой работы.

Цель настоящей дипломной работы — исследование правового института обращения граждан РФ.

Указанная цель определяет следующие задачи исследования:

  • определить понятие и значение обращений граждан;
  • рассмотреть классификацию обращений граждан;
  • изучить особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан;
  • проанализировать судебное обжалование незаконных действий (бездействий), решений нарушающих права и свободы граждан.

Предметом исследования выступает комплекс взаимосвязанных правовых норм, регламентирующих обращение граждан РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу обращений граждан РФ.

При написании дипломной работы использовались как общенаучные методы — синтеза и анализа, дедукции и индукции, обобщение, классификация, конкретизация и идеализация так и частнонаучные методы — формально-юридический, сравнительно-правовой метод.

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейших научных разработках и совершенствованию российского административного законодательства и правоприменительной практике.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, которые в совокупности состоят из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2016г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).

2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N

19. Ст. 2060.

3. Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства РФ. 30.07.2012. N

31. Ст. 4470.

4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. N

21. Ст. 1930.

5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. N

7. Ст. 785

6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 95, 05.05.2006

7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N

30. Ст. 3032.

8. Федеральный закон от 07.05.2013 N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. N

19. Ст. 2307

9. Закон Нижегородской области от 07.09.2007 N 124-З (в ред. от 07.04.2009) «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» // Правовая среда. 20.09.2007. N 66(854).

10. Закон Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ (в ред. от 28.11.2013) «О рассмотрении обращений граждан» // Ежедневные новости. Подмосковье. 11.10.2006. N 189.

11. Закон Алтайского края от 29.12.2006 N 152-ЗС (в ред. от 07.10.2013) «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. 2006. N 128. Ч. 2. С. 36.

12. Закон Томской области от 11.01.2007 N 5-ОЗ (в ред. от 10.07.2013) «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Томской области. 31.01.2007. N 1(18).

13. Закона Курганской области от 06.12.2006 N 203 (в ред. от 30.09.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курганской области» // Новый мир — Документы. 14.12.2006. N 41.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3

15. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (ред. от 27.12.2012г.) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»: // СЗ РФ. — 2005. — № 31. — Ст. 3233.

Научная и учебная литература

16. Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997. С. 39

17. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев.- М.: Норма, 2005.- 496 с.

18. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2008. — 816 с.

19. Бородин, И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод / И.А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 8. — С. 10 — 14.

20. Бородин, С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. — СПб., 2007. — 432 с.

21. Головацкая, М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан / М.В. Головацкая // Юрист. — 2007. — № 5. — С. 11 — 12.

22. Гречкина О.В., Гречкин Н.С. Представительство в административном судопроизводстве: новеллы законодательства // / Под ред. В.И. Майорова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. С. 40.

23. Князев, С.Д. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур / С.Д. Князев, О.В. Хабибулина // Академический юридический журнал. — 2008. — № 3. — С. 56.

24. Князев, С.Д. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур / С.Д. Князев, О.В. Хабибулина // Академический юридический журнал. — 2008. — № 3. — С. 54 — 58.

25. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: Норма, 2011. С. 223 – 225

26. Конституция Королевства Испании от

2. декабря 1978 г. // http://constitution.garant.ru/DOC_3864829.htm.

27. Кравец И.А. Право на обращение граждан в органы местного самоуправления: конституционные основы, проблемы регулирования и реализации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право». 2012. N 2. С. 36.

28. Кравченко, В.В. Право граждан РФ на обращение (правовое регулирование и практика реализации) / В.В. Кравченко // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 4. — С. 6 — 8.

29. Купреев, С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период / С.С. Купреев // Административное право и процесс. — 2011. — № 9. — С.17.

30. Купреев, С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период / С.С. Купреев // Административное право и процесс. — 2011. — № 9. — С.16 — 18.

31. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М.: Издательство «ЭКОМ», 2000. С. 214.

32. Лошкарев, А.В. Гарантии законности при рассмотрении обращений граждан в административном порядке / А.В. Лошкарев // Проблемы теории и юридической практики в России. — 2008. — № 4. — С. 107.

Читать еще:  Лишение недееспособности через суд

33. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты / Е.И. Лыскова // Государство и право. — 2008. — № 11. — С. 109 — 115.

34. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан / Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 7. — С. 12 — 15.

35. Маслов, Б.В. Реализация материально-правового содержания института обращений граждан в нормах административного права / Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 9. — С. 48.

36. Надыгина, Е.В. Электронное обращение граждан как атрибут современного государства / Е.В. Надыгина // Инновации в государстве и праве России: Материалы Международной научно-практической конференции. — Нижний Новгород, 2009. — № 2. – С. 336 — 341.

37. Нилов Д.Г. Обращения граждан: понятие и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2010. N 3. С. 12.

38. Нудельман, В.Я. Обращение граждан в органы публичной власти как институт гражданского общества: понятие, сущность, содержание / В.Я. Нудельман // Юридическая мысль. — 2010. — № 3. — С. 48 — 52.

39. Ольшевская О.В. Правовые аспекты рассмотрения обращений граждан органами внутренних дел // Правовая идея. 2013. N 2. С.

40. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О «По жалобе общественного благотворительного учреждения «Институт общественных проблем «Единая Европа» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 255 и

25. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 2 и 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6.

41. Плотников, А.А. Понятие и сущность конституционного права граждан на обращения / А.А. Плотников // Актуальные проблемы правовой науки: материалы международной научно-практической конференции. — Архангельск, 2011. -№ 5. — С. 133 — 144.

42. Подъячев, К.В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности / К.В. Подъячев // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 137- 140.

43. Попов, И.Е. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти: особенности правового регулирования / И.Е. Попов // Правоохранительные органы: теория и практика. — 2009. — № 1. — С. 69.

44. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. — М.: «Проспект», 2010. — 752с.

45. Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2007 по делу N А 12-7517/07-С 61 // СПС «КонсультантПлюс».

46. Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М.: Юрид. лит., 1964. С. 30.

47. Савосина, Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти / Н.Г. Савосина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9. — С. 22 — 25.

48. Савоськин А.В. К вопросу об использовании термина «обращение» в российском законодательстве // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 36 — 40.

49. Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства РФ // Административное право и процесс. 2006. N 1 и др.

50. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 10.

51. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений // Государство и право. 1996. N 11. С. 14.

52. Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Учебное пособие. Пермь, 2002. С. 18.

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дисципл. Административное право

Тема Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Тетерин Виктор Иванович

1. Общая характеристика института обращений граждан Российской Федерации

1.1 Понятие и значение обращений граждан

1.2 Классификация обращений граждан

2. Порядок рассмотрения обращения граждан Российской Федерации

2.1 Особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан

2.2 Судебное обжалование незаконных действий (бездействий), решений нарушающих права и свободы граждан

Список использованных источников и литературы

Право граждан на обращение закреплено Конституцией РФ, это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой — средством защиты прав и свобод человека и гражданина. Совершенствуя административное законодательство о правах и обязанностях граждан, государство тем самым воздействует на упорядочение административно-правовых отношений как способа реализации прав и выполнения узаконенных обязанностей.

В демократическом государстве граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие (групповые) интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления со стороны представителей власти. При этом реальность такого влияния на власть должна обеспечиваться наличием действенного и эффективного механизма реализации права на обращения в органы государственной власти и муниципальные образования, который в российском государстве на сегодняшний день до конца не создан.

Правовое регулирование института обращений граждан на сегодняшний день несовершенно, в частности законодательством не учтены некоторые современные тенденции в сфере исследуемых отношений: прежде всего это относится к регулированию реализации коллективных форм права на обращения, которые выступают легитимными механизмами оказания воздействия на власть. Кроме того, остались обойденными вниманием законодателя отдельные аспекты реализации права на обращения в органы публичной власти. Так, например, в законе отсутствуют положения о возможности реализации права на обращение через представителя, не проводится дифференциация сроков рассмотрения обращений, не предусмотрены конкретные виды ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Таким образом, недостатки нормативно-правового регулирования отношений по рассмотрению обращений граждан, значительное количество ежегодно направляемых в государственные органы и органы местного самоуправления обращений, возникающие сложности при реализации права граждан на обращение, несоблюдение должностными лицами порядка рассмотрения обращений обусловливают актуальность избранной темы курсовой работы.

Цель настоящей курсовой работы — исследование правового института обращения граждан РФ.

Указанная цель определяет следующие задачи исследования:

определить понятие и значение обращений граждан;

рассмотреть классификацию обращений граждан;

изучить особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан;

проанализировать судебное обжалование незаконных действий (бездействий), решений нарушающих права и свободы граждан.

Предметом исследования выступает комплекс взаимосвязанных правовых норм, регламентирующих обращение граждан РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу обращений граждан РФ.

При написании курсовой работы использовались как общенаучные методы — синтеза и анализа, дедукции и индукции, обобщение, классификация, конкретизация и идеализация так и частнонаучные методы — формально-юридический, сравнительно-правовой метод.

Нормативно-правовая база курсовой работы представлена Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: и другими нормативными актами.

Теоретическую базу исследования составляют отдельные работы таких авторов, как: Л.Л. Попов, С.С. Бородин, М.В. Головацкая, В.В Кравченко, Е.И. Лыскова, К.В. Подъячев, С.С Купреев и некоторых других.

Юридические проблемы и особенности рассмотрения обращений граждан в отдельных государственных органах раскрыты такими учеными, как П. П. Баранов, В. Н. Бутылин, Г. А. Грузнова, О. Н. Доронина, А. В. Ищенко, И. А. Бородин, Н. В. Витрук, Е. Е. Глушко, М. В. Головацкая, В. А. Карташкин, Е. И. Лыскова, М. В. Мархгейм, Л. А. Нудненко, Д. Е. Потяркин, Е. В. Прокопьев, Н. Ю. Хаманева др.

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейших научных разработках и совершенствованию российского административного законодательства и правоприменительной практике.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, которые в совокупности состоят из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

обращение гражданин обжалование незаконный

1. Общая характеристика института обращений граждан Российской Федерации

1.1 Понятие и значение обращений граждан

Из теории права известно, что правовой статус личности или организации — это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права.

Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида». Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев.- М.: Норма, 2005.- С. 171.

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, с помощью норм данной правовой отрасли определяет его правовой статус.

В общем виде правовой статус граждан в административном праве (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления) и установленной нормами административного права ответственностью. Бородин, С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. — СПб., 2007. — С. 56.

Гарантии административно-правового статуса граждан это комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2008. — С. 213.

Читать еще:  Алиментные обязательства членов семьи

Одним из видов специальных юридических гарантий является обращения граждан. Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения являются предметом регулирования различных отраслей отечест-венного права: административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других.

На современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения получило закрепление в Основном законе страны. Таким образом, с формально-юридической точки зрения оно стало одним из основных (конституционных) прав граждан. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета (далее РГ). — 1993. — 25 декабря.

Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.

В праве на обращение проявляет.

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса
Понятие, виды и правовая основа обращения граждан. Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан: устные и письменные обращения. Основные доку.

Реализация института апелляции
История развития апелляции в гражданском процессе. Понятие и виды апелляции. Право апелляционного обжалования. Основания, порядок и срок обращения с ж.

Обращения граждан
Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявления граждан. Обращения как способ взаимодействия государства и гражданина. Организация делопроизводств.

Правовое регулирование рассмотрения дел о восстановлении на работе
Понятие, признаки и виды индивидуального трудового спора, особенности его правового регулирования. Порядок и сроки обращения и рассмотрения дел о восс.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Образование комиссий по тру.

Тема 23. Правовой институт административной жалобы

1. Понятие и отличительные признаки административной жалобы как вида обращений.

2. Правовое регулирование административного обжалования незаконных действий государственной администрации.

3. Виды административных жалоб, их отличительные особенности. Общая и специальная административная жалоба.

4. Основания для подачи административных жалоб. Общая характеристика предмета административного обжалования.

5. Административная процедура разрешения административных жалоб. Субъекты обжалования, сроки, порядок рассмотрения жалобы, виды решений по жалобе.

(i)Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Разбирательство по административной жалобе гражданина.

Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа студентов. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа:

Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу — он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума.

После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента: истец, ответчик, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до разбирательства: подготовка искового заявления или жалобы истца с адвокатом; предъявление искового заявления или жалобы; предъявление возражений на иск или жалобу ответчиком; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц.

II. Проведение игры

Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с КАС РФ.

III. Подведение итогов

Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных бакалаврами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом.

Литература

См. список основной и дополнительной литературы ко всем темам курса.

1. Абзонова О.В. Проблемы реализации прав на обращение за судебной защитой в гражданском и арбитражном процессе // Закон. 2006. №11.

2. Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. 2007. №8.

3. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист. 2007. №5.

4. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. 2008. №5.

5. Женетель С.З. Теоретический анализ основных положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. 2008. №4.

6. Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. 2007. №7.

7. Купреев С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период // Административное право и процесс. 2011. № 9.

8. Лыскова Е.И. Становление и развитие института обращений граждан // Право и политика. 2007. №3.

9. Лыскова Е.И. Роль органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении защиты прав граждан на обращение // Государство и право. 2007. №9.

10. Обращения граждан в системе защиты прав человека. Интервью с начальником Управления Президента РФ М.А. Мироновым // Журнал российского права. 2001. №11.

11. Румянцева В.Г., В.В. Им. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. №14.

12. Хорьков В. Законы об обращениях граждан // Законность. 2008. №7.

13. Юдин А. Обращения граждан в органы власти // ЭЖ-юрист. 2006. №29.

Нормативный материал

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №19. Ст.2060.

4. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г (ред. от 09.02.2009). // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. (ред. от 25.12.2208) // СЗ. 1995. № 47. Ст. 4472.

6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г №144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3349.

7. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан: Указ Президента РФ от 24 августа 2004 № 1102 (ред. от 21.10.2008). // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609.

8. Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России. Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. №750 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №49.

9. О введение в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генпрокуратуры от 17 декабря 2007 г. №200 (ред. от 05.09.2008) // Законность. 2008. №4

10. О ведение в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Приказ Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. №17 (ред. от 08.04.2008) // СПС «Консультант плюс».

11. О межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации: Приказ МИД РФ №4301, МВД РФ №264, Минобороны РФ №158, ФСБ РФ №160, СВР РФ №22 от 14 апреля 2006 г. // СПС «Консультант плюс».

12. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 // Российская газета. 2009. №27.

Контрольные вопросы

1. Какие известны нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав и свобод граждан? Идентичны ли понятия “охрана прав” и “защита прав”?

2. Можно ли отдать приоритет административному либо судебному способам защиты прав граждан?

3. Каков механизм деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и его роль в защите прав и свобод граждан?

4. Какова роль Прокуратуры Российской Федерации в защите прав и свобод граждан?

5. Каково содержание отдельных стадий производства по административной жалобе граждан?

6. В каких случаях возможна самозащита прав граждан?

7. Найдите и назовите нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector