Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничение правомочий собственника на земельные участки

Вещные права на земельные участки: субъекты, объекты, правомочия, их ограничение

Вещное право — право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его хозяйственного господства. Законодательно закреплены признаки вещного права:

1) право следования (право следует за вещью);

2) абсолютный характер защиты (защита вещных прав лица, не являющегося cсобственником, осуществляется любым лицом).

Закон к вещным правам на земельные участки относит:

1) право собственности,

2) право пожизненного наследуемого владения землей;

3) право постоянного (бессрочного) пользования землей;

Право собственности на земельные участки. Установлено многообразие форм собственности на земельные участки, т.е. частная собственность, собственность Российской Федерации, субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Однако необходимо учитывать закрепленный ст. 27 ЗК РФ перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.

Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование возможно государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия, на основании решения государственного или муниципального органа, полномочного на принятие таких решений. Юридические лица, которые приобрели земельные участки на этом праве до вступления в силу Земельного кодекса РФ, должны переоформить его на право собственности или на право аренды. Общий срок такого переоформления составляет до 01.01.2012 г.

Земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются гражданам.

Новый Земельный кодекс не допускает приобретения земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения гражданами. Те граждане, которые имеют земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Срок такого переоформления не установлен. Такие граждане не имеют право распоряжаться земельными участками, принадлежащими им на этом праве, за исключением передачи по наследству.

Сервитут— право ограниченного пользования чужими земельными участками. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка; в некоторых случаях сервитут устанавливается судом. Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, если отпали основания установления сервитута.

Сервитутные права граждан — отдельные, строго определенные, закрепленные законом или договором с собственником права по использованию чужих земельных участков, ограниченные конкретными хозяйственными или потребительскими нуждами (проход или проезд через соседний земельный участок, обеспечение водоснабжения и др.). Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, пользующихся сервитутом, соразмерной платы за пользование участком. При прекращении оснований пользования сервитутом он может быть прекращен по требованию собственника участка. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется (ст. 275 ГК). Выделяют частные и публичные сервитуты.

Частный сервитут — сервитут, обеспечивающий интересы одного лица либо небольшой группы лиц (например, проход или проезд через соседний участок).

Публичный сервитут — сервитут, обеспечивающий интересы общества (например, прокладка линии электропередач). Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативно-правовыми актами

органов местного самоуправления.

Ограничения прав землепользователей, землевладельцев и собственников:осуществление им соответствующих правомочий не должно наносить вред окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц.

Вещные права на жилые помещения: субъекты, объекты, правомочия, их ограничение

Право собственности.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Правомочия и их ограничения

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.

3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Ограничения прав собственников земельных участков

В дореформенный период существования исключительной государственной собственности на землю проблема ограничений прав собственников земельных участков не возникала в виду отсутствия таковых. С началом земельной реформы возможность правомерного ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов впервые была предусмотрена в ст. 54 ЗК РСФСР 1991 г., согласно которой их права «могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР». Однако из данной нормы не было ясно, во-первых, кем и в каком порядке могли быть ограничены права землепользователей, а во-вторых, почему названные ограничения могли осуществляться только законодательством республик, а не всех субъектов РФ.

Впоследствии попытка урегулировать основания, порядок и правовые последствия установления ограничений прав на землю была предпринята в Конституции России, а также в земельном и градостроительном законодательстве РФ и субъектов РФ. Причинами появления соответствующих правовых норм стало осознание представителями органов власти всех уровней теории социальной функции собственности, необходимости ее служения общественным интересам. Однако до настоящего времени в нормативно-правовых актах РФ отсутствует четкое разграничение понятий «ограничения», «обременения» и «пределы» осуществления правомочий собственников земельных участков. Ограничения права собственности не могут состоять в изъятии из его содержания тех или иных правомочий. При ограничении правомочие, подлежащее ограничению, не исключается из права собственности, но не может быть осуществимо в полном объеме. Поскольку правомочие, подлежащее ограничению, не исключается, а остается в содержании права собственности при отмене ограничения происходит не новое приобретение этого правомочия, а восстановление возможности осуществления его в полном объеме. Таким образом, по своей сути ограничения права собственности касаются не права, а лишь его осуществления.[57]

По мнению О.И. Крассова, под ограничениями прав лиц, использующих земельные участки, следует понимать установленные в административном порядке запреты на отдельные виды хозяйственной деятельности и использования земли либо требования о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих нормативных актах. Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки.[58] В связи с этим представляется обоснованным сформулировать классификацию ограничений права собственности на земельные участки.

Читать еще:  Как разделить имущество, нажитое в гражданском браке

По содержанию ограничения права собственности в самом общем виде можно классифицировать в две большие группы: ограничения права юридического распоряжения и ограничение права пользования объектом права собственности.[59] По властному органу, непосредственно принимающему решение об установлении ограничений, следует выделить судебные органы, а также органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления. По сроку действия ограничения бывают бессрочными или установленными на определенный срок.

По субъекту права собственности, земельный участок которого подвергается ограничениям, можно выделить ограничения права частной собственности, государственной (РФ и субъектов РФ) и муниципальной собственности. Так, по мнению А.А. Соколовой, «ограничения права муниципальной собственности представляют собой предусмотренные законом правила, понуждающие муниципальные образования воздерживаться от определенных действий, механизмы, устанавливающие препятствия для не законных действий несобственников в отношении муниципального имущества в целях защиты прав и интересов населения».[60]

На наш взгляд, ограничения муниципальной или государственной собственности (в отличие от частной собственности) касаются преимущественно правомочия распоряжения земельным участком. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления (равно как и органы государственной власти) непосредственно не занимаются хозяйственной деятельностью на земле. Ограничения в распоряжении государственными или муниципальными земельными участками прямо предусмотрены в ст. 27 ЗК РФ (ограничения оборотоспособности земельных участков). Кроме того, например, орган местного самоуправления стеснен в возможности предоставления земельного участка под застройку физическим и юридическим лицам на территории, где документами территориального планирования вышестоящего уровня запланировано размещение объекта капитального строительства федерального (регионального) значения. Возможность органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка в частную собственность также сужается и в случае установления публичного сервитута органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (например, в случае необходимости прокладки федеральных магистральных нефте- или газопроводов).

В качестве примера ограничений государственной собственности на землю можно выделить конструкцию права общего природопользования, позволяющую гражданам пользоваться без особого разрешения водными объектами (для купания, забора воды без применения технических средств), собирать грибы, ягоды и иные дары леса, бурить скважины на первый водоносный горизонт при постройке колодцев и т.д. Таким образом, правомочия государства-собственника ограничиваются в общественных интересах.

В зависимости от предмета правового регулирования, можно различать следующие виды ограничений:

Конституционно-правовые ограничения. Конституция Российской Федерации установила в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничение прав должно быть соразмерно конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов.

Градостроительные ограничения прав собственников земельных участков. Назначение градостроительного законодательства заключается в том, чтобы определить права собственников недвижимости в части видов разрешенного использования и параметров изменений (строительства) объектов недвижимости, а также обеспечить контроль за соблюдением этих прав. Из трех правомочий собственника участка градостроительное законодательство регламентирует, прежде всего, право пользования. Виды разрешенного использования недвижимости (магазин, офис, жилье) и ее параметры (этажность, общая площадь) определяют величину пользы, которую конкретный объект недвижимости может принести ее собственнику. Устанавливая такое право градостроительное законодательство во многом предопределяет стоимость недвижимости не только на текущий момент, но и в будущем.

Градостроительно-правовые ограничения сужают возможность собственника осуществлять отдельные субъективные права в течение определенного времени, на определенной территории или по отдельным вопросам (параметрам и видам использования участка) вплоть до их устранения. При этом само правомочие собственника по владению, пользованию и распоряжению участком как таковое не исчезает, но возникают затруднения (стеснения) при осуществлении указанных правомочий. При отмене нормативного акта, повлекшего установление ограничений (например, в случае отмены решения о государственной охране памятника культуры (истории, архитектуры и т.д.), правомочия собственника восстанавливаются в полном объеме.

Земельно-правовые ограничения. К их числу следует отнести ограничения прав на землю в интересах объектов специального назначения (транспорта, связи и т.д.). Например, такого рода ограничения хозяйственной деятельности в целях обеспечения надлежащих условий эксплуатации автодорог и нормальной работы автотранспорта предусмотрены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования». Другой разновидностью данной группы ограничений является резервирование земельного участка. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Собственник земельного участка, попавшего в пределы зарезервированной территории, может быть ограничен в праве пользования им.

Своеобразной разновидностью резервирования можно считать ограничение прав собственника предстоящим изъятием участка для государственных или муниципальных нужд. С момента государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о таком предстоящем изъятии земельного участка, собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например, в части застройки земельного участка или иных действий, связанных с повышением стоимости земли.

Эколого-правовые ограничения. Это один из наиболее распространенных видов ограничений, означающий запрет причинения ущербаокружающей среде, посягающего на конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Данная задача решается, во-первых, посредством создания территориальных экологических ограничений приданием определенным территориям особого эколого-правового статуса (особо охраняемых природных территорий или зон экологического бедствия), а также посредством установления территориальных ограничений, вызванных осуществлением хозяйственной или иной деятельности (санитарные зоны, санитарно-защитные, охранные зоны и т.д.). Так, правомочия собственника ограничиваются при создании практически любой особо охраняемой природной территории, в том числе в их охранных зонах.

Во-вторых, введение ограничений, стесняющих правомочие пользования собственника, в связи с установлением экологических требованийпредъявление к хозяйственной и иной деятельности обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными природоохранными нормативными документами. Такие требования могут предъявляться к хозяйственной или иной деятельности в различных сферах человеческой жизнедеятельности и отраслях экономики — промышленности, транспорте, обороне и т.д. и касаются, в том числе, экологических ограничений при строительстве хозяйственных объектов.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды и формы собственности на землю? Каковы проблемы в сфере разграничения государственной собственности на землю?

2. Сформулируйте определение права частной собственности на землю. Каково его содержание?

3. Каковы основания и порядок приобретения права частной собственности на землю? Каковы должны быть размеры приватизируемого (переоформляемого) гражданином земельного участка?

4. Назовите основания прекращения права частной собственности на землю. В каких случаях она осуществляется принудительно?

5. Дайте определение ограничений права частной собственности на землю. В каких целях они устанавливаются?

Литература

1. Анисимов А.П. Проблема приобретения права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности в свете нового земельного законодательства // Юрист. – 2002. — № 12.

2. Анисимов А.П., Мелихов А.И. Конституционно-правовые проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о частной собственности на землю // Юридический мир. – 2003. — № 5.

3. Волков Г.А. Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право. – 2003. — № 1.

4. Волкова Т.В. Правовое регулирование перераспределения земель // Вестник СГАП. -2002. — № 2.

5. Галиновская Е.А. К вопросу об оформлении прав на земельные участки. // Право и экономика. – 2003. — № 1.

6. Гольцблат А.А. Мотивы скорейшей приватизации земли. // Право и экономика. – 2003. — № 3.

7. Грудцына Л. Особенности владения, пользования и распоряжения садовым участком // Адвокат.- 2004. — № 6.

8. Камышанский В.П. Ограничения права собственности. Монография. — Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

9. Карномазов А.И. Судебные споры о признании права собственности на земельные участки // Нотариус. — 2004. — № 1.

Читать еще:  Где и как получить свидетельство о расторжении брака после решения суда

10. Кузнецов Д. Понятие приватизации земельных участков в российском законодательстве // Хозяйство и право. — 2004. — № 7.

11. Кульнев В.Н. Проблемы применения земельного законодательства в связи с разграничением государственной собственности на землю // Аграрное и земельное право. – 2004. — № 1.

12. Медведев С. Новое земельное законодательство: разграничение государственной собственности на землю и участие публичных образований в хозяйственном обороте земли // Хозяйство и право. – 2002. — № 7.

13. Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003. № 8

14. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. – 2004. — № 10.

15. Чубуков Г.В. Земельная недвижимость как правовая категория // Экологическое право. — 2002. — № 3.

16. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации. — М, 1993.

17. Эйриян Г. Определение собственника на вновь образованные земельные участки // Российская юстиция. – 2004. — № 2.

Понятие и виды ограничений прав на землю в публично-правовых и частноправовых интересах

Согласно ч. 7 ст. 41 Конституции использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. Итак, субъективное право следует рассматривать как установленный законом уровень не только возможной, но и должного поведения владельца.

Таким образом, определенные ограничения осуществления субъективных прав, связанных с земельной собственностью, является проявлением пределов реализации права собственности на земельные участки с учетом тех или иных обстоятельств, которые могут представлять как публичный, так и частный интерес. Такие ограничения устанавливаются как в силу прямых предписаний законодательства, так и на основании соответствующих договоров, одной из сторон которых является собственник земельного участка. Ограничения, установленные для предыдущего владельца, распространяется и на следующих, если не потеряли силу обстоятельства их договорного установления.

Наличие ограничений должна сочетаться с системой принципов обеспечения права владельцев распоряжаться земельными участками. Среди них можно выделить такие, как допустимость ограничения права собственности только в общественных интересах; справедливая компенсация владельцам убытков; установление ограничений на основании и в рамках закона; равенство всех собственников перед ограничениями; судебная защита права собственности. При этом главным принципом регулирования земельных отношений должно быть обеспечение паритета частных и общественных интересов.

Итак, ограничения прав собственников земельных участков составляет закрепление в установленном порядке запретов относительно осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности, связанной с использованием земли, требования воздерживаться от определенных действий или предоставление ограниченной возможности использования с четко определенной целью чужого земельного участка.

Ограничением надо считать и любые запреты и требования, предписывающие воздерживаться от совершения определенных действий, предусмотренных законодательством для соответствующих видов земельных участков при наличии определенных условий и которые не применяются к другим участкам аналогичного целевого назначения.

В литературе ограничения также разделяют на общие и специальные. Под общими ограничениями прав на землю следует понимать ограничения, которые распространяются на осуществление определенной категорией субъектов прав на землю своих правомочий в равной степени. К специальным ограничениям прав на землю относятся ограничения, которые распространяются на осуществление определенной категорией субъектов прав на землю своих правомочий не в равной степени, то есть выборочно.

Ограничением прав на землю посвящена гл. 18 ЗК. В ст. 110 ЗК обременения выступают как разновидность ограничений прав на землю. В соответствии со ст. 111 ЗК право на земельный участок может быть ограничено законом или договором путем установления: запрета на ее продажу или иное отчуждение определенным лицам в течение установленного срока; запрета на передачу участка в аренду (субаренду); права на преимущественную покупку в случае его продажи; условия принятия наследства только определенным наследником; условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков; запрета на осуществление отдельных видов деятельности; запрета на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта и внешнего вида недвижимого имущества; условия осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги; условия соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ; условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке; других обязательств, ограничений или условий. Ограничения использования земельных участков, как и право земельного сервитута, подлежат государственной регистрации. Срок действия ограничений определяется законом или договором.

По результатам установления ограничений для владельцев земельных участков их можно разделить на 2 основных вида: ограничения без возмещения владельцам причиненных убытков и ограничения с возмещением убытков. Основанием для такой классификации является ст. 156 ЗК, в которой, в частности, указано, что владельцы земли и землепользователям возмещаются убытки, причиненные вследствие установления ограничений по использованию земельных участков.

Право собственника может быть также ограничено (обременено) установлением земельного сервитута по требованию другого собственника или землепользователя. Социальная же функция права собственности получает выражение в соблюдении собственниками земельных участков правил добрососедства.

Все указанные выше ограничения получают конкретное проявление при регулировании осуществления «триады» правомочий, составляющих содержание права собственности (владения, пользования и распоряжения) на земельные участки.

Ограничение права владения состоят в том, что земельное законодательство строго регламентирует предельные размеры земель, прежде всего сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности — до 100 га (п. 13 Переходных положений ЗК).

Ограничение права пользования земельными участками регламентирующие право земельного сервитута, эмфитевзиса, суперфиция, правила добрососедства и установление ограничений прав на землю.

Ограничение права распоряжения допускается действующим законодательством путем ограничения оборота земельных участков с учетом требований ст. 131 ЗК. Эти требования заключаются, прежде всего, в законодательном закреплении перечня видов земель, должны изыматься из гражданского оборота, а следовательно, не могут быть объектами права частной собственности. К таким землям относятся техногенно-загрязненные земли сельскохозяйственного назначения, на которых невозможно получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), а также деградированные и малопродуктивные земли (ст.ст. 170, 172 ЗК).

По срокам ограничения делятся на постоянные и временные. К постоянным могут быть отнесены обязанности собственников земельных участков своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон и т.д. Временными ограничения по целевому использованию земельных участков; купли-продажи земельных участков, занятых в сельскохозяйственном производстве; ограничение общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения (до 1 января 2015 p.) запрет на внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ (до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и рынке земель); особые условия аренды.

Ограничение права собственности на землю можно классифицировать по объектом, субъектом и содержанием. К ограничениям по объекту можно отнести ограничение общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения 100 га. Увеличение этой площади возможно лишь в случае наследования земельных участков по закону.

Ограничения по субъекту характеризуется тем, что одной стороной в этом в случае один владелец, а второй, в интересах которого устанавливаются ограничения, — другой собственник или землепользователь. К таким ограничениям можно отнести обязанности собственника не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; требований, связанных с охраной окружающей среды; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем; своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов.

Ограничения, связанные с содержанием правоотношений можно разделить на 3 группы:

1) те, которые запрещают совершение определенных действий на земельном участке;

2) ограничения, которые дают право соседнем собственнику или землепользователю так или иначе пользоваться земельным участком владельца;

Читать еще:  Порядок проведения очно заочного голосования собственников мкд

3) ограничения, которые сочетают первые две группы ограничений.

Раздел или объединение земельных участков не прекращает действия ограничений, обременений, установленных на земельные участки, кроме случаев, когда ограничение (обременение) распространялось только на часть земельного участка, которая в результате раздела земельного участка не вошла в сформированный новый земельный участок.

Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.

Ограничения в использовании земель, непосредственно установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действуют с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.

Сведения об ограничениях в использовании земель указываются в проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка, кадастровых планах земельных участков, другой документации по землеустройству. Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственный земельный кадастр.

Ущемление прав на землю: почему и как устанавливаются ограничения на использование участка?

Некоторые владельцы земельных участков сталкиваются с тем, что их права на использование недвижимого имущества ущемляются властями. Это вызывает ряд неудобств и проблем. Не всегда подобное решение муниципальных или государственных органов является справедливым. Важно понимать, что собой представляет ограничение прав на землю, когда и при каких условиях оно вводится, подлежит ли оспариванию.

  • 1 Общая характеристика обременений в использовании земельных участков
  • 2 Виды и основания
  • 3 Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования
  • 4 Как оспорить в судебном порядке?

Общая характеристика обременений в использовании земельных участков

Многие граждане думают, что обременение и ограничение прав – это одно и то же. Но в земельном праве эти понятия различаются. Так, под обременением подразумевают наличие дополнительных обязанностей по содержанию и пользованию имуществом, установленных по соглашению сторон и в рамках действующего законодательства.

Ограничение – это наличие ущемлений, запрещений, которые стесняют права собственника на принадлежащий ему объект и введены в интересах общества, государства.

Ограничения права собственности на землю устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом, Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами. Инициатором его введения выступают государственные или муниципальные власти.

Иногда запрет на пользование и распоряжение участком устанавливается судебным решением. В третьем пункте статьи №55 Конституции России приведена возможность ограничения свобод и прав человека, но лишь в той мере, в какой это требуется для защиты здоровья, нравственности, обеспечения безопасности и обороны страны.

Особенности ограничения прав на надел:

  • может быть обжаловано в судебном порядке;
  • сохраняется при переходе имущества к другому собственнику;
  • может быть наложено на весь участок или его определенную долю;
  • подлежит государственной регистрации.

Виды и основания

Гражданам надо понимать, какие земли подлежат ограничению в использовании. Цели введения ущемлений и запретов на надел могут быть разными. Поэтому наложить ограничение власти могут на любой участок.

Чаще всего – это земли, расположенные около промышленных объектов и охранных зон. Ограничения в правах делятся на виды по характеру ущемления, сроку действия, типу земли.

В законодательстве России выделяют два вида ограничений прав на землю:

  1. запрет на оборот надела. Ущемляет права собственника на распоряжение участком. Это означает, что владелец имущества не может его продать, обменять, сдать в аренду, подарить и т.п. Регламентируется статьями №15 и 27 ЗК РФ, а также третьей статьей ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  2. ограничение на использование надела. Устанавливается с целью соблюдения интересов и прав других природопользователей, сохранения особо охраняемых территорий, ландшафтов, обеспечения нормального функционирования промышленных, транспортных объектов и инженерной инфраструктуры. Регламентируется статьей №56 ЗК РФ.

По сроку действия ограничения прав на землю бывают двух видов:

  1. бессрочные. Вводятся на постоянной основе;
  2. временные. Устанавливаются на определенный период.

Основания для ограничения прав на земельный участок:

  • надел физлица расположен на территории санитарной зоны. Гражданин использует землю ненадлежащим образом;
  • на участке по контракту с муниципальными или государственными органами запланировано строительство транспортных магистралей, объектов недвижимости;
  • надо сохранить естественные пути миграции животных и птиц;
  • на земле расположены культурные или исторические, архитектурные памятники;
  • на участке найдены редкие растения и животные, которые занесены в красную книгу и нуждаются в сохранении;
  • необходимость проведения ремонтных работ сетей коммуникаций, проходящих через участок, или технических сооружений, которые на нем расположены.

Также ограничения прав на надел могут устанавливаться с такой целью:

  • надо обеспечить нерушимость конституционного строя;
  • необходимо повысить обороноспособность государства;
  • имеется потребность в защите прав и законных интересов других физических лиц;
  • нужно обеспечить стабильность страны.

Все остальные случаи ограничения права собственности на землю считаются незаконными и расцениваются как покушение на частное имущество.

Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования

При наложении ограничений на использование и распоряжение частной собственностью важно придерживаться установленного алгоритма действий. Иначе владелец имущества сможет оспорить решение в суде и добиться восстановления в правах и денежной компенсации морального вреда.

Порядок введения ограничения на земельный участок:

  1. муниципальные или государственные органы власти проводят заседание, на котором решают наложить на определенный участок земли ограничение. Выбирается вид и срок ущемления прав на недвижимое имущество. Оформляется протокол, составляется акт. Подготавливаются бумаги, доказывающие необходимость ущемления прав гражданина на надел;
  2. решение доносится до владельца недвижимости. Объясняются цели, причины и сроки, характер ущемления его прав на участок. Предоставляется составленный и подписанный на заседании протокол и акт;
  3. проводится регистрация ограничений в Росреестре.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Как оспорить в судебном порядке?

Подавать иск разрешается с момента получения официального уведомления о наложении на надел некоторых запретов по его использованию. Обращаться в судебную инстанцию рекомендуется при условии, если собственник земли уверен в том, что решение администрации противоречит положениям действующего законодательства.

В противном случае, гражданин не добьется поставленной цели, а лишь понесет финансовые траты на сбор необходимых документов и подачу искового заявления. Важно наличие хорошей доказательной базы.

Подобные дела в суде рассматриваются часто. Но требование истца удовлетворяется редко. Это в большей степени объясняется отсутствием четко обоснованной позиции защиты. Поэтому рекомендуется при планировании подавать заявление в суд, обратиться за помощью к квалифицированному и опытному юристу.

Специалист поможет грамотно обосновать позицию и составить иск, подготовить доказательную базу. Для обжалования решения государственных или муниципальных органов о наложении ограничений на права пользования участком, нужно придерживаться стандартного алгоритма действий.

Порядок обжалования состоит из таких этапов:

  • подготовить доказательную базу;
  • сформировать пакет документов, необходимый для подачи иска;
  • обратиться в суд;
  • написать заявление. Предоставить комплект бумаг специалисту;
  • получить квитанцию на оплату госпошлины. Перевести требуемую сумму денег на указанные реквизиты. Предоставить чек об оплате специалисту;
  • получить расписку о приеме документов;
  • принять участие в заседаниях. Рекомендуется заручиться поддержкой адвоката. Земельные вопросы сложные и требуют знания действующих законов;
  • дождаться принятия судьей решения.

Таким образом, ограничение прав на землю может вводиться государственными или муниципальными властями с целью охраны природы, обороны страны, проведения ремонтных работ и т.п. Обязательно оно оформляется актом, который предоставляется собственнику надела для ознакомления.

Затем ущемление прав регистрируется в стандартном порядке. Владелец участка имеет право обжаловать решение администрации в суде. Но, как показывает практика, без опытного адвоката это сделать крайне сложно. Поэтому в случае наложения ограничений на надел, рекомендуется сразу обратиться к юристу за помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector